Индекс взаимопонимания. Методики изучения толерантности. Методика «Виды агрессивности»

Анкета-Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

Если друг предал, надо отомстить ему

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

С неопрятными людьми неприятно общаться

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Беспорядок меня очень раздражает

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" - 1 балл, "полностью согласен" - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" - 6 баллов, "полностью согласен" - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1,9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2,4,7, 11, 14, 18,21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

4. Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ЭКСПРЕСС - ОПРОСНИК «ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) Личностные результаты Уровь толерантности Диагностика проводилась года В диагностике приняли участие учащиеся 5а,б,в классов в количестве 70 человек По классам 5 а класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 4 больше 115 баллов Завышный уровь 0 Таблица 1 Диаграмма 1 5а класс Этническая Общий уровь 50% Социальная Толерантность как черта личности Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности баллов высокий уровь толерантности больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности

2 По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5а класса в основном средний уровь толерантности (84 % учиков). 16 % учащихся имеют высокий уровь толерантности. Низкий уровь отсутствует Индекс толерантности 5а класс г. Средний уровь Высокий уровь Диаграмма 2 5 б класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 3 больше 115 баллов Завышный уровь 0 5б класс Таблица 3 Диаграмма 3 Этническая Общий уровь 50% Социальная 18% Толерантность как черта личности Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям

3 61-99 баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт баллов высокий уровь Представители этой группы обладают толерантности выражными чертами толерантной личности. больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5б класса в основном средний уровь толерантности (100 учиков). Высокий и низкий уровь отсутствует Индекс толерантности 5б класс г. Диаграмма 4 0 Средний уровь Высокий уровь 5 в класс баллов низкий уровь толерантности баллов средний уровь баллов высокий уровь толерантности 3 больше 115 баллов Завышный уровь 0 5в класс Таблица 5 Диаграмма 5 Этническая Общий уровь 50% Социальная Толерантность как черта личности

4 Индекс толерантности. Таблица баллов низкий уровь толерантности Свидетельствует о высокой интолерантности человека и наличие у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям баллов средний уровь Для таких людей характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности баллов высокий уровь толерантности больше 115 баллов Завышный уровь Может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», которые могут свидетельствовать о психологическом инфантилизме, тдциях к попустительству, снисходительности или безразличию и могут демонстрировать высокую степь социальной желательности По итогам исследования можно сделать вывод, что у учащихся 5в класса в основном средний уровь толерантности (86,3% учиков). 13,7% учащихся имеют высокий уровь толерантности. Низкий уровь отсутствует. Диаграмма Индекс толерантности 5в класс г. 0 Средний уровь Высокий уровь Экспресс-опросник разработан психологами (цтр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой 1. как черту личности, выявляем: общее отношие к окружающему миру; отношие к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются и ин человека; 2. социальную, выявляем: отношие к некоторым социальным группам (мьшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважие к мнию оппонтов, готовность к конструктивному решию конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношию к некоторым социальным процессам. 3. этническую /ин, выявляем: отношие к людям иной расы, этнической группы, к собствной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

5 Инструкция: Оците, пожалуйста, насколько вы согласны/не согласны с утверждиями, в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждия. Бланк ответа Утверждие Баллы (для «прямых» утверждий) 1 С 2 3 Л 4 5 Л 6С 7 8С 9 Л 10С 11 12С 13 Л 14 15С 16С В средствах массовой информации может быть представло любое мние В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности Если друг предал, надо отомстить ему К кавказцам станут относиться лучше, если они измят свое поведие В споре может быть правильной только одна точка зрия Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные С неопрятными людьми неприятно общаться Даже если у мя есть свое мние, я готов выслушать и другие точки зрия Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества Я готов принять в качестве чла своей семьи человека любой национальности Бежцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не мьше Если кто то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей Для наведия порядка в стране необходима «сильная рука» Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители Абсол ютно не соглас Не соглас Скор ее не согла се Ско рее сог лас Сог лас Полн ость ю согл ас

6 17 Л Л 20С Л Человек, который думает не так, как я, вызывает у мя раздражие К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться Беспорядок мя очь раздражает Любые религиозные течия имеют право на существование Я могу представить чернокожего человека своим близким другом Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношию к другим Обработка результатов. Количествный анализ суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждие присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не соглас» 1 балл, «полностью соглас» 6 баллов). Ответам на атные утверждия присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не соглас» 6 баллов, «полностью соглас» 1 балл). Затем получные результаты суммируются. Утверждия прямые: 1,9,11,14,16,20,21,22; атные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19. Интерпретация результатов. Индивидуальная или групповая оцка выявлного уровня толерантности осуществляется по следующим ступям: низкий уровь толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выражных интолерантных установок по отношию к окружающему миру и людям средний уровь. Такие результаты показывают респондты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять ин высокий уровь толерантности. Представители этой группы обладают выражными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тдциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респондты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степь социальной желательности (особно если они имеют представлие о взглядах исследователя и целях исследования).

7 Для качествного анализа аспектов толерантности можно использовать разделие на субшкалы: Ключ для аботки 1. Субшкала «этническая»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, Субшкала «социальная»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, Субшкала «как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.


КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ Марковская Г.Г. В последние годы понятие толерантности стало не только общеупотребимым международным термином, но и одной из наиболее актуальных тем

Филиал Российского Государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Иркутске УТВЕРЖДАЮ: Директор Иркутского филиала РГУФКСиТ Е.В.Воробьева 200_ года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2. КЛАССНЫЙ ЧАС «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ» В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить. Сократ Цель: воспитание толерантности среди подростков и юношества. Задачи: усвоение стандартных приемов этических

«Проект по обучению детей мигрантов в дошкольных учреждениях» Автор: Кузнецова Елена Владимировна Сургут 2015 г Пояснительная записка Актуальность социального проекта продиктована изменениями, происходящими

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА ГЕТЕРОГЕННОГО ТИПА Степанова О.А. к.пед.н., доцент Сегодня в ряду вызовов традиционной системе образования исследователи называют инклюзивное

Обзор исследования ipips: РУКОВОДСТВО УЧИТЕЛЯ ipips это исследование стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Изначально инструмент

Абакумова И.В., Гришина А.В., Ермаков П.Н. Организация психологического сопровождения детей беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов Учебно-методическое пособие Москва

УДК 316.6 Социальная психология Столичный мегаполис России является одним из самых полиэтничных городов мира. Население Москвы постоянно пополняется за счет притока жителей из других регионов. Целью данного

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРОДУКТ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБОУ КШ 1778 Актуальность исследования. В условиях внедрения и реализации новых ФГОС, которые устанавливают требования к результатам

Реферат Тема выпускной квалификационной работы: «Исследование специфики этнокультурной социализации детей в старшем дошкольном возрасте». Автор выпускной квалификационной работы: студентка 4 курса направления

Худякова М. А. Готовность учителя начальных классов к реализации новых образовательных стандартов // Новые стандарты в нестандартной школе: сборник учебно-методических материалов. Пермь, 2011. С. 4 9.

«Теория обучения и воспитания», «Педагогика» способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владеет моральными нормами и основами

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» г. Надыма» (МДОУ «Детский сад «Росинка») КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И САМОИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ

I ^Тмвдицинекий I Я КОЛЛЕДЖ 4j СОГЛАСОВАНО: Методическим советом колледжа Протокол 5 от «14» мая 2014 г. 2014 г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ Москва 2014 Должность Ф амилия И.О./подпись, Дата Разработал

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ Утверждена Ученым советом факультета культуры 2016 г., пр. Председатель

Заведующий МБДОУ Детский сад ЦРР «Звѐздочка» Немтинова Людмила Петровна В условиях создания поликультурного пространства и ориентации современного общества на гуманистические ценности особую значимость

Памятка для воспитателен, педагогов-психологов и иных педагогических работников дошкольного образования по работе с детьми, прибывающими с территории Украины Педагогам необходимо помнить, что ситуация,

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология общения 01 г. Программа

УДК 159.923 В статье рассматриваются подходы к пониманию сущности толерантности личности. Сделаны выводы об интегративной природе толерантности и разной степени представленности ее психологических характеристик

Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Ю ж но- Уральский учебный комбинат» Утверждаю «О I» июля 2016 г Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки

Концептуальные основы разработки модели психологопедагогической подготовки педагогов по формированию гражданской идентичности школьников в рамках развития партнерства семьи и школы Карабанова О.А. Актуальность

«Утверждаю» Директор ГБОУ специальной школы 1 Гусев Б.Б. «Согласовано» Старший методист ГБОУ спецшколы 1 Царакаева И.М. Перспективный план работы педагогов-психологов ГБОУ г. Москвы специального учебно-воспитательного

ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ Формирование позитивной этнической идентичности С.А. Кадыкова Социальная позиция и активность личности в многонациональном обществе предполагают развитые формы позитивной

Измайлова Галина Хусаиновна - аспирант кафедры социально-гуманитарных, психолого-педагогических и правовых дисциплин АНО ВПО «Евразийский открытый институт», г. Москва. 109052, г. Москва, ул. Подъемная,

ТЕСТ ТЕМПЕРАМЕНТА В.М. РУСАЛОВА Методика используется для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность,

Профессиональный стандарт педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого

Ленинградский областной институт развития образования Федеральная стажировочная площадка Трудовые действия, знания и умения воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Положение об учащихся с особыми образовательными потребностями Государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии 45 им. Л.И. Мильграма Департамента образования города Москвы I. Общие положения:

Приложение к комплексно-целевой программе психолого-педагогического сопровождения обучающихся гимназии 11 Принято на заседании предметной кафедры Протокол от 2015 г. Зав. кафедрой Согласовано 2015 г. Зам.директора

Методическое объединение Тема: «Профессиональный стандарт педагога» Цель: Познакомить педагогов с профессиональным стандартом «Педагог» и провести самоанализ соответствия требованиям Профстандарта. 1.

Для изучения и измерения толерантности применяются существенно различные методы. Это обусловлено, скорее, отсутствием однозначности в трактовании признаков проявления толерантности и факторов способствующих ее становлению.

Выделяют следующии методы исследования толерантности:

· специфические - направленны на выявление установок толерантного сознания;

· неспецифические - описывают характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности, либо интолерантности.

В российской психолого-педагогической литературе, в самое последнее время, появилось большое число работ, которые предлагаются более или менее целостные «диагностические комплексы» измерения толерантности. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности» (авт: Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

· Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);

· Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);

· Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт , Б. Крамер);

· Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);

· Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);

· Опросник «Типы этнической идентичности» (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

· Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;

· «Евробарометр».

Отдельные методики с дополнительно расширенной информацией к ним приведены ниже. Описание каждой методики предваряется теоретическим введением, в котором дается оценка метода и область его применения.


Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)

Экспресс-опросник разработан для диагностики:

Аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;

Видов толерантности: этническая и социальная.

Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:

1. Толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;

2. Социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

3. Этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Бланк ответа

Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласе Скорее согласен Согласен Полностью согласен
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности
Если друг предал, надо отомстить ему
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение
В споре может быть правильной только одна точка зрения
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
С неопрятными людьми неприятно общаться
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
Беспорядок меня очень раздражает
Любые религиозные течения имеют право на существование
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов . Количественный анализ - суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.

Утверждения прямые : 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.

Интерпретация результатов . Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Длякачественногоанализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Ключ для обработки

1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.

2001-2002гг. - с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия - тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра «Гратис» «Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения». Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах дважды: до начала занятий и после их завершения.

2002г. - опрошены: студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета; студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; практические психологи г.Москвы, занимающиеся проблемой толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошеных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, участники заполняли опросник до и после тренинга. Средние значения индекса толерантности в различных группах представлены в таблице.

Методики из «практикума по исследованию и диагностики толерантности личности»

2.1. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

Утверждение


Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон , могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды : до начала занятий и после их завершения.

В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.


Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах

2.2. Вопросник для измерения толерантности

(В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура )


Данный вопросник был первоначально разработан для оценки влияния тренинга толерантности (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2000) на сознание старшеклассников (Магун, Жамкочьян, Магура , 2000). Содержание методики жестко не привязано к конкретным особенностям упомянутого тренинга, и ее можно использовать в более широком контексте.

В отборе и конструировании вопросов авторы опирались на общетеоретические представления о толерантности и на имеющийся в западной социальной психологии опыт измерения данной характеристики. Все вопросы методики направлены на выявление различных установок, поэтому данный вопросник, как и подавляющее большинство других опросников, измеряет, прежде всего, толерантность вербального поведения людей.

В состав вопросника вошли утверждения, направленные на выявление разных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Хотя вопросник первоначально применялся для подростков, в вопросах , включенных в его состав, почти нет возрастной специфики, и поэтому при незначительной модификации данная методика применима к изучению представителей разных возрастных категорий. При исследовании эффективности воздействия тренинга толерантности методика проводится два раза – до и после проведения тренинга.


Бланк методики

Инструкция: Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим суждениям. Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него . Затем выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.

Вам нужно поставить любой значок напротив варианта ответа, который Вы выбрали. В вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.


Утверждение


Совершенно

не согласен


Пожалуй,

не согласен


Трудно сказать,

согласен или нет


Пожалуй,

согласен


Полностью

согласен


Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: (выберите что-то одно)

меня это не волнует – 1

верно нечто среднее – 2 ______________________

они вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3



Хорошая работа - это такая работа, где всегда ясно, что и как делать

Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться

Это замечательно , что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по-своему

Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры

Личная свобода в поведении важнее хороших манер

Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова

Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности

Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают принятыми в обществе правилами морали

Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя в жизни многих радостей

Истинной может быть только одна религия

Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему

Когда учитель не может четко определить, что он хочет сказать, это раздражает

То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру

(На этот вопрос просим ответить только юношей ) Для своей девушки я предпочел бы выраженную женственность

(На этот вопрос просим ответить только девушек ) Для своего парня я предпочла бы выраженную мужественность

Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной структуры, где командуют отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше

Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у меня: (выберите что-нибудь одно)

интерес и стремление понять его суждения – 1

желание переубедить его – 2

раздражение – 3



Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно использовать "сильные средства", чтобы избавиться от преступников и взяточников

Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются

Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности, или национальности не стоит придавать значение?

лучше выбирать среди людей своей национальности – 1__________________________

национальности не стоит придавать значение - 2

затрудняюсь ответить – 3



Всегда легче довериться авторитетным людям (специалистам, уважаемым гражданам или религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, которые вызывают разброд в умах людей

Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки

Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и считаю, что другие должны сделать то же самое

Мне хотелось бы пожить в чужой стране

Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих

Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до брака

Уважение к старшим - одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей

Сильная личность не показывает своих чувств

Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение

Меня очень раздражает вид неубранной комнаты
верно нечто среднее – 2

нет – 3


Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в фактах

Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать

Нет ничего аморального или патологического в сексуальных отношениях между людьми одного и того же пола

То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России

Принимая решения, я считаю для себя обязательным считаться с общепризнанными нормами поведения ("что такое хорошо и что такое плохо")
когда как – 2

нет – 3


Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно было понять

Нет такого межнационального конфликта, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок

Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении, чтобы уберечь общественную нравственность

Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся (выберите что-то одно) :

я предоставил бы им самим выяснять свои отношения – 1

не знаю, что предпринял бы – 2

постарался бы разобраться в их ссоре – 3



Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и определенно

Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие

Не вижу ничего предосудительного в том, что девушки посещают пивные бары

Многие проблемы будут решены, если мы избавимся от психически больных людей

Сражаться со сложной задачей часто более увлекательно, чем решать простую

Многие наши правила в отношении скромности и сексуального поведения - просто условности, и не стоит слишком серьезно к ним относиться

Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия определялись внешними обстоятельствами

Идти на уступки - это значит проявлять слабость

Обработка результатов

Полученный балл по пунктам, для которых предусмотрены пять вариантов ответов, подсчитывается следующим образом.

Прямые вопросы (№ 4, 6, 8, 10, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 35, 38, 43, 45, 46, 47):

Обратные вопросы (№ 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 22, 24, 26, 28, 29,

33, 37, 39, 41, 42, 44, 48):

Вопросы с тремя вариантами ответов (№ 1, 18, 21, 31, 36, 40):



№ пункта

1

18

21

31

36

40

Варианты

ответов


1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Баллы

2

0

-2

2

0

-2

-2

2

0

-2

0

2

-2

0

2

2

0

-2

Вопросы № 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 34, 35, 37 оказались особенно чувствительными к воздействию тренинга толерантности. При необходимости измерить аспекты толерантности, в наибольшей степени поддающиеся воздействию, можно ограничиться только этими вопросами.