Будущее сложное время глагола в русском. Мотивация к учебной деятельности. V. Домашнее задание

Будущее сложное

Аналитическая форма будущего времени глаголов несовершенного вида, образуемая спрягаемой формой вспомогательного глагола быть (иногда стать) и инфинитивом другого глагола и обозначающая действие, полностью относимое и план будущего, но связанное с настоящим временем Буду писать. Стану сказисать я скалки. Будущей время употребляется вместо настоящего:

а) для обозначения обычного, постоянного результата действия. Как аукнется, так и откликнется (поговорка);

б) для выражения невозможности осуществления действия.

Решетом воды не наносишь

(поговорка);

в) для выражения предположительности, неопределенности. До меня верст пять будет (Тургенев);

г) для обозначения повторяющи- ся однократных действий. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя, то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит, то, как путник запоздалый, к нам е окошко застучит (Пушкин).

Будущее время употребляется вместо прошедшего:

а) для обозначения внезапного наступления действия Я подошел... Как она вдруг раскроет глаза и уставится на меня (Тургенев);

б) для выражения повторяющихся действий. Мать бегло просмотрит отметки, увидит двойку за риео-еанш или чистописание и недовольно покачает головой (Гайдар);

в) для указания на прошедшие факты как будущие, последующие по отношению к другим прошедшим. Вырвет старый Тарас седой клок из своей чуприны и проклянет день и час, е который породил на позор такого сына (Гоголь).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "будущее сложное" в других словарях:

    См. будущее время. будущее сложное см. будущее время … Словарь лингвистических терминов

    Словоизменительная категория спрягаемых форм глагола в изъявительном наклонении. Общее значение – обозначать время осуществления события относительно момента речи. В рус. языке три времени глагола: настоящее – представляет событие как совпадающее … Литературная энциклопедия

    Самоназвание: Мокшень кяль Страны: Россия … Википедия

    Язык Самоназвание: Мокшень кяль Страны: Россия Регионы: Мордовия, Татарстан, Башкортостан, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Оренбургская область, Рязанская область, Тамбовская область … Википедия

    Мокшанский язык Самоназвание: Мокшень кяль Страны: Россия Регионы: Мордовия, Татарстан, Башкортостан, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Оренбургская область, Рязанская область, Тамбовская область … Википедия

    время глагола в соотношении с категорией вида - Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: 1) прошедшее; 2) настоящее; 3) будущее сложное (составное, аналитическое). Глаголы совершенного вида имеют две формы времени: прошедшее и будущее простое … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Гордиев узел - сложное, запутанное стечение обстоятельств, от легенды о сложном узле, завязанном царем Гордием и разрубленном Александром Македонским: ஐ Обычно, когда корабль шел на собственной тяге, у всех членов экипажа поднималось настроение; особенно… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    В настоящей статье рассматривается грамматика немецкого языка, а также основные характеристики морфологического строя. Немецкое словообразование, фонетика и лексика в рамках грамматики не рассматриваются. (См. соответствующие статьи: Фонетика… … Википедия

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Книги

  • Нумерология. Тайны счастливой судьбы, обретения денег и достижения успеха , Матвеев Сергей Александрович. Мудрецы древности и современности с большим почтением относились и относятся к числовым закономерностям. Многие их них за числами видят некую Высшую силу. Некоторые считают, что числа даны…

Цель урока

Задачи урока :

Развивающие задачи:

Просмотр содержимого документа
«Сложная и простая форма глаголов будущего времени»

Тема урока: Сложная и простая форма глаголов будущего времени.

Цель урока : научить правильно по вопросу определять будущее время глагола, расширять знания детей о частях речи.

Задачи урока :

Образовательные задачи: создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;

Развивающие задачи: развитие общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);

Воспитательные задачи: создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.

Оборудование : учебник Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина, таблица формы глаголов.

Структура урока:

I. Организационный момент (2-3 мин).

II. Актуализация знаний (7мин).

III. Изучение новой темы (25мин).

IV. Закрепление (8мин).

V. Домашнее задание (2мин).

Ход урока:

I. Организационный момент.

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Скажите, что такое глагол? (Часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? Что делал? Что сделал? Что будет делать и т.д.)

Как изменяется глагол? (По временам, в прошедшем времени изменяется по родам, числам.)

Как называется по-другому изменение глагола по числам и лицам? (Спряжение.)

Молодцы, ребята.

А теперь откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число.

III. Изучение новой темы.

Сегодня мы будем продолжать изучать глаголы. Научимся различать простые и сложные формы глаголов.

Вывешивается таблица с глаголами неопределенной формы играть, читать, писать и таблички с указанием временной формы с вопросами.

Прошедшее время (что делал?)

Настоящее время (что делает?)

Будущее время (что сделает? Что будет делать?)

Посмотрите, что у нас получилось:

поиграет / будет играть

напишет / будет писать

С заданием справились, молодцы! Хочу обратить ваше внимание на то, что глаголы будущего времени бывают простые и сложные.

Будущее простое время отвечает на вопросы Что сделает? Что сделают? Что сделаете?

Будущее сложное время отвечает на вопросы Что будет делать? Что будут делать?

Глаголы прошедшего времени и вовсе волшебные, потому что они могут быть и в женском, и в мужском, и в среднем роде. Еще они могут изменяться по числам.

Теперь ребята, вы внимательно послушаете текст и мы все вместе выпишем глаголы в столбик на доске, выделим окончание, определим время.

Обучающимся на листках раздается текст «Ураган».

Ураганы, которые иногда называют тропическими циклонами или тайфунами, часто ломают деревья, уничтожают посевы, разрушают здания. Проливной дождь вызывает наводнение, а прибрежные районы затопляются, когда ветер, скорость которого достигает 300 км/час, поднимает огромные морские волны.

Учащийся выписывает глаголы в столбик на доске, выделяет окончания, определяет время глаголов. Ученики выполняют работу в тетрадях.

Настоящее время глагола (что делает? что делают?).

называют;
ломают;
уничтожают;
вызывает;
затопляются;
достигает;
поднимает.

Теперь поставим эти глаголы в будущем времени, в простой и сложной форме. Используем таблицу.
Проверка работы ученика и класса.

Дети отмечают отличие глагола – “ будет называться” от глаголов: охладится, станет, превратится, уйдёт. (Из одного слова, из двух слов).
- Делаем вывод:

глаголы из одного слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что сделают?- это глаголы будущего простого времени

глаголы, состоящие из двух слов, отвечающие на вопросы: что будет делать? что будут делать? – это глаголы будущего сложного времени

IV. Закрепление изученного материала.

Придумать предложение с глаголом в настоящем времени;
- Придумать предложение с глаголом в будущем простом или сложном времени.

На какой вопрос отвечают слова будут петь, будет бегать, будем наступать, будешь кричать, будете думать.

V. Домашнее задание.

Выполнить писменно упражнение 61 на странице 27.

Настоящее время глагола

По основе настоящего времени различаются глаголы тематические

и нетематические . Тематические – это такие глаголы, у которых между основой и личными окончаниями имеется тематический гласный е (Iспряжение) или и (II спряжение). Тематический гласный сохраняется во всех формах, кроме 1-го л. ед. ч. и 3-го л. множ. ч., например: несешь , видишь ; ср. 1-е л. – несоу , вижоу , 3-е л. – несоуть , видишь .Глаголы I спряжения в зависимости от качества согласных основы – твёрдости или мягкости - в 1-м л. ед. ч. и 3-м л. мн. ч. делятся на две группы: несмягчённое спряжение и смягчённое . Тематические глаголы в процессе исторического развития

претерпели небольшие изменения. Книжная форма на - ши во 2-м л. ед. ч. впоследствии была заменена повсеместно формой на - ил . В 3-м л. ед. и мн.ч. с XIII в. в севернорусских говорах устанавливается твердое окончание - тъ , ставшее со временем литературным: несетъ , несоутъ , пишетъ , пишоутъ . После утраты двойственного числа (к XIV в.) глагол стал спрягаться только в единственном и множественном числе. Нетематические – это глаголы, у которых личные окончания присоединяются непосредственно к основе. В эту группу входят всего четыре глагола: бытии, дати),ђсти,вђдђти.

В древнерусском языке было три формы будущего времени: одна

простая и две сложные. Будущее простое . В роли будущего простого выступало настоящее время от глаголов совершенного вида: придоу , понесоу , вълезоу , възьмоу Однако в древнерусском языке не было резкого разграничения, как в современном языке, между формами будущего и настоящего времени. Поэтому форма настоящего времени от одной и той же основы могла иметь значение то настоящего, то будущего времени. Это свидетельствует о том, что в древнерусском языке еще не было четких норм выражения будущего времени. Оформление категории

будущего времени связано с окончательным разграничением совершенного и несовершенного вида.

Будущее сложное первое выражалось сочетанием инфинитива

спрягаемого глагола и настоящего времени вспомогательного глагола. функции вспомогательных глаголов употреблялись хотЬти, имЬти, почАти, начАти. Эти вспомогательные глаголы, теряя своё лексическое значение,играли лишь роль формального показателя будущего времени. Будущее сложное второе состояло из причастия на - л - спрягаемого глагола и вспомогательного глагола боудоу : боудоу писалъ . Эта форма обозначала будущее действие, которое

предшествовало другому будущему, и употреблялась главным образом в условных придаточных предложениях. Будущее сложное второе вышло из употребления к XVI в.

24. История форм повелительного и сослагательного наклонения. Повелительное наклонение образовывалось от основы настоящего времени и имело в единственном числе формы 2-го и 3-го лица, во множественном и двойственном – 1-го и 2-го лица. Повелительное наклонение оканчивалось в древности не во всех глаголах одинаково. Это зависело от того, и какие были глаголы – тематические или нетематические. Тематические глаголы в единственном числе оканчивались на - а . Во множественном и двойственном числе от глаголов I несмягчённого спряжения повелительное наклонение имело суффикс - Ь -, а от глаголов I

смягчённого и II спряжения – суффикс - и - . Нетематические глаголы в единственном числе оканчивались на ь. Во множественном и двойственном числе эти глаголы имели суффикс -и-. От глагола i есмъ повелительное наклонение боуди . В 1-м и 2-м л. множ. и дв. ч. был суффикс -Ь-. По нетематическому типу образовывалась форма 2-го л. ед.ч. повелительного наклонения от глагола видђти; вижь (ст.-сл. виждь). Данная система повелительного наклонения, как свидетельствуют памятники, значительно изменилась уже к XIII в. Так, в памятниках XIII в. не встречается двойственное число в повелительном наклонении глагола.В дальнейшем в повелительном наклонении сохраняется только 2-е л. ед. и множ. ч. При этом под влиянием пишите , хвалите и т.д. начинают употребляться формы несите , ведите вместо несђте , ведђте . А глаголы с основой на г и х в результате выравнивания основ теряют последствия второго смягчения заднеязычных: вместо пъци появляется пеки , вместо

бђзи бђги и т.п.С XVI в. безударное конечное -и во 2-м л. ед. ч. утрачивается: боуди > будь , въстани > встань , сΔди > сΔдь . Форма 2-го л. множ. ч. Стала образовываться прибавлением к форме единственного числа окончания -те : веди ведите , помоги помогите , встань встаньте , сядь сядъте . Формы ђжь ђдите , дашь дадите были заменены формами ешь ешъте , дай дайте .

Сослагательное наклонение обозначает действие, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное при определенных условиях. Оно выражалось в древнерусском языке сочетанием спрягаемых форм аориста от быти (быхъ ) с причастием на - л -: быхъ писала , бы писалъ и т.д. С исчезновением аориста (примерно с XIII в.) аорист от глагола быти в сослагательном наклонении перестал спрягаться. Общей формой для всех лиц и чисел становится форма 2-го и 3-го л. ед. ч. бы, которая превращается в частицу бы . Поэтому сослагательное наклонение в современном русском языке изменяется только по родам и числам.

14.Состав счетных слов в древнерусском языке. Грамматические признаки. Синтаксические свойства. В древнерусском языке числительного, как части речи, не существовало. Для выражения кол-ва использовались счетные слова, которые являлись существительным или прилагательным. Прилагательные обозначавшие число от 1-4;Сближались с прилагательными т.к. такие слова с огласовывались с существительными в роде, числе, падеже (Синтаксич. Связь-согласование). Склонялись по местоименной сис-ме склонения.Название чисел от 5-10 выступали в качестве существительных, т.к. имели определенный род и изменялись по числам. Также сорок , сто , тысяча в древнерусском языке были

существительными, изменявшимися по разным типам склонения Синтаксическая связь-управление.

23. История синтетических форм прошедшего времени глагола .

В древнерусском языке было 4 формы глагола прошедшего времени: 2-е синтетические и 2-е аналитические. Аорист и имперфект относились к синтетическим формам. Аорист обозначал действие, целиком отнесенное к прошлому. Существовало два типа аориста. От основ инфинитива на гласный образовывался так

называемый древний сигматический аорист, от основ на согласный

образовывался сигматический тематический, или «новый»,

аорист. Особенностью древнерусского аориста было

наличие одной формы для 2-3 лица дв. ч.: пекоста , ходиста . Другим простым прошедшим временем, использование которого в

древнерусском языке также было ограничено книжно-литературнымиписьменными памятниками, был имперфект. Специфическая особенность славянского имперфекта – актуализировать моменты настоящего в контексте прошлого.

Пишущий (повествующий) как бы задерживает внимание на некоторыхсобытиях, происходивших в ряду с другими. Образовывался имперфект, так же как и аорист, от основ обоих

видов. В древнерусских текстах фиксируется не только архаичный, но и«стяженный» имперфект: ношахъ , печахъ , хожахъ .Формы 3 лица ед. и мн. ч. практически всегда употреблялись с элементом - ть ,В истории прошедшего языка эти формы упростились. История прошедшего времени в русском языке определяется двумя

факторами:· утратой перфектом значения результатива и закреплением в значении универсального прошедшего времени;

· слиянием видовых и временных значений.

Но внешнее упрощение прошедших времен и сохранение только одного из них вовсе не означает упрощения временных значений. Те функции, которые когда-то выполняли особые временные формы, в значительной степени «взяли на себя» глагольный вид и семантика конкретных глаголов, а также условия контекста. Даже при беглом наблюдении можно обнаружить, что современное прошедшее время «включает» значения, в древности выражаемые разными формами – аористом, имперфектом,перфектом, плюсквамперфектом. Так, аористные значения в тексте обычно выражаются глаголами совершенного вида: побежал , увидел , написал , спел . Глаголы несовершенного вида используются в имперфективном значении: лес шумел , заря занималась , мы долго стояли на мосту. У исследователей нет единства во мнениях относительно времени и

особенностей утраты этих форм. Полагали, что сначала утратился имперфект, поскольку он не встречается уже в древних деловых текстах. Затем произошла утрата аориста.

Грамматика английского языка содержит несколько возможных форм употребления глаголов в будущем времени. Каждая из них имеет свои законы построения и случаи использования. Сначала мы познакомимся с ними по отдельности, а затем сведем все способы выражения будущего времени в английском языке в одну общую таблицу.

Простое (Simple)

Первая категория употребляется для обозначения действий, которые предположительно будут выполняться в какой-либо временной промежуток. Иными словами, этот случай подходит для фраз: «Я сделаю это завтра», «Я обещаю это сделать потом», «Я сделаю завтра уроки, а потом буду играть» , или если мы принимаем решение прямо в момент разговора.

Форма простого будущего образуется путем добавления вспомогательного глагола will (в 1 лице также используется shall ) к сказуемому предложения в форме инфинитива (без to ). На письме эти сочетания часто сокращают до конструкции «местоимение +‘ ll ».

We (1) + will (2) + go (3) + on holiday this summer (4) – Мы поедем этим летом в отпуск .

Чтобы превратить утверждение в вопрос достаточно всего лишь поменять местами подлежащее со словом will /shall . Вопросительные предложения в Future Simple схематично можно представить следующим образом:

Will (1) you (2) go (3) on holiday this summer (4)? – Вы поедете в отпуск этим летом ?

Для создания отрицания, к глаголу will/shall необходимо добавить частичку not . В сокращенном виде конструкция выглядит так: won ’t /shan ’t . Рассмотрим, как выражается простое будущее во всех типах предложений.

Продолжающееся (Continuous)

Будущее время в английском языке может иметь так называемую продолженную форму, то есть мы говорим о действии, процесс которого будет происходить в конкретный момент будущего времени. Такие конструкции носят название Future Continuous . Их образование схоже с предыдущей группой, только к will добавляется be , а сказуемое этих предложений представляет собой форму причастия I.

Mike (1) will (2) be (3) still sleeping (4) when I come (5) – Майк все еще будет спать, когда я приду .

Иногда встречаются предложения, в которых на первое место выходит обстоятельство времени, а после него следует стандартная схема: In a week we ’ll be celebrating my brother ’s birthday (Через неделю мы будем отмечать день рождения моего брата) .

Вопросы в будущем продолженном также строятся по принципу вынесения will на первое место, только между подлежащим и сказуемым вклинивается be .

Will (1) Mike (2) be (3) sleeping (4) when you come (5) ? – Майк будет спать, когда ты придешь?

Для создания отрицательной формы по-прежнему используется not . Изучим возможные варианты.

+ ?
Their friends will be watching the football match tonight. Will their friends be watching the football match tonight? Their friends won’t be watching the football match tonight.
Их друзья будут смотреть футбольный матч сегодня ночью. Будут их друзья смотреть сегодня ночью футбольный матч? Их друзья не будут смотреть футбол сегодня ночью.
I’ll be still working at 6 o’clock. Will you be still working at 6 o’clock? I won’t be working at 6 o’clock.
Я еще буду работать в 6 часов. В 6 часов ты все еще будешь работать? Я не буду работать в 6 часов.

Совершенное/Завершающееся (Perfect/Perfect Continuous)

Этой группы всегда вызывают трудности, поскольку многие часто не различают значений данных конструкций. Благо, что такие комбинации на английском языке встречаются очень редко. Но уметь в них разбираться все же необходимо.

Глаголы могут иметь форму Future Perfect в тех случаях, когда говорящий планирует завершить какие-либо действия к точно указанному времени. В таком случае конструкция помимо will и сказуемого содержит еще один глагол – have.

I (1) shall (2) have (3) painted (4) the picture by 3 o’clock (5) – Я закончу рисовать картину к трем часам .

Отрицание к предложениям на будущее совершенное время строится при помощи not, а для создания уточняющего вопроса необходимо вперед поставить will, а уже за ним подлежащее, have, сказуемое и т.д.

Will (1) you (2) have (3) painted (4) the picture by 3 o’clock (5) ? – Ты дорисуешь эту картину к трем часам?

Как мы уже отмечали, изучая английский язык, встречать будущее время под названием Future Perfect Continuous практически не приходиться. Поэтому отметим только, что его конструкции во многом совпадают с приведенным выше временем, но между have и сказуемым вставляется been . По значению отличия этих времен в том, что употребление Perfect показывает завершенность действия, а использование Perfect Continuous указывает на то, что действие уже длится какое-то время и все еще будет продолжаться, когда наступит определенный момент.

I (1) shall (2) have (3) been (4) painting (5) the picture for 3 month by November (6) – В ноябре будет уже 3 месяца, как я рисую эту картину (а она все еще не завершена).

Рассмотрим возможное выражение будущего в данных временах на конкретных примерах.

+ ?
Jack says that he will have read this book by Friday. Will Jack have read this book by Friday? Jack won’t have read this book by Friday.
Джек говорит, что он прочтет эту книгу к пятнице (завершит ее чтение). Джек прочтет эту книгу к пятнице? Джек не прочтет эту книгу к пятнице.
I will have been living in Prague for 10 years by next year. Will you have been living in Prague for 10 years by next year? I won’t have been living in Prague for 10 years by next year.
В следующем году будет уже 10 лет, как я живу в Праге (и продолжу там жить). В следующем году уже будет 10 лет как вы живете в Праге? В следующем году не будет 10 лет, как я живу в Праге.

Особые случаи

Существуют еще несколько способов сказать о будущем, хотя они грамматически не относятся к выше приведенным группам. Речь идет о конструкциях to be going to и Future in Past , которые также могут выражать будущее время в английском языке.

Оборот to be going to + инфинитив используется в ситуациях, когда имеются конкретные планы на ближайшее будущее, т.е. говорящий решительно намерен это исполнить при первом удобном случае.

Jane (1) is (2) going to (3) tell (4) her parents the truth Джейн собирается (намерена) рассказать своим родителям правду .

Важно отметить, что в качестве сказуемого в этой конструкции не могут использоваться go, come. Следуя этому правилу , их употребляют только в Простом настоящем времени.

Комбинация «Будущее в прошлом », как видно из названия, используется при рассказе о давно прошедших событиях. Ее можно перевести словосочетанием: сделал бы, должен был бы и т.п. В общем, это придаточные предложения условного характера. Чтобы воспользоваться такой конструкцией, необходимо взять любое предложение группы Будущих времен, и заменить в нем will на would .

Будущее время в английском языке в таблицах

Эта обобщенная таблица поможет быстрее запомнить новый материал.

Future
+ ?
Simple Подлеж. + will+инф.

She will write…

Will + Подлеж. + инф.

Will he speak…?

Will + not + подлеж. + инф.

We won’t work…

Continuous Подлеж. + will+ be + прич.I

I will be telling…

Will + Подлеж. + be + прич.I

Will they be watching…?

Подлеж. + will+ not + be + прич.I

You won’t be washing…

Perfect Подлеж. + will+ have + прич.II

We will have finished…

Will + Подлеж.+ have + прич.II

Will you have painted…?

Подлеж. + will+ have + not + прич.II

He won’t have typed…

Perfect Continuous Подлеж. + will+ have + been + прич.I

I will have been living…

Will + подлеж.+ have + been + прич.I

Will we have been standing…?

Подлеж. + will+ not + have + been + прич.I

They won’t have been spending…

To be going to

Особый случай

Подлеж. + to be + going to + инф.

We are going to learn…

To be + подлеж. + going to + инф.

Are you going to run…?

Подлеж. + to be + not + going to + инф.

She isn’t going to lie…