Как привить ребёнку любовь к природе? Прививаем детям любовь к природе. Воспитание любви к природе у дошкольников

Воспитание любви к природе

Воспитание любви к природе – ключ к развитию человечности в ребенке

Маленький человечек, развиваясь, познаёт мир. Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. И если малыш, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.

Учим любить малое

Важно, чтобы ребёнок понимал: даже самое маленькое существо достойно жизни. Пусть воспитание любви к природе начнётся с насекомых. Годовалые малыши активно познают мир, и их внимание привлекают яркие бабочки, жучки, муравьи. Ребёнку всё хочется пощупать, испытать на прочность. Он ещё не понимает хрупкости окружающих его существ, поэтому нужно учить его бережно относиться даже к букашке.

Объясняйте малышу, что когда он сжимает в руке жука, то делает насекомому больно, больше рассказывайте ребёнку о мире насекомых, рассматривайте картинки в книжках. И ваши усилия постепенно начнут давать благодатные всходы.

Спасайте со своим ребёнком божьих коровок, жучков. Пусть малыш уберёт насекомое с дороги, где его могут раздавить, или достанет букашку из лужи. Похвалите маленького спасателя. Ведь он сделал хорошее, доброе дело.

Кошки и собаки – лучшие друзья

Очень часто домашние питомцы становятся любимцами малышей. Они прекрасно воспитывают юных исследователей большого мира. Игры с кошками или собаками учат ребёнка бережно относиться к животным, сопереживать. Нередко можно увидеть, как маленькие дети разговаривают с «меньшими братьями». Ведь для них такое общение – полезнее и лучше любых игрушек. И его не заменишь ничем.

Не испытывайте чувство страха, что с вашим ребёнком что-то не так, когда он пытается поднять котёнка за хвост или пальцем тыкает собаке в глаз. Это происходит не потому, что малыш жесток. Просто дети так познают мир, им всё нужно потрогать, провести маленький эксперимент. Ребёнок ещё не понимает, что животные испытывают боль так же, как и люди. И ваша задача – объяснить это. Расскажите, что животные хрупки, им можно причинить боль или вред. Не оставляйте малыша наедине с животным, всегда контролируйте процесс общения, чтобы всегда можно было подкорректировать действия ребёнка. Ваше совместное времяпровождение – ещё один вклад в воспитание любви к природе.

Больше рассказывайте ребёнку о повадках и привычках животных, чтобы малыш знал особенности маленьких питомцев, учился любить и понимать их. Привлекайте малыша к уходу за котиком или собачкой. Конечно, не сразу к ребёнку придёт привычка ухаживать или кормить любимца. Но постепенно доброжелательность с вашей стороны и теплота принесут результаты. У ребёнка начнёт вырабатываться ответственность и любовь.


Зелёные друзья

Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять.

Даже самых маленьких детей нужно постепенно знакомить с природой, с растениями и животными, с птицами и насекомыми. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребёнку любовь к природе – это, непосредственно, «подружить» его с ней. Ребёнок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать посильную помощь родителям в саду или на огородном участке.

Лучший пример для ребенка – это его родители . Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. Зато если родители каждый день личным примером показывают ребёнку, с каким уважением они сами относятся к природе, ребёнок очень быстро усваивает такую модель поведения. Также существенную роль в прививании детям любви к природе играют дошкольные учреждения, младшие классы школы. От того, как педагоги преподают детям уроки природоведения, зависит будут ли они интересоваться природой или останутся к ней равнодушны. Замечательно, если в группе или в классе есть свой «живой» уголок. Детям старше 4-5 лет вполне по силам кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки.

С первого класса дети изучают природоведение, а потом естествознание в средней и старшей школе. Как же так получается, что в итоге нам приходится учить детей защищать окружающую среду и вводить дополнительные курсы и предметы? Почему сами курсы Природоведения и Естествознания не прививают детям таких понятий, как беречь и охранять природу?
Наверное потому, что эти курсы дают детям голую сухую информацию об окружающем мире и законах его развития. Беречь можно только то что любишь. Разве можно любить информацию. Надо учить детей смотреть на природу глазами души.

Уроки природоведения должны быть интересны для детей . Вместо скучного изучения по книжкам, лучше выйти на коллективную прогулку в лес или к озеру. Но на такое «выездном» занятие обязательно должны дать согласие родители детей и лучше, если сопровождающих взрослых будет несколько! Перед «вылазкой» на природу нужно обязательно как можно доступнее объяснить детям правила поведения.
Гербарии, поделки из желудей и шишек позволяют детям общаться с природой, не «обижая» ее. А как потом приятно малышу вручить свое творение маме, папе или бабушке!

Сегодня природа находится зачастую просто в бедственном положении. Техногенные катастрофы, промышленные выбросы в воду и атмосферу, вырубка лесов – всё это рушит и без того хрупкий экологический баланс. Поэтому, прививая своим детям любовь к природе, мы поможем им построить будущее, в котором люди живут в гармонии с родной планетой.

Вдумайтесь в слова Михаила Пришвина «Внутренняя жизнь природы - это я, или душа человека, и если надо что-нибудь в природе понять, то надо просто углубиться в себя, не выпуская из вида внешнего облика того, что захотелось в природе понять».

Посмотрите, как трепетно любил природу Николай Сладков, написавший огромное количество книг о природе для детей: «Мир природы таинственен и прекрасен. Радость неведомого захлестывает тебя. Положи руку на пульс лесных дебрей, вслушайся в их тихий, затаенный стук. Не спеши обрывать крылья у бабочки: береги свое удивление!»

Как и всякое другое чувство, чувство природы должно быть развиваемо в детях с самого раннего возраста; чем позже, тем это делается труднее. В школе этому делу, естественно, должен служить предмет природоведения, начинающийся с первого года школьного обучения. Воспитание чувства природы - источника любви и тяготения к природе - должно составлять первую и главную задачу Экологии. Вот что об этом написал ещё в прошлом веке знаменитый русский ученый профессор Дмитрий Кайгородов:
Естественный и единственный верный путь для успешного куль-тивирования чувства природы, это - возможно частое общение с природой и возможно большее ознакомление с предметами и явлениями окружающей природы. Отсюда - необходимость частых экскурсий на природу и очевидная необходимость построения предмета природоведения на местной природе.

Соответственно своей цели, такие хрестоматии отнюдь не должны отдавать сухостью учебников. Имея целью содействовать воспитанию чувства природы, они сами должны быть согреты этим чувством (любовь вызывает любовь). Хорошую помощь в этом отношении оказывают соответственно выбранные стихотворения и отрывки художественной прозы.

Пора, пора об этом подумать... Мы оторвались от природы, перестали ее чувствовать и перестаем её любить. Оторвавшись от природы, мы потеряли здоровье - физическое и духовное. Нужно приблизить нарастающие поколения к природе, культивируя в них любовь к ней. Нужно культивировать в школе не МЁРТВУЮ НАУКУ о природе, а ЖИВУЮ ЛЮБОВЬ к природе и Божьим творениям, её составляющим.
Он написал об этом в своей книге «Природа в будущей школе» более 100 лет назад. Но эти слова актуальны и сейчас. Пока мы не научим детей любить окружающую их природу, никакой предмет, посвященный Экологии или Охране окружающей среды не заставит людей беречь природу.

А любовь начинается со сказки, стихотворения, с чувства близости к природе.

Сказка из книги «Сказки о цветах и деревьях»
Лесной гастроном

Однажды в городскую школу пришел учиться новый мальчик. Он был сыном лесничего и приехал издалека. Новый мальчик очень понравился ребятам. Он умел погоду предсказывать, знал интересные истории о жизни разных зверей и птиц. Но, когда все пошли на уборку листвы в городском парке, новый мальчик отказался работать вместе со всеми. Он сказал учителю:
- Не буду я листья опавшие и траву прошлогоднюю жечь, я деревьям не враг...
- Не говори глупостей, - строго прервал его учитель.
Мальчик махнул рукой и ушел из парка.
Ребята весело провели день, прыгая в кучах разноцветных листьев. Потом кучи листьев, опавших сучьев и сухой травы зажгли, и все ели бутерброды и пели песни.
Когда на следующий день ребята рассказали, как весело они провели время, мальчик снова насупился:
- Вы сами бутерброды ели, а у деревьев и цветов еду отобрали. Попробовали бы вы так в нашем лесу сделать, мой папа вас бы сразу из леса погнал.
- Какую еду? - удивились ребята. - Деревья из почвы и воздуха питаются, нам учитель рассказывал.
- Да, а откуда в почве питательные вещества берутся? - спросил ребят мальчик.
- В нее люди удобрения добавляют, - объяснили ребята.
- Где же вы видели, чтобы лес удобряли? - снова спросил мальчик.
- А лес и не надо удобрять, там сама по себе почва питательная. Сам в лесу жил и не знаешь, - удивилась одна девочка. - Когда мы с мамой в лес ходили, мама там питательной земли набрала для наших цветов.
- Я-то знаю, что само по себе ничего не бывает. Вы продукты в гастрономе покупаете, а лес сам свой гастроном пополняет. Листья и ветки сухие, трава старая - лучшая еда для почвы. Почвенные жители - черви, грибы и бактерии - все это едят и в питание для растений превращают. Так они каждый год друг о друге заботятся. А вы, когда парк чистили, почву без витаминов оставили. Теперь ей нечем травы, кустарники и деревья подкармливать. Деревья и травы старались, себе запасы готовили, а вы сожгли все.
- Ну, ты даешь, - удивленно сказали ребята. - Парк не лес все-таки. Да и деревья до сих пор живы, хотя листья в нашем парке каждый год сжигают.
- Конечно, все равно в почве питание остается, - согласился мальчик. - Только мало его. Вот и не растут в парке такие травы, цветы да ягоды, как в лесу.
Задумались ребята, не знают, что ответить.

Как научить своего ребенка заботиться о Природе? Конечно собственным примером! Мы предлагаем несколько простых, а в некоторых случаях бытовых действий, совершая которые ежедневно Вы сможете воспитать на одного (а может и на несколько) экологически ответственного человека больше!

1.Посади дерево

Сначала расскажите детям о деревьях, об их роли в жизни нашей планеты. Пусть ребенок в простой форме узнает о том, что производят кислород, впитывают корнями всю избыточную влагу и тем самым препятствуют затоплению. Также под деревом хорошо спрятаться в очень жаркий день. Расскажите, что дерево является важной частью в жизни животных и насекомых. Можно и показать животных, птиц и насекомых, которые живут на деревьях. Расскажите о вырубке леса и о том, что это плохо отражается на нашей планете. Расскажите, как интересно посадить дерево и смотреть, как оно растет.

После интересного рассказа можно перейти и к действию. Посадите вместе с ребенком дерево в саду или парке. Существует муниципальные программы, в рамках которых люди добровольцы выходят в парки и высаживают деревья для озеленения нашей планеты. Участие с детьми в такой программе стало бы прекрасным положительным уроком экологического воспитания.

2.Экономь электричество

Пусть малыши узнают об энергетических ресурсах. Расскажите о том, что необходимо разумно использовать ресурсы нашей планеты. Объясните, что каждому ребенку по силам сберечь немного электроэнергии, просто выключив свет, где в нем нет необходимости. Выключить работающий телевизор, если его никто не смотрит. Расскажите, что уменьшить расходы по электричеству очень важно для нашей планеты. Малыш будет чувствовать важность экономии и с удовольствием поможет вам сберечь электричество в своем доме.

Чистота нашей планеты – это одна из самых труднодостижимых целей. Люди ежедневно вырабатывают тонны мусора, которые превращаются в проблему. Переработка и повторное использование вещей одно из решений этой проблемы. Но наряду с системными свалками мусора, существует много стихийных свалок, которые делают люди. Расскажите детям о том, что оставлять мусор в не предназначенных для этого местах плохо. Люди выезжают на природу отдохнуть и оставляют после себя много мусора. Лучше собрать весь мусор в пакет и выбросить в предназначенном для этого месте. Также познакомьте детей с основами типами сортировки мусора и разумного разделения на бумагу, стекло, метал и пищевые отходы. Расскажите, что потом разные типы мусора перерабатываются по-разному.

Итак, как привить крохе любовь к природе? Несколько полезных советов родителям:

Вместе с малышом заботьтесь о братьях наших меньших. Если у вас есть свой домашний питомец, это замечательно. Но если его нет, это не беда. Вы можете кормить бездомных кошек и собак, а также голубей и других птичек. Можно вместе с малышом сделать скворечник, кормушку или поилку для птичек и посмотреть, как они будут всё это использовать.

Насекомые – тоже природа. Конечно, брать в руки тараканов и пауков не стоит. Если такие насекомые обитают у вас дома, то либо ликвидируйте их незаметно, либо отлавливайте и отпускайте на улицу. Малыш должен понимать, что все букашки, божьи коровки, жучки и прочие представители – это тоже часть природы и живые существа, которые хотят жить и наслаждаться жизнью.

Если малыш хочет сорвать цветок, не стоит ему позволять это делать. Объясните, что цветок будет гораздо более красивым, свежим и ароматным, если он будет расти в земле и радовать всех. А если растение сорвать, то оно просто умрёт.

Посадите своё растение. Устройте дома мини-сад. Одно растение (лучше самое неприхотливое) подарите чаду, поручите поливать его, заботиться о нём. А если цветок в итоге распустится, сообщите, что так он проявляет свою благодарность за доброту и заботу.

Чаще выезжайте с крохой на природу. Отправляйтесь в красивые живописные места, чтобы малыш смог увидеть, насколько красивой бывает природа и как приятно наслаждаться такой красотой. Так что гуляйте по лесам, берегам рек, полянам и прочим подобным местам. Во время таких прогулок рассказывайте малышу о природе, о животных. Например, можно рассказать историю какой-нибудь реки, перечислить её обитателей, рассказать о пользе.

Читайте вместе книги о природе и животных, смотрите мультфильмы.

Любите природу, и ваш малыш тоже полюбит её!


Первые знания об устройстве мира возникают у ребенка в дошкольном периоде. Именно в это время важно заложить в малыша понимание законов природы. Нужно не объяснять их ментально, а ежедневно проживать вместе с ним природные явления и через небольшие, но реальные действия показывать нашу встроенность во все природные циклы и взаимосвязи. Только через вдумчивую работу с постоянно меняющимися живыми системами можно развить такие качества, как концентрация и наблюдательность, спонтанность и креативность. Как формировать экологическое сознание у дошкольника? Об этом рассказывает Валерия Букина, руководитель проекта «Пермакультурный детский сад».

Что такое экологическое сознание

Это понимание ребенком, причем не только разумом, но и на уровне чувств, того, что все, что ходит, плавает, летает, растет на Земле — живое. Вода и камни — тоже живые. Все нерукотворное вокруг обладает качеством жизни, которую уничтожить нельзя. Окружающий ребенка мир устойчив, жизнь вокруг самовозобновляема и представляет собой превращение разных форм. Ребенок со сформированным экологическим сознанием не боится жить и открыт для изучения природы. Кроме того, он знает, что к ней нужно относиться бережно.

Когда у ребенка не сформировано до конца или нарушено экологическое сознание, он боится окружающей его жизни: микробов, насекомых, земли, . Он опасается того, что едой можно отравиться, а после — простудиться. Мир воспринимается им как враждебный.

Как формировать экологическое сознание

Знакомить ребенка с природой, учить его не бояться этой жизни в разных ее проявлениях родители могут и дома, и в открытом пространстве, например во дворе.

Начните с раздельного сбора мусора. Расскажите ребенку, : отсортированный по видам мусор поступает на переработку, и бумага, батарейки, пластиковые бутылки получают вторую жизнь либо уничтожаются с соблюдением мер безопасности. Из нескольких переработанных пластиковых бутылок можно изготовить одежду, из алюминиевых банок — велосипед, а переработанная бумага идет на производство книг, тетрадей, ваты, строительных материалов.

Обычный мусор, не разделенный по категориям, отправляется на свалки, где может не разлагаться сотни лет. Сегодня как минимум в Москве уже действуют несколько десятков стационарных пунктов раздельного сбора мусора. Объединитесь с соседями по дому и обратитесь к администрации вашего района: по просьбам жильцов власти установят и у вас специальные контейнеры для сбора отходов.

Бывает и так, что именно любознательные дети прививают родителям основы экологического сознания. Они говорят взрослым: опавшую листву не нужно убирать с земли и уж тем более сжигать. Они сами поясняют родителям: для почвы листья — это питательная среда, в которой живут полезные микроорганизмы, и земля — это не грязь! Чтобы дерево жило, оно должно получать питательные вещества из земли, а осенью, сбрасывая листву, оно их «возвращает»: таков биологический цикл. Без листьев, которые ее унавоживают, почва беднеет, нарушается экологический баланс.

Уделяйте внимание пространству вокруг вашего дома. Наши газоны, которые нередко находятся в тени, засевают травкой, и она не растет: ей мало света. Зато теневыносливая лесная трава там будет расти. Сходите с ребенком в ближайший лес, возьмите там несколько дернинок и высадите в газоне у своего дома вместе. Как и в случае с раздельным сбором мусора, вы можете обратиться в администрацию своего района с просьбой высаживать у вас те растения, которые вы хотите, и не сжигать листву.

Когда дети вовлекаются в эту деятельность хотя бы на уровне двора, они понимают: нет в природе этой , о которой они думали. Когда у детей и у взрослых есть общие дела во дворе, тогда слово «экология» приобретает свой изначальный смысл: оно происходит от древнегреческого «ойкос» — «дом». Помните кредо Маленького Принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?


Позаботьтесь о птицах и животных. Всегда делайте то, что доступно изучению и наблюдению здесь и сейчас, а не умозрительно. Сейчас актуально сделать вместе с ребенком кормушку для птиц, которые прилетают в ваш двор: в интернете очень много мастер-классов, как смастерить ее быстро из подручных средств.

Не рассказывайте ребенку, что едят птицы, а подсказывайте, где об этом узнать. Сходите в ближайшую современную красивую , покажите, как нужно искать информацию: это универсальный навык на всю жизнь. Найдите вместе яркие и интересные картинки из жизни птиц, напишите на листах бумаги печатными буквами что они едят: семечки, зерно, некоторые виды могут поклевать ягоды. Все это поможет вам понять, как использовать многослойность природных процессов в одном занятии, как подражать эргономичной природе и создавать минимум «три пользы в одном».

Сделайте вместе с ребенком «птичьи леденцы» : залейте водой в песочных формочках ягоды боярышника, рябины, клюквы, смородины, шиповника вместе с шерстяной ниткой — это будет крючок, заморозьте и потом развесьте на ветках. Вот вам живое исследование о том, как можно использовать разные агрегатные состояния воды. А еще — красивые украшения во дворе на радость всем соседям, размышления о зимнем месяце феврале, догадки и открытия ребенка о том, что птицам нужны ягодные деревья и кустарники и семена высоких трав. Ребенок задумается, почему птицы стремятся держаться ближе к городским паркам в конце зимы и во время снегопадов. Поспрашивайте малыша, как он думает, чем таким важным птицы заняты весной и летом.

Ели вы живете рядом с парком или лесом, можно сделать кормушки и для белок или грызунов , в том числе зайцев: расчистите участок земли под деревом и вкопайте туда несколько палочек так, чтобы они образовывали прямоугольник. Это будут бортики вашей кормушки, куда можно насыпать зерно в кожуре. Особенно важно делать это рядом с молодыми деревьями: грызун не станет сдирать их нежную кору, если у него будет еда.


Что можно сделать в домашних условиях

Самое простое, что можно сделать дома для воспитания экологического сознания, — это устроить собственный огородик на подоконнике. Посейте вместе с ребенком зелень: петрушку, различные виды салата, укроп. Пусть ваш дошкольник своими глазами увидит весь этот путь растения от брошенной в землю семечки до формирования листьев шпината, которые окажутся на вашем столе. Этот опыт бесценен: ребенок не только узнает что-то новое, но и получит реальные результаты своего труда. Такие инициативы — прекрасный способ удовлетворить естественный познавательный интерес, который есть у всех детей. Они убедятся, что природа — это не что-то абстрактное и масштабное, это в том числе и салат в тарелке, который вырос из нескольких семечек.

О том, из чего вообще формируется та самая плодородная почва, будет интересно узнать не только детям, но и взрослым. Попробуйте сами ее создать: устройте дома мини-ферму, населенную червями-старателями . Все, что им нужно, — это коробка, где они будут жить, грунт и органические отходы — к примеру, овощные очистки, спитая заварка, которыми они будут питаться. В течение нескольких месяцев грунт с органикой, в котором живут черви-старатели, станет настоящей почвой, биогумусом — ценным и экологически чистым удобрением, которое способно повышать плодородность почвы в несколько раз. Инструкций по организации таких мини-ферм в интернете немало.

Приготовьте вместе фруктовые энзимы , которые также способны служить удобрением и даже заменить бытовую химию. Это будет увлекательный процесс наблюдения за стадиями брожения — работой грибков и бактерий. Возьмите очистки от фруктов и овощей, мелко нарежьте, пересыпьте в пластиковую бутылку, добавьте воды и сахара. Настаивайте три месяца при комнатной температуре, ежедневно открывая бутылку, чтобы выпустить газ. Обратите внимание ребенка на то, что в природе нет ничего лишнего и ненужного. Все отходы — это чья-то еда и домик для жизни, отходы — это ресурсы, которые способны сослужить человеку службу.

Есть много интересных, а главное, наглядных способов познакомить ребенка с природой, научить его не бояться ее, понимать цикличность жизни и беречь все живое.

Десять способов привить ребенку любовь к природе

Куда бы мы ни пришли, везде мусор: и в парках, и в скверах, и в лесу, и на автобусных остановках. Между тем, с экрана телевизора, со страниц журналов и газет - отовсюду звучит какой-то еле уловимый, но все же призыв: "Люди, берегите природу". А как ее беречь, никто не объяснил, не показал на личном примере, не передал с молоком матери, не заложил в генах. Можно идти революционным путем - штрафовать всех не попавших в урну, а можно эволюционным - воспитывать любовь и уважение к природе с рождения. Поговорим о втором, который доступен каждому. Вот десять способов привить маленькому ребенку любовь к природе:

1. Чаще смотрите с малышом в окно и рассказывайте ему о деревьях, собачках, кошечках, птичках, лужах, дожде, солнце, радуге - обо всем, что видите из окна.

2. Каждый день говорите малышу, какое сейчас время года, какая сегодня погода. Демонстрируйте карапузу времена года в картинах художников. Описывайте природу на картинах.

3. Во время прогулки чаще смотрите на небо и описывайте как можно более подробно малышу его цветовую гамму. Наблюдайте за тучами, облаками, звездами, солнцем и луной.

4. На прогулке обращайте внимание ребенка на деревья. Изучайте деревья - высокие и низкие, раскидистые и стройные, с широкими стволами и узкими, похожие на великанов и карликов. Изображайте жестами кроны деревьев, падающие листья. Называйте ребенку дерево, рассматривайте его листики, кору, веточки. Сравнивайте деревья между собой.

5. Изучайте траву: свежую весной, яркую и сочную летом, пожухлую и сырую осенью. Сравнивайте высокие и низкие травинки, хрупкие и твердые, узкие и широкие.

6. Изучайте снег: его цвет, запах, свойства. Какой он сегодня? Хрупкий, рассыпчатый или липкий, твердый? А что будет со снегом, если его положить в ведерко и принести домой? А если на снегу рисовать? А если из него лепить снеговика, замок, горку? А если горку залить водой? А что такое лед, почему под ногами скользко? А на что похожи снежинки? Все описывайте, объясняйте, обо всем говорите.

7. Измеряйте лужи: большие и маленькие, глубокие и не очень. Измерять их можно палочками, прутиками, а если уверены в надежности резиновых сапог, то и ногами.

8. Замечайте осадки: дождь - сильный или слабый, затяжной или кратковременный. А на что похожи капельки дождя на стекле и можно ли ими рисовать? Рисуйте на запотевших окнах всякие смешные рожицы. Научите малыша дуть на стекло.

9. Исследуйте почву, копайте глубокие ямы и сравнивайте свойства песка и глины, проводите небольшие опыты с почвой в

домашних условиях, изучая ее состав.

10. Учите ребенка заботиться о животных и птицах: делайте кормушки и стройте скворечники, кормите на прогулке голубей. Очень хорошо, если ребенок растет в семье с домашним животным. Лет с трех отведите в его зону ответственности какое-нибудь действие по уходу за питомцем. Например, пусть малыш следит за тем, чтобы у животных в миске всегда была вода.

1. Г. Юдин "Главное чудо света".

2. Л.Л. Сикорук "Физика для малышей".

3. С.А. Лаврова «Занимательная физика»

4. С.А. Лаврова «Занимательная химия для малышей»

5. М. Курячая «Химия в картинках»

6. Е.П. Левитан "Малышам о звездах и планетах".

7. С.И. Дубкова «Сказки звездного неба»

8. А. Лопатина, В. Скребцова «Сказы матушки Земли»

9. О.В. Колпакова «Детский травник»

10. О.В. Колпакова «Занимательная биология»

11. С.А. Лаврова «Занимательная ботаника для малышей»