Что обязательно находится в кабинете обж. Общие требования к кабинету обж. По оформлению и оборудованию

Компания "Развитие образования" предлагает более 200 товаров для создания современного кабинета Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Полный перечень оборудования можно увидеть в разделе .

Все наименования можно разделить на несколько групп:

Включает в себя массо-габаритные макеты оружия, средства индивидуальной защиты (противогазы, костюмы ОЗК), дозиметры, прибор ВПХР и т.д.

С его помощью можно не только в теории, но и на практике обучится правилам оказания первой медицинской помощи в различных ситуациях. В эту категорию входят перевязочные и противохимические пакеты, тренажеры сердечно-легочной реанимации Максим, специальные носилки и т.д.

Макеты убежищ и укрытий

Призваны в масштабе показать каким должны быть сооружения, призванные защитить людей от военных действий, радиации, природных и техногенных катастроф.

Печатные материалы

Демонстрационные комплекты таблиц и плакатов по таким темам как "Пожарная безопасность", "Здоровый образ жизни", "Знаки дорожного движения", "Терроризм" и т.д.

Среди 126 наименований стендов есть не только информационные, затрагивающие темы ,

генерал - майор внутренней службы

« » __________ 2013 г.

ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ

КАБИНЕТА (КЛАССА)

«ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовлены:

Управлением гражданской защиты

ГУ МЧС России по Пензенской области

Общие положения

Принципы оформления и оборудования кабинета ОБЖ

Методика оценки учебно-материальной базы по ОБЖ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Оборудование кабинета ОБЖ

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственный образовательный стандарт по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности » включает в себя базовый уровень предъявления учебного материала, который государство обязуется представить всем обучающимся независимо от вида образовательного учреждения.

Основной результат овладения знаниями, умениями и навыками по безопасности жизнедеятельности – это усвоение обучающимися минимальных требований для жизни человека, вне зависимости от того, чем он будет заниматься в будущем.

Учебная база должна способствовать тому, чтобы был успешно выполнен государственный стандарт и требования регионального стандарта.

Для успешного решения учебно-воспитательных задач, определяемых учебной программой , в каждой общеобразовательной школе (учебном заведении) рекомендуется иметь кабинет ОБЖ. Под кабинетом ОБЖ следует понимать учебное помещение, оборудованное классной мебелью, оснащенное учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения и устройствами, которые рационально размещены в готовности для систематического применения на уроках и внеклассных мероприятиях по ОБЖ. Для него выделяется просторное светлое помещение 54-60 кв. м с примыкающей лаборантской, где может быть расположен металлический шкаф для хранения пневматического оружия. Лаборантская имеет вход из кабинета ОБЖ.

Кабинет ОБЖ общеобразовательной школы оборудуется с целью:

Создания необходимой учебно-материальной базы для изучения (преимущественно теоретического) всех разделов учебной программы курса ОБЖ;

Проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности и основам военной службы с учащимися, закреплению и углублению полученных знаний;

Пропаганды здорового образа жизни, ответственного отношения к личной и общественной безопасности.

Кабинет ОБЖ должен отвечать следующим основным требованиям:

Представлять собой помещение, удобное для занятий, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим нормам , с примыкающей к нему лаборантской, предназначенной для хранения приборов, учебных наглядных пособий и учебного имущества;

Способствовать решению в ходе урока не только учебных, но и воспитательных задач;

Обеспечивать максимальное достижение наглядности в обучении и одновременно создавать условия для выполнения учениками самостоятельных заданий;

Обеспечивать возможность для широкого применения технических средств обучения;

Стенд «Правила безопасности жизни» (предвидеть опасность; по возможности избегать ее; при необходимости – действовать);

Стенд «Материал к уроку».

На этот стенд помещаются: информация о текущих событиях, пособия, сообщения. Новые сообщения по безопасности жизни вызывают интерес у школьников.

В кабинете может быть сделан план и макет местности, отражающий местоположение школы со всеми дорогами, потенциально опасными объектами. На макете отрабатываются вопросы безопасного поведения на улице, безопасный путь от дома до школы и действия учащихся в случае возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций на территории, прилегающей к школе.

Указанные стенды можно рекомендовать как общие. А другие стенды (в зависимости от наличия рисунков, плакатов) должны «работать» - нести информацию по темам программы «Основ безопасности жизнедеятельности», утвержденной Министерством образования РФ. Эти стенды рекомендуется оформлять по трем разделам:

1. Безопасность и защита человека в опасных чрезвычайных ситуациях.

2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

3. Подготовка по основам военной службы.

Примерное содержание стендов «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях :

Определение чрезвычайной ситуации;

Классификация ЧС природного характера;

Классификация ЧС техногенного характера;

РСЧС как система обеспечения безопасности (структура; управление; силы и средства ЧС);

Обязанности учащихся по защите при возникновении ЧС.

Примерное содержание стендов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» :

Профилактика травматизма учащихся;

Первая медицинская помощь при различных видах травм;

Инфекционные заболевания и их профилактика;

Определение здоровья и здорового образа жизни (распределение дневного рациона по калорийности; основные питательные вещества и витамины ; энергетическая ценность основных пищевых продуктов; показатели здоровья; составляющие здоровья и ЗОЖ и т. д.);

Вредные привычки и борьба с ними (отставание в учебе курящих школьников; влияние алкоголя на внутренние органы подростка; опасность наркомании; влияние алкоголя на здоровье потомства; профилактика венерических заболеваний; информация о СПИДе и т. д.);

Основные спортивные нормативы подростков допризывного возраста.

Примерное содержание стендов «Подготовка по основам военной службы» :

Правовые основы военной службы (статья 59 Конституции РФ, выписки из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

Структура Вооруженных Сил РФ;

Тактическая подготовка;

Огневая подготовка;

Строевая подготовка;

Общевоинские уставы ВС РФ.

Кроме этого стенды по основам военной службы могут быть дополнены Днями воинской славы Отечества, портретами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Министра обороны РФ.

При оформлении кабинета можно использовать лозунги по тематике стендов. Например:

«Любить Родину – значит уметь ее защищать».

«Изучение предмета ОБЖ является частью обязательной подготовки граждан к службе в рядах Вооруженных Сил».

«Катаклизмы природного и техногенного характера сотрясают нашу планету».

Все вышеизложенное имеет рекомендательный характер. Каждый преподаватель ОБЖ в содружестве с учителем ИЗО и технологии, исходя из местных условий и возможностей школы, может оформить и оснастить кабинет так, как считает наиболее приемлемым. Но при этом, он должен обязательно учитывать выше приведенные структурные основы содержания оформления.

IV. УГОЛОК ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Уголок гражданской обороны находится в школе на видном месте. Материалы используются при проведении занятий по ряду тем. Рекомендуется при оборудовании уголка ГО разместить в нем следующие материалы:

Гражданская оборона – определения и понятия;

Основные задачи ГО;

Структура управления ГО в России;

Структура ГО в школе (организация ГО в школе; формирования ГО в школе; сигналы оповещения ГО и действия по ним; схема оповещения);

Возможные ЧС для данной местности и действия населения при угрозе и возникновении этих ЧС;

План размещения защитных сооружений;

Порядок экстренной эвакуации из здания школы.

V. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПО ОБЖ

При проведении смотра-конкурса учебной базы по ОБЖ необходима единая методика оценки.

В предлагаемой методике основное внимание уделяется обеспечению каждого урока наглядными пособиями, таблицами и даются следующие оценки в баллах:

Наличие наглядных пособий (плакаты, таблицы, рисунки) из расчета одно наглядное пособие – 1 балл; за обеспечение 1 урока не более 3 баллов;

наличие контролирующего материала (карточки контроля): 1 тема – 5 баллов;

Ситуационные задачи: 1 задача – 5 баллов;

Тесты: за полугодие – 40 баллов, за год – 40 баллов;

технические средства : - диафильмы (за один диафильм – 5 баллов);

Слайды (за обеспечение урока не более 3 баллов);

Видеофильмы по теме – 10 баллов;

обеспечение средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами защиты : - противогазы – 10 баллов;

Респираторы – 10 баллов;

ОЗК – 10 баллов;

ИПП – 10 баллов;

АИ – 10 баллов;

Жгуты кровоостанавливающие резиновые – 10 баллов;

Тренажеров – 10-30 баллов;

наличие стрелкового тира – 150 баллов (оборудование места для стрельбы – 50 баллов);

наличие кабинета ОБЖ – 200 баллов;

тематическое планирование – 10 баллов на параллель классов;

план создания и совершенствования учебно-материальной базы – 30 баллов.

Значение тому или иному элементу оценки в данной методике придает его значимость, частота использования, стоимость, трудозатраты на разработку и изготовление.

За наличие оборудованного кабинета ОБЖ дается 200 баллов. Это стимул, так как наличие кабинета – уже начало создания учебно-материальной базы.

Приложение 1

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА ОБЖ

Для эффективности обучения учащихся по ОБЖ в школе должен быть отдельный кабинет, оборудованный и оформленный в соответствии с программой ОБЖ.

В кабинете должны быть:

1. Столы ученические по количеству учащихся.

2. Стулья ученические по количеству учащихся.

3. Стол для преподавателя и стул

4. Доска классная.

5. Место для ТСО (технических средств обучения).

6. Стенды сменные.

7. Экран переносной.

Рядом с кабинетом необходимо иметь комнату для хранения имущества, необходимого для изучения программы ОБЖ.

В комнате для хранения имущества должно быть:

1. Шкаф для хранения приборов и оборудования.

2. Стеллажи для средств индивидуальной защиты.

3. Стол преподавателя и стул.

4. Стеллаж для хранения сменных стендов.

5. Шкаф книжный.

6. Тир пневматический переносной.

7. Шкаф металлический для пневматических винтовок.

8. Место для хранения плакатов (плакатница).

В кабинете должны быть следующие технические средства обучения:

1. Телевизор.

2. DVD-плейер.

3. Компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

О совершенствовании учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны.

Министерство образования и науки предлагает для использования в работе рекомендуемые материально-технического оснащения учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы (приложение). Нормативы утверждены совместным приказом Министра Обороны Федерации и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (далее - Инструкция) с целью приведения в соответствие с инструкцией материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Инструкцией определены следующие функции руководителей образовательных учреждений

Организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы;

Обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения

Для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы

- организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан ;

Оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет ;

Участвуют в организации учебных сборов ;

Взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов .

Для качественного исполнения вышеуказанных функций в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствии (не менее трех), стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В случае отсутствия элементов учебно-материальной базы или недостаточного материально-технического оснащения необходимо утвердить план их приведения в соответствие с рекомендуемыми нормативами.

Приложение

Наименование

Единица измерения

Количество

1. Нормативно-правовые документы

Конституция РФ

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

по количеству обучающихся в классе (группе)

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ

по количеству обучающихся в классе (группе)

2.Учебная литература

Учебник по основам безопасности жизнедеятельности

по количеству обучающихся в классе (группе)

Наставления по стрелковому делу: Основы стрельбы из стрелкового оружия 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова

Учебное пособие по основам медицинских знаний

по количеству обучающихся

3. Учебно-наглядные пособия

Набор плакатов или электронные издания: Организационная структура Вооруженных Сил Ордена России Текст Военной присяги

Воинские звания и знаки различия Военная форма одежды

Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе

Военно-прикладные виды спорта

Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин

Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств

Несение караульной службы Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет Литература и наглядные пособия по военно- патриотическому воспитанию Нормативы по прикладной физической подготовке Нормативы по радиационной, химической и биологической защите

Массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова

Набор плакатов по устройству или электронные издания: 7,62-мм (или 5.45-мм) модернизированный автомат Калашникова

5,6-мм малокалиберная винтовка

Набор плакатов или электронные издания:

Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия

Приемы и правила метания ручных гранат

Мины Российской армии Фортификационные сооружения

Индивидуальные средства защиты Приборы радиационной разведки

Приборы химической разведки Организация и несение внутренней службы

Строевая подготовка Оказание первой медицинской помощи Гражданская оборона

Средства индивидуальной защиты:

Общевойсковой противогаз

Общевойсковой защитный

Комплект

Респиратор

радиационной разведки химической разведки

Бытовой дозиметр

Макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ

Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ

Визирная линейка

Электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ) Комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ

4. Медицинское имущество

Индивидуальные средства медицинской защиты:

Аптечка А.И

Пакеты перевязочные ППИ

Пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской,доврачебной помощи сумка СМС

бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см

бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см

вата медицинская компрессная косынка медицинская (перевязочная) повязка медицинская большая стерильная

повязка медицинская малая стерильная

Медицинские предметы расходные:

булавка безопасная

шина проволочная (лестничная) для ног

шина проволочная (лестничная) для рук

шина фанерная длиной 1 м

предметы, аппараты и хирургические инструменты:

жгут кровоостанавливающий эластичный Аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии:

манекен-тренажер для реанимационных мероприятий

шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная)

санитарно-хозяйственное имущество инвентарное:

Носилки санитарные

Знак нарукавного Красного Креста

Лямка медицинская носилочная

Флаг красного креста


Более новые статьи:

  • Методические рекомендации по проведению единого Всекубанского классного часа 23 мая 2015 года «С Победой в сердце!»
  • Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа в образовательных организациях «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» 30 ноября 2014 года.

Подготовку учащихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» целесообразно проводить в специальных помещениях, оснащенных соответствующей аппаратурой, пособиями, аудиовизуальными средствами, компьютерами, инвентарем и другим оборудованием. К этим помещениям предъявляются определенные требования, которые продиктованы содержанием обучения, санитарно-гигиеническими и эргономическими нормами разработанными для учащихся.

Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности» – это оборудованный класс (с мебелью, стендами, макетами, с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения и т.д.), предназначенный для проведения теоретических и практических занятий, а также кружковой работы во внеурочное время. Важно иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества - лаборантскую комнату (рис. 1).

Рис. 1. План кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»: а – кабинет ОБЖ; б – лаборантская.

1 – стол ученический; 2 – стол преподавателя ОБЖ; 3 – стулья; 4 – окна; 5 – пульт дистанционного управления аппаратурой; 6 – аппаратура для программного обучения; 7 – подставка под проекционную аппаратуру; 8 – экран; 9 – классная доска; 10 – рабочий стол; 11 – стеллаж для хранения учебного имущества; 12 – стеллаж для хранения плакатов; 13 – стенды висячие; 14 – витрины; 15 – макет местности.

Основные из этих требований заключаются в следующем. Помещение должно:

Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и быть удобным для занятий;

Обеспечивать широкие возможности для применения технических средств обучения;

Способствовать решению на занятиях не только учебных, но и воспитательных задач;

Обеспечивать максимальную наглядность обучения;

Ведущая роль в обучении основам безопасности жизнедеятельности принадлежит учебно-практической деятельности учащихся, большая часть которой осуществляется в специально оборудованных кабинетах.



Кабинет основ безопасности жизнедеятельности предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу ОБЖ, самостоятельной подготовки школьников, методических занятий с учителями, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он включает обычно класс, в котором проводятся занятия, и лаборантскую комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся учебного материала по разделам и темам курса, а также макеты, муляжи и тренажеры для практических занятий.

В лаборантской комнате хранятся учебно-методическая литература, наглядные пособия, приборы, отчетно-плановая документация, другое имущество, оборудование.

Учебный кабинет может иметь и одно помещение – класс для теоретических занятий и учебно-практических работ.

Помещение, предназначенное для обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности, должно быть светлым и сухим. Недопустимо отводить для него подвал или полуподвал общеобразовательного учреждения.

Площадь кабинета определяется исходя из гигиенических требований для учебных помещений и нормативной численности учащихся в классах. В классе на одного ученика должно приходиться 2-2,5 м 2 площади. Площадь вспомогательного подсобного помещения (лаборантской комнаты), как показывает практика, должна составлять 12-15м 2 .

При оборудовании кабинета следует обратить внимание на обеспечение естественной и искусственной освещенности мест учащихся и учителя. Для естественного освещения площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 0,25 пола помещения. Мебель и оборудование должны быть размещены таким образом, чтобы свет на рабочую зону учащихся падал с левой стороны. При южной ориентации окон следует предусмотреть для них жалюзи или шторы. Общее искусственное освещение должно обеспечивать минимально необходимый световой режим во всем помещении.

Для обеспечения комфортности учебного процесса в кабинете должен быть соответствующий воздушно-тепловой режим. Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, а температура должна быть в интервале 18-20 о С.

Особое внимание необходимо обратить на обеспечение электро- и пожаробезопасности помещений. Все электрифицированное оборудование должно иметь заземление. Помещения должны быть оснащены системами пожарной сигнализации и средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами и правилами.

При оборудовании кабинета желательно использовать краски светлых тонов (светло-зеленые, голубые, палевые), которые стимулируют учащихся на аккуратную и внимательную работу, а также на поддержание чистоты в помещении.