Алексей крученых биография. Алексей Крученых: биография, стихотворения. А. Крученых - биография и творчество

130 лет назад родился самый отъявленный «левак» русской литературы, автор либретто «Победы над солнцем» и знаменитого «дыр бул щыл» - Алексей Кручёных

Текст: Владимир Березин
Фото: mayakovsky.museum

С поэтом Кручёных случилась удивительная история. Двести его книг (правда, в каждой из них было страниц по тридцать, частью на обёрточной бумаге, разными шрифтами) свелись к трём словам — тем самым «дыр бул щыл». Это стало литературным «Чёрным квадратом», крайним жестом образца 1912 года. Трактовке этого стихотворения как образца заумного языка посвящено множество диссертаций.

Сама жизнь Алексея Евсеевича Кручёных уложилась в два образа в прозаической книге другого поэта.
Этот поэт, начал рассказ о Кручёных со слов «Тут в моей рукописи запахло мышами».

И тут же он добавлял: «Он продавал рукописи . Долго расправляя их на столе, разглаживал, как закройщик. “На сколько вам?” - деловито спрашивал. “На три червонца”. И быстро, как продавщик ткани в магазине, отмерив, отхватывал ножницами кусок рукописи - ровно на тридцать рублей» .

О Кручёных нельзя сказать, что под конец жизни он жил бедно.
Нет, большую часть жизни он жил просто в нищете.

Все воспоминатели говорят о затхлом запахе его комнатки на Мясницкой (тогда — улице Кирова), где рукописи мешались с объедками и пылью.

За пару лет до его смерти (он умер в 1968 году) прошёл его творческий вечер — одни говорят, что вечер стал заметным событием, другие — что еле набралось ползала, а Кручёных сам себе принёс букетик цветов и поставил перед собой в стаканчик.
Всё нетвёрдо, неточно, и, кажется, мемуаристы разбегаются от запаха тления.
Между тем, именно Алексею Кручёных благодарна за сохранение множества рукописей.

Молодость Кручёных была стремительной — он дружил с (один раз они даже выступили соавторами) и , а потом ругался с ними, его ценил .

Кручёных заполнял всё пространство вокруг себя не только знаменитыми «дыр бул щыл», но и множеством критических заметок.
В заметках было много задора, в те годы Кручёных писал, что «всего “Евгения Онегина” можно выразить в двух строчках:

ени — вони
си — е — тся
Сонный свист торжествует!
Слякость ползет!

но бедный читатель уже в школе так напуган Пушкиным, что и пикнуть не смеет и до наших дней “тайна Пушкина” оставалась под горчишником!» , и затем Кручёных приводит счёт из прачечной, который, как он провозглашает, выше Пушкина.

Сергей Третьяков, поэт и драматург, именовал его «букой русской литературы» в 1923-м, а десятью годами раньше модный критик обозвал его «свинофилом», обыгрывая одну цитату из Кручёных. Вдобавок критик писал: «Но странно: бунтовщик, анархист, взорвалист, а скучен, как тумба. Нащелкает еще десятка два таких ошеломительных книжек, а потом и откроет лабаз, с дёгтем, хомутами, тараканами — все такое пыльное, унылое. (Игорь Северянин открыл бы кондитерскую!) Ведь бывают же такие несчастно рожденные: он и форсит, и кривляется, а скука, как пыль, налегла на все его слова и поступки. Берёт, например, страницу, пишет на ней слово шиш, только одно это слово! — и уверяет, что это стихи, но и шиш выходит невеселый. Хоть бы голову себе откусил, так и то никому не смешно» .

Но при этом Чуковский всё же сравнивал его с Игорем Северяниным!
Маяковский называл его «книжонки» «дурно пахнущими» и говорил, что он учил «Есенина политграмоте так, как будто сам Крученых всю жизнь провёл на каторге, страдая за свободу, и ему большого труда стоит написать шесть(!) книг об Есенине рукой, с которой ещё не стерлась полоса от гремящих кандалов» .

Кручёных умер в Москве в восемьдесят два года.
Писатель в России должен жить долго.
Тогда он успевает написать мемуары и стать вновь интересен.
Кручёных мемуаров не написал, а лет сорок вовсе не печатался.
Так бывает — сперва человек эпатирует общество, развешивая пощёчины его вкусу, а потом общество сперва травит его, а потом забывает.
Его миновали репрессии — для их невода он оказался слишком мелким, и легко миновал смертельные ячейки.


Платой за это было одиночество и то, что полжизни он умирал с голода. Лабаза с хомутами не вышло.

Он, как странный священник неизвестного культа, хранил в своей комнатке ключ от пирамиды — на всякий случай. «Он был верен своему прошлому. И это сказывалось во всем. Прошлое во всем — в быту, в воспоминаниях, в сборе книг, рукописей — окружало Крученых» .

Пришло время спроса на русский авангард — потому что искусство идёт волнами — сперва оно пахнет кумачом и трепещет на ветру, а потом приходит время строгого имперского классицизма, запаха бархата и казённого сукна, затем снова приходит авангард — и так до бесконечности.
Что-то было там, кроме запаха пыли, в этой комнатке, заваленной рукописями.
Какой-то исчезающий запах.
Видимо, консервированный запах времени.

Алексей Елисеевич Крученых (1886-1968) родился в крестьянской семье в поселке Оливское Херсонской губернии. После окончания в 1906 году Одесского художественного училища Крученых профессионально занимается живописью.

Сближение Крученых с произошло в 1912 году. В том же году увидели свет его книги «Игра в аду» и «Старинная любовь». Поэма «Игра в аду» была написана в соавторстве с . Это первая книга обоих поэтов, которую Крученых охарактеризовал как «ироническую, сделанную под лубок, издевку над архаическим чертом».

В декабре 1912 года вышел знаменитый футуристический альманах «Пощечина общественному вкусу», открывавшийся манифестом, под которым наряду с другими стояла и подпись Крученых. В 1913 году Крученых в сборнике «Помада» публикует свое самое известное стихотворение и принимается за разработку теории «заумного языка», основы которой даны в «Декларации слова, как такового» (1913). Это была попытка создания принципиально новой поэзии, основанной на «заумном слове», которое бы через радикальный сдвиг значения максимально точно выражало суть обозначаемой вещи: «Лилия прекрасна, - писал Крученых в «Декларации», - но безобразно слово лилия... Поэтому я называю лилию еуы...»

До революции Крученых много издавался. Его книги иллюстрировали крупнейшие художники русского авангарда (К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова и др.). Как для литературной практики Крученых, так и для футуризма в целом, этот факт имеет огромное значение, поскольку один из главных творческих принципов «будетлян» - это ориентация литературы на достижения новейшей живописи (сравним, например, с высказыванием Хлебникова: «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью»).

В этом плане будетляне отчасти продолжают эстетические традиции символизма, ориентировавшегося на поиск некой универсальной знаковой системы, которая объединяла бы все виды искусств. Наиболее ярким воплощением этой установки стала утопическая футуристическая опера «Победа над солнцем», поставленная в 1913 году (текст Крученых, пролог Хлебникова, сценография Малевича, музыка Матюшина). В этой опере впервые воплотились принципы нового авангардного театра XX века, в частности театра ОБЭРИУ и драмы абсурда.

После революции творческая деятельность Крученых связана с тифлисской группой «41°». В 1922 году он возвратился в Москву, где попытался сотрудничать с группой . Однако радикальные взгляды Крученых на современное искусство не смогли прижиться в советском социокультурном контексте.

В 1922-1923 гг. (переломные годы в истории русского футуризма: умер Хлебников, и распалась последняя футуристическая группа ) выходят итоговые книги Крученых: «Фактура слова: Декларация. (Книга 120-я)» (1922), «Сдвигология русского языка: Трахтат обижальный (Трактат обижальный и поучальный). Книга 121-я» (1922) и «Апокалипсис в русской литературе: Книга 122-я» (1923). Последняя книга Крученых увидела свет в 1934 году.

Поэт-футурист, теоретик искусства, художник.

Родился в пос. Оливское Херсонской губернии в семье крестьян. В 1892 году семья переехала в Херсон. В 1902 году будущий футурист поступил в Одесское художественное училище и в 1906 году получил диплом учителя рисования. В училище Крученых познакомился с Давидом Бурлюком, под влиянием которого в 1907 году уехал в Москву. Там он работал как иллюстратор юмористических журналов. В 1909 году Крученых впервые экспонировал свои работы на художественных выставках: "Импрессионисты" в Санкт-Петербурге и "Венок" в Херсоне. 1910 году в херсонской газете "Родной край" впервые были опубликованы его стихи, а также серия карикатур "Вся Москва".

С 1912 года он стал активно сотрудничать с группой кубофутуристов , возглавляемой Бурлюком, был в числе подписавшихся под манифестом футуристов "Пощечина общественному вкусу". В соавторстве с Крученых написал свою первую поэму "Игра в аду", книгу стихов "Мирсконца" и либретто футуристической оперы "Победа над Солнцем" (1913). Кроме того, он печатался в альманахах футуристов "Садок судей", "Трое", "Дохлая луна".

Крученых стал родоначальником особого типа футуристических изданий - литографских книг, рисунки и текст которых создавались самим автором или приглашенными художниками. Такие издания сами по себе представляли произведение синтетического искусства, сближая поэзию с живописью, а рукописный текст позволял читателю приблизиться к автору стихов. В 1912 году Крученых создал издательство "ЕУЫ", в котором издавал свои книги. Их оформителями стали такие художники как , К. Малевич, .

В 1913 году наряду с и К.С. Малевичем участвовал в Первом всероссийском съезде футуристов. В 1913 году вышел в свет сборник стихов А.Крученых - "Помада", в который входило первое "заумное" стихотворение автора - "Дыр бул щыл...". Концепция "зауми" была сформулирована им в "Декларации слова как такового". Он рассматривал поэзию как возможность высвободить скрытые потенции самоценного слова, его фонетики. Свою теорию он дорабатывал несколько лет, уточняя ее и более подробно излагая. Основные ее положения отражены в сборниках, изданных совместно с В. Хлебниковым: "Слово как таковое", "Старинная любовь", "Взорваль" ,"ТЭ-ЛИ-ЛЭ". В своих стихах Крученых искал звуковые сочетания, которые бы воссоздали структуру речи, непостижимой рассудком. В его стремлении освободиться от предметности слов и звуков можно найти параллель с беспредметностью супрематизма Малевича. И Крученых и Малевич разлагали свои произведения до первоэлементов: геометрических фигур у художника и букв у поэта. Разлагая язык на первичные элементы, Крученых стремился очистить речь от смысловой нагрузки, концентрироваться на чистом, беспредметном звучании. Возникающие в его поэзии странные звуковые сочетания, алогичные аналогии позволяли ему приблизиться к бессознательному самого языка, создать новые, не постигаемые рассудком образы.

Во время Крученых спасался от мобилизации на Кавказе: сначала работал учителем рисования в гимназии в Баталпашинске (ныне Черкесск), а с 1916 года - в Тифлисе, став членом местного "Синдиката футуристов" и футуристической группы " 41°". В 1919 году он переехал в Баку, где сотрудничал в местном отделении РОСТа и ряде газет, выступал с лекциями в университете, выпустил около 18 книг, в том числе пьесу "Глы-Глы", где главные герои - "будетляне" названы именами Хлебникова и Малевича.

Осенью 1921 года Крученых вернулся в Москву, примкнул к группе , хотя расходился с ними по эстетической программе и в практике. Вместе с работал в журналах "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ". В 1920-х годах Крученых активно печатался, выпустил ряд стихотворных сборников, так называемые "фонетические романы" "Разбойник Ванька-Каин" и "Дунька-Рубиха", антимилитаристский памфлет "1914 - 1924", теоретические работы "Фактура слова. Декларация", "Сдвигология русского языка (Трактат обижальный и поучальный)", "Апокалипсис в русской литературе". В 1923 году вышла его книга "Фонетика театра", где он показывал, что заумный язык - это прежде всего язык публичного действия, соответствующий его высокому темпу и динамике речи. По мнению Крученых, заумный язык является наиболее выразительным для актеров, поскольку рожден устной речью и особыми артикуляционными приемами, он - не "порождение окаменелостей мертвых корней".

В 1930-е годы произведения Алексея Крученых перестали публиковать, так как его абсурдное творчество и заумный язык не вписывались в советскую действительность. В 1930 году вышли его последние книги "Ирониада" и "Рубиниада". В 1942 году он был принят в Союз писателей, во время Великой отечественной войны работал в "Окнах ТАСС". Прожив до 1968 года, он зарабатывал на жизнь собиранием книг, продажей своих рисунков, антикварной и букинистической деятельностью, занимался поиском рукописей Маяковского и Хлебникова. Результатом его изысканий стали малотиражные сборники "Новый Маяковский", "Турнир поэтов", "Неизданный Хлебников". Особым видом его позднего творчества были альбомы - своеобразные коллажи, в которых сочетались традиции домашних альбомов, архивов и авангардных литографий. Его альбомы представляли собой причудливую смесь его собственных и чужих рукописей, документов, рисунков, фотографий, автографов. За годы жизни Алексей Крученых смог собрать ценнейшую коллекцию редких книг, рисунков и рукописей своих коллег-авангардистов, которую, к сожалению, вынужден был распродавать по причине безденежья.

Его единственный юбилейный вечер состоялся 31 мая 1966 года в московском Центральном Доме Литераторов. 17 июня 1968 года А.Е. Крученых умер в Москве, похоронен на Донском кладбище.

Сочинения:

Стихотворения, поэмы, романы, опера/Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. СР. Красицкого. СПб., 2001.

Алексей Елисеевич Кручёных (21 февраля 1886, Олевск Херсонской губернии - 17 июня 1968, Москва) - русский поэт-футурист. Ввёл в поэзию заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от житейской грязи, утверждая право поэта пользоваться "разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями". Иногда подписывался псевдонимом "Александр Кручёных".

Родился в крестьянской семье, отец - выходец из Сибири, мать - полька (Мальчевская). В 1906 окончил Одесское художественное училище.

С 1907 жил в Москве. Начинал как журналист, художник, автор пародийно-эпигонских стихов (сборник "Старинная любовь").

С 1912 активно выступает как один из основных авторов и теоретиков русского футуризма, участвует в альманахах футуристов ("Садок Судей", "Пощёчина общественному вкусу", "Трое", "Дохлая луна"), выпускает теоретические брошюры ("Слово как таковое", "Тайные пороки академиков") и авторские сборники ("Помада", "Поросята", "Взорваль", "Тэ ли лэ"), которые целиком (включая шрифт) рисовал сам. Выступал как соавтор Велимира Хлебникова (поэма "Игра в аду" и либретто футуристической оперы "Победа над солнцем", музыка Михаила Матюшина). В последней провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом. Главный теоретик и практик "заумной поэзии", автор хрестоматийно знаменитого заумного текста "на собственном языке" (1913):

дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз

Кручёных утверждал, что "в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина".

Во время Первой мировой войны и революции Кручёных живёт в Грузии, в Тифлисе основал группу футуристов "41°", в которую вошли также Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай Чернавский; членом "41°" считал себя также формально туда не входивший Юрий Марр. Продолжает писать стихи и теоретические книги.