Что значит жить разумом. Стоит ли подменять чувства разумом

Ум и разум – это одно и тоже, как по-вашему? А вот по Ведам – эта разница есть, и она таится в сфере контроля. Давайте разбираться, так как я думаю, что этот пост может заставить вас задуматься и многое переосмыслить.

Физическое тело

Если взять человека и «разложить его по полочкам», то самой грубой его составляющей является материальная часть, а именно физическое тело.

Чувства

Над телом (выше по уровню) стоит уже более «продвинутая часть» человека – это чувства (зрение, слух, осязание… — не путайте с эмоциями), которая и контролирует тело. Органы чувств, в зависимости от ситуации заставляют тело вырабатывать определённые гормоны, ускорять ритм сердца, повышать «боеготовность» организма и т.д. Чувства напрямую связаны с эмоциями.

Ум

Чувства контролирует ум, который и направляет органы чувств на разные объекты и события. Ум - это особенность не только человека, но и животных. Кроме контроля над чувствами, уму присуща деятельность принятия или отвержения, чем он постоянно и занимается. Кстати, ум сам по себе, не такой уж и «умный», так как независимо от последствий, он только и делает, что ищет комфорта и наслаждения, и всеми путями старается избежать боли и неприятного.

Вывод — ум через органы чувств ищет только наслаждений, не думая о последствиях.

Разум

Если бы ум был для современного человека «высшей инстанцией», то вся наша деятельность сводилась бы только к тому, чтобы вкусно поесть, заняться сексом и сладко поспать, но к счастью для нас, над нашим умом есть «начальник поумнее» — это разум.

Разум контролирует ум, а значит контролирует и весь организм, только с одной оговоркой – если разум действительно развит и силён.

Работа разума весьма схожа с работой ума – принимать или отвергать, но разница в том, что в отличии от ума разуму свойственно анализировать и оценивать примерно так: «Да, это может быть и приятно, но это не лучшее решение, так как последствия этого действия могут быть плачевными. Лучше я потерплю сейчас, но огражу себя от вреда впоследствии».

Как видите, разум куда дальновидней ума, он не идёт на поводу у чувств, он более разумный начальник.

Разум – это то, чем мы различаемся от животных.

Душа

И несколько слов о самой тонкой субстанции нашего организма – о душе. Душа стоит выше разума, собственно это и есть истинный ты.

Жить душой – это значит полностью полагаться на «Разум (ВОЛЮ) Бога», всегда и всех любить (не как эмоцией), иметь связь с Богом…

Душой живут просветлённые, святые люди, душой живут маленькие дети. Душе не свойственен эгоизм, злость и прочие негативные эмоции, душа почти всё знает и смотрит на мир «без очков и тумана в голове».

Жить душой – это лучший вариант жизни, но к сожалению, для нас пока это очень сложно, так как для этого надо очиститься от всего негатива и отказаться от многого «земного».

Как видите, все мы устроены довольно сложно (на самом деле намного сложнее) и в нас есть всё, чтобы жить правильно и счастливо. Но почему тогда мы все живём по-разному?

А всё дело в том, что каждый из нас живёт по сценарию того, кто в данный момент «царь в голове».

Наличие разума – это не гарантия того, что он сильнее ума. Если разум сильно развит, то да, но если нет, то человек становится «рабом страстей».

Давайте рассмотрим некоторые сценарии развития жизни, в зависимости от того, «кто у власти»

Ум – у власти

Если ум сильнее разума, то от «греха не убежать». Такой человек живёт эмоциями и ищет таких удовольствий, как: вкусно поесть, потрахаться, побольше денег и т.д.

Ум живёт девизом: «Пусть мне сейчас будет хорошо, а там будь, что будет». Это путь алкоголизма, наркомании, спида и насилия. К счастью тотальная власть ума – это явление очень редкое, так как разум, хоть и в разной степени, всё же тоже имеет свою силу и вмешивается в каждую ситуацию.

Разум или «правильный царь в голове»

Как я уже писал выше, «жить душой» — это лучший из вариантов жизни, но для большинства из нас сегодняшних, это пока ещё очень трудно, а ближайшей, высшей ступенькой духовного развития — будет жизнь разумом.

Сильный разум – это гораздо лучше сильного ума. Благодаря разуму можно избежать множество ошибок, про таких говорят: «У него царь в голове». Если развит разум, человек не идёт на поводу чувств, не даёт уму идти по разрушительному пути поиска удовольствий, а берёт всё это под контроль, стараясь принять правильное решение.

Жить душой – это жить с Богом

Разум – это круто, но без души, это просто компьютер для принятия логичных решений. И хоть, большинству из нас до просветления пока далеко, это не значит, что душа не вмешивается в выбор каждого поступка. Как бы не была развита личность, но голос совести (души) свойственен каждому человеку, хоть и в разной степени.

Живут душой просветленные люди, к такой жизни надо стремиться и нам. Жить душой – это жить с Богом, в Боге, по заповедям Него. Это жизнь без страданий, а если я точнее, то я скажу так: это жизнь, где физические страдания практически нечего не значат, ведь ты в таком состоянии ощущаешь себя нетленной частичкой Мирового Океана Жизни.

Ты задумался?

Прочитав мой маленький, упрощённый экскурс об иерархии ума, разума, чувств и души ты уже наверняка призадумался над такими простыми, но очень важными для каждого из нас вопросами: «Так кто же сейчас из царей в твоей голове? Кто из них имеют реальную силу в твоей сегодняшней жизни?» .

А вот ответ на вопрос: «Что делать, чтобы перескочить выше на «одну ступень», к примеру, с власти ума на силу разума?» — то, это уже тема следующих постов.

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

«Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сам а возможность жизни». (Л. Толстой)

На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия, сдерживать излишние эмоции, предостерегать человека от необдуманных поступков. Разум все всегда взвешивает. А чувство — это высшая форма эмоционального отношения человека ко всему, что его окружает. Что важнее для человека: разум или чувство? Как человек должен жить? Руководствоваться разумом или давать волю своим чувствам?

Поиски ответов на эти вопросы занимали умы поэтов и писателей. Герои многих литературных произведений нередко оказывались перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Обратимся к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров и Одинцова... До встречи с Одинцовой Базаров — человек разумный, уверенный в своих силах, гордый и целеустремленный. Он не способен на какие- либо чувства. Это лишнее в его жизни, все это романтизм. Но как только появляется Одинцова, герой меняется. Он уже не может сохранить выдержку, самообладание и полностью, сам того не осознавая, погружается в море чувств. От цинизма, свойственного ему (вспомним: «на остальных баб не похожа»), не остается и следа. Он понимает, что чувства начинают преобладать над разумом. Как это в романе показывает Тургенев? Базаров идет в лес, топает ногами, ломает сучья, словно хочет подавить в себе это чувство любви, так неожиданно и некстати вырвавшееся наружу. Он с негодованием осознает, что становится романтиком. Удается ли ему справиться с собой? Вряд ли. Он только загоняет свое чувство вглубь. Базаров убегает от любви к родителям. Случайное заражение тифом приводит его к смерти. Одинцова приезжает к нему попрощаться. И вот тут читатель видит, что чувства Базарова все-таки победили разум. Увидев Одинцову, он позволяет себе «рассыропиться». Когда-то Базаров просил Аркадия не говорить красиво. Метафора «дуньте на умирающую лампаду» ярко свидетельствует о том, что, оказывается, Базаров тоже умеет говорить красиво.

А что же Одинцова? Она лишена чувства любви, как, впрочем, и других чувств. В отношениях с Базаровым ее больше всего беспокоило то, как бы все это не привело к чему-нибудь. В ее жизни преобладает только разум. И в конце романа мы видим, что Одинцова выбирает спокойный образ жизни, она опять выходит замуж и опять без любви.

Нельзя не вспомнить еще один роман. Это роман- эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Хотелось бы обратить внимание на образ Наташи Ростовой. Сущность Наташи — любовь. Это чувство посещает ее впервые на балу, где она встречает Андрея Болконского. Но Наташа и Андрей — люди разные. Он живет разумом, а она чувствами. Воссоединиться сразу с Андреем нельзя — надо подождать год, так распорядился старик Болконский. Могла ли Наташа подчинить в данной ситуации свои чувства разуму? Наверное, нет. Она жаждет любви, она хочет быть с Андреем. А ей говорят, что надо подождать. Она должна любить сейчас и быть любимой и поэтому начинает испытывать влечение к красавцу Анатолю Курагину, а потом решает с ним бежать. Вот тут-то разум должен был бы заговорить. Ан нет! Наташа слушает только свое сердце и совершает ошибку, за которую жестоко поплатилась. Надо было обуздать свои чувства, остановиться. Но Наташа еще так юна, чтобы слышать голос разума...

Итак, сделаем вывод. Разум и чувства идут рядом. Жить только одним разумом нельзя, потому что если человек будет руководствоваться только разумом, то жизнь будет однообразна, скучна, неинтересна. Только чувства могут сделать жизнь содержательной, насыщенной, яркой.

Чтобы развить в себе способность мыслить, способность думать логически и быть объективными, старайтесь смотреть на жизнь без эмоциональных и субъективных фильтров - и вы увидите перед собой все истинное. Используемый должным образом, разум - мощное орудие , поддерживающее вашу душу на пути ее эволюции. Это канал, через который вы видите мир и интерпретируете его. Ничто так не питает ваше интуитивное сознание и духовное развитие, как острый, аналитический, рациональный ум - тот, что тщательно за всем следит, в точности все записывает и отмеряет нужные порции информации.

Проблемы возникают тогда, когда вы смущаете объективный рассудок алогичными или автоматическими выводами, понятиями и догами - или мнениями, почерпнутыми у других людей. Это - общая ошибка.

Наблюдайте за всем и познавайте все, включая и свои чувства, но не допускайте, чтобы они овладевали вами. Они слишком интенсивны, а в пылу горячечной реакции все теряет свою ясность. Однако чувства остывают медленно, и все время оставаться в состоянии такой горячности очень трудно. Физическое тело устает под давлением сильных эмоций и того количества адреналина, которое они впрыскивают в него, поэтому, достигнув точки пресыщения, вы от них просто закрываетесь. Находясь в подобном состоянии, никогда не пытайтесь разрешить ситуацию и не планируйте свои действия. Ваши восприятия будут неточными, а доступ к Высшему «Я» - блокирован. - только тогда вы сможете все ясно видеть и действовать разумно и творчески.

У всех вас есть так называемые «слепые зоны» - то есть места, где вы не способны узреть более масштабную картину. Эти зоны - результат вашего воспитания, влияния социальных условий и даже прошлых жизней. Урок вашей души заключается в том, чтобы устранить эти барьеры разума. Стремитесь увидеть то, что скрыто от вас. Где именно ваш разум становится в тупик из-за неспособности или нежелания как можно объективней и точней узреть более глобальную картину явлений? Какие поведенческие эмоциональные реакции перекрывают вам доступ к Внутренней Мудрости? Задумайтесь над этими вопросами - и ваше Высшее подскажет вам ответы.

Игнорируйте точку зрения эго. Оно слишком близоруко, субъективно и неуверенно в себе, оно постоянно обороняется, оправдывает себя, осуждает и критикует других, гневается и всего боится. Вместо этого смотрите на жизнь с точки зрения Высшего «Я» - оно всегда спокойно, объективно, нацелено на творчество и принятие разумных решений, никого не осуждает и всех любит.

Слабo развитый рассудoчный ум часто является следствием неадекватнoгo видения - не только зрительнoгo видения, хoтя oнo тоже играет свoю рoль, нo и прoзрения и наблюдательнoсти. Вы когда-нибудь слышали пoслoвицу: «Видишь только то, что желаешь видеть»? Нoсите ли вы рoзoвые oчки, oтфильтрoвываете ли все неприятнoсти, вoспринимаете ли мир как напoлoвину пустой стакан или видите только темные, негативные аспекты ситуации - ни oдин из этих спосoбoв видения не дает тoчнoй картины реальнoсти, и пoтoму вы oказываетесь неспoсoбными изменить ее.

Прoверяйте свoе зрение на чистoту. Если зрение лишенo четкoсти и oстрoты, значит, такoв же и ваш разум. Фoкусируйтесь на свoих наблюдениях, чтoбы видение ваше на всех урoвнях былo незамутненным и ясным. Чем бoлее oбъективнo вы различаете нынешние услoвия и чем меньше предубеждений вы вкладываете в сoбственнoе вoсприятие, тем бoлее вы гoтoвы к вoссoединению сo свoим Высшим «Я», кoтoрoе приведет вас к пoзитивным решениям и эффективным твoрческим дoстижениям.

Как-то один мой клиент безрассудно обвинил свою жену в измене и потребовал развода только потому, что увидел, как она целуется в ресторане с другим мужчиной. И неважно, что в это время она сидела дома с детьми. Он отказывался принимать ее категорические заверения в том, что она ему не изменяет, предпочитая верить собственным глазам. Проблема была в том, что он был ужасно близорук и, хотя он считал, что видел свою жену, на самом деле это была не она, а ее младшая сестра. Он признал свою ошибку и извинился только три недели спустя, когда сестра жены пришла навестить их и представила своего жениха, который оказался тем самым «другим мужчиной». Смешно, не правда ли? Однако не обманывайте себя - подобные вещи случаются постоянно.

Слишком эмоциональные реакции связывают ваши творческие способности. Не позволяйте яду чувств отравлять себя, не давайте чувствам манипулировать вашим восприятием. Провентилируйте, прочувствуйте, выразите свои импульсы, прислушайтесь к ним, а затем приведите в спокойное состояние. Когда они успокоятся, вновь с ясным умом изучите ситуацию, прежде чем решить, какие действия и в каком направлении предпринимать.

Предубеждения, «слепые зоны», мнения и наваждения закрытого ума калечат вашу способность искусно творить желаемое. Божественный Дух ничего не скрывает и ничего не осуждает. Разум, если его умело привлечь и должным образом настроить, становится мостом, соединяющим то, что существует сейчас, с тем, чего вы ждете от будущего.

Теперь вы можете применить этот урок на практике.

  • Если вы отличаетесь эмоциональной горячностью или слишком слезливы и готовы лить слезы по любому поводу; если редко помните точные детали, касающиеся людей, мест или событий; если все воспринимаете на свoй счет и удивляетесь, пoчему мир так жесток; если увязли в жизненных коллизиях, кoтoрые следуют oдна за другой, причем пo oднoй и той же схеме; если ваши реакции бездумны, если вы слишком тoрoпитесь и сразу же срываетесь с места и часто склoнны к незрелым суждениям и пoступкам, - значит, вы нoвичoк в этoм урoке.
  • Если вы наделены дарoм высокой чувствительнoсти пo oтнoшению к людям и явлениям и быстрo oт них закрываетесь; если вы слишком ранимы; если вы oчень неoхoтнo вoспринимаете взгляды других людей; если тoрoпитесь и начинаете гoвoрить и действoвать, не пoдумав, в результате чегo частo неправильнo oцениваете тoчку зрения другoгo челoвека; если ведете дневник и не прoчь пoсетить психoтерапевта, чтобы лучше себя пoнять, - значит, вы ученик.
  • Если вы никогда не тoрoпитесь с принятием решений и, прежде чем что-либо сделать, oснoвательнo изучаете ситуацию сo всех стoрoн; если звoните дoверенным друзьям и надежным сoветчикам, чтобы oни пoмoгли вам разoбраться в прoблеме, кoгда вас пoкидает яснoсть мышления; если уделяете пристальнoе внимание людям, местам и oбъектам и oстрo пoдмечаете все их детали; если даете себе труд пoразмыслить, прежде чем действoвать, и предпoчитаете высказывать свoе мнение, только кoгда спокoйны; если ждете oтветы на любые вoпрoсы лишь пoсле тoгo, как тщательнo изучили этoт предмет, - значит, вы пoдмастерье.
  • Если вы наделены фoтoграфическoй памятью, если не скользите взглядoм пo пoверхнoсти, а спoсoбны прoникать в суть вещей; если вoздерживаетесь oт умoзаключений и принятия решений, прежде чем не пoлучите всю неoбхoдимую инфoрмацию, не oтсoртируете и не oсмыслите ее; если у вас oткрытый ум и вы всегда стремитесь узнать больше, особенно в тех областях знаний, где вы считаете себя достаточно сведущим; если молитесь, медитируете и ждете подсказок и указаний от своего Высшего «Я», - значит, вы на пути к мастерству в этом уроке души.

Если вы новичок:

Сбавьте ход и успокойтесь.

  • Прежде чем делать выводы, соберите побольше информации и убедитесь, что ее источники объективны и надежны.
  • Подмечайте как можно больше деталей, когда общаетесь с людьми или попадаете в новые места.
  • Когда чувствуете, что излишне эмоциональны, сделайте глубокий вдох и выдох, прогуляйтесь или примите душ и расслабьтесь.

Если вы ученик:

  • Запишитесь в группу поддержки, чтобы найти единомышленников и обрести новые перспективы.
  • Откройте свой ум и старайтесь воспринимать не только свою точку зрения, но и точку зрения других людей.
  • Выявите свои «слепые зоны», изучив повторяющиеся проблемы с помощью учителей, психотерапевтов и непредубежденно мыслящих Друзей.
  • Проверьте свое зрение, смените очки и выполняйте упражнения, тренирующие глазные мышцы.
  • Ежедневнo старайтесь пoдмечать нoвые явления и при встрече со знакoмыми людьми или пoсещении знакoмых мест выявляйте все новые детали.

Если вы пoдмастерье:

  • Пoпрoсите Высшее «Я», чтoбы oнo указалo вам «слепые зoны» и пoвысилo ваше oсoзнание. Несколько минут в день выпoлняйте физические и медитативные упражнения.
  • Когда oкажетесь перед лицoм жизненных коллизий и перемен, сосчитайте дo десяти и сделайте глубoкий вдoх и выдoх, а не пускайтесь сразу вo все тяжкие.
  • Задавайте вoпрoсы, занимайтесь исследoваниями или запишитесь в сooтветствующую школу, где вам пoмoгут узнать все o тoй или инoй ситуации, пoвтoряющейся прoблеме или сфере ваших твoрческих интересoв.
  • Дoверяйте вашим советчикам пo жизни, тем, ктo выслушает вас и пoмoжет oтсoртирoвать всю собранную инфoрмацию, дабы вы мoгли сoставить пo вoзмoжнoсти ясную и наибoлее тoчную картину.
  • Как только изучите и систематизируете все данные, oбратитесь к свoей Высшей Мудрoсти за пoлучением oпределеннoгo oтвета или решения.

Если вы на пути к мастерству и пoлнoму усвoению этoгo урoка:

  • Читайте нoвые книги, пoсвященные старым любимым темам.
  • Когда вступаете с кем-то в диалог, тщательно следите за состоянием своей головы и сердца и не отказывайтесь от дополнительной информации, когда бы ваш дух ни предложил ее.
  • Находите время, чтобы побыть в одиночестве, обдумывая, взвешивая и сортируя усвоенное.
  • На конечной стадии абсолютно все дела и проблемы передоверяйте своему Высшему «Я» для принятия окончательного решения.

Урок души:

Совершенствовать и очищать свой разум.

Цель души:

С помощью Высшего Разума видеть наличие Истинного Духа во всех людях, на какой бы стадии развития они ни находились.

по материалам из книги: Соня Чокет - "Душа, её уроки и цель".

Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг. Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости. Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.

Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.

Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.

Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.

Существует масса примеров, когда люди страдали из-за своих чувств. Они ярко описаны в русской и мировой литературе. В качестве примера можно избрать произведение Льва Толстого «Анна Каренина». Если бы главная героиня не влюбилась безоглядно, а доверилась бы голосу разума, она бы осталась жива, а детям не пришлось бы переживать смерть матери.

И разум, и чувства должны присутствовать в сознании в приблизительно равной пропорции, тогда есть шанс на абсолютное счастье. Поэтому не следует отказываться в некоторых ситуациях от мудрых советов старших и более умных наставников и родственников. Существует народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих». Если извлечь правильный вывод из этого выражения, можно смирить порывы своих чувств в некоторых случаях, которые могут пагубно отразиться на судьбе.

Хотя иногда сделать усилие над собой очень сложно. Особенно, если симпатия к человеку переполняет. Некоторые подвиги и самопожертвования совершены от большой любви к вере, стране, собственному долгу. Если бы армии пользовались только холодным расчетом, они вряд ли бы поднимали свои знамена над покоренными высотами. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не любовь русского народа к своей земле, родным и близким.

Сочинение 2 вариант

Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.

Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.

Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.

Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

Краткое сочинение

Многие считают, что разум и чувства две вещи совсем не совместимые друг с другом. Но как по мне это две части одного целого. Не бывает чувств без разума и наоборот. Все что чувствуем, мы обдумываем, и порой когда мы размышляем, появляются чувства. Это две части создающие идиллию. Если хотя бы один из составляющих отсутствует, то все действия будут тщетны.

Например, когда люди влюбляются, они обязательно должны включать свой разум, так как именно он может оценить всю ситуации и подсказать человеку правильный ли он сделал выбор.

Разум помогает не ошибиться в серьезных ситуациях, а чувства порой способны интуитивно подсказать нужную дорогу, даже если она кажется нереальной. Овладеть двумя составляющими одного целого не так то и просто как звучит. На жизненном пути придется столкнуться с немалыми трудностями, пока сам научишься контролировать и находить нужную грань этих составляющих. Конечно же, жизнь не идеально и порой необходимо выключать что – то одно.

Нельзя постоянно держать баланс. Порой необходимо доверится своим чувствам и сделать рывок вперед, это будет возможностью почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет.

Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Паустовского Мещерская сторона

    Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»

  • Сочинение по картине Рылова Зеленый шум (описание)

    Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

  • Какой смысл люди вкладывают в слово воспитание? Вероятно, речь идет об умении держаться в обществе и соблюдать определенные традиции, но может ли воспитание иметь однозначный смысл?

  • Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дарья Мелехова - героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен.

  • Тема свободы в поэме Мцыри сочинение

    Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

Модель: личностная.

Цели и задачи урока:

  • “Погружение” в удивительный мир писателя, “вживание” в созданный автором мир, приобщение к “секретам” авторского мастерства;
  • Постижение нравственных проблем произведения;
  • Воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;
  • Формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию, умения вести диалог;
  • Анализ художественного текста;
  • Закрепление литературоведческих терминов;
  • Развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы. Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
  • Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.

Оборудование: магнитофон (на уроке звучит музыка Ф. Шопена “Вальс”, Бетховен “К Элизе”)

Оформление: портреты писателя, рисунки, высказывания, схемы

Эпиграфы:

Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее.

Л.Н. Толстой о романе И.А. Гончарова “Обыкновенная история”

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!

Н.В. Гоголь

Чувства не врут. И. Гёте

Ход урока

Звучит музыка (Ф. Шопен “Вальс”).

Выходит ученик в роли Александра Адуева.

“Жизнь… Жизнь так хороша, так полна прелести, чего-то таинственного, заманчивого, скрывающего в себе так много.

Но неужели я ошибался и в заветных думах, и в теплых верованиях в любовь, в дружбу, и в людей… и в самого себя? Что же жизнь? Как жить – чувством или разумом?”

Слово учителя: Сегодня мы с вами обратимся к произведению И.А. Гончарова “Обыкновенная история”, написанном в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?

В творческом наследии И.А. Гончарова романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” занимают главнейшее место. В них писатель видел своеобразную трилогию.

На ваш взгляд, что объединяет все три романа Гончарова?

  • “Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одною последовательною идеею – перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой”. И.А. Гончаров.
  • Антитеза “героя – идеалиста” и “героя – практика” в разных ее вариациях станет ведущей для романного мира Гончарова.
  • Писатель показал представителей патриархального и буржуазного укладов (обращение к схеме).
  • Общая тема всех романов – Россия на переломе двух исторически эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной.

Учитель: Л.Н. Толстой советовал современникам: “Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее”.

Надеюсь, совет Толстого пригодится и нам.

Белинский, неистовый Виссарион, считал этот роман “страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму”.

А каково ваше мнение о романе?

  • Автор дает объективное описание картины русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века.
  • Диалоги дядюшки и племянника написаны с блеском. Дядя уверено разбивает племянника.
  • Это история о том, как милый деревенский провинциальный юноша превращается в человека практического. Наивный, чистый провинциал – идеалист становится чудовищем.
  • Мне понравился образ Лизы. И, на мой взгляд, именно Лиза права, считаю, что норма – это сердце в ладу с рассудком.
  • Я считаю, что сюжет и композиция очень просты. Состоит из 2 частей с эпилогом. Главный герой, молодой человек Александр Адуев, живший идиллистической жизнью под крылом своей матушки Анны Павловны, решает покинуть родное поместье Грачи. Но все его мечты разбиваются о бездушную атмосферу Петербурга, где от человека требуется одно умение – “больше любить свое дело, чем человека, все рассчитывать и обдумывать”.
  • На мой взгляд, сюжет содержит “вечное зерно” – библейский мотив о блудном сыне.
  • Я считаю, что главная тема произведения – это тема любви. Она способствует пониманию характера главного героя. Каждая из героинь (Сонечка, Наденька, Юлия, Лиза) дается в восприятии Александра, причем при изменении взглядов героя на любовь меняется и его понимание роли женщины в обществе. К сожалению, от романтического воспевания не остается и следа.

Что является главным в содержании романа?

  • Драматическим содержанием романа являются взаимоотношения двух главных персонажей: племянника и дяди.
  • Между ними происходит своеобразный поединок на право прожить жизнь согласно своим идеалам. Каждый из героев старается отстоять свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей.
  • А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.
  • Основа композиции – антитеза.
  • А в центре романа – конфликт двух “философий жизни”: философии чувства и философии разума. Первую представляет романтик жизни – Александр Адуев, вторую – делец, практичный человек – Петр Адуев.

Учитель: Конфликт в “Обыкновенной истории” принято называть диалогическим. Он порожден несходством жизненной философии. Для Гончарова важен поиск гармонии. Итак, юноша, полный высоких и благородных, душевных порывов.

Кого напоминает этот литературный герой?

  • Образ Адуева часто соотносится с образом Ленского, героя романа “Евгений Онегин”. Пушкин, как известно, допускал, что его герой мог бы быть “повешен, как Рылеев”, но его мог ждать и иной удел: перерождение из пылкого мечтателя в обыкновенного помещика.

Учитель: Эту идею поэта развивал В.Г. Белинский, который был уверен, что Ленского, несомненно, ожидает последнее. Гончаров, как раз, и показал подобный вариант перерождения, намеченный еще Пушкиным.

Давайте посмотрим, о чем спорят наши герои, и какими они представлены в начале романа: Инсценировка (приезд А. Адуева к дяде, первая встреча)

На чьей вы стороне: дяди или племянника?

Во что верит Александр, в чем он убежден? Каковы его ценности?

Каким вам кажется поведение дяди? Быть деловым человеком –веление века? Какого: 19, 20, 21?

(Cопоставление героев, заполнение таблицы – Приложение 1)

Сразу ли изменился Александр?

  • Он принял правду Петербурга только после 10 лет жизни в нем.
  • Герой проходит закономерные стадии взросления.
  • Разочарования преследуют его не только в любви, но и в творчестве, на службе. В отчаянии он доходит до попытки самоубийства.
  • Он даже уезжает из Петербурга в имение к матери. Но “покойная” жизнь показалась скучной, он возвращается в столицу только за карьерой. Появляется новый Адуев с лысиной, с орденом на шее, пополневший. Он – крупный чиновник и обладатель большого состояния.
  • Из романтика Александр превратился в скептика, циника, эгоиста, разочарованного в жизни, любви. Это деятельный практик, для которого все определяется расчетом.
  • Для себя он открывает обыкновенные и страшные истины: надо быть дельцом. Быть человеком – дела и расчета, а мера ценностей – деньги.

Кто виноват в крушении возвышенных надежд Александра?

  • Бюрократичный Петербург.
  • Циничный скептик дядя.
  • Расчетливый, жестокий век.
  • Просто человеческое сердце стало иным.

Для вас неожиданный эпилог или закономерный?

  • Конец романа закономерен: у бывшего поклонника Шиллера- “плешь, почтенное брюшко, начало геморроя, прекрасное жалование и богатая невеста”.
  • От прежних идеалов Александра – не следа, он даже стыдится их.

Считаете ли вы, что тип романтика устарел?

  • Да, хотя романтизм Адуева, его вера в любовь “навеки” и дружбу “по гроб жизни” - канва не глубокая. Но что в них смешного, дурного? Ничего, и даже наоборот. С истинно человеческой точки зрения, эти чувства нормальны, необходимы, и даже самого Адуева в течение нескольких лет оберегают от пошлости.
  • Но пошлость побеждает. Восторги любви, упоение дружбой просто неприличны для надворного советника и кавалера.

Инсценировка: сцена эпилога

Почему в эпилоге романа И.А. Гончаров изобразил Адуева – старшего несчастным, страдающим?

Для вас последняя сцена объятий героев – это символ примирения поколений, эпох?

Почему “Обыкновенная история”? В чем она обыкновенна?

К какой мысли подводит читателя? На чьей стороне автор?

  • Автор показывает односторонность позиций героев, убеждая читателей в необходимости гармонии “ума” и “сердца”
  • Писатель подводит читателя к мысли о равнозначности в человеческой жизни и ума и пылкости сердца.
  • Герои изменились не только внешне, произошла метаморфоза, они меняются местами. Ушел в прошлое впечатлительный юноша-мечтатель, теперь он преуспевающий человек, а Петру Ивановичу в конце романа, чтобы спасти жену, потребовалось больше сердца и чувства, чем “головы”.
  • Исповедуя философию трезвого дельца, старший Адуев оставил все это в прошлом за ненадобностью.
  • Произведения актуально во все времена

Учитель: Писатель не выносит приговора никому из своих героев, Гончаров никогда и не походил на обличителя. Да, наивна пустая мечтательность, но страшен деловой, расчетливый прагматизм. Гончаров грустит по поводу рассказанной истории, и просит, как когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны человеку в его юности.

“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!”

Как жить – чувством или разумом? Нет прямого ответа на этот вопрос. Читатель сам ищет ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь…

Литература

  1. Великие россияне/ Биографическая библиотека Ф.Павленкова. – М.: “Олма – пресс”, 2003. – с. 407.
  2. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: - Ч.1. – М., Московский Лицей, 2003. – 139 – 145с.
  3. Ю.А. Гаецкий Миллион терзаний: Повесть о Гончарове. – М.: Дет. лит., 1979. – 61-81 с.