Альтруистическое поведение. Как проявляется альтруизм? Характерные черты альтруистов

Альтруизм – стиль жизни, направленный на служение людям. Об этом можно говорить как о черте характера, жизненной философии. Чаще всего его сравнивают с и рассматривают как противоположность последнего и желаемый стиль поведения. Но так ли это? Нужно ли быть альтруистом? Или же это так же плохо, как нездоровый эгоизм? Давайте разберемся.

«Будь альтруистом, уважай эгоизм других», – Станислав Ежи Лец.

Альтруизм – это готовность прийти на помощь, выслушать, понять другого человека и даже просто умение признать и принять чужое мнение и интересы. Сам термин ввел социолог О. Конт. И в самой первой трактовке из уст «отца» смысл альтруизма звучал так: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу».

К настоящему времени эту трактовку сильно извратили и приравняли к самопожертвованию, что уже ничего не имеет общего с альтруизмом:

  • Альтруизм – поведение, полезное в отношении других людей, но причиняющее вред или наносящее ущерб самому альтруисту.
  • Это бескорыстная деятельность, активность в отношении создания блага для других людей.
  • Альтруизм тождествен самоотверженности – так чаще всего говорят теперь.

Однако если человек делает добро другим, нанося вред себе, то это нездоровое состояние. Речь идет о какой-то душевной проблеме, возможно, или разрушающем жизнь сценарии. Конечно, в отношениях мы можем пожертвовать чем-то, иногда идти на уступки и компромиссы, но при условии, что это не превращается в самоуничтожение и самоунижение.

Современный альтруизм – это волонтерство, благотворительность, наставничество. К обязательным характеристикам альтруизма относится:

  • ответственность;
  • бескорыстие;
  • свобода и осознанность выбора;
  • чувство удовлетворения и самореализации.

Теории альтруизма

Биолого-социальная

Существует теория, согласно которой в нас заложены гены альтруизма, но включается этот механизм только в отношении близких людей (дети, родители, супруги, друзья и любимые). Если же альтруистическое поведение используется слишком часто, нанося вред человеку, то плавно эта врожденная способность вытесняется совсем. Оптимальный вариант альтруизма – применение его в отношении таких же близких альтруистов.

Существует и другая теория. Еще недавно считалось, что альтруизм – исключительно результат воспитания, социального научения. Но уже сегодня, хотя этот фактор и учитывают, биологическим детерминантам отводится главенствующая роль. К слову, врожденный альтруизм – один из элементов, объединяющих нас с животными. Но некоторые отличия существуют:

  • у животных альтруизм обусловлен исключительно биологией и инстинктами;
  • человек способен к осознанному, наделенному ценностями и культурным значением, альтруизму;
  • человеческий альтруизм всегда мотивирован чем-то, не обязательно инстинктом выживания.

Несмотря на то, что установлен факт врожденной склонности к альтруизму, не определены четкие возможности и сила этой природной особенности. Альтруизм способствует сохранению человеческого вида в широком смысле. Защита близких людей – это вариант продолжения рода и сохранения своих генов. Хоть и не всегда этот подтекст осознается.

Однако отсюда вытекает новое противоречие: альтруизм ли это, если человек старается сохранить свои гены и продолжить свой род? Не о здоровом ли эгоизме идет речь? А если да, то так ли противоположны эгоизм и альтруизм? Пока эти вопросы без ответа.

Социальная

Согласно другой теории, в основе альтруизма всегда лежит ожидание (осознанное или бессознательное) ответной благодарности. Вознаграждение может принимать любую форму и вид, но получить его хочется всем. В контексте этого быть альтруистом мы подсознательно хотим в отношении тех, в ком видим потенциал «отдать сполна».

Тогда снова назревает вопрос: не эгоизм ли это? Можно ли помогать людям на самом деле жертвуя собой или же все это формы эгоизма, который хочет, чтобы мы почувствовали себя важными, значимыми, добрыми, в конце концов, прослыли альтруистами? Думаю, ответ находится на стыке позиций: альтруизм и правда продолжение эгоизма, а точнее их можно сравнить с «инь и янь».

Важен баланс эгоизма и альтруизма. Что это значит? Здоровый эгоизм обеспечивает нам безопасность и сохранность нашего «Я», но альтруизм позволяет нам налаживать отношения с другими людьми и удовлетворять стремлении «быть с кем-то». Мы социальные существа, и с этим ничего не поделаешь. Нам нужно быть собой в обществе других людей. Для этого и нужен баланс в моделях поведения.

Причины и структура альтруизма

Как результат научения альтруизм развивается:

  • после искреннего раскаяния человека в чем-либо;
  • из-за перенесенной или потери;
  • при выраженном ощущении несправедливости этого мира в широком смысле.

Альтруизм состоит из человеколюбия, сострадания и развитого чувство справедливости. Без этого комплекса невозможно проявлять альтруизм, притом ни здоровый, ни болезненный. Эмпатия – еще один немаловажный элемент. Без развитой способности чувствовать и настроения других людей об альтруизме не может идти и речи.

Именно альтруизм позволяет уживаться нам с людьми, строить гармоничные близкие отношения, выполнять свои обязанности. Альтруист делает добро, потому что это его внутренняя и убежденность, что его оппонент сделал бы так же.

Чем опасен альтруизм

Альтруизм лишает личность самой себя. Большее думание о других, чем о себе или думание о других в ущерб себе заставляет человека по сути отрекаться от себя и признавать превосходство другого. Но это лишь одна опасность.

Вторая опасность – тот, в чью сторону направлен альтруизм, начинает чувствовать себя богом и постепенно погрязает в эгоизме. Таким образом, альтруизм опасен двумя вещами:

  • потеря личности, самости, «Я» альтруиста;
  • искажение образа «Я» у того, в чью сторону направлен альтруизм.

Если рассматривать альтруизм, граничащий с гиперопекой, например, материнской, то для объекта альтруизма это опасно еще и выученной беспомощностью, зависимостью.

Нужно ли быть альтруистом

Таким образом, альтруизм полезен и нужен, но в меру и при условии ответных реакций. Слепое и чрезмерное самопожертвование вредит как тому, кто отдает, так и тому, кто принимает. Одного он лишает , а другого самостоятельности и адекватной социализации в мире.

Не стоит стремиться стать альтруистом. Нужно участвовать в том, что взаимно и обоюдно. В том, где польза для себя сочетается с пользой для других. , не могут быть односторонним процессом. А это основные процессы, в которых участвует человек.

Рассматривая основные концепции альтруизма, психологи так и не могут однозначно охарактеризовать его. Все зависит от истинных мотивов человека (осознаваемых и неосознаваемых), а также от последствий альтруистической деятельности:

  • Если мотивы (потребности) не высшие, то полезность такого альтруизма вызывает сомнения.
  • Если человек страдает от своего же альтруизма, то это болезненная форма поведения.

Здоровый альтруизм – элемент зрелой личности, способ удовлетворения высших потребностей в самореализации и самоактуализации. Но альтруизм никогда не должен быть результатом нарушенного инстинкта самосохранения или действий по указке, а также средством в достижении иных целей, например, получения власти, зависимости со стороны подопечного.

ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Понятие альтруизма

Мотивы альтруизма. Социальный обмен.

1.3 Просоциальное поведение, мотивированное сопереживанием .

Просоциальное поведение как нормативное поведение: нормы со

Циальной ответственности и взаимности.

Эволюционистский подход – защита рода.

Детерминанты альтруистического поведения.

2.1 Ситуационные факторы, способствую­щие оказанию помощи.

Личностные влияния.

Формирование мотивации к просоциальному поведению.

Феномен просоциального поведения и мотивы альтруизма.

Понятие альтруизма

Психология в своих лучших образцах всегда думала об улучшении человеческой природы. И всегда перед исследователями открывались два принципиально различных пути: бороться с человеческими недостатками или создавать условия для проявления и закрепления наилучших качеств. Посмотрим на эту проблему в рамках конкретной и весьма актуальной темы – альтруизм в человеческих отношениях.

Альтруистическое поведение – поступки, направленные на благо другого человека, при том что у донора есть выбор, совершать их или нет.

Почти вся научная информация, касающаяся альтруизма, в русскоязычной литературе имеет американское происхождение. Однако и в американской психологической науке изучение помогающего поведения, по мнению Х. Хекхаузена, шло по боковым, крайне заросшим путям, а на психологических магистралях – изучение ненормальных и неприглядных сторон человеческой натуры. Причин столь пренебрежительного отношения к изучению просоциального поведения много.

Господствовавшие психологические школы, психоанализ и классическая тео­рия научения достаточно скептически относились к возможности проявления собственно альтруистического поведе­ния, т. к. считали, что даже в конечном счете оно служит достиже­нию тех или иных собственных целей субъекта .

Психоанализ искал стоящие за альтруистическим поведением вытесненные влечения .

Согласно же фундаментальному для тео­рии научения гедонистиче­скому принципу, помогающий субъект всегда должен был иметь позитивный баланс подкрепления . В час­тности, отмечается феномен, который получил на­звание "парадокс альтруизма ". Это обычно действия, когда помогающий при­чиняет своим действием ущерб себе лично, причем, что особенно примеча­тельно, часто даже предвидя этот ущерб заранее, он не отказывает­ся от оказа­ния помощи . Возможным объяснением этого может быть то, что при отсутст­вии внешних подкреплений помогающий (испы­тывая сочувствие, сострадание, эмпатию) в конечном счете сам подкрепляет себя за свое бескорыстное дейст­вие.


Во второй половине 60-х годов количество исследований поведения помощи возросло в связи с событиями, вызвавшими сильный общественный резонанс.

Первое событие – процесс над Эйхманом, привлекший внимание к людям, которые во время Второй мировой войны спасали евреев от уничтожения в условиях глубочайшей секретности и огромного риска для себя и своих близких. Их было значительно больше, но смогли выжить и эмигрировать только 27человек. Они не собирались рассказывать о своем прошлом, но, к счастью, тайное становится явным не только в случаях грязных и низких поступков. В результате в США было учреждено психологическое общество с целью выяснения личностных особенностей этих 27 удивительных людей (попытка, сделанная в русле психологии личности, оказалась бесплодной, хотя в ходе интервью были выяснены некоторые общие для них особенности – жажда приключений, идентификация с родительскими моральными образцами, социальная критичность).

Другое событие - убийство Кэтрин Дженовэз. Она была убита в ночь на 13 марта 1964 года в Нью-Йорке, не вокзальной площади в Бронксе. Обитатели окрестных домов, 38 человек, прильнув к темным окнам, наблюдали, как в течение получаса убийца боролся с кричащей женщиной, лишив ее жизни только третьим ножевым ударом. Никто из наблюдавших не вмешался и даже не вызвал полицию. Эта криминальная история всколыхнула всю Америку. Эксперты в различных областях знания не могли найти объяснения. Вместо этого ответственность за происшедшее приписали таким глобальным факторам, как анонимность, урбанизация или скученность.

Столь шокирующее событие побудило некоторых социальных психологов обратиться к изучению действий помощи в полевых условиях, приближенных к реальной жизни.

Под оказанием помощи , альтруистическим или просоциальным (эти термины используются как взаимозаменяемые) поведе­нием обычно понимаются любые действия, направленные на благопо­лучие других людей . Действия эти часто весьма многооб­разны. Их диапазон может простираться от проявлений любезнос­ти, благотворительной деятельности до помощи человеку , оказав­шемуся в опасности, попавшему в трудное или бедст­венное поло­жение, и даже вплоть до его спасения ценой собственной жизни.

Просоциальное поведение может быть оценено и измерено по затратам помо­гающего . Например, по интенсивности внимания, объему времени, количеству труда, значительности денежных рас­ходов, отодвиганию на задний план или отказу от своих желаний и планов, самопожертвованию .

Г. Мюррей в своем пе­речне мотивов ввел для деятельности помощи особый базовый мотив , назвав его заботливостью (пееd nиrtиrапсе). Отличительные признаки соотвествую­щих ему действий он описывает следующим образом: "Вы­казывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного другого - ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, ко­торый потерпел поражение или испытывает душевное смя­тение. Помогать другому в опасности. Кормить, опекать, поддерживать, уте­шать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять ".

Дж. Макоули и И. Берковитц определяют альтруизм как "по­ведение, осуще­ствляемое ради блага другого человека без ожида­ния какой-либо внешней на­грады ".

Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому и поэ­тому на пер­вый взгляд представляется деятельностью помощи, мо­жет, тем не менее, опре­деляться совершенно различными движу­щими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую оче­редь заботой о благе объекта его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения. В связи с этим Бьерхофф (1990) выделил два условия , определяющих просоциальную реакцию:

1. намерение действовать на благо другому;

2. свобода выбора (то есть действия не по профессиональной обязанности).

Х. Хекхаузен, просмотрев множество научных определений, пришел к выводу, что великолепный пример альтруистического поведения – притча о добром самаритянине, описанная в Евангелии: «… Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. Самаритянин, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда вернусь, отдам тебе».

Альтруистический поступок самаритянина так примечателен потому, что

v он осуществлялся при отсутствии социального давления ;

v не на глазах у способного оценить его зрителя ;

v ему не были предписаны жесткие моральные нормы (как священнику);

v потому, что он взял на себя труд и затраты, не надеясь на вознаграждение .

Со времен создания великих гуманистических учений – Христа, Будды, Магомета – альтруизм был и остается величайшей ценностью человечества, его воспевают в литературе и передают на словах своим детям как наилучший образец для подражания родители почти всех континентов и стран.

1. 2 Мотивы альтруизма. Социальный обмен (оказание помощи как замаскированный эгоизм).

Главный вопрос исследования альтруизма – это вопрос о мотивах , лежащих в основе таких реакций. Ученые, которые провели исследование на тему вмешательства очевидцев в чрезвычайные ситуации, не смогли обнаружить личностных детерминант оказания помощи , т.е. прямое влияние личностных черт на склонность к оказанию помощи не обнаружено. Нет такой личностной черты – альтруизм.

Одно из объяснений альтруизма дает теория социального обмена: человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой». Мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными товарами – любовью, услугами, информацией, статусом. Согласно теории соц. Обмена людьми движет желание достичь максимально положительного для себя результата при минимуме расходов , в крайнем случае достичь равновесия цены и награды . Они взвешивают затраты и пользу . (В данном случае предпосылкой к просоци­альному поведению становится вычисление помогающим субъектом соотно­шения затрат и пользы действий в случае оказания и неоказания им помощи и сопоставлению между собой полученных знаний) .

Люди, вступая в меновые отношения, стремятся получить вознаграждение . Эти вознаграждения могут быть внешними и внутренними . * Когда какой-нибудь человек, предлагает свои услуги, чтобы получить признание или добиться дружбы, выгода является внешней . Мы даем, чтобы получить. (*Например, поп- звезды - Пол Маккартни – получают некоторые преимущества, жертвуя деньги и время нуждающимся, т.к. своими альтруистическими действиями способствуют популярности своих записей).

Выгоды от оказания помощи могут включать внутренние самовознаграждения. *Если мы помогаем страдающему человеку, мы можем добиться не только общественного одобрения, но и уменьшить собственные страдания (избавиться от дискомфорта) или подняться в собственных глазах (повышение СО ).

Д. Майерс приводит доводы Авраама Линкольна в пользу того, что эгоизм толкает на совершение всех хороших поступков. (Эгоизм – мотивация к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие .) Линкольн, увидев, что в пруд, мимо которого проезжала в это время его карета, упали поросята и тонут, а свинья производит ужасный шум, бросился в воду и вытащил поросят. Объяснил он свой поступок тем, что не смог бы целый день успокоиться, если бы проехал мимо и заставил бедную свинью волноваться за своих крошек.

Альтруистические поступки усиливают наше чувство собственного достоинства. Опросы доноров в исследовании Дж. Пильявин показали, что сдача крови заставляет их думать о себе лучше, дает чувство самоудовлетворения.

Но являются ли такие поступки истинно альтруистическими ? Мы называем их истинно альтруистичными только потому, что выгоды от них не бросаются в глаза. Б.Ф.Скинер (1971), проведя анализ альтруизма, сделал вывод, что мы уважаем людей за хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности.

Таким образом, альтруистическое поведение не обязательно бескорыстно. Во многих случаях оно –явно или неявно – вознаграждается .

Анализ затрат и выгод объясняет, почему свидетели, наблюдавшие за хулиганствующими подростками, казались пассивными. Они отнюдь не были апатичными, даже наверняка испытывали сильное потрясение, но были парализованы страхом возможных потерь в случае их вмешательства.

1.3 Просоциальное поведение, мотивированное сопереживанием. Альтруизм, основанный на сочувствии.

Помимо внешнего и внутреннего подкрепления существует еще один мотивационный принцип - подкреп­ление сопереживанием . Психолог Дэниэл Батсон (1991, 1995) утверждает, что просоциальное поведение мотивируется как эгоистически, так и бескорыстно (альтруистически). Так, огорченные чем-либо, мы стремимся облегчить наши страдания, либо уклоняясь от неприятных ситуаций (как священник и левит в притче), либо оказывая помощь (как самаритянин).

В тех же случаях, когда мы чувствуем привязанность к кому-либо, мы испытываем эмпатию (сочувствие ), считает Батсон. Так, любящие родители страдают, когда страдают их дети, и радуются вместе с ними. Испытывая эмпатию, мы обращаем свое внимание не столько на собственный дискомфорт, сколько на страдания других . Подлинное сочувствие мотивирует нас помогать другому в его собственных интересах . Такая эмпатия возникает естественным путем. Даже младенцы одного дня от роду начинают плакать сильнее, когда слышат, как плачет другой ребенок. В родильных домах плач одного ребенка иногда вызывает целый хор плачущих голосов. Возможно, мы появляемся на свет с врожденным чувством эмпатии.

Таким образом, под альтруистической мотивацией понимается сочувствие, которое заставляет волноваться о благополучии другого. Эмпирические данные подтверждают, что сочувствие (эмпатия) и просоциальное поведение прямо связаны друг с другом .

Чтобы отделить эгоистическое стремление к уменьшению собственного дистресса от альтруистической эмпатии, исследовательская группа Батсона провела изучение того, что вызывает эмпатию. *Идея эксперимента состояла в том, чтобы столкнуть испытуемых и жертву, оставив первым путь к отступлению. Если испытуемый руководствуется эгоистическими мотивами, он предпочтет уход, чтобы уменьшить собственный дискомфорт (дистресс) (огорченные чем-либо, мы стремимся облегчить наши страдания уклоняясь от неприятных ситуаций). Наоборот, испытуемые с альтруистической мотивацией, вероятно, не уйдут, т.к. желание облегчить страдания жертвы не исчезнет с уходом.

В эксперименте Батсона студентки наблюдали за Элайн, доверенным лицом экспериментатора, которая якобы подвергалась воздействию электрошока. Во втором опыте она сделала вид, что очень страдает, поэтому экспериментатор спросил, может ли она продолжать участвовать в эксперименте. Получив отрицательный ответ, он предложил наблюдательнице (истинной испытуемой) продолжить эксперимент, взяв на себя роль жертвы, подвергавшейся воздействию тока. В одном случае испытуемым внушили, что страдающая женщина разделяет многие их мировоззренческие установки (тем самым увеличив их эмпатию). В другом случае испытуемые считали, что Элайн придерживается противоположных установок (повышали эгоистическую мотивацию). Кроме того, регулировалась затрудненность ухода. В одном случае испытуемые верили, что после второго опыта можно покинуть комнату наблюдения и им не придется наблюдать за страданиями Элайн. В другом случае им говорили, что они должны наблюдать эксперимент до конца.

Гипотетически предполагалось, что испытуемые в условиях возможности легко уйти и несходства установок будут помогать неохотно, а при остальных условиях будут демонстрировать высокую готовность помочь. Результаты подтвердили это предположение «один к трем»: только 18% испытуемых готовы были помочь в условиях легкости/несходства, при трех остальных условиях количество помощников оказалось гораздо выше.

Эксперимент показал, что субъекты, которые признались, что в ответ на опасность ощущали в первую очередь личный дискомфорт, действовали строго в соответствии с ситуацией , тогда как субъекты, признавшиеся, что в первую очередь сочувствовали жертве, действовали альтруистически , вне зависимости от условий , конструирующих ситуацию.

Таким образом, утверждает Батсон, альтруизм мотивируется именно сочувствием . Сочувственное участие как характеристика личности может считаться постояннойальтруистической мотивацией, а всегдашнеепреобладание личного дискомфорта – как прочная эгоистическая ориентация.

Если суммировать сказанное, каждый согласится с тем, что некоторые дей­ствия по оказанию помощи являются явно эгоистическими (чтобы заслужить одобрение или избежать наказания ) или почти эгоисти­ческими (стремлением облегчить внутренний дистресс ). А существует ли третий тип оказания помощи - альтру­изм , просто нацеленный на увеличение чьего-либо блага (когда создание благосостояния для самого себя выступа­ет лишь в качестве побочного продукта)? Является ли оказание помощи, вызванное эмпатией, источником такого альтруизма ? Чиальдини (1991) и его коллеги Марк Шал­лер и Джим Фультц (1988) сомневаются в этом. Чувство эмпатии к пострадавшему просто ухудшает настроение, считают они. В одном из своих экспериментов они убеждали людей, что их печаль уменьшится, если попытаться вызвать у себя другое настроение, например слушая пленку с запи­сью комедии. При таких условиях люди, испытывающие эмпатию, не особенно были склонны к оказанию помощи. Шаллер и Чиальдини пришли к заключе­нию, что, если мы ощущаем эмпатию, но знаем, что что-то еще может улучшить наше настроение, мы вряд ли будем оказывать помощь. Они считают, что ни один эксперимент не может исключить всех возможных эгоистических мотивов оказания помощи.

Однако, после проведения 25 экспериментов по изучению соотношения эгоизма и эмпатии Батсон и другие пришли к выводу, что некоторые люди действительно заботятся о благосостоянии других , а не о своем собственном.

Данные выводы могут быть подтверждены исследованиями мотивов просоциального поведения в рамках межличностного подхода. Миллз и Кларк (1982, 1993) противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения . Меновые отношения – это отношения между людьми незнакомыми или едва знакомыми; близкие – между друзьями , членами семьи или возлюбленными . При меновых взаимоотношениях человек стремиться к максимальной награде , тогда как при близких – принимает в расчет благополучие другого . Следовательно, напрашивается предположение, что при меновых взаимоотношениях человек руководствуется эгоистическими мотивами , а при близких сочувствием . Человек более склонен помогать тому, с кем его связывают близкие взаимоотношения, чем тому, с кем он вступает в отношения обмена, если только не предполагается ответной услуги.

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье Вы узнаете про альтруизм, что это такое. Вам станет известно, как проявляется данное состояние. Вы узнаете, какие факторы влияют на его развитие. Сможете ознакомиться с примерами и теориями альтруизма.

Определение понятия и классификация

Термин «альтруизм» имеет много определений, однако, у их всех имеется общая черта — связь с заботой о других людях без какой-либо выгоды. Термин «самоотверженность» очень подходит в данном случае. Альтруист не ожидает награды за свои поступки, он так ведет себя, ничего не требуя взамен. Противоположность альтруизму — это эгоизм. Эгоистов не уважают, их презирают, тогда, как альтруистами восхищаются, они вызывают уважение, желание наследовать. С точки зрения психологии альтруизм — это особенность поведения индивида, связанная с совершением поступков и действий, направленных на благополучие других, порой незнакомых, людей. Первым употребившим понятие альтруизма был Конт, французский социолог. Данный специалист рассматривал подобное состояние, как бескорыстное побуждение личности, которая не ждет ничего взамен, приносит пользу другим, но не самому себе.

Существует три основных теории альтруизма.

  1. Эволюционная. Основывается на понятии возрастания нравственности у личности, которая происходит постепенно. Следуя данной теории, личность имеет возможность духовно вырасти в ситуациях, когда можно будет задействовать внутреннюю природа, раскрыться в бескорыстном служении окружающим. Считается, что более образованный человек сможет принести большую пользу обществу.
  2. Социального обмена. Суть в том, что каждая личность, которая хочет совершить какой-то поступок, сначала проводит анализ собственных преимуществ. Теория гласит, что должны приниматься комфортные условия для существования самого человека и того, кому он помогает. Когда индивид оказывает какую-либо помощь ближнему, он подсознательно надеется, что когда и сам окажется в беде, ему придут на помощь.
  3. Социальных норм. Суть ее в том, что индивид, который действует бескорыстно, не должен ожидать ответного поведения. Данная теория учит, что нужно поступать в сговоре со своей совестью, основываясь на моральных убеждениях.

Существуют такие виды альтруизма.

  1. Нравственный. Индивид ведет альтруистскую деятельность, участвует в благотворительности, может быть донором. Все это делает для того, чтобы получить внутреннее удовлетворение и моральный комфорт.
  2. Рациональный. Альтруист разделяет собственные интересы, при этом хочет помогать и другим. Перед совершением бескорыстного поступка все взвесит и обдумает.
  3. Родительский. Такой альтруизм наблюдается практически у всех мам с папами. Мало кто не захочет пожертвовать собой ради ребенка.
  4. Сочувственный. Индивид сильно ощущает боль и переживания, чувства других людей. Он пытается сделать все, чтоб улучшить сложившуюся ситуацию.
  5. Демонстративный. Человек поступает таким образом не по своему желанию, а потому, что так нужно, необходимо помогать другим.
  6. Социумный. Индивид бескорыстно помогает, но только своему близкому окружению, родственникам и друзьям.
  7. Эмпатийный. Такой вид базируется на внутренней потребности быть услышанным и понятым. Только тот, кто умеет поддержать и выслушать в тяжелую минуту должен претендовать на роль благородного товарища или лучшего друга. Такой тип альтруизма позволяет раскрыться душе, достичь полного взаимопонимания с дорогими и близкими людьми.

Стоит рассматривать положительные и отрицательные стороны альтруизма.

К плюсам относят:

  • моральное удовлетворение;
  • возможность искупить свою совесть за какие-то плохие поступки, избавиться от чувства вины;
  • приобретение хорошего статуса в обществе, уважения других людей.

К минусам относятся:

  • возможность нанести вред самому себе;
  • альтруиста могут использовать плохие люди в своих целях.

Причины

  1. Эмпатия. Способность человека сопереживать душевным страданием другого. Умение ставить себя на место страдающей личности.
  2. Совершенный плохой поступок. Когда индивид пытается загладить свою вину, получить искупление путем совершения хороших дел.
  3. Желание утвердиться в обществе. Человек специально занимается благотворительностью, чтобы привлечь внимание к своей особе. На самом деле, его поступки не основаны на добрых побуждениях. По сути, он притворяется, для того, чтобы извлечь выгоду.
  4. Занятия альтруизмом с целью получить уважение со стороны друзей и близких.
  5. Психическое расстройство. Иногда альтруизм является симптомом такого недуга. Тогда он проявляется повышенным риском для здоровья и жизни личности, занимающейся альтруизмом.

Характерные черты альтруистов

Давайте рассмотрим, какими основными чертами характера должен обладать человек, который может называться альтруистом. Предлагаю Вашему вниманию проявления альтруизма:

Чтоб стать альтруистом не нужно быть богатым или занимать определенное место в обществе. Иногда достаточно оказать поддержку, уделить внимание, обеспечить уход, чтобы помочь человеку.

Примеры

Не всегда люди понимают, что именно делают альтруисты. Поэтому предлагаю Вашему вниманию примеры альтруизма.

  1. Солдат, который грудью лег на мину ради того, чтобы спасти других сослуживцев во времена военных действий.
  2. Уход за своим близким родственником, когда индивид тратит много своего времени, внимания и денег.
  3. Уход матери за больным ребенком, имеющим ограниченные возможности, которая совершенно не думает о себе. Она все средства направляет на лечение, вводит малыша к специалистам и педагогам. Забывает о своей личной жизни.
  4. Волонтеры, которые ухаживают за больными животными или людьми, оказавшимися в тяжелом положении

Также к примерам альтруизма относят:

  • донорство;
  • субботники;
  • благотворительная помощь больным детям или сиротам;
  • помощь опытного наставника новичку.

Теперь Вы знаете значение альтруизма. Как видите, в большинстве случаев данное состояние оказывает положительное влияние на альтруиста и на его окружение. Однако, стоит учитывать и возможные минусы, в частности, то, что ради другого человека индивид может забыть о себе, совершить такой поступок, который ему навредит. Нужно уметь сопереживать, помогать нуждающимся. Тогда наш мир станет лучше, а счастливых людей будет больше.

В современном мире существует стереотип, что люди давно забыли, что такое добро и бескорыстная помощь ближнему. Все хотят получить выгоду и не готовы совершать самоотверженные поступки.

Но всё же и в наше непростое время остались люди, которыми движет непреодолимое желание помочь и угодить всем, иногда даже в ущерб себе. Это желание называют альтруизмом.

Альтруист – это человек, который готов безвозмездно подарить свою любовь и добро всем и каждому в этом мире.

Эгоисты и альтруисты равно заблуждаются, ибо целью человека является служение мировой гармонии.
Авессалом Подводный

Основные черты характера альтруиста

Обычно альтруисты имеют очень спокойный и мягкий характер. Сложно представить себе вспыльчивого и резкого человека, который способен поставить интересы других людей выше своих собственных.

Также альтруисты обладают врожденной скромностью и не любят много говорить о себе, они предпочитают слушать.

Альтруистам присущ неподдельный интерес к другим людям. Они радуются чужим успехам, грустят от чужих неудач. Они не знают, что такое зависть и корысть. Одним словом, они являются абсолютными человеколюбцами.

Альтруистов часто можно найти в различных благотворительных организациях. Так как они являются филантропами, они проявляют особую заботу об обездоленных и нуждающихся людях.

Альтруист отдаст последнюю копейку, если увидит на улице нищего человека, просящего милостыню. При этом они испытывают огромные угрызения совести, если все же не находят возможности помочь обездоленному.

Альтруисты - очень честные люди. Они всегда выполняют свои обещания и не бросают слов на ветер. От таких людей не нужно ждать предательства и подставы.

Направления альтруизма

Человек может проявлять альтруистические черты характера не во всех аспектах своей жизни.

Основными видами направлениями альтруизма являются:

Альтруизм родителей

Большинство родителей жертвуют своими интересами ради интересов детей.

Некоторые родители в стремлении вырастить достойного человека заходят слишком далеко. Они считают, что нужно положить всю свою жизнь на алтарь воспитания.

Нравственный альтруизм

Такие люди стремятся угодить обществу.

Общепринятые убеждения и поведение, навязанное социумом, побуждают альтруиста совершать высокоморальные поступки.

Эмпатийный альтруизм

Эти альтруисты всецело посвящают себя и свою жизнь какому-либо человеку.

Они стремятся заслужить доверие и право на дружбу с ним. Такие альтруисты всегда придут на помощь, не оставят в беде, на них можно положиться.

Альтруизм от чувства симпатии

Эти люди посвящают себя другому человеку, к которому они испытывают чувство симпатии или любви.

Обычно этот вид альтруизма наблюдается в или крепкой дружбе.

Преимущества альтруизма

Бывает очень сложно понять, чем руководствуется человек, приносящий в жертву свое время, а также физические и моральные силы. При этом настоящий альтруист не рассчитывает на отдачу или помощь в будущем, он совершает поступки безвозмездно.

Так что же получают альтруисты взамен? Каковы преимущества альтруизма?

  • В первую очередь, в душе у альтруистов царит гармония и свобода , которую очень сложно нарушить. Такое состояние достигается за счет того, что альтруиста окружают благодарные люди, которых он сам сделал счастливыми.
  • Альтруизм придает человеку уверенность в себе и своих силах. Когда такому человеку удается помочь кому-то или сделать что-то полезное, он чувствует прилив сил и готовность и дальше идти по этому пути.
  • Также альтруизм дает возможность для саморазвития и раскрытия внутреннего потенциала. Многие люди, нашедшие себя в альтруизме, совершают поступки, которые им не свойственны ради других людей или общества.
Говорят, что альтруисты очень богатые люди. Но их богатство заключается не в размере материального состояния, а в глубине их души.

Недостатки альтруизма

В настоящее время у людей сложилось мнение, что у альтруизма гораздо больше минусов, чем плюсов. Мы живем в таком мире, где люди часто обманывают и используют друг друга в личных целях, ради наживы или другой выгоды. Поэтому зачастую люди бояться совершать добрые и бескорыстные поступки. Альтруисты часто остаются непонятыми.

Основными отрицательными сторонами альтруизма являются:

  • Альтруисты обычно ущемляют себя и свои интересы ради другого человека. Это ведет к обесцениванию собственной жизни. Также нередки ситуации, когда альтруист выбирает в качестве объекта для самопожертвования одного конкретного человека или определенную группу людей. Но при этом он забывает, что вокруг есть и другие люди, которые тоже нуждаются во внимании и любви.
  • Иногда альтруисты слишком зависимы от этого чувства, которое они испытывают, помогая другим. Это приводит к превозношению себя и своих поступков выше других. Со временем все добрые дела такие люди совершают лишь для того, чтоб почувствовать свое превосходство.
  • Альтруист очень сильно страдает, когда ему не удается помочь человеку или исправить какую-либо ситуацию. Такие муки могут привести к различным расстройствам нервов и психики.
Иногда для альтруиста собственная жизнь ничего не стоит, в сравнении с жизнью другого человека. К сожалению, случается так, что альтруистическое поведение приводит к смерти.

Что нужно делать, чтобы стать альтруистом?

Люди, которым присуще эгоистичное поведение могут придерживаться этого образа жизни годами. Сначала они находят в таком отношении к жизни множество плюсов. Им приносит удовольствие их независимость и получаемые блага. Однако зачастую случается так, что в какой-то момент такие люди перегорают. То, что раньше приносило им счастье, перестает радовать.

В такой ситуации помогает совершить хотя бы один бескорыстный поступок. Но сделать это не так-то просто даже обычному человеку, не говоря уже об закоренелых эгоистах. Так что же нужно чтобы стать альтруистом?

Прежде всего, альтруизм - это огромная работа над собой и самовоспитание. Начать можно с малого, постепенно переходя к серьезным поступкам. Например, можно подать милостыню нуждающемуся на улице или перевести старушку через дорогу.

Получив первое удовлетворение от безвозмездной помощи, совершать добрые поступки в будущем будет все легче и легче.

Внимательное отношение к людям – это отличный вариант, чтобы стать альтруистом. Человек, умеющий понять интересы и почувствовать заботы других людей – идет по пути альтруизма. В первую очередь следует внимательно относиться к родным и близким.

Также отличным началом станет участие во всевозможных благотворительных акциях в качестве волонтера. Там можно не только оказать посильную, бескорыстную помощь, но и найти поддержку и понимание таких же альтруистов.

По-настоящему добрые поступки способны сделать этот мир лучше. Кроме этого, они приносят совершающему их человеку хорошее настроение и позитив.

Заключение

Альтруист – это действительно счастливый человек, который дарит свое счастье другим . Но очень важно найти золотую середину между такими разными понятиями, как альтруизм и эгоизм.

Абсолютное самопожертвование не принесет ничего положительного в вашу жизнь. Помогая другим, не стоит забывать о себе и своих интересах.

Возможно, в каждом есть капелька альтруиста, даже если он об этом не знает.
Вероника Рот. Дивергент


Вспомните, какие добрые и бескорыстные поступки вы совершили в своей жизни? Испытали ли вы при этом моральное удовлетворение?

Сегодня мы поговорим об альтруизме. Откуда вообще пошло это понятие и что скрывается за этим словом. Разберем значение выражения «альтруистический человек» и дадим характеристику его поведения с точки зрения психологии. А затем найдем отличия альтруизма от эгоизма на примере благородных поступков из жизни.

Что такое «Альтруизм»?

В основе термина лежит латинское слово «alter» -«другой». Если кратко альтруизм — это бескорыстная помощь другим. Человека, который всем помогает, не преследую какой то выгоды для себя называют альтруистом.

Как сказал шотландский философ и экономист конца XVIII века Адам Смит: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье».

Определение альтруизма

Альтруизм – это деятельность человека, направленная на заботу о другом человеке, его благополучии и удовлетворении его интересов.

Альтруист – это человек, в основе нравственных понятий и поведения которого лежит солидарность и забота в первую очередь о других людях, об их благополучии, соблюдении их желаний и оказании им помощи.

Альтруистом индивидуума можно назвать тогда, когда при его социальном взаимодействии с другими нет корыстных мыслей о собственной выгоде.

Есть 2 очень важных момента: если человек действительно бескорыстен и претендует на право называться альтруистом, то он должен быть альтруистичен до конца: помогать и заботиться не только о своих близких, родных и друзьях (что является его естественным долгом), но и оказывать помощь совершенно посторонним людям вне зависимости от их половой, расовой, возрастной, должностной принадлежности.

Второй важный момент: помогать без ожидания благодарности и взаимности. В этом коренное отличие альтруиста от эгоиста: альтруистический человек, оказывая помощь, не нуждается и не ждет похвалы, благодарности, ответной услуги в ответ, не допускает даже мысли, что ему теперь что-то должны. Ему претит сама мысль о том, что своей помощью он поставил человека в зависимое положение от себя и может ожидать помощи или услуги в ответ, сообразно с потраченными усилиями и средствами! Нет, истинный альтруист именно помогает бескорыстно, в этом его радость и главная цель. Он не относится к своим действиям как к «инвестициям» в будущее, не подразумевает, что ему это вернется, просто дает, не ожидая ничего взамен.

В этом контексте хорошо привести пример мамочек и их деток. Одни мамы дают ребенку всё, в чем он нуждается: образование, дополнительные развивающие занятия, которые раскрывают таланты ребенка – именно то, что нравится ему САМОМУ, а не его родителям; игрушки, одежду, путешествия, походы в зоопарк и на аттракционы, балование сладостями по выходным и мягкий, ненавязчивый контроль.
При этом они ведь не ожидают, что ребенок, став взрослым, отдаст им деньги за все эти развлечения? Или что он обязан до конца жизни быть привязанным к матери, не иметь личной жизни, как она не имела, будучи занята с младенцем; тратить на нее все свои средства и время? Нет, такие мамы этого не ожидают – они просто ДАЮТ это, потому что любят и желают счастья своему малышу, и ни разу потом не попрекают своих детей потраченными средствами и силами.
Есть другие мамочки. Набор развлечений тот же самый, но чаще всего все это навязанное: дополнительные занятия, развлечения, одежда – не те, что хочет ребенок, а те, что родители выбирают для него и считают лучшим и нужным для него. Нет, может быть в маленьком возрасте ребенок сам не в состоянии адекватно подобрать себе одежду и рацион питания (вспомните, как дети обожают чипсы, попкорн, сладости в огромных количествах и готовы неделями питаться кока-колой и мороженым), однако суть в другом: родители относятся к своему ребенку как к выгодной «инвестиции».

Когда он вырастает, в его адрес звучат фразы:

  • «Я тебя растила не для этого!»,
  • «Ты должен за мной ухаживать!»,
  • «Ты меня разочаровал, я столько в тебя вкладывалась, а ты!…»,
  • «Я потратила на тебя молодые годы, а ты чем мне платишь за заботу?».

Что мы здесь видим? Ключевые слова – «платишь за заботу» и «вкладывалась».

Уловили, в чем загвоздка? В альтруизме нет понятия «гордыня». Альтруист, как мы уже говорили, НИКОГДА не ожидает платы за свою заботу о другом человеке и его благе, за свои добрые дела. Никогда он не относится к этому как к «вложению» с последующими процентами, просто помогает, одновременно становясь лучше и самосовершенствуясь.

Отличие альтруизма и эгоизма.

Как мы уже говорили, альтруизм – это деятельность, направленная на заботу о благополучии других.

А что такое эгоизм? Эгоизм – это деятельность, направленная на заботу о собственном благополучии. Видим здесь вполне очевидную общую концепцию: в обоих случаях есть Деятельность. А вот в результате это деятельности – основное различие понятий. Которые мы рассматриваем.

В чем различие альтруизма и эгоизма?

  1. Мотив деятельности. Альтруист делает что-либо, чтобы другим было хорошо, в то время как эгоист – чтобы было хорошо ему самому.
  2. Потребность в «плате» за деятельность. Альтруист не ждет вознаграждений за свою деятельность (денежных или словестных), его мотивы гораздо выше. Эгоист же считает вполне естественным, чтоб его хорошие поступки замечали, «клали на счет», запоминали и отвечали услугой за услугу.
  3. Потребность в славе, похвале и признании. Альтруисту не нужны лавры, похвалы, внимание и слава. Эгоисты же любят, когда их поступки замечают, восхваляют их и приводят в пример как «самых бескорыстных людей на свете». Ирония ситуации при этом, конечно, вопиющая.
  4. Эгоисту выгоднее молчать о своем эгоизме, так как это по определению считается не самым хорошим качеством. В то же время в признании альтруиста Альтруистом нет ничего предосудительного, так как это достойное и благородное поведение; считается, что если б все были альтруистами, мы жили бы в лучшем мире.
    В качестве примера этого тезиса можно привести строчки из песни «If Everyone Cared» группы Nickelback:
    If everyone cared and nobody cried
    If everyone loved and nobody lied
    If everyone shared and swallowed their pride
    Then we’d see the day when nobody died
    В вольном переводе можно пересказать так: «когда каждый будет заботиться о другом и не будет грустить, когда в мире будет любовь и не будет места лжи, когда каждый устыдится своей гордыни и научится делиться с другими – тогда мы увидим день, когда люди будут бессмертны»
  5. По характеру эгоист – тревожный, мелкий человек, гоняющийся за собственной выгодой находящийся в постоянных расчетах – как бы тут получить выгоду, где бы там отличиться, чтоб заметили. Альтруист же спокоен, благороден и уверен в себе.

Примеры альтруистических поступков.

Самый простой и яркий пример – солдат, закрывший собой мину, чтобы его боевые товарищи остались в живых. Таких примеров много в военные периоды, когда ввиду опасных условий и патриотизма практически у всех просыпается чувство взаимопомощи, самопожертвования и товарищества. Подходящий тезис здесь можно привести из популярного романа «Три мушкетера» А. Дюма: «Один за всех и все за одного».

Другой пример – жертвование собой, своим временем и силами ради ухода за близкими. Жена алкоголика или инвалида, который не может сам о себе позаботиться, мать ребенка-аутиста, вынужденная всю жизнь возить его по логопедам, психологам, терапевтам, ухаживать и оплачивать его учебу в интернате.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с такими проявлениями альтруизма, как:


Какими качествами обладает альтруистический человек?

  • Бескорыстие
  • Доброта
  • Щедрость
  • Милосердие
  • Любовь к людям
  • Уважение к другим
  • Жертвенность
  • Благородство

Как мы видим, все эти качества имеет направление не «к себе», а «от себя», то есть давать, а не брать. Эти качества гораздо легче развить в себе, чем кажется на первый взгляд.

Как можно развить в себе альтруизм?

Мы можем стать альтруистичнее, если будем совершать две простейшие вещи:

  1. Помощь другим. Причем совершенно бескорыстно, не требуя взамен хорошего отношения (которое, кстати, появляется обычно именно тогда, когда его не ждешь).
  2. Заниматься волонтерской деятельностью – ухаживать за другими, опекать их и заботиться. Это может быть помощь в приюте бездомных животных, в домах престарелых и детских домах, помощь в хосписах и всех местах, где люди сами не могут о себе позаботиться.

При этом мотив должен быть только один – бескорыстная помощь другим, без желания славы, денег и повышения своего статуса в глаза других.

Стать альтруистов легче, чем кажется. На мой взгляд, нужно просто успокоиться. Перестать гоняться за выгодой, славой и уважением, просчитывать выгоды, перестать оценивать мнение других о себе и унять желание всем нравиться.

Ведь истинное счастье заключается именно в бескорыстной помощи другим. Как говорится, «в чем смысл жизни? – в том, скольким людям ты поможешь стать лучше».