Как определить шизоидный тип личности. Шизоидный тип личности: признаки на разных этапах и виды психотипа. Общение и поведение психастеноида

Каждый человек наделен определенными чертами характера, которые в комбинации позволяют отнести его к тому или иному психологическому типу. Самым сложным в диагностике и лечении является шизоидный тип личности, характеризующийся замкнутостью и немногословностью. Такие индивиды сильно выделяются на фоне других людей, так как обладают нетипичными для общества интересами.

Общая характеристика

Шизоид – это человек, имеющий психологическое расстройство, выраженное в повышенной потребности в безопасности. Он нуждается в максимально безопасном существовании, а потому в любом месте и ситуации ищет защиту.

Люди с шизоидным расстройством психики встречаются крайне редко. Отличаются они нестандартным поведением, которое зачастую пугает общество. Например, они слишком сильно ценят личное пространство и не способны впустить в него постороннего. Как правило, эти личности знают о своих особенностях, но не любят, чтобы о них упоминали другие.

Для обеспечения собственной безопасности шизоиды используют метод отстранённости от общества. Им комфортно находиться в одиночестве и придаваться мечтам и фантазиям. Несмотря на это, таким людям не чужды человеческие переживания, просто они всеми силами стараются избежать негативных эмоций.


Индивид с данным типом личности редко принимается обществом, он способен видеть то, что другие не видят. Эта особенность заставляет шизоида заниматься одиночными видами деятельности, например, медитацией или каким-либо творчеством. Отстранённость и замкнутость личности обычно скрывают стремление быть значимым для близких людей. Но так как человек не умеет выстраивать долгосрочные отношения и быстро устает от общения, близости не возникает. Это приводит к тому, что шизоид комфортнее чувствует себя в обществе животных или маленьких детей.

Иногда шизоидное расстройство путают с аутизмом. Их объединяет нелюбовь к повышенному вниманию. Но, в отличие от аутистов, шизоиды способны выражать чувства и могут понять эмоции других людей. Они очень умны и талантливы, но не имеют желания обзаводиться близкими и длительными контактами.

Выявить шизоидное расстройство можно еще в раннем детстве. Ребенок с данным заболеванием слишком остро реагирует на внешние раздражители, такие как громкий звук или яркий свет. Любая перемена обстановки может вызвать у него дискомфорт, выражающийся в отстранённости и крике. Такие дети не любят тесных контактов и всячески стараются вырваться из рук родителей, они даже могут рано отказаться от груди, чтобы обеспечить себе целостность и неприкосновенность. Иногда молодые мамы связывают это с чувствительной кожей малыша или наличием боли при сосании груди.


Выявить шизоидную акцентуацию, то есть гипертрофированное развитие определенных качеств на фоне других, можно уже в 2-3 года. Для этого необходимо обратить внимание на поведение ребенка и выявить основные черты.

Симптомы:

  • эмоциональная отстраненность;
  • частое пребывание в одиночестве;
  • сложная адаптация в новых условиях;
  • нарушение общих норм и правил;
  • игнорирование окружения;
  • замкнутость;
  • бурная фантазия;
  • неумение выражать теплые чувства.



Мужчины

Во взрослом возрасте шизоидный синдром приобретает все более четкие черты. Так, мужчины с данным расстройством в общении выражают беспристрастность и отстраненность, которая многим женщинам кажется некоторой особенностью натуры. Такие индивиды могут вести себя агрессивно и странно, но только для личной защиты.

В общении с противоположным полом такие мужчины ведут себя отстраненно, что может интерпретироваться как незаинтересованность. Им проще привести спутницу в уединенное место и провести время в тишине, чем растрачивать энергию на красивые ухаживания и походы в рестораны. Со стороны такие индивиды кажутся занудными и скупыми, а потому продолжения общения обычно не происходит.


Женщины

В общении с женщиной шизоидного типа тоже можно почувствовать холодность и отстраненность. Она, скорее, выберет уединенное место, чем станет весело проводить время в кругу друзей. Большие скопления людей ее утомляют.

Выявить такую особу можно по внешнему виду. Как правило, выглядит она неординарно. Например, эта личность может спокойно прийти на деловую встречу в легком летнем платье и ажурной шляпе, совершенно не понимая, что она выглядит неуместно. Для женщины-шизоида гораздо важнее самовыражение, чем навязанные обществом нормы.

Девушка с шизоидным синдромом не особо волнуется по поводу внешнего вида. Это качество присуще и мужчинам с данным расстройством. Внешность для них играет незначительную роль, и такие люди, скорее, спрячут пятно, чем постараются его отстирать. В быту у них тоже царит беспорядок, в котором самим шизоидам достаточно комфортно.



Женщины этого типа личности не терпят вторжения в личное пространство, а потому не могут обзавестись любовными отношениями. Они резко меняют свое настроение, превращаясь из дружелюбной дамы в замкнутую и неприступную личность. Боязнь физической близости часто заставляет девушек уходить от отношений с мужчинами. Если люди с шизоидным типом все-таки соглашаются на интимные отношения, то делают это без каких-либо эмоций. Они могут обзавестись семьями, завести детей, но так и останутся загадками для своих супругов.


Классификация

В психологии существует несколько классификаций акцентуаций, что позволяет отнести человека с шизоидным расстройством к определённому подвиду.

По Леонгарду

Так, немецкий психолог К. Леонгард выявил типы акцентуаций согласно темпераменту, характеру и типу личности в целом. Он выделил демонстративную, педантическую, застревающую, возбудимую, гипертимическую, дистимическую, циклотимическую, экзальтированную, тревожную и эмотивную личности.

  • Так, демонстративная личность определяется неосознанной психологической защитой, выраженной в удалении из памяти моментов, способных нанести вред психике. Такой человек склонен к вранью, которое, по его мнению, является чистой правдой. Отличает данный тип повышенное чувство жалости к себе.
  • А вот педантическая личность отличается чрезмерной обеспокоенностью. Во всем и везде такой индивид ищет недостатки, чем вызывает внутреннее напряжение.
  • Застревающая личность не способна быстро переключаться с одних переживаний на другие, что заставляет их время от времени возвращаться в прожитые ощущения.
  • При возбудимом типе часто наблюдается нетерпимость, проявляемая вспышками гнева и физическим воздействием. Чем ниже интеллектуальные способности такого индивида, тем ярче проявляется несдержанность.



  • Гипертимический психотип обладает оптимистичным взглядом на жизнь и слишком легкомысленно смотрит на серьезные вещи. Тогда как дистимический вид отличается повышенной серьезностью и пессимистичностью, что нередко проявляется в склонности к депрессивным состояниям.
  • Циклотимическая личность способна менять свое поведение в зависимости от обстановки. А вот экзальтированный индивид слишком близко воспринимает окружающий мир, а потому склонен к частым перепадам настроения.
  • Тревожный тип скован и не уверен в себе. Такой человек может нахамить или нагрубить, но только в том случае, если будет испытывать тревогу и неуверенность.
  • Эмотивный человек слишком много времени уделяет личным переживаниям. Он отличается мягкосердечностью и душевностью, которую легко обнаружить благодаря ярко выраженной мимике.

Согласно мнению психологов, не существует целостного типа личности. Как правило, один психотип тесно связан с другим. Например, шизоид может совмещать в себе качества как демонстративной, так и возбудимой личности.



По Личко

Еще один психолог, А. Е. Личко, считал, что акцентуация определяет черты характера, а не личности в целом. По его мнению, некоторые качества могут измениться под внешним давлением.

  1. Психастенический шизоид не умеет работать в команде и не способен нести ответственность за других. Он обладает огромными знаниями, но не может озвучить свои мысли из-за нерешительности и тревожной мнительности. Такого человека определяют слабая нервная система и склонность к апатии.
  2. Сенситивный шизоид отличается повышенной чувствительностью и хрупкой внутренней организацией. Он не умеет переживать неприятности и очень долго хранит обиды. Неспособность простить обидчика приводит к тому, что такой человек постоянно прокручивает в голове произошедшее, чем доводит себя до неврастении. В остальном индивид с данным расстройством отличается скромностью и добросовестностью.
  3. Истероидный шизоид имеет потребность в глубокой уединенности и совершенно не нуждается в общественных связях. На контакт он выходит только при острой необходимости. Иногда такой тип создает вокруг себя небольшую группу людей, с которыми изредка хочет проводить время.



Шизоидное расстройство может проявляться в двух состояниях.

  1. Астеничный – определяется аутистическими чертами. В данном случае больные выделяются чрезмерной чувствительностью и плохо выраженной самодостаточностью. Они слишком остро реагируют на негативные события и не выносят споров и скандалов.
  2. Стеничный – выражается в повышенной работоспособности в ограниченном виде деятельности. Эти индивиды всегда действуют осторожно и расчетливо, а также выделяются деспотизмом и властолюбием. Стеничный шизоид не способен обзаводиться дружескими связями и не умеет работать в коллективе.

Иногда шизоидное расстройство приравнивают к шизотипическому, так как они имеют схожую симптоматику. Так, определить шизоида можно с ранних лет, а вот шизотип чаще развивается во взрослом возрасте. Шизотипическое расстройство имеет тяжелую симптоматику, которая проявляется в навязчивых страхах, агрессии, вспышках гнева и галлюцинациях.


Главное отличие двух этих заболеваний заключается в том, что в отличие от шизоидного расстройства, шизотимия не поддается лечению.


Причины возникновения

На сегодняшний день нет ни одной доказанной причины, которая могла бы спровоцировать развитие шизоидного психотипа. Все теории основываются лишь на предположениях.

  • Некоторые психологи считают, что развитие этой психопатии происходит вследствие неудовлетворенной потребности в общении. Они предполагают, что такие дети рождаются в неблагополучных семьях, где нет любви и взаимопонимания. Данные индивиды с детства чувствуют родительскую неприязнь, а потому замыкаются в себе и отстраняются от других людей.
  • Другие ученые предполагают, что это заболевание психики возникает на фоне неумения создавать вокруг себя комфортную обстановку. Шизоиды не могут принять собственные недостатки и не способны пережить неудачи, а потому ведут затворнический образ жизни.
  • Существует версия, связанная с когнитивными направлениями мыслительной деятельности. Они определяются размытостью мыслей и сложностью восприятия. Такие больные не могут уловить эмоциональное состояние людей, а потому просто не способны ответить на чужие чувства. Эта концепция предполагает медленное развитие речи и моторики у детей в независимости от интеллектуальных способностей.

Большинство психологов сошлись во мнении, что шизоидный тип развивается при наличии нескольких факторов. Это может быть сочетание биологических, генетических, социальных и психологических обстоятельств, которые влияют на формирование личности.


Способы терапии

Для лечения шизоидной акцентуации личности обычно применяется психотерапия. Но при наличии у больного сопутствующих психических заболеваний должна применяться медикаментозная терапия.

Лучше всего в борьбе с данным недугом помогает психоаналитический подход. Он подразумевает долгую работу психолога, который должен действовать максимально осторожно, постоянно сохраняя дистанцию. Врач не должен заострять внимание на особенностях пациента и делать акцент на его неординарности. Добиться расположения и доверительного отношения можно лишь при демонстрации принятия нестандартного мышления шизоида.

Нужно понимать, что мало какой человек с подобным отклонением самостоятельно примет проблему и обратится за помощью. Как правило, такие люди приходят на прием к специалисту под давлением близкого окружения. В данном случае терапия вряд ли даст желаемый эффект.


Помочь больным справиться со своим состоянием можно благодаря групповой терапии, в которой личности смогут принять себя посредством изучения подобных людей. Для лечения создается комфортная обстановка, направленная на ощущение полной безопасности. Конечно, не все индивиды способны расслабиться в незнакомом месте и довериться посторонним людям, но при постоянном контакте можно добиться участия в такой терапии.

При когнитивной терапии врач использует методы, основанные на ощущении положительных эмоций. Пациенту предлагается изучить весь спектр чувств и дать возможность понять каждое из них. В дальнейшем шизоид должен научиться выражать положительные эмоции в приятных жизненных ситуациях.

Для достижения наилучшего результата люди с шизоидным психотипом не только посещают психологические тренинги, но и участвуют в ролевых играх и берут задания на дом. Дополнительные занятия способны ускорить процесс адаптации и ослабить признаки расстройства.

Человек, имеющий шизоидные наклонности, должен научиться испытывать положительные эмоции и выстраивать дружеские контакты. Начинать работу необходимо в знакомом окружении, постепенно выходя из зоны комфорта.


Адаптация в обществе

Социализация для людей с шизоидным расстройством не является значимой, так как они по-другому воспринимают мир. Такие индивиды не приемлют общепринятых правил и норм, а потому тяжело адаптируются в обществе. Кроме того, проблемы в общении зачастую возникают по причине неряшливого внешнего вида и неумения соблюдать порядок.

Несмотря на внешнюю отстраненность и нелюдимость, люди с шизоидным типом акцентуации обладают развитым интеллектом и творческими способностями. Поэтому им важно иметь рядом близкого человека, который поможет приобрести шизоидам социальные навыки с целью самовыражения. Только при наличии внешней поддержки такие личности могут добиться высокого карьерного положения и получить всеобщее признание.

Чтобы шизоид почувствовал себя уверенно, необходимо постепенное его вовлечение в какой-либо вид деятельности. Например, чтобы он привык к человеку, нужно сначала начать общение в компании знакомого человека, постепенно переходя к диалогу. Родители с ранних лет должны прививать такому ребенку чувство ответственности и уверенности. Им необходимо брать чадо на различные мероприятия, а также посещать общественные места и разные инстанции. Таким образом, шизоид научится находиться в обществе и совершать простые для обычных людей действия.

Благодаря нестандартному мышлению и наличию художественного вкуса такой человек может найти свое место в киноиндустрии и драматургии. Он способен собрать несколько скучных мыслей и превратить их в интересную идею, которая впоследствии приятно удивит людей.

В работе шизоиды привыкли рассчитывать только на собственные силы. Они пассивны и медлительны, но при решении неординарных задач способны проявить небывалую скорость. Найдя работу по душе, такие люди могут проявлять хорошую продуктивность. В противном случае рабочее время для них станет тяжким бременем.

О том, кто такой шизоид, смотрите в следующем видео.

Прежде, чем начинать описание подобного типа психологии личности, нужно сделать оговорку — шизоидный тип характера не имеет ничего общего с таким психиатрическим заболеванием, как шизофрения. Название его происходит от термина, означающего отстраненность и противопоставления сознания всему остальному миру.

Вероятность развития психических заболеваний у таких людей — не больше, а иногда и меньше, чем у остальных. В частности, шизоидный тип характера обычно предполагает высокую устойчивость к физическим зависимостям и навязчивым желаниям.

Единственный сложный нюанс — общение с подобной личностью, которая может вести асоциальный образ жизни, однако и его можно наладить, если иметь представление обо всех особенностях характера.

Психологи-эксперты говорят о том, что люди с шизоидным складом характера являются живыми противоречиями — в них сочетается очень богатый внутренний мир с внешней холодностью, сдержанностью и отстраненностью.

Это действительно так — подобный человек редко самостоятельно идет на контакт с обществом и стремится всеми средствами оградиться от него. В детстве шизоидный тип характера проявляется при нежелании ребенка общаться со сверстниками, а также отказом от участия в командных играх, увлекающих большинство детей.

Однако не стоит путать замкнутость с повальным увлечением компьютерными играми, распространившимся в последнее время — здесь причина асоциальности кроется в наличии зависимости, совсем не характерной для данной разновидности личностей.

Неумение общаться с людьми нередко приводит к возникновению конфликтов, которые кажутся спровоцированными излишне холодным и недружелюбным человеком. Однако на практике он пытается найти подход к своим собеседникам, и удается ему это очень редко.

Шизоидный тип характера редко способен к сопереживанию или разделению ощущений прочих членов общества — если ему покажутся чересчур скучными или неправильными увлечения собеседника, он не будет скрывать этого, что и станет причиной сильной обиды последнего.

Кроме того, для личности с данным типом характера нехарактерно использование интуиции и некоторых традиционных логических инструментов — это приводит к их потребности в получении знаний альтернативными путями. Например, многие стремятся заучивать определенные факты, однако обратной стороной такого метода является формирование догм — непреложных установлений, которые не требуют доказательств.

Внешняя сдержанность, которой можно описать шизоидный тип характера, объясняется просто — для человека окружающий мир выглядит чересчур скучным и бесцветным, так как он редко соответствует его представлениям о прекрасном.

Намного более комфортно таким личностям в области своих фантазий и увлечений — они могут вести в них альтернативную жизнь, которую не всегда отделяют от реальной. При этом говорить о психиатрических заболеваниях не приходится — мозг продолжает адекватно воспринимать окружающую действительность и создавать соответствующие обстановке реакции.

В случае если человек обладает достаточно развитым интеллектом или творческим воображением, шизоидный тип характера может способствовать раскрытию его талантов и увеличению интенсивности работы. Однако не стоит переходить опасную грань и концентрироваться на одном занятии, полностью исключая контакты с внешним миром — это ведет к постепенному угасанию здоровья личности и появлению серьезных проблем.

Особенности подросткового периода

Шизоидный тип характера очень тяжело переживает подростковый период, ведь именно в нем максимально проявляются существующие внутренние противоречия, и происходит их трансформация в психические проблемы. В частности, у подростка может обостриться чувство собственности и неприкосновенности своего внутреннего мира.

Обычно такие люди поддерживают хорошие отношения с друзьями и членами семьи, однако очень остро реагируют на попытку нарушить неприкосновенность личных тайн, секретов или даже на использование их личных вещей близкими.

На фоне этого формируется нонконформизм — подросток осуждает окружающий мир за то, что он не предоставляет людям желаемой свободы действий и пытается всеми средствами избежать следования общепринятым требованиям.

Иногда подобное поведение доходит до абсурда и приводит к тяжелым последствиям — например:

  • уходу из дома;
  • нарушению законодательства для подтверждения правоты своих мыслей;
  • умышленному причинению себе травм.

Отношения с окружающими в подростковом возрасте очень сложны для людей с шизоидной личностью — они редко общаются со сверстниками и стремятся иметь очень ограниченное число друзей.

Положение в социальных группах определяется другими обстоятельствами — если подросток хочет добиться признания и уважения, он будет добиваться положения лидера любыми средствами, а при неудаче просто покинет ее и не станет возвращаться к данному кругу общения.

При отсутствии таких желаний он может занимать место незаметного для остальных участника, либо же привлекает внимание своим странным поведением, в результате чего нередко становится объектом насмешек.

Отсутствие интереса к противоположному полу является исключительно кажущимся — в мечтах и своем внутреннем мире он стремится быть любимым и найти достойный объект своей любви. Однако асоциальность, которой сопровождается шизоидный тип характера, редко позволяет установить настоящие отношения, в результате чего происходит усиление эмоционального накала.

Увлечения у подобных подростков с шизоидным типом характера могут принимать достаточно странные формы — обычно они связаны с очень сложными действиями, непонятными окружающим.

К примеру, встречаются такие хобби, как чтение философской литературы с сопоставлением различных понятий, поиск однородных архитектурных элементов в различных зданиях, изучение генеалогического древа исторических личностей и прочие.

На основании анализа увлечений можно сделать вывод о деятельности, наиболее характерной для человека — именно она может определять будущую профессию, которая будет приносить максимальное удовлетворение.

Если хобби связано с творчеством или наукой, это может дать очень хорошие результаты и принести всеобщее признание.

Однако необходимо разбавлять подобные действия другими — в противном случае можно столкнуться с полным ограждением от окружающего мира и развитием заболеваний.

Проблемные стороны

Шизоидный тип характера в любом возрасте достаточно редко сочетается с развитием сильных зависимостей. В силу наличия некоторых особенностей, подобные люди не получают полного расслабления от принятия алкоголя, табака или иных опьяняющих веществ. Однако стоит опасаться развития вторичной или психологической зависимости.

К примеру, встречались случаи, когда подростки употребляли алкоголь только потому, что он делал их более раскрепощенными и позволял на равных общаться с окружающими. Кроме того, галлюциногенные наркотики помогают раскрывать внутренний мир шизоидной личности, однако отрывают сознание от реальности, что является очень опасным с точки зрения психиатрии.

Что же касается преступности, то шизоидный тип характера не позволяет создавать в сознании людей определенные моральные устои и запреты — они могут легко пойти на нарушение законов и общепринятых правил.

Единственное ограничение — они выбирают исключительно те способы преступлений, которые не требуют привлечения других участников.

Большинство таких личностей, попав в преступную среду, становятся профессиональными взломщиками, ворами, и даже нарушителями в сфере электронных коммуникаций, годами оттачивающими свое мастерство. Вместе с тем, зависимости от полученных нечестным путем денег не наблюдается — приняв решение об уходе в нормальную жизнь, они моментально перестраиваются, забывая неправильное прошлое.

Одна из самых серьезных проблем, которые связаны с шизоидным характером, заключается в сексуальности. Наличие множества подавленных желаний, а также невозможность их реализации приводит к возникновению извращений.

К примеру, достаточно часто, получив отказ от сверстников, человек обращает свое внимание на младших участников общества, которые не осознают свою сексуальность и не понимают связанных с ней процессов. Это может не проявляться открыто — известны случаи, когда люди бессознательно подбирают для себя партнеров малого роста и с детскими чертами лица.

Кроме того, часто встречается и болезненная тяга к унижению и наказанию, которая ассоциируется с сексуальностью — таким образом человек пытается искупить свою «неправильность» и несоответствие общепринятым стандартам.

Как общаться со сложным человеком?

Как уже говорилось ранее, шизоидный тип характера очень тяжел для общения — быстро наладить с ним доверительный контакт просто невозможно.

Если этот человек очень важен для вас, то стоит начать с малого — например, просто вызывать на бесцельный разговор, в котором попробовать узнать больше об увлечениях или конкретных особенностях личности. Не стоит сразу же делать попытки социализации — это приведет к резкому отторжению и полному прекращению взаимоотношений.

После того, как вы узнаете его лучше, стоит предложить определенные варианты совместного времяпрепровождения. Однако учтите, что вызывать личность с шизоидным характером на вечеринки или в места большого скопления людей не стоит — вы создадите для нее максимально некомфортную ситуацию.

Для того чтобы социализировать человека, необходимо узнать о его внутреннем мире и увлечениях. Если у вас получилось это, необходимо показать, что не он один имеет подобные интересы — стоит поискать сообщества, основанные на сходных хобби или увлечениях, и попытаться познакомит своего «подопечного» с его участниками.

Проблема шизоидного характера состоит в том, что он считает себя уникальным и неповторимым, не предполагая даже, что кто-то другой способен разделять его мысли. Если доказать человеку обратное, он может немного ослабить барьер, выстроенный между ним и окружающим миром.

Существуют и определенные предостережения. Нельзя позволять шизоидной личности концентрироваться на одном определенном виде активности — в противном случае у нее могут появиться серьезные предпосылки к развитию психических заболеваний.

Кроме того, если вы покажете, что относитесь к увлечениям, свойственным человеку, несерьезно или считаете их глупыми, он может резко прервать с вами контакты. Это происходит из-за того, что он считает свой внутренний мир более важным, чем внешний.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Люди, имеющие подобный тип личности, не редкость. Среди них встречаются и гении, являющиеся движущей силой развития цивилизации, и типы, полностью отгородившиеся от мира (форма шизофрении).

Мы оставим за рамками этой статьи психиатрических больных, а дадим информацию о людях здоровых. Также немного расскажем о пограничном состоянии между нормой и патологией, т. е. о расстройстве личности по шизоидному типу.

Что это

Основная психологическая характеристика такого человека – полная или частичная оторванность от реального мира, замыкание на самом себе и неразвитость эмоциональной сферы.

Переживания и чувства людей этого типа многогранны. Их чрезмерно много, они переполняют человека, но он не выпускает их наружу и не проявляет эмоций. Обычно люди с такой организацией психики убеждены, что полностью свободны от условностей и традиций общества.

Они стараются отгородиться от социума и высокомерно относятся к другим. Их привычная позиция «мне никто не указ», « я сам бог и хозяин жизни» и пр.

Люди этого типа плохие утешители и не чуткие слушатели. Им сложно сострадать другим или радоваться за кого-либо.

Часто к человеку с такой организацией личности применяют эпитеты чудак, странный, замкнутый.

Причины

Часто причиной формирования личности по шизоидному типу являются психические травмы (угроза опасности жизни или утрата чувства защищённости), полученные на разных этапах развития.

Во внутриутробном периоде

  1. Пример (А) . Мать ребёнка, его отец и другие родственники желают прервать беременность, т. е. хотят, чтобы этот ребёнок не появился на свет. Энергия злобы и неприятия исходит от них. А плод воспринимает эти потоки энергии, воздействующие на него негативно. Как следствие, появляются блокировки, прерывающие взаимосвязь органов.
  2. Пример (Б) . Мать не собирается лишать ребёнка жизни, однако постоянно находится в стрессовой ситуации (моральное и физическое насилие в семье). Это тоже угрожает жизни плода, а он, пытаясь её сохранить, затихает и затаивается. Говоря образно, раскалывает себя на кусочки. Всё вышесказанное, является предпосылками к негативным чувствам, которые родившийся карапуз начинает испытывать к окружающим.

Сразу после родов

Если новорождённого немедленно забирают от матери, то он это может воспринимать как угрозу жизни — остался один в незнакомом мире, брошен.

При неправильном воспитании в семье


Вывод: отчуждение родителей или попечителей от ребёнка, а также бесцеремонное навязывание своего мнения часто способствует тому, что личность начинает развиваться по «шизоидному» пути.

Ведь взрослые обязаны не только формально опекать своих сыновей или дочерей, но и общаться с ними, даря ласку и тепло, вселять в детей чувства уверенности и безопасности, пытаться понять их.

Ребёнок, который не имеет добродетелей и друзей в лице родителей, начинает искать такого покровителя и заступника внутри себя. Так он оберегает индивидуальность, чтобы её не поглотили и не раздавили.

Этапы становления

ДОШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Первые черты шизоидного характера можно заметить у ребёнка уже в дошкольном возрасте (в 3 или 4 года).


ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

В школьные годы такой ребёнок особо не меняется. Он не старается установить контакт с одноклассниками и найти себе друзей. Самооценка ребёнка высокая и мнение окружающих его волнует мало.

Чаще всего ему нравится чисто интеллектуальное общение, обмен информацией, без всяких эмоций. Нередко у таких учеников открываются неординарные способности к математике или литературному сочинительству.

Иногда, кажется, что ребёнок знает очень много. Только одно ему не под силу – язык человеческих взаимоотношений.

Сам ребёнок, конечно, замечает, что ему трудно устанавливать контакты с другими детьми. Поэтому он не стремится на прогулки.

Ребёнок с такой организацией личности совершенно неэмоционален и не проявляет бурной радости, печали или гнева. Общаясь с ним, сложно понять, как он воспринимает ваше воздействие на него. Родители часто переживают детскую холодность (если сами не относятся к шизоидному типу).

Такие ребятишки не любят целовать и обнимать своих родителей и не переносят подобных ласк по отношению к себе (им это неприятно).

Нестандартные черты характера шизоидных личностей и их неспособность к общению со сверстниками часто провоцируют конфликты с одноклассниками. Обычно для этих чудаков уготовано положение изгоев.

Такие дети не умеют отстаивать себя и манипулировать окружающими. Роль руководителя для него будет чужда и мало понятна в будущем.

ПОДРОСТКОВЫЕ ГОДЫ

Это самый тяжёлый период для замкнутых детей. Интеллектуальное превосходство над одноклассниками – хорошо. Постоянное отторжение сверстниками и неумение установить с ними отношения – плохо.

Самооценка подростка начинает постоянно меняется. Она может подняться до мании величия или стремительно упасть вниз, когда ребёнок ощущает себя никчемным и занимается самобичеванием.

Попытки родителей вторгаться в его внутренний мир порой встречают бурный протест.

Шизоидного подростка будет раздражать многое:

  • Родители вошли в комнату и не постучались.
  • Трогали его вещи.
  • Контролируют учёбу.
  • Интересуются его жизнью.

Очень часто одиночество не тяготит подростков с подобным типом личности, но их замкнутость и постоянная обособленность от сверстников привлекает внимание.
Занятия спортом не чужды таким детям. Но, они предпочтут не командные, а одиночные виды спорта.

Что делать и как относиться к замкнутому ребенку


Шизоидный тип личности

Особенности

Взрослые индивидуумы уже имеют сложившийся характер. Он полон противоречий. А понять их внутренний мир почти невозможно. Что беспокоит такого человека, какие чувства его захлёстывают, что сильно ранит?

Трудно сказать, т. к. внешне он выглядит душевно безразличным и холодным. Понять и представить, как шизоидный тип воспринимает мир крайне тяжело.

Незначительная мелочь, на которую большинство людей не обратит внимания, для него очень значима. И, напротив, очень важные факты для него не будут иметь никакого значения.

Поведение

Человек относится к себе неоднозначно. Он осознаёт свой высокий интеллектуальный потенциал. Это вселяет в него чувства гордости и превосходства, а порой и презрения к окружающим.

Однако абсолютное непонимание социальных отношений, в которых задействованы другие люди, сильно снижает самооценку шизоидов.

Для их поведения характерны следующие особенности:

  • Неумение вести себя даже в самых простейших ситуациях.
  • Если человек почти открыто показывают свою неприязнь, им трудно оценить и понять ситуацию.
  • Их интуиция неразвита и они не могут противостоять интригам и недоброжелателям. А если к ним относятся с симпатией и любовью, это тоже остаётся незамеченным до тех пор, пока им об этом не скажут прямо и открыто.

Искусство общения для людей с шизоидным характером – китайская грамота, которую им не дано освоить.

Антипатия к общению проявляется ими разнообразно: от робости и застенчивости до грубой иронии и жестокости (лишь бы быстрей оставили в покое). В человеке уживаются взаимоисключающие черты: упрямство с податливостью, холод и равнодушие с ранимостью.

Для них характерна любовь с первого взгляда. Однако в семейной жизни им свойственна бытовая неприспособленность и равнодушие к маленьким детям, супружеские измены. Они являются нелёгкими партнёрами.

Идеальный партнёр для шизоида тот, который будет постоянно убирать за ним, освободит от бытовых забот: оплаты счетов, планирования бюджета, воспитания детей.

Внешность

Люди шизоидного типа воспринимаются окружающими как чудаки и чудачки.

Их поведение, походка, мимика, манеры, чувства – все выглядит причудливым:


Отрицательные черты

  1. Чрезмерная замкнутость.
  2. Неспособность к сочувствию и заботе о других (эгоизм).
  3. Выставляемое напоказ высокомерие.
  4. Идеализация своих идей и желаний.
  5. Неспособность к компромиссу.
  6. Жажда личной свободы, но отказ в ней своим близким.
  7. Завышенная подозрительность.
  8. Склонность к наркомании и алкоголизму.

Положительные черты

  1. Любознательность, начитанность, высокий интеллектуальный потенциал.
  2. Богатый внутренний мир, в котором много идей и фантазий.
  3. Упорство при решении сложных задач.
  4. Постоянные предпочтения.
  5. Соблюдение границ чужого личного пространства.
  6. Приверженность к выдвинутой идее и настойчивость в реализации задуманного проекта.

Страхи

  • Шизоиду на подсознательном уровне кажется, будто ему будет отказано в возможности существовать, что его уничтожат, поглотят.
  • Не покидающее чувство тревоги и ощущение, что везде и всем чужой.
  • Эти негативные эмоции могут порождать чувство гнева, а стрессы могут спровоцировать расстройство личности.

Признаки расстройства

Психоаналитики рассматривают такое расстройство как пограничное состояние между шизоидным типом личности и шизофренией. Это расстройство не относят к психотическому уровню (индивидуум разграничивает воображаемый мир и реальный).

Считается, что при шизоидном расстройстве человеку свойственно уходить в мир фантазий и защищать себя, таким образом, от внешнего мира. Причём характерные особенности личности при этом остаются сохранными.

Общие критерии расстройства личности:


Человека с абсолютно «чистым» типом характера сложно встретить. Как правило, чаще встречаются смешанные типы. Например, шизоидно-истероидный тип личности.

В этом случае к выраженным чертам добавятся некоторые особенности, характерные для истероидов:

  • внушаемость,
  • неадекватная демонстрация своей сексуальности в поведении и внешности,
  • показной характер,
  • чрезмерная озабоченность своей привлекательностью.

Если человеку присущ параноидально-шизоидный тип личности, то добавятся особенности, свойственные параноидальным типам:

  • Постоянная подозрительность и недоверие.
  • Склонность перекладывать ответственность с себя на других.
  • Презрение ко всему слабому и ущербному.
  • Повышенная чувствительность к неудачам и отказам.
  • Завышенное оценивание собственной значимости.

Профессии

Шизоиды могут заниматься различными видами деятельности, которые не предполагают интенсивного общения. Они встречаются среди врачей, учёных, поэтов, философов, а также чудаков-коллекционеров и бродяг, которые не считаются с жизненными ценностями.

Примеры из истории

Люди с таким характером часто достигают в профессиональной деятельности небывалых успехов благодаря своему интеллекту и концентрации внимания на задачах, которые они перед собой ставят. Исторических подтверждений тому немало.

Художники Ван Гог и Сальвадор Дали. Философы Кант и Гегель. Учёные А. Эйнштейн, Менделеев, Ньютон. Композиторы Бах и Бетховен. Поэт Б. Пастернак. Психоаналитик З. Фрейд.

Лечение

Люди, имеющие шизоидное расстройство, за медицинской помощью обращаются редко. А те, которые всё же решились прийти к врачу, испытывают страх перед беседой. Ведь не очень хочется открывать постороннему свой внутренний мир.

Однако опасаться нечего. Квалифицированный специалист никогда не будет давить на вас. Он отчётливо осознаёт, что без спроса нельзя вторгаться в личное пространство и индивидуальные мысли человека. Общаясь с опытным врачом, люди добиваются ощутимого улучшения состояния.

Лекарства . Специальных препаратов для лечения подобных расстройств не существует. Однако врач может порекомендовать лекарственные средства, которые снимут симптомы тревожности и депрессии, сопутствующие расстройству.

Психотерапия . Применяют когнитивную поведенческую терапию. Именно она помогает пациенту поменять своё поведение и убеждения, которые вызвали проблему. Прибегая к такой терапии, человека учат адекватным способам реагирования на различные ситуации, помогают справиться с тревожностью, которая появляется при необходимости общения с людьми.

Групповая терапия . Лечение проходит наиболее эффективно в психотерапевтических группах. Групповые сеансы поддерживают пациента и повышают социальную мотивацию.

Тем, кто осознаёт, что его характер близок к шизоидному типу, психотерапевты рекомендуют:

  • Учиться проявлять положительные эмоции.
  • Обратить внимание на стиль общения с близкими и родственниками.
  • Помнить, что умеренная сдержанность воспринимается людьми положительно, а вот излишнее её проявление – как отрешённость.
  • Если чувствуете, что самому тяжело справиться с проблемой, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам.

Видео: Шизоидный тип

Впервые термин «шизоидный тип личности» ввел немецкий психиатр Э. Кречмер. Он определил, что шизоидному характеру свойственен аутизм. По его словам, аутизм — это не просто замкнутость, это жизнь в самом себе. Кречмер описал «аффектную ущербность», присущую двум основным видам шизоидной личности: гиперэстетичной и анестетической. Позже значение термина расширилось, и к нему стали относить людей эксцентричных, избегающих социальных связей и взаимоотношений.

Характеристика

Основные признаки и симптомы патологии:

  • замкнутость;
  • отстраненность;
  • нежелание устанавливать контакт.

Внутренний мир таких людей закрыт для всех, они не нуждаются ни в чьем поощрении, они неловки и неуклюжи. Мимика ограничена, голос монотонный, звучащий на одной ноте. Таким людям чужда интуиция, и они не способны сочувствовать чужим переживаниям, не умеют разделить радость или печаль другого человека. Бесчувственность объясняет холодность и безразличие в поведении шизоидных людей. Их также мало интересует сексуальная сторона жизни. Несмотря на то что шизофреническое расстройство личности относится к психическим заболеваниям, у больных не бывает психозов.

Шизоидные личности выбирают вид деятельности, которая не требует коллективности, поскольку являются одиночками. Зато в условиях социальной изоляции они способны в полной мере проявить свой интеллект. Особенно их одаренность проявляется в точных науках. Являясь независимыми личностями, они способны самостоятельно, в одиночку изучать и продвигать любой проект. В профессиональной деятельности добиваются больших успехов. Бетховен, Эйнштейн, Бах, Ньютон, Менделеев, Фрейд, Пастернак — все эти люди относились к шизоидному типу личности.

Зацикленный на собственных переживаниях человек безучастен к чужим чувствам. Такие люди эгоистичны и считают себя уникальными. Шизоидный тип личности хорошо проявляет себя в обучении, склонен к абстрактному мышлению, но совершенно беспомощен в быту и житейских вопросах. Мышление больных своеобразно, оно подчинено своим схемам, идеям и правилам. Человек с шизоидным типом личности живет в своем внутреннем мире, в мире воображений и фантазий. Холодный и недоступный с людьми, он может быть сильно привязан к животным. Такие люди редко решаются создать семью, потому что тесные межличностные отношения потребуют отдачи и раскрытия — того, что так пугает шизоидов. Их больше привлекает позиция наблюдателя, нежели участника происходящих событий. Люди с данным отклонением освобождены от службы в армии. Шизоидный тип личности развивает у человека шизоидную психопатию.

Шизоидная психопатия

Шизоидная психопатия — расстройство, которое характеризуется замкнутостью, необщительностью и эмоциональной холодностью. Отсутствует единство внешнего и внутреннего мира. Внешне больные неуклюжи и угловаты. В их движениях отсутствует плавность и естественность. Могут вести себя манерно и вычурно.

Больных можно поделить на 2 типа:

  1. Сверх меры чувствительные, ранимые, самолюбивые — сенситивная шизоидная личность. Больные этого типа сознательно выбирают спокойную, изолированную жизнь в своем мире. Неконфликтны, потому любая грубость сильно ранит их. Подолгу не могут освободиться от плохих воспоминаний, быстро теряют душевное равновесие. Постоянны в своих интересах, отдают предпочтения интеллектуальным увлечениям.
  2. Волевые, решительные шизоидные типы, не считающиеся с чужим мнением, относятся к экспансивной шизоидной психопатии. Больные такого характера отличаются жестокостью и высокомерием. Бессердечно ведут себя по отношению к людям. Отличаются прагматичностью и расчетливостью. При возникновении психотравмирующей ситуации ведут себя нервно и раздражительно, могут проявить параноидальные наклонности.

Согласно другой классификации, следует различать подтипы:

  1. Вялый шизоид. Медлительный, безынициативный и апатичный тип. Минимально активен, скован в движениях, угловатый и неуклюжий. Ввиду нулевой жизненной энергии быстро утомляется от любого вида деятельности. Для него характерна отгороженность от общественности, что создает проблемы с трудоустройством и местом проживания.
  2. Дистанцированный шизоид. В этом случае больной целенаправленно стремится к замкнутому образу жизни. Поселяется в отдаленные и малонаселенные места. Исключает любые контакты и отношения из своей жизни. При этом совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни и лишен хозяйственных навыков.
  3. Деперсонализированный шизоид. Сложный тип, страдающий дисгармонией психики и тела. Не способный на логические умозаключения и осознание изучаемого материала. Обладая достаточным интеллектом, не в состоянии разобраться в самом себе. Людьми воспринимается как неадекватная и умственно отсталая личность.
  4. Безэмоциональный шизоид. Равнодушный и безразличный к социальным нормам тип. Проявляет минимальный интерес к окружающей жизни, совершенно не заботится о своей внешности. Выделяется сухостью, угрюмостью и подчеркнутой сдержанностью. Данный тип безучастен к конфликтам, критике, не проявляет никаких эмоций и чувств.

До сих пор не установлены точные причины возникновения данного заболевания. Большинство специалистов считают такую модель поведения биопсихосоциальной. Существует фактор наследственности: если среди родных человека были люди с любыми расстройствами личности, то он в группе риска. Также подвержены такому развитию личности дети, чьи родители были слишком строги и жестоки, либо ребенок, который оказался нежеланным и был обделен родительской любовью. Может быть и наоборот: человек с шизоидным типом личности мог быть воспитан матерью, которая чрезмерно опекала ребенка и «душила» своей любовью.

Шизоидные черты ярко проявляются в раннем детстве. Они очевидны и бросаются в глаза. Шизоидный тип психопатии проявляется как синдром раннего детского аутизма. Ребенок выделяется своим поведением, предпочитает играть один, избегая шумных компаний сверстников. У таких детей прослеживается отставание развития моторики и разговорной речи. Не проявляют теплых чувств к родным и близким людям.

Шизоидное расстройство личности может начать развиваться у детей, которым рано пришлось повзрослеть. Атмосфера в семье имеет большое влияние на развитие заболевания у ребенка. Заболеванию больше подвержены мужчины, нежели женщины.

Диагностика и лечение

Международный классификатор болезней (МКБ-10) определяет диагноз шизоидная психопатия, в случае если состояние больного соответствует определениям личностных психопатий:

  1. Состояние отражается на всех сферах жизнедеятельности человека.
  2. Состояние постоянное, во временных границах.
  3. Состояние препятствует адаптации личности в социальной жизни.

Диагноз устанавливает специалист, опираясь на анамнез и симптоматику. Существует ряд медицинских тестов для более точной диагностики. Если 4 из перечисленных качеств или поведенческих характеристик отмечаются у пациента, то можно выносить диагноз шизоидное расстройство личности. Признаки могут быть такие:

  1. Интересующий вид деятельности очень ограничен.
  2. Эмоциональная холодность.
  3. Неспособность выражать ни радость, ни гнев к окружающим.
  4. Отсутствие полового влечения.
  5. Безразличие к критике и похвале.
  6. Отсутствие семьи, друзей и нежелание их иметь.
  7. Уход в мир своих фантазий.
  8. Игнорирование и нарушение социальных норм.
  9. Ярко выраженное желание к уединению.
  10. Неспособность испытывать радость и удовольствие.

Лекарственных препаратов для лечения этой болезни не существует, шизоидная психопатия неизлечима.

Причудливость характера и особенности личности сохраняются до конца жизни. Трудность лечения состоит в том, что пациенты не хотят идти на контакт, постоянно проваливаются в свои фантазии. Лечение состоит в долгосрочной терапии со специалистом. Когнитивная поведенческая терапия обучает «правильным» отношениям и социальным навыкам. Больному предлагается поразмышлять над списком эмоций, описать свои приятные ассоциации. Групповая терапия будет иметь эффект, если создается комфортная и безопасная обстановка для контактирования.