Конфликтология профессия. Молодежный кадровый центр. Конфликтолог – что это за профессия

Конфликтолог призван способствовать урегулированию конфликтов не только на межличностном, психологическом уровне, но и на более высоких уровнях - социальном и политическом. Поэтому сфера деятельности конфликтолога весьма широка: от микроконфликтов в фирме до крупных конфликтов между трудом и капиталом. Конфликтолог может также стать профессиональным исследователем или преподавателем конфликтологии, социологии, политологии и др.

  • органы государственного и муниципального управления;
  • медиационные и конфликтологические центры;
  • социальные службы и центры;
  • объединения предпринимателей и работодателей;
  • профсоюзные организации;
  • общественные и политические организации;
  • трехсторонние комиссии в субъектах Федерации;
  • коммерческие и консалтинговые фирмы;
  • силовые структуры, в том числе налоговые, судебные и полицейские органы;
  • банки;
  • учреждения культуры и социальной сферы;
  • организации по защите прав потребителей.

I. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

  • Иностранный язык
  • Философия
  • Психология и педагогика
  • Политология
  • Правоведение
  • Социология
  • История
  • История культуры Санкт-Петербурга
  • Профсоюзное движение
  • Физическая культура

II. Математический и естественно-научный цикл

  • Математика
  • Информатика
  • Концепции современного естествознания
  • Экология
  • Инновационный менеджмент

III. Профессиональный цикл

  • Введение в конфликтологию
  • Общая конфликтология
  • История конфликтологии
  • Социология конфликта
  • Политическая конфликтология
  • Философия конфликта и мира
  • Психология конфликта
  • Экономическая конфликтология
  • Конфликтология международных отношений
  • Конфликтология духовной сферы
  • Юридическая конфликтология
  • Педагогическая конфликтология
  • Технологии урегулирования конфликтов и укрепления мира
  • Практикум по дипломному проектированию
  • Социальное партнерство (профсоюзы)
  • Государственное урегулирование конфликтов и трудовой арбитраж
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения и поддержания мира
  • История социально-трудовых конфликтов
  • Организационно-управленческая конфликтология
  • Посредничество (медиация)

Факультет конфликтологии
КАФЕДРА Конфликтологии


Факультет готовит профессионалов, способных анализировать, прогнозировать и управлять конфликтными ситуациями в социально-трудовой сфере на основе глубоких знаний в области конфликтологии, социологии, психологии, культурологии, экономики и права.

  • Р. Е. Гергилов - профессор, доктор философских наук
  • Б. А. Титов - профессор, доктор педагогических наук
  • Л. В. Шабанов - профессор, доктор философских наук
  • Н. В. Берсенева - доцент, кандидат педагогических наук
  • Д. П. Каранов - доцент, кандидат исторических наук
  • А. Р. Кетов - доцент, кандидат политических наук
  • Д. В. Лобок - доцент, кандидат исторических наук
  • С. В. Смаль - доцент, кандидат политических наук


Отличительные черты Университета


Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Обществознание - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Конфликтология - это достаточно молодая специальность, которая появилась всего несколько лет назад. Но уже сегодня она характеризуется достаточной востребованностью и в соответствии с прогнозами, популярность конфликтологии из года в год будет возрастать. Данное направление интересно и студентам, поскольку охватывает знания из разных областей, включая психологию, менеджмент, политологию, экономику и другие сферы нашей жизни.

Экзамены при поступлении

Абитуриенты при поступлении на специальность 37.03.02 «Конфликтология» должны хорошо знать обществознание, поскольку именно этот предмет выступает в качестве профильного. Второй обязательный предмет, от которого во многом будет зависеть успех при поступлении в вуз - это русский язык. Далее вузы предлагают экзамен на выбор, а именно, историю или ИКТ. Кроме того, по усмотрению вуза может потребоваться экзамен по иностранному языку.

Краткое описание специальности

Овладение специальностью предусматривает обучение по одному из профилей, среди которых можно выделить следующие:

  1. Прикладная конфликтология.
  2. Организационно-управленческая конфликтология.
  3. Психология конфликта и другие.

Выпускник бакалавриата может выполнять самостоятельную деятельность, которая предполагает глубокую профессиональную и теоретическую подготовку. Он может заниматься научно-исследовательской работой, диагностической, профилактической, переговорной, педагогической деятельностью и т.д.

Крупные вузы


Наиболее известные вузы, где можно обучится по специальности «Конфликтология»:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;
  • Институт экономики и антикризисного управления;
  • Московский областной филиал «Институт искусств и информационных технологий» Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов;
  • Российский государственный социальный университет.

Сроки и формы обучения

Специальность «Конфликтология» представлена лишь в нескольких российских вузах и всего в четырех столичных. Обучение доступно по очной, очно-заочной и заочной формам длительностью от 4 лет очно, 5 лет, обучаясь в группе выходного дня и от 4 до 5 лет заочно (в зависимости от вуза). Обучаться можно как на базе 11 классов, так и на базе первого высшего образования в некоторых вузах.

Предметы, изучаемые студентами

Конфликтология - это интегрированная специальность, поэтому в процессе обучения предполагается изучение предметов из области политологии, социологии, психологии, связей с общественностью и т.д.

Все изучаемые дисциплины можно разделить на три группы:

  1. Общетеоретические - психология конфликта, социология конфликта, философия конфликта, общая конфликтология, мотивация поведения и деятельности и другие.
  2. Практические - миротворческая деятельность, технология урегулирования конфликтов и укрепления мира, компьютерная психодиагностика и другие.
  3. Отраслевые - политическая конфликтология, региональные конфликты и этноконфликтология, экономическая конфликтология, семейная конфликтология и другие.

Получаемые знания и навыки

Выпускник бакалавриата по специальности «Конфликтология» получает:

Кем работать

Сфера деятельности выпускника бакалавриата по данному направлению достаточно широка. Он может заниматься профессиональной деятельностью в органах государственного и местного самоуправления, в полицейских, судебных, банковских, налоговых органах, в социальных службах и центрах, торговых, маркетинговых, консалтинговых фирмах и компаниях, а также в общественных, научно-исследовательских организациях, в различных образовательных учреждениях.

Для конфликтолога лучше всего подойдут такие должности:

  • консультант по микроклимату в коллективе;
  • специалист консультационного центра;
  • корпоративный директор;
  • руководитель миротворческих миссий в международном формате;
  • руководитель пресс-службы государственных и бизнес структур и т.д.

Выпускники вузов чаще всего устраиваются в консультационные центры и HR-службы компаний, где получают от 20-25 тысяч рублей. На более высокую заработную плату (от 60 тысяч рублей и выше) могут рассчитывать опытные специалисты и те, кто повышает свою квалификацию. Ряд вузов предлагает конфликтологам курсы повышения квалификации длительностью от 4 месяцев и профессиональные тренинги.

Продолжение обучения по специальности

Бакалавр имеет достаточную подготовку для того, чтобы продолжить обучение в магистратуре по специальностям «Социология» и «Политология».

А также по направлениям:

  • философия,
  • журналистика,
  • экономика,
  • регионоведение,
  • история.

  • новая, улучшенная аудио-версия;
  • новый, профессиональный графический дизайн;
  • исключены все теоретические темы;
  • расширены и систематизированы практические темы, добавлены новые советы и ситуации;
  • доработана стилистика изложения материала для большей ясности, краткости и понятности материалов;
  • новое содержание интерактивных тестов: исключены все теоретические вопросы;
  • новый формат интерактивных тестов: вместо одного большого теста после каждого блока, сейчас предлагаются меньшие тесты после изучения каждого отдельного модуля. Так вы можете лучше усвоить и закрепить в памяти только что полученные знания и навыки.

Конфликтология - это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Цель курса «Конфликтология» - научить вас навыкам эффективного разрешения конфликтов и поведения в конфликтных ситуациях.

В результате изучения курса «Конфликтология» вы будете знать:

  • современные практические приемы разрешения конфликтов;
  • техники управления конфликтными ситуациями;
  • скрытые и явные причины конфликтов в деловых и личных отношениях;
  • способы эффективного противостояния и разрешения конфликтов.

В результате изучения курса «Конфликтология» вы также будете уметь:

  • определять точные причины конфликта, а также цели, мотивы и интересы конфликтующих сторон;
  • просчитывать очевидные и скрытые последствия конфликта, а также варианты влияния и давления на конфликтующие стороны;
  • выполнять функции посредника между конфликтующими сторонами;
  • использовать точные приемы психологической самозащиты и воздействия на противостоящую сторону;
  • общаться в условиях острого противоборства и экстремальных условиях.

Конфликтология реально поможет вам распознавать конфликты, принимать меры для их решения и профилактики. Она даст вам возможность ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить лучшие решения в конфликтных ситуациях, а также придумывать самые действенные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в конфликтное противоборство.

Программа курса «Конфликтология»

Блок 1. Конфликты и конфликтогены

  • Конфликт - это хорошо и нормально. Конфликт - это нормально. Конфликты есть всегда и везде. Конфликты можно прогнозировать и регулировать. Причины конфликтов: внешние и внутренние. Вся информация передается с потерями и искажениями. Азбука управления конфликтами: о чем нужно всегда помнить. Как люди чаще всего ведут себя в конфликтах.
  • Конфликтогены и рабочие конфликты. Все о конфликтогенах. Типы конфликтогенных действий. Способы преодоления конфликтогенов. Управление рабочими конфликтами. Основные методы и параметры при работе с конфликтами. Конфликт в команде: действия в типичных ситуациях. Конфликт - источник развития. Улаживание конфликта административными способами. Дополнительные техники регуляции деловых конфликтов.

Блок 2. Правила и технологии разрешения бытовых и межличностных конфликтов

  • Технологии успешного разрешения конфликтов. С чего начинается управление конфликтом. Правила формулирования конфликтной ситуации. Способы избежать конфликта, вызванного невыполнением ожиданий. Способы улаживания конфликтов между противниками. Способы поведения при разногласиях между работниками. Способы снижения уровня гнева собеседника. Способы сдерживания собственного гнева. Ситуации, когда выражение гнева может пойти на пользу. Стратегии поведения в конкретных ситуациях. Контроль своих эмоций в конфликтной ситуации. Метод решения конфликтов с помощью переговоров.
  • Правила поведения в бытовых и межличностных конфликтах. Не любое противоречие может привести к конфликту. Ваше поведение напрямую зависит от того, с кем вы конфликтуете. Прежде чем выбрать стратегию поведения, следует понять причину, породившую конфликт. Как определить стадию межличностного конфликта. Уступите, если предмет конфликта не имеет принципиального значения для вас. Как одержать «двойную победу» - выгодному разрешению конфликта с сохранением отношений с конфликтующей стороной. Игнорирование конкурента и негативные оценки. Демонстрация собственного превосходства. Оборона и стратегия соперничества. Стратегия ухода от конфликта. Озвучивание разногласий и принятие решения.

Блок 3. Переговоры и успешное завершение конфликтов

  • Переговоры как способ разрешения конфликтов. Стратегия и тактика переговорного процесса. Шесть основных тактик в переговорах. Приемы позиционного и психологического давления. Психологические тонкости ведения переговоров. Психологические условия, повышающие успех переговоров. Особенности ведения переговоров. Тактические приемы ведения переговоров. Тактические приемы, применяемые на этапе уточнения позиций. Тактические приемы, применяемые на этапе обсуждения позиций. Тактические приемы, применяемые на этапе согласования позиций.
  • Успешное предупреждение и завершение конфликта. Советы, как предупредить конфликты. Советы, как влиять на оппонента в целях предупреждения конфликта. Почему толерантность выгодна в конфликтной ситуации. Способы предупреждения конфликтов в процессе оценивания. Мысли о роли стресса в конфликтах и советы о предупреждении их. Управляете эмоциями - управляете конфликтогенами. Основные стратегии поведения в конфликте (памятка обучающимся).

Марина Фомина, консультант по профессиональной диагностике и управлению конфликтами, конфликтолог-эксперт, бизнес-тренер

Управление конфликтами и их психологическое сопровождение стало одним из актуальных направлений социологии и бизнес-психологии. И это не удивительно, поскольку управление любым социальным или бизнес-процессом, так или иначе, сводится к управлению людьми, взаимодействию с партнерами и контракту с самим собой.

Зарождается там, где сталкиваются интересы, амбиции и желания разных людей: руководителей, партнеров, подчиненных. Это может быть столкновение не только интересов отдельных личностей, но и организаций, социальных групп и даже государств.

История знает случаи, когда конфликт в одночасье разрушал отношения и сводил к нулю результаты многолетней работы. Но , переносящим на следующий уровень развития.

Чем занимается конфликтолог?

Есть несколько вариантов этой профессии.

Во-первых, академический конфликтолог – теоретик, занимающийся изучением понятия конфликта, его сути, исследующий его проявления и влияние на жизнь общества.

Во-вторых, конфликтолог-практик – человек, чьи компетенции позволяют ему эффективно управлять процессом конфликта. Этот специалист способен справиться с любыми типами конфликтов: от межличностных до социальных и политических.

Также конфликтолог часто выполняет роль посредника между вступившими в противоборство сторонами. Это некий дипломат, который, учитывая интересы каждой стороны, способен урегулировать конфликт и вывести стороны к его разрешению.

Какое нужно образование для этого?

Конфликтология – молодая наука. Это междисциплинарная область знаний. И сейчас уже невозможно сказать, какая из наук послужила отправной точкой для формирования этой отрасли.

Считается, что конфликтология возникла на стыке социологии, психологии и . Сейчас в вузах есть отдельная специальность – конфликтология. И в разных учебных заведениях этих специалистов готовят на разных факультетах: управления, психологии, социологии. Поскольку наука молодая и междисциплинарная, то и жестких правил здесь нет.

Можно ли перепрофилироваться на конфликтолога и из какой специальности это легче всего сделать?

В конфликтологию можно прийти из социологии, политологии, психологии, юриспруденции, педагогики, менеджмента.

Но из какой бы области человек ни пришел, его специализация будет связана с его базовой специальностью.

Например, после переподготовки с высокой долей вероятности будет заниматься социальными конфликтами, изучать и организовывать социальные взаимодействия между людьми.

Юрист найдет себя в урегулировании правовых вопросов, досудебном решении споров, медиации.

Психолог продолжит работать с людьми и сфокусируется на межличностных и внутриличностных конфликтах, их влиянии на психику человека и способах корректировки.

Управленец пойдет в HR-сектор и будет урегулировать конфликты, возникающие в организациях на различных уровнях управления.

Какими чертами характера и умениями должен обладать конфликтолог и что ему будет мешать?

Отмечу некоторые качества, необходимые конфликтологу:

  • . Это важно, поскольку конфликты часто сопровождаются повышенной энергией обеих сторон, негативными эмоциями, которые очень заразительны. В борьбе за свои интересы стороны часто давят не только друг на друга, но и на посредника. Поэтому конфликтолог должен быть стойким.
  • Знание особенностей и закономерностей конфликта. В различных видах конфликтов всегда есть ключевые точки, по которым он протекает и, воздействуя на них, можно урегулировать конфликт. Хороший конфликтолог способен прогнозировать развитие событий и быть проактивным.
  • Системное мышление . Конфликт – это система. А система не равна сумме ее элементов. Здесь важно понимать закономерности функционирования систем, взаимосвязей ее элементов, уметь анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  • Навыки наблюдения и слушания . Хороший специалист способен отслеживать одновременно большое количество каналов поступления информации: то, что он видит, слышит, чувствует.
  • Навыки ведения переговоров. Он должен точно, быстро и емко формулировать и доносить свои мысли, держа в фокусе внимания конечную цель взаимодействия. Эти навыки успешно тренируются, но не за один день.

А вот излишняя эмпатия, наоборот, скорее помешает работе. Важно не «проваливаться» в чужую конфликтную ситуацию, не становиться на чью-либо сторону. Умение смотреть на ситуацию с позиции уверенного компетентного наблюдателя и фокусироваться на конечной цели – это самый лучший вариант.


Какие существуют мифы о работе конфликтолога?

Главный миф – конфликтолог должен при любых обстоятельствах избегать конфликтов. Это очень распространенные мнение: «Ты ж конфликтолог!». Однако, хорошие конфликтологи знают, что конфликт – это мощный инструмент, с помощью которого можно вывести ситуацию на новый уровень развития. И порой конфликт – это единственный способ сделать это.

На самом деле, конфликтолог должен уметь управлять конфликтом. И это не только ограничения, контроль и урегулирование конфликта во что бы то ни стало. Хороший конфликтолог, зная принципы течения конфликтов и обладая системным мышлением, понимает, что конфликт играет важную роль, и бывают ситуации, когда он не только вреден, но и полезен. Специалист способен запустить управляемый конфликт там, где это необходимо.

Еще одно заблуждение – для успешного управления конфликтом необходимо знать классификацию конфликтов и типологию людей. Эта идея поддерживается академическими конфликтологами, которые погружены в исследование процесса. Вот ты знаешь 25 видов конфликтов и 16 типов личностей, и что? Знание процесса не равно умению управлять этим процессом. Когда автомобиль заносит на скользкой дороге, вряд ли водитель будет вспомнить виды гололеда. Ему в этой ситуации понадобятся навыки, доведенные до автоматизма, и умение видеть ключевые точки.

Разумеется, теория конфликта необходима! Но не для самого факта ее изучения, а для формирования эффективных поведенческих стратегий, направленных на внедрение в жизнь современного общества.

Где чаще всего требуются конфликтологи?

– время, когда напряжение в компании усиливается, а сотрудники становятся нервными и беспокойными. Обостряется борьба за ресурсы, клиентов, бюджеты. Скрытые конфликты в коллективе переходят в активную стадию и начинают проявляться.

Поэтому конфликтологи востребованы практически во всех областях, где есть люди и где сталкиваются их интересы: в менеджменте, юриспруденции, дипломатии, коммерческой деятельности, социальных учреждениях.

Всё больше интереса это направление вызывает на государственной службе и в силовых структурах.

Лично я вижу перспективы внедрения конфликтологии в педагогику. Сама идея формирования успешных поведенческих стратегий и культуры управления конфликтом в подрастающем поколении имеет большое будущее.

Хороший конфликтолог способен вести и свою частную практику, и специализация этой практики может быть весьма разнообразна.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Конфликты присутствуют во всех сферах общественной жизни, в отношениях между коллегами, друзьями, родственниками и незнакомыми людьми. Конфликт выявляет существующее противоречие, а значит позволяет обратить на него пристальное внимание и устранить проблему.

Кто может управлять конфликтом?

Изучением конфликтов, причин их возникновения и способов урегулирования и разрешения профессионально занимаются конфликтологи. Для эффективного управления процессом необходимо объективно воспринимать позиции и ценности сторон, понимать механизмы развития спорных ситуаций, грамотно выбирать метод воздействия, оценивать границы собственной компетентности в преодолении разногласий.

Какой он, профессиональный конфликтолог?

Личность специалиста выступает как важный инструмент управления конфликтом. Успешный профессионал должен обладать особенностями характера, которые помогают ему справиться с трудными ситуациями и реализовать поставленные в управлении конфликтом задачи. Конфликтология изначально появилась на стыке нескольких гуманитарных наук, поэтому специалисту нужно владеть знаниями из области социологии, психологии, философии, политологии, экономики, правоведения, уметь проводить тренинги и социологические исследования. Чем больше навыков наработает за профессиональную карьеру специалист, тем ценнее становятся его услуги в сфере управления конфликтами.

Как стать конфликтологом?

Подготовку таких специалистов проводят во многих вузах России. Диплом выдается после освоения программы бакалавриата — 4 года очного обучения на платной или бюджетной основе. Специальность конфликтология открыта для поступления в университетах и институтах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Саратове, Перми, Ярославле, Астрахани, Тюмени, Омске и других городах. Безусловно, количество выпускников по данной специальности из всех этих вузов значительно превышает потребность на рынке труда в современной России. В связи с этим при выборе вуза следует особое внимание обратить на качество образования и уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, чтобы в итоге после обучения стать действительно квалифицированным и востребованным специалистом.

В Санкт-Петербурге специальность конфликтология представлена в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы, Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Направленность образования в каждом вузе определяется факультетом, в рамках которого открыто данное направление: например, в РГПУ им. Герцена конфликтологов обучают на юридическом факультете, а в СПбГУ — в институте философии. Отдельный факультет конфликтологии открыт в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Кроме того, в этом университете профессиональной практикой и исследованием реальных ситуаций студенты могут заниматься в Центре мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов.

В вузах России можно также продолжить образование и получить степень магистра конфликтологии. В прием осуществляется на магистерские программы «Анализ и управление конфликтом», «Политическая конфликтология» и «Медиация».

Специальность конфликтология: кем работать?

Профессионалы могут найти себе применение в органах государственной власти, крупных корпорациях, в трудовых инспекциях, отделах по работе с персоналом различных учреждений и предприятий. Полученная специальность (конфликтология) сама по себе не становится безусловным пропуском на хорошо оплачиваемую работу в известной компании, поэтому еще во время обучения необходимо искать возможность практиковаться, проходить дополнительные тренинги и стажировки.

Наиболее широкие возможности представляет работа в сфере управления человеческими ресурсами. Многообразие форм организационных конфликтов — между работниками, профсоюзом и руководителем, отделами и подразделениями, внутри руководства — демонстрирует необходимость все эти противоречия разрешать. Урегулирование конфликтов и достижение консенсуса всегда повышает качество работы персонала и нормализует психологический климат в организации.

Медиация

После получения диплома по специальности конфликтология можно дополнительно пройти обучение и работать беспристрастное третье лицо, которое выступает посредником в спорах. Медиатор не должен быть заинтересован в определенном исходе конфликта. Он организуют встречу сторон и регулирует процесс обсуждения сути противоречия и выработку взаимоприемлемого решения.

Задача медиатора состоит не в том, чтобы оценить и вынести приговор. Решения вырабатываются только сторонами конфликта. Некоторые идеи могут быть внесены медиаторами, но лишь как возможные альтернативы. Широко применяется техника медиации при конфликтных разводах супругов для того, чтобы избежать обращения в суд. Незаменимой становится такая помощь и при урегулировании споров между соседями, арендаторами и арендодателями, работниками и руководством.

Стоит ли становиться конфликтологом?

Будучи выпускником школы, не каждый сможет точно определить, подходит ли ему специальность конфликтология. Эта профессия для людей, которые могут себя презентовать, убедить потенциального работодателя, что такая деятельность в организации необходима. При работе с конфликтующими сторонами часто требуется проявлять и твердость, и гибкость. Объем знаний, которыми должен обладать специалист для успешной работы, достаточно велик, обязательно требуется постоянное повышение квалификации.

Таким образом, прежде чем сделать окончательный выбор и пойти учиться на конфликтолога, следует максимально объективно оценить свой потенциал и личные качества. Ведь недостаточно выучить тексты лекций и несколько раз удачно выступить с докладами на семинарах. После выпуска из вуза нужно будет найти применение своим навыкам, а сделать это в настоящее время непросто многим выпускникам гуманитарных специальностей. Только высокая образованность, целеустремленность и отличные коммуникативные навыки сделают конфликтолога желанным сотрудником в любой организации.