Город разрушенный джунгарами в конце 16 века. Джунгарское ханство: происхождение и история. Расширение границ ханства

function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox solution window.sidebar.addPanel(pageTitle, pageURL, ""); } catch (e) { // Opera solution if (typeof(opera)=="object") { a.rel="sidebar"; a.title=pageTitle; a.url=pageURL; return true; } else { // The rest browsers (i.e Chrome, Safari) alert("Нажмите " + (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("mac") != -1 ? "Cmd" : "Ctrl") + "+D чтобы добавить страницу в закладки"); } } } return false; }

Материал из Википедии

Джунга́ры (зюнгары , зенгоры, цзюнгары, чжунгары, (монг. зүүнгар , калм. зүн һар ) - монголоязычный народ, населявший ойратское (Джунгарское) государство «зүүнгар нутуг» (в русскоязычной литературе Джунгарское ханство) - в переводе с калмыцкого «зюн гар» - «левая рука», когда-то - левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках - ойраты, которых ныне именуют европейскими ойратами или калмыками , ойратами Монголии и Китая .

Самоназвание - өрд . "Ойр,өөр " - в переводе с монгольского и ойратского(калмыцкого) - близкий, союзный, союзник.

Несколько вариантов происхождения имени «ойраты» у различных исследователей:

  • Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» Н. Я. Бичурин. өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) - ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко.
  • Слово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд - лесное племя, ойн ард - лесной народ. (Банзаров Д.)
  • Происхождение этнонима «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огiзан либо огiз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад). (Г. Рамстедт)
  • Тотемное происхождение термина «ойрат» (в значении волк) считается не случайным совпадение с финским «koira» (собака), то есть табуизированным(запрещающим вслух употреблять имя предка, заменяя его родственным словом) названием волка. У калмыков считающих своим предком чонэ(волка) ранее часто волк, помимо своего основного имени - чонэ, назывался "тенгрин ноха" - небесная(божественная) собака. Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монголов в районе Минусинской котловины. (Н. Н. Убушаев).

В мусульманских и перенявших от них это название русских исторических источниках ойраты назывались и называются калмыками или зюнгарами(зенгорами, джунгарами), в китайских источниках - элютами или олютами (искаженное в китайской транскрипции слово - ойрат), единое же историческое самоназвание этого народа ныне проживающего на территории Российской Федерации(Республика Калмыкия), Республики Монголия(западномонгольские аймаки) и Китая(Синьцзян-Уйгурский автономный округ) - ойраты(в ойратском(калмыцком) произношении - "өрд") .

Ойраты(калмыки, зюнгары, джунгары) - некогда единый монголоязычный народ, после распада Монгольской империи и покорения монголов манчжурами, создавший в результате войн с Манчжурской империей Цин, Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии три государства - Джунгарское ханство, Калмыцкое(Торгутское) ханство и Кукнорское(Хошоутское) ханство. Основными современными центрами расселения ойратов ныне являются Российская Федерация (Республика Калмыкия), Монголия (западные аймаки) и Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цинхай). Первые упоминания об ойратах известны с XIII века, когда они добровольно в качестве союзников вошли в состав империи Чингисхана и их дальнейшая история была тесно связана с её становлением и завоеваниями. После распада Монгольской империи в XIV-XVI вв. ойраты создали союз Дербен-Ойрат, а в кон. XVI - нач. XVII веков проживавшие в Джунгарии и соседних регионах племена ойратов разделились: одна часть откочевала в район озера Кукунор (Хошутское ханство), другая, оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства, а третья - переместилась на европейские территории район междуречья Урала и Волги, степи Северного Кавказа(Торгутское ханство).

В результате конфликта между монгольской династией Северная Юань или Монгольской империей в которой к тому времени правили ойраты или согласно мусульманским и русским историческим источникам - калмыки и китайской Империей Мин, 1 сентября 1449 года в местности Туму к юго-западу от горы Хуайлай (современная провинция Хубэй, КНР) ойрато-монгольскими войсками был захвачен в плен император Китая Чжу Цичжэнь. Это сражение (Тумуская катастрофа ) считается одним из крупнейших военных поражений китайской Империи Мин.

В XV веке, когда средневековая Монголия достигла пика своего могущества, местные калмыцкие(ойратские) тайши которые к тому времени захватили власть в Монгольской империи уже не боялись накалять отношения с соседним Китаем по поводу торговых отношений. Обоюдное обострение событий привело к ойрато-китайской войне в 1449 году, когда ойратский Эсэн-тайши, фактический лидер монголов, вознамерился завоевать Китай и воссоздать монгольскую Юаньскую империю образца времен Хубилай-хана.

Летом 1449 года двадцатитысячная монголо-ойратская армия под командованием калмыцкого(ойратского) Эсэн-тайши вторглась на территорию Китая и, разделившись на три группы, двинулась по направлению к Пекину. 4 августа огромная китайская армия династии Мин выступила в поход под командованием императора Чжу Цичжэня. Главный евнух (министерства) Ведомства ритуалов Ван Чжэнь, ставший фактически вторым лицом после императора, уговорил молодого монарха совершить победный марш-бросок на север и разгромить ойратского Эсэна на территории Монголии. Самонадеянность огромного китайского войска и китайского императора добивавшегося воплощения этой идеи стала очевидной очень скоро.

Генеральное сражение произошло 1 сентября 1449 года в местности Туму, к юго-западу от горы Хуайлай в современной провинции Хубэй. Встретив огромную китайскую армию намного превосходившую по численности ойратское войско, ойраты нанесли ей сокрушительное поражение. Многие высшие сановники империи погибли на поле боя, в ожесточенной рубке, в том числе и Ван Чжэнь. Император и многие придворные попали в плен к ойратам(калмыкам).

Эсэн полагал, что пленный император - это весомая карта, и прекратил военные действия вернувшись в ойратские кочевья. Обороной Пекина же занялся энергичный китайский полководец Юй Цянь, который возвёл на престол нового императора, младшего брата Чжу Цичжэня - Чжу Циюя. Последовав советам придворных китайских министров-евнухов и отклонив предложения Эсэна о выкупе императора, Юй заявил, что страна важнее жизни императора. Эсэн, так и не добившись выкупа от китайцев, спустя четыре года по совету своей жены отпустил императора, с которым расставался уже как с другом. Сам же лидер ойратов встретил жёсткую критику за свою непродуманную политику и спустя шесть лет после Тумуской битвы(по китайски - катастрофы) был предательски убит родственниками казненного им монгольского аристократа.

В XVI веке четыре монголоязычных ойратских народа - зюнгары, дербеты, хошуты , торгуты правивших в поздней Монгольской империи северной династии Юань, после смерти своего правителя - ойратского хана Эсена и покорения южных(чахаров) и северных(халхов) - монголов маньчжурской династией Цин, в результате ожесточенной борьбы с маньчжурской династией Цин и подвластными ей монгольскими племенами создали на западе Монголии Дербен Ойрад Нутуг - в переводе с калмыцкого(ойратского) языка - «Союз Четырех Ойрат» или «Государство Четырёх Ойрат», в научном мире именуемое Джунгарским ханством (в переводе с калмыцкого «джун гар», или «зюн гар» - «левая рука», когда-то - левое крыло монгольского войска, которое составляли при Чингис-хане и его потомках - ойраты). Джунгарами (зюнгарами) называли поэтому также всех подданных этого ханства.

Территория, на которой оно находилось, называлась (и называется) Джунгария . В мусульманских и перенявших от них это название русских исторических источниках ойраты назывались и называются калмыками или зюнгарами(зенгорами, джунгарами), в китайских источниках - элютами или олютами(искаженное в китайской транскрипции слово - ойрат), единое же историческое самоназвание этого народа ныне проживающего на территории Российской Федерации(Республика Калмыкия), Республики Монголия(западномонгольские аймаки) и Китая(Синьцзян-Уйгурский автономный округ) - ойраты.

В XVII-XVIII веках ойраты (джунгары) в результате военно-политической экспансии и столкновений с Манчжурской империей Цин , Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии, создали три государственных образования: Джунгарское ханство в Центральной Азии, Калмыцкое ханство в Поволжье, и Кукунорское ханство в Тибете и современном Китае.

В - годах в результате внутренних междуусобиц и гражданской войны, вызванных распрями и борьбой правящей элиты Джунгарии за престол Джунгарского ханства, один из представителей и претендентов на престол Джунгарского государства(ханства) Амурсана, надеявшийся при помощи маньчжуро-китайцев захватить престол, призвал на помощь войска манчжурской династии Цин , указанное государство пало. При этом территория Джунгарского ханства была окружена двумя манчжуро-китайскими армиями, насчитывавшими свыше полумиллиона человек. Было убито около 90 % тогдашнего населения Джунгарии, в основном женщины, старики и дети(геноцид). Один улус - около десяти тысяч кибиток(семей) зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шееренга (Церена) с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан , Бадахшан , Бухару и были приняты на военную службу тамошними правителями.

В настоящее время ойраты (джунгары ) компактно проживают на территории Российской Федерации (Республика Калмыкия), Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Монголии (западномонгольские

В 17-18 веках на территории западной окраины современной Монголии, Тувы, Алтая и Восточного Туркестана располагалась могущественная империя ойратов - Джунгарское ханство.

Потерпев поражение от империи маньчжуров, это государство исчезло, постепенно стало забываться и имя джунгаров. Конечно, прямые потомки ойратов - современные калмыки, дорбеты и другие - прекрасно помнят о славном периоде своей истории, но в памяти даже соседних народов слова Джунгария и джунгары изрядно потускнели. Однако даже среди специалистов по истории джунгаров, посвятивших ей многие годы своих исследований, немногим известно, что в истории существовала и другая Джунгария, а роды, именуемые джунгарскими, поныне живут среди народа, никогда не входившего в состав ойратской общности.

Завет Олёдэя

100-150 тому назад у разных групп бурят бытовали версии легенды о герое по имени Баргу-батур, оставившем трем своим сыновьям дары и судьбоносные для их потомков наказы. Легенда гласит, что Баргу-батур, подарив младшему сыну Хоридою лук и стрелы, указал на лесные земли, где тот должен был обрести свою судьбу. Среднему сыну, Бурядаю, Баргу оставил скот и отдал родовой надел, завещав не ходить в дальние странствия. Наконец, старший сын, Олёдэй, получил от отца меч, доспехи и наказ двинуться на запад в поисках военного счастья и новых земель. Считается, что от Хоридоя произошли нынешние хоринские буряты, от Бурядая - булагаты и эхириты, составившие основу западных бурят. Потомками Олёдэя в разных вариантах легенды называют то племя олётов, то калмыков, то вообще всех ойратов.

Сюжет легенды в фольклористике известен уже более ста лет, но историки не воспринимали его в качестве отголоска каких-то реальных событий далекого прошлого. Между тем, филологи постепенно приходят к выводу о том, что до 13-14 веков действительно существовала общность, говорившая на очень специфичном монгольском диалекте, наследниками которого являются диалекты и говоры хоринских бурят, эхиритов, булагатов, баргутов (олицетворением которых в легенде является Баргу-батур). Иными словами, легенда, считающая современные ветви бурятского и ойратского народов изначально родственными, в определенной части отражает исторические факты. С другой стороны, ни один из современных ойратских диалектов не является близким к диалектам современных баргутов и бурят, среди которых также, как и среди ойратов, живут потомки Олёдэя.

Олёты или сэгэнуты

В преданиях западных бурят часто упоминается воинственное племя сэгэнут, конфликтовавшее со своими соседями, булагатами и эхиритами. Сэгэнуты долгое время были непобедимы, но однажды, попав в ловушку, были наконец разгромлены. С той поры они распались на множество родов, расселившихся по окраинам бурятского мира. Часть сэгэнутов расположилась на севере по Верхней Лене и тайге на побережье Байкала у острова Ольхон, другая часть заняла низовья Оки и Уды на крайнем западе этнической Бурятии, третья - попала в состав булагатов под именем кудинских ашаабгатов. Кроме того, еще несколько небольших родов, ведущих происхождение от прежней сэгэнутской общности, остались жить анклавами посреди булагатов, эхиритов и других бурятских племен.

Толька один из образовавшихся в этот период родов сохранил за собой название сэгэнут, остальные назывались уже каждый по своему - икинаты, удинские ашаабгаты, хайталы, мунхалюты, бухэты, зунгары, барунгары и т.д. Тем не менее, и сами они, и их соседи продолжали помнить об общем происхождении. Булагаты, например, считали их всех потомками Олёдэя. Вместе с тем, бытовало и общее название группы сэгэнутских родов - олёты.

Все бурятские олёты говорят на диалектах бурятского языка. Олёты, которые покинули Бурятию в 13-14 веках, впоследствии влились в состав образовавшейся в то время новой ойратской общности и постепенно перешли на другой монгольский диалект.

Древняя Джунгария

В истории бывает так, что переселяющийся народ приносит на новую землю название своей прежней родины. Были когда-то две Булгарии - на Балканах и на Волге, две Венгрии - в Центральной Европе и на Урале, и есть две Зеландии - одна Новая в Тихом океане, другая «старая» - в Европе. Как мы писали выше, все олётские роды Бурятии происходят от сэгэнутов, а сами сэгэнуты своей прародиной считают Джунгарию, но не ту, что к западу от Монгольского Алтая.

Записи известных бурятских этнографов М.Н. Хангалова и С.П. Балдаева показывают версии преданий о происхождении сэгэнутов, записанные от них самих. «В давнее время, с южной стороны Байкала, из местности Зунгария пришли люди кости Сэгэнут на северную сторону Байкала». В сюжете, впервые опубликованном в 1890 году, рассказывается: «Племя элэт (θθлθд) или сэгэнут жило прежде на южной стороне Байкала. Оно убило своего военачальника и, боясь наказания, пошло вниз по Селенге, перешло через Байкал». В 1935 году другим собирателем был записан такой вариант: «Сэгэнуты жили на южной стороне Байкала. Они убили своего начальника за плохое обращение с ними, перешли Байкал по льду и поселились совместно с эхиритами и булагатами».

Записи, сделанные разными учеными в разное время, говорят об одном. Древняя Джунгария находилась где-то в долине Селенги или, во всяком случае, на юго-востоке от Байкала, совсем не там, где располагалось Джунгарское ханство.

В древности произношение этнонима сэгэнут могло звучать как чингэ(н) или чигэ(н), позднее, в северных монгольских диалектах начальное ч- трансформировалось в ц- (например, в халха-монгольском), а уже в бурятских диалектах, в фонетике которых нет этих звуков, термин стал звучать как сэгэн или (с показателем множественного числа) сэгэнут. В истории монгольской династии Юань упоминается племя чике, жившее на восточной стороне Байкала в 11 веке, и совместно с баргутами вошедшее в союз племен, организованный предком Чингисхана Хайду и его дядей Начином. Предположительно в середине 12 века после конфликта с мэркитами чике перешли на западную сторону Байкала.

Если наши рассуждения верны, то потомки бурятских сэгэнутов в 13-14 веках влились в состав ойратов. Их судьба в Джунгарии является уже отдельной историей, свидетельствующей о тесных связях монгольских групп между собой.

Знала зарождение, расцвет и закат не одной империи. Однако было не так уж много государств, цивилизационной основой которых служила конно-кочевая культура. О трагическом конце последнего государства номадов - Джунгарии – рассказывает известный исследователь-ойратовед Марал Томпиев.

Распад Ойратского союза

Политический термин «джунгары» возник в начале XVII века в результате разделения ойратов (переводится как «жители лесов») на северо-западную и юго-восточную группировки.

Согласно тюрко-монгольской традиции, юг был главной и определяющей стороной света. Если смотреть на юг, то юго-восточная группировка под руководством чороса Хара Хулы окажется слева. Левое крыло у монгол всегда называлось джун-гар – левая рука. Поэтому чоросы как главное племя получили свой политоним – джунгары.

Многие историки ошибочно считают, что джунгары – это левое крыло армии Чингисхана. Торгоуты и часть дербетов из северо-западной группировки, по логике, должны были стать барунгарами – правой рукой. Но уйдя на Жаик и Едиль и попав в сферу влияния России, они стали называться калмаками (по-русски – калмыками). Словом «калмак» исламизированные племена тюрков называли кочевников, которых они считали оставшимися в язычестве (тенгрианстве). Лишь в XVIII веке русские путешественники и историки, чтобы отличать своих «нижних» калмыков на Волге от «верхних» в Тарбагатае, стали называть их зюнгорскими калмыками, а сокращенно – джунгарами.
С середины XVI века ойраты, потерпев поражения от восточных и южных монголов, были вынуждены отойти на север и запад, в верховья реки Хобда, и перебраться через Монгольский Алтай. На широкой пустынной равнине между хребтами Алтайских и Тянь-Шанских гор они и обрели свою главную родину – географическую Джунгарию. Таким образом, ойраты вытеснили из Алтая и Тарбагатая разрозненные казахские племена найманов, кереев, жалаиров, уаков и кипчаков, которые рассеялись в Могулистане и Казахском ханстве, а также кыргызов, вынужденных уйти в горы Тянь-Шаня.

Переселение ойратов на запад объяснялось не желанием повторить походы Чингисхана, а выбором пути наименьшего сопротивления. Таким путем для них оказались земли распавшегося Сибирского ханства, которое состояло в основном из казахских племен. Дербеты и торгоуты, покинув пределы Джунгарии, двумя потоками вдоль Иртыша двинулись на северо-запад, вытесняя дальше на запад и в горную часть Алтая остатки племен кереев, уаков, кипчаков, теленгитов. В итоге западнее Иртыша и южнее линии новых русских городов Тюмень, Тобольск, Тара, Томск обосновалась северо-западная группировка ойратов. Ее возглавили дербетский тайджи Далай Батур (?–1637) и торгоутский тайджи Хо Урлюк (?–1644). Первый был женат на сестре второго, поэтому родственники кочевали вместе и в согласии.

Четыре орды

Внутренние междоусобицы и поражения от Есимхана (1565-1628) привели к разрыву между Далай Батуром и Хо Урлюком. Последний увел своих торгоутов через горы Мугоджары в верховья реки Эмбы и, двигаясь по ее течению, обрушился на ногайские кочевья. Эта война закончилась поражением Ногайской Орды и возникновением в конце 1630-х годов Калмыцкой орды, раскинувшейся от Эмбы до Дона. В Сарыарке же остались дербеты во главе с Далай Батуром и хошоуты во главе с Куйши-тайджи.

В юго-восточной группировке ойратов после смерти Хара Хулы в 1635 году его сын Хото Хоцин принял титул хунтайджи, а Далай-лама присвоил ему девиз Эрдени Батур. Эту дату принято считать рождением Джунгарии как государства. Возможно, это совпадение, но как раз в 1635 году маньчжуры разгромили последнего независимого монгольского хана Ликдена и забрали у него яшмовую печать Чингисхана.
Эрдени Батур продолжил политику своего отца, направленную на объединение ойратов под властью чоросов в одно государство. Началось создание постоянной армии, административного аппарата управления и налогообложения, широко внедрялся буддизм. В южном Тарбагатае, близ современного Чугучака на реке Эмель, Эрдени Батур построил из камня столицу. Вокруг нее он начал развивать земледелие и ремесленное производство, которым стали заниматься сарты и уйгуры. Развалины старой столицы на Эмеле хорошо сохранились – они находятся недалеко от поселка Когвсар (в переводе с ойратского «много оленей») на высоте 1330 метров.

Территория Джунгарии за счет вытеснения разрозненных казахских племен расширилась не только на запад, захватив земли Казахского ханства, но и на восток. Хошоут Туру Байху тайджи со своим улусом в 1636–1637 годах завоевал прилегающие к Тибету земли вокруг озера Кукунор, вытеснив оттуда монголов с тибетцами и создав там отдельное Хошоутское государство.

Таким образом, после 1636 года появились четыре ойратские орды: Калмыцкая на Волге, Джунгарская на Эмеле, Хошоутская на озере Кукунор и Дербето-Хошоутская в Сарыарке. Позже три из них образовали отдельные государства, а вот сарыаркинские ойраты не смогли оформить государственности и были завоеваны Галдан Бошокту ханом.

В это же время маньчжуры завоевали Северный Китай, образовали новую правящую династию Цин и продолжили покорение Монголии. Эрдени Батур перед лицом маньчжурской угрозы начал подготовку общемонгольского хурала, на котором предполагались объединение восточных и западных монгольских племен и принятие общего кодекса наказаний – Ихе Цааж. Хурал состоялся в сентябре 1640 года в урочище Улан бура на юго-востоке Тарбагатайских гор. На него приехало большинство знатных тайджи и нойонов из Джунгарии, Калмыкии, Кукунора, северной Сарыарки и Халха Монголии.

Главной целью Эрдени Батура было прекратить междоусобицы и объединить разные монголоязычные племена для будущей борьбы с общим врагом – Циньским Китаем. Эта цель не была достигнута, и долгосрочного политического объединения халха и ойрат-монголов не произошло. Но в целом принятие законов Ихе Цааж способствовало упорядочиванию социальной структуры общества, более справедливому судопроизводству, усилению милитаризации экономики и дисциплины в войсках, а также укреплению влияния буддизма.

Вторая столица ханства Урдун, основанная Цеван Рабданом, была построена на месте бывшей столицы Чагатайского улуса, под названием Куяш, или Улуг-иф. Сейчас это развалины старой Кульджи, которая находилась между южным берегом Или и Чапчальским рвом и была растянута на 20 км между современными поселками Конохай, Укуршы, Бирушсумул, Алтысумул, Каирсумул и Наймансумул, севернее которого находились ханский дворец и центральная площадь. Летом через Чапчальский ров, который в то время был непроходимым для конницы, бросали с десяток деревянных мостов, которые во время опасности быстро разбирались. Зимой же воду из Чапчала отводили в Или, чтобы по льду не прошла вражеская конница.

Интересный факт: столица Могулистана – Алмалык – раньше была второй столицей Чагатайского улуса. Сын Чагатая – Есу Монке цы перенес ее с юга на северный берег реки (глубоководная и быстрая Или была непроходима для конницы). Там пролегали караванные пути до Каракорума – столицы империи и дальше в Китай и на запад Сарай-Берке – столицу Золотой Орды. Западный путь шел от Алмалыка вдоль северного берега Или и по восточному берегу ее протока Баканаса через городища Акколь, Актам, Карамеген и озеро Балхаш, по реке Токрау в Сарыарку и дальше на Волгу и в Россию. После разгрома ойратами Алмалыка караванный путь и города вдоль Или и Баканаса пришли в упадок, но их развалины хорошо сохранились до наших дней.

По незнанию истории российские власти в 1881 году отдали Китаю Илийский край вместе с четырьмя столицами: Карлукского ханства – Или-балык; Чагатайского улуса – Куяш, Улуг-иф; Могулистана – Алмалык; Джунгарии – Урдун. Это стало причиной амбиций Китая в плане территориальных претензий.

Начало конца

В 1750-х годах на Джунгарию обрушилась череда несчастий, так после смерти Галдан Цэрена среди знати произошел раскол. Некоторые тайджи и нойоны не признали захватившего трон его внебрачного сына – Ламу Доржи. Нойон чоросов Даваци, считавший себя более знатным, в 1751 году со своими сторонниками Амурсаной (1722-1757), нойонами Баньджуром, Батма и Ренже Цэренами бежал от преследований Лама Доржи в казахский Средний жуз к султану Абылаю. А мятежные нойоны дербетов Сарал и Убаши Цэрен ушли к императору Цянь Луню. Таким образом, джунгарская внутренняя междоусобица переросла в международную и послужила для соседних стран сигналом об ослаблении Джунгарии.

Быстрее всех в ситуации сориентировался и повел свою игру по принципу «разделяй и захватывай» глава Среднего жуза султан Абылай. Он не выдал мятежников во главе с Даваци, проигнорировав требования Ламы Доржи. Последний в 1752 году с тремя туменами вторгся в кочевья Среднего жуза в восточной Сарыарке. Однако война приняла затяжной характер, и джунгары, фактически проиграв ее, отступили.
Воспользовавшись сообщениями Толе-би о полном отсутствии джунгарских войск в западном Жетысу (серьезный просчет Лама Доржи), Абылай в декабре 1752 года отправил туда своеобразный десант из 500 казахов и 150 ойратов-сторонников Даваци и Амурсаны. Это войско стремительным марш-броском обошло Балхаш с запада, вдоль южного берега Или, и в начале января 1753 года, не встретив на пути никакого сопротивления, ворвалось в Урдун, где не были разобраны мосты через Чапчальский ров. Лама Доржи попал в плен и 12 января был казнен. При поддержке казахов новым хунтайджи стал Даваци. После этой блестяще проведенной операции Абылай еще больше утвердился в своих планах установить контроль над Джунгарией.

Даваци оказался ограниченным и жадным, что только добавило огня в пожар джунгарских междоусобиц. Претензии Амурсаны на «полцарства» тоже не были удовлетворены. И тогда Амурсана снова обратился за помощью к Абылаю, который безотказно снабдил союзника уже против Даваци необходимым количеством лошадей и даже выделил казахский отряд. В свою очередь Даваци обратился к помощи зайсанов алтайских теленгитов (толенгутов), которые весной 1754 года полностью разбили казахско-джунгарский отряд Амурсаны. Последний с 20 тысячами хойтов бежал в Халку, где, явившись к китайским властям, заявил о желании служить богдыхану Цянь Луну (1711-1799). Его отправили в Пекин. В дальнейшем это обращение с просьбой о помощи послужило беспроигрышным поводом для захвата и уничтожении Джунгарии. Уже с 1753 года Цины начали покорять местных ойратов со стороны Гобийского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Непокорных казнили или выселяли в Южную Монголию (в общей сложности около 40 тысяч семей). Их потомки до сих пор живут во Внутренней Монголии Китая под родовым именем Джангар в племенном объединении Чахар.

Учитывая предыдущий военный опыт, весной 1755 года огромная китайская армия численностью в 50 тысяч человек отправилась на окончательное покорение Джунгарии. Состоявшая из 10 тысяч маньчжур, 10 тысяч халха и 20 тысяч южных монголов, она была разделена на две части. Собственно китайцев (ханьцев) было порядка 10 тысяч, но они в боевых действиях не участвовали. Питавшие отвращение к войне и насилию ханьцы составляли лишь тыловые отряды – они должны были заниматься земледелием на захваченных территориях и создавать военно-пахотные поселения для снабжения продовольствием.

Пехота состояла в основном из маньчжурских племен, тогда как кавалерия, по аналогии с русскими казаками и волжскими калмыками, комплектовалась из монголов, позже ойратов. Для покорения Джунгарии был использован план генерала Арана, который предложил по мере продвижения войск в глубь территории противника строить в тылу вдоль караванных путей крепости с постоянными военными гарнизонами – туюнами. Первые крепости были построены в Кумуле и Барколе в восточном Тянь-Шане.

Джунгария была обречена, поскольку численность ее армии даже вместе с отрядами казахов была в два раза меньше. Это не говоря уже о превосходстве наступавшего войска в количестве артиллерии и массового огнестрельного .

Прибывшая из Монголии северная часть в 20 тысяч сабель под командованием монгольского генерала Пан-ти (в ее авангарде были хойты Амурсаны) приступила к захвату Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня. Южная часть, пришедшая из Маньчжурии под командованием генерала Юн Чуна (ее проводником и авангардом был другой дербетский нойон – Сарал), захватила Тарбагатай и Джунгарскую равнину. Затем Сарал повел своих воинов южнее озера Эбинор, через хребет Борохор для захвата северной части долины Или. А Амурсана двинулся по южному берегу Или, где Пан-ти практически без боя вошел в Урдун – столицу Джунгарии.

Несмотря на помощь в три тысячи казахских воинов от Абылая, не доверявший им Даваци уклонился от боя в районе Текеса и с небольшим отрядом бежал через перевал Юлдуз в южный Тянь-Шань. Но вскоре был схвачен при помощи уйгурского хакима в Уч Турфане, недалеко от реки Аксу, и отправлен в Пекин. Цянь Лун обошелся с ним гуманно, и в 1759 году он умер своей смертью. Между тем Пан-ти, расположившись в Кульдже в качестве главного китайского наместника, объявил о распаде Джунгарии и назначил новых хунтайджи для каждого из племен Чорос, Дербет, Хошоут и Хойт.

Амурсана, который надеялся, по меньшей мере, на часть Джунгарии, ничего не получил. Чтобы обуздать недовольство бывшего союзника, Пан-ти под конвоем отправил его в Пекин. По дороге Амурсана сбежал в родные кочевья хойтов в Тарбагатае, где при поддержке Абылая вместе с бывшим аманатом аргыном Казак сары поднял восстание против Китая. Собрав остатки войска, осенью 1755 года он ввернулся в Кульджу. Пан-ти, уверенный в победе, неблагоразумно распустил основную часть армии и остался с 500 воинами в полном окружении, был разбит и покончил с собой.

Гибель Джунгарии

После восстановления независимости Джунгарии чоросские тайджи посчитали унизительным для себя подчиняться Амурсане, который был всего лишь хойтским нойоном. Его мать была младшей сестрой Галдан Цэрена, поэтому в глазах Чоросов он считался человеком более низкого происхождения. Из-за этой ошибки правящие чоросы и мятежные хойты почти целиком были истреблены Цинами.
В стане восставших возобновились раздоры и кровавые междоусобицы, которые усугубились опустошительными набегами казахов и кыргызов, почувствовавших слабость бывших тиранов. Дороги Джунгарии были усыпаны трупами, реки краснели от пролитой человеческой крови, а воздух был полон дыма от горевших монастырей и кибиток. В период 1753-1755 годов казахи угнали в плен из Или и Эмиля (Джунгарская равнина) более 10 тысяч семей. Амурсана, став хунтайджи, в отместку за поражение в 1754 году казнил 15 алтайских зайсанов и передал Абылаю еще 7 тысяч семей теленгитов. В общей сложности более 100 тысяч ойратов были распределены между казахскими племенами, где они и ассимилировались.

Киргизы из Алая под предводительством Кубатур-би из рода Кушчу захватили долину Таласа, а сарыбагыши – верховье Чу и Иссык-Куль. Сами джунгары стали откочёвывать из центральных районов: дербеты – в Кобдо Халха Монголии, а часть хошоутов – в Кашгарию. Китайцы же с удовлетворением наблюдали за разбродом в стране заклятого врага, стремясь усилить разногласия, радушно принимая беглецов. Таким образом, предчувствуя бессилие джунгарского волка, китайский дракон начал готовиться к последнему и решающему броску.

Весной 1756-го циньская армия под командованием маньчжурского генерала Чао Хуэйя осадила Урумчи и весной следующего года прошла до Эмиля и Тарбагатая. Маньчжуры вместе с 5 тысячами дербетов нойона Сарала двинулись маршем к Кульдже. Амурсана, пытался организовать сопротивление и даже выиграл несколько маленьких сражений. Но в конце концов маньчжуры, использовав численное преимущество и перегруппировав силы, разбили джунгар. Бросив все, Амурсана снова бежал к казахам. Преследуя его, маньчжуры переправились через Иртыш и вышли на земли Среднего жуза.

Это было концом Джунгарии – последней империи кочевников, которая в 1761 году превратилась в Циньское наместничество под названием Синьцзян (новая граница). Округ Кобдо, Тарбагатай, провинция Или и Урдун (Кульджа) были присоединены к Китаю. Джунгары, особенно мятежные племена Чорос и Хойт (тогда как дербеты вовремя покорились и меньше пострадали), были почти полностью истреблены. В борьбу за джунгарское наследство активно включились казахи и кыргызы.

В 1757-58 годах казахские батыры напали на алтайских куба калмаков. Особенно прославились батыры найман Кокжал Барак и кипчак Кошкарбай. Действуя по заданию султана Абылая, они мстили калмыкам за набеги на Средний жуз и за участие в разгроме отряда Амурсаны и Абылая в 1754 году. Перейдя Иртыш и вторгшись в горный и монгольский Алтай, казахские батыры стали наводить страх, забирая мальчиков в толенгуты, женщин и девушек в токалки, а скот присоединяя к своим стадам. Россия, до этого безучастно наблюдавшая за ситуацией, решила тоже присоединиться к дележу Джунгарии. Царица Елизавета Петровна в мае 1756 года издала указ о приеме беглецов в свое подданство, а в июне – указ о присоединении к России территории Горного Алтая.

В противовес переселению казахов в Джунгарию китайцы стали переселять туда маньчжурские племена лучников – Сибе, Дауров и Солонов, также Чахаров и Халха – монголов, Таранчи-Уйгуров из Кашгарии, Дунган из Ган-Су (Кен-су), а также Урянгхайцев (Сойотов) из Тувы. В 1771 году по инициативе китайцев были переселены Торгоуты из Поволжья, которых разместили к югу и востоку от Кульджы в долине Юлдуза и верхнего течения реки Урунгу на пустующих землях их братьев Чоросов и Хойтов.

В 1757-1758 годах Джунгария, последняя империя кочевников, была полностью уничтожена.

Китайский историк Циньской империи Вэй Юань (1794-1857) писал, что численность джунгар к 1755 году составляла не менее 200 тысяч кибиток. Российский историк С.Скобелев считал, что с учетом среднего коэффициента 4,5 человека на кибитку численность населения Джунгарии составляла около 900 тысяч. Поэтому размеры потерь можно представить следующим образом:

Число дербетов (поддержали китайцев и не участвовали в мятежах) – около 150 тысяч, или 20%.
Спаслось в Сибири, в северной Монголии и в Горном Алтае – 60 тысяч.
Спаслось в самой Джунгарии – 40 тысяч.
Увезено в плен казахами и киргизами – 100 тысяч.
Умерли от голода и эпидемии оспы – 200 тысяч.
Погибли от междоусобиц, набегов казахов и киргизов – 50 тысяч.

Если сложить эти цифры и отнять получившуюся сумму от общей численности в 900 тысяч, то количество джунгар (в основном Чоросов и Хойтов), уничтоженных циньскими войсками, составит около 300 тысяч.

Как за 170 лет до этого ослабленное Сибирское ханство было разделено между Россией и сильной Джунгарией, так и ослабленная Джунгария была поделена между соседями.

(Из книги «Шекара шегін айқындау дауірі. Эпоха обретения границ». [email protected])

Недавняя столица Казахстана - знаменитая Алматы - свой вклад в основание которого внесли ойраты Джунгарии.

Арлтан Басхаев, историк и писатель из Калмыкии, в своей статье пытается разрушить стереотипы о кочевниках – в частности, ойратах Джунгарии – как о варварах, только и знающих взимать дань с оседлых земледельцев Что это: историческая сенсация, или попытка отрицать неравное противостояние «двух миров» (кочевого и оседлого), поддавшись европоцентрической модели мышления – судить читателям АРД. Считаете ли вы, что Джунгария – это держава, которая едва не стала империей?

Вообщето мои предки были кочевниками

так что гарода это не про нас

волжские калмыки-джунгары-ойраты

стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад

Guest_djungar

(с Интернет-форума, с сохранением орфографии оригинала)

К сожалению, именно такое представление об ойратах - как о номадах-дикарях, кочующих со своими огромными стадами по бескрайним степным просторам и взимающих дань с оседлых земледельцев - прочно закрепилось в нашем сознании. Эдакие неиспорченные «дети природы» со своими луками, лошадьми, юртами и кумысом - да, страшные в битве, но все-таки простоватые, недалекие, глуповатые и наивные варвары.

Поколение за поколением эта мысль прививалась, и вот уже некоторые потомки гордых воинов считают, «что гарода это не про нас» и «волжские калмыки-джунгары-ойраты стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад». Но предки наши были более разумными и прекрасно осознавали значение оседлых поселений как центров сосредоточения администрации ремесла, торговли, земледелия, военно-оборонительных укреплений и опорных пунктов.

Ойраты понимали, что осваивать новые территории нужно не только политически и экономически, но и духовно, поэтому строили храмы и монастыри, которые превращались в укрепленные городки.

Фрагмент карты Великой Тартарии («Carte de Tartarie», Guillaume de L’Isle (1675—1726)), составленной в 1706 году, ныне хранящаяся в Коллекции Карт Библиотеки Конгресса США. Джунгарское ханство .

Наследники Батур-хунтайджи и Галдан-Бошокту-хана продолжали их политику. У них было вполне достаточно аналитических способностей, чтобы оценить обстановку и понять - держава, живущая в окружении расширявшихся империй - России и Китая, может выстоять, выжить и реализовать свои амбиции только если сравняется с соседями в развитии.

Именно поэтому все свое царствование Цэван-Рабдан усиленно внедряет то, что сейчас именуют «новыми технологиями». Кочевники традиционно зависят от оседлых жителей в вопросе продовольствия, и Цэван-Рабдан буквально силой насаждает среди подданных земледелие.

После посольства в Джунгарию И. Унковского (1722-1724) в российской Коллегии иностранных дел была составлена аналитическая справка о состоянии дел в кочевой империи. Там, в частности, писалось: «Перед тем временем, как Унковский был, лет за 30, хлеба мало имели, понеже пахать не умели. Ныне пашни у них от часу умножаются, и не только подданные бухарцы сеют, но и калмыки многие за пашню приемлются, ибо о том от контанши приказ есть. Хлеб у них родится: зело изрядная пшеница, просо, ячмень, пшено сорочинское («пшено сарацинское», т.е. рис - А.Б.). Земля у них много соли имеет и овощи изрядные родит... в недавних летах начали у него, контайши, оружие делать, а железа у них, сказывают, что довольно находится, из которого панцыри и куяки делают, а завели отчасти кожи делать и сукна, и бумагу писчую у них ныне делают».

Теперь джунгарские правители в первую очередь обращают внимание на развитие городков-мануфактур по производству предметов вооружения.

Цэван-Рабдан из оружейных мастеров формировали специальную хозяйственную единицу - оток под названием Улутэ. В этих мастерских сначала делали ремонт оружия, а затем наладили и собственное производство. Были организованы специальные заводы-городки по производству огнестрельного оружия и пушек. Российская разведка доносила, что «русских людей до заводов не допускают и контайшинцы в тайне содержат».

Галдан Бошокту-хан и русский посол Киберев наблюдают за ходом боя у оз. Ологой 21 июля 1690 г. Рисунок Л.А.Боброва (на первом плане - тибетский телохранитель Галдана Бошокту-хана).

Первый завод по выплавке чугуна был открыт в 1726 году на побережье озера Тузколь (Иссык-Куль). Затем, уже при Галдан Церене, были открыты медный завод в Яркенде и сборочный цех возле Урги на берегу реки Темирлик. Конечно, по европейским меркам это были всего лишь небольшие мануфактуры, но для кочевого государства это был беспрецедентный опыт.

Ойраты прекрасно понимали роль оседлых опорных пунктов и возводили их по мере необходимости. Все эти укрепленные городки занимали стратегически важные места и говорили о могуществе расцветающего Джунгарского государства. И если бы не его гибель, возможно, ойратские городки стали бы большими городами с богатой историей.

Строительство этих городов наглядно подтверждает высокую культуру Джунгарского государства, которое постепенно реформировало свою экономику, переходя от номадического уклада, к полуоседлой жизни, с элементами земледелия.

Джунгарские правители осознавали преимущества оседло-земледельческой формы экономики над кочевнической, но понимали, что резкие реформы по переводу населения от одной формы хозяйствования к другой, негативно скажется на всей сфере экономики государства.

К тому же Джунгария практически постоянно воевала с соседями, или ее раздирали междоусобные войны. В таких условиях единственно разумным было постепенный переход от кочевого образа жизни к полуоседлому и оседлому. Джунгарские хунтайджи это прекрасно понимали, но джунгарам не хватило времени на проведении реформ.

В 1755-1758 гг., в результате междоусобной борьбы за власть и вторжения войск маньчжуро-китайской империи Цин, Джунгария прекратила свое существование. Первый в истории эксперимент по трансформации кочевой державы в оседлую империю так и не был завершен…

Джунгарское ханство в течение сотни лет считалось наиболее сильным государством в XVII веке.

Оно играло важную роль во внешнеполитических отношениях, оказывало огромное влияние на страны Востока.

И все же история этого государства – ярчайший пример того, как гражданские войны и борьба за власть могут разрушить империю.

Происхождение и этимология названия

Дербен-Ойрат — так ойраты называли объединение племен, образованное после разделения . В 1635 году на его основе создается Джунгарское ханство, от монгольского «зюнгар», что означает «левая рука».

Это связано с тем, что в период правления именно ойраты входили в левое крыло его армии.

Основателем ханства считается хунтайджи Эрдени-Батур.

Дербен-Ойрат представлял собой объединение ойратских племен чоросов, дербетов и хойтов, которое внезапно образовалось в начале семнадцатого столетия под предводительством Хара-Хулы, отца Эрдени-Батура, для борьбы с хотогойтским ханом Шолой-Убаши-хунтайджи.

В результате этой борьбы произошло разделение земель, которое и привело к образованию Джунгарии, чье влияние распространилось на всю Среднюю Азию.

Восстание Хара-Хулы

Все правители Джунгарского ханства относились к племени чоросов. Объединил ойратские племена Гумэчи, носивший титул Хара-Хула-тайджи.

В 1606 году, придя к власти, Хара-Хула сплотил неорганизованные и запутавшиеся племена ойрат, а в 1608 году они сокрушили казахов на западе.

К 1609 году Хара Хула одержал решающую победу над Алтанским ханством и вынудил их отступить с ойратских территорий на северо-запад нынешней Монголии, в регион Кобдо.

После этого Хара-Хула принял титул хунтайджи, что означает «великий вождь».

В течение последующих лет шла борьба между ойратскими войсками и армией Алтанского ханства, с переменным успехом отвоевывались земли, пока в 1627 году Убаши-хунтайджи не был убит.

Об этой войне рассказывает ойратский эпос. Хара-Хула окончательно восстановил свои земли, ранее захваченные Алтанским ханством.

Также Хара-Хула разжег конфликт с казаками за контроль солевых шахт возле русского форпоста, который продолжался около двадцати лет.

Развитие джунгарского ханства

Власть и влияние Хара-Хулы возросли, он стал центральной политической фигурой Дербен-Ойрат.

Некоторые племена были недовольны ограничением свободы, которое наступило благодаря этому факту, поэтому покинули территории ойратов. После чего сын Хара-хулы, Эрдени-Батур сформировал Джунгарское ханство.

Став правителем джунгаров, Эрдени-Батур стремился укрепить свои позиции вокруг гор Тарбагатай, где располагались пастбищные угодья ойратов.

Он возглавил войска в трех победоносных военных кампаниях против казахов. Также он дал доступ России к соляным шахтам, завершил многолетний конфликт, и наладил тем самым дипломатические и коммерческие отношения.

Этим он заслужил уважение своего народа и лидеров соседних стран.

Эрдени Батур провел амбициозную кампанию национального строительства, основал столицу Джунгарского ханства, построил большое количество монастырей. Также он призывал людей исповедовать , заниматься не только скотоводством, но и сельским хозяйством и развивать ремесла.

Эрдени-Батур стремился расширить территории ханства, несмотря на их уже, итак, внушительную обширность.

Он пользовался тем, что племена, проживающие на границах Джунгарии, вели междоусобные войны.

Он соглашался помогать одной из сторон с условием присоединения их территорий, тем самым упрочил влияние государства и наладил дипломатические отношения.

Пятый Далай-лама учел растущее влияние джунгарского правителя и присвоил ему титул хунтайджи, надеясь обрести в его лице могущественного союзника в защите и продвижении Гелугпы – монашеской буддийской традиции.

В 1640 году Эрдени-Батур созвал правящих князей монгольских племен, чтобы заключить соглашение. Первой целью этого соглашения являлось создание коалиции против потенциальных внешних врагов, казахов и маньджур.

Попытка создать коалицию потерпела неудачу. Не все монгольские князья согласились признавать Эрдени-Батура своим лидером, называя себя прямыми потомками Чингисхана, а не его.

Вторая цель заключалась в том, чтобы разработать метод разрешения споров мирным путем. Так был создан правовой документ «Великий кодекс сорока и четверки» или «Великое Степное Уложение», система правил, регламентирующих повседневную жизнь монголов с Волги до современной восточной Монголии.

Согласно этому документу, государственной религией признавался ламаизм – одно из ответвлений буддизма. Основной административной единицей объявили улус, а хана провозгласили правителем всех племен и территорий.

Внутренний конфликт

Незадолго до своей смерти в 1653 году Эрдени-Батур назвал своим преемником своего третьего сына Сенге, он был его любимцем. Это вызвало крайнее недовольство его старших сыновей.

Сенге получил южную половину ханства, а северную должны были поделить остальные семеро сыновей Эрдени-Батура. Брат Сенге Галдан не стал вступать в конфликт братьев, отдал свою долю наследства Сенге и ушел в монастырь.

Старшие братья Сенге Цэцэн-тайджи и Цзотба-Батур неоднократно покушались на убийство своего единокровного брата, но попытки не увенчались успехом вплоть до 1671 года.

Из-за этих распрей Сенге не смог сохранить ханство, достигшее при его отце и деде небывалых величия и мощи. Государство оказалось раздроблено. Он не смог взять под контроль северную часть ханства, а также был бессилен обеспечить соблюдение торгового соглашения с Россией.

Ойратские кочевые племена, кочующие по северной части Джунгарского ханства, вернулись к привычным бандитизму и разбою, стали совершать набеги на российские крепости.

Эти племена вышли из-под контроля центрального правителя – Сенге, поэтому Россия была вынуждена договариваться с лидерами племен по отдельности, но это ни к чему не привело. Только к военным стычкам между джунгарскими войсками и казахами.

В 1667 году Сенге окончательно захватил Алтанское ханство, убив последнего Альтан-хана, тем самым ликвидировав потенциальную угрозу для ханства.

Сенге был убит своим старшим братом во время переворота в 1671 году. Галдан, его младший брат, после этого известия вернулся из монастыря и отомстил убийцам. После победы над братьями Галдан стал хунтайджи Джунгарского народа.

В 1677 году Галдан одержал победу над заявившим свои права на ханство алашаньским Очирту-ханом, установив гегемонию почти над всеми ойратскими племенами. В следующем году пятый Далай-лама дал ему высший титул Богушту-хана.

Во времена правления Галдана Джунгарское ханство присоединило к своим территориям Восточный Туркестан.

Чтобы противостоять расширению Маньчжурской империи, Галдан пытался объединить Монголию. Пока он занимался этим в Халхе, его племянник Цеван-Рабдан занял Джунгарский трон в 1689 году.

Короткое время Галдан удерживал власть в Халхе, но позднее он был обманут императором Канси и предан войсками Халхи, которые перешли на сторону маньджуров.

В 1696 году Галдан оказался в окружении подавляющей армии Цин на реке Тэрэлж. Ему удалось уйти ценой жизни его супруги Ану-хатун. В Кобдо, куда отступил Галдан, в 1697 году хунтайджи совершил самоубийство.

Конфликты с Тибетом

В 1717 году джунгары вторглись в Тибет, убили претендента на должность Далай-ламы, которого назначил король Тибета.

Вскоре джунгары стали грабить святые места Лхасы, чем вызвали недовольство императора Канси.

Император организовал поход против джунгарских отрядов, но его военная кампания не возымела успеха.

Вторая, более крупная военная экспедиция, посланная императором Канси в 1720 году против джунгар, изгнала их из Тибета. Войска династии Цин были восприняты как освободители Тибета.

Завоевание Джунгарии Китаем

Джунгарское ханство было уничтожено китайским императором Цяньлуном в нескольких военных походах.

В 1755 году династия Цин под предводительством принца Амурсаны вступила на территорию Джунгарии. Многие ойраты переходили на сторону более сильной цинской армии без сопротивления.

После непродолжительного конфликта был захвачен последний джунгарский хан Даваци.

Впоследствии принц Амурсана захотел стать джунгарским ханом, но император не желал такого исхода.

Амурсана поднял мятеж, который был подавлен силами маньчжурской армии. Бывший предводитель армии бежал на запад, в Россию, где и умер от оспы.

Великая маньчжурская армия, оставшаяся на территориях Джунгарского ханства стала истреблять население, в результате чего погибло примерно 80% ойрат.

Так великое ханство было уничтожено за четыре года, с 1755 по 1759.