Формирование ученического коллектива в начальной школе. Ученический коллектив, методика его создания и развития

Понятие «коллектив»

«Коллектив» (от лат. collectives - собирательный) рассмат­ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори­ентации, совместной деятельности и общения» 1 .

"Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 450.

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научней и методической литературе понимается различно. В одном слу­чае под коллективом понимают любое организованное объедк нение людей, в другом - высокую степень развития группы.

От того, как индивид становится элементом социальной орге яизации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять го личность, с другой - формирование способности личности под даваться влиянию других.

Большую роль в социальном становлении учащихся призва кк сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстника­ми. Именно в процессе развития групповых отношений фор­мируются условия, при которых более успешно протекает про­цесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой - раскрытие его потенциалов, сохранение его авто-псмности. Включение учащихся в различные социальные общ нести (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, ор"."анизации, производственная бригада) создает условия для? реальных социальных проб учащихся, которые формируют го-тэвность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

Необходимо четко понимать, что различные отношения со­здают разные группы. Это могут быть группы как сплоченные так и несплоченные. Сплочение групп также происходит hp рапной основе. В результате интеграции могут возникнуть труп им социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельности опосредования.

Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть об-щх:е интересы членов группы, стремление приспособиться з специфических условиях, авторитет лидера, наличие соци альных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д. 3 зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекто­рию развития и то качество, которое отличает одну сплочен кую группу от других.

В педагогической практике часто сплочение рассматрива­лось как единственный признак коллектива, Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отноше з«й, рассматривается отдельными педагогическими работни ш .ми как позитивное явление. Это происходит из-за того, что

организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осу­ществлять значительно легче.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитатель­ное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особен­ности его сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократич­но, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавал­ся воспитательный коллектив.

Как считал Л.И.Уманский, самое существенное качество группы, уровень ее социально-психологической зрелости, пре­вращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии развития группы.

Первый из них - групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недобро­желательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера группы.

Вторым критерием развития первичного коллектива являет­ся способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).

К третьему критерию относится подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависи­мость этой подготовленности от особенностей самой деятель­ности - ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.

Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показате­лях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуника­тивность - это процесс межличностного восприятия и установ­ления взаимопонимания, нахождения общего языка, способ­ность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмо­циональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени харак­теризует народная мудрость: «Разделенная радость - две ра­дости, разделенное горе - полгоря». Волевая коммуникатив­ность - это способность группы противостоять трудностям и

препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстре­мальных ситуациях 1 .

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные «болезни», ведущие к конф­ликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.

Реализация воспитательных функций коллектива

Коллектив как социальный феномен характеризуется нали­чием единой общественно значимой цели, совместной деятель­ности по ее реализации, отношений взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, связи со средой, другими коллективами. Концепция коллек­тива, разрабатываемая под руководством Л.И.Новиковой, рас­сматривает ученический коллектив в рамках целостной воспи­тательной системы как механизм, обеспечивающий педагогам переход управляемых сфер деятельности в сферу отношений.

Коллектив необходимо представлять как развивающийся социальный организм, развитие которого существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

Воспитательная работа предполагает:

Рассмотрение коллектива в качестве педагогического средства, своеобразного инструмента, который надо со­здать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности, при этом он выступает как объект и как субъект воспитания;

Выделение целеполагания как вида деятельности коллек­тива, детерминирующего развитие субъектности входя­щих в него детей;

Представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллективе и обособлении его в коллективе («быть со все­ми» и «оставаться самим собой»),

В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно. Формальная структура представ­ляет собой дифференцированное единство разнотипных первич­ных коллективов. Чаще всего типы коллективов выделяют в соответствии с теми функциями, которые они выполняют. Не-

1 См.: Уланский Л. И. Психология организаторской деятельности школьни­ков. - М., 1980.

формальную структуру образуют связи и отношения эмоцио­нально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуются малые контактные группы.

Каждый учащийся может входить в одну контактную груп­пу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. В по­следнем случае он не всегда оказывается «изгоем», так как, не являясь членом контактной группы в коллективе, ребенок мо­жет входить в контактные группы вне его.

Положение ученика в формальной и неформальной струк­турах может совпадать (лидер и хороший товарищ), находить­ся в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

В связи с тем что функции разнотипных коллективов разно­образны и каждый из них как воспитательный феномен ока­зывает своеобразное педагогическое воздействие на личность, можно утверждать, что, чем в большее количество коллекти­вов включен учащийся, тем более значительный воспитатель­ный эффект следует ожидать (очевидно, при условии педаго­гически целесообразно организованной деятельности этих кол­лективов).

Наиболее значимой нам представляется задача развития первичных коллективов, которые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее устойчивой струк­турой, на которую возможно оказать такое влияние, является класс.

Для развития коллектива класса важна реализация комп­лекса однородных задач, решаемых классными руководителя­ми в своей педагогической деятельности, которые можно на­звать функциями управления коллективом. Среди них можно выделить целевые и процедурные функции, обеспечивающие реализацию поставленных педагогом целей.

Исходя из того, что перед педагогом стоит цель обеспечить благоприятное для каждого развитие отношений в коллекти­ве, в качестве целевых функций можно выделить следующие: формирование гуманистических норм отношений, организаци­онное сплочение коллектива, создание условий для адаптации и самореализации каждого учащегося в системе коллективных отношений, стимулирование лидерства, создание благоприят­ной эмоциональной атмосферы.

К процедурным функциям можно отнести следующие: ди­агностика уровня развития коллектива и отношений в коллек­тиве, организация деятельности, подготовка организаторов.

В соответствии с современными подходами к пониманию взаимоотношений коллектива и личности группа по отноше­нию к учащимся реализует следующие задачи:

Коррекция различных влияний на учащегося, которые он испытывает как в школе, так и вне ее;

Компенсация недостаточных возможностей самореализа­ции учащегося в других объединениях;

Социальная защита учащегося от неблагоприятных фак­торов окружающей социальной среды.

Считается, что реализация этих задач возможна при нали­чии в школе достаточно развитой воспитательной системы.

Коллектив школы имеет свою специфику и свои законы раз­вития. Можно рассматривать общешкольный коллектив как систему, состоящую из двух составляющих: ученического и педагогического коллективов. Если в первичном коллективе основными являются межличностные отношения, то в обще­школьном реализация воспитательных функций во многом за­висит от межгрупповых отношений, которые складываются как между формальными, так и неформальными группами. Развитие зависит от того, как обеспечивается взаимодействие этих групп.

Формирование общешкольного коллектива - сложный и, как правило, длительный процесс. В своем развитии коллек­тив проходит несколько стадий (этапов). Для выделения этапа надо определить критерии, по которым процесс развития кол­лектива можно разделить на стадии. Здесь существует несколь­ко подходов.

Развитие коллектива связано с преодолением ряда противо­речий:

1) между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии или, наоборот, отстающими от его развития;

2) между перспективами коллектива и перспективами его членов;

3) между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;

4) между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.

Для развития общешкольного коллектива наряду с преодо­лением перечисленных противоречий важно наличие интегри­рующих «импульсов», которыми могут быть совместные дей­ствия всего коллектива (программы, праздники, акции, пре­одоление возникших трудностей). Необходимо учитывать тот

факт, что интегрирующими являются не только общие цели, но и действия по их достижению. Еще А.С.Макаренко заметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и даль­них перспектив.

Вторым условием является динамичность структуры кол­лектива, которая позволяет развивать не только межгруппо­вые, но и межличностные отношения. В этом плане большую роль могут сыграть разновозрастные объединения по инте­ресам, творческие группы, состоящие из учащихся разных классов.

Большое значение для развития общешкольного коллекш-ва имеет сотрудничество педагогов и учащихся. Отход от тра­диционной тоталитарной педагогики, от автократических ме­тодов управления ученическими коллективами требует суще­ственного пересмотра педагогических средств, форм и методов работы, которые прежде всего стимулируют активность школь­ников, обеспечивают самоорганизацию ученических коллекти­вов. Очень важно создать в коллективах учебных заведенкй обстановку взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной от­ветственности.

Только при условии, что все члены коллектива хорошо зна­ют свои права и обязанности, полномочия и грани ответствен­ности, возможна оптимизация управленческих воздействий яа коллектив.

Будучи ориентированным на самостоятельную деятель­ность, наделенным соответствующими правами и гарантиями, каждый педагог или учащийся получает возможность реали­зовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому и социальному росту. Оказанное доверие создает такую систему мотиваций, при которой в процессе реализации управленческих функций как субъект, так и объект управле­ния получают удовлетворение. Решение о делегировании пол­номочий и ответственности только тогда будет не формальным, а осознанным, воспринятым обеими сторонами, когда оно при­нимается не на основе волевого решения, а с согласия подчи­ненного путем коллективного обсуждения.

Основной зада"чей педагогического влияния на класс являет­ся обеспечение включенности учащихся в деятельность на осно­ве отношений «ответственной зависимости» (термин А.С.Макаренко). Такая включенность позволяет, с одной сторо­ны, обеспечить интеграционные процессы в группе, с другой - обеспечить сопричастность каждого учащегося к решению груп­повых проблем.

Особое значение для формирования коллективных отноше­ний имеет развитие самоуправления в ученическом коллек­тиве.

Развитие детского самоуправления

В школе должна быть создана обстановка, при которой каж­дый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении сво­им коллективом. Развитие самоуправления помогает им почув­ствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реали­зации лидерских функций.

Задачи, которые традиционно ставили педагоги, развивая самоуправление, были самые разные. Авторитарная педагоги­ка основными из них считала: включение учащихся в решение педагогических задач, укрепление дисциплины силами уча­щихся, освобождение педагогов от ряда управленческих функ­ций. Основанием для этого было выполнение школой социаль­ного заказа на формирование послушной конформистской лич­ности.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправ­ления предполагает создание условий для социального станов­ления учащихся. Это обеспечивается включением их в реше­ние сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьни­ки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоле­ния сложностей социальной жизни. От отношения детей к це­лям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Ученическое самоуправление - форма организации жизне­деятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого школьника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав груп­повой мотив группового действия, когда учащиеся видят, что» удовлетворение потребностей зависит от достижения этой цели.

На схеме 2 представлена модель развития самоуправления в ученическом коллективе. Суть такого рйейития в циклично­сти этого процесса.

Педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организа­тором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возмож­ного свой вариант ее достижения.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути ре­шения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового дей­ствия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подве­сти учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоя­тельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом, Эта цикличность отражена в модели развития самоуправления, изображенной на схеме 2.

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области


Современные направления педагогической работы по формированию ученического коллектива

В современных условиях классный коллектив школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами, осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.
3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).
4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.
Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всего коллектив своего класса имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. Общая ученическая деятельность и та ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы. К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе.
Коллектив школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:

  • общественно-значимая цель;
  • общественно-значимая деятельность;
  • коллективные отношения;
  • демократическое управление.

Педагогу очень важно знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье. В этом же русле мыслит автор другой статьи, связанной с формированием ученического коллектива.
Одной из важнейших задач классного руководителя является единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.
Чтобы помочь родителям стать для учеников помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, в своей работе педагог ставит такие цели:

  • воспитание у детей миролюбия, понятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым её принимать;
  • формирование традиций классного коллектива.

В решении этих задач огромную роль играет родительский комитет класса. Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:
Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
Родительские вечера - интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.
Презентация семейного опыта - это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.
Традиционный праздник «День семьи» - это подготовленный ежегодный концерт с конкурсами для детей и всех членов их семей. Такой праздник обычно проводится после 23 февраля и 8 марта, когда учитель с детьми поздравляют мужчин и женщин с прошедшими праздниками. Этот праздник ученики ждут с нетерпением, так, как только здесь они могут увидеть и понять, что класс - это большая дружная семья.
Реализуя свою профессиональную роль как педагога-воспитателя, классный руководитель ориентирован на непосредственно эмоциональное общение и совместную деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, на понимание мира интересов и увлечений учащихся класса. Важной задачей сегодняшнего времени является воспитание школьников, как достойных граждан совей страны.
Гражданин - это патриот, человек, имеющий активную жизненную позицию, коллективист, хороший друг, высоконравственный человек. Учитель уверен в том, что воспитывать эти качества можно и нужно в детском коллективе, в семье. Именно поэтому основной упор сделан на разнообразные виды, формы и методы воспитательной работы. Такие, как серия классных часов: «Я - гражданин России». Символика: российская, классная, школьная. Внеклассные мероприятия, интеллектуальные марафоны, литературно-музыкальные композиции, посвященные знаменательным датам: Дню Победы, Дню защитника Отечества. Поисковая и исследовательская работа. Путешествия, походы, турслёты, интернет-почта, круглые столы, диспуты, ролевые игры. Самые активные помощники в этих начинаниях - родители. Их роль в воспитании гражданской позиции очень важна. Убеждена, что энергетика патриотизма, гражданственности - главный ресурс развития России.
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное - включение ученика в систему коллективных отношений.
На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов - это эмоциональный психолого-педагогический климат в том классном коллективе, в котором ребенок находится большее количество времени. Эмоциональное состояние учеников, взаимоотношения с одноклассниками и педагогом формируют мотивационную сферу школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера.
Формирование и развитие сплоченного детского коллектива через создание благоприятного эмоционального психолого-педагогического микроклимата в группе - главная цель воспитательной работы классных руководителей школы-интерната.
В работе с детьми классный руководитель создает условия для реализации и развития потенциальных возможностей и способностей каждого учащегося. Целенаправленно формирует классный коллектив. Для этого использует работу в парах, группах. Такая работа учит ребят взаимодействию друг с другом. Научив детей сотрудничеству внутри коллектива своего класса, необходимо научить детей сотрудничать с коллективами других классов. Поэтому педагоги школы-интерната часто организовывают совместные классные часы, праздники с объединением классов.
В классных коллективах школы-интерната закрепились традиции проведения праздников, утренники, встречи с интересными людьми города, совместная работа с органами самоуправления (участие в конкурсах «Новогодняя игрушка»», «Меры пожарной безопасности дома», «Каждой пичужке по кормушке» и др.), участие в работе добрых дел детской организации под названием «Дерево добрых дел», классные часы, КТД.
Организация добрых дел закономерно заставляет ребенка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе и в школе, в целом, складываются самые разные ситуации, диктующие определенные поступки, ведущие к принятию решений, к выбору конкретной линии поведения.
Все добрые дела детского коллектива или школьника индивидуально, отражаются на «Дереве Добрых Дел».
В дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением членов коллектива сознательно подчинять личное общественному. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, кроме прочего, позволяет ребенку не только проявлять, но и должным образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности.
Главная воспитательная задача руководителя, по мнению Т. Б. Шпырковой - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: образовательную, воспитательную, защитную, компенсирующую, интегрирующую и корректирующую.
Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя: «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс; «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться; «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами; «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс; «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся; «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации.
Для достижения положительных результатов создания коллектива можно использовать различные формы и методы. Работа можно вести по нескольким направлениям: развитие коммуникативных отношений; гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание; познавательный потенциал; спортивно-оздоровительный потенциал; художественно-эстетический потенциал; трудовой потенциал; экологический потенциал. Также для успешного формирования классного коллектива необходимо смоделировать воспитательную систему класса, определить, какие компоненты являются составляющими системы, продумать этапы развития этой воспитательной системы класса. В процессе работы педагог уделяет внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива, выбору целевых ориентиров. Было выявлено, что значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, т.е. воспитательная система класса должна стремиться быть открытой, коллектив не должен замыкаться в себе, он должен искать встреч с интересными и полезными ему людьми и коллективами.
Средствами реализации выше обозначенных пунктов могут стать:

  • коллективные творческие дела класса;
  • цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;
  • участие в соревнованиях, конкурсах;
  • участие в школьных коллективных творческих делах;
  • творческий отчет класса;
  • походы, экскурсии, коллективные поездки.


Источники

  1. Амелина, О. П. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива / О. П. Амелина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
  2. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. Амонашвили. - Киев: Изд-во «21 ВЕК», 2000. - 97 c.
  3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избр. псих. труды: в 2 т.; под ред. А. А. Бодалева и др. - М. : Педагогика, 1980. - Т. I. - 232 с.
  4. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева // Психологическая наука - школе. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
  5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
  6. Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. - М. : Просвещение, 2000.
  7. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
  8. Кудрявцева, Е. А. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru .
  9. Немов, Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 2000. - C. 67-70, 112-115.
  10. Никитина, Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2004 - № 7. - С. 90-107.
  11. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л. И. Новикова. - М. : Просвещение, 2000. - C. 45-49, 87-91.
  12. Савоненко, М. Н. Роль родителей в формировании детского коллектива / М. Н. Савоненко // Доклад на педагогические чтения. - Старый Оскол, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/

Коллектив – это группа людей (детей или взрослых), являющихся частью общества, объединенная общей целью и совместной деятельностью, направленной на её достижение.

Формирование коллектива – это сложный и довольно длительный процесс. Условно его можно подразделить на четыре стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берётся отношение воспитанников к педагогическим требованиям.

На первой стадии классный руководитель (учитель) имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы классного руководителя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований классных руководителей.

Вторая стадия начинается тогда, когда создан актив класса, и он включается в работу, активно поддерживая требования классного руководителя (учителя).

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Каждый член коллектива предъявляет требования прежде всего к себе, а затем к другим. А.С.Макаренко считал такое умение предъявлять требования к себе «высшим этапом формирования коллектива».

Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает любому классному руководителю с определенной меркой подойти к уровню развития коллектива и наметить правильную методику работы с ним в зависимости от стадии развития коллектива.

Классный руководитель при всех обстоятельствах выступает в качестве организатора детского коллектива. Эта его функция особенно ярко проявляется в работе с младшими школьниками. Связи и отношения, возникающие в коллективах начальных классов, являются непрочными, младшие школьники имеют незначительный опыт коллективной жизни, у них слабо развиты организаторские умения. В то же время, именно в начальных классах у детей наиболее интенсивно формируются отношения к людям, к коллективу. Этим объясняется особое значение учителя начальных классов как организатора коллектива детей.



Пути формирования ученического коллектива на первой стадии

Его развития.

Приступая к формированию коллектива, классный руководитель прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу на каждой стадии развития детского коллектива.

На первой стадии развития коллектива классный руководитель не может опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей. Каждый ученик стремится показать себя.

Главная особенность младших школьников на этом этапе – острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект-субъект в его связях с окружающим миром. Главными задачами классного руководителя на этом этапе формирования коллектива являются:

ü формирование образа «Я – школьник», «Я – ученик», «Я могу…»;

ü усвоение норм поведения в школе;

ü приспособление к новым условиям умственного труда, режиму дня, незнакомым людям;

ü организация межличностного знакомства учащихся в классе.

На этой стадии характер требований классного руководителя должен быть самым категоричным. Не следует заискивать перед детьми. Однако это не значит, что на первой стадии учитель только требует. Он использует все средства влияния на детей. Отношение классного руководителя к ребёнку (замечания, оценка, отчитывание, похвала и пр.) – пример отношения к нему его одноклассников и, в конечном счете, положение первоклассника в ученическом коллективе. От отношения учителя к ученикам на данном этапе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения «учитель – ученик».

Систематическое наблюдение за детьми позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребёнка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических проявлений и, в соответствии с этим, наметить приёмы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, т.к. они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с такими детьми – теплый, ласковый тон классного руководителя, его заботливое, внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребёнка со сверстниками.

Встречаются дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Как же у этих ребят воспитывать выдержку, умение подчинить свои желания интересам коллектива, чувство ответственности перед коллективом за порученное дело? Только в индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых. В каждом ребёнке есть что-то своё, особенное и это надо выявить и дать ему развиться, опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности. Выявление, развитие и совершенствование возможностей каждого ребёнка способствует организации дружного коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений. Дети учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованиям товарищей и, в то же время, отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правами других, согласовывать свои действия с окружающими, радоваться общим успехам.

На этой же стадии наряду с педагогическим требованием может быть использовано и соревнование. Оно также пока будет опираться на стремление детей показать классному руководителю, на что они способны. Важно постепенно на этой основе формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.

Если педагогическое требование довольно ярко выступает на первой стадии формирования коллектива, то не менее важным является также педагогический контроль. Предъявил определённые требования – проверь, как они выполняются учащимися, доведи до их сведения свои решения по результатам проверки – таково общее правило в работе с коллективом на первой стадии его развития.

Надо, чтобы уже на первой стадии формирования коллектива педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к своему поведению.

Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

А.С. Макаренко

Человек – существо общественное

Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентации с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи,- кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; добрый ли, злой ли поступок -опять отражается на людях; построил модель летательного аппарата или корабля - хочется, чтобы оценили; решил сложнейшую задачу первым - гордость проявляется на людях... Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного (неодобрение, осуждение, бойкотирование, наказание...).

Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе -школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив,

В отечественной педагогике, начиная с 1920-1930-х годов до настоящего времени идея воспитания детей в коллективе разработана полно и многогранно.

В последнее время все чаще и чаще идея воспитания в коллективе подвергается резкой критике: основные мотивы ее якобы в том, что коллектив подавляет, нивелирует личность, подчиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление конформизма {либо нонконформизма, если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласности и т.д. Все дело в том, что понимание коллектива в житейско-обыденной интерпретации и в практике организации детской жизни в некоторых учебно-воспитательных учреждениях, действительно, приводит педагога к авторитарной позиции: коллектив выступает как форма более легкой организации деятельности детей, общественное мнение - как инструмент подавления нежелательного, как приводной ремень наказания виновных и т.д., вплоть до ябедничества, доносительства, разборок, лжелидерства и других нездоровых явлений, которые негативно сказываются на самочувствии и, следовательно, развитии каждой личности. Но с точки зрения научной подобную социально-психологическую группу назвать коллективом нельзя.

Коллектив не самоцель педагогических усилий. Он формиру­ется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитатель­ного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустрем­ленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.

Технологические правила организации коллективной дея­тельности:

o Гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуе­мой деятельности.

o Предпочтение коллективным и групповым видам дея­тельности.

o Активное участие каждого.

o Технологическая организованность (время, место, объем действий, порядок их выполнения, оснащенность).

o Сочетание традиционности и вариативности в содержа­Ом и формах.

o Организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности.

o Ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива.

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллек­тивные навыки и привычки, коллективистское сознание на­ходит свое выражение в поступках, в поведении.

В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимули­рование деятельности всех его членов и его сплачивание. Это прежде всего система требований. Предъявление требований к ученикам должно иметь форму убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности. Воспитание ученического актива происходит с помощью консультиро­вания, психологической поддержки, обмена опытом, органи­зации и контроля.

Цели, раскрывающие перспективы разви­тия и жизни детского коллектива, ставятся четко и увлека­тельно. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости – постановка близких, средних и далеких целей.

Жизненная перспектива является одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива. В ней выражает­ся совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Макаренко справедливо считал одной из важнейших пе­дагогических особенностей перспективы то, что, будучи раз­Омутой перед ребенком, как система цели, она увлекает его возможностью достигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятельность в определенное социально цен­Ом русло.


Под перспективой в конкретном педагогическом плане по­нимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают вну­тренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов – их возрастным и индивидуальным особенностям. Перспективы, организуемые с целью создания воспитательно­го коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:

o увлекательность дел , основанных как на непосредствен­ном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении образе совместной коллективной деятель­ности;

o общественно полезная ценность задач, целей, конкрет­ных дел;

o четкая организация процесса достижения перспективы.

Перспективы, цели выбираются самими детьми при помо­щи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на самостоятельные действия, инициати­ву. В результате появляется план конкретных дел.

Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, нахо­дящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра, соревнова­ние и т. д. Основное требование к близкой перспективе заклю­чается в том, что она должна опираться на личную заинтересо­ванность: каждый воспитанник воспринимает ее как собствен­ную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близ­кой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ре­бят как приятная близкая перспектива. Но, если коллектив бу­дет ставить перед собой только такие перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.

Средняя перспектива – более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего кол­лектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах по­ехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а за­работать их самостоятельно.

Дальняя перспектива – перспектива на длительное время.

Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют близкие перспективы и некоторые средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систе­му перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звень­ев такой системы воспитания школьников могут стать коллек­тивные творческие дела (КТД) , включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, праздники и т. д. Эти формы организации воспитательной работы способст­вуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитан­ников всех возрастных групп, способствует развитию отноше­ний товарищеского межвозрастного содружества.

Принцип параллельного действия: влияние на воспитан­ников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом со­храняется и воспитательное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мне­ния как грубой силы и давления на отдельную личность.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут исплачивают коллектив традиции, устойчивые формы кол­лективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспи­танников. Они помогают вырабатывать общие нормы поведе­ния, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет колле­ктив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций… не может быть хорошей школой» (А.С. Макаренко). Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением тради­ций. Макаренко считал их наличие характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция име­ет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколе­ния воспитанников поддерживают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития кол­лектива. Они имеют определенную, установившуюся, яркую и содержательную форму (традиционные вечера-встречи вы­пускников, последний звонок, празднование Дня знаний и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллективный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы де­тям казалось, что изобретают они». (А.С. Макаренко). Тра­диции не должны быть застывшей догмой. Отражая про­шлое, они вместе с тем должны быть живыми, нужными и полезными сегодня.

Развитие коллектива и его нормальное функционирование возможно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отноше­ний в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критиковать и правильно воспринимать критику, командо­вать и подчиняться. А.С. Макаренко называл такие условия правильного тона и стиля в коллективе:

o мажор – бодрость, радость, красота;

o гордость за свой коллектив и чувство собственного досто­инства;

o дружеское единение членов коллектива;

o активность, проявляющаяся в готовности к упорядочен­ному деловому действию;

o привычка к торможению и сдержанности в словах, движе­ниях, эмоциях;

o высокая, сознательная дисциплина, но несводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудно­стей.

В отличие от взрослых деятельность детских коллективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и роман­тики, характеризоваться целеустремленностью, активностью и инициативой воспитанников.

В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие технологические правила:

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естест­венным стремлением воспитанников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и само­деятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозиро­вать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответ­ной реакцией воспитанников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необ­ходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно ре­шить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив – динамическая система, он постоянно изме­няется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руко­водство им также не может оставаться неизменным. Начиная, как единоличный организатор на первой стадии, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управ­ления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях вступает в отношения сотрудни­чества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания пе­дагог добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей и других воспитателей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и по­стоянную связь с семьей.

4. Приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у них формируются.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходи­мых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не мо­Ом, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.