Как выжить в школе: советы школьникам, родителям и ученикам. У тебя с учителем недопонимание. Как научить ребёнка решать любые конфликты

Ксения Вдовина | 01 октября 2015

Публикуйся

Сентябрь. Совсем недавно закончилось беззаботное лето. Школьники и студенты начали новый учебный год. А как быть когда это не только новый учебный год, но и новая школа? Как, например, случилось с нами. Когда в один класс попали мальчишки и девчонки с разных уголков страны. Как найти друзей? Как сделать, что бы поход в школу приносил только положительные эмоции?В последнее время я все чаще слышу от своих ровесников «Ненавижу школу». Почему? Только ли дело в плохих отметках или непонимании учителей?
На мой взгляд, главной причиной является отношение с одноклассниками. Ведь в классе есть не только друзья и те, с кем интересно общаться, но и наоборот те, кто бьют или «за косички дёргают». И сейчас, я считаю, актуальным становится вопрос о том как «выжить» в школе мальчишкам и девчонкам самого безбашенного возраста. Именно в этом возрасте мы начинаем задумываться, кем бы стать, начинаем самоопределяться. Каждому из нас хочется иметь много друзей и пользоваться успехом у мальчиков /девочек/, но не всегда удается поддерживать хорошие взаимоотношения в классе. И это отражается на школьной жизни.
Ведь именно здесь, в школе, мы проводим большую часть своей жизни. Здесь мы впервые влюбляемся и расстаемся, радуемся и огорчаемся, побеждаем и терпим поражения. Здесь мы кроме общеобразовательных предметов изучаем и правила жизни. Как же сделать, так что бы упоминание о школе вызывало только теплые чувства? Почему одни живут в школе успешно и радостно, а другие постоянно ведут «борьбу за выживание»? Если человеку комфортно в школе (одноклассники дружат с ним, он охотно идёт туда каждое утро), то можно сказать, что он счастлив в школе. А если тебе не повезло и каждый раз ты идешь в школу как на каторгу? Сначала подумай над тем, что же так тебя напрягает, чего ты боишься? Неинтересные уроки? Отсутствие друзей и поддержки? Может быть, проблема не в самой школе? Может быть, не нужно отчаиваться, а лучше поискать варианты решения своих проблем?
Вряд ли на эти вопросы найдётся однозначный ответ или исчерпывающий список рекомендаций, но достаточно освоить некоторые секреты, которые, как оказалось, вовсе не являются какой-либо тайной, их ты сможешь найти в любом глянцевом журнале. Я постаралась собрать и обобщить максимальное количество информации и, надеюсь, она поможет тебе найти общий язык со сверстниками и учителями, влиться в коллектив класса, избавиться от комплексов в общении и научиться дружить.
Итак, что бы каждый день в школе приносил только положительные эмоции, я предлагаю тебе ответы на многочисленные вопросы, которые, в конечном счете, я бы свела к нескольким нехитрым правилам:
1.Вера в себя.
Знаешь, до шестого класса я боялась отвечать на уроках. Не то, что бы я не знала предмета, нет, просто стеснялась ответить учителю, потому, что когда я буду отвечать, на меня будет смотреть весь класс (это просто ужас!). И не дай бог, я ошибусь или отвечу неверно (хотя обычно мой ответ был верен), то весь класс будет смеяться надо мной, и я буду глупо выглядеть. Но и получать плохие отметки не хотелось. И я была вынужден отвечать на уроках. И знаешь, даже когда я вызывалась решить задачу у доски, которую даже не представляла, как решить, меня не вызывали, а в конце урока ставили 5 за активность! То, чего я так боялась раньше, стало мне нравиться. Попробуй и ты проявить большую активность.
Помни, оптимизм, вера в свои силы - непременное условие твоей привлекательности. Приучи себя начинать каждый день с улыбки, забудь о своих недостатках, радуйся любому, даже самому незначительному приятному событию и не обращай внимания на мелкие неудачи. Только в этом случае ты можешь рассчитывать на успех.
Разумеется, скромность - это достоинство, а не недостаток, но лишь при условии, что она проявляется в меру. В любом случае у активного, уверенного в себе и самостоятельного человека гораздо больше шансов добиться успеха в общении, чем у робкой тихони.
Между прочим, как утверждают психологи, нерешительность и стеснительность — это недостатки, с которыми можно справиться путем обыкновенной тренировки. Просто каждый раз, когда ты ловишь себя на мысли о том, что ты стесняешься попросить о чем-то или боишься что-либо сделать, специально преодолей собственное сопротивление и сделай то, что хочешь.
А ведь иногда, чтобы найти друзей нужно сделать всего лишь первый шаг. Пойти на свой страх, и предложить людям, с которыми ты хотел бы подружиться провести с тобой время. Помни, что лучше сделать что-то, чем сидеть в четырех стенах и страдать от одиночества и пустоты. И даже если тебе откажут, ничего страшного в этом нет. Просто предпринимай следующие попытки.
2. Умение общаться.
Некоторым людям эта способность дана от рождения, она у них в крови. А некоторым нужно немного поучиться. Прочитать книгу (много не надо, одну-две хороших вполне достаточно) Изучить ее, и самое главное практиковаться. Поэтому как можно чаще бывай вне дома, общение лучше складывается в неформальной обстановке.
Ищи личность похожую на тебя, причем, не только внешне, но и поведением, возможно интересами. Сначала проще будет общаться с тем, кто ближе тебе по духу, а со временем приобретешь массу общих друзей. Можно записаться в какую-нибудь секцию, общие интересы очень сближают. Но если от футбола тебя просто тошнит, не спиши нести заявку в футбольный клуб, поищи что-то более для тебя привлекательно — необходимо любить то, чем занимаешься. Существует много научных кружков, танцевальные студии и различные спортивные клубы.
Возможно, ты упрекнешь меня в банальности и приземленности, но не могу не сказать и о внешнем виде. Он, на мой взгляд, тоже имеет большое значение. Вряд ли ты сможешь произвести приятное впечатление на одноклассников (особенно это касается противоположного пола), если будешь все время ходить в мятой одежде, неумытый и непричесанный. Но здесь, как ты понимаешь, речь идет не о внешности супермодели, а об элементарной опрятности и умении следить за собой.
3.Умение делиться.
Итак, тебе удалось побороть свою робость, познакомиться, найти единомышленников. Что же дальше? Возможно, я скажу очередную банальность, но если хочешь иметь друзей – научись сам быть другом. И люди к тебе потянутся!
В первую очередь, конечно, научиться ставить себя на место другого человека, научиться чувствовать его эмоции, сопереживать. Чтобы иметь друзей, нужно дарить им любовь, внимание, поддержку, добрые слова, улыбки… Ведь когда тебя не трогают проблемы близкого человека, а интересуют только свои, то какой ты после этого друг?
Кроме того, дружба – это не только приятные взаимоотношения, но и еще необходимость жертвовать ради подруги или друга какими-то принципами, уметь уступать, уважать другого, несмотря на то, что в чем-то ваши взгляды могут не совпадать.
Учись верности. Когда ты дружишь с кем-то, то ты должен быть готов к тому, что тебе не раз придется доказывать это на деле. Если в твоем присутствии кто-то начинает говорить плохо о твоем друге и спрашивает твоего мнения по этому поводу, ты должен вести себя сдержанно, но твердо. Даже если в это время вы по какой-то причине в разладе, тебе стоит сказать примерно следующее: «мы с ним не во всем согласны друг с другом, но он очень хороший человек».
Умей хранить секреты. Если твой друг/подруга рассказала тебе что-то личное, это навсегда должно остаться между вами, и рассказать кому-то об этом ты можешь только с разрешения. Тебе было бы приятно, если бы вся школа, например, узнала, что ты влюблен в учителя географии?
Ну и, еще один деликатный момент, нет хуже поступка, чем увести у друга девушку (ну или наоборот). После этого ни один человек, если у него есть хоть крупица собственного достоинства, никогда больше не будет с тобой даже общаться.
Кстати, говоря о взаимном уважении, хочу напомнить о такой коварной и опасной штуке как обида. Наверно, ты и без меня уже успел заметить, что большинство всех конфликтов возникает именно из за нее. Это она может вызвать в нас злость, агрессию, желание отомстить, а то и просто депрессию.
Учитывая все вышесказанное, в следующий раз, собираясь надуть губы и вот-вот заплакать, призадумайся: а лучшее ли это решение? Как нас мало волнуют обиды других людей, так и их не волнуют наши обиды. Каковы мотивы человека? Обижаясь, кому ты делаешь хуже? Не пора ли перестать быть самому себе врагом? И если ты вдруг согласишься со мной и решишь больше не позволять обиде брать над собой верх — не обижайся!
И еще один важный момент. Дружба — это все-таки явление редкое. Я имею в виду настоящую дружбу. Поэтому настоящих друзей по определению не может быть много. И если они у тебя есть, но ты все равно чувствуешь, что тебе чего-то не хватает, возможно, дело совсем в другом. Может быть, тебе просто не хватает общения: с другими знакомыми, с родителями, с противоположным полом… Подумай об этом и попытайся понять, чего тебе на самом деле для счастья недостает.
Эти универсальные правила применимы ко всем людям, на самом деле не нужно все усложнять, и истина в простоте. Просто начни предпринимать попытки для нахождения приятных людей, и в скором времени у тебя появится человек, с которым есть о чем поговорить по душам, есть общие интересы, взгляды; на которого можно положиться в трудной ситуации.
Я тебе искренне этого желаю. И, надеюсь, что свои школьные годы ты будешь вспоминать с теплотой и широкой улыбкой на лице. Будь счастлив!

Плохие оценки не означают, что ребёнок не способен к усвоению элементарных знаний и до пенсии будет расклеивать объявления. Они лишь формальность. Чаще всего неожиданные тройки и двойки свидетельствуют о наличии других проблем. Возможно, ребёнок всё быстро схватывает и на уроках, вместо того чтобы слушать учителя, занимается своими делами. Бывает также, что оценки занижают искусственно. В этом случае родителям стоит принять меры: сходить в школу, поговорить с педагогом и при необходимости с директором.

Важно не ругать малыша за плохие оценки, а попытаться вместе с ним разобраться, с чем у него возникли трудности. Возможно, учитель недостаточно квалифицированно объясняет предмет или просто у ребёнка не лежит к нему душа.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как общаться с учителем, который вас недолюбливает

Причины для нелюбви могут быть разными, но не забывайте, учитель тоже человек. При всём желании соблюдать профессиональную этику, у него могут быть любимчики и «нелюбимчики». Возможно, преподаватель плохо относится к ребёнку, потому что у того хромает и уровень знаний. В таком случае придётся взяться за учебники. Если же учитель чересчур придирчив, то решить проблему должны родители. Помните, что дети, которые ладят с родителями, редко попадают в конфликтные ситуации с другими взрослыми.

Помогите ребёнку идеально подготовиться к тому уроку, который преподает «вредный» педагог, и, возможно, ситуация изменится в корне. Как правило, так и происходит.

Как давать сдачи (и надо ли)

Платить школьным хулиганам той же монетой - плохая стратегия. Получив пару шишек и синяков в драке, ребёнок рискует потерять остатки авторитета в глазах одноклассников. ИсследованияA multi-informant longitudinal study on the relationship between aggression, peer victimization, and dating status in adolescence показывают, что снижает популярность мальчиков среди девочек, и наоборот. Ябедничать и мстить - тоже плохая идея. Проучить недоброжелателей можно только мирным способом. Например, повысив свою успеваемость.

Ребёнку важно дать понять, что авторитет в школе заслуживается не пинками и толчками, а уровнем знаний. Придирки и насмешки хулиганов очень просто игнорировать. Важно обзавестись единомышленниками - теми, кто стремится получить как можно больше полезных знаний и навыков.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Что делать, если над ребёнком издеваются одноклассники

Школьная травля может иметь долгоидущие последствия для всех её участников. ИсследованияAdult Psychiatric Outcomes of Bullying and Being Bullied by Peers in Childhood and Adolescence показывают, что жертвы и инициаторы школьной травли, достигнув 19–26 лет, чаще страдают от , тревожного расстройства, диссоциального расстройства личности, принимают наркотики и даже пытаются покончить жизнь самоубийством.

Родители и учителя должны разобраться в ситуации при первых признаках травли. Если пустить всё на самотёк, против ребёнка может ополчиться весь класс и его придётся перевести в другую школу.

Если никто в течение долгого времени не замечал, что ребёнок находится в состоянии стресса, не успевает по предметам и сторонится одноклассников, толку от классных собраний и дальнейших переговоров с учениками и их родителями не будет. Ребёнок останется изгоем среди сверстников.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как помочь застенчивому ребёнку проявить себя

Застенчивые дети считаютShy Children in the Classroom: From Research to Educational Practice себя физически непривлекательными, с трудом заводят , обладают низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности. Кроме того, они кажутсяPerceptions of intelligence in leaderless groups: The dynamic effects of shyness and acquaintance менее умными и способными, чем разговорчивые дети.

Чтобы побороть у ребёнка застенчивость, учёные советуютHelping young children overcome shyness почаще рассказывать о преимуществах общения, поощрять любые попытки вступить в разговор, знакомить с новыми людьми и учить описывать свои эмоции.

Что делать, если ребёнка раздражает школа и одноклассники

Для начала выясните, что вызывает раздражение. Если ребёнку неинтересно на уроках, пора искать новую школу. Если причиной тому конфликты с одноклассниками или учителями, идите и разбирайтесь. Если явных причин для неприязни нет, отведите ребёнка к психологу.

Родителям стоит проконтролировать ситуацию: в течение некоторого времени провожать и встречать ребёнка из школы, понаблюдать, как он общается со сверстниками, поговорить с учителями. Если явных причин неприязни к одноклассникам не обнаружится, стоит посетить детского психолога.

Евгения Воробьёва, генеральный директор семейного клуба «МалышМаПы», психолог.

Как научить ребёнка решать любые конфликты

Один из способов - овладеть набором гибких навыков. В отличие от большинства навыков, которые дети получают в школе на уроках, гибкие навыки не имеют специализации. Они требуются везде и помогают решать многие профессиональные и жизненные задачи. Вот основные из них:

  • Коммуникативные навыки. Сюда входит умение общаться и слушать окружающих, умение вести себя адекватно ситуации, регулировать конфликты и поддерживать отношения.
  • Системное мышление. К нему относится умение утрясать конфликты, критически мыслить и , умение собирать информацию из различных источников и находить оптимальный вариант.
  • Самоконтроль. Это умение контролировать импульсы и эмоции, различать их, направлять внимание, достойно вести себя в любой ситуации.
  • Мотивация. Сюда входит умение мотивировать себя, понимать, чем отличается мотивация разных людей.
  • Стойкость и психологическая адаптация. Это умение приспосабливаться к любой ситуации, справляться со стрессом и жизненными неурядицами.

Развить эти умения можно с помощью специализированной литературы и на тренингах.


Ребёнку нужно помогать овладевать навыками, которые будут полезны как в школе для решения проблем с одноклассниками или учителями, так и в жизни. Стоит уделять развитию гибких навыков больше внимания, чем попыткам механически вложить в голову ребёнка учебник.

Варвара Чуйкова, исполнительный директор фонда «Будущие лидеры».

Овладение гибкими навыками позволит не только выжить в школе, но и преуспеть после выпускного. ИсследованияSocial and emotional skills in childhood and their long-term effects on adult life показывают, что дети, имевшие развитые коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, с большей вероятностью устраивались на хорошо оплачиваемые должности.

Аутичные дети практически всегда подвергаются в школах травле и насилию, которое часто остается незамеченным родителями и преподавателями. Очень многие аутичные дети думали о самоубийстве, когда учились в школе, многие в течении многих лет послее ее окончания вынуждены бороться с различными психологическими проблемами. Часто, но не всегда, школьная жизнь аутичного ребенка похожа на жизнь на зоне либо на жизнь в очень нестабильном обществе, в котором никогда нельзя полностью расслабиться и почувствовать себя в безопасности. И при этом ребенок не знает, куда пойти и к кому обратиться за помощью, не знает, как справится со своими проблемами.
Итак, вот несколько идей по поводу того, как справиться с травлей. Некоторые из них помогли мне самой, до других я додумалась позже, когда уже закончила школу, некоторые читала в статьях или слышала от своих знакомых.

I) Многие говорят о не сопротивлении злу насилием, но, как показывает вся история человечества, этот принцип не работает. Если вас бьют, обязательно давайте cдачи.

II) Ни один человек, даже самый сильный, не может в одиночку справиться с толпой.

Вот список людей, к которым вы можете обратиться за помощью:

1) Ваши родители. Прежде всего вы должны обратиться к ним. Большинство родителей хотят, чтобы у их детей была хорошая и счастливая жизнь, хоть представление о счастливой жизни у вас и ваших родителей может отличаться. Большинство родителей считают, что детям очень важно ходить в школу, но тем не менее, если вам там плохо, ваши родители обязаны принять меры, потому что родители обязаны заботиться о своем ребенке и не должны портить его жизнь и доводить его до отчаяния, а уж тем более до самоубийства.

2) Ваши старшие братья и сестры, бабушки и дедушки, возможно крестные или кто-то из более дальних родственников, к примеру, ваш дядя или ваша тетя, если вы или ваши родители часто общаются с ними.
Во-первых, если родители по какой то причине не обратили внимание на ваши проблемы или сделали недостаточно, чтобы помочь вам-к примеру, если они ходили в школу поговорить с учителем, чтобы решить ваши проблемы, но из-за их действий проблемы не исчезли, а только усилились родители больше не хотят принимать никаких мер.
В подобных случаях родственники могут переговорить с вашими родителями и повлиять на их решение — они даже могут убедить их перевести вас на домашнее обучение или в другую школу, если вы этого хотите. Кроме того, они сами могут пойти в школу и разобраться в ситуации или дать вам хороший совет.

3) Ваш классный руководитель. В обязанности классного руководителя входит следить за ситуацией в классе, и он обязан принять меры, чтобы предотвратить травлю. Когда он позволяет одноклассникам издеваться над вами, он не выполняет собственных обязанностей. Так что он ДОЛЖЕН принять меры после того, как вы к нему обратились.

Если он не обратил внимание на вашу прозьбу, вы должны сказать об этом родителям.

Если после того, как ваш классный руководитель решил помочь вам в борьбе с вашими обидчиками и после его разговора с ними или с их родителями ситуация ухудшилась, вы должны обратиться к нему за помощью повторно.

4) Завуч, директор школы- к ним лучше всего обращаться через пару дней после разговора с классным руководителем, если разговор с ним не изменил ситуацию.

5) Любой другой учитель, который вам больше всего нравиться и которому вы больше всего доверяете, или школьный психолог.

6) Ваш школьный друг.
Работник школы, с которым у вас сложились хорошие отношения. Это может быть педагог-организатор, повар, продавец в буфете, работник подсобки, охранник или даже уборщик. Эти люди скорее всего знают ваших обидчиков, знают ситуацию в вашей школе и могут дать вам совет, как сделать так, чтобы вас больше не мучили.

7) Любой другой ваш хороший знакомый, приятель, друг или подруга (в том числе и ваши друзья в интернете), родитель кого-то из ваших друзей или знакомых.
Они не могут непосредственно повлиять на вашу ситуацию, но, возможно, если вы расскажите им о вашей проблеме, они смогут поддержать вас и даже дать вам хороший совет.

Внимание! Если вам сложно сформулировать свои мысли устно, вы можете написать о том, что происходит в школе на бумаге и дать прочесть тому, к кому хотите обратиться за помощью. В том, что вы пишете о своих проблемах, а не рассказывайте, нет ничего постыдного, потому что главное- донести информацию.

Возможно, пока вы будете описывать ситуацию, вы сами сможете лучше в ней разобраться.

Если вы, по какой-либо причине, уверены, что тот, кому вы хотите рассказать о своих проблемах, не будет читать то, что вы написали (к примеру, если ваши родители против того, чтобы вы использовали альтернативную коммуникацию в общении, потому что считают, что это мешает вам формулировать свои мысли устно), вы можете выучить то, что написали наизуcть и рассказать это тому, кому планировали.

IV)Теперь несколько советов по поводу того, на что стоит обратить особое внимание, когда вы будете писать или рассказывать о своих школьных проблемах (этот список не универсальный и на каждого человека могут произвести разное впечатление одни и те же факты, но список составлен на основании того, какие виды травли чаще всего считают наиболее серьезными)

1) Мысли о самоубийстве и попытки покончить с собой из-за школьной ситуации, если подобные были.
Побои и акты другого физического насилия (если с вас срывают одежду, если вас насильно тащат в туалет, валят на пол и душат и т. п.)
Большинство людей считают такие ситуации одной из самых серьезных проблем, которая может возникнуть у ребенка в школе, даже если вам так не кажется.

2) После этого следует сказать о действиях, которые мешают вам учиться (постоянный смех на уроках, из-за которого вы не можете говорить, попытки забрать у вас ваши рабочей тетради и т. п.) Ведь основная задача школы - давать знания! Какой смысл в школе, если одноклассники не дают вам учиться?!

3) Причинение вреда вашему имуществу (одежде, школьным принадлежностям, книгам и т. п.) и случаям, когда у вас отнимали ваши вещи, а также воровство. (о воровстве можно сказать даже в самом начале, даже раньше, чем о побоях, т. к. большинство людей относится к нему крайне негативно)

4) Оскорбления — особенно если ваши одноклассники используют не обычные детские дразнилки или обычные оскорбления вроде «дура» и «идиотка», а оскорбления, которые встречаются реже, вроде «убогая», «неполноценная» и т.п. Если вы не знаете, считается ли какое-то оскорбление серьезным, процитируйте его, когда будете говорить (писать) о школьных проблемах.

Упомяните о случаях, когда вас донимает группа из нескольких человек. Вспомните, подвергались ли вы шантажу со стороны одноклассников. После этого можно писать или говорить обо всем остальном. В конце можете упомянуть, что считаете, к примеру, невозможность расслабиться и почувствовать себя в безопасности и сенсорные перегрузки более серьезной проблемой, чем побои, но только после того, как вы упомните о случаях физического насилия. Очень часто только узнав о физическом насилии родители начинают внимательнее относится к школьным проблемам ребенка.

V) Постарайтесь изложить свои мысли кратко и выделить главное.
«Ника, короче!»- Вот самое распространенное замечание моего отца, когда я рассказывала ему о своих школьных проблемах. Возможно, если бы я тогда догадалась записывать то, что я хочу сказать на бумаге, а потом перечитать, в моих рассказах бы не было такого большого и путанного вступления. Чем короче вступление у вашего рассказа, тем лучше. Сам рассказ лучше строить последовательно, не перескакивая с темы на тему- к примеру вначале рассказать о школьных проблемах, а потом о том, какая именно помощь вам нужна.

VI) Обязательно скажите, какую именно помощь вы ждете в первую очередь: нужен ли вам совет или необходимы другие действия (к примеру это может быть просьба перевести вас на домашнее обучение, обращенная к родителям или просьба о помощи, обрушенная к классному руководителю)

VII) Если вы сообщаете о школьных проблемах родителям и им очень не нравиться, когда вы говорите, что не хотите ходить в школу, возможно, лучше начать с перечисления проблем и закончить просьбой о помощи. Иначе вы рискуете лишиться их поддержки до того, как начнете рассказ..

Вот примеры помощи, которую вам могут (а в некоторых случаях и должны) оказать -перечисление идет от меньшего к большему:

1) Знакомые и друзья.
Если вы обращаетесь за помощью к другу, к приятелю, к школьному работнику, не являющемуся учителем или директором школы, или к другу по переписке, то, скорее всего, единственная помощь, на которую вы можете рассчитывать, это поддержка и совет, как минимизировать проблемы. Взрослые знакомые, к примеру родители друга, крестные, дяди и тети могут обратиться за помощью к вашим родителям.

Школьные работники иногда -но далеко не всегда-могут поговорить о вашей проблеме с учителем или с кем-то из завучей.

2)Учитель, школьный психолог
У учителя или школьного психолога гораздо больше возможностей попросить вашего классного руководителя обратить внимание на травлю в его классе. Так учитель может внимательнее следить за поведением ваших обидчиков на его уроках, и если они начнут донимать вас, вызвать их родителей в школу. Школьный психолог и учитель, даже не являющийся вашим классным руководителем, может также поговорить с вашими обидчиками, или позвонить вашим родителям и объяснить им ситуацию. Некоторые родители с большим вниманием прислушиваются к словам учителей, чем к мнению своего ребенка.

3) Классный руководитель может (и даже обязан)

— проследить за ситуацией в классе, чтобы прекратить травлю. (если ему это удасться, но одноклассники продолжат травить вас за пределами школы, сообщите ему об этом)

Поговорить с вашими обидчиками

Вызвать родителей ваших обидчиков в школу, чтобы они оказали на своих детей влияние.

4) Завучи или директор школы.
К завучам и директору школы лучше обращаться если классный руководитель так и не принял необходимые меры. Директор и завучи могут сделать то же самое, что и классный руководитель, или оказать влияние на классного руководителя, чтобы он сделал это самостоятельно.

5) Родители
Родители могут прийти в школу и поговорить с учителем или директором (часто преподаватели с большим вниманием относятся к словам родителей, чем к словам ребенка)
Но, главное, они могут перевести вас в другую школу, в том числе в школу-экстернат либо в частную школу с небольшим количеством учеников.
Они также могут перевести вас на , если вы считаете это наиболее приемлемым для себя вариантом, т.к. по закону родители, с учетом пожелания ребенка, имеют право выбрать образовательное учреждение и форму получения образования детьми, предусмотренной статьей 10 Закона Российской Федерации «Об образовании», − очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната, семейного образования, самообразования.
Это распространяется не только на детей-инвалидов, а на всех детей, вне зависимости от их состояния здоровья, физических, неврологических и психических особенностей.

Сама мысль о том, что у обычного здорового ребенка могут быть трудности с усвоением программы начальной школы, кажется абсурдной. Ведь программа и создавалась с таким расчетом, чтобы ее могли усвоить абсолютно все, причем без особого труда. И тем не менее, многие родители жалуются на то, что дети не справляются со школьной нагрузкой. Причем даже те дети, которые поступая в школу умели читать и считать. Больше того, многие взрослые, вполне самостоятельные и солидные люди в ситуации, когда нужно выучить что-то новое или сдать простенький тест по теме, которая им хорошо знакома внезапно покрываются испариной, начинают мелко трястись, приговаривая «только не снова в школу».

Действительно, именно в первые школьные годы ребенок может «натворить дел»: создать себе репутацию двоечника и лоботряса, а главное заполучить массу страхов, комплексов, и предубеждений, которые будут отравлять ему всю последующую жизнь. Причем не потому, что он глупый или плохой, а именно потому, что он ребенок, у него нет ни опыта ни взрослых умений. Но зато у него есть мы - родители. И мы можем ему помочь.

Разумеется я не призываю вас учиться за ребенка - ведь так мы помешаем ему вырасти, стать взрослым и самостоятельным. Представьте себе, что вам нужно научить годовалого малыша взбираться на лестницу. Если вы будете стоять на верхней ступеньке лестницы и тянуть его за руку ничего хорошего не получится. Нет ваше место - сзади, чтобы дать ребенку карабкаться самому и поддержать его, если он начнет падать. В такой ситуации и ребенок будет чувствовать себя защищенным и вы будете знать, что контролируете ситуацию.

Так как же поддержать ребенка в его первые самые трудные школьные годы?

Давайте попробуем!

Боевая задача. Решите, чего вы ждете от школы

Когда моему сыну исполнился год, мы с мужем с важным видом говорили, что вот де ребенок вырос, скоро в школу пойдет. Тогда эта мысль казалось нам ужасно смешной. Прошло еще пять лет и мысль о том, что ребенок вырос и ему пора в школу уже не вызывала у нас приступов неудержимого веселья. Наоборот, мы как то разом помрачнели, посерьезнели и принялись сетовать, что время летит слишком быстро - не успеешь насладиться детством, как оно раз - и кончилось. Мы оба припомнили свои «школьные годы чудесные» и сообща пришли к неутешительным выводам:

мы разоримся на покупке учебников, школьной формы и прочего обмундирования;
злые учителя только и ждут, чтобы замучить нашего малыша;
следующие 11 лет можно смело вычеркивать из жизни.

Но шутки шутками а начало школьной жизни часто является серьезным испытанием не только для самого юного школьника, но и для его родителей. Ребенок действительно подрастает, у него появляются первые серьезные обязанности, первые задачи, с которыми может справится только он сам. И главное - в школьные годы он закладывает фундамент своего образования и во многом - своей будущей жизни.

Есть над чем призадуматься

Однако первое, что я должна сказать вам (и повторю эту мысль еще не раз): не впадайте в панику. Одиннадцать лет - это не 11 дней. У вас с ребенком уйма времени, чтобы узнать себя, чтобы попробовать различные решения, чтобы наделать ошибок и исправить их. Если вы поспрашиваете своих знакомых, то наверняка среди самых уважаемых и солидных из них, найдется немало бывших двоечников и хулиганов. Не пытайтесь загодя, решить все проблемы возможно, когда ваш ребенок столкнется с ними, он будет уже настолько взрослым, что попросту их не заметит, или с удовольствием решит самостоятельно. Верьте в свои силы и в силы вашего ребенка.

Чего мы ждем от начальной школы?

Две характерных черты современной жизни: обилие информации и недостаток времени. Поэтому у родителей и педагогов часто возникает желание начать пораньше, запихать побольше информации в совсем еще маленьких детей, чтобы они не теряли драгоценных минут за бессмысленными играми и развлечениями. Однако, мудрые немцы говорят: «Zu fiel - ist ungesund» - «Слишком много вредно для здоровья». Каждый кто хоть раз пытался насильно накормить ребенка кашей, понимает, насколько это неблагодарное и бессмысленное занятие.

Конечно дети любопытны, и умеют задавать миллион самых неожиданных вопросов. У детей прекрасная память, и часто то, что выучено в детстве человек помнит всю жизнь. Но дети также прекрасно умеют становиться «глухими» если вы «грузите» их, лишней информацией, знаниями, которые им не нужны, которые они не могут применить на практике - в повседневной жизни или в игре. Большинство детей в возрасте 6–7 лет еще не научились наслаждаться знанием ради знания (будем честны - большинство взрослых тоже). Для детей гораздо важнее постепенно осваивать реальность, раз за разом убеждаясь в том, что они могут исполнять свои желания и мечты, изменять то, что им не нравится, находить надежных друзей и союзников и новые интересные дела. Тогда дети вырастают не только образованными, но и умелыми, и главное - уверенными в себе людьми.

Если вы поставите для себя главной задачей выбрать школу, где в учебную программу будет втиснуто как можно большее количество предметов и факультативов, то едва ли вы будете довольны результатом. Скорее всего через год вы получите «на выходе» ребенка-невротика, который будет твердо уверен в том, что он глупый, ничего не знает, ничего не умеет, ни с чем не справляется, плохо себя ведет, вертится на уроках и (главное!) ненавидит учиться.

Поэтому я хочу предложить вам совсем другой план, согласно которому: ваша главная задача - организовать обучение так, чтобы ребенку в школе было хорошо. Ну или хотя бы терпимо.

Потому что, когда ребенку нравится учиться, он учится сам, сам пристает к родителям и учителям с вопросами, сам требует записать его в кружки и на дополнительные занятия, сам ищет нужные книги дома и в библиотеке, сам садится за компьютер не для того, чтобы пройти очередную стрелялку, а чтобы поработать над собственным проектом или поискать необходимую информацию в интернете. И эти знания оказываются гораздо прочнее и полезнее, чем знания, насильно «вбитые» в голову.

Ну и кроме того, для любого родителя смотреть на здорового, веселого, уверенного в себе и полного любопытства ребенка - сплошное удовольствие, не так ли?

Итоги

  • Какой была школа, в которой вы учились? Запишите 5–7 фраз.
  • Какой вы хотели бы видеть школу, в которой будет учиться ваш ребенок? Выделите 5–7 критериев и запишите.

Сравните обе записи и сделайте вывод: для кого вы «проектируете» идеальную школу - для себя, каким вы были в детстве или для вашего ребенка. Например, если вы написали «хочу, чтобы в школе было много кружков и секций», а ваш ребенок больше всего любит проводить свободное время дома с вами, вы явно не учитываете его интересы.

Из книги психолога Е. Первушиной «Выжить в начальной школе. Как?»