Борьба за внимание аудитории. Как удерживать интерес слушателей с первой и до последней минуты вебинара? Как завоевать и удержать внимание аудитории

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!

Известно, что любую, даже самую замечательную идею можно испортить исполнением. И, наоборот: к исполнению любой идеи можно подойти творчески и подобрать форму, которая усилит идею и превратит выступление в шедевр. О том, в какой форме можно преподнести свое выступление, и пойдет речь дальше, а именно: об умении как удерживать внимание публики и привлекать его.

Возвращается муж домой под мухой. В прихожей цепляет велосипед. Велосипед падает, цепляет таз. Грохот, шум. Жена, дети выбегают из своих комнат. «Что, не можете без папки спать?»

Допустим, что Вы тщательно подготовились к составлению своей речи, у нее интересное, захватывающее начало, просто и доступно изложены все идеи, вдохновляющее, побуждающее к действиям заключение… Успех гарантирован? И да, и нет. Есть еще один важный момент – форма предоставляемой информации. Известно, что любую, даже самую замечательную идею можно испортить исполнением. И, наоборот: к исполнению любой идеи можно подойти творчески и подобрать форму, которая усилит идею и превратит выступление в шедевр. О том, в какой форме можно преподнести свое выступление, и пойдет речь дальше, а именно: об умении как удерживать внимание публики, как взаимодействовать с аудиторией и о способах привлечения внимания.

Часть 1. Как привлекать внимание

Концентрация внимания у среднего человека сохраняется на одной теме около 20 минут, то есть желательно каждый 15-20 минут менять тему беседы, делать лирические отступлений, рассказывать анекдоты, на время переключать внимание. При этом у аудитории создается впечатление отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности. Меняя темы сообщения, удается поддерживать впечатление новизны и легкости подачи информации. Поэтому при работе над речью желательно заранее продумать средства взаимодействия с аудиторией, как удерживать внимание публики, чтобы управлять вниманием зала.

Иногда наше выступление занимает значительное по продолжительности время. А если мы сейчас будем давать очень важный блок информации и нам нужно, чтобы каждый слушатель его воспринял, услышал? Для этого необходимо привлечь внимание.

Прежде чем начать говорить…

Прежде чем начать говорить… необходимо сделать паузу продолжительностью в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей (пример из фильма «Большие спорщики» финальная сцена). Пауза позволяет им настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед нами оратор начнет выступление?

Личное сближение

Оратор начинает свое выступление с указания на то общее, что объединяет его со слушателями. Так, выступая перед учителями, лектор сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими коллегами. Это сблизило его со слушателями, вызывало у них интерес и внимание к выступлению.

Неожиданность

Мы неожиданно заявляем о чем-то во время выступления. Это привлекает внимание точно так же, как когда мы идем по улице и вдруг слышим то ли скрип тормозов, то ли чей-то крик, то ли еще что-то неожиданное. Мы с Вами говорили о том, как стать успешным оратором, а вот 9 марта – день рождения Юрия Гагарина. «При чем тут Гагарин?», — спросите Вы. А он первый человек, которые полетел в космос. Все когда-то делают что-то в первый раз. Для некоторых людей первое выступление как первый полет Гагарина в космос. Поэтому я сейчас расскажу Вам о тех секретах, которые помогут подготовить успешное выступление.

Как-то я проводил тренинг по ораторскому искусству в Старом Осколе. В середине тренинга один участник выступает и произносит такое, от чего у меня мурашки по коже побежали от неожиданности. «Мне очень нравится ваш тренинг. Все так весело, интересно, столько практических игр и упражнений. Но в вашем тренинге есть один существенный недостаток…» В этот момент он делает паузу. У меня сразу мысли, что же не так? Обычно всем тренинг нравится. А тут заявляют совершенно противоположное. На лицах участников – удивление. А дальше этот оратор заявляет: «После стольких практических заданий и упражнений бизнес для подгузников и памперсов значительно сократится, так как мы уже чувствуем себя значительно увереннее!» После этого я облегченно вздохнул, а все участники рассмеялись. Внимание их в этот момент было полностью приковано к оратору, которые сумел так неожиданно их привлечь.

Провокация

На короткое время можно вызывать несогласие с излагаемой информацией и использовать этот период для подготовки аудитории к конструктивным выводам. Работа в сетевом бизнес бесперспективна. Все сложнее становится продавать продукцию сетевых компаний. У людей нет денег… Сколько раз мы слышали подобные фразы. Давайте проверим факты. Так ли это?

В данном примере мы сначала сделали провокационное сообщение о том, что работа в нашем бизнесе бесперспективна. Те, кто уже давно занимается сетевым маркетингом, прекрасно знают, что это не так. И естественно, это вызывает реакцию – такого быть не может! Слушатели становятся предельно внимательны. А дальше мы начинаем конструктивно излагать свой материал. Провокацию хорошо применять тогда, когда оратор прекрасно владеет темой. Он сначала заявляет нечто, что вызывает несогласие аудитории, а, следовательно, привлекает ее внимание, а затем вместе с ней приходит к конструктивным выводам.

Гипербола

Гипербола – умышленное преувеличение. Помните классику? Редкая птица долетит до середины Днепра. Хотя пересечь Днепр может любой человек, кто умеет плавать. В сетевом бизнесе каждый человек может легко стать миллионером за месяц. Правда, если работать 200 часов в сутки. Мы поговорим с Вами о более реальных вещах.

Литота

Литота – это противоположное гиперболе умышленное преуменьшение. Когда мы преуменьшаем значимость какого-либо факта, а затем показываем, как обстоят делал на самом деле, реальная картина кажется более привлекательной. Вам доставит удовольствие, если Вы будете получать один доллар дополнительно к вашим доходам? Сетевой бизнес как раз и предоставляет такую возможность… Только размер дохода бывает, как правило, гораздо выше, чем Вы ожидали вначале.

Сопоставление

Взвесьте все «за» и «против», а затем дайте, на ваш взгляд, правильное решение. Все познается в сравнении, поэтому, когда люди слышат, что где-то кто-то начал что-то с чем-то сравнивать, их внимание инстинктивно обостряется. Я предлагаю рассмотреть все плюсы и минусы моего предложения, посмотрим вместе, что Вы приобретаете и что теряете, приняв его.

Не формальность

Например, поведайте о собственных заблуждениях, предрассудках, своих ошибках и их последствиях. Я часто на своих тренингах рассказываю о своих ошибках то в публичных выступлениях, то в достижениях поставленных целей, то в обращении с деньгами. Это вызывает доверие, повышает уверенность в своих силах всех присутствующих и показывает, что в этом бизнесе все возможно.

Юмор

Смешные примеры, шутки, забавные истории из жизни дают возможность слушателям и подумать, и отдохнуть. Если у Вас есть пара анекдотов, которые иллюстрируют тему вашего выступления, вы всегда будете в выигрыше. Особенно важно, когда анекдот в тему, когда он иллюстрирует тему выступления. И люди будут долго помнить содержание вашего выступления. Вспоминая содержание анекдота, аудитория вспоминает содержание вашей лекции. Например, некоторые спикеры, когда говорят об этике сетевого бизнеса, приводят в пример такой анекдот: «Ося Абромович заключил договор с Одесским пароходством на ремонт теплохода. Проходит некоторое время. Приходит комиссия и восхищается, как все красиво, как перила начищены, прямо чудо какое. Заходят посмотреть на другой борт теплохода, и батюшки! Там все ржавое, ничего не сделано, они говорят: «Ося! Абромович! Как же так?» «А шо так? Я не понимаю. Так ведь написано – Ося Абромович с одной стороны и Одесское пароходство с другой стороны».

Когда лидеры сетевых компаний рассказывают о секретах продаж, часто можно услышать такой анекдот: «Встречаются два новых русских. «Слона купил. Ты не поверишь! Утром всю семью будит, завтрак готовит, детей в школу отвозит, в саду все убирает, дом защищает. Чудо просто!» Второй говорит: «Продай!» — «Ты что, с ума сошел?» — «300 тысяч!» — «Нет» — «800!» — «Ну, давай…». На следующей день покупатель прибегает и говорит: «Твой слон всю ночь орал, разворотил всю ограду, детей испугал, соседи милицию вызывали!» — «Э-э-э-э … ты слона зря ругаешь, так его не продашь никому». После этого можно говорить о чем-то важном в продажах, о каком-то секрете, особом способе. И люди его обязательно запомнят.

Собирайте и коллекционируйте анекдоты для своих выступлений. Нужно только следить, чтобы шутка не обидела никого из присутствующих, неумелый юмор дает обратный результат. Ироническое замечание или шутка, связанные с содержанием речи, эффективны тогда, когда аудитория не очень хорошо относится к оратору или излагаемым им идеям, или оратор хочет разрядить напряженную атмосферу встречи. Однако необходимо помнить, что шутить лучше всего над собой или отношением к себе аудитории, но ни в коем случае не задевать того, что дорого слушателям.

Истории

Примеры и житейский истории имеют очень большое значение. Они помогают приблизить речь к реальности, вызывать доверие слушателей к оратору и излагаемой информации. Если после каждого блока информации рассказать историю, иллюстрирующую эту информацию, эффект от выступления будет максимальный.

Метафоры, притчи, легенды

Метафоры, притчи, легенды — какая-то история по теме, в которой есть мораль. Их интересно слушать. Это на уровне сказки, это абсолютно безопасно, и человек чему-то учится.

Новизна

Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание, не известная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи; выступающий обещает слушателям привести новейшие сведения по существу темы, которые еще нигде не публиковались. Сразу овладев вниманием слушателей, лидер объявил им, что поделится своими впечатления о трехлетнем пребывании в Париже.

Учет интересов

В этом случае лектор затрагивает наиболее волнующие слушателей вопросы. Этот случай произошел, когда действовало правило: молодые люди, подававшие заявление в ЗАГС, должны были прослушать цикл лекций по вопросам семьи и брака. Занятия проходили по вечерам, были скучны, и уставший после работы народ «отбывал» их как повинность. Лекторов не слушали, читали газеты, разгадывали кроссворды, играли в «морской бой» и т.д. И вот, в аудиторию будущих мужей зашел очередной преподаватель. Публика на него – ноль внимания. Подождав немного, успокоив взглядом самых шумевших, он начал: «Импотенция… (слушатели моментально стихли) грозит мужчинам в любом возрасте». Все дальнейшее было выслушано с огромным вниманием. Ведь никто не хотел назавтра оказаться инвалидом по этой части.

Проблемная ситуация

Метод заключается в том, что выступление начинается с просьбы к слушателям порекомендовать пути решения кратко изложенной проблемы. Так, врач в начале выступления сказал, что некоторые заболевания проявляются не сразу, а лишь со временем. Затем он обратился к слушателям: как же вести с ними борьбу? Слушатели призадумались – их внимание было привлечено. Помогает создать проблемную ситуацию вопрос к аудитории. Уважаемые друзья! Скажите, пожалуйста, почему все больше и больше людей начинают работать на себя и становиться индивидуальными предпринимателями? И чем это вызвано?

Личное соучастие

Оратор предлагает слушателям мысленно стать участником конкретного события, обращается к воображению слушателей. «Представьте себе, что Вы находитесь в Париже…», «Каждый из Вас бывал в ситуации, когда ему говорили «нет»…» и т.п. Этот прием вызывает образные представления, делает сообщение лучше воспринимаемым.

Личное сопереживание

Возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. Начинается выступление с рассказа о трагическом эпизоде из жизни одного или нескольких человек, вызывая у слушателей чувство личного сопереживания. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.

Импровизация

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то, произошедшее во время или накануне выступления. «Когда я ехал на встречу с вами, со мной произошел интересный случай…» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного!» Важно соблюсти мере: отступление должно быть достаточно непродолжительным.

Переход к диалогу

Вопросы к аудитории возбуждают мысль слушателей, а особо ленивых заставляют прислушиваться к говорящему. Ведь неудобно беспомощно таращить глаза, когда он обратился к вам с вопросом. Другой способ: «У кого из присутствующих наверняка возникла мысль: а почему лектор ничего не говорит о…? Отвечаю…»

Выдвижение гипотез, предположений

Осуществляется, например, словами: «А что, если предположить, что Вы заработали 1 000 долларов…» , «Но что произойдет, если Вы станете президентом компании…» , «Представим себе, что …» и т.п.

Видеоматериалы, слайды, плакаты, графики

Восприятие активизируется и демонстрацией материалов по теме выступления. В коре головного мозга появляется еще один очаг возбуждения – участок, отвечающий за переработку зрительной информации.

Логическая организация речи

Так же способствует сохранению внимания – последовательность, непротиворечивость, обоснованность сделают вашу речь более легко воспринимаемой слушателями.

Выразительность речи

Выразительность речи оратора – меняющиеся интонации, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения. Можно применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхил в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о Золотом венке: «Представьте себе: стены рушатся, град падает, дома в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции…»

Убежденность и эмоциональность оратора

Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка»

Умеренный темп речи

Такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость. Для этого хорошо использовать паузы.

Важно учесть, что после каждого приема привлечения внимания аудитории должен следовать блок важной информации. Иначе очень скоро эти приемы перестанут срабатывать.

Оратор работает отнюдь не в идеальной обстановке, когда ничто не мешает ему воплотить свой замысел. На идеальные обстоятельства вряд ли можно надеяться хотя бы потому, что люди устают и отвлекаются, даже если они с интересом относятся к теме и оратору. Поэтому при работе над речью желательно заранее продумать средства управления вниманием. Желательно заранее наметить места, где будет использован тот или иной прием активизации внимания. Подсказка: уместным и целесообразным будет использование средства привлечения внимания на каждом стыке построения речи, то есть при переходе от части к части, от темы к теме, от одной мысли к другой. Например, после выступления следует задать вопрос, ответом на который должен быть тезис, то есть вся будущая речь; или сформулировать проблему, разрешению которой будет посвящена речь.

При расположении материала, особенно если речь значительна по объему, необходимо логические рассуждения равномерно чередовать с эмоциональными компонентами, которые, по мнению М.В. Ломоносова, «более всех служат и движению, и возбуждению страстей», и иметь их достаточно в запасе.

Часть 2. Как поддерживать постоянный интерес аудитории

Чтобы поддерживать постоянный интерес аудитории, существует несколько методов:

Индуктивный метод

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Хорошим примером является книга Д. Карнеги «Как приобретать друзей…»…

Дедуктивный метод

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретным примерах, фактах. Используя для разъяснения сложных задач. Например, для того чтобы успешно работать в нашем компании, необходимо: это, это и это. А затем раскрыть каждый пункт отдельно. На тренинге по публичным выступлениям я провожу одно упражнение, в котором показываю весь курс ораторского искусства, а затем разбиваю его на элементы, что позволяет быстро овладеть навыками успешных выступлений.

Ступенчатый метод

Ступенчатый метод – последовательно изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-то проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени; используется в речах, где необходимо указать точные даты, использовать формулы и цифры, показать динамику развития события или последовательность процессов.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Часть 3. Как работать с аудиторией в зале

В том случае, если ваше выступление рассчитано на 10-15 минут, проявить весь арсенал взаимодействия с аудиторией вы просто физически не успеете. Но если Вы выступаете долго, то хорошо продумать некоторые приемы.

Диалог с аудиторией

Диалог с аудиторией – задавание вопросов слушателям во время выступления. Это позволяет вовлекать людей в обсуждение, в беседу, в разговор. Таким образом, получается, что слушатели находятся «здесь и сейчас», и ваше выступление не превращается в простое зачитывание текста. Использование диалога с аудиторией превращает выступление в беседу с каждым, а это поднимает чувство значимости каждого слушателя – он чувствует себя творцом сегодняшнего выступления. Обращаясь к конкретному человеку, не забывайте, что в тот момент, когда Вы слушаете мнение одного человека, надо обращать внимание на всех. Пусть ваше тело будет повернуто в сторону говорящего, это демонстрирует внимание к нему, а ваши глаза контролируют других. Зачем? Чтобы другие участники не чувствовали себя ущемленными. Таким образом, вы управляете процессом.

Мозговой штурм

Одной из разновидностей диалога с аудиторией является «мозговой штурм». Вы даете какое-то задание и записываете на доске все ответы. Когда записываются все ответы, каждый чувствует себя значимым – его мнение не пропустили, а отметили.

Встроенные вопросы

Встроенные вопросы – вопросы, которые не предполагают ответа. Вопросы, на которые оратор сам тут же отвечает. Когда Вы задает вопрос во время выступления, аудитория тоже начинает думать над ответом, так уж устроено мышление человека. Как только человек слышит вопрос, его сознание автоматически начинает поиск ответа.

Руки

Руки – это ваш инструмент. Если Вы желаете, чтобы аудитория что-то сделал, Вы, должны не только об этом говорить, но, если возможно, показывать руками. Например, если Вы хотите, чтобы слушатели перестали шуметь или переговариваться, Вы говорите: «Тише!» и показываете указательным пальцем у губ знак «Тише!». Если говорите: «Тише! Тише!», не показывая это жестом, то уйдет в 2 раза больше времени, чем говорить «Тише!» и подтверждать это руками. Говорите и показывайте руками одновременно. Если Вы желаете, чтобы задавали вопросы, Вы спрашиваете «У кого вопросы?» и показываете руку, поднятую вверх. Вы говорите, чтобы задавали вопросы, и демонстрируете, как надо показать, что есть вопрос.

Демонстрация

Вы рассказываете и показываете. Не только руками, но и всем телом. Что-то изображаете во время своего выступления. Создаете образы и картинки с помощью своего тела. Люди не только слушают ваше выступление, но и видят его.

«Аквариум»

«Аквариум» — когда Вы приглашаете на сцену одного или несколько человек, чтобы продемонстрировать какую-то мысль или наблюдение для находящихся в зале слушателей. Это очень оживляет публику. А главное, они лучше осознают излагаемым вами материал. Например, некоторые ораторы делают такой «аквариум», который призван продемонстрировать, что не надо уговаривать людей. Чем больше Вы уговариваете людей, тем больше сопротивление поучаете. На сцену вызывают одного человека. Просят поставить ноги на ширине плеч и удерживать равновесие, когда его будут притягивать к себе и отталкивать от себя. Когда притягиваете человека к себе (физически), для того чтобы удержать равновесие, ему необходимо отклоняться в противоположную сторону. И чем сильнее тянете, тем сильнее он сопротивляется. Но если Вы отталкиваете от себя человека, то он, наоборот, к Вам притягивается. Так наглядно для всех присутствующих доносится мысль: не надо уговаривать людей. Чем больше мы их уговариваем, тем больше они сопротивляются.

Парные задания

Если Вы желаете, чтобы аудитория активно участвовала в вашем выступлении, придумайте для нее задания. Пусть они посоветуются со своим соседом справа или слева, как бы они поступили в той или иной ситуации – это оживит аудиторию. Если Вы говорите в вашем выступлении о комплиментах, то можно дать задание: повернитесь к своему соседу слева и скажите ему комплимент, повернитесь к своему соседу справа и скажите ему тоже комплимент, повернитесь к своему соседу сзади и скажите комплимент. Если Вы проводите выступление на тему денег, можно дать задание посоветоваться с соседом справа и слева, как поступить в ситуации, если у Вас просят в долг 100 у.е.? Задания могут быть разные, главное, чтобы они были продуманы, касались темы выступления либо развлекали аудиторию физически.

Физкультминутка

Физкультминутка известна нам еще со школьной скамьи, когда учитель прерывал урок, поднимал всех учеников и предлагал размять ручки: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы сейчас их разомнем и опять писать начнем ». Аналогичные задания для аудитории можно применять и в своих выступлениях. Это очень оживляет слушателей и повышает энергетику в зале. Например, известная многим участникам моих тренингов и семинаров по ораторскому искусству техника «Чипсы, кетчуп, кока-кола». Когда ее все выполняют, в зале много смеха, радости, веселья.

В одной компании на грандиозном семинаре организаторы праздника придумали для всех слушателей мотивационный танец. Включается заводная музыка. Ведущие поднимают всех находящихся в зале зрителей, начинают пританцовывать и говорить: «Сейчас мы раздаем билеты на следующий семинар компании» и в танце показывают, как они раздают билеты. Потом в танце они показывают, как они приглашают людей на семинар компании. Те, кто приехал на семинар компании, достигают успеха в бизнесе – руки вверх и прыжки на месте. А потом приехал спонсор и дал всем мотивацию (хлопок руками себя по ягодицам). Когда делаете такие разминки в зале, это очень заряжает слушателей, все участники получают максимальное наслаждение и удовольствие.

Резюме

Итак, мало подготовить интересное, захватывающее выступление. Важно еще продумать форму предоставляемой информации. Так как известно, что любую, даже самую замечательную идею можно испортить исполнением. И, наоборот: к исполнению любой идеи можно подойти творчески и подобрать форму, которая усилит идею и превратит выступление в шедевр. Именно о том, в какой форме можно преподнести свое выступление мы с Вами и поговорили, а именно: об умении как удерживать внимание публики, как взаимодействовать с аудиторией и о способах привлечения внимания.

Перечисленные выше приемы удержания внимания, конечно же, лучше применять, когда ваше выступление длительно по времени. В коротком выступлении для них просто не хватит времени. Будет лучше, если в вашем выступлении будут присутствовать разные приемы взаимодействия. Такое чередование еще больше привлекает и удерживает внимание слушателей.

Если Вам понравилась данная статья, то сохраните ее в закладках, чтобы не потерять на просторах Интернета, а так же поделитесь ее со своими друзьями и знакомыми с помощью кнопочек социальных сетей ниже.

Ну, а если Вы желаете на практике освоить навыки удержания и привлечения внимания, то переходите дальше по этой ссылке: https://goo.gl/oHSDxr

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.S. Помните, спикерами не рождаються, спикерами становяться!

С.Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своём современнике: «Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих». Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто всё становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

Именно поэтому существует проблема «образа оратора». Много пишут и говорят о «личности оратора», о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идёт о конструировании нужного оратору образа, об определённом впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории.

В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.

Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание.

Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, так как они захвачены выступлением, это – проявление послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример – ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов).

    очень важно обращение к слушателю . Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, с множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с 63 казано 63 иием дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение «уважаемые присутствующие» достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь «присутствующие». Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой её части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причём, чтобы его правильно употребить, нужны ещё некоторый опыт и своего рода тонкое чутьё.

5) кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки её. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

Так, Гамильтон говорил: «Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают».

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определённое мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателей или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И.Канта «Критика чистого разума». Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: «Дружище Кант, мне бы твои заботы!» Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Всё, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему.

6) обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О.Эрист, «…избежать ситуации, когда четверть слушателей занята «перевариванием» содержания выступления, а три четверти борются со сном»?

7) важнейшее условие поддержания внимания к выступлению – его содержательность, т.е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

8) изложение должно быть доступным , необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт. Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека».

9) поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлечённо описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

10) не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удаётся связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

11) разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринуждённой манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают её более выразительной. Помогают убедить слушателей.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «Что делать со своими руками?», «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?» Но лучше вопрос сформулировать по-другому: «Как руки могут мне помочь?»

Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих друзей.

По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несёт около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и Вы сразу же ощутите «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей.

Вот интересный пример. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходит старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но, тем не менее, регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлечённо жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: «Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь, вы поняли всё, что я сказал?» - «Господин пастор, - ответил старик – с пониманием дела обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!» Этот пример показывает, что когда вы выступаете, у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Но лишь глухие рады чрезмерной жестикуляции.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.

2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.

3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное – начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

12) наконец, очень важны убеждённость и эмоциональность оратора . Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

13) необходим умеренный темп речи , такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

14) в речи необходимы паузы . Именно во время пауз идёт осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

О.Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Этот приём использовал древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о золотом венке: «Представьте себе: стены рушатся, град падает, дома в пламени, старцы и жёны, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции».

15) опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а, следовательно, привлекает её внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приёмом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряжённость, является юмор. Благодаря юмору создаётся естественная пауза для отдыха интеллекта.

16) однако, чувство юмора – природный дар . И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки – парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.

Например, характеризуя особенности формального общения, лектор привёл историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: «Я просто вынужден был забежать к моей тётушке и задушить её». Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: «Ну, ничего, не стоит так оправдываться».

Однако, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в своё время Д.И.Писарев сказал: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда всё обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство».

17) постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. «Глаза не только «слушают» - они и «отвечают», - замечает Р.Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. «Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твёрдое рукопожатие друзей», - советует Ф.Снелл.

    Как завершить выступление.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведённого времени. Если лектор затягивает выступление, слушатели в Италии поглаживают подбородок (выросла борода, пока ты говорил). Если выступление подходит к концу и слушатели проявляют признаки утомления, лучше подумать о завершении выступления. «Обязательно возвещай о том, что скоро закончишь, иначе со слушателями может случить удар от неожиданной радости», – писал юморист.

Бывает, однако, что, стремясь всё сказать, оратор так увлекается, что доводит слушателей до изнеможения или бурного протеста. Некоторые выступающие в таких случаях бодро делают всем здоровья или бросают реплику: «У меня всё». Звучит это банально, ведь известно, что последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет – суть выступления ускользает от слушателей.

1) подготовить заключение надо заранее, но так как ни одно выступление не проходит, как предполагалось (ведь реакцию аудитории в точности предсказать невозможно), то заключение может отличаться от заготовленного. Например, вы хотели закончить яркой цитатой, но чувствуете, что она не будет воспринята. Лучше отказаться от неё и ограничиться выводами и пожеланием аудитории.

2) заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу.

3) хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.

Вот как закончил упоминавшуюся лекцию о Средиземном море профессор М.А.Мензбир: «…Если бы кто-нибудь из присутствующих, попав на берега Средиземного моря, под пальмы Бордичеры или оливки Сорренто, вспомнил их историю, услышанную в стране далёкого севера, в неприглядный вечер серого декабрьского дня, это было бы лучшее, на что я смею рассчитывать, оставляя аудиторию».

4) очень часто после выступления задают вопросы. Ответы на вопросы могут исправить или испортить впечатление от выступления.

Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.

Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируйте его и повторите вслух. Если вопрос задан чётко, но тихо, его необходимо повторить, чтобы было слышно всем.

На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли!»

На дополнительные вопросы отвечать желательно, по крайней мере, подсказать источник информации.

Никогда не уходите от вопросов, которые звучат, как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.

Искусство отвечать на вопросы совершенствуется от выступления к выступлению. И очень важен объективный самоанализ каждого выступления. Эти записи очень помогут в будущем, это шаги оттачивания мастерства.

и перед нами стоит важная задача: как захватить и удержать внимание аудитории? Как суметь донести до окружающих суть и вызвать у них интерес? Все мы много раз были на долгих и монотонных выступлениях, когда внимание окружающих было приковано только лишь к стрелке часов. Так вот, чтобы ваше выступление точно запомнилось и прошло динамично, вы можете воспользоваться следующими способами.

Приемы удержать внимание аудитории

1. Правильное положение в пространстве

Не стремитесь встать за кафедру, чтобы спрятаться от всех, не вставайте далеко от аудитории и не садитесь за стол, если у вас есть возможность занять более удобное положение. Старайтесь встать на самое видное место перед аудиторией и держаться к слушателям максимально близко. Такое положение практически более удобно (так как вас хорошо всем видно), а также сигнализирует о вашей уверенности в себе.

Кроме того, перемещайтесь иногда в пространстве для того, чтобы поддерживать интерес к своему выступлению. Если часть участников отвлеклись, просто переместитесь к ним чуть ближе для того, чтобы привлечь их внимание.

2. Зрительный контакт

Помните, как нас учили в детстве смотреть на противоположную стену, рассказывая стихотворение? Или выбрать одного человека и смотреть на него? Так вот, забудьте эти советы. Они создают ощущение, что вы не замечаете окружающих и у них появляется ощущение вашей отстраненности. Кроме того, вы можете не заметить происходящее в зале, например, что кто-то заскучал или хочет задать вопрос. Чтобы создать ощущение живого общения смотрите периодически то на одного слушателя, то на другого. Периодически переводите взгляд с первых рядов на более отдаленные, с правой стороны аудитории на левую. Часто переводить взгляд не нужно, делайте это не спеша в логических паузах. Таким образом, вы будете контролировать свою аудиторию, и слушатели будут ощущать ваше внимание.

3. Жестикуляция

В публичных выступлениях просто необходимо использовать жесты для улучшения восприятия сказанного. При этом жесты должны быть более широкими и активными, чем в повседневной жизни. Если вы и в повседневной жизни не привыкли активно жестикулировать, или не уверены, что у вас это получится естественно, лучше отрепетировать их заранее.Также, заранее выберите для себя удобную позу для выступления. Она обязательно должна быть открытой: ноги и руки не скрещены, ладони при жестикуляции обращены к зрителю.

4. Работайте с голосом

Если в течение своего выступления вы замечаете, что интерес падает и участники отвлекаются, есть 3 способа привлечь внимание: говорить громче, говорить тише, сделать выразительную паузу. Интересно, что обычно они используются именно в таком порядке: сначала, когда участники немного зашумели, ораторы говорят громче. Если шум продолжается, оратор понижает голос и слушатели, понимая, что им плохо вас слышно, замолкаю сами и просят о тишине остальных. И, если прошлые способы не помогли, в ход идет выразительная пауза.

5. Вопросы

Для того, чтобы ваши слушатели не уставали, задавайте им чаще вопросы. Так вы заставляете их включаться в ход выступления, даете возможность выразить свои мысли и просто вносите разнообразие в обстановку. Вопросы в аудитории нужно заранее продумать: они должны быть простые и при этом актуальные. Также, вопросы являются изящным способом привлечь внимание отдельных отвлекающихся участников.

6. Визуализация

Красочные презентации, раздаточный материал, простые и наглядные графики облегчают восприятие информации слушателями, а также ярче запоминается. Важный момент: презентация не должна быть перегруженной: она лишь дополняет и иллюстрирует ваши слова, а не дублирует ваш текст.

7. Непринужденная речь

Максимально упростите свой текст, не перегружайте слушателей сложными терминами. Постарайтесь найти яркие примеры и цитаты, которые запомнятся слушателям. Будь приветливым и дружелюбным. Еще перед началом выступления вы должны проникнуться симпатией к своим слушателям и демонстрировать ее на протяжении всего общения.

8. Кофе-брейки и кондиционер

Какой бы интересной не была ваша презентация, если ваши слушатели устали или голодны, внимание будет падать. Тоже самое происходит,если в зале очень душно или холодно. Поэтому следите за комфортным температурным режимом и за временем. Если вы видите, что слушатели устали, сделайте перерыв на кофе. После этого, чтобы «включить» участников, вы можете начать общение с разминки на внимание или с вопросов на повторение пройденного. Эти меры помогут вам активизировать слушателей и нормализовать динамику выступления.

В целом, чтобы быть интересным для аудитории, стоит следовать главным принципам: оратор должен быть уверенным в себе и своих словах, а также заинтересованным в том, чтобы обеспечить максимально комфортные условия для усваивания информации.

Как мы можем помочь?

Если вам предстоит важное выступление, а вы понимаете, что подготовка к нему идет тяжело, записывайтесь на . Мы поможем подготовиться, отработаем все сложные вопросы, подготовим текст и структуру выступления, разберем способы удержать внимание аудитории.

Пару слов об умных книгах

Взгляды пионеров маркетинга Дейла Карнеги и Роберта Чалдини отличаются, но, в целом, их труды посвящены одному и тому же. Им удалось одними из первых описать то, что мы все понимаем, но не можем объяснить.

Думаю, многие согласятся, что некоторым люди искусно владеют мастерством убеждения. Мы следуем за такими личностями, покупаем их продукцию, голосуем за них, даже сами того не подозревая почему. Карнеги и Чалдини удалось раскрыть секрет воздействия и объяснить с научной точки зрения, какая невидимая сила дает таким людям умение убеждать.

Беда многих маркетологов в том, что начитавшись умных книг, они надеются в скором времени стать миллионерами. Однако без терпения и оттачивания разученных приемов на практике их мечты напрасны. То же касается и тружеников event-бизнеса.

Если объект воздействия не удовлетворен мероприятием, вряд ли у него будет желание прийти на вашу вечеринку в следующий раз. Это основное правило ведения любого бизнеса.

Event -менеджерам на заметку

К сожалению, многие event-менеджеры всерьез полагают, что знание маркетинга пригодится только на этапе подготовки к мероприятию. Это большое заблуждение! Умение грамотно пользоваться инструментами маркетинга понадобится вам на этапе подготовки, во время самого мероприятия и после него.

Часть I. Карнеги

Ощущение собственной значимости

Одна из самых известных теорий Дейла Карнеги основывается на человеческой потребности в признании и уважении. Каждый наш поступок нуждается в одобрении.

Итак, первый шаг на пути к завоеванию аудитории, это дать людям возможность ощутить собственную важность. Несмотря на то, что это правило стало своеобразным клише в мире бизнеса, мало кому удается грамотно его применить.

Существует множество способов продемонстрировать гостям их значимость. В первую очередь необходимо позаботиться о качественном клиентском сервисе. Частенько event-менеджеры экономят именно не сервисе, забывая, какую важную роль он играет.

Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы потенциальные или существующие посетители чувствовали, что к ним относятся с уважением:

  • Позаботиться о клиентском сервисе во всех возможных социальных медиа. Отвечать на каждый вопрос быстро и по существу.
  • Позволить аудитории присылать электронные письма с вопросами и предложениями. Отвечать на письма максимально быстро, обращаясь к каждому клиенту по имени.
  • Обучить персонал вежливому и уважительному общению до, во время и после мероприятия.

Потребности аудитории

Довольно часто внимание организаторов приковано к их собственным потребностям, к мыслям о предстоящем успехе, прибылях, о спонсорах, в то время как потребности клиентов уходят на второй план.

Безусловно, все стороны в этом процессе одинаково важны, но вдумайтесь, состоится ли мероприятие без посетителей?

Зачем кому-то покупать билет на ваше мероприятие? Что может повлиять на его выбор? Образование? Окружение? Интересы?

Представим себя в роли клиента и ответим на пару несложных вопросов:

  • Я хочу посетить мероприятие, которое поможет мне _____
  • После посещения данного мероприятия я стану более _____
  • Я хочу посетить конференцию, которая _____

Когда вы поймете потребности клиентов, приоритеты будут расставлены верно.

Неподдельный интерес

Одним из наиболее важных и мощных инструментов воздействия по Карнеги является интерес.

Позвольте спросить, хорошо ли вы знаете вашу аудиторию? Знаете ли вы их имена? Общались ли вы уже с кем-нибудь из публики? Или у вас просто не хватает времени на общение? Вы находитесь в постоянной запарке и не успеваете уделить беседе с клиентами даже пару минут?

Бесспорно, уделить внимание каждому посетителю невозможно. Как раз для таких целей существуют социальные медиаресурсы, помогающие узнать о людях, которые приобрели билет, поистине многое.

Информация о предпочтениях посетителей, их образовании, интересах и хобби может помочь в организации крупных мероприятий. Попробуйте проанализировать клиентскую базу и подойдите к этому с полной серьезностью.

Обращение по имени

Местоимением «ваши» Userconfподчеркивает значимость события для каждого отдельного участника. Если на конференции речь пойдет именно о том, как удержать «ваших» клиентов, потенциальный посетитель непременно заинтересуется предложением.

Любопытство

Чем дольше аудитория будет испытывать любопытство к предстоящему мероприятию, тем большее количество билетов раскупят.

Только не затягивайте с сюрпризом! В конечном счете любопытство клиента должно быть удовлетворено, и сделать это надо вовремя.

Мастером по созданию интриги является компания SecretCinema . Информация о месте и времени очередного показа держится в строжайшем секрете до последнего, вызывая при этом страстное любопытство зрителей.

Опросники

Организаторы любят заваливать посетителей опросниками и анкетами после самого мероприятия. Иногда это только раздражает аудиторию, особенно, если впечатления от события не очень хорошие.

Попробуйте предложить анкету сразу после покупки билета. Согласно исследованиям, это помогает наладить контакт с клиентом. Таким образом вы демонстрируете уважение к человеку и его выбору, вселяя уверенность, что мероприятие пройдет именно так, как он ожидает.

Экстравагантность

Клиенты устали от слов «Надежно», «Бесплатно» или «Купите прямо сейчас!». Назойливые слоганы настолько приелись, что больше не привлекают внимания публики. Вместо этого блесните оригинальностью. Будьте экстравагантны! Недаром книга, автором которой является гуру маркетинга Seth Godin, называется «Purple Cow» («Фиолетовая корова») — маркетинг может быть экстравагантным.

Реверсивная психология

Реверсивная (или обратная) психология — отличный инструмент манипулирования людьми любого возраста и статуса. Она работает по принципу: «Скажи человеку, что ему не надо делать, и он с удовольствием это сделает».

Предположим, что в анкете стоит вопрос «Вы придете на наше мероприятие?» и варианты ответов:

поделились