Конспект мероприятия работы с родителями дошкольников фасилитация. Деловая игра с родителями с элементами фасилитации. Сбор информации и мнений

Университет Талантов – это образовательно-коммуникационная платформа, которая содействует талантливым и одаренным детям и молодежи в развитии компетенций, профессиональном росте и трудоустройстве в Республике Татарстан. Развивать надпредметные компетенции, раскрывать потенциал, а также находить и получать лучшие знания и опыт студентам Университета Талантов помогают наставники. Благодаря наставнику молодой человек формирует рефлексивную позицию по отношению к себе и миру и достигает желаемых результатов.

21 ноября более 20 молодых педагогов – учителей школ Советского района (г. Казань) познакомились с Университетом Талантов. Встреча прошла на базе школы № 86 (г. Казань) в формате интерактивной мини-лекции с практической работой в парах. Вместе с координатором курса Университета Талантов Екатериной Родионовной Салиховой учителя узнали о компетенции наставника-фасилитатора и получили ценные знания по применению этого навыка на практике.

Перед учителями стояли задачи – погрузиться в деятельность Университета Талантов, изучить модель компетенций наставника, четыре условиях самореализации личности по принципам гуманной педагогики, раскрыть понятие «фасилитация» и изучить значение и возможности фасилитации в работе с детьми и молодежью.

Фасилитация – раскрытие потенциала молодого человека и команд с помощью создания благоприятной атмосферы, поддержки инициатив, повышения уверенности наставляемого в своих силах. Фасилитатор вдохновляет и мотивирует молодых людей на реализацию своих идей.

Учителя освоили метод «Шкалирование». Суть метода в том, что нужно поставить себе цель и на оси координат от 0 до 10 и отметить, как близко ты приближен к ней и на какой точке в данный момент находишься. Выполняя практические задания, необходимо подводить итоги и оценивать прогресс на шкале. При выполнении этого упражнения, учителя ответили на вопросы: «где вы бы хотели оказаться на оси координат?», «на сколько делений шкалы нужно продвинуться за два часа работы?». Участники написали по три способа действия, которые помогут им дойти до нужной шкалы, тем самым создали правила достижения желаемого – внимание, осознание важности, интерес, активное участие.

Разина Сафина , учитель математики физико-математического лицея № 110 (г. Казань), рассказала о том, как она применит полученные знания в своей работе:

– Я раньше слышала про деятельность Университета Талантов и рада, что приняла участие в сегодняшнем обучении. Здесь мы познакомились с понятием «фасилитация», также я узнала о полезном инструменте «Шкалирование», буду применять его на уроках в школе. Я думаю, что дальнейшие встречи в рамках мероприятий Университета Талантов будут еще более интересными и информативными, поэтому приму в них участие.

  • ты – это проблема
  • у тебя есть проблема
  • ты – попутчик
  • ты – человек, который встречается со сложностями и препятствиями, на которых учится

Тот, кто задумал убеждение, повторял его про себя и смотрел на партнера, а другой угадывал, какое убеждение было задумано.

После выполнения упражнения участники провели анализ, ответив на три вопроса:

  • какое у вас ощущение?
  • важно ли то, с каким посылом мы вступаем в диалог, и будет ли этот диалог развивающим после каждой фразы?
  • какое отношение рождает внутренний настрой собеседника?

Учителя пришли к мнению, что по взгляду, жестам и мимике можно было определить внутреннее убеждение партнера. На основе этого был сделан вывод, что наставнику важно правильно настроиться для общения с ребенком и вступать в диалог с позитивным посылом.

При выполнении следующего упражнения учителя познакомились с принципами фасилитатора в развивающем диалоге с ребенком по Милтону Эриксону:

  1. Все люди хороши такими, какие они есть
  2. Все люди обладают внутренними необходимыми ресурсами
  3. Все люди осуществляют лучший выбор из возможных
  4. В основе каждого поступка лежит позитивное намерение
  5. Изменения неизбежны

Упражнение выполнялось в парах. Первый участник кратко рассказал о трудной ситуации или вызове на работе. Второй участник дал сначала советы, затем задал направляющие вопросы: «почему бы вам не попробовать сделать…», «вам следует уладить ситуацию так...», «я думаю, что лучшим способом будет...». Далее второй участник выступал в роли фасилитатора и задавал развивающие вопросы: «чего вы на самом деле хотите добиться в этой ситуации?», «что вам следует сделать, чтобы достичь цели?», «как вы можете достичь цели?», «почему это для вас важно?».

После упражнения участники провели анализ, ответив на 2 вопроса:

  • что вы чувствовали в первом диалоге?
  • что вы чувствовали во втором диалоге?

Выяснилось, что во втором случае наставник в роли фасилитатора отступает от своих личных взглядов и сосредотачивается на том, чтобы ребенок сам ответил на свой запрос. Таким образом, наставляемый сам приходит к решению задачи, которое наиболее эффективно для него лично.

Также учителя узнали о существующих условиях самореализации детей и молодежи в Университете Талантов*. Соблюдение этих условий помогает детям и молодым людям найти свое любимое дело и профессионально в нем развиваться:


В конце встречи учителя поделились своим видением, как и с помощью каких инструментов можно создать для школьника условия самореализации.

Диана Сабитова , учитель английского языка многопрофильной полилингвальной гимназии № 180 (г. Казань), рассказала о проделанной работе:

Мне нравится атмосфера, где собираются все молодые педагоги, здесь мы можем почерпнуть полезный ресурс от каждого из нас. Проделанная коллективная работа «открыла» учителей с разных сторон. Оказалось, что я могу быть ответственной за большой проект. Коллеги предложили мне рассказать про условия самореализации детей, сама бы я не вызвалась. На обучении я узнала о компетенции наставника-фасилитатора. Буду изучать и применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Виктория Шамгунова , учитель физической культуры гимназии № 183 (г. Казань), поделилась, что нового она узнала на обучении:

– Понятие «фасилитация» актуально для нас в жизни. Обычно я выступаю в роли советчика, но, приняв позицию фасилитатора, я поняла, что буду развиваться в этом направлении. Фасилитатор помогает человеку решить жизненные задачи, не давая советы, а задавая наводящие вопросы, чтобы человек сам пришел к решению. Я раньше не была знакома с Университетом Талантов, сейчас планирую участвовать в его программах.

Для специалистов по работе с детьми предусмотрен курс . Для прохождения обучения необходимо подать заявку на вступление в .

*Условия самореализации детей и молодежи отражены в диссертации доктора педагогических наук, сопредседателя Научно-экспертного совета госпрограммы Сергея Сергеевича Гиля «Муниципальная система социально-педагогической поддержки молодежных инициатив: теория и практика».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ Составила воспитатель: Селезнева Т.Н. Санкт-Петербург г. Колпино 2016 Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №35 Колпинского района Санкт – Петербурга

Цель: изменение традиционного видения процесса совместной работы педагога с детьми и родителями. Задачи: Формировать умение Признать равенство позиций всех субъектов совместной деятельности Развивать умение Создавать оптимальный психологический настрой в группе, обеспечивая реализацию резервов (педагогов, родителей, детей) как партнеров по общению и учитывая эмоциональное состояние, индивидуальные особенности партнеров научиться гибко перестраивать позицию, менять роль в общениии, выбирая оптимальное сочетание средств общения и способов воздействия

Фасилитация этимологически имеет латинское происхождение /ускорять, стимулировать/. Фасилитация производное от глагола – облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющих всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех. Фасилитация как условие – обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.

Фасилитатор – не заинтересованный в итогах обсуждения, не представляющий интересы ни одного из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист, который отвечает за качественное выполнение повестки дня. Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации тренер не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Фасилитаторы – удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.

Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы: Диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений; Технология: постановка цели, анализ реальности, разработка вариантов действий, утверждение воли к действию; Помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы; Консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы; Снятие барьеров и преград в общении; Развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации; Посредничество, актуализация позиций и чувств клиента; Содействие презентации субъекта; Выработка общего решения, предотвращение возмущения и невелирования его до выражения желания, мозгового штурма

Установки фасилитации – принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому); открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям); конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Модели фасилитации: 1.мировое кафе 2.поиск будущего 3.конференция «Поиск» 4.технология открытого пространства 5.динамическая фасилитация 6.саммит позитивных перемен 7.выход за рамки

1.Мировое кафе /идеально подходит, когда нужно собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей/ Роли участников: -спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении); - «хозяин кафе» (фасилитатор или группа, помогающих управлять процессом); -команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие); -участники собрания

1. мировое кафе Ход Мероприятия: Начало - Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола». Основная часть - Несколько (минимум 3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. Задача «хозяев стола» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей группы и фиксировать новые идеи. Завершение - Возвращение участников за свой столик, обобщение идей, кластеризация основных идей. Это инструмент для создания контекста коллективных действий, поощряет инициативу, стимулирует к творчеству.

2.Поиск будущего /используется, когда различным заинтересованным группам необходимо найти общую основу для будущего сотрудничества/ Роли участников: -Спонсор (один человек или группа заинтересованных в проведении). -организационный комитет (включает основных участников, кот. совместно с фасилитатором выбирают тему, разрабатывают программу, подбирают участников; выбирают место проведения и обеспечивает логистику мероприятия). - фасилитатор (кроме подготовки мероприятия, управляет ходом мероприятия: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. -участники (как правило, представители различных групп: родители, специалисты ДОУ, управленцы) Требует тщательной подготовки – определения темы, подготовки раздаточных материалов с заданиями и рабочими листами для смешанных и целевых групп.

2. Поиск будущего Ход мероприятия: Взгляд на прошлое – разогрев участников, обсуждение тенденций, кот. влили на группы в прошлом. Взгляд на настоящее – создание общегрупповой «карты сознания» тенденций, которые влияют на группу или исследуемую проблему в настоящем. Взгляд на будущее – создание идеальных сценариев будущего. Обнаружение общих основ – формирование сценариев общего будущего. Планирование действий – составление конкретных планов

3.Конференция «Поиск» /используется для проведения эффективных сессий стратегического планирования/ Роли участников: -Спонсор (человек или группа, заинтересованных в проведении) – определяет цель собрания -Группа подготовки и планирования (2-3 человека - ключевые участники, которые определяют процесс выбора участников, организуют обучающие сессии, обеспечивают логистику мероприятия) - фасилитатор (кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом собрания: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса) -участники (внутренние и внешние представители системы).

3. конференция « Поиск» Метод требует тщательной подготовки. На первой планирующей сессии спонсор и другие ответственные и заинтересованные лица определяют тему и определяют границы системы. Это необходимый шаг для того, чтобы затем определить внутренних и внешних по отношению к системе участников. В качестве внешних по отношению к системе участников, но играющих значительную роль в предстоящих изменениях, будут выступать ключевые политические фигуры, представители городской и федеральной администрации. все участники должны быть тщательно проинформированы о целях и задачах собрания и четко понимать, что им предстоит делать в рамках мероприятия.

4.Технология открытого пространства / метод используется только в том случае, если в учреждении имеется действительно сложная проблема и никто не знает как к ней подойти / Роли участников: - Спонсор (человек или группа заинтересованных в проведении) – определяет тему мероприятия. - Фасилитатор – помогает спонсору сформулировать тему, запустить работу самоорганизующихся подгрупп, следит за тем, чтобы у участников была возможность зафиксировать отчет о работе своей подгруппы (лучше всего с помощью компьютеров) и чтобы отчет был вовремя доступен всем участникам группы, проводит завершение процесса. -Участники – все лица, заинтересованные в обсуждении (участие в мероприятии является исключительно добровольным).

4. технология открытого пространства Ход Мероприятия: Начало работы – приветствие и представление участников; объявление темы; концентрация внимания на самостоятельном создании овестки работы; описание процесса; формирование доски объявлений; открытие «деревенского рынка». Основная часть - а)работа самоорганизующихся групп; б)подготовка отчетов; в)знакомство с отчетами и расстановка приоритетов; г)конвергенция (данное понятие пришло к нам из латинского языка и означает оно «сближение». Нельзя не отметить, что это определение используется не только в биологии, но и в лингвистике, телекоммуникации, и даже в политологии. Именно поэтому следует понимать, что конвергенция – это определенное сходство признаков у организмов, которые несхожи по своей природе, возникшее в контексте эволюции. В результате данного процесса у них возникает определенный ряд схожих признаков (например, внешний облик, строение органов); д)встречи по планированию действий. Завершение – техника «говорящая палочка»

5.Динамическая фасилитация /это способ креативного исследования проблемы и достижения «творческого консенсуса без компромисса» роли участников: -Заказчик (человек или группа заинтересованных в проведении) определяет роль и цель обсуждения в более широких границах происходящего, желаемый результат, участвует в процессе обсуждения. - Фасилитатор – ведет процесс. -Участники – члены организации или сообщества.

5. Динамическая фасилитация Ход динамической фасилитации: Введение в процесс - Процесс может начинаться сразу же с вопроса фасилитатора: «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?», либо с краткого введения в процесс. Начальная стадия – процесс выслушивания, вытягивания и приветствия «первичных решений». Вытягивание опасений и альтернативных решений. Работа с отстаиваинием участниками своих позиций. Вытягивание расхождения группы. Переходная и промежуточная стадии - Фасилитатор помогает остаться в творческом процессе расхождения-схождения-расхождения идей. Завершающая стадия - Создание листов с результатами и закладками. Закладки помогают суммировать наработки и оценить объем проделанной работы.

6.Саммит позитивных перемен /используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения и ценностей/ . Роли участников: Спонсор - человек или группа заинтересованных в проведении) Группа планирования - ключевые участники, представляющие различные уровни и направления в организации). Фасилитатор - кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом саммита: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. Участники – внутренние и внешние представители учреждения. Составление правильных вопросов – ключевой шаг в процессе подготовки саммита.

6. саммит позитивных перемен Ход мероприятия: Открытие - исследование и увязывание многочисленных составляющих «позитивного ядра» учреждения (сильные стороны, полезные качества, способности, таланты, ценности, традиции, практики и достижения, кот. обеспечивают успех). Мечта - представление будущего учреждения в самых смелых формулировках. Модель - разработка «социальной архитектуры» (система, структура, стратегия, культура, способы партненрства), чтобы придать мечте форму. Маршрут – планирование действий. Взятие обязательств, формирование команд ля инноваций, разработка и запуск изменений. После саммита организуется работа проектных команд, отслеживается прогресс, результаты работы освещаются по всей компании, подводятся итоги.

7.Выход за рамки / межфункциональные или межуровневые группы сотрудников, специалистов, родителей обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на общем родительском собрании/. Роли участников: Спонсор – руководители ДОУ, комитета, отдела образования, заинтересованные в проведении изменений в организации). Команда разработчиков – совместно с консультантом- фасилитатором разрабатывает дизайн мероприятия и подбирает участников. Консультант(ы)- фасилитатор (ы) – помогает спонсору четко осознать, какие роли задействованы в процессе, кого необходимо включить в команды участников, разрабатывает дизайн мероприятия, помогает организовать логистику процесса. Участники – межфункциональные команды сотрудников, специалистов, родителей, близких к области планируемых изменений или решаемой проблемы.

7. выход за рамки ход мероприятия: Введение – цели, повестка, план работы. Мозговой штурм – обсуждение отдельных аспектов поблемы. Галерея идей – отбор лучших идей. Разработка плана действий – разработка плана действий по принятым идеям. «городское собрание» – утверждение выбранных для внедрения идей. = внедрение. Данный этап является обязательным. На этой стадии организуется и отслеживается прогресс в работе проектных команд, результаты освещаются по всей компании, подводятся итоги.

Используемые материалы и литература: О. и. Давыдова, А. А. Майер «Как э ффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», центр педагогического образования, москва, 2014 А. В. Дронь, О. Л. Данилюк «Взаимодействие доу с родителями дошкольников». Программа «ребенок – педагог – родитель», санкт-петербург, детство-пресс, 2012 Материалы из интернет-источников www.Ns.p http://www.maam.ru/detskijsad/zolotoj-post-maaam-2629.html

Спасибо за внимание!)))


Избираете стимулирующие, косвенные методы контроля, способствующие самоизменению родителей

Предвидите близкие и отдаленные результаты общения и выстраиваете в связи с этим взаимодействие с родителями

Оцениваете и коррегируете поступки и действия родителей, а не их личностные особенности

Собственная оценка и коррекция выступает ориентиром для самооценки родителей

Ставите широкий спектр коммуникативных задач и варьируете их с учетом интересов и потребностей родителей

Охотно поддерживаете инициативу,создаете условия для самореализации родителя

Учитываете потребность родителей в общении, умело поддерживаете и направляете их эмоции, сохраняете непосредственность и сопереживание в общении

Меняете стратегию и тактику взаимодействия в зависимости от эмоционального настроя, интересов родителей

Ориентируетесь на раскрытие потенциала родителей, создаете психологическую безопасность

Способны к эмпатии, рефлексии относительно опыта своего общения, демонстрируете открытость и заинтересованность в родителей

Современные воспитатели нередко используют в педагогической практике традиционные методы взаимодействия с семьями воспитанников, направленные на , контроль их действий, указание на недостатки практикуемого метода воспитания. Такой подход нередко вызывает непонимание как со стороны родителей, практикующих деятельностное семейное воспитание, так и у семей, готовых делегировать свои права детскому саду или уже сделавших это. Осознание трудностей процесса взаимодействия с семьями воспитанников заставляет педагогов сферы дошкольного воспитания брать на себя все больший объем обязанностей, что нередко имеет негативные последствия. Поэтому воспитателям детских садов для активного важно осознать современные реалии и освоить новые приемы работы, позволяющие выстроить партнерские отношения с семьями дошкольников.

Технология фасилитации в ДОУ

Новая философия взаимодействия с родителями в системе дошкольного образования позволит решить эти задачи. Ее суть заключается в построении взаимодействия равноактивного, но независимого, инициируемого родителями (педагогами), но стимулирующего других субъектов, центрированного на потребностях ребенка, интересах семьи и возможностях педагогов. Подобная гармонизация оптимизирует процесс взаимодействия ДОО с семьей .

Традиционный прием работы воспитателей с родителями — педагогическое просвещение, которое в реалиях нового времени следует воспринимать не как конечную цель, а лишь как средство, помогающее взрослым найти взаимопонимание с ребенком, осознать роль дошкольной образовательной организации.

Безусловно, воспитание дошкольников предполагает наличие у членов их семей определенных компетенций. Но даже самые ответственные родители редко готовы тратить время на посещение лекций и докладов, подготовленных для них педагогами детского сада. Современные мамы и папы готовы учиться основам процесса воспитания только в случае осознания того факта, что полученные данные помогут им упростить свою жизнь и облегчить процесс общения с малышом. Характерное для многих взрослых желание деятельностно участвовать в процессе обучения, доносить ребенку свою жизненную позицию, выработанные жизненным опытом ценности, добиваться поставленных педагогических задач может быть реализовано через активные методы обучения (АМО) которые связаны c переводом обучающихся в позицию субъекта осмысленного, спонтанного учения. В результате участники образовательного процесса становятся заинтересованными лицами. Среди наиболее популярных АМО Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая выделяют:

  • проведение круглых столов, тренингов, креативных игр, мозговых штурмов;
  • использование технологии проблемного обучения в ДОУ;
  • игровое моделирование способов родительского поведения, анализ мотивов детского поведения, примеров из личной практики семейного воспитания.

В отличие от традиционных педагогических подходов, отводящих членам семьи воспитанников роль пассивных слушателей, АМО позволяет донести всем участникам образовательного процесса практические приемы выхода из сложных ситуаций, повысить общий уровень родительской компетенции.

Фасилитация (производное от англ. глагола facilitate) - облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация как условие обеспечивает эффективное взаимодействие в образовательно-воспитательном процессе, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры.

Фасилитация как результат - зона потенциального развития человека при условии развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).

Фасилитация как процесс - развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновение, актуализация, инициация и поддержка.

Фасилитация как результат - устранение воспитателем ограничений, препятствующих проявлению творческих экспериментов дошкольника (родителя), помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права человека на ошибку, предоставление свободы выбора и действий.

Фасилитация как продукт - накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две - лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Фасилитация как прием - искусство задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников собрания возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.

Технологии фасилитации помогают решить множество проблем

Использование АМО в педагогической практике, как и технологии проблемного обучения в ДОУ, позволяет на каждом образовательном этапе достичь решения актуальных проблем в категории «здесь и сейчас», стимулировать овладение всеми участниками образовательного процесса универсальными приемами поиска оптимальной стратегии поведения в трудных ситуациях.

Интерактивные методы организации взаимодействия, ориентированные на охват широкой аудитории и ведение открытого диалога, определяются как модификация АМО. В этом контексте использование интерактивных методов предполагает не только взаимодействие как условие и средство освоения материала, но и результат взаимных изменений субъектов.
Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Но сами по себе эти возможности не могут быть реализованы. Требуется особая организация образовательного процесса, взаимодействия по решению различных задач, проблем. Для того чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили необходимые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации, а также технологии проблемного обучения в ДОУ.

Особенности технологии фасилитации

Суть технологии фасилитации заключается в невозможности оптимального решения задач без использования фасилитатора.

Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на образ действий и мышления других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Можно считать, что эффект фасилитации возникает при условии положительного отношения одного человека к другому: примером тому служат дружеские отношения, чувство привязанности, возникающее между членами дружной семьи, воспитателями и наиболее послушными воспитанниками.

Фасилитацию следует использовать для решения конкретных задач. В условиях дошкольного образования данный прием помогает максимально эффективно наладить взаимодействие между семьями детей и педагогами, быстро разрешать конфликтные ситуации.

Итог фасилитации - это совместно принятые участниками образовательного процесса решения и предложения, влекущие за собой качественные изменения организационного и образовательно-воспитательного процесса.

Функции фасилитации - поиск новых возможностей взаимопомощи, инициирование открытых отношений, выражение взаимоподдержки.

Формы фасилитации - взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации - это различные процедуры, в процессе которых участники делают определенные выводы.

Можно выделить следующие процедуры фасилитации:

  • советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем);
  • разработка и внедрение решений;
  • помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;
  • консультирование, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;
  • снятие барьеров и преград в общении, деятельности по поиску решений;
  • готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
  • посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;
  • содействие презентации субъекта;
  • выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;
  • инспирация, активизация, вмешательство.

Установки фасилитации - принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому), открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям), конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Применение технологии фасилитации в ДОУ позволяет привлечь как можно большее количество лиц к совместному поиску оптимальных решений актуальных проблем дошкольного образования, повысить уровень ответственности родителей за воспитание детей, а также позволяет создать условия для конструктивного общения родительского коллектива.

Зачем нужны технологии фасилитации

Применение технологий фасилитации, отвечающих современным целевым установкам взаимодействия семьи и ДОО, требует освоения воспитателями соответствующих ролевых позиций.
На первый план выходят такие характеристики педагога, как умение строить конструктивный диалог с родителями, поддерживать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, раскрывать потенциал всех участников образовательного процесса. Доверие, открытость, умение трезво воспринимать критику и решать конфликтные ситуации позволяет воспитателю упростить процесс обучения детей, выступая в роли фасилитатора.

По определению А. Довбах, фасилитатор - это особая позиция человека, направляющего групповую деятельность и обеспечивающего эффективность совместной работы. Фасилитатор упрощает процесс взаимодействия, позволяет всем участникам группам открыто высказывать свою позицию и искать взаимовыгодные решения для устранения проблем, возникающих перед родительским коллективом.

Воспитатель, выступающий в роли фасилитетора, должен уметь поступиться своими убеждениями в угоду общим интересам, инициировать ведение совместной деятельности, поддерживать атмосферу дружелюбия, выступать за принятие конструктивных и взаимовыгодных решений. Цель деятельности фасилитатора заключается в раскрытии лучших качеств участников образовательного процесса по отношению друг к другу, педагогам дошкольного воспитания, посторонним людям.

Главные качества фасилитатора - способность открыто выражать собственные суждения и переживания в межличностном общении, толерантность, эмпатия, развитая рефлексия.
Для фасилитатора характерно несколько «не»:

  • не заинтересован в итогах обсуждения;
  • не представляет интересы ни одной из групп;
  • не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему (фасилитатор облегчает другим принятие решений, продумывает процедуры и формат мероприятий, которые дают возможность накопить и структурировать знания, выбрать курс действий, который поддерживался бы совместными и о
  • боюдными решениями, а также обязательствами по отношению друг к другу);
  • не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки дня (фасилитатору необходимо наблюдать со стороны за происходящим и анализировать процесс, чтобы повысить его эффективность, обеспечить выполнение поставленной задачи);
  • не дает ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение (посредством фасилитации обеспечиваются освоение знаний, новой информации, выработка решений).

Фасилитатор обязан вести себя особым образом, что становится возможным при овладении набором особых приемов и методов общения. Для достижения конструктивного общения педагогу, выступающему в роли фасилитатора, следует четко придерживаться повестки дня, выдерживать временные рамки организуемых мероприятий, открыто выступать с заявлениями и стимулировать всех участников группы толерантно высказывать свою точку зрения, подводить итоги, оглашать принятые решения, беспристрастно высушивать аргументы сторон.
Педагог-фасилитатор должен придерживаться следующих правил взаимодействия с родителями:

  • внушать и демонстрировать доверие;
  • помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них;
  • исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию;
  • выступать для них источником опыта;
  • проявлять эмпатию - способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его;
  • быть активным участником группового взаимодействия;
  • открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию;
  • владеть стилем неформального общения с родителями;
  • обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Статус фасилитатора определяется тем, насколько он авторитетен, референтен, признан группой. Необходимое условие возникновения фасилитативных эффектов - построение открытых и доверительных отношений в общении педагога с родителями в ДОУ. Хороший фасилитатор может отличить плохое решение, родившееся во время дискуссии, от перспективного, открывающего возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Он может распознать идеи, содержащие скрытые проблемы, и решения, способствующие достижению поставленных целей. Не каждый педагог, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором. Предлагаем рассмотреть вариант построения практикума «Развитие фасилитативных способностей педагогов (родителей)», ориентированного на выявление и развитие у педагогов (и родителей воспитанников ДОО) соответствующих способностей. Для его проведения с учетом образовательных потребностей педагогов и родителей создается учебная группа (группа самообразования). Работа начинается с выявления уровня способностей выступать в роли фасилитатора. Обучаемым предлагается пройти тест «Готов ли педагог (родитель) к фасилитации?» (приложение).

Итоги тестирования по технологиям фасилитации

По итогам тестирования (самодиагностики) составляется программа и определяются роли в групповом образовательном процессе для педагогов (родителей), продемонстрировавших I (недопустимый), II (критический), III (допустимый) и IV (оптимальный) уровни развития фасилитативных способностей.

Основные усилия при организации начального этапа обучения (самообразования) тех, чьи показатели соответствуют низким уровням, направлены на выявление причин их неудовлетворенности результатами общения с детьми, родителями (педагогами), коллегами.

Тем, кто продемонстрировал высокий уровень, предоставляется возможность актуализации и осмысления накопленного опыта, его систематизации для последующей трансляции в учебных группах и осознанного использования в повседневной жизни и для профессионального совершенствования. Обучающая составляющая практикума связана с проведением тренингов по развитию навыков фасилитации и практикумов по разработке сценариев различных мероприятий на основе технологий фасилитации. Освоенные педагогами знания и навыки находят применение и развитие в повседневной работе. Осмысление результатов обеспечивается в ходе решения стандартных профессиональных задач или в рамках специально организованной опытно-педагогической работы.

По итогам образовательного цикла педагогам и родителям предлагается повторно ответить на вопросы анкеты «Готов ли педагог (родитель) к фасилитации?», отметить в себе точки роста, которые свидетельствуют об успехах в обучении, саморазвитии, об улучшении качества общения и повышении его результативности. Полученные результаты стоит представить наглядно в форме таблицы достижений, графика «Кривая успеха» или использовать другие способы визуализации достижений. Выявленные в ходе диагностики особенности фасилитации послужат основой для педагога и родителя в процессе планирования собственной деятельности и демонстрации поведения, которое способствует развитию всех участников общения, становлению партнерских отношений.

Вложенные файлы

  • Документ №1.doc

«Эффективное использование технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ»МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением физического
развития воспитанников № 34 «Радуга»
И. о. заведующего МБДОУ № 34
Кисиль Наталия Юрьевна

К сожалению, большинство родительских собраний неэффективны, и даже те родители, которые проявляют определенный интерес к вопросам воспит

Родительские собрания
- это основа взаимодействия родителей и педагогов,
людей, которым предстоит действовать сообща в
вопросах воспитания и развития ребенка
Эффективность
Неэффективность
К сожалению, большинство родительских собраний
неэффективны, и даже те родители, которые проявляют
определенный интерес к вопросам воспитания детей, жизни
дошкольного учреждения, часто уходят с него
разочарованными, не получив ответа на какие-то свои
вопросы, послушав в очередной раз монолог педагога или
«невнятный» рассказ
о том или ином конкретном ребенке.

Моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

родительского собрания не было ясной цели (хотя она
была озвучена);
много людей говорили одновременно;
обсуждение часто уходило в сторону от существа
вопроса;
скучно и неинтересно;
не началось или не закончилось вовремя;
недостаточное количество людей высказалось или
приняло участие;
несколько человек полностью заняли время собрания;
по окончании собрания родителям не сказали, что
нужно делать;
одно и то же обсуждалось снова и снова;
было не так много людей;
бесполезно, не было никакой разницы, был я там или
нет.

Цель: улучшения качества проводимых
родительских собраний для активизации позиции
родителей, для вовлечения их в жизнь
дошкольного образовательного учреждения
Средство: использование технологии фасилитации
при организации родительских собраний
Фасилитация
(производное от
глагола «facilitate») –
облегчать, помогать,
способствовать,
ускорять,
стимулировать
Другими словами,
это совместная
деятельность, общение,
видимый результат
совместных усилий,
удовлетворяющий всех
участников,
отражающий вклад
каждого и достижения
всех

Условия, необходимые для эффективности родительских собраний:

Обеспечить комфортность участников собрания
Педагог не должен оценивать правильность или
неправильность родительских мнений и установок.
Особо следует отмечать ценность обратной
связи,
полученной от родителей: «Очень важно, что вы об этом
сказали». Некоторые родители при участии в играх или
дискуссиях могут чувствовать неловкость, которая
маскируется смехом или оппозиционными реакциями.
Воспитателю лучше не заострять, на этом внимания, а
проявить интерес к мнению этих родителей, выразить им
благодарность за участие.
Заинтересовать родителей
Нужно выяснить у родителей, какая тема является для
родителей актуальной и объяснить, что проведение
родительских собраний с использованием новых методов
помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации,
применить полученные знания и т.п.

Организовать пространство
Обязательно
нужно
подготовить
пространство.
Например, поставить столы буквой «П» или полукругом
или выбрать другое размещение. Можно использовать
модульные
столы,
которые
расставляются
по
необходимой вам схеме.
Рис. 1. Примеры расстановки модульных столов на родительском собрании.
Предупредить родителей заранее
Сообщить о том, что на собрании будут применяться
новые формы взаимодействия, можно различными
способами
(например,
подготовить
письменные
приглашения,
красочное
объявление),
Выбрать
оптимальное время на родительском собрании для
применения интерактивных форм взаимодействия.
Время это обычно ограничивается 30-40 минутами. Но
родители ранее не принимали участия в такой работе, то
имеет смысл начинать с небольших по времени заданий,
постепенно увеличивая их длительность.

При подготовке к родительскому собранию следует учитывать сигналы не вербальной коммуникации

Положительные сигналы
Отрицательные сигналы
Педагог, выступая перед родителями на собрании:
Использует пространство
Не использует пространство
Демонстрирует спокойствие
Демонстрирует нервозность
Удобно стоит
Крутит какие-то предметы
Имеет контакт глазами
Дотрагивается до лица
Держит ладони открытыми
Сжимает кулаки
Следует также уделить внимание
личностным установок педагога:
открытость, принятие и доверие,
эмпатическое понимание

1. Четко определите цель родительского собрания
(причины родительского собрания, актуальность темы,
цели собрания можно сочетать, повестка дня, состав
участников, выбор соответствующих форм работы или
технологии,
раздаточный
и
демонстрационный
материал)
2. Распространение информации о проведении
родительского собрания (информация за 2 недели,
письменное приглашение, красочное объявление с
интересной повесткой дня)
3. Родительское собрание должно быть организовано
так, чтобы все приглашенные были довольны (3
аспекта: время собрания, место собрания, создание
уютной атмосферы)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

4. Начинайте собрание в точно назначенный час
(уважение к тем, кто пришел вовремя)
5. Приветствуйте собравшихся и представьте их
друг другу (общение на уровне глаз, все видят всех,
дружеский тон, ценность участия родителей,
рассказ родителей немного о себе, своих детях,
использование бейджиков, эмпатия состояния всех
родителей – фон, каждого родителя отдельно)
6. Организуйте непродолжительное родительское
собрание (самое большое 90 минут, в объявлении
сколько продлится собрание, регламент, чаепитие)

Правила проведения эффективного родительского собрания:

7. Правила для повестки дня (знакомство с
повесткой дня, придерживаться повестки дня,
управлять дискуссией в целях соблюдения
регламента)
8. Правила для проведения (знакомство родителей с
правилами, организация процесса с включением
участников в процесс обсуждения, следить за ходом
дискуссии, уважение к мнению любого участника,
направление обсуждения, если уходят от темы)
9. Получение результата (записать конкретные
решения – «реальные» с проговариванием и
распределением
ответственности,
ощутимый
результат)

Общие этапы технологий фасилитации:

Определение
актуальности
проблемы
Генерирование
альтернативных
решении
Оценка
решений
Выработка плана
действий по схеме: пункт
плана, его цель, начало и
конец работы по
выполнению, ресурсы,
ответственный за
выполнение
В какой срок
осуществляются
действия по
плану
Оценка
результатов
(где и когда)
Выбор лучшего
решения или
решений

Смотр-конкурс «Родительские собрания с использованием технологий фасилитации:

Мировое кафе
Круглый стол
Большой круг

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №5

Тема: Семья и семейные традиции

Родительское собрание с использованием технологии фасилитации «Мировое кафе» в группе №6

Тема: Как развить речь ребёнка дома?