Что такое буквы повторяющихся звуков. Занятие по обучению грамоте «Звуки -, буква Р. Что вы знаете о букве "А"

Ирина Павловна Безрукова
Занятие по обучению грамоте «Звуки [р]-[р’], буква Р»

Тема : «Звуки р рь , буква Р »

Цели : закрепление правильного произношения и различения звуков р рь в слогах словах и предложениях; звуковой анализ и синтез , преобразование слов крот – рот – кот; чтение слов и предложений; повторение правил о слогообразующей роли гласных и написание большой буквы в именах людей , правила написание предложений; развитии внимания, памяти, логического мышления и фонематического слуха; воспитание внимания к звучащей речи.

Оборудование : кассы букв и слогов , фишки для составления схемы слов (демонетр., таблицы для чтения слов и предложений, ребусы, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Игра : «Наоборот»

Сядет тот, кто назовёт слово – наоборот.

лёгкий – трудный

больной – здоровый

смелый – трусливый

белый – чёрный

весёлый – грустный

чистый – грязный

злой – добрый

враг – друг

ложь – правда

горе – радость

огорчать - радовать

молчать – говорить

находить – прятать

поднимать – бросать

2. Постановка цели

Какие звуки повторялись в «словах – наоборот» ?

(Во всех словах повторялись звуки «р, рь» )

Сегодня мы ещё лучше научимся произносить звуки «р рь» , будем играть, отгадывать загадки и ребусы, читать новые страницы в нашей Азбуке.

3. Повторение знаний о звуках «р рь»

Как надо правильно произносить звук «р» ?

(губы улыбаются, зубы приоткрыты, кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит)

Расскажите, что вы знаете про звук «р» ?

(согл., зв., мяг.)

Чем похожи эти звуки ?

(они оба согласные и звонкие)

Чем различаются звуки «р рь» ?

(звук «р» -тв, а звук «рь» - мягкий)

Какой буквой обозначаем звуки «р, рь» (буквой Р )

Игра : «Будь внимательным»

Будем произносить звуки «р рь» по сигнальной карточке

(дифференциация звуков «р-рь» – инд. и хором)

4. Закрепление произношения звуков «р, рь» в слогах, словах и предложениях.

Развитие фонематического слуха

а) Игра : «Без ошибки повтори»

Произнесите за мной слоги точно также и в той же последовательности.

ра - ра – ри арь – арь – ар

ри – ро – ри ярь – ярь – ор

ри – ри – ро ур – урь – урь

ру – ри – ри ор – орь – ор

б) Игра : «Загадки» (используются картинки)

Отгадайте загадки определите, где, находятся звуки «р рь» в словах – отгадках» - в начале, в середине или в конце слова.

Разноцветное коромысло

Над рекой повисло

(радуга)

Где находится звук «р» в слове «радуга» ?

(Звук «р» находится в начале слова)

Не зверь, не птица,

Летит – звенит, сядет – молчит.

(комар)

Где находится звук «р» в слове «комар» ?

(звук «р» находится в конце слова)

звук «р» в слове «комар» ?

(по счёту находится на пятом месте)

Стоит, Антошка,

На одной ножке

Дождь пройдёт,

Он подрастёт

(гриб)

Где находится звук «рь» в слове «гриб» ?

(звук «рь» находится в середине слова)

На каком по счёту месте находится звук «рь» в слове «гриб» ?

(по счёту находится на втором месте)

Летом бежит,

Зимой спит

Весна настала

Опять побежал

(река)

Где находится звук «рь» в слове «река» ?

(звук рь находится в начале слова)

в) Игра : «Назови части дома» ?

Назовите части дома в названии которых слышится звук «р»

Звук «р» слышится в словах (рама, труба, крыша)

Назовите части дома, в названии которого слышится звук «рь»

Из чего построен дом? (из брёвен)

Значит дом какой? (бревенчатый)

Назовите растения, какие растут возле дома, в названии которых слышится звук «рь»

(берёза, гриб, слышится звук «рь»

Назовите растения, в названии которого слышится звук «р» ? (трава слышится звук «р» )

г) Игра : «Измени слово»

Замените первый звук в слове на звук «р»

хобот-робот

мычать-рычать

танец-ранец

козы-розы

мука-рука

лама-рама

забота-работа

Видите, ребята изменение только первого звука ведёт к изменению всего слова. Поэтому надо быть очень внимательными к своей речи.

д) Игра : «Правильно закончи предложения»

Ребята, мне прислал письмо Незнайка. Он составлял предложения, но как обычно всё перепутал. Давайте ему поможем правильно закончить предложения.

Расцвели на клумбе … козы.

В огород забрались … розы.

У слона огромный … работ.

На заводе сделали … хобот.

Ползает у речки. мак.

Расцветает в поле … рак.

На конверт наклею … маску.

На лицо надену … марку.

Я возьму от сыра … кошку.

Угощу я нашу … корку.

5. Развитие логического мышления.

Отгадайте ребусы

(шарф, рак, рыбак, крот)

Кто такой «крот» ?

(крот – это животное)

Послушайте про него стихотворение.

Крот не любит свет дневной,

Проживает под замлёй.

Землю роет, роет, роет.

каждый день метро он строит.

6. Физминутка

Буратино улыбнулся,

Буратино подтянулся.

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик тот достать -

Надо на носочки встать.

7. Обучение грамоте

1. Звуко – слоговой анализ слова «крот» . Преобразование. Работа в кассах.

крот – рот – кот

а) произнесение, обозначение слова схематически

б) определение количества слогов, повторение правила о слогообразующей роли гласных, образование слогов схематически.

в) определение количества звуков в слове , обозначение их фишками.

г) «чтение» схемы

д) замена фишек буквами

е) чтение слов

ж) преобразование слов : крот – рот – кот

(один ребёнок работает у доски, остальные в кассах)

2. Чтение слов и предложений

Прочитаем новые страницы а Азбуке.

а) соединение букв по стрелкам

Соединив по стрелкам буквы , вы узнаете, как зовут мальчика и девочку

(Владимир, Маргарита)

Почему имена детей написаны с большой буквы ?

(Знаем правило : «Имена людей, клички животных, название городов, рек, озёр, пишем с большой буквы »)

б) соотнесение слова с картинкой

Назовите картинки.

(Рома, Рита, радуга, Мурка, шары, кран)

Назовите картинку, а затем найдите и прочитайте слово, которое к ней подходит.

Что такое «кран» ?

(кран – водопроводный

кран – подъёмный)

Слово кран имеет много значений, значит оно какое?

(многозначное)

в) чтение предложений

Рита делает зарядку.

Рома собирает грибы.

Что ты прочитал?

(предположение)

Почему ты решил, что это предположение?

(Предложение написано с большой буквы . В конце предложения стоит точка. Слова в предположении написаны раздельно)

Про кого ты прочитал предположение?

(про Риту)

Что ты узнал про Риту?

(Рита делает зарядку)

(уточнение смысла прочитанного второго предложения)

8. Подведение итогов

О каких звуках и о какой букве говорили ?

Чем занимались?

(работали в кассах, отгадывали ребусы и загадки, читали слова и предложения, играли в игры)

Мне понравилось, как вы работали на занятии . Вы хорошо читали играли, отгадывали загадки и ребусы. А самое главное вы были внимательными и ещё лучше научились говорить звуки «р рь» .

Повторение

Что изображено на картинке? (Буква "А")
Какой звук она обозначает?
Что такое буква? (Значок для обозначения звука)
Чем отличается звук от буквы?
Что вы знаете о букве "А"?
обозначает гласный звук
может стоять в начале, середине, конце слова
может быть отдельным словом

Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.

Как поет кукушка? (Ку-ку)
- Какой гласный звук мы слышим? [у]
- Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)
- Вы догадались, с какой буквой мы познакомимся сегодня?

Задание

Задание

Печатание буквы "У".

Упражнение в узнавании звука [у] в словах.

В каком слове есть звук [у]?

Я буду называть слова. Если в слове слышится звук [у] - хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] - не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).

Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.

Упражнение в самостоятельном подборе слов со звуком [у]
- в начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);
- в середине (муха, музыка, пушка...);
- в конце (пишу, читаю, лечу...).

Упражнение в сливании звуков

Я буду называть согласный, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме
Б - БУ
Д - ДУ
т - ТУ
к - КУ
л - ЛУ
м - МУ

Послушайте маленький рассказ:

"У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"

О ком этот рассказ?
- Что говорится о Маше?
- Сколько здесь предложений?
- Назовите первое предложение.
- Сколько в этом предложении слов?
- Какое короткое слово вы слышите в начале предложения? (У)

Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.

Задание

Прочитай предложение по схеме

Задание

Составьте предложения с маленьким словом "У". Запишите их схемы.

Задание

Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!

Мишка лапу занозил -
Наступил на шишку.
Обозлился, погрозил:
"Ты узнаешь Мишку!"
Шишку в сучья закопал,
Поплясал на сучьях,
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на мишку.
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой.
З. Александрова

Если понравилось стихотворение - выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.

Закрепление умений различать звуки

Игра "Твердый - мягкий"

Поделить группу детей на две команды: команда ТОМА дружит с твердыми согласными, команда ТИМА дружит с мягкими согласными. Если слово начинается с твердого согласного - встают друзья Тома, если слово начинается с мягкого согласного - встают друзья Тима.
сестры; буря; беда; вилка; кошка; ветер; шляпа; сапоги; бусинка; зеркало; природа; курица; мешок.

Упражнение в составлении звуковых схем слов .

Выложите при помощи карточек звуковые схемы слов:

Игра "Попробуй поспорить" (структурный анализ слова)
Я утверждаю, что в слове "ДОЧЬ" 4 звука. Прав ли я? (Нет, в этом слове 3 звука)
В слове "СТОЛ" последний звук [т]? Прав ли я? (Звук [т] - второй)
В слове "ЛОСЬ" есть мягкий согласный. Какой? (Да [с’])
В слове "ТЕНЬ" есть один мягкий согласный [т’]. (Два мягких звука: [т’] и [н’])
В слове "ПОЖАР" третий звук [ж]? (Да)
В слове "ШКОЛА" 3 гласных звука. (Нет, два гласных: [о] и [а]) И др. задания.

Поговорим о звуках и буквах. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем. Эти два понятия неразрывно связаны, поэтому их часто смешивают.

Звуки составляют оболочку звучащего и произносимого слова. Они нужны для различения слов: крот - рот, кот - ток, бой - вой, галка - галька.

Виды звуков
Гласных звуков - 6:
- ударные,
- безударные.

Согласных звуков - 37:
- звонкие,
- глухие,
- твердые,
- мягкие.

– прямые скобки служат для обозначения звука и его пары.

Чтобы ученики отлично знали буквы, мои коллеги, учителя начальных классов Золотарёва М.М. и Кубышкина Е.Л., придумали замечательную страну. В ней есть домики парных и непарных согласных, дорожка сонорных согласных, замок йотированных гласных букв.

Буквы - это письменные знаки. Письменными знаками являются цифры, пробелы между словами, кавычки, точка, запятые, многоточие, двоеточие, скобки. Полный последовательный перечень букв называется алфавитом.

Русский алфавит: 33 буквы

10 гласных букв: а, о, э, у, ы, и, е, ё, ю, я.

21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Две буквы не имеют звукового значения: ъ, ь.

Буквы заключаются в кавычки « », когда мы указываем их в фонетическом разборе.

Каждая буква имеет две разновидности - прописную и строчную. ПрописнАя буква пишется как заглавная, большая. СтрочнАя - маленькая буква. Они различаются в печатном и рукописном виде.

Аа Бб Вв Гг Дд
а бэ вэ гэ дэ
Ее Ёё Жж Зз Ии
е ё жэ зэ и
Йй Кк Лл Мм Нн

и краткое

ка эль эм эн
Оо Пп Рр Сс Тт
о пэ эр эс тэ
Уу Фф Хх Цц Чч
у эф ха цэ че
Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь
ша ща твёрдый знак ы мягкий знак
Ээ Юю Яя
э оборотное ю я

При необходимости можно обратиться к терминам.

Фонетика [от греческого “phonetikos” – касающийся звуков] – раздел лингвистики, который изучает звуковой строй языка.

Фонема [от греческого “phonema” – звук] – единица звукового строя языка, служащая для построения и различения слов (мел – мель, власть-сласть).

Графика [от греческого “graphikos” – нарисованный] - раздел лингвистики, который изучает начертания письменных или печатных знаков, букв.

Транскрипция (транскрибировать) [от латинского “transcription” - переписывание] – передача звуков какого-либо языка условными знаками, буквами, отличающимися от принятой системы письма на этом языке.

К звуковым средствам художественной изобразительности относят аллитерацию, ассонанс, звуковые повторы.

Аллитерация - усиление изобразительности текста через повторы согласных звуков.

ШиПеНье ПеНистых БокаЛов

И ПуНШа ПЛамеНь гоЛуБой.

А.С. Пушкин

Ассонанс - усиление изобразительности через повторение гласных звуков.

Скучна мне Оттепель: вОнь, грязь - веснОй я бОлен;

КрОвь брОдит; чувства, ум тоскОю стеснены.

СурОвою зимОй я бОлее довОлен.

А.С. Пушкин

Звуковые повторы - усиление изобразительности через повторение сочетаний звуков.

В зАре гОРит ГРядущих ГРоз баГРянец.

Игра "Измени один звук"

Ведущий предлагает:

Я назову слово, а вы измените в нем только один звук, чтобы получилось новое слово.

Например: розы - козы

Сыр - (сын, сор, сыпь)

угол – (уголь)

стол - (стул, стоп, стон, сток)

бочка - (кочка, точка, почка, дочка)

день - (динь, тень, пень, лень)

ночь - (дочь, нож)

ТИР - (ПИР, МИР)

пил - (пир, бил)

жар - (шар, пар)

палка - (полка)

игла - (игра)

ЗАНЯТИЕ 9 1.Звук [у] и буква "У"

ПОВТОРЕНИЕ Что изображено на карточках? (Буква "А")

Какой звук она обозначает?

Что такое буква? (Значок для обозначения звука)

Чем отличается звук от буквы?

Что вы знаете о букве "А"?

обозначает гласный звук

может стоять в начале, середине, конце слова

может быть отдельным словом

Сейчас мы познакомимся еще с одной буквой.

Как поет кукушка? (Ку-ку)

Составьте звуковую модель ее пения при помощи карточек-звуков.

- о - -о (син, кр, - син, кр)

Какой гласный звук мы слышим? [у]

Какой согласный повторяется? [к]

В пении какой птицы тоже встречается звук [у] (Петух кричит: "Кукареку!")

Как кричат, когда заблудились в лесу? (Ау!)

Давайте попробуем записать это буквами-значками:

А... Какой же следующий звук? Вы уже догадались с какой буквой сейчас познакомитесь? (с буквой "У")

Задание № 1 Напишите в тетради такой значок. Печатание буквы "У".

Упражнение № 1 в узнавании звука [у] в словах.

Я буду называть слова. Если в слове слы­шится звук [у] - хлопайте в ладоши (вставайте), если в слове нет звука [у] - не хлопайте (сидите на месте). Скажите, где находится звук: (в начале, середине или конце слова).

Ученик; идут;идет, ручка, доска, ключ, кино, учебник, школьник, девочка, урок, пою, пишу.

Упражнение № 2 в самостоятельном подборе слов со звуком [у]

В начале слова (учебник, улица, ужин, ухо, утюг);

В середине (муха, музыка, пушка...);

В конце (пишу, читаю, лечу...).

Упражнение № 3 в сливании звуков

Я буду называть согласн ый, а вы причитывайте к нему звук [у] по схеме

Послушайте маленький рассказ: "У Маши кукла. Ее назвали Мариной. Это подарок Маше на день рождения"

О ком этот рассказ?

Что говорится о Маше?

Сколько здесь предложений?

Назовите первое предложение.

Сколько в этом предложении слов?

Какое короткое слово вы слышите в начале предло­жения? (У)

Звук [у], как и звук [а], может образовывать целое слово.

Задание №2 Составьте предложения по картинкам с малень­ким словом "У".

Запишите их схемы.

Задание №3 (на внимание)

Быстро просмотри весь текст, подчеркни все буквы "У" и "А". Не пропусти!

Мишка лапу занозил -

Наступил на шишку.

Обозлился, погрозил:

"Ты узнаешь Мишку!"

Шишку в сучья закопал,

Поплясал на сучьях, Щ

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку.

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой. Щ З.Александрова

Если понравилось стихотворение - выучи наизусть. Расскажи друзьям, родственникам или знакомым.