Чем отличается мужество от смелости. Разница между отвагой и смелостью. Как развить в себе храбрость

Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. "Смелость и трусость".





Комментарий ФИПИ: В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.

2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.
Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

5. Смелость и трусость в любви.


СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.


Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Смелость и трусость".

Будь смел на правду

Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

Смелость - начало победы. (Плутарх)

Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)

В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)

Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)

Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)

Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)

Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)

Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид)

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)

Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)

Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)

Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)

Творчество требует смелости. (А. Матисс)

Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)

Успехи науки - дело времени и смелости ума. (Вольтер)

Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)

Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)

Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)

Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)

Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)

Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)

При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)

Страх - плохой наставник. (Плиний Младший)

Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)

Испуган - наполовину побежден. (А.В. Суворов)

О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство - прохвосты. (А.Н. Толстой)

Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)

Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)

Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)

Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

Отвага - что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)

Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что такое страх?

Все мы знаем такие слова, как смелость и отвага, долг и совесть, а также то, что добро, как правило, побеждает зло. Они придают приобретенным нами сведениям и совершаемым поступкам определенный оттенок. Например, слова радость, любовь, гордость мы воспринимаем как светлые чувства, а горе, ненависть, трусость - как темные. Человек учится управлять своими чувствами. Но иногда бывает очень трудно определиться, что есть добро, а что - зло, или понять, как поступить, так как страх перед неизвестностью затмевает все. Можно ли побороть страх? И как не бояться совершать поступки, чтобы побеждать зло? Об этом и пойдет речь в ходе нашего урока.

Для начала определим, почему мы чего-то боимся, а также что называют страхом.

СТРАХ - это внутреннее состояние, обусловленное грозящей реальной или предполагаемой опасностью. Это базовая эмоция как для человека, так и для животных, так как является врожденной.

Человеку свойственно бояться опасных ситуаций и явлений природы, например, пожара, стихийных бедствий, угрозы жизни. Страх зависит от многих внутренних и внешних, врожденных или приобретенных причин. Причинами возникновения страха могут быть чувства одиночества или отверженности, ведь человек, прежде всего, социальное существо. Воспитание и социальное окружение также могут способствовать возникновению определенных страхов.

Вы, наверное, еще помните, как в детстве ваши родители рассказывали о сером волке, который заберет вас в темный лес за тридевять земель, если вы вовремя не ляжете спать. Сами того не подозревая, они могли вам привить, например, чувство страха перед темнотой или резкими звуками. Страхи есть у всех и наблюдаются в любом возрасте. Взрослые тоже бояться, например, они испытывают чувство страха быть непринятыми обществом, боятся провала в каком-либо виде деятельности. Некоторые боятся ответственности, ведь им приходится отвечать не только за свою жизнь, но и за жизнь близких (детей). Кто-то боится неизвестности или испытывает страхи, которые вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д. Помимо общего термина «страх» для передачи различных оттенков этого состояния используются другие термины. Очень сильный страх - это ужас. Кратковременный, но сильный страх называют испугом, а длительный и слабо выраженный - тревогой. Частые и сильные страхи могут вызывать фобии - это постоянная навязчивая боязнь, связанная с определенным предметом или ситуацией, с которой человек не может справиться самостоятельно. Например, есть люди, которые боятся выходить из дома, а других пугает замкнутое пространство.

Но у страха есть и полезное назначение, он предупреждает нас об опасности и требует соблюдения осторожности, а также является мотивом деятельности. Таким образом, страх - это врожденная защитная реакция, которая способствует самосохранению человека.

Как преодолеть страх и бороться со злом?

Однако длительное его переживание наносит серьезный вред и поэтому с ним надо бороться.

Некоторые, чтобы избавиться от страха, пытаются побороть его изнутри. Для этого они определяют причину его возникновения, а затем пытаются поступать так, как действовал бы смелый человек. Другие, борясь со своими эмоциями, стараются не думать об объекте страха и справляются с ним. Можно также использовать способ принятия решения. Страх существует там, где имеют место сомнения, а когда вы принимаете решение сделать что-то, то сомнения пропадают.

В жизни нам всем приходилось сталкиваться со злом, в таких ситуациях, как правило, человеку приходится надеяться на самого себя, поэтому перед лицом страха необходимо действовать решительно, проявлять смелость. Зло противопоставляется добру и проявляется, например, как насилие, ложь, воровство, предательство, грубость и прочее. Конечно, зло осуждается обществом. Ведь мало кому понравится, если сильный будет обижать слабого, или когда свою вину перекладывают на другого. Зло - это все дурные, вредные и подлые поступки людей. В борьбу с ним вступает не каждый, а только честный и смелый человек. Смелость - это способность не поддаваться страху, преодолевать, подавлять в себе страх.

Это неврожденное свойство, она воспитывается. Главное - научиться владеть собой, ориентировать себя на такие качества как, например, честность и добросовестность, дисциплинированность, воля к победе и другие. Тот, кто побеждает свои слабости, кто преодолевает свои страхи, совершает определенный подвиг и проявляет героизм. П одвиг подразумевает самоотверженный героический поступок, это преодоление страха в борьбе за собственную жизнь во благо службы, во имя долга и выполнения своих обязанностей. Например, многим известен подвиг летчика Алексея Петровича Маресьева в годы Великой отечественной войны. Он, несмотря на тяжелое ранение и инвалидность, вернулся в небо и летал с протезами, сбив 11 самолетов врага. Подвиг совершается только из благородных побуждений. А героем называют храброго, доблестного, самоотверженного человека, совершающего подвиги. Героями не рождаются, героями становятся, главное - проявить силу духа, т. е. быть отважным и мужественным. Мужество и героизм люди проявляют и в мирное время. Некоторые профессии требуют бесстрашия от человека каждый день. Например, пожарные, полицейские, медицинские работники или спасатели МЧС перед лицом опасности, не смотря на страх, обязаны проявлять спокойствие, выдержку и силу духа.

Таким образом, воспитывая в себе смелость, проявляя мужество и отвагу, мы можем побороть страх и противостоять злу.

**************************************************

1. Страх в нашей жизни

Се-год-ня мы по-го-во-рим с вами о том, чего мы бо-им-ся, по-че-му мы бо-им-ся и как на-учить-ся наши стра-хи пре-одо-ле-вать.

Каж-дый из нас че-го-ли-бо в жизни бо-ит-ся. Стра-хов су-ще-ству-ет ве-ли-кое мно-же-ство: кто-то в дет-стве мог бо-ять-ся тем-но-ты, кто-то - па-у-ков или змей. Неко-то-рые люди ещё в дет-стве вы-би-ра-ют ка-ко-го-то че-ло-ве-ка, ко-то-ро-го они очень бо-ят-ся, ко-то-рый ка-жет-ся им страш-ным и опас-ным. Страх - внут-рен-нее со-сто-я-ние, обу-слов-лен-ное гро-зя-щим ре-аль-ным или пред-по-ла-га-е-мым бед-стви-ем. В целом, страх - это чув-ство, ко-то-рое со-пут-ству-ет че-ло-ве-ку во всей его жизни, ис-клю-че-ний здесь нет аб-со-лют-но ни-ка-ких. Бо-ят-ся все, но не все люди это по-ка-зы-ва-ют. Страх - это часть нашей фи-зио-ло-гии, осо-бен-ность фор-ми-ро-ва-ния че-ло-ве-ка. Но порой страх может пе-ре-рас-тать в па-ни-ку - от-ри-ца-тель-но окра-шен-ный аф-фект, вы-зы-ва-е-мый дей-стви-тель-ной или мни-мой опас-но-стью. Когда че-ло-век па-ни-ку-ет, он не в со-сто-я-нии при-ни-мать взве-шен-ные ре-ше-ния, в этом её опас-ность.

Рис. 1. Страх - часть нашей жизни (Ис-точ-ник)

2. Суть наших страхов

Чего же мы дей-стви-тель-но бо-им-ся, ка-ко-ва ис-тин-ная сущ-ность стра-ха? По-на-сто-я-ще-му мы бо-им-ся непо-нят-но-го и неиз-вест-но-го . Если я не по-ни-маю ка-кой-то про-цесс или ка-кое-то яв-ле-ние, если мне непо-нят-но, что ожи-дать от ка-ко-го-то су-ще-ства, тогда я боюсь, Если мы с вами по-смот-рим на страх как на яв-ле-ние с на-уч-ной точки зре-ния, то есть по-ста-ра-ем-ся отой-ти от своих фобий (это ещё одно за-ме-ча-тель-ное слово, ко-то-рое оли-це-тво-ря-ет страх), то мы уви-дим, что мы бо-им-ся тех су-ществ либо си-ту-а-ций, от ко-то-рых не знаем, чего ожи-дать в каж-дую кон-крет-ную ми-ну-ту. То есть страх - это, по сути, пред-вос-хи-ще-ние опас-но-сти. За-ду-май-тесь: если вы бо-и-тесь па-у-ков, то это по-то-му, что не зна-е-те, как они себя по-ве-дут, бо-и-тесь, что они могут вас уку-сить.

Есть люди, ко-то-рые бо-ят-ся собак. Они счи-та-ют, что со-ба-ка может их уку-сить, воз-мож-но, им будет боль-но, и они по-стра-да-ют. Мы слов-но про-еци-ру-ем, пред-вос-хи-ща-ем неко-то-рые со-бы-тия. Вы мо-же-те со-гла-сить-ся, что так оно и есть. Мы по-ня-ли, в чём при-ро-да стра-ха, но что нам это даёт? Мы не пе-ре-ста-ём бо-ять-ся от того, что по-ни-ма-ем, в чём при-чи-на на-ше-го стра-ха.

3. Значение страха

Страх для нас очень важен, нам необ-хо-ди-мо бо-ять-ся. Страх - это спе-ци-аль-ный ме-ха-низм, ко-то-рый за-ло-жен в че-ло-ве-ке как спо-соб са-мо-со-хра-не-ния. У нас очень острое чув-ство стра-ха, мы пред-вос-хи-ща-ем опас-но-сти, и это по-мо-га-ет нам со-хра-нить свою жизнь. Это крайне важ-ный за-щит-ный ме-ха-низм. У че-ло-ве-ка на самом деле не так много за-щит-ных ме-ха-низ-мов, фи-зио-ло-ги-че-ски мы на-мно-го сла-бее дру-гих жи-вот-ных. Мы не такие быст-рые, не такие лов-кие, у нас не такое хо-ро-шее обо-ня-ние и не такое хо-ро-шее зре-ние. Но нам нужно было вы-жить, и при-ро-да за-ло-жи-ла в че-ло-ве-ка этот за-щит-ный ме-ха-низм: че-ло-век бо-ял-ся, и в итоге вы-жи-вал. На самом деле страх для нас очень по-ле-зен с фи-зио-ло-ги-че-ской точки зре-ния, он со-хра-нит-ся в че-ло-ве-че-ской при-ро-де, ви-ди-мо, на-все-гда.

Но при этом быть тру-сом со-вер-шен-но не нужно, ведь че-ло-век на то и че-ло-век, что он во мно-гом пре-одо-лел свою при-род-ную сущ-ность. Это не зна-чит, что нужно лезть на рожон, вся-че-ски по-ка-зы-вать свою храб-рость и уме-ние пре-одо-ле-вать стра-хи. Но, тем не менее, стра-хи пре-одо-ле-вать нужно, по-то-му что тогда че-ло-век ста-но-вит-ся сво-бод-ным, осво-бож-да-ет-ся от ненуж-ных, ско-вы-ва-ю-щих его со-зна-ние и его по-ве-де-ние пред-рас-суд-ков, ко-то-рые ино-гда дей-стви-тель-но пре-вра-ща-ют-ся в на-сто-я-щую фобию.

4. Преодоление страхов

Если вы по-ни-ма-е-те при-ро-ду стра-ха, то в таком слу-чае вы дей-стви-тель-но смо-же-те из-ба-вить-ся от своих фобий. Фобия - это на-вяз-чи-вое пси-хо-ло-ги-че-ское со-сто-я-ние, при ко-то-ром че-ло-век ис-пы-ты-ва-ет бо-лез-нен-ный страх. Од-ни-ми из самых рас-про-стра-нён-ных в мире фобий яв-ля-ют-ся арах-но-фо-бия (бо-язнь па-у-ков), ак-ро-фо-бия (бо-язнь вы-со-ты), клау-стро-фо-бия (бо-язнь за-мкну-то-го про-стран-ства), аэро-фо-бия (бо-язнь са-мо-лё-тов), некро-фо-бия (страх перед умер-ши-ми).

До-пу-стим, че-ло-век бо-ит-ся на-се-ко-мых при любой си-ту-а-ции, и никак не хочет ис-прав-лять эту си-ту-а-цию. Это непра-виль-ная по-зи-ция. Нужно пре-одо-ле-вать свои стра-хи, по-то-му что они ме-ша-ют нам жить. Нужно быть сме-лым че-ло-ве-ком, для того чтобы пре-одо-ле-вать ка-кие-то про-бле-мы, ко-то-рых ты мо-жешь опа-сать-ся: за-ча-стую это страх рас-ска-зать прав-ду, страх про-ти-во-сто-ять хам-ству со сто-ро-ны окру-жа-ю-щих людей по от-но-ше-нию к сла-бо-му. Если че-ло-век не может пре-одо-ле-вать эти чув-ства - это уже на-сто-я-щая тру-сость.

Сме-лый че-ло-век все-гда про-ти-во-сто-ит ка-кой-ли-бо угро-зе, но это не озна-ча-ет, что угро-зу для соб-ствен-ной жизни ты дол-жен со-зда-вать сам. Когда че-ло-век сам лезет на рожон и со-зда-ёт для себя опас-но-сти - это не сме-лость, а глу-пость. Сей-час в ин-тер-не-те можно найти много самых раз-ных ро-ли-ков, в ко-то-рых под-рост-ки, для того чтобы по-ка-зать свою взрос-лость, сме-лость, от-ва-гу вы-пол-ня-ют вся-че-ские со-вер-шен-но неле-пые трюки, ино-гда свя-зан-ные с опас-но-стью для жизни или здо-ро-вья. Ко-неч-но, если это им уда-ёт-ся, ре-бя-та вы-гля-дят ве-сё-лы-ми и счаст-ли-вы-ми, но в слу-чае если что-то пой-дёт не так, такая дет-ская за-ба-ва может сто-ить ко-му-то жизни или по-те-ри здо-ро-вья. Это не про-яв-ле-ние сме-ло-сти, это про-яв-ле-ние без-рас-суд-ства - со-вер-шен-но иного ка-че-ства че-ло-ве-ка.

5. Смелость

Сме-лость - это когда ты не даёшь оби-жать сла-бо-го. Сме-лость - это когда ты сам не по-сту-па-ешь в угоду толпе. Сме-лость - это со-про-тив-ле-ние стра-ху и кон-троль над стра-хом, а не от-сут-ствие стра-ха. Ино-гда бы-ва-ет так, что в клас-се ка-кой-то один че-ло-век вы-па-да-ет из круга об-ще-ния, ста-но-вит-ся белой во-ро-ной или даже из-го-ем. Чем-то его дей-ствия, по-вад-ки, внеш-ний вид или образ не со-гла-су-ют-ся с общим мне-ни-ем и по-ни-ма-ни-ем о том, каким нужно быть. Тогда его на-чи-на-ют ка-ким-то об-ра-зом до-ни-мать. И сме-лость - это если ты не ве-дёшь себя, как все осталь-ные, а, на-о-бо-рот, пы-та-ешь-ся та-ко-го че-ло-ве-ка за-щи-тить. В даль-ней-шем в жизни по мере взрос-ле-ния вы уви-ди-те, что во-об-ще че-ло-век дол-жен со-вер-шать много сме-лых по-ступ-ков. Взять на себя от-вет-ствен-ность порой тре-бу-ет огром-ной храб-ро-сти и силы воли. По-это-му наши стра-хи и наша сме-лость да-ле-ко не все-гда яв-ля-ют-ся ре-ак-ци-ей на ка-кую-то фи-зи-че-скую опас-ность.

В конце на-ше-го се-го-дняш-не-го раз-го-во-ра о том, как че-ло-ве-ку нужно пре-одо-ле-вать стра-хи, как стать сме-лым, хо-те-лось бы дать вам ма-лень-кий совет. Про-сто улы-бай-тесь чаще! Если вы улы-ба-е-тесь, зна-чит, вам ни-че-го не страш-но. Если вы страш-ное де-ла-е-те смеш-ным, его уж точно не стоит бо-ять-ся.

А на сле-ду-ю-щем уроке мы по-го-во-рим о гу-ма-низ-ме, и это будет для нас обоб-ща-ю-щим за-ня-ти-ем. Мы узна-ём, что такое на-сто-я-щее че-ло-ве-ко-лю-бие и в чём оно на деле про-яв-ля-ет-ся.

6. У страха глаза велики

Ино-гда наши стра-хи за-став-ля-ют нас со-вер-шать со-вер-шен-но неле-пые и непра-виль-ные по-ступ-ки. Дело в том, что, когда мы бо-им-ся, мы пе-ре-ста-ём мыс-лить ра-ци-о-наль-но, мы на-чи-на-ем дей-ство-вать си-ту-а-тив-но. Позже мы можем по-жа-леть о со-вер-шен-ных по-ступ-ках, но будет уже позд-но.

Су-ще-ству-ет древ-няя ис-то-рия, про то, как бу-ду-щий им-пе-ра-тор Китая, царь цар-ства Тын Цинь Ши-ху-ан-ди по-бе-дил всех своих кон-ку-рен-тов. У него остал-ся толь-ко один се-рьёз-ный про-тив-ник - царь цар-ства Чу. Когда два вой-ска со-шлись, в пер-вый день они сра-жать-ся не стали, толь-ко рас-по-ло-жи-лись в бо-е-вом по-ряд-ке. Ночью бу-ду-щий им-пе-ра-тор Цинь при-ка-зал своим во-и-нам за-жечь фа-ке-лы и обой-ти ла-герь вой-ска цар-ства Чу, рас-пе-вая их песни. Когда это услы-шал царь цар-ства Чу, он решил, что часть его вой-ска его пре-да-ла и пе-ре-шло на сто-ро-ну Циня. Он ис-пу-гал-ся, и ночью бежал из ла-ге-ря. Когда на утро вой-ска уви-де-ли, что их Гос-по-дин сбе-жал, они про-сто пе-ре-ста-ли со-про-тив-лять-ся и сда-лись. Вот так, не со-вер-шив ни-ка-ких бо-е-вых дей-ствий и не по-те-ряв своих во-и-нов, Цинь стал им-пе-ра-то-ром Китая. В ко-неч-ном итоге он пой-мал царя цар-ства Чу и сде-лал его своим со-вет-ни-ком. Но быть со-вет-ни-ком им-пе-ра-то-ра - это не то же самое, что быть царём в соб-ствен-ном цар-стве. У стра-ха дей-стви-тель-но ве-ли-ки глаза. По-это-му пре-жде чем по-на-сто-я-ще-му ис-пу-гать-ся и на-чать как-то дей-ство-вать, по-ду-май-те, дей-стви-тель-но ли опас-ность так ве-ли-ка или вам толь-ко ка-жет-ся.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/6-klass/obshestvoznanie/Byt-smelym.-Smelost-i-otvaga

https://vimeo.com/120464750

http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/6-klass/tema-4/bud-smelym?testcases

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.

И мужество? Откуда они берутся?

Смелость и трусость совершенно противоположны друг другу, но при этом между ними есть связь. Выяснив, что такое храбрость, что такое трусость - вы также поймете.

Когда рождается страх?

С момента своего рождения человек испытывает страх. относится к базовым человеческим эмоциям и является необходимым. Оно предупреждает об опасности, то есть в его основе лежит самый мощный инстинкт - самосохранения. Но очень часто страх начинает управлять человеком и его действиями. Поэтому необходимо в течение всей жизни учиться побеждать страх, быть храбрым, смелым, мужественным.

Храбрость - это...

В той или иной ситуации многие стараются показать свою храбрость. Что такое храбрость? По сути, это значит просто действовать, не прогибаясь перед собственными страхами. Для того чтобы проявились мужество и храбрость, нужен только лишь повод, а не причина. Если воля человека не натренирована, то чаще всего его смелость проявляется внезапно. Это спонтанное принятие опасных событий в настоящем.

Многие люди испытывают наслаждение от ощущения опасности. В психологии храбрость связана со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Но важно держать даже храбрость под контролем, поскольку безумная смелость может быть более пагубной, чем безумный страх. Поэтому храбрость должна быть "дозированной", при разумном риске.

Кроме того, она может принять отрицательную форму - удаль. Достигая уровня аффекта (при удали), человек теряет критичность мышления.

Как развить в себе храбрость?

Мотивации отводится важная роль при работе над собой. Вы сами определяете, насколько для вас важна смелость, храбрость. Помимо этого, следует уделять время физическим тренировкам. Благодаря этому усиливается воля и растет количество побед над своими страхами.

Как и многие качества, нужно воспитывать в себе храбрость. мужества? В чем оно проявляется? Психологи утверждают, что этот процесс заключается в воспитании веры в собственные силы и технику. Это вполне посильное задание для каждого человека.

Храбрость в современном мире

В современном мире храбрость не является одной из важных черт характера. Чаще всего смелости ждут от политиков, пожарных, военных. Все теперь заботятся только о своей безопасности. Конечно, не стоит бросаться и в другую крайность - постоянно искать встречи с опасностью.

Даже часто испытывают страх, но они не дают этому чувству парализовать тело и волю. Менее страх настигает значительно чаще, что через некоторое время только укрепляет их. Не стоит постоянно убегать от своих страхов. Это способствует увеличению вероятности аналогичного поведения в будущем. Кроме того, будут развиваться бесконечные комплексы, мешающие свободно жить и радоваться жизни.

Страх сегодня и страх пару столетий назад очень сильно различаются. Например, в современном мире одной из самых популярных причин страха, наверное, является необходимость выступления перед публикой. А также боязнь быть осмеянным. Тогда как буквально 100-200 лет назад боялись, к примеру, нововведений. Сколько людей не пользовались электричеством из-за страха перед ним?

Весь прошлый опыт говорит о том, что люди постепенно научились справляться со своими страхами, преодолевать их. Если бы этого не происходило, то никакого прогресса не было бы. Да, оставалось бы несколько людей, которые ставили бы опыты и делали невероятные открытия. Но страхи не давали бы дальнейшего развития. Поэтому храбрость и мужество являются двигателями прогресса.

Я был ребёнком, лет семи, когда перед моим взором прошла картина, запетчатлившаяся на всю жизнь. Это был где-то 47-48 год. Тогда ещё многие мужчины, вернувшиеся с фронта, в обстоятельствах послевоенной разрухи, полуголода, по бедности и по существующей героической атмосфере народа – победителя в Войне, всё ещё оставались в военной униформе, без погон, но при орденах, которые им достались кровью. Я с восхищением смотрел на них, и то, что мой отец, лейтенант бронетанковых войск погиб, делало меня причастным к великим делам взрослых.
Как-то случайно, по какому-то вопросу мы с матерью оказались в приёмной «большого начальника» маленького провинциального городка русской глубинки. Видимо этот начальник был партийным руководителем. В накуренной и убогой приёмной собралось трое мужчин и две женщины, одна из которых была моя мать. Рядом с нами гордо восседал молодой красавец-воин весь в блеске орденов. Сидящая рядом женщина с восхищением шепнула на ухо моей матери: «Герой! Два танка подбил, был ранен и продолжил вести бой, уничтожив с дюжину фашистов!». Жаль, что тогда я не разбирался в орденах. Но вот подошёл его черёд заходить к «высокому начальнику». Красавец-воин зашёл, но через некоторое время из кабинета через захудалую дверь стал слышен крик «начальника». Я запомнил лишь некоторые фразы: «Да я тебя в тюрьме сгною! Это линия партии! Ты у меня партбилет на стол положишь!». Ещё некоторое время спустя из кабинета неуверенной походкой вышел побитый мой кумир, с опущенной головой и в полной растерянности. От страха у него тряслись руки, выглядел он полным ничтожеством, и лишь дрожащими губами произнёс: «Тыловая крыса». Я был в шоке.
С тех пор много утекло воды, а над головами проплыло облаков, а я всё никак не мог забыть эпизод с поруганием моего кумира, постоянно задумываясь о понятиях, что есть храбрость, а что мужество, смелость и стойкость. Однажды, в обществе поэтессы Седы Вермишевой, мы в кампании друзей вели беседу и я обронил фразу: «Народы государство строят не на храбрости, а на мужестве». Разговор принял столь оживлённый характер, что встреча закончилась моим согласием на предложение Седы «черкнуть пару слов» и показать, как соотносятся мужество и храбрость. Я подумал, что в объяснении слов писатель не должнен заглядовать в толковые словари, а дать их так, как подсказывает его сердце и рассудок. Наконец, между храбростью и мужеством существует разница только на полюсах их понятий, как между нравственностью и моралью; в середине ценностной шкалы они сливаются.
Храбрость – это видовой признак человека, его свойственность; это то, что направлено во вне. Храбрыми рождаются, а мужественными становятся. По-настоящему храбрых людей не очень уж и много… собственно, как и трусов. Есть и такие, у которых понижено чувство страха или опасности, и они легко рискуют. Есть понятие «храбрость разбойника», где цена жизни опущена до копейки. А есть и такие, которые под бременем больного самолюбия готовы на всякие «дуэли». Храбрость внеидеологична и внесоциальна. Она биологична и соотносится больше с внешними обстоятельствами-сущностями (явлениями) или существами-животными (зверьми).
Храбрость неустойчива; она не всегда может повторяться и подтверждаться, но одновременно она и заразительна. Так, моё поколение, выросшее на тысячах рассказах о войне, знает, что во время паники целые подразделения снимались с позиций и бежали. И наоборот, в бою существует пример подвигом, когда за героем следуют остальные, а поступок одного – повторяют многие. В бою востребована храбрость, ибо есть ещё трусость, и воины равняются на храбрость. «Храбрый командир подобен корню, из которого, как ветви, растёт смелость его солдат». Таким образом, храбрость – качество индивидуально-личностное, унаследственное от природы, но на храбрости государства не строят, его строят на долговечном, постоянном фундаменте – мужестве. Мужество – духовное понятие. Но оно существует и как социально-общественное мирочувствие народа, покоящееся в недрах его коллективной души и проявленное в процессе его истории. Храбрые могут выигрывать сражения и проигрывать войны. Мужественные могут проигрывать сражения, но выигрывать войны. Храбрость решает судьбоносность момента, мужество решает вечность в судьбе. Храбрость охраняет, мужество творит. Храбрость не ищет правды, мужество – есть сама правда. Поэтому погружение в мужественное начало для нации есть погружение в вечность, в творение, в правду человека. Но у каждой нации есть своё место в вечности и правде.

Трус не любит жизни – он боится только её потерять; трус не любит людей – он боится только их суда. Трус умирает много раз; герой уходит в бессмертие. Трусость осуждена Богом. В христианстве она числится среди семи грехов. Иногда судьба человека и его сокровников, долг перед Родиной или перед жизнью другого человека могут быть повержены трусливым поступком одного, вся жизнь которого может быть и была призвана для единственного момента совершения благостного поступка.
Мужественный человек обладает устойчивостью перед соблазном бессмысленного-легкомысленного поступка или быть втянутым в опасный риск. Он держит невозмутимость перед суетой частного вызова, чтобы сохранить себя для большего; у него присутствует сознание не храбрости для храбрости, а существования определённой миссии, в которой всегда пробьёт его час. Но мужество имеет в виду и благородство уступчивости.
Итак, храбрость не существует для храбрости. В наследственной программе выживания вида она действует по индивидуальному принципу: спасшийся один – спасёт и остальных (род). И этот принцип лёг в целое направление американского киноискусства, где герой одиночка спасает многих.
А мужество? Стойко повторяющаяся способность выдерживать опасности, невзгоды, разоры и преодолевать трудности называется мужеством. Иными словами, способность повторять дух храбрости есть мужество. Тот, кто нашёл причины ухода из жизни, уже ничтожен, ибо для того, чтобы жить, надо иметь больше мужества, чем умереть. Истиннное мужество заключается в том, чтобы жить, когда призвано жить, и умереть, когда призвано умереть.
Нам важна не биологическая храбрость, которой может обладать не всякий человек, а обретёная им духовная храбрость, которой может обладать каждый, погруженный в бессмертие духа перед лицом смертности тела. Так что такое храбрость? Храбрость – это бесстрашие, обращённое вовне; а что такое мужество? Это та же храбрость, но постоянно обращённая вонутрь и преодолеваемая человеком в его воле. Жить и не делать сознательного зла, жить, не лишив ближнего его благостей, не причинив ему огорчений, не обманув, не слукавив и не скурвившись – труднее, чем выразить одномоментную храбрость или посмотреть в лицо смерти.

Иерархически мужество стоит выше храбрости, ибо связано со многими признаками, составляющими божественное явление нравственности – это совесть, любовь, чувство долга и ответственности, терпение, выдержка, воздержание, добродетель, великодушие и способность прощать. Будучи частью подлинного религиозного благочестия, нравственность скрепляет отношения людей и наполняет мужеством гражданские поступки; от неё зависит и благо государства, и спасение души. Способность к совершению воздержаний, есть первая ступень мужества и одно из проявлений добродетели; с неё и начинается нравственность. Добродетель – удел мужественных. Добродетель – это моральное мужество человека, достающееся в преодолениях и страданиях. Люди ошибаются, если думают, что нравственность и мораль можно удержать в себе без духовности и духа мужества. За нравственностью и моралью всегда следует дьявол, и чем выше нравственность, тем сильнее и изощрённее его оружие победы, которое есть соблазн!

В реалиях истории и востребованности этно-национальной психологии народов, понятию «мужество» должно быть придано особое социо-этическое содержание и выделено место в становлении национального сознания и воспитания! Понятию мужества должно быть придано значение философской категории и политической – как форме гражданского мировоззрения. Беда ожидает тот народ, ту культуру, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. Отвага, доблесть и храбрость преодолевают страх, они даже могут смеяться над страхом и играть с ним, но больше всего уважение вызывает преодоление страха через преодоление себя, через воспитание мужества, делающими само преодоление надёжным, устойчивым и спокойным. Самопреодоление человека – есть высокий акт мужества. Помните Ницше: «Человек есть то, что должно быть преодолено».

Много людей найдётся, которые единыжды или в связи с безвыходными, острыми обстоятельствами жизни могут победить свои желания и контролировать свои чувства. Но тот, кто сделал это принципом жизни, а не обстоятельств, кто делает над собой усилия без принуждения и готов повторять столько раз, сколько потребуется, — он может это делать только на основе тоже принципов, и называется это мужеством.

С детства воспитывается не храбрость, а мужество! Между храбростью разбойника и мужеством гражданина существует духовно-этическая целеположенная граница. В воспитании своего ребёнка самое труднодостижимое – гражданское мужество. Отец, который этого не делает, прокатывает своего ребёнка за счёт другого; не выполнивший эту миссию, несёт вину, как воин не выполнивший свой долг. Здесь первая задача, — чтобы ребёнок вырос добродетельным человеком; вторая, — он должен стать патриотом своего Отечества; третья, — вступил в жизнь в качестве гражданина в своём государстве. «Истинное мужество просвещённых народов состоит в готовности своих сыновей к самопожертвованию во имя Родины», — Гегель.

Патриотизм проявляет себя из истоков человеческой любви и порождает массовую жертвенность, что становится основой мужества народа. Патриот – это человек, чьей руководящей страстью является любовь к своему Отечеству. Отечество редко приходится хранить храбростью, но обычно мужеством и высокой гражданственностью. Дух патриота не бывает пассивным, но активным. Настоящий активизм есть гражданское мужество в действии. Воистину велик тот, кто оставшись в одиночестве, мужественно стоит на пути порока зла, нижайших устремлений, не дав толпоидам унести себя их потоком. Зло стремится то убить героя, то порочить и изгаляться над ним, то делать изолянтом. Тогда сопротивление патриота в положении изоляции утверждает высокое положение человеческого «Я», передаёт нам мужество исторического духа Рода к жизни и борьбе. Здесь человек становится личностью, а его борьба вне зависимости от исхода становится мужеством, удар держащего, самообладанием. В борьбе за самообладание – борьбе, не имеющей ни начала ни конца, востребовано высшее мужество, лишь в своих частных и конкретных исполнительных случаях опирающееся на храбрость.

Дух жертвенности и несгибаемости, направленный вовне – есть героизм, направленный вовнутрь – есть мужество. Мужество не может быть противопоставлено героизму, они дополняют друг друга, иначе героизмом и самопожертвованием всегда придётся поправлять неполность мужества, и наоборот. Потенциал жертвенности и терпения, соединённые с верой, составляет основу потенциала мужества. В этом смысле понятие мужества обретает значение духовной категории и должно рассматриваться в качестве таковой, потому что жертвенность есть иррациональное духовное свойство и тайна человека.

Самая древняя сказка, из дошедших до нас, которой около 4000 тыс. лет – из Др. Египта («Потерпевший кораблекрушение»). В ней добрый змей советует: «Так вот, если мужественен – овладей собой!». Народы обладают Интегральным потенциалом мужества (ИПМ) – понятие, которое мы и вводим как ценностную величину. Об ИПМ мы можем судить по истории народов, что во многом есть потенциал жертвенности, превращающих историю народа в судьбу народа. Именно в этой точке напряжения истории коллективные «умы» народов, стремящиеся через напряжение и комбинацию мыслью обойти жертвование,- т.е. не заплатить ничем, — никогда не побеждают. Последнее становится обычным хитрованством.

Силам и способностям сопротивления человеческого духа, основанного на мужестве, нет предела! Если человек обречён на страдания или даже на гибель, то должен помнить – он обречён и на сопротивление им. Люди! Сопротивляйтесь злу! В этом – родовое свойство человека. Сопротивление не должно рассчитываться на храбрость, но обязательно на мужество, ибо у храбрости есть пределы, и только у мужества нет пределов. Лишь сопротивление меньшит зло и несчастья, но и величит того, кто сопротивляется.

Что делает человека мужественным? – Преодоление собственной воли, как своё понимание бытия, и преодоление воли другого, как действия бытия. Мужественность и совесть неразделимы, но совесть и страдания тоже; стало быть, мужество неотделимо от страданий. Высокая совесть человека питает его мужество, но и высокую гражданственность, и совесть обладает гражданственностью.

В системе духовных ценностей человека ничто так не связано с мужеством и жертвенностью, как любовь. Любовь – это не слабость, любовь – это мужество; она является признаком и истоком силы и мужества, а не слабости и бездействия. С любовью соединяются не на время или сезон, а на вечность. Пребывающий в любви – уже сопричастен духовному мужеству. Человек должен состоять в постоянном духовном житии как норме любви, от которой не бывает усталости, но не компании; в духовном сопричастии, а не духовном напряжении. Народ должен жить в духовном мужестве, что есть духовный покой могущества, а не героизм.

Мы говорим о Любви; а как же с другими божественными категориями Веры и Надежды? С ними мужество соотносится не менее непосредственно, чем с любовью. Вера не означает простое следование общему мнению и внешнему авторитету. Она даётся через непрекращающееся личное напряжение и преодоление каждый раз сомнения. Вера – это не только умение несомневаться в собственном опыте, знаниях и выполнять необходимое. Вера – это условие мужества, это готовность жертвовать, это состояние духа, выражающееся в силе действия и решимости действовать. Время веры поднимает и движет народ к героизму и жертве, время неверия – к утере и разброду его.
Борьба со злом происходит не только за овладение истиной, но и за захват духа Надежды и Любви, подпитывающие Веру. Здесь Вера порождает героев, в герои обессмертивают Веру. Народ же держится и за веру, и за героев. Потеряв веру – нации утрачивают и своё мужество, и свои миссии, ибо вера порождает миссию – великий источник движения нации по Небу и Земле.

Не отступать и верить во всегда существующую нескончаемую возможность можно вместе с Любовью и Надеждой. Здесь речь не о храбрости личности, а о героизме массовом, патриотическом и гражданском, который питаться может только из запредельного, трансцендентного и метафизического начала. Тот героизм, который проявляется как обычное отношение человека к жизни, не выспресно, театрально, а спокойно, может и в тиши, устойчиво повторяемо и надёжно, — есть самое великое достояние общества и называется оно гражданским мужеством.

Человечество периодически переживает упадки духовной деятельности. Они, как падение веры, потеря надежды, сужения любви, всегда становятся охваченными раздраем и хаосом; здесь теряются не храбрые, а герои. Тогда, тем более вновь, как из огня и пепла, выбрасывается новый клич к духовной организации с новыми возможностями и новыми героями. Народы приходят, народа уходят, теряются культуры, но никогда не исчезнет дух героизма человека, подпитывающегося от Земли и Неба. И вновь возвращаются стремления к соборности и новой организации, живительной влагой которым вновь станут Вера, Надежда и Любовь.

Какой синоним можно поставить рядом со словом «мужественный?» — Сильный духом! А антоним, который выступает антитезисом мужества? Это не трус и не брехун, а человек слабый. Мужество – это ещё и идея! Любая позитивная идея, утверждающая фундаментальность человека в мире, психологически меняет личность и делает её мужественной, деятельной, ответственной и сопричастной судьбе общества. Только мужественный и сильный может взять на себя бремя идеи и иметь её себе таковой! Мужество основывается на многих признаках морали и нравственности, таких как любовь и самопожертвование. Слабый не способен на любовь, он не готов на самопожертвование, он не одолеет своё ничтожество. Также и народ, ушедший от добродетели любви и жертвования, обречён влачить жалкое существование.
Стихийно, в высокой храбрости человек вдруг может уничтожить жизнь врага (другого человека, зверя); в высоком мужестве, уже заранее определившись, человек осознанно жертвует собой (своим покоем, своими вещами, материальностью и той же материей – телом)… стяжая при этом вечный дух. Мужество неотделимо от могущества жертвования, делающего жизнь прибавлением к бессмертию.

Также неотделимо от жертвования и высокое творение. Поэтому идея творения есть идея жертвы, и наоборот, всякая жертва (если она не глупа и бессмысленна) есть творение. Каждый творец в глубине души знает цену своего творения. И решившийся на нищету и лишения, будучи уверенный в своих творениях, он обретает славу, но чаще по смерти. И не мужество ли это, превосходящее талант, оставаться всегда верным себе, цели высокого творения, переносить невзгоды вместе со своими близкими. Не мужество ли это, нести Истину и Свет своему народу и соучаствовать в его спасении от деяний зла… и не ждать благодарностей, пожиная козни и страдания. Чтобы стать героем, достаточно мгновения, но нужна целая жизнь, чтобы все мгновения обрели себя добродетелями в одной целостности; тогда такая целостность должна как-то называться, наверно – мужеством! Стало быть, в творении главное не храбрость, а мужество! Если речь об искусстве и художнике, то жертва не в том, что художники сами часто становились предметом насилия со стороны власти или, скажем, толпы, а в том, что уходя в мир духа и творения, художник обретал не только формы человеческой любви и справедливости (что сами по себе есть социализированны и мировоззренчески), но отделял себя от страстей и жажд власти, накопительства, тем самым бросая им вызов.

Мужественные люди сдерживают свой пыл накопительства, обладают устойчивой психикой перед соблазном быть подкупленными. Накопительство – есть подсознательный признак скопления определённого энергетического эквивалента перед лицом страха за будущее или за выживание. Особо свойственно накопительство женщине (её некоторый избыток жира даёт ей гарантию и энергийный запас на несколько дней жизни). Народы накопительского строя психики, есть женоподобные. Имея в этой свойственности ряд сильных, востребуемых жизнью качеств, они в борьбе, сделавшей им вызов как длительной, представлены ситуативной храбростью, но не устойчивым мужеством. Навязав им борьбу в продлённом режиме, такие народы падут, а жизнь есть вечно длящаяся борьба на основе мужества. В моменте побеждают храбрые, во времени – мужественные! Храбрость даётся, её невозможно воспитать; даётся и мужество, но его можно воспитать.

Мужество связано с достоинством; храбрость, как храбрость разбойника – не обязательно. Простота есть осознание своего человеческого достоинства. Мужественные люди всегда просты.
Оставаясь в связи с нравственностью, мужество может преодолевать собственные пороки. Их у человека не один. Среди них – тщеславие, самолюбование и т.п. Пекущийся или боящийся о собственной недооценке – слаб перед собой, не боящийся собственной переоценки – перед мироукладом Природы. Переживающий постоянно об этом – и не добрый, и не сильный; он есть человек страдающий, через страдания которого страдают близкие и окружающие. И только мужественный не боится быть недооцененным.

Высшие натуры могут терпеть! Терпение – дело мужественного; терпение в несчастье – подвиг. Что стоит терпение без мужества, а мужество без терпения? Лишь совместно они приводят к успеху. И вновь спросим: что есть мужество? Мужество – это ещё терпение в достоинстве не как для терпения, а для копления сил, средств, морально-нравственных основ и капитала духа. Нетерпеливость храбреца – недостаточность мужества. Терпение, терпению рознь; существует и терпение раба. Но мужество и социально. Мужество воспитывается, храбрость даётся. Слабого укрепляют в мужестве, а не храбрости, поскольку привить храбрость невозможно.

Социологически мужество действует по идее первенства выживания рода, укрепления коллектива; и уже далее, с уровня коллектива – спасающего каждого индивида. Этот принцип заложен в восточной ментальности, в эпосах Востока, где воспевается сам народ и герой на фоне народа.

Силой, единяющей друзей в дружбе, является не храбрость, а верность и мужество, которыми преодолевается индивидуальная инаковость. Смерть друзьями – свадьба (армянская поговорка). Храбрость и взаимовыручка воина востребованны в бою; мужество – это то, что непрерывно, минута за минутой, час за часом и день за днём, год за годом подвигает народ (или личность) к обретению жизни, к сопротивляемости вызовам судьбы, к решению его нескончаемых задач. Храбрасть раскрывает себя больше на личности и группе; мужество – на обществе и нации. Стало быть, мужество шире храбрости и больше высвечивает дружбу. Вера, мужество и мудрость – есть великое триединство, составляющие личность. Мудрость, соединившись с мужеством, уносит в бессмертие.

У меня есть вера и мужество,
И ещё у меня есть мудрость.
Так зачем устремлённому к цели
Ты мне толкуешь о жизни? (Из Бхагаватгиты).

Мужество проходит через самое трудное и самое высокое человека – гражданский поступок. Я не раз наблюдал бытовую картинку: в огромном переполненном автобусе советских времён в час пик, где не пробиться и на метр, как тщедушный наглец ведёт себя вызывающе, курит в лицо ближним женщинам, хамит, угрожает, а рядом стоящие здоровые, упитанные мужчины не берутся ввязываться в силовое решение проблемы. И это самый малый пример отсутствия гражданского мужества.

Не быть униженным и молчаливым соучастником общественного зла – это и есть мужество, гражданское мужество! Сегодня исламские ортодоксы, пристают и оскорбляют полураздетых «дам» на улицах европейских столиц, и никто из крепких ребят не даёт им отпор, потому что знают, что неформальная политика властей направлена на поддержку происходящего в обществе целенаправленного растления и развала фундаментальности нравов, и прежде всего им, защитникам, а не насильникам будет инкреминировано преступление.

К мужеству каждого народа через его душу зовёт его собственная элита, его аристократия духа тем языком, которым она – элита, аристократия и народ, любят друг друга. Элиты народов должны начать трудную и мужественную борьбу за установление гражданского сознания и такого же сопротивления к носителям духа разрушения, смерти и дегенерации. В гражданском обществе гражданин не может постоянно думать, что даёт ему государство, но время от времени хоть раз он может спросить у себя: а что я дал своей стране? Поэтому высокая гражданственность, это ещё мужество, включающее в себя ответственность, долг, жертвенность, непоколебимость веры. Мужество более надёжное, устойчивое качество человека и более жизнестроительное, чем храбрость.

На самопроизвольном, стихийном уровне успех обеспечивает индивидуальная смелость; тогда как проблему системного, систематического и многогранного обеспечения порядка уже обеспечивает действие интегральное, — это мужество. Смелость, храбрость, отвага, столь высокие качества человеческого духа – стихийны, однобоки, могут произойти реактивно, единыжды и узконаправленно, чтобы решать исторические задачи Нации. Они биологичны, а более высоко проявленные – социобиологичны, и лишь неизменно повторяемые в высоком сознании, каким может быть гражданское, они – духовны. Чем больше идея телесности составляет основу жизни и чем меньше духовное пребывание в бытии, тем больше страх смерти. Меньше всего преодолевают страх и больше всего пугливы и боятся смерти животные. Внедрённое качество всегда быть готовым к преодолению страха есть мужество, к преодолению страха смерти – есть геройство и доблесть.

Смелость – это не отсутствие страха, а победа над ним. Смелый человек – это не тот, кто не боится, а тот, кто поборол страх. Отсюда мы можем заключить: устойчиво выказываемая смелость – есть мужество. Особо актуально установление принципов мужества в воспитании воина. Солдата трудно воспитать как отважного, но обязательно как мужественного. Мужество – это высокая оветственность, чувство долга, это способность переносить все тяготы. Мужество – это выдержка в трудную минуту. Не утратившим веру и присутствие духа, победа врага – не основание признать своё поражение. Не только исходом сражения решается вопрос победителя. Идея, дающая жизнь воину, вера в незыблемость дела, за которое он стоит, его честь и доблесть заключаются в том, чтобы биться и биться, а уж как получится с разгромом врага покажет жизнь, обстоятельства, история. В этом и заключается всё понимание мужества. Непобеждённый духом – непобеждён! Энергия духа – из арсенала Божественного промысла!

Храбрость не всегда совпадает с совестью и может быть храбростью подлеца и разбойника, может быть одномоментна; она может то быть, то нет. Мужественность постоянна в своей повторяемости, она совестлива, надёжна, мудра, она – гражданственна, а гражданственность всегда требует мужества; они вместе становятся особо социологичны и духовны и ближе стоят к проблемам бед человека и его рода. Вместе они связаны со многими свойствами человека. Поэтому мужество ещё многогранно. Его составляют такие духовные качества, как нравственность, правдивость, твёрдость, стойкость, великодушие и другие качества. Мужество воспитывается в длительной и глубокой проникновенности в душу народа на основе веры и культуры. Трагично, когда ошибки правительства устраняются храбростью народа.
Защитить порядок, закон, традицию и свободы общества от храбрых действий подготовленных негодяев и наглецов может не неготовый храбрец, не жертвенник-одиночка, а стабильная, надёжная во времени, уже существующая сила системы; или иными словами – организованное мужество самоосознанных ординарных людей, это и есть соборное гражданское мужество.

Путь истории осиливают не столько храбрые народы, сколько мужественные и терпеливые. Равно и победителями в истории становятся не храбрые народы, не богатые, не умные, а мужественные, значит жертвенные, где первая жертва и пример жертвы начинается с элиты. «Никто не может считать себя побеждённым, пока не потерял мужество», — армянская поговорка.

На историческое соотношение духовных потенциалов наций и политическую предопределённость в судьбе народа в противостоянии их интегралов играют ряд факторов иррационального порядка, которые в данной временной` ситуции получают значение решающего-определяющего. Среди них самый ведущий – это степень обладания-наличествования Нацией её Интегрального потенциала мужества (ИПМ-нации), который онтологически востребуется и проявляется прежде всего в форме гражданского мужества и жертвенности. Можно оставаться любящим свой народ до слёз сострадания, даже быть способным на храбрость во имя него, но не обладать гражданским мужеством, — самым критическим и жертвенным проявлением души и сознания человека. В таком мужестве одиночка не ломается, а способен постоянно давать ответ на вызов банде подлецов, более того – самому бросать ей вызов сегодня, завтра и во все времена. Когда же «одиночек» этих становится много и они соборуются и консолидируются меж собой, мы имеем слой элиты, определяющий у Нации её ИПМ. «Vita non est vivere, sed valere» — жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы проявлять мужество. ИПМ-нации создаёт вечность нации, групповая храбрость – поступок нации. Великие слова армянского маурави: «Каждый раз, когда народ не имеет морального мужества наказать виновников своих несчастий, история наказывает его посредством тех же негодяев» (Гарегин Нжде).

Для обретения себя, то-ли как субъекта (человека), то-ли как объекта (нации) требуется и личное, и интегральное мужество. Мужество должно быть обеспечено духовно-идеологической верой и упорством (но не упрямством). Упорство – одно из свойств мужества. Разница между упорством и упрямством в том, что упорство обычно является следствием сильной воли, а упрямство – неволи, и есть самоцель. Неуступчивый в своей ошибке и точке зрения – раб; отступающий от своей ошибки и исправляющий своё мнение – свободен, ибо мужественнен.

Мужество – мотивация героя. Не бывает львов с человеческим сердцем; бывают люди с сердцем льва. Харизматическая личность обладает мужественным покоем и спокойной уверенностью, а не суетностью и тревожностью. Личность и гражданственность – нерасторжимы, а потому личность неотделима от мужества. Индивид может быть храбр, как лев, или ещё какой зверь, но не мужественнен, а если всё же мужественнен, то он уже не индивид, а нечто большее. Личность есть то, чем человек должен стать, что из себя он должен сотворить.
В жизни у человека не всегда есть место геройскому поступку. Но это и не столь важно. Важно свойство человека мыслить геройски и жить геройски. Важно всегда оставаться героем в душе. Тогда не мужество ли это? «Но это ещё одна иллюзия!», — скажет несогласный с этими словами. Да, это иллюзия! Но какая? Благородная и Благодатная! Сама из себя творящая, которую не должен терять человек. Человек никогда не должен терять своё мужество, ибо потерявший мужество – теряет и своё лицо и способность жить; он не сможет сделать самое трудное – занять гражданскую позицию. У такого человека незаметно возникает разлад в обществе и с самим собой, понижается роль в семье, возникают срывы в дружбе. Оставаться самим собой – значит быть мужественным.

Бессмертие духа для нас являет христианство. Христианин – единственный, кто знает цену смерти и смертельной жертве. Храбрость христианина – не в биологическом небрежении жизнью, не в притуплении сознания смерти, а в видении жизни как вечности и бессмертия, как любви непреходящей. Храбрость христианина – в страхе за совершение ужасного, в страхе за подлость, за измену… и переживания за счастье ближнего. Храбрость христианина дана не изначально, а дарована.

Храбрость христианина – в выборе ценой собственной жертвы меньшего зла перед лицом большего, приходящим как страдания братьев своих, своего народа, а уходящих как увеличение жизни, духа и бессмертия. В христианстве слабый становится героем, и храбрость проистекает из мужества. Церковь не зовёт своих чад, — женщин, детей или стариков, — к храбрости. Церковь соборуя, ведёт свой народ к мужественности. Христианство осуждалось нацистами как «религия слабых». Но христианство не идеология могущественного оружия и железных мечей, а оружие «железного» духа и всепобеждающего мужества. Могущество христианства – в его могущественной любви, непреоборимой никакой силой. Жизнь согревается мужеством; жизнь существует мужеством. Если свойства зла возымеют преимущество перед человеком ненасилия, перед его любовью, силой воли, верностью, перед его мужеством и гражданским сознанием, жизнь на земле прекратится.

Христианин своим трудом и своей жизнью способствует, прежде всего, тому, чтобы число грехов не росло. Он своей жизнью по любви и по Евангелию помогает устранять формы и организационные структуры греха, чтобы дать всходы позитивным росткам человечества. По этой причине христианин должен позицировать себя в политике, экономике, культуре и общественной жизни так, чтобы изменить виды и формы греха, создать условия, позволяющие каждому человеку в духе свободы и ответственности развивать и раскрывать свои таланты. Но для этого необходимо проявить духовную устойчивость и мужество.

Церковь-мать, в своей любви к человеку, сирым и малым не наставляет всех жить в режиме социального героизма, но духовной стойкости – не менее тяжёлой, чем воинской. Ибо воинское часто осуществляется коллективно, в подразделении (или, как сказывали бы социологи, в группе) и открыто, на миру, а гражданское – часто становится трудной личностной позицией изнутри, когда приходится идти вопреки или даже против коллектива, решение о которой выносится в трудной борьбе иногда со своей совестью. Воинский подвиг может стать одномоментным эмоциональным аффектом, а гражданский – результатом долгих и бессонных ночей.

Предметно народы (как ушли из Рая) – строительны. Но существует ещё одно великое строительство – строительство духа изнутри, строительство мужества в себе и доброты. И это строительство изнутри – Божественно. Божественный дух должен превзойти человеческую храбрость и придти к христианскому мужеству, обязательно воплощающемуся в мужество гражданское – самое трудное, но и самое благородное и человечное. Умноженый твёрдостью и гражданским мужеством, патриот получает возможность стать подлинным героем, способным своей жизнью и своим примером вести свой народ к пробуждению и освобождению.

Видеть мир таким, каким он есть и любить его, это не героизм, не талант, не отвлечённость, это – мужество! Мужество соотносится и с философией, ибо связано с отношением смысла жизни и смерти. Неосознание человеком смысла своей жизни лишает его способности мужественно переносить тяжести жизни и даже благополучно переносить болезни и невзгоды. Мужество связано не просто с философскими понятиями, но ещё и с философскими поступками. Философия – есть преодоление смерти через умирание; тогда философия есть ещё и бесконечное возрождение. Лишь имея мужество утверждать смерть, мы можем утверждать жизнь. И всё это называется мужеством. Сократ и Бруно приняв сознательную смерть, от которой могли и отказаться, изменили ею всё остальное последующее историческое время. Своим мужеством, а иногда и самоистязанием в поиске истины, Будда привёл пол человечества к новому осмыслению жизни.

Не станет апостолом истины тот, кто не имеет мужества быть её мучеником. Свидетельство Истины требует мужества, обличения зла и борьбы с ним во всех его проявлениях, иначе истина примет оттенок лжи.
За человеком всегда числится вина и ошибки – это понятно. Духовное стяжание требует постоянного очищения-покаяния. Покаяние есть подлинное обновление правды, воссоздание красоты и истины. В нём не только смирение, но и дерзновение. Покаяние – это духовный подвиг, совершаемый во имя обновления жизни. Покаяние – не одномоментный акт в судьбе человека, ибо обновление не может быть единыжды. Может ли совершаться обновление лика нашего Отечества без духовной борьбы, без подвига, без обращения к вечным нравственным ценностям? «Нет!», — отвечает на это наша Церковь в тысячелетнем опыте. «Нет!» — отвечают эпосы народов и эпическое сознание народов. И борьба за обновление вечна… как и покаяние. Покаяние требует не храбрости, а мужества. Ибо только мужество сопровождает строительство духа.

Христос, смертью смерть поправ, стал символом мужества, а не храбрости, и Его мужество произрождалось из самого великого космического явления – Любви! Храбрый не всегда способен демонстрировать мужество, а мужественный храбрость – всегда. Но мы не приводим иерархически более низкие примеры, чтобы подтвердить высокие. Низшими символами не подтверждают высшие (мысль Р. Генона – благодарной памяти). Храбрыми были Пушкин, Лермонтов, Ов. Туманян, Чаренц. Но они были и мужественными уже только потому, что в лицо раскрывали недостатки своего народа, который любили всеми своими исстрадавшимися сердцами.

Мужество – пролонгированное понятие, оно, как храбрость, не бывает одноразовым актом. Мужество существует не только соответственно себе как явление-мужество, а соответственно величине вызову, глубине трагедии, оно сообразуется со степенью обрушившегося зла и величиной обнаруженной подлости. Большое зло произрождает ответ мужеством в величинах космических и находит сопротивление в божественных истоках духа. Это мужество – есть ответ, не имеющий границ и пределов, уходящий в безвремение жизни рода и становящимся надындивидуальным, надысторическим, надвременным. Такой ответ, есть ответ народа, принадлежащего вечности. Большое зло порождает большой ответ мужеством, делающий ответчика величественным и самоутвердившимся, поднимающегося до миссианства и становящегося в ряды с Мессией – Богом нашим Исусом Христом, боровшимся с тем же злом. Мы несём свой ответ, как свою судьбу, как свою историческую жизнь. Судьбой от нас востребовано сверхмужество сопротивления и самоутверждение. И мы находим своё мужество в самой борьбе, растём и крепнем по её ходу, по её мере, по её величине и целям.

И мы скажем спротивляющемуся: из могущественного противника в тебя переходит безграничное мужество, из дьявольского зла переливается безграничная стойкость!

Р.S. Притча: «Люди разны ростом, как деревья одного вида, растущие рядом?», — спросили ученики у Учителя. «Не только и даже не столько, — ответил Учитель, — высокие мужчины существуют для того, чтобы обнаружилась впечатлительность от высокого роста относительно низкого в первое время, и лишь обнаруженное мужество выравнивает в росте высоких и низких – во второе. При отсутствии мужества высокие уже кажутся низкими, а низкие высокими на все времена».

Рубен Баренц

Новости партнеров (RedTram)

Related articles

  • Posted: Июнь 20, 2012

    Р. Баренц — известный политолог, аналитик, общественный деятель. Автор многотомного капитального труда — «Армянская Национальная Идеология — Нойберд», а так же книг «Геополитика, взгляд изнутри», «Аветис», «Военная доктрина нации», «Кодекс чести армянского патриота». Работы Р.Баренца получили распространение и признание во всем мире за последние 12 лет, и не только среди армян. Глобализм и глобализация —