Изменения в поведении под влиянием группы

Буду крайне благодарна, если скинете ответы.

Вариант №1

1.К общественным отношениям относятся связи между:
А.Климатическими условиями и сельским хозяйством
Б. Человеком и техникой
В. Природой и обществом
Г. Людьми внутри социальных групп.

2.Понятием «индивид» определяется:
А.Неразделимость в человеке психических и физиологических свойств
Б. Конкретный носитель определяющих свойств человека
В.Психическая составляющая природы личности
Г. Совокупность социально значимых черт человека

3.Взаимодействие человека с миром определяется понятием
А.Осязание Б.Рефлекс В. Творчество Г.Деятельность

4.Элементом духовной сферы общества являются

А.Представительные органы власти
Б. Общественные науки
В. Нормативные акты
Г. Малые предприятия

5.Верно ли суждение
А.Прогресс – это движение общества вперед
Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам».
Варианты ответов:

6.Существенным отличием человека от животного является
А. Мышление Б.Инстинкты В.Рефлексы Г.Потребности.

7.Коммуникация –это
А Обмен информацией двух и более субъектов
Б. Вид технического сооружения
В. Передача информации от субъекта к объекту
Г. Общественное объединение

8. Рациональное познание осуществляется с помощью
А. наблюдения Б. прямого контакта В. мышления Г. на уровне инстинкта


А. свободное ценообразование на товары и услуги

В. Централизованное распределение ресурсов

10. Высшим исполнительным органом власти РФ является

А. Федеральное Собрание
Б. Правительство
В. Администрация Президента
Г. Конституционный Суд

В1. Вставьте пропущенное слово
Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные____________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «познание». Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме.
Ощущение, чувства, умозаключение, разум, представление, нация, восприятие.

В3. Завершите фразу:
«Совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого - это__________________________________»

Дайте характеристику сферам общественной жизни и приведите примеры из жизни.

Вариант №2

1. К общественным отношениям относятся связи между:

А природой и обществом
Б. группами людей
В. человеком и техникой
Г. географическими условиями и разделением труда

2. Понятием «индивид» определяется:
А. отдельный представитель человеческого рода
Б. выдающийся политический деятель
В. Отдельный представитель животного мира
Г. только выдающийся деятель культуры

3. Закончите определение: «общество – это..»
А. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
Б. способы взаимодействия и формы объединения людей
В. часть природы
Г. материальный мир в целом

4. Вид деятельности, характерный только для человека
А.удовлетворение физиологических потребностей В. взаимодействие в группе
Б. изменение условий своего существования Г. забота о потомстве

5. Верно ли суждение?
А. Общество и природа составляют части единого материального мира
Б. Общество и природа оказывают влияние друг на друга
Варианты ответов:
1.верно только А. 2.верно только Б 3.Верно А и Б 4.Оба неверны.

6. Представления человека об окружающем мире называется
А. знаниями Б. мировоззрением В. мечтами Г. фантазиями

7.Общение – это
А. обмен информацией двух и более субъектов
Б. форма литературного произведения
В. объединение первобытных племен
Г. стадия чувственного познания

8.К формам чувственного познания не относятся:
А. ощущение Б. представление В. умозаключение Г. восприятие
9. Один из признаков рыночной экономики
А. конкуренция товаропроизводителей
Б. господство государственной формы собственности
В. централизованное распределение ресурсов
Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности

10. Высшим законодательным органом власти РФ является

А. администрация Президента
Б. Государственная Дума
В. Совет Федерации
Г. Федеральное собрание

В 1. Вставьте пропущенное слово
Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «деятельность».Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме: Субъект, цель, средства, партия, объект, результат, действие.
______________________________________________________________________

В3. Завершите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это______________________________»

Запишите все определения термина «общество» и приведите примеры.

Работа с текстом

Мировоззрение личности

Мировоззрение человека находится в постоянном развитии. Оно может существенно меняться под влиянием открытий в области естественных и гуманитарных наук. Однако при всех его самых глубоких изменениях в мировоззрении сохраняется некоторая его постояннаясоставляющая. Она в конечном счёте и представляет мировоззренческую позицию личности: религиозную или атеистическую, базирующуюся на научном или псевдонаучном знании и т.п.

Структурно мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение0 и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью человека познавать мир на чувственно-наглядном уровне, т.е. на уровне образов, в том числе и художественных. И в этом смысле оно определяет эмоциональный настрой человека: восторженность или уныние, оптимистическое отношение к жизни или пессимистическое, дружелюбие или враждебность по отношению к другим и др.

В отличие от мировосприятия миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. В связи с этим основными его элементами оказываются истинные знания и заблуждения, практика самого человека и общества.

Знание миропонимания состоит в том, что оно является основой формирования интересов и потребностей человека, системы его ценностных ориентаций, а значит, и мотивов деятельности.

Добрынина В.И. Мировоззрение, его роль в современном мире.

какие две части (два структурных элемента) включает в себя структура мировоззрения?

соотнесите известные вам типы мировоззрения со структурными элементами мировоззрения?

Как правило, мировоззрение человека можно определить по тем понятиям, терминам и устойчивым выражениям, которые он употребляет. Например, для мироощущения может быть характерен такой понятийный набор: вера, одиночество, жизненный порыв. Для миропонимания такой набор: закономерность, доказательство, социальная система. Приведите по два примера понятий и терминов, характеризующих два структурных элемента мировоззрения, выделенных в тексте автором.

3) уважение статуса, сложившегося в общественном мнении

4) статус, приобретенный индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям

14. Предписанный статус – это

1) статус, который индивид получает его в течение жизни, как правило, благодаря собственным усилиям, желанию, удаче.

Статус, который индивид получает его независимо от своей воли, как правило, от рождения

3) статус, который определяет общественное положение человека

4) позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями

15.Функция образования, связанная с изменением статуса человека, его продвижением по карьерной лестнице называется…

1) селекция

2) мобильность

3) социализация

4) воспроизводство

16.Количество ступенек, на которые удалось подняться или опуститься социальным субъектам называет... мобильности.

1) дистанцией

2) объемом

3) образованием

4) скоростью

17.Общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены, называется…

1) закрытым

2) тоталитарным

3) демократическим

4) открытым

18.Критерием стратификации НЕ является...

1) престиж

2) характер

3) богаство

Социология личности: Типология личности в социологии. Понятие социализации и юридизации.

19.Социализация является процессом...

1) охватывающем только отдельных личностей

2) охватывающем всех в детском и подростковом возрасте

3) дискретным, прерывающимся процессом

4) охватывающем всех индивидов на протяжении всей жизни

20.Согласно типологии личности Р. Мертона, человек-новатор это

1) тот, кто принимает институциональные средства, одобряемые обществом, но цели, к которым стремится общество, игнорирует

2) тот, кто достигает социально одобряемые цели неинституциональными средствами

3) тот, кто не принимает ни целей общества, ни институциональных средств их достижения

4) тот, кто отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей

21.Мыслитель, который искал причину девиации в росте аномии общества - …

1) Г. Спенсер

2) Т.Парсонс

3) Э.Дюркгейм

4) Р.Мертон

22.Наиболее часто встречающийся в конкретном обществе тип личности, адаптированный к социальным условиям, обозначается в современной социологии термином...

1) конфликтная личность

2) деструктивная личность

3) модальная личность

4) идеальная личность

23.Процесс окультуривания человека, цель которого - привить ему наперед заданные культурные черты называется …

1) образованием

2) общением

3) социализацией

4) воспитанием

24.Механизм социализации, выражающийся в более или менее точном копировании индивидом поведения других людей, называется...



1) имитация

2) убеждение

3) интериоризация

4) воспитание

25.Ретретизм в социологии Р. Мертона – это...

1) форма нормального поведения

2) делинквентное поведение

3) поведение, характерное для «белых» воротничков

Форма девиантного поведения, когда человек отвергает и цели общества, и средства их достижения

26.По этапам социализации выделяют...

Социальная стратификация и мобильность

Социальная стратификация – это дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и др. социально значимых признаков.

Основные стратификационные показатели:

· Престиж, профессия, власть;

· Доход, богатство;

· Образование, знания;

· Религиозная принадлежность;

· Этническая принадлежность.

Виды социальной стратификации:

В зависимости от доступа к власти, профессии и получаемых доходов выделяются: политическая, профессиональная и экономическая стратификации.

Типы стратификации:

В истории существует три основных типа стратификации - касты, сословия и классы.

· Касты - закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. (Пр: Древняя Индия)

Кастовая система в Древней Индии

· Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. (Пр: Средневековая Европа).



Основные сословия, характерные для Европы XVIII-XIX вв.:

дворянство - привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников. Показателем дворянства обычно является титул: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.;

духовенство - служители культа и церкви за исключением жрецов. В православии выделяют черное духовенство (монашествующее) и белое (немонашествующее);

купечество - торговое сословие, включавшее владельцев частных предприятий;

крестьянство - сословие земледельцев, занятых сельскохозяйственным трудом как основной профессией;

мещанство - городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.

Прим.! В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Возможен (хотя и сложен) переход из одного сословия в другое (например, покупка дворянства купцом).

· Классы – это социальные группы, принадлежность к которым определяется экономическим положением людей.

Историческая классификация классов

Рабовладельческое общество - рабы и рабовладельцы;

Феодальное общество - феодалы и зависимые крестьяне;

Капиталистическое общество - капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат).

Основные классы современных развитых обществ

Высший класс: делится на верхний высший (богатые люди из «старых семей») и нижний высший (недавно разбогатевшие люди);

Средний класс : делится на верхний средний (профессионалы) и нижний средний (квалифицированные рабочие и служащие);

Низший класс : делится на верхний низший (неквалифицированные рабочие) и нижний низший (люмпены и маргиналы).

Прим.! Нижний низший класс - это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-классовой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами .

К деклассированным элементам относятся люмпены - бродяги, попрошайки, нищие, а также маргиналы - те, которые лишились своих соц-ых характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, например бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса, или крестьяне, согнанные с земли в ходе индустриализации.

Социальная мобильность

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.

В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Пр: 1. Секретарь стал заместителем директора – это пример восходящей вертикальной мобильности.

2. Директор был низложен на должность простого рабочего - это пример нисходящей вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне.

Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. (Пр: дворник устроился на работу посудомойщика, его социальный статус в данном случае не изменился, так как работа дворника была изменена на равнозначную).

К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.).

Повидам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.

Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяютдве формы мобильности: групповую и индивидуальную.Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая - с предписанным.

Социальный статус и роль

Социальный статус - это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее. Т.е социальный статус это некая характеристика человека по его профессиональным качествам, материальному и семейному положениям, возрасту, образованию и другим критериям. Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов: Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Предписанный статус - это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным. Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный вид. Это отец, мать, сестра, брат. А муж и жена - уже приобретенные статусы .

Достигаемый статус - это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга. Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый социальный статус личности. Примеры: у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск - форма и погоны; у врачей - белые халаты; у людей, нарушивших закон - наколки на теле.

Социальная роль

С о ц и а л ь н а я р о л ь – п о в е д е н ч е с к а я с т о р о н а с т а т у с а.

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью. Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери - это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них. Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям. Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины – мама, жена, а ее вторая роль – успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт. Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах. Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

22. Наиболее низкий удельный вес необходимого продукта в общем объеме производства наблюдается в условиях:

1. первобытнообщинной формации

2. рабовладельческой формации

3. феодальной формации

Капиталистической формации

5. он всегда один и тот же

23. Что лежит в основе общесоциологических теорий:

1. накопление, сбор фактического материала и его первичная обработка

Описание и объяснение социальной жизни в целом

3. исследование общественных отношений в отдельных сферах жизни общества

4. исследование механизмов индивидуального поведения

5. решение практических проблем

24. Социальная технология включает в себя:

1. программу и методы преобразовательной деятельности

2. программу преобразовательной деятельности и саму деятельность на основе этой программы

3. сбор необходимой информации и разработку программы преобразовательной деятельности

Воздействие на определённые группы общества с целью побудить их действовать нужным образом

5. только 1+2

25. Какая функция социологии обеспечивает выработку научно-обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем:

1. гносеологическая

2. распределения

3. социального контроля

Прогностическая

5. мировоззренческая

26. Что представляет собой в социологии эволюционизм:

1. представление об обществе как искусственном образовании

2. идею непостижимости законов общественного развития

Представление об изменениях в обществе как постепенном закономерно обусловленном объективном процессе

4. представление об изменениях в обществе как результате конспиративного воздействия узких групп людей

5. представление об обществе как раз и навсегда данном образовании

27. Совокупность людей, связанных общностью территории, языка, экономической жизни, культуры, психологического склада, называется:

1. человеческое стадо

2. бюрократия

Нация

4. государство

28. Идеологическая функция социологии проявляется в том, что:



1. социология изучает идеологические ценности различных групп людей

2. социология заставляет людей изменять свои взгляды и мнения

3. в социологии существуют различные школы и направления, которые по- разному трактуют одни и те же социальные явления

Социология ориентируют людей на следование определённым ценностям

5. социология обязана пропагандировать определенную (государственную) идеологию

29. В каком понятии выражается полное принятие нормы:

1. «девиация»

2. «отклонение»

3. «толерантность»

Конформизм»

1. М. Вебер
2. В.И. Ленин
3. К. Маркс
4. П. Сорокин
5. Г.В. Плеханов

31. Какой вид социологического исследования является самым распространённым в современной социологии:

1. разведывательное

2. анкетирование

Опрос общественного мнения

4. разовое

1. Питирим Сорокин

2. Эмиль Дюркгейм

3. Макс Вебер

Карл Маркс

5. Роберт Мертон

33. Какой вид социологического исследования лучше всего подходит для изучения межличностных отношений в группе:

1. интервьюирование

2. наблюдение

Социометрия

4. групповое анкетирование.

5. метод фокус-группы

Особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий – это

2. ценности

Традиции

35. Более всего затрагивал методологические проблемы развития общества:

1. Э.Дюркгейм
2. К.Маркс
3. П.Сорокин
4. П.Флоренский
5. Н.Бердяев

Платон

2. Аристотель

3. Конфуций

4. Демокрит

37. Социология - это:

1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления

2. общественная наука о закономерностях, путях, формах, возникновении и развитии политических явлений

3. наука об обществе и общественных отношениях

4. наука об общих и специфических закономерностях функционирования и развития общества

Наука о строении общества и поведении людей в нем

Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п. называются

1. обычаями

2. нравами

Ценностями

5. нормами

39. Молодёжный возраст детерминирован:

Биологически и психологически

2. юридически и политически

3. исторически и социально

4. экономически

5. исторически.

Система наиболее общих принципов, положений, методов, составляющих основу социологии, – это

1. технология

Методология

3. гносеология

4. необходимость

5. статистика

41. Какой из видов социологического исследования относится к панельному:

1. исследование, направленное на выявление причинно-следственных связей

2. исследование поискового типа по апробации инструментария

3. исследование, направленное на описание структурных взаимосвязей элементов социального объекта

Социальная мобильность и механизмы расслоения общества.

План

Понятие социальной мобильности.

Виды и каналы социальной мобильности.

1. Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е.изменений своего статуса, называется социальной мобильностью .

Под социальной мобильностью понимается перемещение индивида или группы вверх, вниз или по горизонтали. Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами).

Человеческая история складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» - инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимал на вершину пирамиды одних и опуская других.

Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите пришла бизнес-элита.

Движение вверх и вниз называется вертикальной мобильностью, она бывает двух типов; нисходящей (сверху вниз) и восходящей (снизу вверх). Горизонтальной мобильностью называется такое перемещение, при котором индивид меняет социальное положение или профессию на равноценные. Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная, мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей. Межпоколенную мобильность исследовали А.В. Кирх, а в глобально-историческом аспекте - А. Пиренн и Л. Февр. Одним из родоначальников теорий социальной стратификации и социальной мобильности был П. Сорокин. Зарубежные социологи обычно связывают эти две теории.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - вынужденное.

Повышение в должности - пример восходящей мобильности индивида, увольнение, понижение в должности - пример нисходящей. Вертикальная мобильность - изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий или наоборот. Скажем, перемещение человека со статуса водопроводчика на должность президента корпорации, как и обратное движение, служит примером вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным. Скажем, человек был сначала водопроводчиком, а затем стал плотником.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться: а) с согласия самих людей, б) без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй - статус. Рассмотрим в начале первую систему.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по Социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.

Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный - по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, - к дифференцированному.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый - это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй - коэффициент мобильности входа в социальный слой, свидетельствующий о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности (amount mobility), который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей.

Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие характеристики:

Число и размер классов и статусных групп;

Объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

Степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

Вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус;

Распределение власти между классами и статусными группами.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они используются для того, чтобы можно было отличить один тип стратификации от другого. В США и СССР, как и в большинстве других индустриальных обществ, существовала открытая структура: статус был основан на достижении и движении вверх-вниз по социальной лестнице. Такие перемещения происходят достаточно часто. Напротив, в Индии и большинстве традиционных обществ Система стратификации закрытая: в большинстве своем статус здесь приписываемый, а индивидуальная мобильность ограничена.

Движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. Образование играет важную роль не только при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии: уровень образования один из отличительных знаков принадлежности к более высокой страте. Богатство служит отличительным знаком в высших стратах. Американское общество представляет собой стратификационную систему с открытыми классами. Хотя оно не является бесклассовым обществом, в нем сохраняется дифференциация людей по социальному статусу. Это общество открытых классов в том смысле, что человек не остается всю жизнь в том классе, в каком он был рожден.

Перейдем к рассмотрению второй системы показателей мобильности, где за единицу счета принимается статус или ступеньки социальной иерархии. В этом случае социальная мобильность понимается как изменение индивидом (группой) одного статуса на другой, расположенный по вертикали или горизонтали.

Объем мобильности - это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Представления о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды описывают направление мобильности . Разновидности мобильности описываются типологией социальных перемещений.

Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений.

Дистанция мобильности - это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция - неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений . Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: из низшего в высший статус - восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус - нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два я более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

· межпоколенная мобильность;

· внутрипоколенная мобильность;

· межклассовая мобильность;

· внутриклассовая мобильность.

Понятие «групповая мобильность характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты. Например, Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения, а брахманы в древней Индии стали высшей кастой в результате упорной борьбы, тогда как раньше их каста находилась на одном уровне с кастой кшатриев.

Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

· революции;

· иностранные интервенции, нашествия;

· межгосударственные войны;

· гражданские войны;

· военные перевороты;

· смена политических режимов;

· замена старой конституции новой;

· крестьянские восстания;

· междоусобная борьба аристократических родов;

· создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества.

Геологическая метафора, которую социологи используют для изображения социальной стратификации, многое позволяет объяснить в механизме социальной мобильности. Однако проведение механической аналогии между горными породами и социальными группами в обществе чревато искусственными натяжками и непониманием существа вопроса. Жесткая аналогия с горными породами, закрепленными на одном месте, не позволяет объяснить, к примеру, индивидуальную мобильность. Частицы гранита или глины не способны переместиться в другой слой земли самостоятельно. Однако в человеческом обществе индивиды, совершив восходящую мобильность, то и дело перемещаются из одной страты в другую. Чем более демократичным является общество, тем свободнее межстратовые перемещения.

В течение семидесяти лет советское общество, наряду с американским, представляло собой самое мобильное в мире общество, доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие были только в США. Больше нигде в мире элита не формировалась буквально из всех слоев общества.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. Пример: сын шахтера становится инженером. Межпоколенная мобильность - это изменение статуса детей относительно статуса их отцов. Например, сын водопроводчика становится президентом корпорации, или, наоборот, сын президента корпорации становится водопроводчиком. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб свидетельствует о том, до какой степени в том или другом обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, и шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от их происхождения. Общее направление межпоколенной мобильности молодежи - из группы работников физического труда в группу работников умственного труда.

]Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы физического труда в сферу умственного. Внутрипоколенческая мобильность меньше зависит от факторов происхождения в изменяющемся обществе, чем в обществе стабильном.