Биология — наука о жизни. Основатели биологии и основные вехи в изучении живого мира. Биология - наука о жизни


1.Биология – наука о жизни, об общих закономерностях существования и развития живых су-ществ. Место и задачи предмета в системе медицинского образования.

Биология – наука о жизни. Она изучает законы ее существования и развития. Предмет изучения биологии – живые организмы , их строение, функции, и природные сообщества. Термин предложен в 1802г Ламарком. Представляет собой систему наук о живой природе.

Изучение закономерностей, процессов и механизмов индивидуального развития организмов,

наследственности и изменчивости, хранения, передачи и использования биологической

информации, обеспечения жизненных процессов энергией является основой для выделения

эмбриологии, биологии развития, генетики, молекулярной биологии и биоэнергетики.

Исследования строения, функциональных отправлений, поведения, взаимоотношений организмов

со средой обитания, исторического развития живой природы привели к обособлению таких

дисциплин, как морфология, физиология, этология, экология, эволюционное учение. Интерес к

проблемам старения, вызванный увеличением средней продолжительности жизни людей,

стимулировал развитие возрастной биологии (геронтологии).
Биологическим прогрессом называют состояние, когда численность особей в группе от

поколения к поколению растет, расширяется территория (ареал) их расселения, нарастает

количество подчиненных групп более низкого ранга - таксонов. Биологический прогресс

соответствует понятию процветания. Из ныне существующих групп к процветающим относят

насекомых, млекопитающих. Период процветания, к примеру, пресмыкающихся завершился

около 60-70 млн. лет назад.
Морфофизиологический прогресс означает состояние , приобретаемое группой в процессе

эволюции, которое дает возможность части ее представителей выжить и расселиться в среде

обитания с более разнообразными и сложными условиями. Такое становится возможным

благодаря появлению существенных изменений в строении, физиологии и поведении организмов,

расширяющих их приспособительные возможности за рамки обычных для предковой группы. Из

трех главных сред обитания наземная представляется наиболее сложной. Соответственно выход

животных на сушу, например в группе позвоночных, был связан с рядом радикальных

преобразований конечностей, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, процесса размножения.
Методы биологических наук : описательный, сравнительный (сопоставление организмов, с целью выявления отличий и сходств, на его принципах основана систематика), исторический (выявляет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функции) и экспериментальный (создание специальных условий для организма, контроль над процессами и т.д).
Место и задачи биологии в медицине : биология – основа медицины. Успехи медицины связаны с биологическими исследованиями. Иследования Пастера – открытие микробного происхождения процессов гниения и брожения обеспечило развитие хирургии. В практику были введены снчаала антисептика (предохранение заражение раны посредством хим.веществ), а затем асептика – предупреждение загрязнения путем стерилизации предметов, соприкасающихся с раной). Это же открытие послужило стимулом к поискам возбудителей заразных болезней. Изучение микроскопического строения органимов – понять причину возникновения болезненного процесса.

2. Сущность жизни. Основные свойства и уровни организации живой материи.
Свойства живого :

1. Раздражимость!!!

2. Обмен веществом и энергией

3. Размножение (репродукция)

4. Наследственность

5. Изменчивость (противопол. насл. – посвление признаков, отл. от типичных, связана с ошибками при размножении)

6. Индивидуальное развитие (реализация наследственной информации, усложнение организма)

7. Филогенетическое развитие (борьба за существование, отбор, привели к разл. средам обитания, прогрессивная эволюция – социализация человека)

8. Дискретность и целостность (орг.мир целостен, т.к. представлен системой взаимосвязанных частей, и дискретен, т.к. состоит из единиц – организмов)

9. Дыхание

10. Питание
Уровни организации живого:

1. Молекулярно-генетический (аминокислоты, основания, липиды, углеводы, энергия в виде АТФ,АДФ, наследственная информ. в виде ДНК, у вирусов – РНК, реализация насл.инф. осущ. при пом. РНК, синтез-ых на матричны молекул. ДНК)

2. Клеточный (клетка – самостоятельная функцион-я элементарная единица живых организмов, только на кл.ур-не возможны биосинтез и реализация насл.инф-и, кл.ур-нь у одноклеточных является организменным)

3. Тканевый (совокупность клеток с одинаковым типом организации, у многокл. он развивается в период онтогенеза)

4. Организменный (особь – элементарная единица жизни, тут протекают процессы онтогенеза, нервная и гуморальная системы осуществл. саморегудяцию и обусл. гомеостаз)

5. Популяционно – видовой (сов-ть особей одного вида, насел.опред. территорию, своб. между собой скрещи-ихся , составляют популяцию – единицу эволюции, в ней начинаются процессы видообразования, она входит в состав биогеоценозов)

6. Биоценотический (биогеоценозы - исторически сложившиеся устойчивые сообщетсва популяций разных видов связ.между собой и окр.средой с помощью обмена веществ и энергией, это элементарные системы в кот. осущ. энергентич. круговорот., составляют биосферу и обусл. все процессы, протек. в ней)

1. Химическая организация генетического материала. Строение нуклеиновых кислот. Генетиче-ский код и его свойства.

Материальным субстратом наследственности и изменчивости являются нуклеиновые кислоты, они являются макромолекулами, т.е. отличаются большой молекулярной массой. Это полимеры, состоящие из мономеров - нуклеотидов, включающих три компонента: сахар (пентозу), фосфат и азотистое основание (пурин или пиримидин).

Среди нуклеиновых кислот различают два вида соединений: дезоксирибонуклеиновую (ДНК) и рибонуклеиновую (РНК) кислоты. Наиболее химически устойчивым компонентом является ДНК, которая представляет собой субстрат наследственности и изменчивости.

Структура ДНК.

ДНК состоит из нуклеотидов, в состав которых входят сахар - дезоксирибоза, фосфат и одно из азотистых оснований - пурин (аденин или гуанин) либо пиримидин (тимин или цитозин).

Молекулы ДНК включают две полинуклеотидные цепи, связанные между собой определенным образом. Эти цепи соединяются друг с другом по принципу комплементарности. Аденин одной цепи соединяется двумя водородными связями с тимином другой цепи, а между гуанином и цитозином разных цепей образуются три водородные связи. Антипараллельность цепей.

Молекула ДНК, состоящая из двух цепей, образует спираль, закрученную вокруг собственной оси. В каждый виток входит 10 пар нуклеотидов.

Чаще всего двойные спирали являются правозакрученными.

Первичная структура ДНК - полинуклеотидная цепь, вторичная структура - две комплементарные друг другу и антипараллельные полинуклеотидные цепи, соединенные водородными связями, и третичная структура - трехмерная спираль.

Структура РНК : представлены одной полинуклеотидной цепью , которая состоит из четырех разновидностей нуклеотидов, содержащих сахар, рибозу, фосфат и одно из четырех азотистых оснований - аденин, гуанин, урацил или цитозин. РНК синтезируется на молекулах ДНК при помощи ферментов РНК-полимераз с соблюдением принципа комплементарности и антипараллельности, причем аденину ДНК в РНК комплементарен урацил.
Генетический код

Последовательность аминокислот в пептидах зашифрована в молекулах ДНК с помощью биологического (генетического) кода.

Из 64 возможных триплетов ДНК 61 кодирует различные аминокислоты; оставшиеся 3 получили название бессмысленных, или «нонсенс-триплетов». Они не шифруют аминокислот и выполняют функцию знаков препинания при считывании наследственной информации. К ним относятся АТТ, АЦТ, АТЦ.

Обращает на себя внимание явная избыточность кода, проявляющаяся в том, что многие аминокислоты шифруются несколькими триплетами (вырожденность)

специфичность. Каждый триплет способен кодировать только одну определенную аминокислоту. Интересным фактом является полное соответствие кода у различных видов живых организмов. Такая универсальность генетического кода свидетельствует о единстве происхождения всего многообразия живых форм на Земле в процессе биологической эволюции.

Наряду с триплетностью, вырожденностью, специфичностью и универсальностью важнейшими характеристиками генетического кода являются его непрерывность и неперекрываемость кодонов при считывании. Это означает, что последовательность нуклеотидов считывается триплет за триплетом без пропусков, при этом соседние триплеты не перекрывают друг друга, т.е. каждый отдельный нуклеотид входит в состав только одного триплета при заданной рамке считывания.

2. Ген – функциональная единица наследственности. Особенности структурной организации гена. Функциональные группы генов. Свойства генов.
Элементарной единицей на молекулярно-генетическом уровне служит ген - фрагмент молекулы нуклеиновой кислоты, в котором записан определенный объем генетической информации. Элементарное явление заключается прежде всего в самовоспроизведении , с возможностью некоторых изменений в содержании закодированной в гене информации. Путем редупликации ДНК происходит копирование заключенной в генах биологической информации, что обеспечивает преемственность и сохранность свойств организмов в ряду поколений. Редупликация, таким образом, является основой наследственности.

из-за ошибок синтеза в ДНК случаются нарушения, которые изменяют информацию генов. В последующей редупликации ДНК эти изменения воспроизводятся в молекулах-копиях и наследуются организмами дочернего поколения. Такие изменения в генетике получили название генныхмутаций.
В гене различают:


  1. цистрон – единица генетической информации ;

  2. мутон – единица генетической изменчивости, тождественна 1 паре нуклеотидов;

  3. рекон – единица генетической рекомбинации при кроссинговере, также равна 1 паре нуклеотидов;

  4. нитрон – участок гена, не несущий информацию;

  5. экзон - участок гена, несущий информацию о структуре белка.

Свойства гена :

Ген дискретен в своём действии, то есть, обособлен в своём действии от других генов;

Ген специфичен в своём проявлении, то есть, отвечает за отдельный признак;

Один ген может влиять на проявление многих признаков, в этом состоит плейотропное или множественное действие гена;

Разные гены могут влиять на проявление одного и того же признака – такие гены являютсямножественными генами или полигенами;

Ген может взаимодействовать с другими генами , что приводит к появлению новых признаков

Действие гена может изменяться при изменении его местоположения (эффект положения);

Ген может усиливать степень проявления признак при увеличении числа доминантных аллелей.

- ген выступает как кодирующая система, обладает способностью к ауторепродукции , способен кмутациям , способен к рекомбинации .
Классификация генов

По месту локализации генов:

Хромосомные

Ядерные

Цитоплазматические
По функциональному значению различают:

Структурные гены - кодируют белки, структуры

Регуляторные гены –регулируют (следят) действия структурных генов – ингибиторы, супрессоры и т.д
По влиянию на физиологические процессы в клетке различают:

летальные – при синтезе своего белка убивают организм, следят за апоптозом

условно летальные – снижают жизнедеятельность организма, но не убивают

супервитальные гены – усиливают жизнедеятельность оргнизма (метисы – более сильное, красивое поколение, например мулаты – негры с белыми)

гены-мутаторы – вызывают мутации

гены-антимутаторы– уменьшают действие мутагенных факторов

Следует отметить, что любые биохимические и биологические процессы в организме находятся под генным контролем.
3. Понятие об опероне. Регуляция активности структурных генов.


  1. Оперон – это тесно связанная группа белков, которые участвуют в одной цепи биохимических преобразований.
Оперон - функциональная единица генома у прокариот, в состав которой входят цистроны (гены, единицы транскрипции), кодирующие совместно или последовательно работающие белки и объединенные под одним (или несколькими) промоторами. Такая функциональная организация позволяет эффективнее регулировать экспрессию (транскрипцию) этих генов.

Опероны по количеству цистронов делят на моно-, олиго- и полицистронные, содержащие, соответственно, только один, несколько или много цистронов (генов).Характерным примером оперонной организации генома прокариот является лактозный оперон.

Начинается и заканчивается оперон регуляторными областями - промотором в начале и терминатором в конце, кроме этого, каждый отдельный цистрон может иметь в своей структуре собственный промотор и/или терминатор.

План урока №1

«Биология – наука о жизни..»

1. Цели урока

Показать актуальность биологических знаний, выявить значения общей биологии и ее место в системе биологических знаний

2. Оборудование

Таблицы с изображением различных форм жизни

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Введение

Биология-наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи многообразие. Биология относится к естественным наукам

Термин «биология» - Т. Рузом 1797

Общепринятым он стал 1802 –

В) Биология –это комплексная наука

2. зоология - ихтиология-орнитология-этология

4.физиология

8.генетика

9. микробиология

10. экология

3. биотехнология

4. ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Биология 9 класс

План урока №2

«Методы исследования в биологии»

1. Цели урока

Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории

2. Новые понятия

Научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Проверка знаний учащихся

Б) Изучение нового материала

Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира.

Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Наблюдение

Сравнение

Эксперимент

Сравнительный метод

Описательный и исторический метод

МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Наблюдение Эксперимент

Проверенные результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов

Проверенная входе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом

Биология 9 класс

План урока №3

Тема

«Сущность жизни и свойства живого»

1. Цели урока

Показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Жизнь-это

1.Особая форма жизни белковых тел.

2.Самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул.

3.Способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается жизнь, приводит к разложению белков (Энгельс)

В) Самостоятельное задание для учащихся по§ 3

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

СВОЙСТВО

ПРОЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВА

Единый хим. состав и принцип строения

Все живые орг-мы открытые системы

Обмен веществ с окружающей средой

Живые организмы развиваются

Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей среды

Все живое размножается

Наследственность и изменчивость

Приспособление к определенной среде обитания

3. Закрепление изученного материала

Биология 9 класс

План урока №4

Тема

«Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.»

1. Цели урока

Выявить уровни организации живого; дать понятие об органических веществах, найти взаимосвязь между полимерами и мономерами

2. Оборудование

Таблицы «Уровни организации жизни»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Изучение нового материала

Уровни организации живой природы.

Запись на доске и в тетради

Уровни организации

Биологическая система

Элементы, образующие систему

Молекулярный

Органоиды

Атомы и молекулы

Клеточный

Клетка (организм)

Органоиды

Тканевой

Органный

Организменный

Организм

Системы органов

Популяционно-видовой

Популяция

Биогеоценотический

(экосистемный)

Биогеоценоз

(экосистема)

Популяции

Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы

(экосистемы)

В) Новая тема – органические вещества

Основой всех орг. в-в служит углевод.

Органические вещества -соединения содержащие углевод(кроме карбонатов). Между атомами углерода возникают одинарные или двойные связи, на основе которых формируются углеродные цепочки.

Углеродные цепочки могут быть:

Линейные

Разветвленные

Циклические

Г) Новая тема – ПОЛИМЕРЫ И МОНОМЕРЫ

ПОЛИМЕРЫ -СОСТОЯТ ИЗ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ ЧАСТИЦ МОНОМЕРОВ

РЕГУЛЯРНЫЕ БИОПОЛИМЕРЫ -СОСТОЯТ ИЗ ОДИНАКОВЫХ МОНОМЕРОВ

-А-А-А-А-А-А-А-А-

-А-Б-А-Б-А-Б-А-Б-

НЕРЕГУЛЯРНЫЕ –СОСТОЯТ ИЗ РАЗНЫХ МОНОМЕРОВ

-А-Б-Б-Б-В-А-А-А-Б-Б-В-

БИОПОЛИМЕРЫ- природные высокомолекулярные соединения(белки, НК, жиры, сахариды и их производные, служащие структурными частями живых организмов и играющие важную роль в процессах жизнедеятельности.

Д)

Биология 9 класс

План урока №5

Тема

«Углеводы.»

1. Цели урока

Изучить особенности строения орг. в-в на примере углеводов, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.

2. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Проверка знаний (биологический диктант)

Б) Новая тема – углеводы или сахариды

Являются одной из основных групп орг. в-в. они входят в состав всех живых организмов.

Общая формула С n (Н2О) m

Заполнить таб. используя текст учебника § 1.2

Тип углеводов

Название в-в

Свойства

Структурная формула

Моносахариды

Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза

Дисахариды

Сахароза, мальтоза, лактоза

Полисахариды

Крахмал, гликоген, клетчатка, хитин, целлюлоза.

Функции углеводов

Энергетическая

Строительная

Г) Закрепление пройденного материала

Биология 9 класс

План урока №6

Тема

«Липиды.»

1. Цели урока

Изучить особенности строения орг. в-в на примере липидов, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.

2. Оборудование

Таблицы «жиры»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Проверка знаний

Б) Новая тема – Липиды

Общая характеристика

Липиды –группа жироподобных веществ, не растворимых в воде. Состоят из высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.

В) Функции жиров

1. источник энергии для организма

2. защитная

3. строительная

4. регуляторная

Г) Закрепление пройденного материала

Беседа с учащимися

Биология 9 класс

План урока №7

Тема

«Состав и строение белков.

Функции белков»

1. Цели урока

Рассмотреть особенности строения белковых молекул, познакомиться с функциями белков в организме, продолжить формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника.

2. Оборудование

Таблицы «строение белка». «функции белков».

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Проверка знаний

Б) Новая тема

Белки или протеины –сложные орг. в-ва, представляющие собой гигантские полимерные молекулы, мономерами которых являются аминокислоты.

Общая формула аминокислот

https://pandia.ru/text/78/217/images/image006_25.gif" width="78 height=2" height="2">H2N – CH – COOH карбоксильная группа

https://pandia.ru/text/78/217/images/image009_20.gif" width="70" height="29">Белки

Глобулярные Фибриллярные

https://pandia.ru/text/78/217/images/image012_17.gif" width="43 height=30" height="30"> Ферменты эластин

Простые Сложные

Е) С/р. выписать в тетрадь «функции белков»

Ж) Закрепление пройденного материала

Биология 9 класс

План урока №8

Тема

Тип «Нуклеиновые кислоты.»

1. Цели урока

Познакомить учащихся с особенностями строения молекул ДНК и РНК, выявить основные различия и общие элементы в строении ДНК и РНК, рассмотреть виды РНК и их значение для организма.

2. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Нуклеиновые кислоты.

Характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности ; функции ДНК и РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Провести сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам.

Схема строения нуклеотида

Азотистое основание углевод

А, Т, Г, Ц дезоксирибоза или остаток фосфорной

А=Т, Г- Ц рибоза кислоты

В) Специфические свойства ДНК

Репликация – процесс удвоения ДНК

Г) Закрепление пройденного материала

Составит цепь ДНК по фрагменту одной из цепи

ГГГЦААТТЦ

Достройте к данному участку ДНК участок иРНК

Г-А-Ц-Т-А-Ц-А-А-Г -

Биология 9 класс

План урока № 9

Тема

«АТФ и другие органические соединения клетки.»

1. Цели урока

Познакомить учащихся с особенностями строения АТФ, доказать, что АТФ является универсальным источником энергии для организмов; рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке.

2. Оборудование

Таблицы «Ферменты». «АТФ»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Б) Аденозинтрифосфат – это нуклеотид который играет исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организмах и известен в первую очередь как универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.

АТФ был открыт в 1929 г. Карлом Ломанном, а в 1941г. Фриц Липман показал, что АТФ является основным переносчиком энергии в клетке

Структура АТФ

Аденин рибоза три остатка

фосфорной

кислоты, соединенные

макроэргической

связью

АТФ+Н2О АДФ+Н3РО4+энергия 40 кДж/моль

АДФ+Н2О АМФ+Н3РО4+энергия 40 кДж/моль

В организме энергия синтезируется из АДФ с использование энергии окисляющихся в-в.

АДФ+Н3РО4+энергия АТФ+Н2О

Витамины – группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.

Гиповитаминоз –недостаток витаминов

Авитаминоз – полное отсутствие витаминов

Гипервитаминоз –избыток витаминов

Витамины

Жирорастворимые –А, D,E, K,F

Водорастворимые – В, С,РР и др.

В) Закрепление пройденного материала

Биология 9 класс

План урока № 10

Тема

«Биологические катализаторы. »

1. Цели урока

Рассмотреть строение биологических катализаторов – ферментов, выявить какую роль играют ферменты в клетке.

2. Оборудование

Таблица «Ферменты»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,

Отметить отсутствующих

Катализ явление ускорения реакции без изменения ее общего результата.

Катализаторы вещества, изменяющие скорость химической реакции,
но не входящие в состав продуктов реакции.

Ферменты биологические катализаторы

Фермент = белок + кофермент (небелковое соединение)

Механизм работы фермента
(механизм «ключ – замок»)

субстрат

Комплекс

«фермент -

субстрат»

продукты

В). Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Как устроена молекула АТФ?

2. Какое значение играет АТФ в организме?

3. Как образуется АТФ?

4. Что такое макроэргическая связь?

5. Что нового вы узнали о витаминах?

6. Зачем нужны витамины в организме?

7. Что такое катализ?

8. Как называются биологические катализаторы?

9. Какой механизм работы фермента вы знаете?

Домашнее задание: § 1.7–1.8 (повторить § 1.4–1.6).

Биология 9 класс

План урока № 11

Тема

«Вирусы.»

1. Цели урока

Познакомить учащихся с неклеточной формой жизни – вирусами , рассмотреть основные признаки вирусов, особенности их размножения; повторить и обобщить материал, изученный в разделе «Молекулярный уровень».

Элементы содержания: вирусы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Вирус табачной мозаики», «Цикл развития вируса», «Вирусы».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

III. Изучение нового материала.

Вирусы представляют собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК ), заключённые в защитную белковую оболочку (капсид ). Вирусы содержат только один тип нуклеиновой кислоты: либо ДНК , либо РНК .

Вирусы являются одной из самых распространённых форм существования органической материи на планете по численности: воды Мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов – около 1011 частиц на миллилитр воды.

Основные признаки вирусов

1. Мельчайшие размеры (проходят через бактериальные фильтры и не видны в оптический микроскоп).

3. Отсутствие собственного обмена веществ.

4. Неклеточная форма строения.

Размножение вирусов

1-я фаза – прикрепление вирусных частиц к клетке хозяина.

2-я фаза – проникновение вируса внутрь клетки.

3-я фаза – внутриклеточное размножение вируса.

4-я фаза – выход новых вирусных частиц из клетки.

Цил развития вируса

450 " style="width:337.5pt;border-collapse:collapse">

Организмы

Заболевание

Растения

Животные

Вопрос 1. Что изучает биология?
Биология изучает жизнь во всех ее про-явлениях: строение, функционирование живых организмов, их поведение, взаимо-отношения друг с другом и окружающей средой, а также индивидуальное и исто-рическое развитие живого.
Вопрос 2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
Современная биология представляет со-бой систему наук, каждая из которых глу-боко и детально исследует свой предмет. Так, обособились биологические науки, изучающие животных (зоология), расте-ния (ботаника), бактерий (микробиоло-гия), вирусы (вирусология). Строение ор-ганизмов исследует морфология, функци-онирование живых систем — физиология, наследственность и изменчивость — гене-тика. Но главное, что знания, получаемые каждой из этих наук, объединяются, вза-имно дополняются, обогащаются и про-являются в виде биологических законов и теорий, которые носят всеобщий харак-тер.
Современная биология не может разви-ваться обособленно от других наук. Каж-дый процесс или явление, характерное для живых систем, исследуется комплексно, с привлечением новейших знаний других научных областей. Поэтому в на-стоящее время происходит интеграция биологии с химией (биохимия), физикой (биофизика), астрономией (космическая биология). Таким образом, современная биология возникла в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин и является комплексной наукой.
Вопрос 3. Какова роль биологии в современ-ном обществе?
Значение биологии в современном об-ществе заключается в том, что она служит теоретической базой многих наук. Биоло-гические знания используются в различ-ных сферах человеческой жизни.
Получение качественной сельскохо-зяйственной продукции невозможно без
использования биологических знаний о строении и функционировании раститель-ного и животного организмов, законов их взаимодействия с окружающей средой, особенностей природных и искусственных экосистем, биологических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Наука биология определяет развитие современной медицины. Открытия, сде-ланные в физиологии, биохимии и ге-нетике, дают возможность правильно поставить диагноз больному, подобрать эффективное лечение. Получение новых лекарственных препаратов, витаминов, биологически активных веществ позво-лит решить проблему профилактики многих болезней.
Селекционеры, благодаря знаниям за-конов наследственности и изменчивости, создают новые высокоурожайные сорта культурных растений, высокопродуктив-ные породы домашних животных, формы микроорганизмов, применяемые в пище-вой промышленности, производстве кор-мов, фармацевтике.
Биологические знания используют в технике, они являются теоретической ба-зой ряда производств пищевой, легкой, микробиологической и других отраслей промышленности. Развивается новое на-правление производства — биотехноло-гия, позволяющее в скором времени решить такие проблемы, как производство продуктов питания, поиск новых источ-ников энергии.
Решение проблемы рационального ис-пользования биологических ресурсов, ох-раны природы и окружающей среды воз-можно только с применением биологии.
Вопрос 1. Какова основная цель науки?
Основная цель науки — изучить и по-знать окружающий мир.
Вопрос 2. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?
Научный метод — это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Основной принцип научного мето-да — ничего не воспринимать на веру. Любое утверждение либо опровержение чего-либо следует проверить.
Вопрос 3. Что такое научный эксперимент?
Научный эксперимент — это один из методов познания, при помощи которого в специально создаваемых и контролируе-мых условиях исследуются явления. Не-пременным условием эксперимента явля-ется то, что он должен сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются от условий эксперимента только одним фактором. Отличительной особенностью научного эксперимента служит возможность его по-вторения другими исследователями.
Вопрос 4. Какой факт может считаться на-учным?
Научный факт — это результат, по-лученный в ходе неоднократных наблюде-ний и экспериментов. Научный факт яв-ляется отправной точкой научного иссле-дования.
Boпрос 5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?
Гипотеза — научное предположение, объясняющее причины данной совокуп-ности явлений. Если гипотеза выдержива-ет проверку эмпирическими методами, она приобретает статус закона. Закон (ес-тественный закон, или закон природы) описывает неизменные регулярности, ко-торые происходят в природе. Свойствами закона являются периодичность и всеобщ-ность какого-либо класса явлений, т. е. необходимость их возникновения при оп-ределенных, точно формулируемых усло-виях. Совокупность нескольких законов, от-носящихся к одной области познания, называют теорией. Часто термины «за-кон» и «теория» употребляются как рав-нозначные.
Вопрос 6. Какова роль прикладных и фунда-ментальных исследований в науке?
Фундаментальные научные исследова-ния позволяют понять законы, которые лежат в основе развития природы.
Прикладная наука занимается теми исследованиями, которые находят при-менение на практике, в различных сфе-рах человеческой деятельности. Так, биологические знания являются базой для практических достижений в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, решении экологических проблем.
Boпрос 1. Почему очень сложно дать опреде-ление понятия «жизнь»?
Точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых ор-ганизмов характерен ряд признаков, от-сутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Напри-мер, рост характерен не только для жи-вых существ, но и для минералов.
Вопрос 2. В чем различие химической орга-низации живых организмов и объектов неживой природы?
В состав живого входят те же химиче-ские элементы, что составляют и тела не-живой природы. Однако их количествен-ное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространен-ности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий.
Основу живых систем составляют угле-род, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно обра-зование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические свя-зи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических моле-кул, подчас имеющих огромную моле-кулярную массу. Это белки, жиры, уг-леводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неор-ганическими составляющие живое веще-ство.
Вопрос 3. Почему живые организмы называ-ют «открытыми системами»?
Для поддержания упорядоченности биосистемы и экосистемы обмениваются с окружающей средой веществом и энер-гией. Следовательно, живые системы — открытые системы. В результате обмен-ных процессов происходит непрерывное обновление большинства элементов жи-вой системы.
Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?
Обмен веществ — характерное свой-ство живых организмов, заключающееся в потреблении живой системой веществ из окружающей среды и выделении в нее различных продуктов жизнедеятельнос-ти. Но это явление встречается и в нежи-вой природе. При горении из воздуха поглощается кислород и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяют-ся разнообразные соединения.
Главное отличие обмена веществ в жи-вой природе — возможность осуществ-лять реакции синтеза высокомолекуляр-ных соединений и их распада.
Вопрос 5. Какова роль изменчивости и на-следственности в развитии жизни на нашей пла-нете?
Наследственность — свойство орга-низмов передавать признаки своего стро-ения, функционирования и развития потомкам, из поколения в поколение. Из-менчивость — способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвя-заны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле. Изменения в генетиче-ском материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочета-ния определяют степень приспособленнос-ти особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком рна нообразного материала для отбора наибо-лее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и раз-вития по наследству. Это ведет к возникно-вению новых видов организмов.

>> Биология - наука о жизни

1. Биология - наука о жизни

1. Что изучает биология?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Каких ученых-биологов вы знаете?

Биология - наука о жизни.

Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.

Биология - одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология » для ее обозначения был предложен лишь в 1797 г. немецким профессором Т. Рузом. (1771-1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 г. начали употреблять в своих работах Ж. Б. Ламарк (1744- 1829), Л. К. Тревиранус (1779-1864).

Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.

В наши дни биология - комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.

Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.
Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику, генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.

В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.
Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.

Так, связи биологических знаний с медициной и сельским хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.

Благодаря достижениям биологии промышленным путем получают медицинские препараты, витамины , биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.

Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости ученые -селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка и фотосинтеза . Ученые надеются, что в будущем это позволит решить проблему промышленного получения ценных органических веществ.

Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.

Благодаря достижениям биологии все большее значение приобретает новое направление материального производства -биотехнология. Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.

До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что это не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжелым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, вот почему значение биологических знаний возрастает с каждым годом.

Биологическая грамотность необходима каждому человеку - так же, как умение читать, писать и считать.

Биология. Биофизика. Биохимия. Микробиология. Генетика. Радиобиология.

1. Что изучает биология?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Какова роль биологии в современном обществе?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 9 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

ТЕМА 1.

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

КРИТЕРИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ.

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1. Основные вопросы теории

Биология – наука о жизни (с греч. bios – жизнь, logos – учение, наука).

1779 г. – Т. Руз впервые употребил термин «биология». 1802 г. – Ж.Б. Ламарк и Г.Р. Тревиранус ввели термин «биология» для обозначения науки о жизни.

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». (Ф. Энгельс)

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». (М.В. Волькенштейн)

Биологические науки

от объекта

исследования

сквозные

специальные

ботаника

альгология

лихенология

бриология

дендрология

микология

зоология

энтомология

ихтиология

орнитология

териология

микробиология

вирусология

систематика

палеонтология

морфология

анатомия

физиология

биогеография

цитология

гистология

эмбриология

биохимия

молекулярная биология

генетика

эволюционное учение

экология

этология

гигиена

Критерии живых систем

3. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе – носители генетической информации – ДНК, РНК.

4. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК.

5. Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием.

Развитие живой формы материи

онтогенез

филогенез

(индивидуальное развитие)

(историческое развитие)

6. Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия.

тропизмы

настии

таксисы

рефлекс

изменение

характера роста

движение отдельных частей растительного организма

изменение характера движения

ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой

у растений: геотропизм, гелиотропизм

движение листьев к свету

у простейших: хемотаксис, фототаксис

у многоклеточных животных

7. Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.

8. Дискретность. Каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.

9. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (суточные и сезонные ритмы).

10. Энергозависимость. Живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.

11. Единство химического состава.

Для определения живого все критерии нужно использовать в совокупности.

Уровни организации живой материи

Живая природа представляет собой целостную, сложно организованную, иерархическую систему. Выделяют следующие связанные между собой уровни организации живой материи .

Уровни

организации

Биологическая

система

Элементы,

образующие систему

1. Молекулярный

Клетка

Молекулы неорганических и органических веществ

2. Клеточный

Клетка

(организм)

Органоиды

3. Организменный

Организм

Системы органов

4. Популяционно-видовой

Популяция

Особи

5. Биогеоценотический

Биоценоз

Популяции

6. Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы

Методы исследования живой природы

  1. Наблюдение (описание биологического явления).
  2. Сравнение (находит общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов).
  3. Эксперимент, или опыт (изучает свойства биологических объектов в контролируемых условиях).
  4. Моделирование (имитируются многие процессы, недо-ступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения).
  5. Исторический метод (на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познаются процессы развития живой природы).
  6. Инструментальные методы (микроскопия (световая и электронная), центрифугирование, хроматография, электроэнцефалография, радиолокация и т.д.).

2. Тесты с выбором одного правильного ответа

  1. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма;

б) природные явления;

в) закономерности развития и функционирования живых
систем;

г) строение и функции растений и животных.

2. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществами, энергией, информацией?

а) на биосферном;

б) на молекулярном;

в) на организменном;

г) на клеточном.

3. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) организменный.

4. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии?

а) экспериментальный;

б) микроскопия;

в) сравнительно-исторический;

г) метод наблюдения и описания объектов.

5. Живые системы считаются открытыми, потому что:

а) они построены из тех же химических элементов, что и неживые;

б) они обмениваются веществом, энергией и информацией со средой;

в) они обладают способностью к адаптации;

г) они способны размножаться.

6. Межвидовые отношения начинают проявляться:

а) на биогеоценотическом уровне;

б) на популяционно-видовом уровне;

в) на организменном уровне;

г) на биосферном уровне.

7. Какой из уровней жизни является первым надорганизменным?

а) биосферный;

б) популяционно-видовой;

в) биогеоценотический;

г) организменный.

8. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука:

а) генетика;

б) селекция;

в) систематика;

г) эмбриология.

9. Изучением роли митохондрий в метаболизме занимается наука:

а) генетика;

б) селекция;

в) органическая химия;

г) молекулярная биология.

10. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки?

а) окрашивание;

б) центрифугирование;

в) моделирование;

г) биохимический.

11. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

а) клеточный;

б) популяционно-видовой;

в) биогеоценотический;

г) биосферный.

12. Круговорот в природе химических элементов и воды, осуществляемый при участии живых организмов, изучает раздел науки:

а) палеонтологии;

б) молекулярной биологии;

в) сравнительной физиологии;

г) экологии.

13. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

а) морфология;

б) систематика;

в) экология;

г) физиология.

14. Палеонтология – наука, которая изучает:

а) ископаемые остатки организмов;

б) причины мутаций;

в) законы наследственности;

г) зародышевое развитие организмов.

15. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы:

а) организменный;

б) биогеоценотический;

в) биосферный;

г) популяционно-видовой.

16. В ходе пластического обмена происходит:

а) окисление глюкозы;

б) окисление липидов;

в) синтез неорганических веществ;

г) синтез органических веществ.

17. Изменение структуры хромосом изучают с помощью метода:

а) центрифугирования;

б) гибридологического;

в) цитогенетического;

г) биохимического.

18. Гомеостаз – это:

а) обмен веществ и превращение энергии;

б) регулярное снабжение организма пищей;

в) поддержание постоянства среды;

г) поддержание изменчивости организма.

19. Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

а) лизосомы;

б) рибосомы;

в) клеточный центр;

г) хлоропласты.

20. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи:

а) рост;

б) движение;

в) раздражимость;

г) ритмичность.

3. Установите соответствие

1. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

Уровень организации

А) состоит из биологических макромолекул.

Б) элементарной единицей уровня служит особь.

В) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций.

Г) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации.

Д) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии.

Е) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования.

1) молекулярный;

2) организменный.