Единственное и множественное число существительных. Единственное и множественное число имён существительных

Это предметы, поддающиеся счету. Они могут употребляться в сочетании с Такие существительные имеют формы обоих чисел: и единственного, и множественного: стол - столы, парта - парты, облако - облака. Эти формы имеют разные окончания и по-разному сочетаются с другими частями речи.

Значение форм множественного числа существительных

Если единственное число используется для обозначения единичного предмета из ряда подобных, то множественное число обозначает множество однородных предметов.

Механизм образования множественного числа

Существительные, использующиеся только во множественном числе

В противовес существительным, не образующим множественное число, в языке есть слова, которые существуют лишь в форме множественного числа. Это существительные

    отвлеченные (сумерки, каникулы);

    вещественные (сливки, щи);

    названия некоторых шахматы);

    предметы, включающие в себя несколько частей (ножницы, брюки, джинсы, весы и др.).

Главной составляющей нашей речи являются существительные, потому как, собственно, из них и строятся наши предложения, которым придается стиль и окраска. Когда человек говорит, можно сразу понять, образован ли он или не имеет большого лексического запаса, многие собеседники не уделяют внимания правильному написанию слов или их склонению, что слышится в их разговоре. Поэтому знать правила и уметь четко выражать свои мысли в наше время так важно. Знание грамматики русского языка и основных правил поможет в общении с людьми разных уровней и сословий.

Определение понятия «число»

Число является грамматической категорией глагола и имен. Существительное может изменяться по числам. Различают два числа – единственное и множественное. В первом случае обозначается какой-то один предмет, например, «Он поставил стул» или «Ему принесли булку». Во втором – более двух предметов, к примеру: «Мы помыли окна» или «Они ушли за арбузами и дынями».

Примеры только множественных существительных

Отдельно можно выделить группу существительных, которые стоят только во множественном числе и не имеют единственного. Такие слова не имеют категории рода, не относятся ни к одному склонению, а склоняются по-особому.

Так, изменяя число существительного, меняется его форма и окончание, которое во множественном числе может быть -и, -ы (у меня один цветок – все цветы вкусно пахнут) или -а, -я (возле дома только один тополь – тополя растут вдоль дороги).

Есть много других существительных, которые имеют обе формы склонения, например, пуф – пуфы, ноутбук – ноутбуки, мышь – мыши, корректор – корректоры и т.д.

Если разделить существительные по значению, то множественные делятся на такие группы:

  1. Существительные с вещественным значением: помои, консервы, чернила, опилки, румяна, очистки, обои, стружки.
  2. Обозначающие названия игр, состояний природы или отрезков времени, например: пятнашки, будни, прятки, городки, сутки, сумерки, каникулы, потемки, заморозки.
  3. Названия парных или сложных предметов: шорты, джинсы, очки, шаровары, сани, салазки, санки, перила, ножницы, клещи, брюки, кусачки, носилки.
  4. Примерами собственных имен существительных выступают такие слова: Саяны, Кордильеры, Пиренеи, Карпаты, Гималаи, Великие Луки.
  5. Названия действий: гастроли, выборы, маневры, побои, переговоры, проводы, именины, хлопоты.

Хотя в принципе все понятно, часто люди сомневаются в правильности формообразования того или иного слова, и чаще всего это касается именно множественного числа. Например, в некоторых случаях правописание слов в родительном падеже несколько отличается, к примеру: «Это зеленые яблоки» – «У нас не было зеленых яблок», «На улице дождь, и я надену сапоги» – «Я не пойду гулять, у меня нет сапог», «Все места были заняты» – «У нас больше нет мест, приходите завтра».

Даже в магазинах часто можно увидеть или услышать ошибки продавцов и покупателей – «Возьмите Ваш килограмм мандаринов» или «У нас большой выбор помидоров, заходите, выбирайте». Также есть несколько групп существительных, которые употребляются .

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ Новоназимовская СОШ №4

Римашевской Светланы Фёдоровны.

УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Изложение нового материала урока основывается на деятельностном подходе – создаётся интрига урока, привлечение внимания к теме вызывается путём применения «волшебной шкатулки» и предметов, находящихся в ней. В процессе разрешения проблемной ситуации, учащиеся сами формулируют тему урока и его цели.

Усвоение нового материала на уроке осуществляется посредством выполнения тренировочных упражнений в парах и группах, что позволяет включить в работу и «слабых» учащихся.

Тема: Имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

Цели:

Образовательные : дать понятие об именах существительных, имеющих форму только множественного числа и их отличительных признаках от существительных, которые имеют две формы числа; познакомить с основными группами этих существительных по значению; учить находить их среди других существительных; употреблять их в речи, соблюдая орфоэпические нормы.

Развивающие : формировать умение ставить цели, самостоятельно анализировать информацию, умение работать в паре и группе, расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи существительных только множественного числа, развивать монологическую речь.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый. словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический,

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование : учебник Т.А. Ладыженской, презентация к уроку в программе PowerPoint , дидактический материал (карточки – задания, таблица), картинки для физминутки, «волшебная шкатулка», предметы для шкатулки (ножницы, очки, часы, щипцы).

Ход урока .

    Оргмомент.

Психологический настрой на работу. Приветствие. (Приложение1)

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу и посмотрите на меня, подарите свои улыбки гостям.

Откройте тетради, запишите число, «классная работа».

II . Актуализация знаний

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!». (Девиз записан на доске).

Как поняли этот девиз?

Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи .

Правильно, ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. Что вы можете рассказать об имени существительном?

III . Целеполагание и мотивация . (Создание мотивации к обучению. Заинтересовать учащихся новой темой.)

Урок у нас сегодня не простой, а необычный. Я принесла волшебную шкатулочку. В ней следующие предметы: очки, часы, ножницы, щипцы.

- Как вы думаете, что это за предметы? Что их объединяет? Затрудняетесь? Тогда посмотрите на 1 слайд презентации.

На нём представлены имена существительные множественного числа. Вы должны образовать от них форму единственного числа.

Певцы – (певец) Венцы – (венец) Шипцы –

Олени – (олень) кони – конь пони -

успехи – (успех) орехи – орех Доспехи -

Что получилось у вас? У каких существительных вы не смогли образовать форму ед.ч.? Что это за существительные?

- Значит, о чём будем говорить с вами сегодня на уроке? Какова тема урока? (сущ-е, имеющие форму только мн.ч .) Слайд2 .

- Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте цель урока , опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С…;

УЧИТЬСЯ НАХОДИТЬ… И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ… .

(Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать в речи.) Слайд3.

IV . Объяснение нового материала.

    Знакомство с материалом учебника – с.204.

    Работа в парах . Распределительный диктант.

Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Найдите пары слов по значению. Заполните таблицу. Слайд 6 , приложение2 . Как назовёте каждую группу слов?

Предметы для передвижения; спортинвентарь

инструменты

Явления природы

Периоды времени

Продукты, вещества

Геогр. назван.

События, праздники.

заморозки

каникулы

макароны

крестины

3 . Беседа.

- Ребята, что могут обозначать имена существительные, имеющие форму только множ.числа?

- Как вы думаете, какие грамматические признаки есть у таких существительных?

(Падеж. Род и склонение у них определить невозможно.)

- А какая морфема подскажет нам, что это существительное только множ. числа?

(Большинство сущ. имеют окончание –Ы (-И) (это свойственно лит. языку ). Некоторые сущ. имеют ударное окончание –А (-Я) (это свойственно разговорной речи).

- Ребята, а теперь снова вернёмся к нашей шкатулочке. Что за предметы в ней находятся? (сущ. только мн.ч.)

- Давайте попробуем дать определение существительным только множественного числа.

V . Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала.

Упр. 509, с.205

VI . Физкультминутка.

А теперь отдохнём и поиграем. Я буду показывать вам картинки с нарисованными предметами. Если на картинке изображено сущ-е только мн. числа, вы встаёте, если ед.ч. или имеют форму и ед.и мн. ч. – сидите.

Часы, сапоги, ножницы, чулки, молоко, деньги, ботинки, грабли, дрожжи, молотки.

VII . Закрепление.

Работа в парах. Задание. Слайд8. Приложение3 . Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

территория

каникулы,

VIII . Творческая работа в группах. Приложение4.

(Для слабых – карточка).

А сейчас, ребята, послушайте, пожалуйста, загадку. Отгадайте, о каком предмете идёт речь? Это существительное только множ. числа. Слайд 10.

Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для моряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для пастухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возрастов. Это… (джинсы).

Кто и когда их изобрел – неизвестно. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали носить с XV века. Это... (очки)

На ночном небе в созвездии Большого Пса есть звезда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было тяжело из-за жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это … (каникулы).

Задание. А теперь вы попробуйте в группах составить подобную загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

(слова путём жеребьёвки вытягивают представители групп). Прятки, ножницы, ползунки, весы, очистки, духи, вилы, качели, носилки.

Карточка для «слабых» учеников.

I Х. Рефлексия.

Подведем итог нашей совместной работы и оформим его в виде схемы – паутины. Начнем со слов «Сегодня мы…». Посовещайтесь и запишите на листах, что мы сегодня делали…. Следующие слова помогут сделать вывод о своей деятельности. Приложение5.

узнали… (Есть группа слов – существительных, которая имеет форму только множественного числа)

выполняли задания… (на нахождение сущ. только мн.ч.)

поняли …. (как отличить сущ-е т.мн.ч. от др.сущ-х)

научились… (находить сущ. т.мн.ч.)

Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете 3 картинки. Выберите тот рисунок, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на доску. Приложение №1.

Х. Домашнее задание.

Найти в орф. словаре и выписать 10 слов-сущ-х, имеющих форму только мн.ч.

Х I . Оценивание.

- Все хорошо работали. / Объявляю оценки, даю комментарий /. Вы подарили мне тепло и радость. Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания!

Приложение 1.

Приложение 2

Задание

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, каникулы, сливки, Сочи, лыжи, шахматы, макароны, заморозки, шорты, сумерки, прятки, джинсы, сутки, коньки, крестины.

Задание . Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие тематические группы вы бы разделили эти слова? Найдите пары слов по значению. Заполните таблицу. Как назовёте каждую группу слов?

Ножницы, щипцы, Альпы, именины, каникулы, сливки, Сочи, лыжи, шахматы, макароны, заморозки, шорты, сумерки, прятки, джинсы, сутки, коньки, крестины.

Приложение 3

ЗАДАНИЕ.

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

ЗАДАНИЕ. .Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

употребляющиеся только во множественном числе;

употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, шахматы, клещи, сумерки, имя, учитель, сливки, ворота, чернила.

Только мн.ч.

Ед.и мн.ч.

Приложение 4

Карточка №1

Задание :

Карточка №2

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Ползунки.

Карточка №3

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №4

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №5

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №6

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №7

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Карточка №8

Задание : составьте загадку друг для друга о предмете, указанном в карточке.

Результат творческой работы 1 группы.

Они острые всегда,

И нужны они для труда.

В огороде стоят всегда. (Грабли)

Результат творческой работы 2 группы.

Они прячутся, играют,

До пяти потом считают.

Назовите игру, дорогие ребятки!

Ну, конечно же, это … (прятки)

Результат творческой работы 3 группы.

На них люди измеряют вес, но могут взвешивать и продукты. Это существительное нарицательное, неодушевлённое, только множественного числа. (Весы)

Приложение 5.

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Вывод о своей деятельности.

«Сегодня мы…»

выполняли задания

поняли ….

научились…

Карточка для слабых учащихся.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Списать и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные кондитерские изделия: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

Лист оценивания.

Определение ч.р. в девизе

Определение сущ. как ч.р.

Проверка зап-я табл. «Группы сущ-х т. мн.ч.»

Проверка упр. 509

Распред. дикт.

Творч. Раб.

рефлексия

итог

Категория числа существительных

Существительные имеют формы ед.ч. (футболист — один) и мн.ч. (футболисты — больше, чем один). Большая часть существительных употребляется в формах того и другого числа: дом дома , деревня деревни , озеро озера. Отдельные существительные имеют супплетивные формы числа, т.е. образованы от разных корней: человек люди , ребенок дети. Значительно меньшая часть имеет формы только ед.ч. или только мн.ч.

К существительным, которые имеют формы только ед.ч. (singularia tantum ), принадлежат:

  • 1) собственные имена (Москва , Иван , Крым , Франция );
  • 2) отвлеченные существительные (амбициозность , глобализация , дружба , белизна );
  • 3) вещественные (анаша , гербалайф , евровагонка ) — в технической и учебной литературе некоторые такие существительные могут встречаться в форме мн.ч. при указании на вид, сорт вещества (специальные стали , технические масла ); ср. в художественной литературе: За спиной Черепанова шумят овсы (М. Скворцов);
  • 4) собирательные существительные (крестьянство , листва , собственность ) — при таких существительных глагол-сказуемое употребляется в ед.ч. (Белье лежит — лежало в шкафу );
  • 5) названия болезней (аллергия , бронхит , паралич ), месяцев (январь , февраль );
  • 6) спортивных игр (армрестлинг , аэробика , бобслей ).

К существительным, которые имеют форму только мн.ч. (pluralia tantum ), относятся:

  • 1) названия "сложных" предметов, состоящих из нескольких частей (очки , часы , брюки );
  • 2 ) названия некоторых веществ, продуктов (агрохимикаты , макароны , чернила );
  • 3) названия отрезков времени (каникулы , сутки );
  • 4) названия некоторых игр (шахматы , шашки ).

Формы ед.ч. существительных могут употребляться обобщенно для обозначения множества: Собрался гусь улететь , его и пшеницей не удержишь (Пословица).

Употребление составного наименования, имеющего форму ед.ч., в значении мн.ч. можно проиллюстрировать примером из ФЗ "Об обязательном экземпляре" от 23 ноября 1994 г.: В состав обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра входят следующие виды документов:

издания (текстовые , нотные , картографические , изоиздания ) —издательская продукция , прошедшая редакционно-издательскую обработку , полиграфически самостоятельно оформленная , имеющая выходные сведения;

издания для слепых — издания , изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля , и "говорящие книги";

официальные документы — произведения печати , публикуемые от имени органов законодательной , исполнительной и судебной власти , носящие законодательный , нормативный , директивный или информационный характер , аудиовизуальная продукция — кино- , видео- , фото- , фонодокументы.

В обобщенном значении могут употребляться и собственные имена, например фамилии.

Так, о порядках в немецких госпиталях времен войны с СССР, действиях гестаповцев по выявлению "неблагонадежных" среди раненых солдат, в частности Фишера и Варна, автор "Щита и меча" В. Кожевников писал: В офицерской палате забота о раненых определялась не ранением , а званием , наградами , родом службы , связями , деньгами. Там тоже были свой Фишер , свой Барч .

Форма мн.ч. может обозначать раздельное множество (В нашей группе были и грузины ) и собирательное (Грузины живут в основном на Кавказе ). Последнее обстоятельство влияет на употребление формы именно мн.ч. многих существительных, выступающих в качестве заголовочных слов в терминологических словарях.

Например, в энциклопедии "Русский язык" под ред. Ф. П. Филина к таким случаям относятся:

АНТОНИМЫ — слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.

АРХАИЗМЫ — устаревшие слова.

КАВЫЧКИ — парный выделительный знак препинания.

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ — слова, устойчивые словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребление которых в литературном языке закреплено традицией за официально-деловым стилем, особенно за канцелярско-деловым подстилем.

Приведенные существительные в данном случае обозначают совокупность каких-либо языковых явлений (антонимы , архаизмы , канцеляризмы ) или их парность (кавычки ). В "Орфологи- ческом словаре русского языка" РАН эти же слова даются в ед.ч.: антоним , архаизм , кавычка , канцеляризм.

В терминологических словарях форма мн.ч. указывает на родовую принадлежность, сообщество обозначаемых людей, семейство животных, предметов.

Примеры из СЭС:

АБАЗИНЫ (самоназв. — абаза), народ в Карачаево-Черкес. АО...

АГРАНУЛОЦИТЫ (незернистые лейкоциты), лейкоциты животных и человека, не содержащие в цитоплазме зерен (гранул)...

АДЕНОВИРУСЫ, семейство ДНК-содержащих вирусов, вызывающих у человека и животных аденовирусные болезни.

В "Орфологическом словаре" РАН эти же существительные приведены в форме ед.ч.: абазин , агранулоцит , аденовирус.

В обобщающем смысле могут употребляться во мн.ч. и собственные имена, индивидуальные названия. По существу, фамилия любого чем-либо выделяющегося персонажа литературного произведения при употреблении ее во множественном числе приобретает обобщающее значение.

Так, среди действующих лиц романа Е. Евтушенко "Ягодные места" выделяются циник Нахабкин, завистник Ситочкин. Отсюда и упоминаемые автором собирательные образы: Перед ним на горизонте возникали тысячи хихикающих нахабкиных , которым тысячи тихих и безропотных женщин мыли ноги; Никаким ситочкиным в их отношения не следовало лезть.

Еще пример употребления индивидуального названия в обобщенном смысле: "Нет , это за валюту". Так она [продавщица] это сказала , как будто сама в рио-де-жанейрах родилась под пальмами (Е. Евтушенко).

В русском языке немало существительных, имеющих две формы числа, но чаще употребляются в одной из них. В некоторых толковых словарях такие существительные имеют помету "обычно мн." или "обычно ед.". К первым относятся, например: боевики , беженцы , белые пятна , бюджетники , думцы , еврооблигации , зеленые , сверхобеспеченные. Ко вторым принадлежат: бойфренд , госдотация , забивала , истеблишмент , образ врага , подпитка , хунта , электорат и т.д.

В некоторых случаях необычность употребления существительных в ед.ч. или мн.ч. связана с профессиональной речью говорящего. Так, в своих мемуарах известная певица Г. Вишневская пишет: Но вот я загримирована , отлично причесана , платье на мне сидит безупречно. Вера подхватывает мой длинный шлейф: "Ну , пойдем , царица ты наша!" и мы идем на сцену. Теперь мы вместе стоим в кулисе , я знаю , что сердце у нее колотится так же сильно , как и у меня. Для обычной речи более свойственно употребление слова кулиса во множественном числе — за кулисами.

Понимание ед.ч. и мн.ч. иногда бывает своеобразно.

С писателем А. Солженицыным был такой случай. Он был арестован, будучи на фронте, по обвинению в антисоветской деятельности (допустил некоторые неосторожные высказывания в письмах к другу) и в попытке создания соответствующей организации, группы. Перед подписанием обвинительного заключения он попросил прокурора снять с него хотя бы последний пункт, мотивируя это тем, что по делу проходят всего два человека — он да его приятель ("какая же это группа!"). Но прокурор разъяснил, что даже полтора уже больше одного, значит, группа!

Если морфологически формы ед.ч. и мн.ч. существительных выражаются их окончаниями, то синтаксически эти формы выражаются окончаниями прилагательных или глаголов, которые согласуются или координируются с существительными: привлекательный слоган привлекательные слоганы; Регион получает (получил ) дотацию Регионы получают (получили ) дотацию. Несклоняемые существительные и существительные pluralia tantum вообще имеют только один способ выражения числа — синтаксический: Наш (наши) кутюрье отличился (отличились ) на демонстрации мод; одни сутки четверо суток .

Есть разделы грамматики, которые только кажутся простыми, и им обычно не уделяют должного внимания. Из опыта знаю, что как раз именно на этих “простых” правилах и спотыкаются многие учащиеся и делают досадные ошибки, за которые снимаются драгоценные баллы при сдаче тестов TOEFL или любых других тестов.

Я уже рассказывала об Теперь поговорим о расхождениях, которые касаются единственного и множественного числа, между английским и русским языками.

Напоминаю,что в английском языке, слова, которые заканчиваютя на букву “S” могут быть:

1. Существительные во множественном числе. Например:

2. Глаголы в настоящем неопределенном времени (Present Indefinite Tense), если подлежащее – это третье лицо едиственноного числа (he, she, it); Например:

He reads. My sister works.

3. Cуществительные в притяжательном падеже: например:

Mary’s sister.

My brother’s wife.

Во всех трех случаях окончание “S”– это суффикс, который присоединяется и отсоединяется.

Слов, которые просто сами по себе заканчиваются на “S” ничтожно мало и они всем известны: is, has, was, this, thus, plus, bus.

Но есть существительные с суффиксом “S”, который намертво приклеился к слову, и его НЕЛЬЗЯ отсоединять, то есть такие существительные употребляются только с окончанием “S”. Условно их можно разделить на две группы:

Первая группа. Всегда во множественном числе.

Существительные, которые обозначают предметы, состоящие из двух одинаковых частей (пары), и эти части соединены с одно целое. Например: “брюки”, состоящие из двух штанин. Это обычно одежда или какие-то инструменты. Такие существительные можно навать “парными”.

В английском языке “парные” существительные заканчиваются на неотсоединяемый суффикс “S” и употребляются ТОЛЬКО во множественном числе. Напишу несколько таких существительных:

binoculars = бинокль;

braces = подтяжки;

breeches = штаны, бриджи;

glasses (= spectacles) = очки;

knickers = бриджи;

pants = кальсоны, панталоны, брюки, штаны;

pincers = клещи, щипцы, щипчики, пинцет;

pliers = щипцы, клещи, плоскогубцы;

scales = весы;

pyjamas = пижама;

scissors = ножницы;

shorts = трусики, шорты;

tights = трико;

tongs = щипцы, клещи;

tweezers = пинцет;

trousers = брюки, штаны, шаровары;

These trousers are on the bed. = Эти брюки на кровати. (одни брюки, не много брюк)

This pair of trousers is very expensive. = Эта пара брюк — дорогая. (эта пара брюк, значит одни брюки)

George has ten pairs of trousers. = Джордж купил десять пар брюк.

I need some new trousers. = Мне нужно несколько штанов (брюк, пар брюк)

I need a new pair of trousers. = Мне нужна одна пара брюк.

Вторая группа. Всегда в единственном числе.

1. Существительные, которые обозначают названия научных дисциплин:

mathematics = математика;

physics = физика;

economics = экономика;

athletics = атлетика;

gymnastics = гимнастика;

dynamics = динамика;

dialectics = диалектика;

automatics = автоматика;

mechanics = механика;

kinematics = кинематика;

linguistics = лингвистика;

politics = политика;

statistics =статистика;

2. Существительные, которые обозначают некоторые заболевания:

mumps = свинка;

measles = корь;

shingles = опоясывающий лишай;

rickets = рахит;

С названиями научных дисциплин и названиями болезней используются слова: KIND /TYPE = ВИД, РАЗДЕЛ, ТИП, КЛАСС, РОД.

Внимательно посмотрите на примеры:

Measles is an infectious disease. = Корь – инфекционное заболевание.

Mumps is a infectious disease. = Свинка – инфекционное заболевание.

This type of mumps is dangerous. = Этот тип свинки – опасный.

This kind of measles is dangerous. = Это тип (вид) кори – опасный.

Physics is a science. = Физика – это наука.

These types of physics are difficult to understand. = Эти разделы физики трудны для понимания.

3. Существительные, которые обозначают названия некоторых игр:

billiards = бильярд:

bowls = игра в шары, кегли:

darts = дартс (метание дротиков)

dominoes = домино:

draughts = шашки; (Британский английский)

checkers = шашки (Американский английский)

fives = игра в мяч;

ninepins = кегли;

4. Существительное news = новость, новости.

This is a very good news.