Эмоциональный мир семьи. Эмоциональный мир ребенка. Особенности понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста Эмоциональный мир личности

Эмоциональные факторы
Сложные социальные и экономические обстоятельства в стране показывают необходимость постоянного внимания воспитателей и родителей к охране не только физического, но и психического здоровья дошкольников. Ведь в этом возрасте дети наиболее уязвимы, они остро воспринимают все действия взрослых и сверстников, которые затрагивают их «Я». Так, например, если семейная атмосфера сплошь пропитана тревогой о будущем здоровье ребенка, это отрицательно сказывается на его общем психическом развитии. Но больше всего страдает эмоциональная сфера. Когда родные откровенно беспокоятся за самочувствие ребенка, у него появляются различные страхи, в том числе и по возможному поведению взрослых.

Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с тем, как оценивают и их самих, и общественные события папа и мама, дедушки и бабушки, воспитатели детских учебных заведений. Чувствуя резкое неодобрение взрослыми того, что происходит вокруг, ребенок начинает воспринимать его как зло, угрожающее, способно травмировать. Вследствие этого появляются психическое напряжение, скованность, нерешительность и тому подобное.

Тревога и беспокойство возникают у малышей также под влиянием старших детей, которые довольно часто воспринимают кажущуюся опасность реальной и охотно кичатся своей «осведомленностью» перед младшими. Тревожное ожидание беды становится одним из ведущих мотивов детского поведения, что происходит в играх дошкольников. Совокупность таких негативных воздействий психологи называют эмоциогенными факторами, поскольку они порождают переживания, а следовательно, реально угрожают психическому здоровью ребенка.

Понятие «психическое здоровье» отнюдь не исчерпывается сугубо медицинским показаниям. В психологической науке четко определено: это состояние душевного и эмоционального комфорта, это также уверенность относительно своего будущего, связана с чувством защищенности собственного «Я». Психическое здоровье человека - и взрослого и малыша - определяется его способностью успешно регулировать собственное поведение ребенка и сразу же пагубно влияют на ее отношения с теми, с кем она общается постоянно.

Одни малыши становятся слишком возбудимыми, беспокойными, раздражающее, другие наоборот - пассивными, вялыми, пугливыми и склонными к отчуждению. О них все говорим: они эмоционально уязвимы. В их отношениях со взрослыми и сверстниками часто возникают конфликты, недоразумения, наблюдаются проявления аффективного поведения. Это могут быть и направлена на других агрессия, и вспышки гнева, и слезы, и угрозы нанести вред собственному здоровью и тому подобное. С накоплением опыта негативных переживаний у ребенка заметно ухудшается психическое здоровье. Естественная способность радоваться, восхищаться, доверять замещается тревогой, страхом, беспокойством. То есть малыш теряет эмоциональный комфорт и чувство безопасности.

Учитывая пагубное воздействие емоциогенних факторов необходимо тщательно следить за показателями психического здоровья дошкольника, помня при этом, что расстройства в сфере психической регуляции является одновременно барометром его физического состояния.

Именно от умения воспитателей и родителей вовремя замечать, правильно квалифицировать и корректировать особенности эмоциональных проявлений ребенка в процессе регуляции ею своей предметно - практической деятельности и общения во многом зависит дальнейшее продвижение в развитии личности.

Эмоциональный мир дошкольника в семейной среде

Итак, поведем речь о эмоциональном мире ребенка в его семейном кругу. Однако, всегда ли мы, ближайшие взрослые, являемся для него благом? Когда он чувствует себя счастливым, потому дарим ему радость, душевный комфорт, а когда - одинокой, подавленный даже в нормальной, здоровой, так называемой благополучной семье?

Что же такое здоровая, или благополучная, семья, каким критериям пользуемся, давая такое определение? Скажем коротко, это прежде всего полная семья - когда есть мать, отец, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка, братья, сестры и др. Во - вторых, материально обеспечена - имеется оптимальный состояние для удовлетворения естественных потребностей ребенка; в - третьих, ребенку обеспечен эмоциональный комфорт - с ним считаются, его права не попираются, желание и интерес в счет, то есть он является объектом заботы взрослых.

Однако, присмотримся внимательнее: во всех ли семьях, где растут дети дошкольного возраста и считаем хорошими, наблюдаем настоящее тепло, доброжелательное отношение родных к малышам? Наука противоположное явление психологической несовместимостью, психической депривацией ребенка. Речь идет о том, что он чувствует такое состояние, которое возникает при дефиците любви, ласки, внимания, страдает от того, что чувствует себя лишним, обойденным.

Ребенок чувствует себя подавленным, когда кто-то из родных не выполняет своих непосредственных обязанностей, в частности когда отец пренебрегает выполнением воспитательной функции. Бывают папы, которые считают себя только главными поставщиками и своей основной заботой считают денежный заработок, закупку продовольствия и предметов обихода, мастерской и ремонт и т.д., а воспитание ребенка - это, мол, дело матери.

Что чувствует в таком случае ребенок, какими эмоциями занимается? Она испытывает недостаток любви со стороны одного из родных для нее людей. Ей присно кажется, что папа (или мама) не любит ее, потому что она плохая, потому и избегает общения с ней. Чувство вины устанавливается, что естественно, не может не вызывать определенного торможения в ее развитии. Какие же чувства и переживания наполняют детскую душу? Какое - либо насилие вызывает у малого обратную реакцию, протест - сначала нежелание повиноваться, упрямство, капризы, а со временем и душевное угнетение.

Иногда в семье возникают ситуации психологической незаинтересованности ребенком, равнодушия к нему. Это наблюдается тогда, когда родители лишь изредка занимают и ласкают ребенка, считая такие проявления внимания лишними. В подобных случаях у ребенка не формируется «чувство защищенности». Подавленный постоянными запретами, он, когда нуждается в помощи, поддержки взрослого, имеет в душе страх - боится получить отказ или порку. Если развивать у нее нормальную уверенность в том, что ее понимают, поддержат, она постоянно будет обращаться к людям, которые его окружают, пытаться привлечь к себе внимание. Вырастая же в атмосфере равнодушия и отчуждения, такого контакта избегать, потому что хорошо усвоила, что на призыв «посмотри на меня» никто не откликнется.

Довольно часто малышам приходится в своем семейном кругу переживать унижение словом, направленным на определенную личностную черту, которая вызывает у других негативизм. Постоянный осуждение становится для него привычным, а родители даже не замечают, что их негативная оценка - это стереотип.

Научные исследования показывают, что дети, которые испытывают психологический дискомфорт, даже более поражены, чем те, которых наказывают физически.

РОДИТЕЛЯМ

  • Удалите из своего лексикона негативные установки, которые превращают жизнь ребенка на горе, и замените их позитивными.
  • Как можно чаще говорите детям мягкие слова.
  • Спросите себя: «Чем я нравлюсь детям?»
  • Чаще используйте невербальные средства коммуникации, чтобы предотвратить перегрузку нервной системы детей словесными методиками воздействия.
  • Вводите в режим моменты «релаксации» с элементами ауто релаксации, с психогимнастические играми и упражнениями, «минутки шалостей», «музыкальные паузы».
  • воспользуйтесь специальной карточкой настроения, чтобы фиксировать эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня.
  • Обязательно поддерживайте связь с родителями и разработки совместных требований и эффективных средств восстановления душевного равновесия саду и дома.

Время чтения 9 минут

Человек не может жить без эмоций, они наполняют нашу жизнь яркими красками, помогают ощущать счастье и радость, любовь - однако нам нужна и эмоциональная саморегуляция для нейтрализации, смягчения воздействия негативных эмоций. Эмоции проявляются, как перепады настроения: испуг, восторг, гнев. Эмоциональное состояние зависит от отношения человека к действительности, внутреннего баланса.

Чувства и эмоции играют роль внутренних регуляторов поведения. Негативные эмоции, чувства редко бывают беспричинными, обычно есть фундамент для огорчений, тщательный анализ ситуации позволяет понять причину возникновения такого состояния. Чувства помогают корректировать поведение, угрызения совести - исправлять ошибки. Однако есть и обратная связь в угнетённом состоянии сложно эффективно работать, достигать результатов, наслаждаться жизнью. Как же возникают эмоции, какова их природа?

Чувства и эмоции человека

Внутренние переживания человека делят на аффекты, эмоциональные настроения, чувства. В чём их отличие?

Аффекты - кратковременные вспышки переживаний (гнев, страх, отчаянье). Такие процессы имеют сильное воздействие на работу внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы. Аффекты проявляются в конкретной ситуации и длятся лишь короткий промежуток времени.

Аффекты могут оставлять глубокие следы в сознании, поэтому людям советуют смену обстановки для улучшения состояния. Человек редко может влиять на причину возникновения ощущения аффекта, это непроизвольная реакция нервной системы.

Эмоциональные настроения - это состояние меньшей интенсивности, чем аффекты, но более длительные. Они связаны с высшими потребностями человека. Эти состояния могут относиться, как к настоящему, так и к будущему, могут влиять на поступки, которые ещё не совершались.

Чувства - отличаются устойчивостью процессов, они позволяют делать отношение к жизни постоянным, к ним относят наиболее важную регулирующую функцию. Интересно, что чувства могут вступать в конфликт с аффектами, но при этом обычно побеждают. Настоящая любовь сильнее временной обиды. Так и мама, даже ругая ребёнка, продолжает любить его.

Настоящие и устойчивые чувства наполняют жизнь смыслом, оказывают помощь в достижении высоких целей, вершин жизни.

Известно, что большое количество негативных эмоций вызывает состояние стресса, которое вредно на физическом и психическом уровне. Считаются опасными состояния постоянных конфликтов, череда стрессов, они ведут к неврозам, нарушениям сна, психозам, депрессивным состояниям. Именно поэтому важна эмоциональная саморегуляция, сильные эмоции вредят человеку.

На физическом уровне стрессы ведут к заболеваниям желудка, язвам, гормональным дисбалансам, приступам астмы, аритмии, повышению травматизма, развитию вредных зависимостей. Кроме того, эмоциональное состояние родителей сказывается на здоровье будущих поколений.

Напряжение и стрессы вызывают следующие факторы

  • Ускорение темпа жизни;
  • Информационные перегрузки;
  • Урбанизация;
  • Малоподвижность.

Технический прогресс несёт положительные и отрицательные стороны. Достижения техники упрощают жизнь, однако и наносят вред здоровью, так чрезмерное увлечение компьютерами ведёт к отсутствию подвижных игр, на что раньше был большой упор. Сейчас стараются восстановить здоровый образ жизни, появилась мода на спортивные залы и здоровое питание. Однако стоит помнить, что полезна простая пища и просто движение - бег, физический труд.

Конечно, состояние стресса может быть и причиной личных неурядиц или быть вызвано профессиональными нагрузками, переживаниями. Наиболее подвержены стрессовым нагрузкам представители следующих профессий - шахтёры, полицейские, журналисты, строители, врачи (особенно зубные), актёры, политические деятели, водители, школьные учителя. Наиболее спокойной считается работа сотрудников библиотек, музеев.

Главная опасность стрессов - в этом состоянии в клетках образуются свободные радикалы, которые могут приводить даже к росту даже раковых или размножению бактерий, вирусов, организм ослабевает. Курение, к тому же, стимулирует рост радикалов, поэтому не является эффективным способом в борьбе со стрессом.

Важно найти свои способы эмоциональной саморегуляции, прерывания эмоциональных нагрузок. Они могут быть простые: общение с ребёнком, кошкой, прогулка, созерцание природы, главное - переключиться. Перейдём к рассмотрению психологических приёмов.

Эмоциональная саморегуляция: способы

Для определения метода борьбы с эмоциональными перегрузками важно понять главный источник стресса.

Это могут быть следующие факторы:

  • Нехватка времени;
  • Неуверенность в завтрашнем дне;
  • Чувство одиночества, изоляции, покинутости;
  • Отсутствие уверенности в себе.

Психологи разработали систему эмоциональной саморегуляции. Что понимаем под этим понятием?

Эмоциональная саморегуляция - это умение воспринимать жизнь эмоционально, однако гибко и в пределах социальных норм, контролировать и регулировать внутреннее состояние и реакции; способность не поддаваться отрицательным эмоциям, оставаться спокойным и рассудительным в любой ситуации, даже при наличии в окружающих потери контроля, страха, паники.

  1. Научитесь понимать, что наиболее важно для вас в жизни, ставить глобальные и стратегические цели. Стремитесь к достижению своих результатов, не только в профессиональной сфере. Семья, саморазвитие являются отличными источниками для вдохновения. А продвижение вперёд увеличивает веру в собственные цели.
  2. В периоды отчаяния, чувства одиночества постарайтесь не замыкаться в себе , позвоните близкому другу, со стороны всегда проще логически оценить проблему, да и просто общение уже снизит уровень негативных эмоций. Часто общение помогает лучше, чем успокоительные препараты. Эмоциональная саморегуляция направлена на восстановление собственными усилиями душевного состояния, но при нехватке сил, отчаянии, можно прибегать к помощи друзей, психологов.
  3. Стремитесь к устранению источника стресса - проанализируйте причину, подумайте, как решить вопрос, снизить эмоциональную нагрузку, постарайтесь восстановить мирную атмосферу в семье, на работе или не обращать внимания на людей, которых невозможно исправить. Ничто не может задеть человека, пока он сам этого не позволит.
  4. Найдите способы использовать время простое в - поездки в транспорте, ожидания. Можно слушать или читать книги, окунуться в мир музыки, подключив плеер или изучать иностранные языки. Опять же это инструмент тайм-менеджмента, чтобы больше успевать. Можно мысленно обдумать планы на вечер, куда зайти, с кем встретиться.
  5. В интерьере лучше использовать пастельные тона для восстановления и отдыха нервной системы, яркие красные и жёлтые цвета способствуют возбуждению, повышению агрессивности.
  6. Эмоциональная саморегуляция начинается с осознания беспокойств и переживаний. Не копите стресс в душе , обсуждайте, что беспокоит, с близкими в спокойных тонах, совместно проще решить наболевшие вопросы. Часто для поиска выхода нужно сформулировать задачу, а озвучивая, уже начинаем мыслить конкретно, не теряться в мыслях.
  7. Относитесь с пониманием к близким людям , внимательно слушайте, старайтесь понять чувства, эмоции, такая поддержка необходима всем.
  8. Вопрос дефицита времени можно решить, освоив приёмы планирования своего времени, составляя список задач и распределяя время в порядке приоритетности. Главное - взять жизнь под контроль , всё получится.
  9. Отличный способ снятия стресса - смехотерапия , читайте анекдоты, слушайте записи комиков или просто шутите с друзьями. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь на 1 час, а ещё радость и повышение настроения - улучшают иммунитет, способствуют укреплению здоровья и позитивному отношению к жизни. А значит, оказывают помощь в решении всех проблем.
  10. Целительницей душ является и музыка , есть информация, что звуки природы и классическая музыка способствуют успокоению, нормализации работы сердца, восстановления психического баланса в организме. А композиции Моцарта, к тому же, улучшают память и умственные способности. Стоит найти время для прослушивания приятной и расслабляющей музыки. Эмоциональная саморегуляция с помощью музыки очень эффективна и приятна, можно использовать и самостоятельное пение для повышения настроения, ухода от негативных эмоций.
  11. Физические упражнения бесспорно также ключ к укреплению здоровья и снятию стресса, организм переключается на выполнение упражнений, забывая про печали и невзгоды. Поэтому плаванье, фитнесс, тренажёрный зал или упражнения на свежем воздухе всегда помогают зарядиться бодростью и энергией.
  12. Человеку для нормальной жизни нужна активность, переключение с одной деятельности на другую действует лучше, чем пассивный отдых. При этом старайтесь помнить и концентрировать внимание на успехах, достижениях в жизни, это поможет преодолеть периоды неудач, которые встречаются у всех в жизни.
  13. Важно помнить: агрессивность, раздражительность, излишнее волнение вредит, прежде всего, самому человеку, как и зависть, и сведение счётов. Лучше научиться спокойно относиться к людям, находить компромиссы. Помним, что наше отношение к людям вызывает ответную реакцию. Поэтому доброжелательность, понимание способствуют успешной коммуникации.

Эмоциональная саморегуляция необходима всем!

Формирование эмоциональной саморегуляции необходимо, как взрослым, так и подросткам, которые часто переживают перепады настроений, эмоций. Кроме описанных способов, существуют и более глубокие психологические технологии, связанные с контролем и трансформацией мыслей. К ним относят:

  1. Медитации - расслабление мышц, глубокое дыхание, нормализация спокойного состояния за счёт расслабления организма и работы дыхательной, сердечно-сосудистой системы. Есть выражение - "охладить мысли", то есть отвлечься, спокойно переключиться на что-то, можно и медитировать.
  2. Самовнушение - методика внушения успокоения, расслабления, настроя на позитивное отношение к жизни, людям, полезно применять по утрам перед тем, как встать с постели. Важно обдумать будущий день, поверить в свои силы, успех, настроиться на спокойствие в решении любых вопросов. Можно возвращаться к самовнушению и в течении дня.
  3. Внутренняя трансформация чувств - необходимо понять, что происходит - испытываю страх, злость, обиду, внушить себе бесполезность данных эмоций. Сказать "я не нуждаюсь совсем в этих эмоциях". Далее следует переключить внимание, подумать о чём-то хорошем, произвести дыхательную гимнастику, успокаивая организм и сознание.

    Следующий пункт - самоприказ: воспринимаю ситуацию логически, умом, а не чувствами. Теперь посмотрите на ситуацию со стороны, оцените критически, представьте, что всё не так уж плохо, а обидчик просто маленькая фигура, сам несчастный человек, наверное. Если есть ситуация, то всегда есть и решение, главное: отключить эмоции, подумав о приятном, и, глубоко дыша, включить рациональное мышление. Эмоционально волевая саморегуляция - ключ к успеху во многих сферах деятельности и в личном общении.

  4. Применение маски расслабления - для начала нужно научиться делать массаж лица, расслабляя мышцы, позже мысленно представлять это состояние спокойного лица, когда делаете массаж, умейте сохранять спокойное выражение лица в любой ситуации, это очень полезно, упрощает переговоры, споры. Побеждает тот, кто не потерял эмоциональное равновесие. Крик - это защитная реакция, человек потерял контроль, не может оперировать спокойными доводами. Эмоциональная саморегуляция позволяет сохранять лицо, в любой сложной ситуации выглядеть достойно.
  5. Трансформация настроения - при возникновении плохого настроения, вызванного жизненными неприятностями и негативными эмоциями полезно использовать следующую схему. Сперва нужно проконтролировать своё состояние , сказать мысленно "стоп!", остановить поток негативных мыслей, это непродуктивно, постарайтесь уменьшить мысленно проблему. Затем подумайте о хорошем, расслабьтесь (дыхание, самомассаж, маска расслабления), перейдите в нейтральное состояние. Только после этого повысьте настроение, думая о приятном , настраиваясь на позитивную волну, напевая мысленно весёлую мелодию, улыбнитесь для помощи себе.
  6. Необходимо выработать внутреннюю защиту , реакцию на негативные эмоции, это должно быть на уровне жизненной позиции. Только сам человек может защитить себя от воздействия негативных эмоций, переживаний, для этого должны срабатывать внутренние датчики, не позволяющие долго пребывать в унынии, напоминающие о необходимости трансформации эмоций, настроения. Ведь вред наносят не люди и обстоятельства жизни, а сам человек разрушает себя изнутри лишними переживаниями.

Саморегуляция эмоциональных состояний очень важна, необходимо контролировать своё психическое здоровье, как и физическое, а негативные мысли и чувства - это предвестники плохого самочувствия. Лучше избавиться от них на раннем этапе зарождения, чем пожинать плоды депрессивного состояния.

Методы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения бывают различные, в статье рассмотрели основные способы снятия эмоционального напряжения. Желаем всегда пребывать в хорошем настроении и быстро справляться с аффектами!

Зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Ощущения человека доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые образы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои цели. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удовольствия и досады, без любви и ненависти?

В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познавательная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств. Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство; о противоположности ума и сердца - “ум с сердцем не в ладу”.

Каковы функции эмоций и чувств, какую роль играют они в психической жизни человека? Ответить на этот вопрос односложно нельзя. Эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом это различные психические явления, хотя самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции - это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, - отрицательные.

Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявляется, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях.

Одна из основных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребности, и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций:

Э = П (Н - С),

где Э - эмоции, П - потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком “-”), Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности, С - информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из этой формулы вытекает четыре следствия: 1) Если П = 0, т.е. если нет потребности, Э также равно 0. 2) Э = 0, т.е. эмоция не возникает и тогда, когда Н = С. Это тот случай, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. 3) Э эмоциональна, если С = 0. Это значит, что наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но совершенно нет информации о том, как ее удовлетворить. Здесь эмоция как бы компенсирует информационный дефицит. Недаром говорят, что пугает не само событие, а неизвестность. 4) Наконец, согласно формуле, в случае, когда С > Н, должна возникнуть положительная эмоция.

Велико значение эмоций и для регуляции поведения в тех случаях, когда требуется мгновенная мобилизация всех сил и возможностей организма. Не здесь ли следует искать разгадку удивительных на первый взгляд явлений, когда под влиянием сильной эмоции человек совершает невозможное. При этом иногда говорят: действовал в состоянии стресса .

Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть прямой или непрямой. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс.

При этом как волнует человека та или иная ситуация зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе. Особенно большое значение имеет оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрация - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребностей.

Нигде, пожалуй, так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, мышечной системы и т.д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутренних органов. Они проявляются во внешних движениях, выразительных или экспрессивных.

Выразительные движения играют большую коммуникативную роль, помогают общению, обеспечивают эмоциональный контакт между людьми. На этой основе мы узнаем о переживаниях другого человека, сами проникаемся этим переживанием, строим в соответствии с ними свои взаимоотношения с окружающими. Язык эмоций - это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающих те или иные эмоциональные состояния.

Эмоции могут быть классифицированы на следующие направления: а) удовольствие - неудовольствием; б) напряжение - разряжением; в) возбуждение - торможением.

Характеризуя человека, мы обязательно упоминаем о его эмоциональности как особой черте личности. Прежде всего люди отличаются по эмоциональной впечатлительности: одни и те же события одного оставляют равнодушным, другого слегка волнуют, а у третьего вызовут сильнейшее переживание. Это может быть связано с темпераментом человека.

Эмоциональные переживания личности различаются не только по предмету, которым они вызваны, но и по своей силе, устойчивости. И здесь мы имеем широкий спектр, начиная от едва заметного легкого переживания до бурных эмоциональных вспышек. “Желаю вам хорошего настроения”, “Испортилось настроение”, “Каково настроение у шефа” - подобные выражения мы слышали и произносим на работе и в быту. И это не случайно. Настроение - это эмоциональное состояние, которое в течение определенного времени окрашивает всю психическую жизнь человека. Это как бы эмоциональный фон его жизни и деятельности. Активный человек всегда находится под каким-то эмоциональным знаком: это может быть легкая грусть или тихая радость, жажда деятельности или переживания покоя, состояние ожидания чего-то приятного или беспокойство.

Настроение человека всегда чем-то вызвано, имеет внутренние и внешние причины.

Источником настроения является физическое состояние человека. Именно оно порождает то общее настроение, которое называют самочувствием . Плохое самочувствие, пониженный жизненный тонус может сигнализировать о каких-то нарушениях в организме, о начинающейся болезни. Источником настроения являются и различные крупные и мелкие жизненные факты. Но самым частым и существенным источником настроения, да и более сильных эмоциональных состояний, является деятельность человека. Успех, положительная оценка повышает настроение. Неудача, недооценка либо отрицательная оценка - понижают. В добром, веселом настроении работа спорится.

Противоположными настроению психологическими состояниями являются аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки , которые захватывают всю личность человека. Порой в состоянии аффекта, гнева, страха, радости, человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию.

Можно ли как-то регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Прежде всего, необходимо воспитывать у себя выдержку и самообладание. Порой люди попадают под власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнадежности. Можно сказать, что они отдают себя во власть аффекта и пользуются этим сознательно как средством давления на других. Регуляции этого состояния может помочь переключение на какую-либо физическую работу, на какое-то привычное дело. Иным помогает счет в уме: досчитают до десяти, и все проходит.

Пожалуй, самым сильным и ярким эмоциональным состоянием человека является страсть . В отличие от аффекта, это стойкое, всеохватывающее чувство, которое для своего удовлетворения вызывает стремление к активной деятельности. Недаром говорят, великая страсть рождает великую энергию.

Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка. Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

А.В. Запорожец отмечал, что развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Его исследования свидетельствуют о том, что развитие эмоциональных процессов связано, с одной стороны, с переходом от относительно непосредственных к сложно опосредованным словом эмоциональным переживаниям, а с другой – с развитием мотивационной и смысловой сферы личности. Механизм качественной динамики и развития эмоций заключается в опосредовании социально обусловленных эмоций деятельностью. Однако, как отмечали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович и др., не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении и развитии эмоций. Особенно важное значение имеют цели и мотивы осуществляемой деятельности, а способы выполняемых действий оказывают лишь косвенное влияние.

Роль взрослого заключается в том, чтобы, опираясь на жизненный опыт ребенка, с помощью словесных объяснений помочь ему понять связь между мотивом и продуктом деятельности. Это позволяет ребенку еще до начала деятельности предвосхитить её социальное значение и эмоционально настроиться на неё, что в свою очередь приводит к актуализации складывающихся у ребенка простейших социальных мотивов деятельности и усиливает их влияние на общую направленность и динамику поведения .

В основе такого эмоционального предвосхищения лежат, отмеченные Л.С. Выготским, сдвиг аффекта с конца к началу деятельности и появление у дошкольников особого «эмоционального воображения», которое сочетает в себе аффективные и познавательные процессы.

Единство эмоций и когнитивных психических процессов, а также роль когнитивных элементов в эмоциональных процессах рассматривались в работах Е.Р.Баенской, Н.Я. Грота, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, С.Л., Никольской О.С., Рубинштейна, П.В. Симонова, Б. Спинозы, Д.Б. Эльконина и др. Исследователи отмечали, что эмоция есть знание плюс отношение (возбуждение); что эмоции связаны с деятельностью, познавательными процессами и взаимодействуют с нравственностью и свободой воли личности. Л.С. Выготский указывал на необходимость «рассматривать отношения между интеллектом и аффектом не как вещь, а как процесс», а также «освободиться от взгляда на связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления и чувства» и признать их внутреннюю связь и единство. Л.С. Выготский отмечал, что «переход от низших к высшим аффективным образованиям непосредственно связан с изменением отношений между аффектом и интеллектом». Таким образом, эмоциональная и когнитивная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем.

Эмоциональное развитие подразумевает формирование представлений об эмоциях, в структуру которых входят внешнее выражение эмоций, их адекватное переживание и понимание их содержания в различных ситуациях. Изучая развитие эмоциональной сферы ребенка, С.Л. Рубинштейн, К.В. Шулейкина и др. отмечали, что эмоции появляются у человека еще до рождения. В частности такие эмоциональные реакции как удовольствие и неудовольствие отмечаются уже у пяти-шестимесячного плода. Как указывал К. Изард, в процессе онтогенеза развивается способность использовать эмоциональную экспрессию в качестве средства общения, а также улучшается распознавание эмоций по выражению лица. Эти изменения исследователи связывают, прежде всего, с тем, что с возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях, расширяется «словарь эмоций», границы эмоциональных понятий становятся более четкими, дифференцируются представления о причинах эмоций и внутренних состояниях. Это становится возможным только в условиях общения в процессе совместной деятельности ребенка с взрослыми, которые являются носителями общественно-исторического опыта человечества.

Тенденция к усложнению знаний об эмоциях у детей проявляется в нескольких направлениях. Ввиду быстрого когнитивного развития ребенок все более точно осознает оттенки эмоций в повседневной жизни и выражает их в речевой форме. Установлено, с возрастом ребенок лучше идентифицирует эмоции, границы эмоциональных понятий становятся более четкими, увеличивается число параметров, по которым он различает эмоции. Кроме того, усложняются знания об эмоциях. Под усложнением следует понимать разрушение жесткой сцепленности между отдельными ее компонентами. Как отмечают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и другие, развитие эмоции тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений детской личности.

В своих исследованиях Былкина и Д.В. Люсина отмечают, что уже годовалые дети невербальным поведением могут выражать противоречивые эмоции в незнакомой ситуации, двойственные чувства, смешивая стремление к контакту и сопротивление, как только его добиваются (злость, потому что их оставили одних; облегчение, когда возвращается мама или папа). Очевидно, существует значительный разрыв между эмоциональным переживанием ребенка и его способностью когнитивно упорядочивать это переживание и сообщать о нем. В некоторых ситуациях дети осознавать только самую яркую эмоцию, но, пытаясь справиться с этой ситуацией или выразить свои чувства, испытывают сложность эмоционального переживания.

К началу дошкольного возраста ребенок имеет относительно богатый эмоциональный опыт. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях, появляется ожидание (предвосхищение) эмоций, что оказывает, по мнению А.В. Запорожца и Я.З. Неверович, существенное влияние на мотивацию поведения и деятельности. А.М. Щетинина отмечала, что у дошкольников постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей, которое зависит не только от возраста детей и накопленного ими опыта, но и от модальности эмоции. Однако для пятилетнего ребенка средства, выражающие экспрессию, становятся сигнальными только в контексте действия и ситуаций. В исследовании В.Х. Манерова установлено, что для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека по его речи.

О.А. Денисова, О.Л. Леханова и др. отмечают, что к четырем годам ребенок должен уметь узнавать эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Знает некоторые способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и пантомимики). К пяти годам ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умеет рассказать о своем настроении. Знает способы выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умеет определить эмоциональные состояния у героев сказки .По данным Ла Френье, большинство 4-летних детей еще не способны четко различать реальные и видимые эмоции. Любое выражение лица они принимают за чистую монету. Однако уже в 6-летнем возрасте большинство начинает понимать: если, к примеру, ты упал, то товарища можно ввести в заблуждение и не показать вида, что ушибся, а то еще дразнить будут. Эта задача успешнее решается теми, кто овладел мастерством маскировки эмоций. Данный факт можно считать важным шагом в развитии, ведущим к пониманию социальной жизни (в том числе противоречивых мотивов как в самом себе, так и в окружающих амбивалентных межличностных отношениях). Это с одной стороны; с другой - приводит к более сложным представлениям о самом себе.

К шести годам ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость-восторг, грусть, гнев-ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Сформированы представления о таких личностных качествах людей как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Ребенок умеет оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявляются элементы рефлексии. К семи годам - ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам; появляются элементы рефлексии; устойчивая самооценка.

Наиболее интенсивно в дошкольный период развивается способность понимать эмоции других людей по мимике. Уровень понимания детьми того или иного эмоционального состояния зависит от ряда условий:

  1. от знака и модальности эмоции (так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше, чем отрицательные, однако удивление дети понимают плохо, хотя эта эмоция относится к положительным);
  2. от возраста и накопленного в процессе жизни опыта распознавания переживаний в различных жизненных ситуациях, в различном эмоциональном микроклимате (подобный опыт накапливается у детей чаще всего стихийно, однако его, видимо, можно обогатить в специально организованных условиях, что, безусловно, повысит возможности и умение детей понимать состояние людей);
  3. от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций (правомерно предположить, что перевод с конкретно-чувственного понимания экспрессии на уровень ее осмысления возможен при условии точной и полной вербализации эмоциональных состояний и их внешних выражений);
  4. от умения ребенка выделять экспрессию и дифференцировать ее элементы, то есть от типа восприятия, от сформированности эталонов выражений состояний.
Типы восприятия эмоций детьми

А.М. Щетинина, работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, подробно изучала проблему развитияспособности понимать эмоции других людей по мимике. Она выявила несколько типов восприятия эмоциональных состояний по экспрессии.

  1. Довербалъный тип. Эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается, когда ребенок принимает выражение лица, соответствующее характеру конкретной ситуации («Он, наверное, мультик смотрит»).
  2. Диффузно-аморфный тип. Ребенок называет эмоцию, но воспринимает ее поверхностно, нечетко («Веселый», «Посмотрел - и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы.
  3. Диффузно-локальный тип. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, ребенок начинает выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев - глазами).
  4. Аналитический тип. Эмоция опознается благодаря элементам экспрессии. В подавляющем числе случаев ребенок опирается на выражение лица, а не на позу.
  5. Синтетический тип. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное («Злая она, потому что вся злая»).
  6. Аналитико - синтетический тип. Ребенок выделяет элементы экспрессии и обобщает их («Она веселая, у нее все лицо такое - глаза веселые и рот»).
Как отмечает А.М. Щетинина, тип восприятия экспрессии зависит не только от возраста и накопленного опыта, но и от модальности эмоции. Страх и удивление дети 4-5 лет понимают преимущественно по довербальному типу восприятия, радость и грусть - по диффузно-аморфному типу, а дети 6-7 лет - по аналитико-синтетическому. Если чувство гнева воспринимает ребенок 4-5 лет, то ведущим становится диффузно-локальный тип, а если 6-7-летний - то аналитический.

По данным Н. Довгой и О. Перелыгиной, воспитанники старшего дошкольного возрастадостаточно легко понимают причины таких эмоций, как радость, грусть, страх, гнев, стыд. Наиболее сложные для понимания эмоции гордость, удивление воспринимают дети подготовительной к школе группы. Свозрастом понимание причин того или иного эмоционального состояния расширяется, углубляется. Если в средней группе дети акцентируют внимание на удовлетворении (или неудовлетворении) своих потребностей, то в старших группах ответы в большей степени распространяются на сферу межличностных отношений, включают категории, не связанные с непосредственным опытом ребенка.Заметный прогресс, особенно при переходе из старшей группы в подготовительную, прослеживается в развитии понимания внешних проявлений эмоций, особенностей поведения в том или ином эмоциональном состоянии: дети не только осознают свое поведение под влиянием тех или иных эмоций, но и пытаются управлять собственными эмоциями.

Достаточно успешными для детей шести-семилет оказались результаты исследования понимания причин эмоций. Н. Довгая исследуя понимание особенностей поведения человека в эмоциональном состоянии, выявила, что многие дети испытывали значительные трудности. Она объясняет это тем, что называя возможные причины, дети пользовались «абстрактными» знаниями, т.е. теми, которые получили в ходе познавательных бесед, чтения литературных произведений. Четко зная, чего должен стыдиться или чем должен гордиться человек, они, тем не менее, это знание не нагружали личностным смыслом. А это необходимо, когда ставится задача указать особенности своего поведения в состоянии соответствующей эмоции и когда просят вспомнить подобный случай.

Недостаточный личный опыт, низкий уровень рефлексии, свойственный старшему дошкольному возрасту, обуславливают меньшую успешность в том случае, когда следует выполнить задание, требующее понимания эмоций как причин поведения, чего нельзя сказать относительно задания по определению возможных причин эмоций. Исследование вербальной идентификации эмоций показало, что у детей наблюдается недостаточное развитие активного словаря эмоций. Чаще всего дети использовали понятия более обобщенного характера («Грусть - плохое настроение»). Как и в других заданиях, наибольшие трудности вызвало задание, связанное с чувством гордости. Даже в подготовительной к школе группе это слово использовали только 40% детей. Что примечательно: даже те, кто демонстрировал хорошее владение языком эмоций (47%), затруднялись привести пример из собственного опыта. Н. Довгая и О. Перелыгина сделали следующие выводы:

  1. Знание соответствующих слов, обозначающих эмоциональное состояние, оторвано от опыта и характеризует скорее речевое развитие (словарный запас), чем эмоциональное.
  2. В детском саду (и в семье) основной акцент делают на развитие у ребенка интеллектуальных и волевых качеств. Нередко уже 5-летних детей готовят к поступлению в школу, что существенным образом обедняет игровой опыт - естественный источник эмоций.
  3. Взрослые недостаточно озвучивают собственные эмоции, не говорят с ребенком о чувствах, переживаниях, что, естественно, не пополняет лексикон. Отсюда и невладение языком эмоций, невозможность вербализовать свои переживания и,как следствие, неспособность контролировать и адекватно выражать эмоции.
  4. Дети с трудом ориентируются в своем эмоциональном опыте. У большинства тех, кто принимал участие в эксперименте, мы наблюдали вытеснение эмоции гнева, что существенным образом затрудняло обучение конструктивным способам его выражения. Вина же осознавалась не как эмоция, а как объективность (совершение неблаговидного поступка, заслуживающего осуждения). А ведь переживание чувства вины - естественный регулятор поведения.
Эмоциональное развитие детерминируется двумя группами факторов - внутренними (созревание коры головного мозга, развитие когнитивной сферы, самосознания и т.д.) и внешними (особенности социализации ребенка). Для развития когнитивного компонента эмоциональной сферы факторы второй группы имеют доминирующее значение. Н. Довгая и О. Перелыгина показали, что современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы прежде всего в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой и реальный опыт.

Понимание эмоций зависит от собственного эмоционального опыта ребенка. Е.Л. Яковлева отмечает в понимании эмоционального состояния другого человека необходимость осознания собственных эмоциональных реакций, которые развиваются во взаимодействии дошкольника со взрослым. Осознанию собственных эмоций ребенком способствуют называние взрослым эмоциональных реакций и состояния ребенка, принятие или непринятие взрослым этих эмоций, поддержка адекватных реакций и отвержение неадекватных. Кроме того, роль взрослого заключается в том, что он предоставляет дошкольнику образцы способов эмоционального самовыражения.

В жизнедеятельности человека эмоции выполняют две функции : сигнальную и регулирующую. Сигнальная функция – это сообщение о соответствии определенной потребности. Регулирование связано с тем, что человек стремится продвинуться к желаемому и дистанцироваться от нежелательного.

Эмоциональные изменения в человеке вызывают два вида источников: сигналы-раздражители и мысли-ожидания. Сигналы-раздражители сообщают человеку о явлениях, связанных с его потребностями. Мысли-ожидания продумывают будущие возможные хорошие либо плохие события. Их эмоциональное воздействие может значительно превышать то, что вызывается сигналами-раздражителями.

Механизм воздействия сигналов и мыслей на эмоциональный мир у каждого человека неповторим. Психологи выделяют следующие основные виды эмоциональных особенностей личности: возбудимость, импульсивность, аффективность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, сила и ритм эмоциональных реакций, нервозность, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности определяют тип нервной деятельности и проявляются в поведении человека.

В зависимости от эмоциональных особенностей в человеке формируются эмоциональные свойства . Основными из них являются: впечатлительность, отзывчивость, сентиментальность, эмоциональность, страстность, холодность. Учитывая то, что эмоциональные свойства оказывают существенное влияние на профессиональную деятельность человека, дадим им пояснения.

Впечатлительность – это способность человека глубоко чувствовать и переживать при относительно небольших возбудителях (раздражителях).

Отзывчивость – это способность человека откликаться на эмоции других людей. Антиподами этого свойства являются черствость, жестокость, бесчеловечность.

Сентиментальность – это восприятие человеком мира через призму собственных переживаний. Это созерцательность и чувствительность в соединении с пассивностью.

Эмоциональность – активное внешнее проявление человеком внутренних переживаний.

Страстность – это активное переживание, бурно выраженное в поведении человека.

Холодность – это проявление человеком эмоций в такой минимальной степени, которая почти не оказывает влияние на его поведение.

Естественное эмоциональное состояние человека называют настроением. Хотя само настроение может быть разным – от хорошего до плохого, но это явление нормальное. Ни один человек со здоровой психикой не может постоянно находиться в одном настроении.

Существенное отклонение от нормы характеризуется шестью видами эмоциональных состояний: возбуждение, подавленность, стресс, аффект, шок, фрустрация. Три последних вида являются для человека неконтролируемыми. В таких состояниях человек не может отвечать за свои мысли и действия. Дадим пояснения названным эмоциональным состояниям.

Возбуждение – повышенная эмоциональность.

Подавленность – пониженная эмоциональность.

Стресс – эмоциональное напряжение (его мы ниже рассмотрим более основательно).

Аффект – кратковременная бурная неконтролируемая эмоциональная реакция.

Шок – неконтролируемое нервное потрясение.

Фрустрация – временная блокада сознания и деятельности (психики и мышц).

Менеджер должен четко осознавать, что пытаться управлять работником, вышедшим из нормального эмоционального состояния, недопустимо. Сначала надо вернуть его в нормальное эмоциональное состояние, и только после этого решать с ним какие-либо профессиональные и иные вопросы.

К сожалению, жизнь современного человека изобилует стрессами . Это состояние весьма отрицательно сказывается на здоровье нервной системы. Стрессы являются одним из главных врагов эффективной профессиональной деятельности и семейного благополучия людей.

В состоянии стресса человек последовательно проходит три фазы . Первая – резкая мобилизация ресурсов организма. По этой причине человек в состоянии стресса иногда может сделать то, что ему абсолютно недоступно в обычном состоянии. Вторая фаза стресса – быстрое расходование ресурсов. Причем чаще всего это делается совершенно иррационально. Третья фаза – истощение организма и падение работоспособности. К тому же происходит существенное снижение защитных функций организма. В этом заключается главная отрицательная роль стресса.

Итак, профессионально-психологические особенности и эмоциональный мир работников должны быть предметами постоянного изучения для современного менеджера. Это является одним из важнейших условий эффективного управления персоналом.