Анализ занятия воспитателя по фэмп. Анализ занятия по математике. Сделай столько же движений»

Татьяна Козлова
Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада»

В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных математических представлений» под редакцией Помораевой И. А., Позиной В. А. Суть идеи – мотивация детей через активную мыслительную деятельность, направленную на поиск способов решения поставленных задач.

Целью данного занятия стало: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений.

На занятии решались основные

образовательные задачи:

1. упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника;

2. упражнять в построении сериационных рядов;

3. упражнять в сравнении двух групп предметов;

4. закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5;

5. закрепить знания величин (длинный - короткий, большой - маленький);

6. закрепить умение ориентироваться в пространстве;

7. закреплять устанавливать способом наложения равенство групп предметов.

воспитательные задачи:

1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

2. воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

развивающие задачи:

1. развивать логическое мышление;

2. развивать интерес к математике.

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход – завязку, кульминацию и развязку. При планировании я постаралась учесть особенности и возможности детей: показать уровень сформированности элементарных математических представлений, культуру слушания друг друга, способность и желание понимать и решать поставленную задачу, интерес детей к математике.

С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

обучение количественному и порядковому счету в пределах 5;

знакомство с геометрическими фигурами;

решение заданий по ориентированию на листе бумаги, в пространстве;

дидактические игры: «Расставь по порядку», «Какой счету», «Пройди по длинной и короткой дорожке», «Ателье», «Найди пару»;

индивидуальные занятия.

Структура занятия:

1. Приветствие, психогимнастика – упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей – настроить детей на положительное восприятие происходящего.

2. Игровая ситуация: поиски клада.

3. Подвижная игра «Гаражи».

4. Поляна.

5. Подвижная игра: «Следопыт».

6. Сюрпризный момент. Итог занятия.

Методические приёмы:

1. Упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей.

2. Игровой (использование сюрпризных моментов).

3. Наглядный (использование иллюстрации, макетов).

4. Словесный (указание, вопросы, устные ответы детей).

5. Поощрение, анализ занятия.

Занятие проводилось в групповой комнате группы № 11 в первой половине дня. На занятии присутствовало 6 детей, воспитатель, заведующий, методист, педколлектив. Для проведения занятия, группа была разбита на зоны:

зимний лес – игровая ситуация;

зона для игр – удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений;

зона практических действий – работа с раздаточным материалом.

Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно. Большое значение для решения задач познавательно-речевого развития я отвожу подбору предметно-развивающей среды. Главным критерием значимости является ее содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционально-познавательного воздействия дидактических игр во многом зависит от того, как мы сумеем подать их, как направим внимание детей, чтобы вызвать заинтересованность, активизировать мыслительную деятельность на выполнение поставленных задач.

Я построила занятие так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.

Так коммуникативная деятельность (беседа с детьми в «зимнем лесу») сменилась на игровую (дидактические игры, позновательно-исследовательская (работа с раздаточным материалом) сменилась двигательно-игровой (подвижная игра «Следопыт», которая в свою очередь сменилась коммуникативной (итог занятия).

При подготовке занятия методист и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. При его проведении воспитатель выступал в роли не только наставника, но и непосредственного участника: вместе с детьми выполнял упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей, играл, общался с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне с взрослым, быть соавторами происходящего.

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана индивидуальная работа с раздаточным материалом, где каждый самостоятельно выполнял работу и показал свои умения и знания.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такие занятия положительно влияют на познавательно-речевое развитие.

Анализ непосредственно организованной образовательной деятельности во второй младшей группе «А» по познавательному развитию (математическому развитию)

«Лесная гостья»

Место проведения: МДОУ «Детский сад №44»

Дата проведения: май 2017 г.

Воспитатель: Атеняева А.Н.

Программное содержание занятия и объем учебного материала соответствуют уровню развития детей данной группы. Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей второй младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года.

Мною были поставлены следующие задачи:

Образовательные: продолжать формировать элементарные математические представления: - различать форму, цвет, размер предметов и объектов;

Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру;

Закрепить умение составлять изображение предмета из частей;

Умение ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, воображение; развитие сенсорной культуры.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения.

На протяжении всего занятия обучение строила как увлекательную игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила познавательную активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

На организационном этапе создала положительный и благоприятный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность, применив психологический прием «Улыбка».

Осуществляя переход к основному этапу НООД, использовала сюрпризный момент – письмо от Белочки, которая просила о помощи. В деятельность ввела игровую ситуацию: дети, назвав геометрические фигуры на билетах, находят свои места в вагончиках. Содержание основной части образовательной деятельности соответствовало возрасту и знаниям детей второй младшей группы.

На основном этапе НООД решались следующие задачи:

Задания: «На лесной опушке», «Три медведя», «Земляничка для медведей», «Теремок», были направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, знанию математических понятий, представлений о геометрических фигурах.

В ходе занятия дети занимались продуктивной деятельностью, которая была направлена на умение составлять изображение предмета из частей. (Домики для животных).

В целях укрепления здоровья детей применила гимнастику (физкультминутку).

Образовательная деятельность на протяжении 15 минут была динамичной, предусматривала быструю смену детской деятельности, что позволило избежать утомляемости детей.

Дети все задания и упражнения выполняли с удовольствием и интересом, на протяжении всей образовательной деятельности были активны, любознательны. Атмосфера на занятии была доброжелательная.

В ходе образовательной деятельности я применяла метод контроля и стимулирования в виде одобрения, похвалы, поощрения. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу сотрудничества.

В целях закрепления материала на заключительном этапе детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего.

Включить в непосредственно организованную образовательную деятельность по познавательному развитию: дидактические игры или усложнить задания, предложив детям другие пути решения проблемы.

Вашему внимание была представлена непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП, конспект которой составлен в соответствии с ФГОС.

Цель: закреплять счетные умения в пределах 5. Совершенствовать опыт выделения, сравнения свойств предметов по разным признакам.

Задачи:

1)тренировать навык классификации предметов, умение сравнивать предметы по различным признакам (длина, ширина, цвет, форма, размер);

2) актуализировать умение детей соотносить цифру и количество предметов в пределах 5;

3) развивать внимание, память, связную речь, мелкую моторику, формировать опыт самоконтроля и выявления причины ошибки;

4)воспитывать познавательный интерес и самостоятельность, качества товарищества и взаимопомощи.

Задачи и виды детской деятельности поставлены с учетом интеграции образовательных областей и реализовывались в "зоне ближайшего развития" детей, т.е. с моей минимальной помощью.

Форма проведения и содержание деятельности соответствует воспитательным и развивающим целям и задачам, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ; уровню развития воспитанников, их возрастным и индивидуальным особенностям.

Мною использовались следующие формы организации детей:

*групповая- д/игра "Разложи одежду", "Расставь машинки по порядку и разложи геометрические фигуры", пальчиковая гимнастика "Открываем магазин", динамическая пауза "Автобус".

*подгруппа детей- упражнение "Пройди по большим и маленьким фигурам".

*индивидуальная- игра "Найди своё место в автобусе", д/игра "Разложи ленточки по длине", "Собери чайную пару".

Структура и содержание деятельности состоит из 3х взаимосвязанных частей.

Первая часть направлена на мотивацию детей, побуждение их к деятельности. В этом случае мотивом для детей послужило общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам.

Вторая часть строилась на использовании следующих методов: игровой, словесный, наглядный, практический, ИКТ.

Дети, в результате сравнения, анализа самостоятельно обобщали результат. Я, используя принцип минимакса, старалась незаметно подводит детей к этому результату; учитывать индивидуальный темп каждого ребенка, стимулируя, тем самым, их воображение, память, мышление и речь. Так исключается перегрузка, но результативность не снижается.

В игровой деятельности особенно заметны различия мальчиков и девочек, поэтому при выполнении упражнения "Пройди по большим и маленьким фигурам" учла гендерный подход в воспитании дошкольников.

Особое внимание я уделила развивающей предметно- пространственной среде, её разнообразию и вариативности, т.к. она должна максимально обеспечить возможность и совместного общения с детьми, и их самостоятельной деятельности. Я воспользовалась преимуществом интерактивной доски. Она позволила сделать выполнение заданий более привлекательным и захватывающим, усилила мотивацию детей. Оптимизация двигательной активности позволила снять психоэмоциональное напряжение.

Третья часть- заключительная. В ней был подведен итог, как обобщающая беседа. Наводящими вопросами я стремилась не только закрепить знания детей о признаках предметов, но и продолжать развивать их коммуникативные навыки, желание вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такой подход к проведению образовательной деятельности положительно влияет на познавательное, речевое развитие моих воспитанников.

НАДЕЖДА СОТНИКОВА
Самоанализ ООД по ФЭМП в средней группе

Образовательная область : познавательное развитие.

Возрастная характеристика : средняя группа (4 года) .

Тема : «Путешествие в страну геометрию» .

ООД проводилась в группе .

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах.

Задачи :

Упражнять детей узнавать и называть геометрические фигуры;

Закрепление знаний прямого счета в пределах пяти;

Закрепить знания детьми цифр;

Развивать слуховой анализатор;

Развивать зрительное восприятие, внимание.

Формировать умение понимать и выполнять учебную задачу.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определять направление.

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности;

Методы и приёмы :

Приемы : погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа , голосовая и эмоциональная модуляция

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности : создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты) ; использование познавательных игр; релаксация; использование презентации к занятию; поощрение, похвала.

Методы организации учебно-познавательной деятельности : объяснение; беседа; показ картинок.

Оборудование и материалы : Демонстрационный материал : письмо, «ковёр-самолёт » с заплатками (геометрические фигуры, презентация «Найди лишнюю фигуру» , презентация «Загадки о геометрических фигурах» , обручи, крупные геометрические фигуры, геометрические фигуры для игры «Найди свой домик» ; Раздаточный материал : цифры, геометрические фигуры, материал для счёта, полоски счётные.

Предварительная работа : счёт предметов, выполнение заданий на формирование зрительного восприятия, игры «Сложи узор» , «Найди предмет» .

Для проведения мероприятия были созданы комфортные условия пространства с учётом размещения и перемещения

ООД состоит из трёх взаимосвязанных частей : организационной, основной и заключительной.

1-ю часть направила на мотивацию детей. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности. Использовала заинтересовывающий момент :письмо от Бабы-Яги. Также использовала художественное слово.

2-ю часть строила на использовании групп методов : игрового (дидактические игры, физкультминутка, словесного (объяснение, вопросы, художественное слово, наглядного (показ, работа с демонстрационным материалом, практического (самостоятельная деятельность с карточками, дидактические игры, упражнения).

3 часть-заключительная. Был подведён итог с помощью ответов детей на вопросы.

ООД была рассчитана на 20 минут. Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование видов деятельности.

Структура мероприятия выстроена таким образом, что все её части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательному процессу. Для достижения результата я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитывающие задачи решались в единстве. Основные этапы чётко переходили от одного к другому.

На протяжении всего времени проведения данного мероприятия прослеживалась интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное развитие (формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие общения социального и эмоционального интелекта, познавательное развитие (развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, речевое развитие (владение речью как средством общения , развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, физическое развитие (обеспечение гармоничного физического развития, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки).

Формирование знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного задания к другому позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Для перехода к следующему заданию, обеспечила игровую мотивацию. Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы. Всем детям предоставляла возможность проявить себя.

В течение мероприятия прослеживалась доброжелательная обстановка, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, познавательного процесса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес прослеживался на протяжении всего занятия.

ООД началась своевременно, по плану режимных моментов.

Предполагаемый риск : опасалась, что дети замкнуться, так как встречаются с незнакомыми людьми и большой аудиторией.

Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.

Публикации по теме:

Как написать самоанализ. Самоанализ моей деятельности за 2014–2015 учебный год Примерный самоанализ. Выпущен мною в виде буклета для воспитателей. ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА СОСТОИТ ИЗ 3 ЭТАПОВ: 1. СБОР ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в сказку» (Самоанализ) Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в сказку» Цель: Обогащать сенсорный.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада (самоанализ) Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада. Воспитатель: Осепян З. А. Дата: 20.01.2016 г. Тема: Состав числа 7.

Тема «Сравнение предметов по высоте». Цель: Продолжать формировать представления детей о величине предметов; Задачи: Образовательные:.

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе Самоанализ Непосредственной образовательной деятельности В старшей группе «Очаровашки» МКДОУ «Детский сад «Сказка» Воспитателя Григорьевой.

Самоанализ НОД по «Формированию целостной картины мира» в средней группе «Зимующие птицы» Самоанализ НОД по «Формированию целостной картины мира» в средней группе «Зимующие птицы»Образовательная область: «Познавательное развитие».

МКДОУ Мирнинский детский сад



САМОАНАЛИЗ


открытого показа непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию


(формированию элементарных математических представлений)


«Путешествие в королевство Времени»


(с детьми старшей разновозрастной группы)


Цель: Расширить и систематизировать представления о часах.


Задачи:


Обучающие :


1.Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате);


продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток.


Развивающие:


2.Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение быстро ориентироваться в ситуации.


Воспитательные:


3.Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу. Воспитание бережного отношения ко времени.


Предварительная работа:


Знакомство с разными видами часов.


На протяжении всей деятельности прослеживалась интеграция такихобразовательных областей , как:


Социально-коммуникативное развитие (общение, игра),


Художественно-эстетическое развитие (музыка),


Речевое развитие,


Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)


Предварительная работа непосредственно на кануне организованной образовательной деятельности заключалась только в знакомстве с разными видами часов. Остальные приемы знакомства с временными представлениями: временами года, днями недели, названиями месяцев, циферблатом часов, разучивание динамической паузы «А часы идут, идут…» и т.п. осуществляется в течение всего года с учетом тематического планирования, а также при организации режимных моментов и совместной деятельности взрослого и детей.


При построении данного вида деятельности использовалась игровая образовательная технология. Ход непосредственно образовательной деятельности был представлен как Игра-путешествие: «Путешествие в королевство времени». Что позволяет учесть основныепринципы дошкольного образования: принцип самоценности детства, зоны ближайшего развития, осуществление деятельностного подхода с опорой на ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Использовалась предметная игра, такая как манипуляция с игрушкой (интерактивная игрушка «Часы»). Игровые формы работы позволили разнообразить деятельность, сделать ее интересной и занимательной.


Применялись методы проблемного обучения, частично поисковый метод, метод анализа конкретных ситуаций, исследовательский, интерактивные методы, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группы.


Мотивационный момент начала НОД являлся неожиданностью для детей появления игрушки «Часы» как подарка от гостей с запиской-инструкцией о случившейся беде в королевстве Времени и просьбой о помощи его друзьям. Ключевая фраза записки: «Помогите, ребята, развеять злые чары волшебника, спасите моих друзей! А для этого надо найти все часы и выполнить задания, которые спрятаны под ними!», послужила побуждением к поисковой деятельности с обозначенной задачей. Для активизации мыслительных процессов, развития навыков принятия решений была создана эта проблемная ситуация. Следуя игровой мотивации, на протяжении НОД поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность.


Создание детьми карты-маршрута Игры-путешествия позволяет отрабатывать навыки систематизации материала и умения планировать свои действия. На протяжении всей деятельности дети обращались к плану-маршруту, что способствует выработке умений действовать согласно схеме. Это же практическое задание способствовало развитию наглядно-образного и логического мышления, где детям по определенным признакам часов нужно было догадаться о каком виде часов идет речь и соотнести их с картинкой. Кроме того, на этом этапе создание карты –маршрута путешествия, я вилось изготовлением нового наглядного пособия «Виды часов», которое может использоваться в дальнейшем.


Задания основной части НОД: «заданий от разных видов часов» были направлены на развитие:


1) - фонематического слуха, («Угадай часы по звучанию»)


2) – познавательных способностей, повторение и систематизация знаний по «временным представлениям детей», развитию памяти («Мешочек с вопросами»)


3) – навыков экспериментально-исследовательской деятельности, развитие навыков взаимодействия со взрослыми, умения обращаться с просьбой, находить выход из сложившейся ситуации («Эксперимент с песочными часами»)


4) – развитию речи и логического мышления (Задание от будильника «Загадка» и Задание от наручных часов «Стихотворение»)


5) - математических представлений: знание цифр, умение соотносить реальные жизненные ситуации с временными представлениями («Который час?)


6) – закрепление знаний о временах года, днях недели, развитие элементарных навыков взаимодействия с компьютером, внимания и мышления (задания от курантов: мультимедийная игра)


Использование информационно-компьютерной технологии с применение мультимедийной игры «Год. Время года. Неделя» вводилось с учетом того, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, а также это позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.


В процессе деятельности было использовано игровое упражнение «А часики идут, идут» для снятия мышечной усталости и как одно из выполненных заданий.


Итог подведен с использованием рефлексии, детям удалось исполнить просьбу ТИК-ТАК и помочь его друзьям. Во время подведения итога, мною введен прием раскрытие значения пословицы «Делу -время, а потехе – час!» с целью приобщения дошкольников к малым жанрам фольклора, что позволяет частично реализовать принцип культуросообразности, а также имеет воспитательное значение бережного отношения ко времени.


Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД. Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная. Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах. Выбранные приемы и формы работы, обеспечивали активность и самостоятельность мышления воспитанников. Дети показали свои умения поддерживать беседу, отвечать навопросы. Дети были эмоциональны, прослеживалось допустимое соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки. Соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность НОД, воздушно - тепловой режим, освещение.


Считаю, что в результате организованной образовательной деятельности достигнуто выполнение намеченного плана,образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи; планируемый результат деятельности детей показал высокий уровень развития знаний, умений и навыков, что доказывает Сформированность представлений детей о времени, о часах.


Воспитатель: Чувашова А.В.