Что включает понятие экономическая культура. Что такое экономическая культура

Тема урока обществознания в 10 классе:

Цель урока:

1.Формирование представлений о сущности и структуре экономической культуры, её влиянии на цели и результаты экономической деятельности.

2.Реализация краевой целевой программы «Качество», направленной на повышение качества жизни населения как основы социальной стабильности.

3.Способствование развитию познавательной активности учащихся, умений выявлять свои потребности, определять качество товаров и использовать информацию, полученную на уроке, в практической деятельности.

4.Привитие потребительской культуры, осознанного отношения к поступкам в потребительской сфере.

Основные понятия: экономическая культура, экономическая направленность личности, экономическая свобода, рациональный потребитель

Предварительная подготовка : заготавливаются индивидуальные бланки для участников: бланк № 1 - «Статьи доходов семьи» и бланк № 2 - «Статьи расходов семьи»

Ход урока

Вступительное слово учителя:

То есть первый враг денег - это мы сами, если наши желания опережают наши возможности. В погоне за финансовым благополучием мы стараемся заработать как можно больше денег, а потом обнаруживаем, что чем больше денег, тем больше желаний.

Для успешного выполнения нами этой задачи необходимо разобраться

Во-первых, что такое экономическая культура и как она влияет на экономическую деятельность людей,

Во-вторых, кто такой рациональный потребитель. Каждый из вас может проверить степень своего благоразумия в потребительской сфере, ответив на вопросы теста «Рациональный ли вы потребитель?»

Итак, что же такое культура? Существует множество определений - их более 140. Вот некоторые из них:

(из предложенных определений учащиеся выбирают те, которые вписываются в контекст экономической культуры)

Это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством в процессе жизнедеятельности;

Это действия и поступки человека, в которых выражается его осознанное отношение к окружающему миру, его понимание добра и зла, справедливости и несправедливости;

Это вся целостная человеческая деятельность в природной среде, её результаты, доступные для восприятия другими людьми.

Экономическая культура - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Анализ определения и материалов учебника позволяет выделить структурные элементы экономической культуры . Можно предложить ученикам выполнить усложненное задание ЕГЭ части Б - заполнить в схеме недостающие элементы (предложить макет схемы, а все данные вносят сами):

Ученики могут предложить различные варианты, учитель, корректируя их? предлагает для записи следующую схему:

В чем проявляется экономическая культура общества?

Что знает и умеет человек с высокой экономической культурой?

Как оценить уровень экономической культуры?

Предлагаю вам оценить уровень своих экономических знаний, выполнив задание ЕГЭ В3:

Сопоставьте названия государственных программ с их целями:

Название программы

Цели и задачи программы

  1. Пенсионная реформа РФ
  1. Краевая целевая программа «Качество»
  1. Программы повышения уровня и качества жизни населения РФ

А.Повышение уровня жизни старшего поколения и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Б.Формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики

В. Выявление высококачественных товаров и услуг, и содействие их продвижению на потребительский рынок; защита населения края от недоброкачественной продукции, вредной для окружающей среды и здоровья людей

Ответ: АВБ

2. В наши дни на Кубани процветают различные отрасли экономики, которые оказывают влияние и на потребительский спрос и на активность предпринимателей.

Вопрос учащимся: кто на Кубани оказался в более выигрышных условиях - потребители или производители? (исходя из ответов на вопрос, класс делится на две группы)

Предлагаю группам - потребителям и производителям - прослушав краткую информацию о развитии экономики на Кубани, постараться решить проблему (команды получают карточки с заданием-проблемой):

Карточка № 1 (Для потребителей)

Как рационально вести домашнее хозяйство с учетом особенностей Кубанской экономики?

Карточка № 2 (Для предпринимателей)

Какую отрасль экономики Кубани выгоднее выбрать для своей предпринимательской деятельности?

Краткая информация

об основных отраслях экономики Краснодарского края:

Развитие экономики, а, следовательно, и особенностей потребления и производства, во многом зависят от природных факторов.

Ведущей отраслью экономики в нашем крае является сельское хозяйство, в котором трудится почти четверть всех работающих людей края. На Кубани возделывается более 100 различных видов сельскохозяйственных культур. Подавляющая часть российского производства винограда, чая, цитрусовых сосредоточена на Кубани. Успешно развиваются птицеводство и пчеловодство.

Особенности сельского хозяйства неразрывно связаны с развитием кубанской промышленности. На сельскохозяйственном сырье базируется перерабатывающая промышленность края, создавая в единстве с сельхозпредприятиями агропромышленный комплекс. На Кубани свыше 1000 перерабатывающих предприятий выпускают более 2000 наименований продовольственных продуктов, из которых более 700 отвечают европейским стандартам.

Как и сельское хозяйство, промышленность Краснодарского края постоянно модернизируется. В производстве внедряются новые, передовые технологии, что позволяет производить больше качественной продукции, не нанося ущерб окружающей среде.

Известна Кубань своими курортами и здравницами - Сочи, Геленджик, Анапа, Горячий Ключ и другие. Уникальные морские и горные курорты, целебные источники делают Кубань местом, куда со всей России стекаются миллионы отдыхающих.

Командам дается время 3-4 минуты на выполнение задания, предлагается выбрать капитана, который даст ответ с пояснениями к заданиям, время на выступление -1,5 минуты

Возможные выводы потребителей:

В домашнем хозяйстве выгоднее использовать товары кубанских производителей, потому что цены не повышаются из-за затрат на перевозку товаров, а качество зачатую выше, чем у производителей товаров иностранных производителей или производителей из других регионов.

Из-за особенностей почвы и климатических условий часть продукции (фрукты, овощи) можно выращивать в собственном подсобном хозяйстве.

Возможные выводы предпринимателей:

Учащиеся объявляют выбранную отрасль (фермерское хозяйство, перерабатывающее предприятие или курортный бизнес), что связано с особенностью климата (или географического положения) Краснодарского края.

В целом можно утверждать, что экономика Краснодарского края располагает огромным потенциалом, имея необходимые природные и людские ресурсы для дальнейшего успешного развития. Необходимо только разумно и взвешенно подходить к управлению экономикой, использовать передовой отечественный и зарубежный опыт.

Рациональный потребитель хорошо знает свои права. А являетесь ли вы рациональным потребителем?

К понятию «рациональность» близко понятие «благоразумие». Согласитесь, что благоразумие, проявленное при покупке товаров, может уберечь от бездумных растрат и многих проблем в будущем.

Тест «Рациональный ли вы потребитель?» и результаты

  1. 1.Часто ли вы выходите из себя по мелочам?
  2. 2. Не боитесь ли вы рассердить человека, который физически сильнее вас?
  3. 3. Начинаете ли вы громко разговаривать, чтобы на вас обратили внимание одноклассники?
  4. 4. Любите ли вы скатываться по перилам?
  5. 5. С удовольствием ли вы принимаете лекарства, когда заболеете?
  6. 6. Пойдете ли вы на все, ради достижения своей цели?
  7. 7.Любите ли вы больших собак?
  8. 8. Уверены ли вы в том, что когда-нибудь станете знаменитостью, как ваш кумир?
  9. 9. Умеете ли вы вовремя остановиться, когда чувствуете, что проигрываете?
  10. 10. Привыкли ли вы много есть, даже если вы не голодны?
  11. 11. Хочется ли вам знать заранее, что вам подарят на праздник?
  12. 12. Любите ли вы часами сидеть под солнечным или лунным светом?

Подсчитайте баллы: ДА - 0 баллов, НЕТ - 1 балл

Более 8 баллов:

Вы должны рассматривать себя как воплощение жизненной мудрости, разумности и уверенности в себе, что, однако, мешает вам быстро ориентироваться в жизненных ситуациях и может привести к тяжелой форме мании величия

От 4 до 8 баллов:

Вы - человек «золотой середины, обладающий развитым чувством меры и реально оценивающим свои возможности. Правда, чувство меры у вас развито настолько, что вам непросто чувствовать себя безмерно счастливым»

Менее 4 баллов:

По-видимому, вы - безрассудный субъект, которому всегда всего мало. Из-за своей кажущейся неудовлетворенности вы часто чувствуете себя несчастным, и, право же, вам полезно было бы радоваться жизни по мелочам.

Исходя из полученных результатов тестирования, нам необходимо определить, кто же такой рациональный потребитель. Рациональное поведение потребителя на рынке товаров и услуг предполагает определенную последовательность действий:

Ученикам предлагается заполнить бланк № 1 «Доходы семьи»

Условия:1.совокупный доход семьи не может превышать 60 тысяч рублей в месяц.

2.расчеты ведутся только в рублях.

Бланк № 1 «Доходы семьи»

Ф.И.участника ___________________________________________________

Количество членов семьи _________

Кем является в семье

Род деятельности

Сумма (в рублях), которую вносит в бюджет семьи

% от общего дохода

Общий расход

100%

После заполнения бланков № 2 участники сопоставляют доходы и расходы.

Победителями становятся те участники, у которых перечислены все необходимые расходы(включая расходы на питание, на выплату налогов и плату за коммунальные услуги), отсутствует дефицит бюджета, а также имеются сбережения.

При наличии времени можно организовать корректировку бланка № 2 (корректировка бланка № 1 запрещается!).

Слово учителя:

Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Старайтесь планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись.

Таким образом, сегодня на уроке мы определили, кто такой экономически культурный предприниматель - грамотный, инициативный, деятельный человек; и кто такой экономически культурный потребитель - это благоразумный покупатель, который взвешенно тратит каждый заработанный рубль. (Возможны самостоятельные выводы учащихся.)

Желаю вам финансового благополучия и процветания.

Домашнее задание:

1) Материалы учебника

2) Написать обществоведческое эссе по высказыванию Э.Сервуса, русского литератора:

«Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потрать большие деньги»


Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, сте­реотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.

Экономическая культура самым непосред­ственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие эко­номики. Такое влияние осуществляется через эко­номическую деятельность людей. Последняя зави­сит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические аген­ты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие эконо­мические блага более или менее предпочтитель­ны);нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения);приоритеты и пред­почтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ);экономические потребности (индивидуальные, семейные, группо­вые на разных уровнях);мотивация экономичес­кого поведения (объяснения, оправдывающие дей­ствия и поступки, а также выбор ценностей и норм).

Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.

Ориентации субъекта экономического процес­са лежат в основе типологии экономической куль­туры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от ре­лигиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре пат­риархального общества или традиционной эконо­мической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивиду­альная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры - проме­жуточном, но все еще докапиталистическом.

Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем яв­ляется дифференциация - различение ролей, ста­тусов, институтов и организаций, специализиро­ванных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.

За всю историю человечества можно устано­вить два основных способа экономического воспро­изводства. Соответственно определяются две основ­ные формы или модели экономической культуры.

Экономический процесс может осуществлять­ся в форме «централизованно управляемого хо­зяйства», т.е. регулироваться планами одного со­ставителя планов. Если экономическая ячейка не­велика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой се­мье, то речь идет о «собственном натуральном хо­зяйстве». Или же ситуация, в которой экономи­ческий процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государствен­ного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяй­ства, а значит, к закрытому типу общества.


Что касается социализма, то свою общеэконо­мическую задачу, распадающуюся на три момен­та: определение структуры общественной потреб­ности; распределение ресурсов общества для удов­летворения потребности и распределение произ­веденного продукта, - он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.

Базовой моделью открытого, современного об­щества является экономическая культура рыноч­ного хозяйства, в которой многочисленные инди­видуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между со­бой в формах рынка, функционируют по принци­пу самоорганизации. Координация планов хозяй­ствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая куль­тура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.

Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием нов­шеств и самодисциплиной, с развитой сетью спе­циализированных экономических институтов.

Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической не­обходимости. Каждодневному решению экономи­ческих задач обязано человечество своей началь­ной подготовкой в области рационального мышле­ния и поведения.

Человек экономический инициирует рациона­лизацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: ра­ционализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.

Разрабатывая тему «человека экономическо­го», А. Смит - провозвестник современной эконо­мической культуры - сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеж­дал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности че­ловека в классической школе политэкономии при­знавался своекорыстный интерес. Человек реали­зует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во мно­гих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намере­ния... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит ин­тересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры - о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека - в условиях рынка решается экономическим спосо­бом. Государство же, по А. Смиту, должно:

1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу - заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д. ;

2) поддерживать «естественный порядок», важ­ной стороной которого является режим свобод­ной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;

3) охранять жизнь, свободу и собственность граж­дан, опираясь на такие регуляторы, как опре­деление минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.

Характеристика экономической культуры «ры­ночного хозяйства» включает в себя основные ком­поненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».

К основным формам системы участия относят­ся: а) участие в прибылях или «успехе предприя­тия»; б) в собственности; в) в управлении.

Коренное преобразование в отношениях соб­ственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры до­пустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные воз­можности для становления и укрепления совре­менной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалисти­ческому государству, стать составной, органичес­кой частью цивилизованного мира.

20. Экономическая культура. Богбаз10, §14.

20.1. Экономическая культура: сущность и структура.

20.2. Экономические отношения и интересы.

20.3. Экономическая свобода и ответственность.

20.4. Концепция устойчивого развития.

20.5. Экономическая культура и деятельность.

20.1 . Экономическая культура: сущность и структура .

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему. Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т.д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности есть органическое единство сознания и практической деятельности.

Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

Структура экономической культуры :

1) знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения;

2) экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации);

3) экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере);

4) способы организации деятельности;

5) нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней (бережливость, дисциплинированность, расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

20.2 . Экономические отношения и интересы .

От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателей (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача – выработать способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда – это насилие и экономический интерес.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях (Адам Смит о «невидимой руке» рынка).

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были использованы и различные способы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Это привело к созданию особого элемента экономики – деловой этики, соблюдение норм которой облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами => «Честным быть выгодно».

20.3 . Экономическая свобода и ответственность .

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. Поэтому государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. В природе экономической деятельности заложено противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества.

Ответственность особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов.

!!! Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего (создание «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, социальной, политической, стабильности общества, повышение уровня образования и культуры). Социальная ответственность участников экономической деятельности сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания. Обострение экологических проблем привело к изменению отношения предпринимателей к окружающей среде.

20.4 . .

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. О необходимости перехода к «развитию без разрушения». о необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Концепция устойчивого развития – такого развития общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны.

Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост. Традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. Концепция устойчивого развития полагает, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.

В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний.

20.5 . Экономическая культура и экономическая деятельность .

Уровень экономической культуры личности влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному способу производства от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической деятельности от уровня развития экономической культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность», «добрая воля» способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привёл к индустриальному прогрессу.

] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

§ 18. Экономическая культура

Сущность и функции

Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек - это личность с

развитой экономической культурой. Разные ученые по-разному определяют ее сущность. Однако все эти определения сводятся к тому, что экономическую культуру можно рассматривать, как и политическую, в узком и широком смыслах слова.

Экономическая культура в широком смысле слова - это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.

Экономическая культура в узком смысле слова - это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям

своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.

Образно говоря, экономическая культура представляет собой тот инструмент, «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире.

Каждой экономической эпохе характерен свой уровень и тип экономической культуры населения. При этом, разумеется, разные группы населения имеют существенно различные уровни экономической культуры. Так, ученые-экономисты обладают теоретическим экономическим сознанием. Чиновники государственных структур, директора, менеджеры, предприниматели должны обладать культурой практического экономического мышления.

А для массового сознания в экономической культуре важны прежде всего производственные и потребительские мотивации.

Современная экономическая культура во многом совпадает с цивилизованностью, социальностью общества. В ней главная роль отво-

дится учету интересов индивидов и групп людей. Традиционные «идолы» экономического развития (прибыль, количественный рост) заменяются более человеческими целями.

Сегодняшний тип рыночной и тем более социально ориентированной экономики оценивается уже с других позиций - как более «озабоченный», «понимающий», «разумный», «целесообразный», «полезный», все более соответствующий интересам каждого человека. Ныне закладываются основы новой экономической культуры: создание в обществе условий, обеспечивающих необходимые социальные ориентации поведения субъектов хозяйствования в целом и отдельно - поведения лиц, принимающих решения; поддержание мобильной системы информации и связи; совершенствование рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов (бирж, банков, страховых обществ, аудиторских служб) и т. д.

Все это должно привести к созданию информационно-компьютерного общества, в котором разнообразие потребностей людей, дифференциация их интересов - залог развития всего социума, условие его совершенствования. Особенностями такого общества будут многовариантность выбора экономических решений, основанных на удовлетворении плюрализма интересов, мотивов различных субъектов экономической деятельности, а также учет множества факторов и объективных условий: экономических, социальных, экономико-психологических, технических.

Экономическая культура выполняет несколько функций: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осо-

знание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т. е. от экономического сознания людей.

Экономически культурная личность

Быть экономически культурным важно в наши дни для всякого человека, независимо от того, трудится ли он на государственном предприятии, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает. Давайте поразмышляем, что отличает экономически культурно развитого человека? Видимо, прежде всего - наличие критического экономического мышления.

Основой критического экономического мышления личности является понимание сущности экономических законов, экономических процессов и явлений как в рамках экономической системы своей страны, так и между различными типами экономических систем других государств.

Критическое экономическое мышление не есть лишь результат овладения курсом экономики и другими учебными дисциплинами. Оно формируется также в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют, как можно зарабатывать на жизнь, что нужно производить в первую очередь.

Перед человеком всегда возникают конкретные жизненные, в том числе и экономические, ситуации и проблемы. Ему необходимо стремиться к ясной постановке вопроса, разносторонней осведомленности, целостному рассмотрению ситуации: выявлению альтернатив; к последовательному, поочередному рассмотрению частей сложного целого; анализу конкретных ситуаций, действий и поступков оппонента и конкурента и др.

Экономическая культура проявляется в умении реализовать свои индивидуальные способности в каждой данной конкретной ситуации. А для этого необходимо постоянно пополнять свои экономические знания, находить силы, если нужно, менять свои представления, сферы деятельности и даже экономические интересы.

Одним из комплексов экономической культуры личности выступают определенные экономические навыки, умения, опыт.

Экономическими навыками называются такие действия личности, которые в результате частых повторений выполняются быстро, безошибочно, автоматически.

В экономической деятельности к полезным навыкам можно

отнести работу на компьютере, расчеты, анализ хозяйственной деятельности, разработку бизнес-плана, подсчет нормы и массы прибыли, определение размеров налогов, составление домашнего бюджета и т. д.

Определенные навыки необходимы и для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы и т. д.

Способность человека выполнять определенную экономическую деятельность или отдельные экономические действия на базе экономических навыков называется экономическим умением. Например, даже продавцу на минском Комаровском рынке, не говоря уже о конструкторе, менеджере и т. п., нужно уметь организовать свое рабочее место, свой рабочий день, определить последовательность выполнения предстоящей работы, рисковать, вдумчиво вести себя на торгах и т. п.

Повторяющийся определенный уровень экономических навыков и умений есть не что иное, как опыт. Нередко можно слышать такие слова: опытный экономист, опытный предприниматель, опытный менеджер, опытный консультант и т. п. Опыт приобретается в результате практической деятельности.

Значит, экономическая культура проявляется в наличии у человека функциональной экономической грамотности, в знании основ хозяйственной жизни не только семьи, предприятия (фирмы), но и всего общества в целом.

Экономическая культура позволяет формировать такое качество личности, как экономические мотивы деятельности.

Мотивы - это побуждения человека к определенной деятельности. Экономические мотивы определяют направление мыслей человека, его поступков, линии поведения и т. д.

В любом случае индивид несет персональную ответственность за собственное экономическое поведение.

Чтобы ответить на вопрос, почему человек в данной ситуации поступает именно так, надо знать мотивы, которые побуждают его к таким действиям.

Экономические мотивы могут быть личными и общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Осознанные потребности становятся ведущим мотивом поведения личности. Осознание рациональных потребностей невозможно без экономической культуры субъекта.

Самый лучший вариант - единство, совпадение личных и общественных интересов. Если это имеет место в данном обществе, то уровень экономической культуры считается самым высоким.

Одной из главных составляющих черт экономической культуры является творчество. Творчески мыслящий человек быстрее и глубже

усваивает экономические знания. А с другой стороны, такой работник способен более оперативно и эффективно находить выходы из постоянно возникающих сложных экономических ситуаций.

Творчество как важнейший компонент экономической культуры сопутствует труду человека любой профессии. Творческая деятельность может проявляться в анализе путей улучшения условий труда и рынков сбыта, новых форм организации и оплаты труда; в совершенствовании средств труда; в экономическом анализе результатов труда и т. д.

Экономическая культура любого субъекта хозяйствования должна включать в себя гуманистическое начало. Это особенно важно в сфере предпринимательства.

Культура цивилизованного предпринимательства

Цивилизованное производство и предпринимательство нравственны лишь тогда, когда ведут к улучшению условий жизни и к самораскрытию талантов и желаний каждого человека.

В идеале экономический принцип цивилизованной предпринимательской деятельности - служение человеку.

Предприниматель - творец в экономике, а стало быть - ив истории страны. Поэтому все компоненты экономической культуры, о чем только что говорилось, должны быть присущи ему в первую очередь. Кроме того, современному предпринимателю необходимы и другие качества:

способность к экономическому выбору - что нужно производить в первую очередь и сколько, чтобы товар, услуги нашли своего потребителя, умение эффективно использовать ресурсы, чтобы произведенный товар был не только конкурентоспособным, но и доступным потребителю;

экономическая активность, которая выражается в индивидуальной самостоятельности в процессе принятия решений, в организации производства, в личной ответственности за результаты своей деятельности.

Наряду с цивилизованным предпринимательством практически в любой стране в том или ином виде имеет место и так называемая «теневая» экономика. Она породила своеобразный искаженный рынок.

Здесь предприимчивость хотя и сочетается с умением устанавливать контакты с потенциальными контрагентами и навыками сбора и использования локальной экономической и научно-технической информации (в основном по системе знакомств и случайным каналам), все же преобладают явно негативные стороны экономики: отсутствие гарантий делового обязательства; агрессивность, грубость и давление на коллегу или партнера, которые усиливаются в результате стремления к финансовому успеху и наживе; правовой нигилизм, приводящий к криминогенным ситуациям и т. п.

В условиях цивилизованного рынка отношения между партнерами должны быть цивилизованными, т. е. взаимовыгодными и безопасными.

Выводы. /. Экономическая культура является составной частью общей культуры. Цивилизованное общество без нее немыслимо. 2. Экономическая культура представляет собой такой «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения. 3. Для каждой экономической эпохи характерен свой уровень и тип экономической культуры людей. 4. Экономически культурная личность - это человек, который обладает современными экономическими знаниями, умениями, навыками, опытом, помогающими ему хорошо ориентироваться в существующих социально-экономических отношениях и избегать ошибок, неправильных экономических действий.

Словарь

«Теневая» экономика - экономика, осуществляемая с целью наживы вне официально существующих правил, норм и условий ведения бизнеса.

Экономическая культура в узком смысле слова - совокупность экономических знаний, умений и навыков, интеллекта, способов и форм общения людей в процессе их социально-экономических действий и отношений.

Экономически культурно развитая личность - человек с системой знаний, умений и навыков, позволяющих успешно действовать в производственно-экономической сфере.

Экономическое сознание - способ отражения человеком экономических отношений, форма познания и осмысленного использования законов экономики.

О 1. Что такое экономическая культура?

2. Что значит быть экономически культурной личностью?

3. В чем разница между цивилизованной и «теневой» экономикой с точки зрения

культуры?

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

Проверьте свои экономические знания. Как называется:

  • Дом, в котором живут и работают деньги.
  • Учреждение, в котором происходит купля-продажа товаров оптом.
  • Ценная бумага, документ, свидетельствующие о том, что доля капитала и часть прибыли фирмы принадлежат тебе.
  • Разрешенное законом средство обмена, обладающее свойством обме ниваться на любые товары.
  • Часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами пропорционально количеству имеющих ся у них акций.
  • Цена, по которой реализуется акция.
  • Сумма денег, которая одалживается банком клиенту на конкретный срок.
  • Денежное выражение стоимости товара, зависящее от соотношения спроса и предложения.
  • Сумма денег, которую субъект одолжил банку.

10. Продукт, который является объектом купли-продажи (учительница Г. Венис)?

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Чем выше культура, тем выше ценится труд.

В. Рошер

Время - деньги. Б. Франклин

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Л. Н. Толстой

Пономарев Л. Н. и др. Экономическая культура (сущность, направление развития). М., 1987.

Мишаткина Т. В., Бороздина Г. В. Культура делового общения: Учеб. пособие/Под общ. ред. Т. В. Мишаткиной. Мн., 1997.

1

Экономическая культура современного человека, являющаяся частью общей культуры, продолжает развиваться и расширять сферу своего влияния, что обусловлено ростом мировой экономики. В современное время актуально рассмотрение нравственного аспекта экономической культуры. Ведь мораль и нравственность выступают ограничителем, не позволяющим экономическому аспекту деятельности человеческого сообщества привести к общей катастрофе (например, экологической).

Экономическая культура - это культура присвоенного материала, сформировавшаяся на базе освоения экономического аспекта предметов окружающего мира (выявления их экономической стоимости). Носители различных этнических и религиозных идентичностей в ходе национального исторического процесса создавали и реализовывали самые разные способы хозяйствования. Поэтому так различна экономическая культура китайцев, россиян, англичан, итальянцев, основанная на православных, конфуцианских, протестантских и католических и иных традициях. Разная философия хозяйствования определяла своеобразие этнического менеджмента. Древние традиции, исчезая внешне, продолжают определять особенности восприятия носителями разной культуры экономического процесса. Экономическая культура каждого общества своеобразна, ведь там присутствует только свой идентичный уклад хозяйствования, денежная единица, способы организации, ведения и управления экономической деятельностью. Хотя, несомненно, явление глобализации, международный язык общения (английский язык) позволили интернационализировать и сделать понятными для многих правила ведения международного бизнеса. Существование таких организаций как ВТО, Всемирный банк говорит о том, что экономическая культура едина, хотя и она питается из разных этнических и религиозных традиций, менталитета, способов мышления, является определенным показателем глобализированности мира. В настоящее время благодаря явлению глобализации, транснационализации происходит интегративное взаимодействие одних экономических культур с другими, что оказывает положительное влияние и считается фактором роста экономик национальных государств.

Экономическая культура человека, общества, государства эволюционирует по мере развития, нарастания темпов роста мировой экономики. Экономическая культура развивается более ускоренными темпами при уменьшении роли государства в экономике и разрастании негосударственного сектора. Разгосударствление экономики, приватизация госсобственности, с целью повышения эффективности управления ею - эти внешние меры играют положительную роль в развитии экономической культуры отдельного человека.

Экономическая культура человека определяет его мышление, поступки, действия в экономической сфере. Экономическая культура является базисом для формирования и апробации новых экономических идей, направленных на повышение эффективности данной сферы. Позитивные показатели состояния экономической культуры человека и общества свидетельствуют об их потенциальных возможностях в сфере трудовых ресурсов и в иных экономических сферах деятельности. Достижения экономической культуры человечества отражены как в материальных (суперсовременные здания, корпорации и т.д.), так и в духовных носителях (современные ноу-хау, научно-технический интеллектуальный продукт).

Повышение показателей экономической культуры человека, общества и государства усиливает степень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере экономики, повышает качество товаров, услуг, оптимизирует соотношение «цена-качество», увеличивает покупательную способность и благосостояние граждан. Рост экономической культуры населения благоприятным образом сказывается на показателях экономики, отражающих ожидание граждан. Центрами культивирования экономической культуры, несомненно, являются учреждения среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Молодое поколение, вливаясь в общество со студенческой скамьи, привносит новые образцы экономической культуры, которые затем апробируются на практике, изменяются, корректируются. Важным вопрос в этом смысле является экономическая идентичность человека, общества и государства. Насколько сформированная экономическая идентичность отвечает вызовам современности, насколько она прогрессивна, конкурентоспособна, сильна в смысле традиций.

Библиографическая ссылка

Каргаполов В.Е. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=364 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»