Анализ стихотворения константина бальмонта "осень". Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.Бальмонта «Золотая осень» (3 класс)

В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.

Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.

Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по-своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.

Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности,

Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.

Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет», «…солнце смеется». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты...
  2. Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название «Четверогласие...
  3. Мое любимое время года – это осень. Я родился в ноябре, может, поэтому после окончания теплых дней лета мне так...
  4. К. Бальмонт – выдающийся русский поэт Серебряного века. В большинстве его произведений господствуют не люди, а обобщенные образы и чувства....

Тема: К. Бальмонт «Осень»

Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта.

Задачи : способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению произведений различных жанров;

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение стихотворения, умение понимать основное настроение лирического произведения, умение рисовать словесные картины через развитие речи;

Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе, умение работать в паре, в группе.

Ход урока

    Психологический настрой. Тренинг «Солнце светит на того…»

    Проверка домашнего задания

Какой раздел изучаем?

К какому жанру относятся произведения?

Какой общей темой объединены произведения?

Что готовили дома? (по выбору: выразительное чтение или наизусть стихотворение А. Фет «Ласточки пропали»).

Какое настроение постараетесь передать при чтении?

Оценивание учащимися по разработанным критериям

    Стадия вызова

Сегодня продолжаем пополнять поэтическую копилку и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строчке и прочитать получившееся слово: (слова на карточках):

В группе: (деление учащихся на группы по времени года рождения учащихся).

1 строчка: с,о,в

2 строчка: сень, тень, пень

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Где можем познакомиться с этим стихотворением? (в учебнике). Прочитайте, кто автор?

Назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?

4. Стадия осмысления

А) Подготовленный ученик: (на слайде портрет автора) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в центре России. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронёс через всю жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине. Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. С отцом, он проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырёхлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень».

Б) Первичное восприятие стихотворения учителем:

Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор услышанное. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения.

В) Эмоционально- оценочная беседа

Соответствует ли название стихотворения?

Что представили, слушая стихотворение?

Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения?

Перечитайте, не мешая, соседу один раз и назовите признаки изображающие осень?

Словарная работа

Встретились ли непонятные слова?

Объясните значения слов, используя словарь С.Ожегова: (слова на слайде)

Благовонье

Разноцветным

Спросонья

Анализ стихотворения

Реальная картина или сказочная?

Какой период осени описывается в стихотворении? (ранняя осень).

Докажите (скоро осень проснётся)

- Обратитесь к стихотворению:

Почему слово осень в стихотворении написано с большой буквы? (поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа).

Какой литературный приём он использует? (олицетворение: «солнце реже смеётся», «осень проснётся и заплачет»)

Словесное рисование

Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.

Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)

Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого её можно изобразить? (девочка плачет)

Почему девочки, девушки?

Какое выражение лица?

От чего оно грустное? (грустное, печальное, заплаканное)

От чего может заплакать девочка- Осень? (от одиночества- покидают птицы, цветы, солнце)

Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт? По слезами девочки? (осенний дождик).

Какие краски вы выберите для рисунка?

Найдите слова –подсказки в тексте.

Сравнение с картинами на слайде

Выразительное чтение стихотворения (проба пера)

Какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)

Какой же темп чтения нужно выбрать? (неторопливый, медленный, быстрый)

5. Рефлексия

Мы с вами много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (осень)

Синквейн «Осень»

С каким настроением вы уходите с урока?

Обратная связь: написать на осенних листочках высказывания об уроке.

6. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения (наизусть по выбору).

Российский поэт К. Д. Бальмонт (1867-1942г.), в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.
Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья». А используя метафоры для описания внутреннего состояния природы, «…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…», автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора. Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир. Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами. Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.
Стихотворение «Осень» - яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

К.Д. Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, Владимирской губернии. Отец и мать поэта были образованные людьми, и помогали сыну развивать свое творчество.

Биография и творчество К. Д. Бальмонта

Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.

За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.

Стихотворение «Осень»: анализ

В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.

Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.

Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.

Осень в глазах поэтов

Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.

Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Школьный анализ стихотворения Константина Бальмонта "Осень"

Русская литература славится талантливыми поэтами, в творчестве которых встречается немало произведений о природе и ее явлениях. Не последнее место среди них занимает Константин Бальмонт.

Константин Бальмонт является ярким представителем символизма в русской литературе. С помощью символов Бальмонт хотел донести до читателя всю глубину события и завуалировать его описанием запоминающихся моментов пейзажа. Его стихотворение «Осень» просто и понятно, созвучные строчки легко читаются, потому что написаны двухстопным анапестом. Не используя множество ярких эпитетов, поэт передает настроение и точную картину происходящего.

Бальмонт описывает раннюю осень, когда дни становятся холоднее и пасмурнее, а деревья пестреют разноцветными листьями.

В последнем четверостишии он предрекает наступление поздней, дождливой осени. Происходящие перемены не сулят приближения теплых весенних деньков, а, наоборот, несут похолодание и угнетенность. Такое настроение характерно для литературного жанра элегия, когда страх и мрачные переживания из-за сложных жизненных проблем ложатся в жалобные строки произведения.
Для описания пейзажа он применяет метод олицетворения неодушевленных явлений: «солнце реже смеется», «скоро осень проснется». Унылая пора описана так ярко и живо, что осень представляется живым существом, которое проснется и заплачет спросонья. Образ осени полностью раскрывается благодаря сложным сказуемым: «стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется». Это позволяет с точностью поймать дыхание этого времени года.

В этом стихотворении представлена картина увядающей жизни, а строчки пронизаны грустью и горечью скорой утраты. Читая произведение, можно уловить настроение автора, в котором он пребывал, когда писал его. Простому читателю, скорей всего, будет непонятен скрытый смысл строк.
Это произведение относится к пейзажной лирике, которое написано на пике творческой карьеры поэта. Вроде бы признание публики и литературных критиков должны прибавить уверенности и сил Бальмонту, но ему мешает какая – то неопределенность.
Если взглянуть на произведение с временной точки зрения, то можно понять, что наступившая осенняя хандра – это состояние души самого поэта. «Осень» написана Бальмонтом в 1899 году. Это время окончания XIX века и начало нового пути России.
У поэтов – романтиков ранимая душа, в новых событиях они видят только темную сторону, впадая в панику от неизвестности. Наступление XX века для Бальмонта стало основополагающим событием не только в его жизни, но и в судьбе всей страны. В нотки грусти, которые сопровождают читателя на всем протяжении стихотворения, автор заключил свои собственные переживания. Революции и войны, обрушившиеся на Российскую империю в первой четверти столетия, стали апогеем печальных предчувствий автора, ведь очень много погасло жизней, и умерло душ тех людей, которые навсегда покинули Родину. И сам Константин Бальмонт в скором времени уедет, как те стаи птиц, улетающих прочь, за синее море.