Чувство собственного достоинства — что это. Как его воспитать и сохранить. Крылатые выражения о достоинстве

«У него ЧСД явно завышено», «Ты себя не ценишь, ты достойна гораздо большего» – можно услышать краем уха или напрямую в свой адрес. Что это за ЧСД? Чувство собственного достоинства, которое показывает, насколько человек сам себя уважает, ценит и любит. Оно же определяет уровень притязаний, да и вообще активность в жизни, само ее содержание и успешность. Чувство собственного достоинства бывает неадекватным (завышенным или заниженным) и адекватным, но его не может не быть.

Чувство собственного достоинства (ЧСД) в значительной мере связано с . Но это не единственный компонент и не его синоним. ЧСД – сложная система взаимообусловленных . Кроме самооценки свою лепту вносит самовосприятие и другие продукты самости: самоуважение, самоощущение. Грубо говоря, чувство собственного достоинства – результат оценивания человеком собственной значимости и ценности.

Соответственно, выходит это из самопознания, здоровой . Но что такое самопознание? Знакомство человека с самим собой, (со всеми достоинствами и недостатками, врожденными особенностями) и выявление интересов, формирование собственного мировоззрения. Однако исключительно ли на самооценке и самоанализе это основано? Нет. С рождения ребенок воспринимает себя таким, каким его видят взрослые, что те охотно выражают через: «какой хороший мальчик», «ты плохой, неслух», «ничего не можешь сделать», «на тебя нельзя положиться», «ты моя опора в жизни». Как думаете, на примере этих фраз, какие из них сформируют адекватную самооценку и адекватное ЧСД, а какие заниженное?

Заниженное чувство собственного достоинства базируется на неадекватной критике и требованиях, унижениях, оскорблениях, принуждениях со стороны окружения, плавно переходящих в элементы . Что касается завышенного ЧСВ, то его корни – и комплекс бога, вседозволенность, «кумир семьи».

Чувство личного достоинства складывается не только из ощущения своей ценности, но и ценности всего, что имеет непосредственное отношение к личности:

  • семья;
  • партнер в отношениях;
  • работа;
  • увлечения;
  • друзья;
  • хобби;
  • интересы.

Какие-то элементы зависят от нас, это непосредственно наш выбор, а какие-то нет. Например, унижая своего партнера, человек унижает себя, ведь состоять в отношениях с этим человеком – его выбор. А вот семью, в которой родиться, никто не выбирает. Потому неверно унижать себя из-за недостойного образа жизни родителей.

Риски при неадекватном ЧСД

В первую очередь среди рисков стоит поговорить об унижениях. При заниженном чувстве собственного достоинства человек позволяет унижать себя, а при завышенном унижает других людей. Естественно, от этого портятся отношения с окружающими. Кроме того, при завышенном ЧСД человек страдает от , разочарований, . При заниженном – занимает , страдает от самобичевания, неуспеха и несчастья в жизни.

Наверняка вы знакомы с такой оценочной системой: «Это ниже моего достоинства»/ «Я этого не достоин». Однако оба эти высказывания могут быть как адекватными, так и неадекватными. Все зависит от контекста. Но еще больше ситуацию усугубляет разница в толкованиях того, кто такой «достойный человек». Нет единого мерила человеческого достоинства. Потому ориентироваться стоит на убеждения и ценности конкретного общества, референтной группы и собственные внутренние установки. Кто-то определяет достоинство социальным статусом, кто-то , кто-то общественно полезными делами, а кто-то учитывает все три компонента или называет четвертый критерий.

Чувство собственного достоинства сопряжено еще и с ответственностью. А именно ответственностью за сохранение своего достоинства, избегание поступков, лишающих самоуважения. Граница пораженного ЧСД – . Удар по чувству собственного достоинства и стыд от произошедшего – частая причина умалчивания жертв об изнасилованиях, избиениях. Некоторые люди особенно ранимы, задеть их достоинство могут даже повседневные неурядицы. Итог тот же – стыд, унижение, замкнутость. И если ценности, обусловливающие чувство собственного достоинства, отличаются от человека к человеку, от культуры к культуре и от общества к обществу, то стыд от потери достоинства неизбежен для всех.

Как воспитать ЧСД

Развитость самооценки и самоощущения, а значит и чувства значимости, зависит от характера взаимоотношений ребенка с матерью. При хорошем взаимопонимании (понимание нужд ребенка, внимание и общение, предоставление самостоятельности в выборе действий и уединении) самооценка формируется здоровой. От уважения личного пространства ребенка (это необходимо всем с рождения, ребенок должен быть уединен на глазах матери, под ее контролем) зависит развитие самоощущения и чувства собственного достоинства.

Из-за тревоги матери потерять контроль над ребенком и потребности в регулярном получении любви от ребенка иногда малыш полностью лишается свободного времени и возможности осознать самого себя. У тревожных матерей и в семьях с гиперопекой дети вырастают пассивными, безынициативными, зависимыми.

Итак, чувство собственного достоинства вытекает из взаимоотношений ребенка и матери в раннем детстве. Популярны следующие варианты развития событий:

  1. При предоставлении ребенку личного пространства в присутствии матери (другого значимого взрослого) у него формируется установка: «У меня есть право заниматься собственными делами. Я могу быть самим собой даже в обществе других людей. Мне не обязательно постоянно взаимодействовать с кем-то и не нужно навязываться».
  2. При гиперопеке ребенок получает установку: «Все должно быть строго под контролем. Самостоятельность и спонтанность непозволительна. Я обязан постоянно демонстрировать свою заботу и любовь к другим».
  3. В ситуации выражения матерью своего недовольства и невозможности заниматься личными делами, вынужденного общения с ребенком у него формируется установка: «Нужно быть благодарным за то, что кто-то вообще хочет со мной общаться, проводить время. Когда-нибудь меня оставят в одиночестве. Я всегда досаждаю другим».
  4. При потакании матери ребенку, отношении как к кумиру формируется установка: «Мне все должны за то, чтобы я с ними проводил время. Я могу получить все, что захочу, за сам факт своего существования».

В первом случае чувство собственного достоинства воспитывается адекватно, во втором и третьем случае – заниженное чувство собственного достоинства. В четвертом случае – завышенное чувство собственного достоинства. Соответственно, и самооценка – адекватная, заниженная и завышенная (в том же порядке).

Отвержение ребенка к самому себе на раннем этапе развития обуславливает дефицит самоуважения в будущем. Соответственно, принятие себя формирует здоровое самоуважение.

Восстановление и сохранение ЧСД

Адекватное чувство собственного достоинства необходимо для выживания человека и . Однако даже корректная любовь к себе и самоуважение воспринимается некоторыми людьми как хвастовство, зазнайство.

Как мы выяснили, чувство собственного достоинства начинает формироваться еще с детства. При психотерапии, как правило, выясняется, что впервые человек услышал оценку собственной никчемности в детстве от значимого взрослого, а чуть позже подсознательно принял это за свое собственное мнение.

Идентификация с агрессором – , при котором жертва «обеляет» образ агрессора. В данном случае речь идет о первичном самостоятельном самоунижении и самоосуждении, неприятных высказываниях в свой адрес жертвой до того, как это сделает (или сделал бы в представлении жертвы) агрессор.

Как разобраться в собственном чувстве достоинства? Прежде всего, ответить на два вопроса:

  • Чем в себе я горжусь?
  • Какие аспекты своей личности, жизни я хотел бы скрыть?

Дополнительно можно отметить, какие ценности и ориентиры преобладают в обществе, определенной группе. Как они связаны с предыдущими ответами? Иногда получается так, что и повод для гордости, и предмет тайны – одно и то же. Как такое возможно? Когда ситуация развития не соответствует реальным и особенностям личности, ущемляет ее.

Работа по сохранению и восстановлению чувства собственного достоинства предполагает разбор «каши» в голове на сознательное и подсознательное, разграничение собственных суждений и чьих-то извне. Но провести такую работу под силу только профессиональному психоаналитику. Дело в том, что если имеются явные проблемы в самооценке и признаки , то самостоятельные «вспышки» рациональности и ясного восприятия ситуации не будут стабильными.

Цель работы по восстановлению и сохранению чувства собственного достоинства – получение и принятие Я-реального, отделение его от всех навязанных и выдуманных образов:

  1. Ощущение, что я есть. Нужно осознать свою самость, сам факт существования уникального человека со своими действиями, реакциями, мыслями и чувствами.
  2. Осознание, кто я есть. Работа с самооценкой предполагает осознание и поиск того, какой это человек и как он живет. Из этого уже и вытекает значимость личности.
  3. Самооценка – ценность, которую я придаю своей личности. Если самооценка адекватна, то я положительно характеризую свой образ. При заниженной самооценке представления о самом себе носят негативный характер, вызывают самоуничижение и чувство неполноценности. Корни самооценки всегда закреплены в подсознательном.

Как самостоятельно корректировать ЧСД? Прежде всего, осознать, что вам это действительно нужно. Без. Верните с его помощью любовь к себе и безусловное уважение, а потом найдите то, за что вы можете собой гордиться. Не пытайтесь угодить всем людям. Выберите свои критерии достойного человека и прислушайтесь к мнению значимых окружающих.

  • Научитесь говорить «нет» и принимать решения исходя из собственных убеждений. Не нужно никому ничего доказывать, поступайте так, как считаете нужным.
  • Избавьтесь от тяги к угодничеству и (быть покинутым, непонятым, непринятым и так далее).
  • Взаимодействуйте с людьми, когда сами этого желаете (или делайте так, чтобы вы сами желали), а не по принуждению и ради статуса «достойного человека».
  • Признайте свои права и права других людей на отличные интересы и желания. Пользуйтесь своим правом и не мешайте в этом другим. Помните, что личные интересы совпадают далеко не всегда, но каждый человек имеет право на их удовлетворение.
  • Устанавливайте личностные границы: то, чего вы не допустите в отношении себя и чего сами никогда не сделаете в отношении других людей. Непоколебимо сохраняйте эти границы.
  • Научитесь искренне и уместно говорить о своих достижениях и достоинствах, не бойтесь комплиментов, не стыдитесь заслуг. Фиксируйте свои достижения, сравнивайте себя исключительно с самим собой. Полезно составить дома коллаж своей жизни со всеми планами и победами, средствами достижения цели.
  • Чувство собственного достоинства не дается с рождения. Это продукт социализации, воспитания, научения, внушения, копирования образцов, самовоспитания и так далее.

    Таким образом, чтобы скорректировать и сохранить чувство собственного достоинства, нужно работать с самооценкой, самоуверенностью, самостоятельностью, успешностью, внутренним спокойствием и гармонией. Чувство собственного достоинства – это самоуважение личности, чувство ценности и значимости. При каких условиях вы будете ценны и значимы для самого себя? Что вы цените в людях?

    5. Создание замысла

    Нам выпало родиться в эпоху этического скептицизма, в котором тем не менее нетрудно заметить некий изъян. Где взять ту модель, что придаст смысл всем нашим действиям, нашим усилиям? Где тот призрачный замысел, который освободит нас из плена ничтожности? Да в тех же эмпиреях, где хранится образ „хорошей картины“ или „хорошей книги“ - в мозгу создателя, ведь именно он использует, адаптирует, критически осмысляет и развивает вековую традицию живописи или литературы. Он является наследником необозримого исторического опыта, обладающим обостренной восприимчивостью, особой проницательностью, способностью продолжить совокупное творчество всего человечества. Обратимся еще раз к Полю Валери: он говорил, что в поэзии его больше всего волнует та мудрость, которую обретает поэт, написав стихотворение. То же самое происходит и со мною при изучении генеалогии этики, при исследовании исторического опыта рода людского.

    Это не пустые слова. Когда Аристотель утверждает, будто лишь справедливый знает, что такое справедливость, и что благой человек является критерием, отделяющим зло от блага, он не водит нас по замкнутому кругу. Нет, философ слишком умен, чтобы позволить себе такое. Аристотель хочет показать следующее: исключительно тот, кто сумел воспринять, осознать и обдумать все сказанное и сделанное другими, кто очистил свой ум и сердце, дабы избежать искаженных оценок, кто неустанно, шаг за шагом учился на собственном опыте, - только он может вынести полновесное суждение. Американский философ Джон Ролз говорил то же самое, и я охотно опираюсь на его авторитет. Справедливо лишь решение судьи праведного, понимающего, какого труда стоит объективность, и стремящегося к ней, хорошо информированного, беспристрастного, непредвзятого, смелого и независимого в суждениях. В этическом плане на достойный жизненный замысел может претендовать только личность, которая критически анализирует все попытки человечества разрешить вопросы нравственности, видит взлеты и падения на этом нелегком пути, знает чаяния и нужды своих собратьев, понимает психологические механизмы, учитывает результаты споров в защиту самых разных интересов, умеет встать на место каждой из сторон, предвосхищает и оценивает итоги - и делает все это sine ira et studio , соблюдая должную дистанцию, отважно и самостоятельно. Этика не является плодом работы индивидуального разума, склонного находить рациональное обоснование и для эгоизма; нет, этика есть результат разума коллективного, закаленного в спорах, очищенного критикой и выверенного опытом.

    Сейчас, когда остались позади тысячелетия драматических поисков, мы пытаемся претворить в жизнь замысел, вобравший в себя труд философов, духовных учителей, великих религиозных деятелей, миллионов простых женщин и мужчин и базирующийся на следующей аксиоме: „Человек есть существо, обладающее чувством собственного достоинства“. Утверждение это нельзя назвать ни научным, ни, строго говоря, истинным. Оно предполагает, что каждый в равной степени ценен независимо от расы, от знаний и даже от поведения. Подобный подход привел бы в ярость наших древнегреческих наставников. Разве можно говорить о равноценности храбреца и труса, невежды и мудреца, хорошего гражданина и гражданина дурного! Да и нам трудно согласиться с этим без оговорок, ибо поведение ближних бывает иногда низким, жестоким, малодушным, коварным, предательским. Но раз уж люди сделали выбор в пользу достоинства, то давайте попробуем действовать так, словно все мы и вправду существа достойные. Следует во что бы то ни стало разъяснять смысл выражения „собственное достоинство“, чтобы не воспринимать его как чисто риторическую фигуру. Тут придется изрядно потрудиться, ведь природе подобное качество чуждо. Природа знает лишь отчаянную борьбу за выживание, когда большие рыбы вынуждены пожирать малых. Мы, люди, воссоздаем себя заново, и только полное обновление способно открыть нам нашу дотоле неведомую сущность, поскольку хорошим танцором можно стать, лишь танцуя без устали. Именно здесь нам понадобятся характер, добродетель и то, что называют мужеством.

    6. Характер, необходимый, чтобы обрести достоинство

    Из каких добродетелей такой характер должен складываться? Что это за вторая натура, психологически отражающая нашу новую сущность? Для начала, из тех четырех, которые традиционно признавала человеческая культура: стойкости, справедливости, благоразумия и умеренности. Не устаю повторять, что на первом месте находится именно стойкость, то есть мужество, необходимое для того, чтобы начать дело и довести его до конца, не отступая перед трудностями. Добродетелью, ведущей и направляющей жизненный замысел, является справедливость; она не сводится к исполнению некого свода законов, но заключается в создании достойных образцов жизненного поведения, доступных для всех без исключения людей. Справедливость, как известно любому судье, есть общее понятие, которое применяется к частным случаям. То же самое можно сказать и о жизни каждого из нас. Свойство, дающее возможность проецировать общий замысел на конкретные явления, греки называли phrónesis , а Аристотель приписывал его собственно человеческому разуму, занятому осмыслением именно частных, а не универсальных истин, познающему не вечность, а исторический опыт. Римляне именовали это словом prudentia . И наконец, как совершенно справедливо отмечали наши великие наставники, ни одной из вышеназванных добродетелей невозможно было бы достичь, находясь в плену у страстей. Значит, эмоции следует укрощать, уравновешивать, держать в узде, но в то же время и не отвергать окончательно, ведь без них мы просто бездушные камни. Эту добродетель именовали умеренностью, искусством соотносить собственные радости с общим замыслом.

    К четырем основным добродетелям я добавлю еще две: их всегда высоко ценили, хоть и не включили в основной перечень. Речь идет о жалости и уважении.

    Жалость делает нас восприимчивыми к чужой боли и побуждает помогать несчастному, а потому подразумевает также эмпатию и альтруизм. Понимание и великодушие. Если кто-нибудь спросит: „С чего это я должен оказывать помощь какому-то иммигранту, которого вынесло на берег?“, то следует ответить: „Да просто из жалости, ведь ему плохо“. Сострадание не идет вразрез со справедливостью, как утверждают глупцы, напротив, оно прокладывает ей путь. Достаточно окинуть взглядом наш исторический опыт, чтобы понять, что самыми справедливыми рано или поздно признают действия, поначалу продиктованные исключительно состраданием.

    Уважения достойно все, что имеет ценность. Уважать - значит восхищаться совершенным, покровительствовать доброму, сохранять гражданскую позицию, проявлять внимание, беречь. Этого чувства особенно заслуживает человеческое достоинство, хотя, как говорил Сартр, не столько в силу того, какие мы есть, сколько в силу того, какими желали бы стать, какими, по нашим представлениям, должны быть.

    7. Новая психология мужества

    Мне хотелось бы рассмотреть стойкость в свете тех психологических аспектов, о которых мы говорили в предыдущих главах книги. Во-первых, навык основывается на действии, а значит, чтобы противостоять страху, мало анализировать его, необходимо придерживаться определенных правил поведения. Нарциссическая личность поглощена созерцанием собственной красоты, собственной важности или собственного страдания и с помощью психоаналитика упоенно смакует его, удобно расположившись на ложе печали. Requiescebam in amaritudine - так с безжалостной иронией характеризовал подобное состояние святой Августин. Сейчас это высказывание можно было бы перевести как „Двадцать лет с Жаком Лаканом“. Мужество побуждает нас к действию, гонит прочь расслабленность. В нашей власти встать и совершить поступок, не надо ждать, пока изменится характер. Терапевтические методики постепенного приближения основываются именно на таком подходе. Сделайте для начала маленький шаг в нужном направлении, а сноровка выработается постепенно. Франклин Рузвельт в своей „Автобиографии“ вспоминает, что был болезненным и неуклюжим юнцом, крайне озабоченным недостатком решимости. Вот как произошел радикальный поворот в его жизни.

    Характер человека представляет собой совокупность морально-нравственных категорий и связанных с ними правил и норм поведения. Одними из главных, стержневых являются самоуважение и чувство Именно они определяют, насколько личность самодостаточна и самостоятельна, подвержена ли влияниям извне, в том числе и дурным, может ли сопротивляться собственным отрицательным порывам и инстинктам. Внутренняя свобода, духовный рост также сопряжены с этим понятием.

    Чувство собственного достоинства - это осознание личностью собственной значимости и соблюдения определенной этики поведения, базирующейся на самооценке. С одной стороны, данная морально-нравственная категория относится к разряду общечеловеческих и индивидуальных. С другой, в различные эпохи и для представителей разных социальных групп существовали свои понятия чести и личного достоинства. И то, что считалось унизительным и неприемлемым для одного времени, в другом, наоборот, воспринималось как необходимая и даже обязательная норма.

    Чувство собственного достоинства не является врожденным. Человеку приходится формировать его и воспитывать в себе, часто на протяжении всей жизни. Оно связано с такой как уверенность в собственных силах. Мы не можем быть универсальными, одинаково хорошими абсолютно во всех или наделеными всеми возможными талантами сразу. Как правило, природа в этом плане применяет индивидуальный подход, поэтому из кого-то получается превосходный математик, кто-то отлично поет или пишет стихи, успешно лечит больных или создает новую сверхумную технику. И было бы глупо индивидууму и окружающим его людям требовать, чтобы, например, хороший, грамотный бухгалтер писал романы на уровне Льва Толстого. Каждый человек должен научиться принимать себя таким, каким он создан природой, уважать в себе те способности, какие у него есть, к каким он склонен. Такой подход и станет первым звеном в цепи самовоспитания, платформой, на которой будет сформировано чувство собственного достоинства.

    Если учесть, что все мы родом из детства и именно там происходит закладка всех важнейших качеств человеческой личности, то взрослые должны быть особенно внимательны и уважительны к ребенку, сочетать разумную, объективную строгость с искренней доброжелательностью и заинтересованностью его духовными и умственными запросами и потребностями. Например, если девочка с удовольствием танцует, пластична и музыкальна, ее можно записать в танцевальную студию или секцию художественной гимнастики, а если у мальчика явная склонность к технике, то математический кружок, развивающие игры - как раз то, что явно пойдет ему на пользу. Т.е. если любые способности, явно прослеживающиеся в маленьком человеке, найдут поддержку, будут культивироваться и поощряться, то во взрослой жизни этот человек сможет держаться прочно и уверенно, а его чувство собственного достоинства будет иметь под собой вполне реальную почву. Ведь успех в одной сфере бытия повлечет веру в свои силы и в других делах и сферах.

    Поощрение ребенка должно быть разумным. Наряду с моральной поддержкой, в нем необходимо воспитывать выдержку, самодисциплину, сопротивление слабостям. Это тоже один из важнейших моментов, когда формируется чувство достоинства.

    Психологами давно доказано, что личность с заниженной самооценкой, обладает и низким коэффициентом собственного самоуважения. Для их подъема существует немало эффективных методик, но самое важное в начале пути - чтобы человек осознал: так жить больше нельзя, необходимо менять себя, свой стиль жизни и поведения. Понимание этого факта как насущной потребности - первый толчок на пути исправления своего ущербного «я». А второй шаг - программирование себя на успех. Тогда и начнется и чувства собственного достоинства. Личность, зрелая в этом плане, от себя и от окружающих будет требовать должного поведения, не разрешит себе неприглядных поступков, внешним видом и внутренним состоянием будет стараться соответствовать высоким идеалам и нормам.

    Как воспитать в себе чувство собственного достоинства (Сочинение–рассуждение)


    Всем известно, что каждый человек безгранично мечтает о том, чтобы его уважали и ценили во всех его начинаниях. Но, при этом, мало кто задумывается, что уважение и признание – это плод многих лет. Для этого, в первую очередь, необходимо воспитать в себе чувство собственного достоинства. Как известно, чтобы воспитать такое чувство, так же, необходимо время. Но, кроме всего этого, необходимо, в первую очередь, уважать себя, своих родных и близких.

    Как известно, что человек, который себя не уважает и не ценит, пользуется очень низкой популярностью в обществе. Его стараются избегать и вовсе, не иметь с ним дел.

    Самоуважение и собственное достоинство придает человеку огромную уверенность в себе, силы, вдохновение и много других положительных качеств. И, даже, если человек допускает какую-то ошибку, ведь, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает, то он не «распускает сопли», а «собирается в жесткий кулак», анализирует свои промахи и пытается эту ошибку исправить. Мало того, он предупреждает других, о возможном ее совершении. Такой человек, как минимум, заслуживает глубочайшего уважения и признания.

    Так, как же, собственно, воспитать в себе это чувство собственного достоинства?

    В первую очередь, необходимо создать мотивацию для него. Нужно найти в себе не менее 10-и положительных качеств, а лучше – больше. И никогда о них не забывать. Лучше всего, это зашифровать каждое качество, например, с помощью какого-то знака, и записать все это на бумаге. Ее желательно всегда иметь при себе.

    Так же, необходимо проследить за своими движениями. Они не должны быть быстрыми, а четкими, уверенными и целенаправленными. «Метушня», в данном случае, абсолютно не допустима!

    Научитесь уважать свое и чужое время. Никогда не опаздывайте и не имейте дела с теми, кто не пунктуален. Со временем, вы поймете, что переходите от внешних изменений, к внутренним. Постепенно, ваше мышление начнет меняться.

    Не лишним будет обратить внимание на свое поведение. Человек, у которого развито чувство собственного достоинства, ведет себя не так, как принято общими нормами, а так, как ему необходимо в той, или иной ситуации. Так же, не стоит запугивать себя мыслью «А что обо мне скажут или подумают?» Естественно, полностью игнорировать чужое мнение не стоит, но следовать ему, «поправ» все, так же, недопустимо. Тем более, как показывает многолетняя практика, большинство право далеко не во всех случаях.

    Давно принято считать, что чувство собственного достоинства – это физическая и духовная степень организации личности любого человека, которая, в свою очередь, показывает уровень самоуважения и самооценки. Следуя подобным простым советам, со временем, можно стать очень уверенным в себе, человеком, с чувством достоинства, которое, в свою очередь, принесет огромное уважение и признание в обществе.

    admin

    Уважение к себе помогает пережить неудачи, неприятные моменты, двигает к цели. Чувство собственного достоинства формируется с детства. Завышенные , недостаток развития приводит к отсутствию этого чувства. В результате человек считает себя неполноценным, критически относится к своим поступкам, равняется на других людей. Без уважения к себе появляется неуверенность. Чтобы научится мыслить свободно, не оглядываясь на окружающих людей, следует развивать эти качества. Как воспитать в себе чувство собственного достоинства?

    Как воспитать в себе культуру поведения?

    Первые проблемы начинаются с непринятия себя. Не имея четких навыков и разуверившись в силах, человек мечется в поисках лидера или личности для подражания. Другая категория людей примеряет роль жертвы, терпя унижения от начальства, проглатывая выпады от близких друзей и знакомых. Слабые попытки дать отпор заканчиваются плачевно. и непонимание как действовать. Чтобы исправить ситуацию, подумайте, как воспитать в себе культуру поведения?

    Поиск положительных качеств. Выпишите на лист бумаги черты характера, которые считаете позитивными и необходимыми при общении с людьми. К каждому качеству нарисуйте изображение или условный знак. Подготовьте карточки с рисунками и носите при себе. Символы помогают задействовать полушарие, отвечающее за творчество. Таким образом, уже на данном этапе вы начнете развиваться. Тайные рисунки помогут скрыть от окружающих, над какими навыками вы работаете. Можете располагать картинки на видном месте.
    Работа над движениями и речью. Вспомните, какого собеседника приятней слушать. Наверняка того, кто спокойно дискутирует, не размахивает руками. Сбивчивая речь, активные жестикуляции и мимика сбивают с толку. Уже не слушаешь рассказчика, а следишь за манипуляциями руками и ждете, когда человек опять собьется. Подобные люди редко достигают с помощью дискуссии задуманного, так как отвлекают и раздражают собеседника. Воспитывайте культуру речи, разговаривайте перед зеркалом, следите за манерами. Движения должны быть медленными и солидными, а рассказ неторопливый.

    Работа над поведением. Перестаньте подражать кому-либо или идти в разрез со своими устоями. Это не означает, что нужно делать агрессивные или провокационные выпады на публику. Людей, следующих единой линии поведения и наследующих своих принципы уважают, на таких личностей равняются. Станьте не одним из многих, а человеком со своими устоями и правилами жизни. Люди, которые боятся, что о них скажут другие, далеки от чувства собственного достоинства и самоуважения.

    Работа над обретением чувства собственного достоинства

    Безобидные шутки друзей, колкое слово коллег или родственников в ваш адрес, приводят безвольного человека к самокопанию. Ухудшается ситуация обидой, длительным бичеванием себе. Если вы относитесь к такой категории людей, то пришла пора поработать над обретением чувства собственного достоинства.

    Качество жизни определяет сам человек, формируя физические и личностные качества. Другими словами, что вы себе пожелаете в жизни, то и получите. Не менее важно выполнение задуманного. Написанный план на бумаге, так и останется мечтами, если не будете действовать.
    Зафиксируйте в блокноте качества, которыми хотите обладать. Опишите, как должен проходить ваш день, чем хотите заниматься на выходных, где планируете провести отдых. Добиваясь поставленных целей, вы приобретаете уважение к себе и чувство собственного достоинства.
    Проведите самоанализ. Посмотрите, что мешает , желаний. Частые причины – это , отсутствие в окружении людей, способных поддержать, безвольность, игнорирование собственных потребностей. К отдельной категории относятся люди-теоретики. Такие личности все знают и умеют, но только на словах. К активным действиям не переходят, так как не хватает воли и .
    Полюбите себя. Запретите отзываться мысленно и вслух о своей персоне негативно. Похвалите себя за положительные качества, в отрицательных сторонах найдите хорошее. Выполняйте каждую неделю небольшие желания, крупные – раз в месяц. Вычеркивайте выполненные дела из списка. Это мотивирует продолжать дальше и не останавливаться, появляется гордость за себя, развиваются волевые качества.

    Закройте долги. В первую очередь речь идет, не о финансовых долгах, а незавершенных делах. Составьте список хвостов и уделяйте их решению 1–2 часа в день. Крупные задачи разбивайте на мелкие части. Двигаясь вперед, увидите результат и очиститесь от камней нерешенных проблем, висящих на вас годами.

    Не забывайте, что в здоровом теле – здоровый дух. Подключите правильное питание и физические упражнения. Не превращайте занятия спортом в обязательные. Подберите секцию, следуя увлечениям: игра в теннис, занятия танцами, фитнес или освоение йоги.

    Для формирования таких качеств, как достоинство и уважение требуется время. Выделите время для занятий, выполняйте упражнения и задания каждый день. Не ищите причин отказаться от работы над собой. Всегда можно найти 10 мин. в день на упражнения. Просто вставайте раньше по утрам.

    Как воспитать в себе чувство собственного достоинства? Описанные выше советы помогут, но попробуйте усилить результат упражнениями, рекомендуемыми психологами:

    Определите ценности, на которые планируете равняться. Выпишите положительные качества 3 близких людей. Затем дайте краткую характеристику каждому другу, какие черты нравятся, что нужно усилить. Проведите сравнительный анализ между людьми, отметьте общие качества, совместимость. Теперь посмотрите, что получилось.
    Нарисуйте карту жизни. Отметьте на листке значимые события, анализируя прошлое. Выставите их в порядке убывания, ориентируясь на степень важности. Вспомните, как ощущали себя в период происходящих событий, какие чувства испытывали.

    Эти упражнения помогают понять, какие ценности важны для вас и открывают модель поведения. Теперь вы понимаете слабые стороны и знаете, что нужно подкорректировать, чтобы воспитать чувство собственного достоинства.

    11 февраля 2014, 19:13