Что входит в страсть тщеславия. Грех тщеславия и борьба с ним. Как маскируется тщеславие

Тщеславие известно человечеству с древних времен и объединяет в себе понятия: гордыня в религии, звездная болезнь в кругах шоу-бизнеса, горделивость, спесь в обычных отношениях между людьми. Что такое тщеславие, как оно влияет на человека и окружающих - пытались разобраться лучшие знатоки человеческих душ – философы, священники, теософы, психологи.

Что означает тщеславие?

Тщеславие происходит от двух слов «тщетность» и «слава». В.И. Даль - великий исследователь русского языка в толковом словаре объясняет, что такое тщеславие человека - это стремление определенного рода людей к почестям, похвале, мирской славе, признанию мнимых достоинств. Желание быть предметом разговоров и жадность до внимания присущи людям и в современном обществе.

Тщеславие с точки зрения психологии

Причины тщеславности кроются в детстве. Психологи считают, что при формировании самооценки важным критерием является признание ребенка родителями, как они оценивают те или иные достижения ребенка. Избыток похвалы негативно сказывается на дальнейшем восприятии себя как личности, неадекватная приводит к возникновению тщеславия. Может ли человек распознать у себя ? Существуют признаки тщеславия:

  • удовольствие от лести;
  • стремление закрутить события вокруг собственной персоны;
  • агрессивное реагирование на любую критику (конструктивную, неконструктивную);
  • излишняя болтливость, расходящаяся с делами (несоответствие между говорением и деланием);
  • эксцентричное поведение.

Что значит тщеславный человек?

Восприятие себя как личности – сложный процесс, связанный с эмоциями их переизбытком или недостатком на фоне неправильного воспитания когда не существует норм и запретов и развивается вседозволенность. Тщеславный человек это – яркая на первый взгляд личность, притягивающая к себе внимание людей. Австрийский психиатр А. Адлер, говорил о тщеславном человеке, как о заполненном собой до той степени, в которой для других просто нет места. Как проявляется тщеславие:

  1. Выставляются напоказ чувства, мысли – внутреннее состояние может отличаться от внешнего проявления (цель – захватить как можно больше аудитории для внимания).
  2. Унижение другого человека для того, чтобы ощутить превосходство (выражено больше у женщин).
  3. Стремление делать добрые дела и рассказывать окружающим, какой «я хороший».
  4. Доминирующая потребность в «звездности» - без познания смысла деятельности, профессии в которой для человека важна успешность (успех ради успеха).
  5. Зависть по отношению к тем, кто чего-то добился в жизни.

Тщеславие - это хорошо или плохо?

У любого явления есть положительные и отрицательные аспекты. Что такое человеческое тщеславие и есть ли в нем хорошие моменты - с точки зрения практической пользы? Негативных моментов больше, но есть и позитивные стороны тщеславия:

  • помогает добиться успеха и признания (особенно в шоу-бизнесе);
  • является пусковым механизмом для любого начинания человека: учеба в престижном заведении, продвижение в карьере.

Что такое тщеславие с отрицательной стороны:

  • Самая главная проблема тщеславия заключена в том, что человек не приносит пользу обществу и зациклен только на себе.
  • Тщеславным людям, сложно находиться в полноценных отношениях с близкими: своей кичливостью, надменностью и высокомерием они отталкивают людей.
  • Духовное развитие практически отсутствует, в крайних случаях человек может уйти в состояние мании величия (психопатология личности), когда мнит себя всемогущим.

Тщеславие и гордыня - в чем разница?

Эгоизм и эгоцентрированность - поле, на котором «взращиваются» гордыня и тщеславие. Полная ориентация человека на себя, свои достижения. Тщеславие считается менее грубым человеческим пороком, чем гордыня. В тщеславии, личность еще может осознать пагубность своего «я – позиционирования», в гордыне идет полное пренебрежение другими на фоне возвеличивания себя. Во всех мировых религиях гордыня является тяжким грехом.

Честолюбие и тщеславие - отличия

Стремление человека быть лучшим в различных социальных сферах вызывает уважение. Быть замечательным врачом, учителем, со всей ответственностью относиться к своей профессии и становиться примером для окружающих – это то, что отличает честолюбие от тщеславия, где характерно «пустое» привлечение внимания к своей персоне. Честолюбие и тщеславие - между ними существует тонкая грань, когда одно качество может перейти в другое: человек при этом начинает хвалиться былыми заслугами и сколько полезного на его взгляд, он сделал для общества.

Как избавиться от тщеславия?

Как только человек осознал, что он находится в плену собственной важности и зависимости от лести, признания другими, борется за внимание коллектива - предстоит огромная душевная и психологическая работа по преодолению себя. Как бороться с тщеславием – несколько рекомендаций от психологов:

  1. Прагматизм - качество, которое в разумных пределах помогает искоренить тщеславие и не почивать на лаврах однажды достигнутого успеха.
  2. Сравнивать свои успехи с успехами других людей – помнить, что всегда есть кто-то умнее, красивее, успешнее.
  3. Брать пример со знаменитых людей, которые в своей успешности не подверглись тщеславию: мать Тереза, Мохаммед Али, Киану Ривз – скромные личности с мировым именем
  4. Разделять победы и достижения – это о том, что успешность происходит благодаря участию других людей в жизни человека. Принятие этого факта и благодарность родителям, учителям, встречающимся на жизненном пути - помогают выйти из состояния тщеславия.
  5. Г.Д. Робертс - австралийский писатель, в своем романе «Тень горы» высказал мысль о том, сколько полезного можно обрести, просто иногда склоняя голову и опускаясь на колени – хорошее упражнение против тщеславия.

Что такое тщеславие в православии?

Почему тщеславие грех в православной традиции? В знаменитом фильме «Адвокат дьявола» герой Аль Пачино произносит слова, в которых признается, что тщеславие - один из самых любимых им, Дьяволом грехов. Душа тщеславного человека беззащитна перед соблазнами темных сил. Святые отцы о тщеславии:

  • Тщеславные помыслы идут от Дьявола, но никогда от Бога.
  • Тщеславие проявляется в негодовании на близких, что они живут неправедной жизнью, вместо того, чтобы проникнуться состраданием и просить Бога направить родного человека на праведный путь.
  • Кто делает и говорит что-то ради только мирской славы – тщеславен (святой Василий Великий).
  • Душа тщеславия – яма безводная (св. Евагрий).
  • Тщеславие подобно ворвавшемуся ветру – развевает все сокровища добродетели (св. Иоанн Златоуст).

Тщеславие – очередной недостаток, порок, который многим людям сильно портит жизнь. Очень коварный недостаток, чаще всего, человек, который болен тщеславием не осознаёт этого и до последнего не может понять, почему рушится его жизнь, и что причиной всех неприятностей является это самое злосчастное тщеславие.

Очень часто именно люди творческие, одарённые многими талантами, публичные и любимые людьми страдают тщеславием. Наша задача в данной статье рассмотреть – что такое Тщеславие, его точное определение и причины возникновения, и чем оно отличается от заслуженной Славы, а так же, на что тщеславие необходимо заменять (на какое достоинство и качество).

Что такое Тщеславие – значение слова и эзотерический смысл

– тщетная, то есть пустая слава. Человек страдающий тщеславием – жаждет незаслуженной славы, ему здесь и сейчас необходимо признание других, их внимание, энергия, любовь, он хочет, чтобы его восхваляли и славили, восхищались им, а в извращённом варианте – боготворили. По сути, тщеславие – это одна из форм проявления Гордыни, смертного греха многих религий, собственно тщеславие, если его не устранить взращивает гордыню до масштабов Гималаев.

Тщеславный человек – хвастается, упивается собой, он зависим от мнения других людей, он любит, когда ему льстят, и он сделает всё, чтобы сложить хорошее мнение о себе, даже если ему нужно будет для этого обманывать и т.д. Тщеславные люди притягивают к себе льстецов и эгоистов, которые ищут выгоду (как бы использовать других), т.д.

Тщеславный человек определяется элементарно: 1. Он принимает лесть и поощряет её (не пресекает льстецов) 2. Он агрессивно реагирует на критику, вообще её не может воспринимать, даже если каждое слово – это Правда, и человек который критикует, делает это очень корректно желая при этом блага 3. Он много болтает, тусуется, закручивает всё вокруг своей персоны, но мало делает и часто его дела и результаты расходятся с его словами и обещаниями.

На что заменяется Тщеславие?

– заменяется на стремление к достижению Целей , на активное движение к ним. Другими словами – “Хватит болтать и упиваться собой, лучше направь свою энергию, силы и время на достижение Цели!”.

Достойный человек не судит себя сам и не награждает себя за свои достижения, не вешает медали на грудь, и не требует прославления “Своих Великих Дел” от других людей, так поступают больные Тщеславием.

Достойный же и благородный человек – принимает, что судит Бог, авторитет, мнение людей тоже учитывается, но как экспертное мнение (наиболее адекватное) – принимается только мнение Учителей, Наставников, Авторитетов в данной сфере. Такому человеку не нужна пустая слава, он достаточно правдив перед собой, чтобы не быть удовлетворённым сладким обманом и ядовитой патокой льстецов. Достойный – льстецов гонит в шею, как только почувствовал неискренность, потому что, ему нужна лишь Правда. Он легко и с благодарность принимает конструктивную критику, хочет знать о своих недостатках и даже просит, чтобы его покритиковали (конечно обращается за этим он к экспертам, авторитетам).

Соответственно радость и удовлетворение достойный человек получает от другого (тщеславный – от тщетной славы) – от процесса достижения целей, от решения задач на пути к ним, от полученного результата и побед, от того, что его труды приносят пользу обществу и людям, и многие ему за это благодарны. Его мотивы так же достойны, как он сам и его цели.

Как уберечь себя от Тщеславия и справиться с ним?

1. Помнить и держать перед глазами – последствия Тщеславия. Затянувшиеся тщеславие и гордыня – всегда ведут к падениям и разочарования, потому что, человек теряет связь с действительностью, расслабляется, перестаёт воспринимать свои слабые стороны, адекватные люди от него отходят (его несёт – им неприятно), вокруг него растёт только ложь, он теряет адекватность и больше не принимает правильных решений. Кроме того, за тщеславием следом приходит лень, праздность, безответственность, а далее – неудачи и разочарования.

2. Помните, тщеславие, чаще всего приходит с каким-либо успехом, поэтому нужно держать голову в руках, чтобы успех её не вскружил. Лучшая профилактика от гордыни и тщеславия – это регулярная конструктивная критика со стороны тех, мнение кого вы уважаете (авторитетов и учителей). Критика – лучшая прививка от гордыни и тщеславия. Другими словами – вы всегда должны знать, над чем вам нужно работать и что совершенствовать, свои слабые места и недостатки.

3. Как уже было сказано, тщеславие и пустое сотрясение воздуха – замените на активные конкретные дела , и которые ведут вас к вашим целям. “Хватит трындеть и потчевать на лаврах – займись Делом”. Направьте всё своё внимание и энергию на дело и достижение результата, и тщеславие отступит.

4. Осознанно определяйте свои мотивы и пусть они будут максимально достойными и благородными. Для это письменно (в соей рабочей тетради) ответьте на следующие вопросы: 1. Нужна ли Вам пустая слава и ложь от льстецов? (если нет, обоснуйте минимум в 10 пунктах) 2. Так же в 10 пунктах опишите – почему вы хотите всё получать Честно , то есть Залужено, Справедливо (чистая Совесть. самоуважение, уважение со стороны Достойных, др.) 3. Ради чего вы делаете Дело, творите, др. – минимум 10 достойных ответов (что вам принесёт истинное удовлетворение).

5. Определите сами – какая Слава вам нужна (если у вас есть к ней стремление). Опишите свою будущую славу: 1. Какой она должна быть – заслуженной и т.д., со стороны кого вы хотите получить это признание (чтобы это были действительно достойные авторитетные люди) 2. За какие достижения вы хотите обрести Славу , чтобы это были действительно Дела и Плоды, соответствующие той славе, к которой вы стремитесь.

Успехов Вам и внимательности на пути к успеху!

Бывает так, что тщеславия является двигателем многих достижений в жизни и даже иногда может запустить весьма полезные для жизни начинания. Например, благодаря честолюбивым посылам человек может начать учиться, осваивать профессию, защищать диссертации и т.д.


Однако есть в тщеславии несколько моментов, которые не позволяют позитивно о нем отзываться, несмотря даже на некоторые плюсы. Если человек делает что-то движимый тщеславием, то он старается в первую очередь для себя, все достижения нужны не как самоцель, а как средство. Чтобы гордиться собой, выделить себя среди окружающих, получить призвание. А значит само дело, затеянное с таким посылом, будет в лучшем случае бесполезным (ведь нет цели, чтобы принести кому-либо пользу) или даже вредным.


Далеко ходить не надо, пример Второй мировой войны показывает, как жажда превосходства может иметь разрушительные последствия. Но это пример глобальный, а каждый отдельный человек, имеющий тщеславие, по-разному реализуется в окружающем мире.


В этом смысле человек, скорее, бесполезен для общества, у него просто другая цель. Если он и делает что-то полезное, то, в конце концов, оборачивает это в свою личную пользу.


Однако также можно сказать, что тщеславный человек бесполезен и для себя самого. Увы, тщеславие, желание выделить себя и гордиться собой не приносит искренней любви окружающих. Люди могут восхищаться, максимум завидовать такому человеку, но живой эмоциональный отклик тщеславный человек снискать не в состоянии, поскольку его посыл не касается этой сферы изначально. В итоге наш гордец может получить вожделенные преимущества, успех, но не больше.

Как маскируется тщеславие

Далеко не каждый человек при всем своем стремлении достигает славы, известности и успеха. Таких . Гораздо больше тех, кто мечтает об этом, чаще всего даже не отдавая себе в этом отчет, но в реальной жизни не достигают задуманного.


Вот тогда у человека появляется противоположность тщеславия – чувство ущемленности. Появляется ощущение, что окружающие не оценили, что можно было бы достичь большего в жизни и чувство неудовлетворенности. Обычно такой человек часто мечтает, вот если бы сложилось по-другому, если бы мне повезло, я бы… И иногда чувство ущемленностью становится постоянным эмоциональным фоном. Что это, как не обратная сторона тщеславия? Ведь если бы не оно, то откуда бы взялось чувство ущемленности, не было бы планки, по отношению к которой она бы возникла.


Так что реально тщеславных людей намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Как выйти за границы тщеславия

Многих людей, мечтавших об известности и успехе в жизни, вполне удовлетворяет их судьба. Они добились, если не всего, о чем мечтали, то, по крайней мере, части желаемого, и не хотят ничего менять в своей жизни. На что, конечно, имеют полное право.


А как быть тем, кто понял, что в тщеславии есть свои минусы, возможно, пресытился, хочет выйти за его рамки и устанавливать другие отношения с людьми? Ведь есть и другие варианты взаимодействия с окружающими, основанные на большем уважении, искреннем участии и получения глубокого подлинного удовлетворения от своей деятельности.


К сожалению, здесь невозможно дать конкретный и однозначный совет. У каждого свой путь получения опыта в этом мире. Можно описать лишь общие направления, в которых меняется мышление человека. Во-первых, начинают признаваться не только собственная ценность и важность, но и также то, что любой человек также ценнен и важен. И второе, смещается акцент со своей личной выгоды, достижений и успеха на ту пользу, которую реально возможно принести окружающим.


Если мировоззрение человека меняется в этих направлениях, то тщеславие закономерно уменьшается.

Пятый грех – печаль, которая может быть «принесена от людей» или от несбывшихся ожиданий (от гордыни). Печаль, или пессимистическое состояние, как потеря надежды и ропот. Состояние, ведущее к унынию (депрессии). Печаль есть неудовлетворение потребностей в любви и признании. А, следовательно, печаль снимается в блаженном плаче, или этическом катарсисе (очищении совести через покаяние). Реальная антитеза – оптимизм, или обретение веры и надежды. По мысли Нила Сорского «вообще Бог все, что ни посылает нам, посылает на пользу и на спасение душ наших. И если посылаемое не представляется нам в настоящее время полезным, то последствия совершенно ясно удостоверяют, что истинно полезно нам не то, чего сами желаем, но то, что устрояет Бог». И, как и в случае «брани» с другими грехами, Бог есть трансцендентальный источник победы над грешной страстью.

Однако печаль может быть негреховна, по мнению Серафима Саровского: «Как огонь очищает золото, так печаль по Бозе очищает греховное сердце». Эту же мысль находим и у Нила Сорского: «Подобает иметь скорбь, - истинно полезную скорбь о грехах своих, в покаянии, но со благою надеждою на Бога и с твердою уверенностию, что нет греха, побеждающего человеколюбие Божие, и что Он все грехи прощает кающимся и молящимся. Сия скорбь растворяется радостию и утешением; сия скорбь соделывает человека усердным и ревностным ко всякой добродетели; она во всякой болезни и злострадании терпелива и благодушна. Скорбь бо, яже по Бозе, говорит». Печаль выступает как качество очищения во взаимодействии индивидов в русском коллективе, а покаяние выполняет роль регулятивного инструмента в этих взаимоотношениях.

Шестой грех уныние (депрессия, по психологической терминологии), или потеря надежды и как следствие: в одном случае - «леность ко всякому доброму делу», апатия, потеря потребностей, отсутствие желаний, ожесточение. В целом это состояние, характерно для русского человека, описанное выше как «мыслительная пессимистическая агрессия». В другом случае, состояние характерное для энергичных людей, описанное Пушкиным в поведении Евгения Онегина после дуэли. Серафим Саровский так описывает это состояние: «в [унынии] он [индивид] испытывает душевную тесноту и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное»

Преодоление это греха описывает Дьяченко: «Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое по возможности исхождение из келий. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их». Такое преодоление именуется «трезвение». Описанные действия – не более чем методика психологического преодоления уныния (депрессии), но в отличие от преодоления других грехов здесь нет трансцендентального обоснования такого преодоления. А поэтому грех уныния по Нилу Сорскому «зело лют», и по Серафиму Саровскому «от него раждается всякое зло».

Грех уныния в большей мере, чем представителям других культур, свойственен именно русскому человеку. Не случайно в концепции западного этического строя нам трудно найти некий аналог данному качеству. Источником этого греха является лень и целенеопределенность русской души. А поэтому «трезвение» - преодоление греха уныния полагается одним труднейших нравственных «подвигов».

Седьмой – грех тщеславия. «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. … Стыд исповедовать грехи свои. … Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность».

Последовательно сравним все характеристики греха тщеславия с основными моментами этической концепции «капитализма», описанной Вебером.

Первый принцип, собственно религиозный, фундамент протестантской этики, идущий от Лютера, – Бог есть дело личной совести каждого человека, между человеком и Богом не должно быть посредника.

Сравним: «Самооправдание. … Составление своего разума».

Следующий за первым второй принцип призвания и вытекающее из него стремление «завоевать себе положение в обществе».

Сравним: «Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей».

Явно обнаруживается одна вещь – «тщеславие» является ключевой точкой, различающей Православную и Протестантскую нравственные концепции, а в целом определяющим границу между западным и русским этическим строем. Отношение к тщеславию - нравственная граница наших культур, образно говоря, «железный занавес», или «бор брани».

Длительное соприкосновение России с Западом способствовало выработке весьма деятельного механизма регуляции человеческого поведения – «смирение». Смирение как модель поведения заложена в коллективном характере русского человека (описывалось выше), а тем самым это качество смирения органично в нравственной Православной парадигме, приобретя в ней дополнительное трансцендентальное обоснование. На наш взгляд, именно в смирении находится основа религиозной формации русской души. В этом основа устойчивости русского характера. С потерей смирения начинается нравственный развал русского общества. Именно тщеславие открывает русскому человеку формулу: «все дозволено». Русское тщеславие далеко не похоже на «игрушечный» аналог, свойственный западному человеку, проявляемый в потребности в признании, авторитете (по терминологии Маслоу). Тщеславие западного рационалиста предельно заземлено и определено, т.е. предсказуемо. Действия и цели западного человека «запрограммированы» и известны. А, будучи вписаны в систему общественного договора, они вообще не представляют социальной опасности. И даже более того, тщеславие оказывается дополнительным стимулом активности, обеспечивающей баланс социальной системы. Совсем иное иррациональное тщеславие русского человека, необузданное и непредсказуемое. Тщеславие влечет за собой более страшный грех – гордыню.

Самый страшный смертный грех – гордыня. Как и тщеславие, этот грех соотносим с четвертой потребностью Маслоу. Но если тщеславию более свойственен нарциссизм, инфантильный эгоизм, то эгоизм в гордыне доходит до презрения к другим людям и цинизма. Дьяченко так описывает гордыню: «Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость [тучность] ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души». Нил Сорский полагает, что гордая мысль может быть свойственна любому, но грехом становится не мысль, «гордыня есть то, когда человек приемлет гордостные помыслы, как приличные и достодолжные, и не почитает их за губительные и богопротивные. Верх гордости - когда страсть сия обнаруживается и в словах, и в делах: сие не останется без осуждения».

Гордыня, как и тщеславие, и сребролюбие, – водораздел русской и западной культур. Западный мир принимает рациональную гордость, протестантская этика оправдывает и обосновывает гордыню, которая, как и тщеславие, органично вплетено в западную культуру. Совсем иное иррациональная гордыня русского человека. Необузданная и непредсказуемая. Гордыня, усиленная мессианской идеей, русским догматизмом, переключившимся с религиозных на иные цели. В поведении личности гордыня выводит индивида за пределы коллективного всевидения и превращает в маргинала («беспредельщика» – в современной бытовой лексике), не знающего границ, пределов, правил. А гордыня как социальный феномен влечет за собой русский бунт, революцию, русский радикализм. Все это описано Бердяевым.

Смирение – добродетель, противостоящая тщеславию, вырастает из русского коллективизма. Но устойчивость его обеспечивается религиозной формацией, трансцендентальным обоснованием. Утрата религии, потеря Бога, в результате Октябрьской революции открыла простор русскому тщеславию и гордыне – неограниченному иррациональному стремлению. Культ личности Сталина – феномен неограниченного иррационального тщеславия, в социальном действии превращается в сталинскую деспотию (гордыню), призванную, и в этом иррациональный парадокс тирании, ограничить русское тщеславие и гордыню. Если так можно выразиться, тирания, убив Бога, встала на его место. На место нравственного смирения, и христианской любви, трансцендентально обоснованных в страхе Божием, приходит идеологическая «смирительная рубашка» «любви к партии», сшитая из страха перед репрессивными органами. Естественно, такой эрзац традиционного русского смирения будет устойчив, пока устойчивы репрессивные органы. Но вместе с падением памятника Дзержинскому, в России опять стало «все дозволено».

В православной нравственной концепции противостоит гордыне христианская любовь. И как гордыня вырастает из тщеславия, так и христианская любовь вырастает из смирения. Любовь – высшее трансцендентальное обоснование русской нравственности. Любовь – акциденция и закономерная метаморфоза страха Божия. Любовь – высшая ценность православной нравственности, в любви происходит снисхождение Духа Святого на человека и отступление всех страстей. Сам «Бог есть Любовь».

Сравним схематически нравственный строй Западного общества, аккумулированный в концепции Маслоу с нравственным строем русской социальной системы, оформленной Православием.

Таблица 6. Этический строй России и Запада (добродетели и грехи в Православной нравственной концепции и потребности по концепции Маслоу)