Что такое атаман

КАЗАЧИЙ АТАМАН.

В многовековой истории Российского казачества есть слово, вобравшее в себя многие понятия и значения. Более того, оно стало одним из определяющих символов казачества. Это слово – АТАМАН.
Слово «атаман» переводится с древнетюркского буквально как «отец мужчин». То есть «ата» - отец, «ман» - мужчина. Термин этот существует издревле и знаком практически всем сейчас. Слово созвучно не только термину военного вождя, но и главы гражданской администрации на территории заселённой казаками.

Долгое время в России древние корни слова атаман искали среди англосаксонской и немецкой терминологии. Считалось, что именно оттуда этот термин («гетман») пришёл в украинское (Запорожское) казачество, а затем распространился среди донского и иного казачества. Но сейчас убедительно доказано, что слово «АТАМАН» имеет древние степные корни.

Атаман Иван Сирко

Традиционно из глубины веков в атаманской должности скрещивались две составляющие: военно-административные и командные. Обе были направлены на сохранение казачьей общины в военное и мирное время. Интересен тот факт, что в древности походом мог руководить не обязательно атаман, а казак, которого Круг (общее собрание) выбирал на эту должность. Такой избранный военным вождём казак назывался Походный атаман. В современной России это административная должность в первичной казачьей организации (станичное, городское, хуторское казачье общество). На время похода он был непререкаемым вожаком, ослушание которого грозило смертью. Атаман же оставался в станице и продолжал руководить оставшимися членами казачьей общины. Походный атаман на Круге подбирал себе есаулов, сотников, десятников. По окончании похода все выборные командиры слагали с себя полномочия. Существует поверие, что военный вождь казаков, который после похода никак не мог перейти к мирной жизни получал прозвище Волчий атаман. Как правило, он заканчивал плохо. Чтобы избежать лишних осложнений в казачьем поселении, его убивали.

Хотелось бы рассмотреть ещё одну старинную, казачью должность Кошевого атамана. Дабы не

Краснощёков - кошевой атаман казачьих полков

уходить в сторону от темы не буду рассматривать происхождение этого слова и должность в Запорожском казачестве. Остановлюсь только на обязанностях и правах этого должностного лица в большинстве древних казачьих войск. Эту должность казак получал также на Круге и исполнял обязанности в походных условиях. В обязанности кошевого атамана входило накормить людей, коней и прочих. Обеспечить их временным ночлегом, обеспечить охранение лагеря, выпас коней и скота. По возможности заменить неисправное оружие, обеспечить боекомплектом и т.д. На время отдыха походный атаман передавал полномочия кошевому атаману. В современном казачьем обществе это административная должность вроде старшины роты.

Не совсем обычная для современного человека временная, назначаемая атаманом первичной казачьей организации должность Гулевого атамана. Назначается гулевой атаман при проведении массового гуляния казаков, сопровождающегося застольем. Гулевой атаман должен вести праздничное застолье, руководить очерёдностью выступлений, тостов, здравниц, речей. Следить, что бы никто из

Кошевой атаман

гуляющих не переходил рамок приличия. По окончанию застолья обеспечивал убытие всех по домам и привидение в надлежащее состояние места массового гуляния. Гулевой атаман выбирал себе помощников, приставов, по необходимости. Эта казачья должность спустя века мало, чем изменилась.
В древности атаман был исполнителем воли Круга. До сих пор при выборе атамана старик казачьей общины порет атамана нагайкой со словами: «Из казаков вышел, в казаки вернешься». Начиная с Петра первого, войсковых атаманов Круг не выбирал. Волею императора Войсковой атаман назначался. Это явление получило название Наказного атамана. С 1838 года, после передачи управление казачьими войсками Военному министерству, оно стало назначать атаманов отделов и округов. Такой порядок просуществовал вплоть до 1917 года. Российские императоры понимали, что

Гулевой атаман

перегибать палку с казачеством опасно. Тому в истории много примеров: Кондратий Булавин, Емельян Пугачёв, Степан Разин. Но и лишать себя столь необходимых, опытных, неустрашимых и верных воинов не могли. С 1827 года Верховным атаманом всех казачьих войск становится наследник престола Российского. Первым Верховным атаманом стал будущий император Александр второй, последним царевич Алексей сын императора Николая второго.
То, что атаманы казаков люди весьма неординарные показала вся Российская история. Не обязательно эти люди были со знаком плюс. Время покажет кто из них совершил свои деяния и какой эффект произведён. Находясь в 21 веке многие события мы ещё не можем причислить к плюсовым или минусовым. Время покажет
Но почему атаманы столь неординарны? Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю, на эту тему и попытаться установить причину.
Из известной нам истории, которая подтверждается многими исследователями, в период татаро-монгольского ига, казачьи общины Дона не были ещё организованны в многочисленные сообщества. И поэтому в атаманы этого исторического периода выходили наиболее удалые представители небольших казачьих общин. За свои личные боевые и организаторские заслуги. Но в период 15-16 веков мелкие казачьи объединения стали объединяться в крупные отряды. Такие объединения стали называться войсками. Пример тому Войско Донское. Это обусловлено сложившимся тогда положением. Чтобы успешно противостоять ударной мощи сопредельных кочевых народов.
Крупное казачье сообщество Войско управлялось Войсковым Кругом, где обеспечивалось представительство всех казачьих общин. На Войсковом Круге выбирался Войсковой атаман. Круг получил своё название оттого, что на этих собраниях казаки становились кругом без шапок и стоя, из уважения к происходящему. Выборы происходили ежегодно, и решение принималось большинством голосов. В помощь Войсковому атаману избирались два войсковых есаула и войсковой писарь. Атаман был полностью подчинен Кругу и за своевольное решение мог лишиться жизни. Войсковой атаман обыкновенно докладывал Кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения Круга. Атаман выходил с есаулами на середину Круга и излагал дела, но это не было его личным правом, любой казак мог выйти и предложить свои вопросы для рассмотрения Круга. Голос атамана был равен голосу любого казака. Он имел лишь вес от личного авторитета, уважения и доблести. Сложив с себя полномочия, Войсковой атаман вставал в ряды простых казаков. Выбранный атаман принимал особые символы атаманской власти пернач и насеку.
Со временем должность есаула преобразилась в казачий чин «есаул».
Аналогично проходили Круги и в городках, станицах, хуторах. Но не только своих начальников казаки величали атаманами, так назывались любые доблестные казаки, выделяющиеся удалью и отвагой. Атаманы – это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое, право называться Атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и отвагой. Много сохранилось с того времени обращений «атаманы – молодцы», «из рядовичей в атаманы выходят», «крепись казак, атаманом будешь».
Но со временем дело изменилось, возникло целое правящее сословие атаманов, резко отделившееся от простых казаков. Слово атаман постепенно вытесняется словом старшина. Впервые упоминается название старшина в 1649 году. Затем войсковая старшина преобразовалось в чин «войсковой старшина».
С 18 века войсковые атаманы, а с 19 века и отдельские, окружные атаманы стали назначаться. Со второй половины 18 века запрещено было Войску назначать и снимать войсковую старшину без ведения военной коллегии. Постепенно атаманы и ведомые ими казаки стали всё более и более врастать в военную систему царской России и благодаря своим военным дарованиям доблести и преданности занимать особое привилегированное положение. Постепенно сложилась определённая военная система казаков, переросшая в военное сословие, просуществовавшее до 1917 года.
На протяжении нескольких веков сохранялся особый православно-военный дух казаков, несмотря на сильнейшее вмешательство правящей руки Москвы. Молодцевато, смело, талантливо, казаки и их атаманы пронесли своё неповторимое искусство ведения военных действий на все войны, которые вела Россия начиная с 16 века.
Целая доблестная плеяда казачьих атаманов оставила след в истории России, о них народ сложил былины, сказания песни. Только свободная, от рабства среда могла взрастить таких героев и сложить такие прекрасные казачьи песни.

Можно конечно далее упомянуть имена знаменитых казаков и атаманов, оставивших след в истории России и сделавших все, что бы она простёрла свои объятия от Балтийского и Черного морей до Тихого и Северного Ледовитого океанов. Но не ставил я задачу конкретно указать этих людей. Если вас заинтересовал этот вопрос, тогда это послужит темой следующего выступления.

© Ефимов Н.М. Материалы XI Научно-практической конференции «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве региона», посвящённой 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина. ФГБОУ ВПО "МГУТУ им. К.Г. Разумовского" в г. Вязьма Смоленской обл. Г. Вязьма. 2011 г. С. 12

», от «ага» - старший, старшина).

Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств. Так у Соловьева находим: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаём, что уже тогда в 1294 году три ватаги великокняжеские ходили на море со своим атаманом» .

Этимология

Слово «Атаман» имеет несколько версий происхождения.

История

История Всевеликого Войска Донского согласно А. С. Пушкину [ ] начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великого Степного Войска-Орды и его Войсково-Ордынской Державы (Золотой Орды) на землях возле Волги и Дона. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные войны-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Степного Войска-Орды. Со временем, к казачьим отрядам начали также присоединяться тюркоязычные жители этого региона [ ] .

Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами. Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом - народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади, казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. Зачастую на выборах происходила борьба партий, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой ожесточившихся сторон.

В помощь войсковому атаману избирались ещё два войсковых есаула , а для ведения письменной части - войсковой дьяк . Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел никакой. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда и суровая казнь.

Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с своими есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питало войско. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков. По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI столетия складываться и частные управления в городках . Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман - это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой . Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот , отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «Атаманы - молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Сословие атаманов

На Украине войсковой атаман назывался гетманом . Начальники отдельных селений, также выборные, некогда именовались куренными атаманами, а впоследствии просто отаманами или сельскими атаманами. Последние были в то же время и судьями. Жалобы на их решения, в основном словесные, поступали в сотенную канцелярию , где заседал атаман сотенный - первое лицо в сотне после сотника. Вместе с сотником он решал дела в сотенной канцелярии и в отсутствие его правил его должностью. Звание это было очень важно с 1600 г. до половины XVIII века . Выборный начальник всей Запорожской Сечи именовался кошевым атаманом и номинально был подчинён гетману; начальники отдельных частей назывались куренными атаманами (Сечь делилась на курени, то есть группы домов или жилищ).

Далее, повсеместно предводитель отряда , выступавшего в поход, получал название походного атамана. В отсутствие войскового атамана назначался исправляющий его должность под именем наказного атамана . В XIX веке , когда войсковым атаманом всех казачьих войск считался наследник престола, казачьи войска постоянно управлялись наказными атаманами.

Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный - временный начальник рыболовства на реке Урале . В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги слово «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту , также старшего пастуха или чабана , большака рыболовной ватаги и т. п.

См. также

  • Список атаманов войсковых казачьих обществ России

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Литература

  • // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . - М. : Советская энциклопедия , 1926-1947.

1) русское название независимого от государства отряда или разбойничьей шайки; 2) высший начальник казачьего войска (войсковой, наказной, походный, кочевой) или казачьей территориально-административной единицы. В Запорожской Сечи были подчиненные гетману коневые атаманы, которым подчинялись куренные (Сечь делилась на курени - группы домов).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТАМАН

звание каждого выборного вождя, начальника, лидера в казачьих обществах. Происхождение этого термина и его строение, несомненно, связано с гото-германской или асалансксй речью, где "atta" значило "отец", а "mаnn" - "муж", "витязь". Первона­чальное значение слова "отец-витязь" или "отец - мужей" сохранилось в памяти Казаков, как "отец-атаман", "батька-атаман". Подобные по значению термины существовали и на востоке, "атабек", "аталык", но в такой форме они у Казаков не принялись.

Исторически термин А.становится известным после появления его в Литовских хрониках применительно к ХIV в., т.е. к тому времени, когда Аланы и Готы совместно с Казаками составляли дружину Крымского хана; относится к Крыму и следующий по времени появления на страницах древних актов, "атаман Дуван", после чего термин А. от средины ХVI в. начинает часто повторяться в источниках, постоянно связан с Казаками и вместе с ними продвигается к северу. До этого времени генуэзцы в своих актах называют казачьих вождей по половецки "оргузиями", в Золотой Орде казачьи начальники именуются "баскаками", а на Москве - "головами". В казачьих обществах термин А. сохранился и после покорения их Россией не только для местных начальников, но даже и для наз­наченных царем правителей.

На Дону известны А-ны: Войсковые, Главной войски, Походные, Наказные, (заместители), Зимовых станиц, округов, станиц, поселков, хуторов, мелких отрядов. На Гетманщине для общин белорусских н украинских существовали старшины-войты и там же для Казаков по местечкам - А-ны громадские и А-вы казачьих мещанских общин. В Запорожской республике Низовой, кроме обычных походных и отрядных были приняты звания А-ов кошевых, куренных, школьных, крамных (заведовавших торговлей), лисицких (заведыв. охотами).

В походах, в боевой обстановке обычное право предоставляло атаманам неограниченную власть: "куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем". В мирной жизни они были только выполнителями воли Народного Собрания и блюстителями порядка.

"Гетман" у Поляков "ватаман" у новгородцев тоже связаны с германскими значениями, но иными, чем А. "Гетман" трансформировалось в Польше из немецкого Наuptmann - "главный начальник" там гетманами назывались главнокомандующие польскими, литовскими и казачьими военными силами. "Ватман" же образовалось из перенятого от купце с острова Готланда и мало измененного Wachtmann - "страж". Так в Новгородских землях назывались начальники городской стражи. Украинцы, переняв у Казаков термин А., передели его в Отаман, что лишило слово его основного смысла. Но Днепровские Казаки, несмотря на то, что прошли к ХVIII в. сильные украинские влияния, сохранили слово А. в его первоначальной форме.

Отличное определение

Неполное определение ↓

казачий атаман... Тимофеевич

Альтернативные описания

Тимофеевич (между 1537 и 1540-1585) российский казачий атаман, походом в 1582-85 гг. положил начало освоению Сибири Русским государством, погиб в бою с ханом Кучумом

Влюбленный в Сибирь и покоривший ее

Город (с 1961) в Казахстане, Павлодарская область, на реке Иртыш

Исторический роман Е. А. Федорова

Малый жернов, для ручных крестьянских мельниц

Русский землепроходец, покоритель Сибири

Русский ледокол

Русское название бульдога

Российский казачий атаман, имевший кличку Токмак

Противник хана Кучума

Соперник хана Кучума

Город в Казахстане

Атаман «на диком бреге Иртыша»

Исторический фильм, в котором Евгений Евстигнеев сыграл свою последнюю роль - роль Ивана Грозного

Герой Советского Союза, повторивший подвиг Александра Матросова

Именно такое прозвище получил Василий Тимофеевич Оленин, за твердый как камень характер и «крепость сил душевных»

Кого Н. М. Карамзин назвал российским Писарро - грозным для диких народов, но менее ужасным для человечества?

Какой русский атаман погиб в устье реки Вагай?

В 1636 году дьяком Есиповым была составлена летопись, точное название которой - «Сибирское царство и княжение и о взятии», а кто был ее главным героем?

Некоторые считают, что его имя произошло от артельного тагана, другие - от жернова, третьи - от имени Ермолай

У какого атамана было прозвище Токмак?

Российская киноэпопея о покорении Сибири

Погиб в бою с ханом Кучумом

Покоритель Сибири

Ледокол Тимофеевич

Сорт помидор

Поэма русского поэта К. Рылеева

Завоеватель Сибири

Сибирский первопроходец

Ледокол Макарова

Первый в мире ледокол

Ледокол в честь атамана

У кого была кличка Токмак?

Атаман Тимофеевич

Атаман против Кучума

Пионер земель сибирских

Первый русский ледокол

Человекледокол

Пионер русской Сибири

Атаман ставший ледоколом

Атаман, герой народных песен

Герой, погибший в устье Вагая

Сибирский покоритель

Он полож. начало освоению Сибири

Известный казачий атаман в Сибири

Сериал о покорении Сибири

Тимофеич, что покорял Сибирь

Он положил начало освоению Сибири

Роль Виктора Степанова

Атаман, которого Иван Грозный послал Сибирь покорять

Атаман, завоеватель Сибири

Ледокол

Человек-ледокол

Покоритель Сибири... Тимофеич

Дореволюционный ледокол

Кто сидел на диком бреге Иртыша?

Тимофеич, который покорял Сибирь

Знаменитый сын Тимофея

Атаман, покоривший Сибирь

. «ревела буря, дождь шумел...» (песня)

Русский ледокол-легенда

Сибирский атаман

Город Аксу прежде

Первый ледокол Арктики

Первый тяжелый ледокол

Казачий атаман, завоеватель Западной Сибири

Город в Павлодарской области, на реке Иртыш

Российский казачий атаман, завоеватель Западной Сибири (16 в.)

Российский ледокол

Город в Казахстане, в Павлодарской области

. "ревела буря, дождь шумел..." (песня)

Атаман "на диком бреге Иртыша"

В 1636 году дьяком Есиповым была составлена летопись, точное название которой - "Сибирское царство и княжение и о взятии", а кто был ее главным героем

Именно такое прозвище получил Василий Тимофеевич Оленин, за твердый как камень характер и "крепость сил душевных"

Какой русский атаман погиб в устье реки Вагай

Кого Н. М. Карамзин назвал российским Писарро - грозным для диких народов, но менее ужасным для человечества

Кто сидел на диком бреге Иртыша

Ледокол "Тимофеевич"

М. малый жернов, для ручных крестьянских мельниц. Ермолить что, вят. мять, тереть, драть, чесать, скрести

Пионер Сибири

У кого была кличка Токмак

Атаман - завоеватель Сибири