Как происходит переход причастий в прилагательные? Причастие

В русском языке причастие может переходить в отглагольное прилагательное в связи с ослаблением свойств глагола. Иными словами, причастие постепенно теряет свойства временные и приобретает качества постоянные. Соответственно, при этом изменяется правописание "нн" в причастиях и отглагольных прилагательных. Важно знать, что в причастиях пишется удвоенная "нн" , помимо слов: смышленый, названый , а в прилагательных - одна "н" , кроме слов: нежданный, негаданный, невиданный, желанный и других.

Свойства частей речи

Для того чтобы различать страдательное причастие и отглагольное прилагательное, нужно знать их свойства. Свойства причастия и прилагательного:

Прилагательное характеризуется еще двумя признаками:

  1. Оно может входить в ряд однородных членов (воспитанна и застенчива).
  2. Оно может иметь переносное значение (потерянный взор).

Причастие и отглагольное прилагательное

У причастия есть свои специфические аффиксы, используемые для образования. К примеру, хлорсоставляющая - не причастие, потому что глагола "хлорсоставлять" не существует, нежданный - не причастие в связи с тем, что слова "неждать" в языке не бывает.

Для различения данных двух категорий нужно:


Таким образом, если слово соответствует хотя бы одному из названных пунктов, оно является причастием, значит, нужно писать "нн"; если слово не соответствует ни одному пункту, то это отглагольные прилагательные ("н" и "нн" в каких случаях писать, мы уже выяснили), нужно писать одну букву. При необходимости определить частеречную принадлежность написанного слово с двумя буквами будет являться причастием, с одной - нет.

Зависимость от смыслового значения

Что касается суффиксов анализируемых частей речи, следует отметить правописание отглагольных прилагательных. Например, такие слова, как масленые блины и масляная краска. Здесь мы разграничиваем причастия и прилагательные не по правилу, а в соответствии со смыслом. В первом словосочетании это отглагольное прилагательное, образованное от глагола "маслить", а во втором - прилагательное, образованное от существительного "масло". А в словосочетании, например, "масленные утром блины" масленные - причастие. Другими словами, когда слово употребляется в значении «сделанный из масла или работающий на масле» - в нем пишется суффикс -ян. Если в значении «пропитанный маслом», то суффикс - -ен.

Слово раненый имеет двоякое написание. Например, в предложении «Оставаясь раненным, он приступил уже к сборам в поход» в слове раненным - удвоенное "нн" , хотя нет приставки и нет зависимого слова, образовано от глагола «ранить» несовершенного вида, слово не оканчивается на -ованный, -еванный . Удвоенное "нн" объясняется тем, что слово несет в себе глагольное значение, то есть обозначает временный признак и является причастием. Отглагольное прилагательное не обозначает действие и отвечает на вопрос: какая? какой?

Краткая и полная формы

Наличие одной или двух "н" в слове зависит от формы: полной или краткой. Так, в кратких прилагательных пишется столько "н" , сколько в полных. А в кратких причастиях всегда пишется только одна "н" . Девушка была избалованна (избалованна - краткое прилагательное, обозначает постоянный признак). Мальчики, наверно, были избалованы жизнью (избалованы - причастие, обозначает временный признак).

Суффиксы отглагольных прилагательных имеют свои особенности. Следует добавить, что в некоторых сочетаниях повторяющихся слов, таких как: латаный-перелатаный, стираный-перестираный , несмотря на наличие приставки пере- во второй части сочетаний пишется одна. Сочетания имеют значение степени качества и относятся к прилагательным.

Изменение лексического значения

В случаях, когда причастие переходит в прилагательное, у него может измениться лексическое значение. Например, причастие "прощенный" в словосочетании "прощенный человек" означает «человек, которого простили», но прилагательное прощеный в словосочетании «прощеное воскресенье» приобретает иной смысл и означает название дня недели перед большим православным постом.

Сложные отглагольные прилагательные "н" и "нн" типа: малосоленый, гладкобеленый, свежекрашеный , пишутся с одной "н" . Но: гладковыбеленный, свеженакрашенный, малозасоленный пишутся с удвоенной "н" , так как вторая часть этих слов образуется от глаголов с приставками.

Суффиксы существительных

Существительные, образующиеся от причастий страдательного типа и от отглагольных прилагательных, могут писаться и с одной "н" , и с двумя "нн" . Все зависит от основы слова, от которого оно образовано. Например, ставленник - от прилагательного ставленый , но производящий глагол ставить совершенного вида, поэтому пишем с двумя "нн" . Мороженое - от причастия "мороженное" , но, так как производящая основа морозить (что делать?) - несовершенного вида, то пишем одну "н" . То же самое относится и к правописанию производных наречий.

Переход причастия в прилагательное

Если причастие переходит в прилагательное, то оно перенимает его признаки:

От него образуется простая сравнительная степень (удивленный, удивленнее ).

Оно может сочетаться со словами менее и более (менее удивленный ).

У него появляются синонимы и антонимы из прилагательных (воодушевленное настроение , то есть веселое - синоним, грустное - антоним).

– Подумайте, присущи ли выделенным словам глагольные свойства: время, вид, способность управлять именами существительными? То есть можно ли назвать эти слова причастиями?

Блестящий оратор, выдающиеся способности, зависимое государство, замкнутый характер, образованный человек, воспитанный ребенок.

Слова блестящий, выдающиеся, зависимое, замкнутый, образованный, воспитанный утратили указанные глагольные свойства и обозначают только признак. В данных примерах мы наблюдаем явление перехода причастий в прилагательные.

Чтобы учащиеся глубже осознали этот процесс, предлагаю им ответить на вопрос: какие условия необходимы для перехода причастий в прилагательные и происходят ли при этом изменения в лексическом значении слов? Прошу подтвердить суждения конкретными примерами.

Для перехода причастий в прилагательные необходимы местоположение причастия перед определяемым словом (иней, блестящий (прич.) на солнце – блестящие (прил.) способности) , отсутствие управляемых слов (отравляющие (прил.) вещества) , утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени. Происходят изменения в лексическом значении слов (горящие (прич.) дрова – горящие (прил.) глаза; насыпь, образованная (прич.) взрывом – образованная (прил.) женщина) .

Приемом, позволяющим проверить, перешло ли причастие в прилагательное, является замена его синонимичными прилагательными, конструкции же с причастиями заменяются придаточными предложениями. Предлагаю учащимся это проверить на следующих примерах: блестящий успех, любящий взгляд, открытый характер, прыгающий мальчик .

Блестящий (прил.) успех – великолепный, превосходный, замечательный. Любящий (прил.) взгляд – добрый. Открытый (прил.) характер – искренний, прямой. Прыгающий (прич.) мальчик – мальчик, который прыгает.

Произведите подобную замену в следующих примерах: вьющиеся волосы, отравляющие вещества, волнующее зрелище, знающий специалист .

Вьющиеся волосы – волосы, которые вьются; кудрявые. Отравляющие вещества – вещества, которые отравляют; ядовитые. Волнующее зрелище – зрелище, которое волнует душу; тревожное. Знающий специалист – специалист, который много знает; грамотный, толковый, эрудированный.

В этих примерах наблюдается факт двоякой замены, который свидетельствует, что переход окончательно еще не завершен.

Заполните таблицу конкретными примерами.

Проанализируйте данные ниже примеры. Что ими подтверждается?

Блестящий ответ – ответ блестящ, блестящая речь – речь блестяща. Блестящий ответ – самый блестящий ответ. Угрожающее положение – опасное положение. Любимые цветы – самые любимые цветы. Выступить блестяще.

Из данных примеров видно, что перешедшие в прилагательные причастия приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки: способность иметь степени сравнения, краткую форму, от них образуются наречия, они могут иметь синонимы и антонимы из числа обычных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные

– Наиболее употребительные слова с одним н – причастия, перешедшие в прилагательные: вареный, печеный, жареный, кипяченый, сушеный, вяленый, копченый, моченый, соленый, топленый, раненый, крашеный, масленый, рваный, путаный .

Переход причастий в существительные сопровождается тем, что отпадает надобность в определяемом существительном, категории рода, числа и падежа у них становятся независимыми, в предложении они выполняют характерные для существительного синтаксические функции, они могут иметь при себе определения, то есть у них развивается значение предметности и утрачивается значение признака.

– Вспомните как можно больше причастий, перешедших в существительные.

Настоящее, прошедшее, будущее, трудящиеся, учащиеся, ведущие, борющиеся, нуждающиеся, убитый, отстающий, выступающий, идущий, секущая, провожающие, провожаемые, прибывшие, обучающие, обучаемые и т.д.

– Создайте «портрет» этих слов.

– В данных предложениях определите частеречную принадлежность выделенных слов, укажите, каким членом предложения они являются.

IV. Краткие и полные причастия.

Действительные причастия имеют только полную форму, краткие формы образуют только страдательные причастия. Причем для причастий настоящего времени они менее характерны. Часто являются устаревшими и встречаются в основном в книжной речи: приготовляемый.

Краткие формы от причастий прошедшего времени наоборот достаточно частотны: засыпано, потерян.

Краткие формы образуются от полных путем отсечения адъективных флексий и присоединения окончаний, свойственных кратким прилагательным: - А,О,Ы, нулевое окончание.

ОСОБЕННОСТИ КРАТКИХ ФОРМ ПРИЧАСТИЙ:

1. Как правило, краткие формы указывают на результат в настоящем действия, имевшего места в прошлом: залита.

2. Они НЕ СКЛОНЯЮТСЯ, Т.Е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ.

3. Изменяются по числам, а в ед.ч. по родам.

4. Соотносятся с глаголами несов.в. страдательного залога.

5. Краткие причастия не выражают временного значения, временную характеристику (значение предшествования, одновременность, последование - содержит форма вспомогательного глагола БЫТЬ).

6. Они выступают обычно в функции сказуемого: литератураизъята из законов тления. Реже, в сочетании с зависимыми словами они выполняют роль обособленного определения: гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега.

1. АДЪЕКТИВАЦИЯ – диахронная (рваный, мороженый, вареный), синхронная (потухший костер – потухший взгляд).

По мнению исследователей к диахронной адъективации относятся слова типа жареный, вареный, мороженый, рваный, колотый и т.п. Некоторые из них могут еще употребляться в функции причастий, но при обязательной поддержке зависимых слов: Бабушка любила грузди жаренные в сметане, отваренные в рассоле (жареные – причастие, отваренные – причастие).

Синхронная адъективация.

Признаки адъективации причастий:

2. Тенденция к утрате глагольного управления: руководящие кадры (это слово утратило возможность управлять сущ-м, значит – это прилагательное); Иванов, руководящий целым регионом.

3. Утрата или ослабление глагольных категорий вида, времени, залога: извиняющаяся (несов.в., действит.з., наст.вр.) девушка – извинявшаяся девушка – это причастия, извиняющаяся улыбка – прош.вр.нет, значит это прилагательное

4. Изменения в лексическом значении исходных лексем, проявляющиеся в большей или меньшей степени:

А) расширение прямых значений – знающий правила ученик; знающий (эрудированный, значит прилагательное) человек

Б) сужение прямых значений – смотрит любящим взглядом (сужение значения, значит прилагательное); отец, любящий своего ребенка;



В) развитие переносных значений: потухший костер, потухший взгляд (пер.зн., значит прилагательное)

Г) Терминологическое употребление – отравляющие вещества,текущие счета, пишущая машинка, торгующая организация.

Причастия, перешедшие в прилагательные, приобретают свойственные прилагательным грамматические признаки:

Способность иметь степени сравнения – самое блестящее выступление

Краткую форму – стих блестящ

Образовывать наречия – говорить угрожающе

Могут иметь синонимы и антонимы среди обычных прилагательных – несдержанный человек (вспыльчивый – синоним, спокойный - антоним).

(Буланин)

СУБСТАНТИВАЦИЯ ПРИЧАСТИЙ – переход причастий в существительные (результат морфолого-синтаксического способа словообразования)

Основное условие субстантивации – эллипсис – опущение определяемого существительного.

Перешедшие в существительные причастия совмещают значения лица и действия этого лица. Категория рода числа и падежа у них становятся независимыми. В предложении они выполняют характерные для существительного функции: подлежащего, дополнения, несогласованного определения, обращения (эй,связанный,я к тебе обращаюсь).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

I. Деепричастие как особая форма глагола.

II. Признаки деепричастия.

III. Деепричастия сов. и несов.в.

IV. Образование деепричастий сов.в.

V. Значение времени у деепричастий

I. Морфологический статус деепричастий в настоящее время окончательно не определен. Традиционным считается взгляд, согласно которому, деепричастие – это неспрягаемая форма глагола, обозначающая дополнительное действие субъекта, связанное во времени с основным действием.

Другая точка зрения - деепричастие – самостоятельная форма глагола.

II. Деепричастие – синкретичная форма, совмещающая признаки глагола и наречия:

Признаки глагола Признаки наречия
Имеют с производящим глаголом общее лексическое значение – добавочное действие Деепричастия имеют обстоятельственное значение: Как?
Словообразовательные признаки:
Образуются от глаголов (отдельно от каждой видовой формы глагола)
Морфологические признаки
Деепричастия наследуют от исходного глагола: 1.Признак переходности/ непереходности: рисуя, отбегая; 2.Категории вида и залога, нет страдательного залога: радуя друзей, спускаясь – средневозвр.залог Не изменяются
Синтаксические
Сочетаются с наречием: улыбаясь радостно, Управляют сущ-м: улыбаясь другу В предложении являются обстоятельством

III .Образование деепричастий несовершенного вида.

Образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса –а (-я-): след’а, слыш’а.

Если основа заканчивается на твердый согласный, то при образовании деепричастий он смягчается: бер’-я.

Если глагол имеет суффикс –ва, то деепричастие образуется от основы на –ваj (основа наст.вр. заканчивается на j): создавать (непродукт.глагол): создаj (осн.н.в.) : создаj-ут – создаваj-а.

Глагол БЫТЬ образует деепричастие с помощью суффикса –учи: БУД-УЧИ (нормативная форма). Он встречается также в устаревших и просторечных формах деепричастий: жалеючи, крадучись, играючи.

Не образуется деепричастие несов.в. ли являются малоупотребительными от следующих глаголов:

1. От глаголов с односложной осново й инфинитива на –а или –и и основой настоящего времен, состоящей только из согласных:

пи-ть – п’j-ут; вра-ть – вр – ут – от них деепричастия не образуются.

2. От глаголов с основой наст.вр. на шипящий или на “губной + л”: вяж-ут, сыпл’ут, от непродук. нес.в.глаголов на –нуть.

3. От глаголов с основой наст.вр. на заднеязычный согласный – берегут, жгут

4. Жаждать, стонать, гнить, петь… .

«Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени» - Страдательные причастия прошедшего времени. Работа с учебником. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание. От какого глагола образованы? Образование причастий. Страдательные причастия прошедшего времени 7 класс. -Т- Открыть – открытый Нагреть - нагретый. Гласная перед суффиксом причастий ПРОШЕДШЕГО времени действительных и страдательных.

«Страдательное причастие прошедшего времени» - 1. Упр.108: комментированное письмо. Страдательные причастия прошедшего времени 7 класс. I.Лингвистическая разминка (объяснительный диктант). IV.Выполнение упражнений. V. Повторение темы «Одна и две буквы -Н- в прилагательных». 1.Рассказать об образовании страдательных причастий настоящего времени. 2.Упр. 105, 106 (по вариантам).

«Причастие 7 класс» - Раскройте скобки. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Краткие страдательные причастия. Повторить морфологические признаки причастий. Блиц- контрольная. Гласные А, Я перед Н и НН в страдательных причастиях. Шаг 2 Рассмотрите таблицу на странице 93 в книге «Русский язык в таблицах. 5-9 классы».

«Причастие как часть речи» - Прочитайте предложения и сделайте вывод о роли причастий в речи. Вспомните, что такое причастный оборот. В чем отличие причастий читающая и читаемая? Переход причастий в прилагательные. Дайте определение действительных и страдательных причастий. Д/З Подведение итогов.(Проверочная работа-тест). Комплексное повторение темы «Причастие как часть речи».

«Причастие» - Страдательные причастия настоящего времени. Причастие. Причастие – самостоятельная часть речи. Настоящие время. Полная форма. Искры,|ярко пылающие|, были похожи на звёзды. Совершенный вид. Действительное причастие. Действительные причастия настоящего времени. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

«Урок 7 класс Причастие» - Задание для класса. Обобщающий урок по теме «Причастие». Кроссворд. Такой, словно природа задумалась глубоко–глубоко. Начинается осень с особенной тишины. Обобщить сведения о причастии. Как же причастия описать увиденную красоту? В рассказе Шерлок Холмс получает зашифрованное послание в виде нарисованных человечков.

1. Если причастие приобретает качественное значение, оно переходит в прилагательное. При этом оно теряет свои глагольные признаки: вид, залог и время. Сравните: 1) Камни,выдающиеся (которые выдаются) над поверхностью воды, гладко отшлифованы волнами. 2)Выдающиеся (исключительные) способности помогли товарищу блестяще справиться с заданием. В первом примере слово выдающиеся – причастие; оно имеет значение настоящего времени (сопоставьте: выдающиеся камни – выдававшиеся камни), во втором примере выдающиеся – прилагательное с качественным значением «исключительный», «яркий», «особенный»; оно потеряло значение времени (выражение «выдававшиеся способности» не имеет смысла).

Разные формы причастий имеют неодинаковые возможности для перехода в прилагательные. Очень легко переходят в прилагательные действительные причастия настоящего времени на-щий, например:

вызывающий вид (наглый), блестящие способности (очень хорошие), чарующая улыбка (прелестная), одуряющий запах (очень сильный), раздражающий тон, ошеломляющее впечатление (исключительно сильное), начинающий писатель (не имеющий опыта в писательском ремесле). От причастий этого типа, перешедших в качественные прилагательные, образуются краткие формы: улыбка чарующа, способности блестящи, вид вызывающ.

Не менее легко переходят в разряд прилагательных страдательные причастия прошедшего времени на-нный и-тый ; истощённый ребёнок (исхудалый), ограниченный человек (малоразвитый), испытанный друг (верный), образованный человек (получивший образование), изысканный вкус (тонкий), рассеянный человек (невнимательный, плохо замечающий всё окружающее), избитая тема (давно известная и надоевшая).

Некоторые прилагательные, происшедшие от страдательных причастий, образуют даже сравнительную степень: сдержанный – сдержаннее, образованный – образованнее.

Значительно реже переходят в прилагательные другие формы причастий: причастия от глаголов на -ся , причастия прошедшего времени на -вший . Вот примеры прилагательных, образованных от этих форм причастий: выдающийся писатель, неудавшееся предприятие и др.



2. Как и прилагательные, причастия могут употребляться в значении существительных, например: Я подошёл кспящему. Становясь постоянными обозначениями предметов, некоторые причастия переходят в существительные: учащийся, трудящийся, заведующий, прошедшее, будущее.

Упражнение 315 . Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, где выделенные слова употреблены как причастия, где – как прилагательные, где – как существительные, где – как местоимения.

I. 1) На следу..щее утром выпал глубокий снег. 2) После долгих споров мы решили следу...щее: дождаться рассвета и потом уже продолжать поиски. 3) Катерок, следу...щий за нашим пароходом, начинает отставать. 4) Я с любопытством начал слушать следу...щий рассказ. 5) Подходите поскорей: кто следу...щий? 6) Очень подозрителен этот человек, всюду следу...щий за нами.

II. 1) Мы, живущие сейчас, отвечаем за нашу Родину перед буд...щими поколениями народа. 2) Наше буд...щее прекрасно. 3) Буд...щее покажет, насколько мы правы. 4) Посевная площадь в бу.д...щем году у нас ещё увеличится.

§ 253. Правописание н и нн в причастиях и прилагательных.

1. В полных страдательных причастиях прошедшего времени на -нный пишется два н ; картина, нарисованн ая художником; баржа, груженн ая лесом; зверь, раненн ый пулей; рабочий, квалифицированн ый по шестому разряду; решённ ая задача; брошенн ый ребёнок.

2. В прилагательных, образованных от глаголов, пишется дван , если они имеют приставки или оканчиваются на-ованный, -еванный (кроме кованый и жёваный): усиленн ое питание, избранн ые сочинения, возвышенн ый стиль, поношенн ое пальто, подержанн ые книги, квалифицированн ый рабочий, балованн ый ребёнок.

3. В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов (а также не имеющих суффикса-ованный), пишется однон: гружён ая баржа, сеян ая мука, копчён ая колбаса, вялен ая рыба, вязан ые рукавицы, гашён ая и негашён ая известь, солён ый огурец, ткан ая скатерть, ранен ый солдат.

4. Исключения: надо писать с однимн: смышлён ый ученик, назван ый брат, а также существительное придан ое; с двумян: священн ый долг, данн ый случай, желанн ый гость, нечаянн ый случай, невиданн ый и неслыханн ый успех.

Примечание. Одно н пишется в отглагольных прилагательных, когда они входят в состав сложного слова, например: гладкокрашеный материал, свежемороженое мясо.

Упражнение 316.

Жаре...ая рыба–зажаре...ая баранина, калё...ые каштаны– закалё…ая сталь, выжже...ая степь – жжё...ый кофе, высея...ые семена – сея...ая мука, вощё...ая бумага – навощё…ая нитка, вытка...ый рисунок – тка...ая скатерть, вяза...ая кофта – связа...ые руки, гашё...ая известь – погаше...ый костёр, рва...ые ботинки– сорва...ое яблоко, краше...ый дом – выкраше...ый пол, учё...ый скворец – выуче...ый урок, пуга...ая ворона – испуга.. ый ребёнок.

317. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) В беше...ой торопливости оседлал он коня. 2) На него напали взбешё...ые люди. 3) Со скрежетом ударяли о камень мостовой кова...ые копыта. 4) Конь чувствует опуще...ый повод, сразу забирает рысь. 5) Миновали мостик, переброше...ый через речонку. 6) Глубоко в землю врыт круглый тёса...ый дубовый столбище. 7) Я в этих делах стреля...ая птица. 8) Смышлё...ый мальчишка понравился матросу. 9) Без пальто она была, в вяза...ой кофте. 10) Через Киев на юг проходили эшелоны, груже...ые людьми, повозками, кухнями, орудиями.

(Н. Островский.)

318. Спишите, вставляя н илинн.

1) Стены были выкраше...ы белой краской. Стены, выкраше…ые белой краской, были очень чисты. По краше...ым полам были постла...ы дорожки и половики. 2) Офицер, ране...ый в руку, оставался в строю до конца боя. Ране...ого офицера отправили в госпиталь. 3) Гружё...ые платформы товарного поезда быстро мелькали мимо полустанка. В тупике стояла платформа, гружё...ая камнем. 4) Суровое, изреза...ое морщинами лицо старика было хмуро и сосредоточе...о. Всё моё внимание было сосредоточе...о на решении трудной задачи.

319 . Спишите, вставляя н или нн (повторить § 170).

Фабрич...ый, батальо...ый, ю...ый, зелё...ый, студё...ый, серебря...ый, оловя...ый, кожа...ый, полотня...ый, деревя...ый, рассея...ый, сея...ый, конопля...ый, песча...ый, копчё...ый, закопчё...ый, утре-ий, родстве...ый, родстве...а, расклее...ый, расклее...а, клее...ый, глиня...ый, соломе...ый, клюкве...ый, ветря...ой двигатель, ветре...ая погода, масле.. .ые руки, масля...ые краски, лимо...ый, авиацио...ый.

320. Спишите, вставляя н илинн.

1) Дорога была прекрасна и во многих местах вымоще...а. 2) На дороге в виде плотины навале...ы каменья. 3) Через ручьи выстрое...ы были каме...ые мосты. 4) Нечая...ый случай разрешил мои недоумения. 5) Землянка устл…а и обвеша...a богатыми коврами. 6) В тот год осе...яя погода стояла долго на дворе. 7) Долго кова...ый кувшин волною звонкой наполнялся. 8) На серебря...ом просторе ходит месяц золотой. 9) В горах, окова...ый, у стада проводит пленник каждый день. 10) Они вдвоём рука с рукою гуляют утре...ей порою. 11) Кибитка остановилась перед деревя…ым домиком, выстрое...ым на высоком месте. 12) Маленький человек в кожа...ом картузе и фризовой шинели вышел из телеги. 13) Мы встретили ране...ого казака. 14) Здесь я увидел Михаила Пушкина, ране…ого в прошлом году.

(Из произведений А. С. Пушкина.)

ДЕЕПРИЧАСТИЕ