Айсберги в атлантическом океане чаще всего встречаются. Интересное про айсберги. конкурс «География и поэзия»

Айсберг – это громадная льдина, плавающая в мировом океане.

Откуда же берутся айсберги?

Огромные куски льда откалываются от ледников, которые покрывают материки и пускаются в свободное плавание. Например, северные айсберги откалываются от ледникового покрова Гренландии, а южные от Антарктиды, причем южные айсберги, по своим размерам намного превышают северные. Не только от свойств айсберга зависит длительность существования и дальность его плавания, это также зависит и от таких факторов, как направление и скорость течения в океане.

Самые крупные по своим размерам и промороженные вплоть до -60 C, айсберги Антарктиды «живут» по многу лет, бывает даже более десятилетия. Тогда, как Гренландские айсберги немного меньших размеров и температура их глубокого промерзания достигает -30С. Живут они гораздо меньше, и срок их таяния составляет 2-3 года.

Лед намного легче воды, этим то и объясняется почему, даже самые глубокие водоемы не замерзают зимой полностью. Если бы было наоборот, то, в самом деле, лед падающий на дно вытеснял бы на поверхность нижние слои воды, и постепенно вся вода в водоеме просто бы замерзла.

Но, при замерзании воды совершается совсем обратное. В момент преобразования воды в лёд, ее объём увеличивается примерно на десять процентов, и в итоге плотность льда оказывается намного меньше чем у воды. Этим-то и объясняется, почему лед плавает на поверхности.

На значительной глубине мирового океана температура воды бывает ниже нуля градусов, однако вода там не замерзает. Истолковывается это давлением, которое образовывают верхние слои воды.

Впервые на вопрос, почему айсберги не тонут, ответил Михаил Ломоносов. Плотность айсберга - 920 кг/м?. Кроме того, айсберг или глыба льда состоит из пресной воды и, отделяется от шельфовых ледников.

Из-за того, что морская вода плотнее айсберг и не тонет полностью. И потом важно знать, что на поверхности воды плавает только его десятая часть – макушка, все остальное - 90% этой глыбы льда спрятано под водой.

Встреча с ним для судов в открытом море весьма опасна. Если корабль вовремя не заметит движущейся айсберг, то при столкновении он может получить очень серьёзные повреждения или даже погибнуть.

Айсберг - одно из тех географических понятий, которое в той или иной мере знакомо большинству людей. Все знают об огромных кусках льда, плавающих в океанах и создающих опасность для кораблей. Особенно «популярными» стали айсберги после выхода на мировые экраны культового американского фильма «Титаник». Кто не слышал о том, что шикарный лайнер затонул после столкновения с огромным айсбергом! Но как образуются айсберги - с точностью знают не многие люди.

Где возникают айсберги

Если взять точный перевод с немецкого языка, то «айсберг» - это «ледяная гора». Действительно, многие айсберги напоминают своими очертаниями горы: высокие, крутые склоны, отвесные стены, острые пики. Впрочем, некоторые из айсбергов выглядят совсем по-другому: они напоминают исполинские столы, или даже ледовые поля. Поэтому всё же правильнее будет считать, что айсберги - не ледяные горы, а просто огромные куски льда, самой разной конфигурации.

Почти все айсберги мира образуются в двух районах: у берегов Антарктиды и возле самого крупного острова планеты - Гренландии. Соответственно, первую группу называют Южными, а вторую - Северными. Посчитать количество айсбергов в океане не представляется возможным, ведь эта цифра непрерывно меняется, но учёные (гидрологи и гляциологи) уверены: в любой момент времени в Мировом океане находится, как минимум, 40 тысяч айсбергов!

Как айсберги попадают в океан

Механизм образования айсбергов совершенно незатейлив и прост. Огромные ледовые поля, которыми покрыты Антарктида и Гренландия, постепенно стекают к океану, как реки текут в моря. Только скорость этого течения в тысячи раз медленнее. Тем не менее, рано или поздно, ледовый панцирь достигает береговой линии и кусками откалывается в воду.

Понятно, что Антарктида, являясь материком и обладая многокилометровым слоем льда, рождает айсберги значительно крупнее, чем Гренландия. К примеру, в 2000 году от этого материка откололся айсберг, площадью в 11 тыс. км²! На такой «льдинке» могло бы уместиться четыре мегаполиса, подобных Москве!

Не стоит думать, что айсберги Гренландии - безобидные малыши. Они тоже порой достигают в периметре нескольких сотен метров, возвышаясь над водой на десятки метров. Именно айсберг из Гренландии погубил «Титаник» в 1912 году.

Дальнейшая судьба айсбергов

Отколовшись от родных берегов, айсберг начинает своё долгое плавание в водах Мирового океана. Морские течения уносят их на сотни, а то и тысячи километров от «места старта». Оказавшись в воде, ледяной исполин начинает интенсивно таять, и, в любом случае, его судьба предопределена. Тем не менее, крупные айсберги способны оставаться в воде долгие месяцы, а иногда и годы! Например, айсберг, о котором мы упоминали выше, наблюдался около 10 лет. Но это, конечно, совсем редкие, крайние случаи.

Плывущий айсберг до сих пор очень опасен для кораблей, находящихся в океане. Заметить ледяную глыбу непросто, тем более, что айсберги часто окружены слоем густого тумана, возникающего из-за разницы температур в окружающей его воде. Опасность состоит ещё и в том, что видимая, надводная часть айсберга - это только примерно десятая часть всей ледовой массы. Большая часть её «тела» спрятана под водой, ведь лёд легче воды, и плавает на поверхности подобно куску дерева.

Учитывая это, капитаны суден не подплывают близко к айсбергам, ведь их подводные уступы могут простираться в стороны на сотни метров. К тому же тёплая морская вода неравномерно «подгрызает» основание айсберга. Бывали случаи, когда, в результате подобного подтаивания, айсберг внезапно «кувыркался», ложась на бок или даже переворачиваясь вверх ногами. Конечно, такое может произойти только с «крошками», имеющими периметр не более сотни метров.

Типы айсбергов

Учёные различают несколько типов айсбергов, ориентируясь на место их возникновения и форму:

  • Шельфовые айсберги . Рождаются в Антарктиде, характеризуются огромными размерами и относительно плоской поверхностью.

  • . Наблюдаются как на севере, так и на юге планеты. Форма поверхности может быть самой разной: плоской, односкатной, гористой.

  • . Поверхность довольно ровная, но наклонена в одну сторону. Преобладают возле Антарктиды, но встречаются и в окрестностях Гренландии.

На некоторых крупных айсбергах, живущих годами, могут образовываться собственные внутренние озёра, огромные пещеры или даже небольшие реки. Человек не только опасается айсбергов, но и научился использовать их в своих целях. К примеру, в окрестностях Антарктиды вслед за айсбергами на некотором расстоянии иногда следуют суда, используя их в качестве огромного ледокола.

Отмечается, что в последние десятилетия айсбергов образовывается намного больше, чем это наблюдалось раньше, к тому же они становятся всё крупнее и крупнее. В этом проявляется глобальное потепление на планете, сокращение ледников.

Можно много рассказывать об айсбергах, их природе, можно перечислять их «рекорды». Но в этой статье мы узнали, как образуются айсберги, эти удивительные и немного опасные, морские исполины, молчаливые странники океанов.

Помимо обычных льдов, образующихся в результате замерзания морской воды, в некоторых районах Мирового океана можно встретить ледяные горы - айсберги. Это - обломки ледников, сползающих в море, различной формы и размеров. Иногда они похожи на пирамиды, нередко имеют форму куба, а в антарктических водах можно встретить огромные ледяные массивы с совершенно плоской поверхностью. Под действием солнечных лучей и морских волн форма айсбергов с течением времени меняется. Чем старее айсберг, тем причудливее его форма.
Обычно морские льды по мере выноса их из высоких широт в умеренные, быстро разрушаются. Айсберги более живучи. Их можно встретить там, куда морские льды никогда не доходят. Разбросанные прихотью ветров и течений по большой площадки океана, айсберги всегда представляли серьезную опасность для мореплавания. В недалеком прошлом, когда на кораблях не было радиолокаторов, встреча с айсбергами грозила большими неприятностями. Ночью или днем при плохой видимости на носу судна выставляли «впередсмотрящих» матросов для наблюдения за морем. Но в ночной темноте или тумане матросы могли заметить опасность только за несколько десятков или сотен метров. Поэтому часто приходилось уменьшать скорость хода судна, а иногда и совсем останавливаться. Однако это не всегда гарантировало безопасность корабля. Даже после изобретения радиолокатора возможность столкновения с айсбергами, как мы увидим ниже, полностью не отпала. Время от времени мы узнаем о катастрофах, вызванных столкновениями с айсбергами.
В 1912 г. весь мир потрясло известие о гибели огромного пассажирского корабля «Титаник». В то время это был самый большой в мире пароход, водоизмещением в 52 300 т, длиною - 250 м, а скорость хода его достигала 25 узлов (46 км/час). Он мог взять на борт 3500 пассажиров.
11 апреля 1912 г. «Титаник» вышел в свой первый рейс из английского порта Куинстаун (южная Ирландия) в Нью-Йорк, имея на борту 2201 человека (пассажиры и команда корабля); среди пассажиров было 109 детей.
Конкурирующие английские пароходные компании боролись за сокращение времени перехода через океан. Каждый выигранный день и даже час увеличивал приток пассажиров, ночты и грузов. Все было использовано для увеличения скорости корабля и обеспечения удобств пассажиров. Но не были предусмотрены в достаточной степени спасательные средства. На корабле было всего 16 шлюпок, рассчитанных на 1180 человек.
«Титаник» шел полным ходом, не считаясь с погодой (плохой видимостью и туманами), со средней скоростью в 22 узла. Он не снизил скорости и вблизи Ньюфаундленда, где в апреле особенно много айсбергов, которые весною спускаются далеко к югу. Хотя от других кораблей, плавающих в этом районе, непрерывно поступали по радио сообщения о встречах с айсбергами, капитан «Титаника» не принял мер предосторожности и шел с прежней скоростью, не слушая советов своих помощников. Ему приказано было спешить. Ведь «Титаник» должен был вырвать «голубую ленту» у лучших кораблей конкурирующей компании «Мавритании» и «Лузитании».
В 23 ч. 40 мин. «впередсмотрящий» доложил на мостик: «Впереди по курсу айсберг». Немедленно последовала команда изменить курс и застопорить машину, но было уже поздно: «Титаник» с полного хода налетел на ледяную гору. В огромную пробоину борта корабля хлынула вода и затопила все отсеки носовой части корабля до мидельшпангоута. Откачивать воду не было никакой возможности. Последовала команда оставить судно и садиться на шлюпки. А. между тем нос «Титаника» быстро погружался в воду, и через 2 ч. 40 мин. после столкновения корабль пошел ко дну.
Слишком неожиданной была встреча с грозным айсбергом, слишком велика была скорость движения корабля, слишком недостаточны средства спасения. Удалось спасти только 712 человек. Правда, шлюпки были рассчитаны на большее число пассажиров, но отчаянная паника, поднявшаяся на судне, и малый срок, в течение которого «Титаник» держался на воде после катастрофы, сделали свое дело.
Прошли годы. В районе гибели «Титаника» в 1913 г., на основании международного соглашения, была организована регулярная служба оповещения об айсбергах - Международный ледовый патруль. Суда Ледового патруля крейсировали в районе сосредоточения айсбергов на участке наиболее интенсивного движения судов. Зона деятельности патруля - воды, примыкающие к Ньюфаундленду с северо-востока, востока и юго-востока. В задачу патруля входит вести учет айсбергов, следить за их продвижением и предупреждать приближающиеся суда об опасности столкновения.
В 30-х годах нашего столетия был изобретен радиолокатор, позволяющий даже при плохой видимости получать на экранах прибора изображение айсберга или встречного корабля, плывущего на значительном расстоянии от судна. Но это все же не смогло полностью предотвратить случаи столкновения с айсбергами, приводящие к катастрофам. Как сообщалось в нашей печати, 30 января 1959 г. в 36 милях к юго-востоку от южной оконечности Гренландии (мыс Фарвель) от столкновения с айсбергом потерпел аварию и затонул датский теплоход «Ханс Хедтофт». Теплоход плавал за пределами зоны действия Ледового патруля.
«Ханс Хедтофт», водоизмещением около 3000 т, был построен в 1958 г. Так же как и «Титаник», он совершал свой первый рейс. Судно было оборудовано новейшей радиолокационной аппаратурой. Теплоход имел двойное дно, семь поперечных водонепроницаемых переборок, специальные ледовые крепления и множество спасательных средств (вместительный моторный бот, шлюпки и надувные плоты). Несмотря на это, теплоход довольно быстро затонул и из 95 человек, находившихся на борту теплохода (40 моряков, 55 пассажиров, из них 19 женщин и 6 детей) никому не удалось спастись. От первой телеграммы, переданной в эфир сразу же после столкновения в 17 ч. 58 мин., до последних телеграмм прошло 3 ч. 50 мин. За две минуты до лаконичной последней телеграммы - «Идем ко дну», радист теплохода передал по радио: «Судно медленно погружается. Просьба ко всем судам - немедленно прибыть на помощь. Наши координаты - 59 градусов 05 северной широты, 43 градуса западной долготы».
Осталось загадкой, почему экипаж теплохода не воспользовался спасательными шлюпками. Некоторый свет проливает сообщение немецкого рыболовного судна «Иоганес Крейес», находившегося ближе всего к месту аварии теплохода. Капитан «Крейеса» пятнадцать раз связывался по радио с аварийным судном, но ни в одной из радиограмм с теплохода не сообщалось о намерении капитана спустить шлюпки и покинуть судно. Вероятно, капитан теплохода Раус Рассмуссен, тридцать лет плававший в полярных водах, был уверен, что его судно не затонет и старался спасти теплоход. Но в последнюю минуту произошло что-то непредвиденное, ускорившее гибель судна. Скорее всего оно перевернулось вверх килем, похоронив под собою весь экипаж.
Поиски потерпевших кораблекрушение, проводившиеся в течение нескольких дней с судов и самолетов, не увенчались успехом. Но иногда на экранах радиолокаторов не получается различимого изображения айсберга, хорошо видимого простым глазом. Это бывает, когда айсберг слабо выдается над водой или обращен к судну наклонной стороной. «Ханс Хедтофт», по всей вероятности, столкнулся с небольшим айсбергом, незначительно выдающимся над поверхностью моря, изображение которого на экране локатора могло легко затушеваться отображением волн.
Но не всегда столкновение с айсбергом ведет к гибели судна. В январе 1956 г. советское экспедиционное судно «Лена» столкнулось в тумане с айсбергом в море Девиса на пути в поселок Мирный (Антарктида). Судно ударилось об айсберг левой скалой (носовая часть левого борта), резко накренилось и потеряло ход. Однако никаких повреждений корпуса не оказалось.
В 1958-1959 гг. в Ньюфаундлендских водах получили повреждения от встречи с плавучими льдами и айсбергами в условиях плохой видимости три наших корабля: «Чернышевский», «Радищев» и «Ногинск».
Где же чаше всего встречаются айсберги? Айсберги можно встретить в Северном Ледовитом океане и его морях, в северо-западной части Атлантики и в южных частях Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Особенно многочисленны айсберги в водах, омывающих Гренландию и Антарктический материк.
В северной части Тихого океана айсберги чрезвычайно редки. Основным «поставщиком» айсбергов в этом районе служит ледник Маласпина в заливе Аляска, спускающийся на широте 60° непосредственно в океан.
Айсберги Северного Ледовитого океана поставляются ледниками островов Шпицберген, Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Северной Земли и Гренландии.
Самые мощные ледники находятся в Гренландии. Вот почему и самые крупные айсберги встречаются в северном полушарии около ее берегов: в Баффиновом море, в Девисовом проливе и Гренландском море. Айсберги, рождающиеся от ледников других островов Северного Ледовитого океана, значительно уступают по величине гренландским.
Изредка ледяные горы встречаются и далеко за пределами указываемых на картах границ. Так, однажды, обломок ледяной горы был встречен на 36° 10" с. ш. и 39° з. д., то есть на 650 морских миль к юго-востоку от Большой Ньюфаундлендской банки и в 360 милях от обычной границы распространения айсбергов.
Был случай, когда айсберг обнаружили в 500 милях к западу от Ирландии, т. е. на очень большом расстоянии от границы распространения айсбергов. Но такие случаи чрезвычайно редки.
То же отмечено и для южного полушария. Судно «Дохра» встретилось в 1894 г. с айсбергом в 500 милях от границы их распространения. Ледяная гора находилась, очевидно, в последней стадии разрушения, так как только гигантский айсберг мог проникнуть в такие низкие широты (26° ю. ш. и 26° з. д.) и не растаять по пути. В Антарктике встречаются все виды айсбергов: столообразные, пирамидальные, куполообразные (айсберги-холмы), разрушенные и наклоненные. Но наиболее характерны для Антарктики столообразные ледяные горы, совсем не встречающиеся в Арктике.
Айсберги разнообразны и по размерам. В океане можно увидеть и небольшие куски льда - обломки айсбергов и огромные ледяные острова.
Лед, из которого состоят айсберги, совершенно пресный. Над водой обычно возвышается только 1/5 или 1/6 часть всего айсберга, остальная часть скрыта под водой. Иногда у айсберга образуется подводный выступ - таран.
В cpеднем, высота ледяных гор над уровнем моря в северном полушарии - 70 м, а в южном несколько меньше - 40-50 м. Но изредка встречаются ледяные горы высотою 150-200 м и даже 800 м.
Горизонтальные размеры айсбергов, особенно антарктических, могут быть также весьма значительными. В декабре 1854 г. в Атлантическом океане была встречена огромная ледяная гора высотой 90 м. В длину она простиралась на 75 км, а в ширину - на 11 км. До апреля 1855 г. эту гору видели экипажи 21 судна.
Один из очень больших айсбергов был замечен в Атлантическом океане к востоку от Фолклендских островов; он имел в длину 150 км. Но, пожалуй, самым большим был айсберг, встреченный моряками американского ледокола «Глетчер» в ноябре 1956 г. к западу от острова Скотта. Он имел в длину 333 км, а в ширину - 96 км.
Экспедиция на дизель-электроходе «Обь» в феврале 1958 т. в районе ледника Ниннис встретила айсберг длиной 80 км. Через год, по-видимому, этот же айсберг наблюдали китобои «Славы».
Самые крупные айсберги встречаются поблизости от мест их происхождения. Большинство их под действием морских волн и температуры разрушается. Они рассыпаются на множество мелких ледяных гор, сильно затрудняющих плавание. Однако некоторые большие айсберги, не имеющие глубоких трещин, сохраняются неразрушенными и выносятся ветрами и течениями в низкие широты. Айсберги южного полушария могут плавать по океану с момента отрыва от ледника до момента полного уничтожения около 10 лет. Продолжительность существования айсбергов северного полушария значительно меньше и не превосходит 5 лет. Возраст гренландских айсбергов и того меньше (не выше 2-3 лет). Причины меньшей продолжительности жизни северных айсбергов заключаются в том, что их быстро выносит Лабрадорское течение в низкие широты, где они и тают.
Антарктические айсберги, как правило, не прорываются через кольцо поперечного течения, опоясывающего весь земной шар по 40-45 параллели.
Айсберги никогда не достигали экватора, а тем более не попадали из одного полушария в другое. Поэтому совершенно фантастически звучит заметка турецкой газеты, воспроизведенная «Вечерней Москвой» 24 февраля 1958 г. В заметке «Находка в айсберге» в разделе «коротко о разном» газета писала: «Моряки американского флота подорвали динамитом у побережья Антарктиды огромную ледяную глыбу. Каково же было их изумление, когда из разлома показался хорошо сохранившийся труп человека... в смокинге. Вскоре было установлено, что это один из пассажиров трансатлантического парохода «Титаник», затонувшего при столкновении с айсбергом в 1912 году».
По-видимому, здесь допущена какая-то ошибка или же все сообщение от начала до конца вымышлено.
Представляет интерес проект буксировки айсбергов из полярных районов в тропические области, где испытывается недостаток в воде. С таким проектом выступил американский ученый Джон Исаакс из океанографического института Скриппса в Ла-Джола (Калифорния, США). Он предложил план буксировки больших антарктических айсбергов в район Южной Калифорнии, для которой проблема водоснабжения жизненно важна. Исаакс считает, что если использовать попутные морские течения, то для реализации его плана потребуется всего лишь 6 мощных океанских буксиров общей мощностью в 80 000 л. с. Маршрут буксировки можно выбрать так, что передвижению айсберга будут помогать морские течения. Ведь иногда Перуанским течением айсберги выносятся очень далеко в низкие широты. Можно выбрать в антарктических водах достаточно большой и хорошо сохранившийся айсберг и, пользуясь Перуанским течением, отбуксировать его к экватору. Затем, с южным пассатным течением несколько удалиться от материка и где-нибудь западнее Галапагосских островов войти в область экваториального противотечения, направленного с запада на восток. Это течение поможет буксирам подтащить айсберг к Панамскому перешейку. Здесь экваториальное течение разделяется на две ветви - северную и южную. Северная ветвь течения понесет айсберг к месту назначения - берегам Калифорнии.
В теплых тропических водах айсберг будет интенсивно таять, поэтому для его сохранения потребуется специальная защита из теплоизоляционного материала около трех метров толщиною.
Исаакс подсчитал, что для снабжения пресной водой южной Калифорнии в течение года (на что сейчас расходуют 100 000 000 долларов) потребуется очень крупный айсберг - в 20 миль (37 км длиною, 1/2 мили шириною) и с осадкой в 300 м. Такая форма айсберга наиболее удобна: узкая часть этого гигантского ледяного «кирпича» будет оказывать наименьшее лобовое сопротивление при буксировке.
Успех операции зависит от скорости буксировки (по Исааксу она потребует 6 месяцев) и качества защиты.
По предположению Исаакса, убыль айсберга во время буксировки в субтропиках будет в какой-то степени компенсироваться конденсацией на айсберге влаги из атмосферы, особенно во время стоянки его у Калифорнии, что может дать дополнительно около 25% воды.
Пресная вода, образовавшаяся при таянии айсберга во время стоянки, как более легкая, будет скапливаться на поверхности океана, поэтому вокруг айсберга должна быть устроена круговая защита из водонепроницаемого материала, несколько возвышающаяся над водой, но не очень глубоко опущенная под поверхность. Из этого резервуара воду можно непрерывно качать в глубь материка.
Операция буксировки айсберга связана с большими трудностями, и в научных кругах США проект Исаакса встречен весьма скептически. Директор Вудсхоллского океанографического института Эдуард Хенсон Смит считает его «умозрительным и в то же время фантастическим».
Однако делались попытки использования айсбергов для нужд человека более реалистического характера. При работе промыслового флота айсберги могут служить прекрасными ориентирами. За айсбергами можно отстаиваться в период волнения и проводить необходимые грузовые операции. Участники Советской антарктической экспедиции в 1957-1958 гг. широко использовали столообразные айсберги для посадки самолетов и вертолетов с полевыми научными партиями.
Но все же вред, причиняемый айсбергами человеку, не идет ни в какое сравнение с пользой, которую из них можно извлечь. Вот почему изучение жизни айсбергов, предсказание их путей - одна из важнейших проблем физической океанографии.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

11. Льды в океане.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила".

Лёд – это твёрдая фаза воды, одно из её агрегатных состояний. Чистая пресная вода замерзает при температуре, почти равной нулю (ниже нуля всего на 0,01-0,02°C). В то же время вода, очищенная в лабораторных условиях до максимально возможной степени и находящаяся в спокойном состоянии, может быть охлаждена без образования льда до температуры минус 33°C. Но мельчайший кусочек льда или иной крошечный предмет, помещенный в такую переохлаждённую воду, мгновенно вызовет бурное образование льда.

Нормальная океанская вода, солёность которой равна 35 ‰ , замерзает при температуре минус 1,91°C. При солёности 25 ‰ (Белое море) вода замерзает при температуре минус 1,42°C, при солёности 20 ‰ (Чёрное море) – при минус 1,07°C, а в Азовском море (солёность 10 ‰) поверхностная вода замерзает при температуре минус 0,53°C.

Замерзание пресной воды не изменяет её состава. По-другому обстоит дело при замерзании морской воды. Замерзание начинается с образования тонких, вытянутых ледяных кристалликов, в которых совершенно нет соли. Постепенно, когда начинают смерзаться комочки этих кристалликов, в лёд попадает соль.

Солёность морского льда, т.е. солёность воды, образующейся при его таянии, составляет в среднем около 10% солености океанской воды. С течением времени и этот показатель снижается, и многолетний лёд может быть почти пресным.

Объём льда на 9 процентов больше объёма воды, из которой он образовался, т.к. в кристаллической решетке льда упаковка молекул воды упорядочивается и становится менее плотной. Поэтому плотность морского льда меньше плотности морской воды и колеблется в пределах 0,85-0,94 г/см 3 . Вот почему плавучие льды возвышаются над поверхностью воды на 1/7 – 1/10 своей толщины.

Прочность морских льдов заметно ниже, чем пресноводных, но она возрастает с понижением температуры и солёности льда. Наибольшую прочность имеют многолетние льды.

Лёд толщиной 60 см, образующийся на пресноводных водоёмах в разгар зимы, может выдерживать нагрузку до 15-18 тонн, если, конечно, эта нагрузка приложена не сосредоточенно, а в виде, скажем, грузовой платформы на гусеничном ходу, опорная поверхность которой равна примерно 2,5 м 2 .

На этом месте мы сделаем небольшое отступление, но совсем не лирическое. Ладожское озеро, как известно, имеет лишь слабое отношение к океанам и океанским льдам. Но мы хотим напомнить, что в 1941-1942 годах по этому озеру была проложена ледовая «Дорога жизни», которая спасла жизнь многих десятков тысяч людей. С героической и драматической историей строительства и эксплуатации этой легендарной дороги жизни обязательно должны ознакомиться наши молодые читатели.

В океанах лёд образуется в высоких и умеренных широтах. В приполярных районах льды сохраняются по нескольку лет. Эти многолетние, так называемые паковые льды наибольшей толщины достигают в центральных районах Северного Ледовитого океана – до 5 метров. Таяние морских льдов начинается тогда, когда их температура превысит минус 23°C. В Арктике летом толщина льда за счёт таяния его верхних слоёв может уменьшиться на 0,5-1,0 метр, но за зиму снизу может намёрзнуть до 3-х метров льда. Эти многолетние льды постепенно выносятся течениями в умеренные широты, где относительно быстро тают. Считается, что продолжительность жизни арктического льда, образующегося у берегов России, составляет от 2 до 9 лет, а антарктические льды существуют ещё дольше. Наибольших размеров ледовый покров в океанах достигает в конце зимы: в Арктике он к апрелю занимает площадь около 11 млн.км 2 , а к сентябрю в Антарктике – около 20 млн.км 2 . Если говорить о постоянном ледовом покрове , то он составляет 3-4 процента всей площади Мирового океана.

Ледовый покров может состоять не только из припая , т.е. неподвижного, примёрзшего к берегу льда, но и подвижных дрейфующих льдов. При сильном ветре, совпадающем по направлению с морским течением, дрейфующие льды могут проходить расстояние до 100 км в сутки.

Падающий снег часто создаёт на льду большие сугробы. Снег постепенно смерзается, увеличивая толщину ледового покрова. Иногда ураганные ветры ломают лёд, создавая высокие торосы. По такому льду, если говорить об Арктике, может передвигаться разве что белый медведь, да и то с большим трудом.

Но в океане также находится лёд, образовавшийся на суше. Это так называемые айсберги – огромные глыбы пресного льда (нем. Eisberg – ледяная гора). Айсберги поставляются в океан материковыми ледниками полярных широт. Самый большой на Земле ледниковый покров находится в Антарктике. Его площадь составляет 13,98 млн.км 2 , т.е. в 1,5 раза больше площади Австралии. При этом площадь самого материка Антарктиды оценивается в 12,09 млн.км 2 . остальное приходится на льды, покрывающие чуть ли не весь шельф Антарктиды. Средняя толщина антарктического льда составляет 2,2 км, а наибольшая – 4,7 км. Объём льда оценивается в 26 млн. кубокилометров. Огромная тяжесть льда вдавила этот материк в земную кору. В результате значительная часть поверхности Антарктиды лежит ниже уровня моря. Ледник Антарктиды ежегодно получает из снега 2000-2200 км 3 льда и примерно столько же теряет на айсберги. Конечно, этот баланс точно подсчитать невозможно. Поэтому в научном мире нет пока однозначного ответа на вопрос о том, увеличивается или уменьшается Антарктический ледник.


Айсберги в виде огромных глыб, похожие на горы, медленно сползают с материка в море, а затем с грохотом обрушиваются в воду. В Антарктиде наибольший объём льда в виде айсбергов дают два гигантских шельфовых ледника, надвигающихся на моря Росса и Уэдделла. Например, шельфовый ледник Росса имеет площадь, превышающую 500 тысяч км 2 , а толщина льда здесь достигает 700 метров. В море Росса этот ледник подходит в виде огромного ледяного барьера длиной почти в 900 км и высотой до 50 метров.

Вокруг Антарктиды постоянно плавает около 100 тысяч айсбергов. Комплексное , в том числе наблюдение за айсбергами, ведут работающие здесь 35 научных станций из разных стран. Россия имеет здесь 8 научных станций, США – 3, Великобритания – 2. Антарктические научные станции имеют также Украина, Польша, Аргентина и другие государства.

Международно-правовой режим Антарктиды и других территорий, расположенных южнее 60° ю.ш., регулируется Договором об Антарктиде от 1 декабря 1959 г.

В Северном полушарии основным поставщиком айсбергов в океан является Гренландия. Считается, что ежегодно от ледников этого острова откалывается до 15 тысяч огромных обломков льда. Отсюда они выплывают в один из самых оживлённых районов Атлантического океана.

Айсберги откалываются также от ледников островов Северного Ледовитого океана – Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Северной Земли, Шпицбергена и Канадского арктического архипелага.

В целом ледники занимают 16,1 млн. км 2 суши, из них 14,4 млн. км 2 приходится на ледниковые покровы (85,3% - на Антарктиду, 12,1% - на Гренландию). По площади и объёму воды ледники занимают второе место на Земле после Мирового океана, а по содержанию пресной воды они превосходят все реки, озёра и подземные воды, вместе взятые.

По форме айсберги бывают столообразными и пирамидальными. Столообразная форма характерна для антарктических айсбергов, которые образуются при их отделении от огромной массы льда однородной структуры. Когда ледники движутся сравнительно быстро, форма отколовшихся кусков чаще напоминает пирамиду. По мере неравномерного таяния подводной и надводной частей айсберги принимают различные, самые причудливые формы, а с потерей остойчивости они могут опрокидываться.

Айсберги могут достигать огромных размеров. Особенно крупные айсберги образуются из шельфовых ледников Антарктиды. В 1987 году с помощью спутников Земли в районе моря Росса был обнаружен айсберг длиною 153 и шириною 36 км.

От этого же ледника в 2000 году откололся айсберг, получивший название B-15. Этот гигант имел площадь более 11000 км 2 . Если бы льдина такой площади оказалась на Ладожском озере, то она закрыла бы 63% поверхности этого большого (17,7 тыс.км 2) озера.

Масса подобных гигантов может исчисляться сотнями миллионов и даже миллиардами тонн. А ведь это чистая пресная вода, нехватку которой уже давно ощущают многие страны.

Теплоёмкость таяния льда очень велика. Чтобы растопить 1 грамм льда, требуется 80 калорий, не считая тепла, которое необходимо, чтобы согреть лёд до нуля градусов. Не случайно уже давно возникли проекты буксировки айсбергов к берегам таких приморских государств, как Япония, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ. Расчеты показывают, что айсберг «средних» размеров: длиной в 1 км, шириной 600 м и общей высотой 300 м за время пути буксировки, например, из Антарктиды в Саудовскую Аравию потеряет не более 20% своего объёма. Начальный вес такого айсберга составил бы около 180 млн. тонн (в воде он значительно меньше). Если буксировка айсберга таких размеров остаётся пока технически непростой задачей, то доставка сравнительно небольших обломков льда объёмом в 200-300 тысяч кубометров вполне выполнима и уже время от времени осуществляется указанными выше странами.

Отколовшись от ледников, айсберги, подхваченные течениями и подгоняемые ветрами, иногда уплывают далеко за пределы полярных областей. Антарктические айсберги достигают южных берегов Австралии, Южной Америки и даже Африки. Айсберги Гренландии проникают в Северную Атлантику до сорокового градуса северной широты, т.е. широты Нью-Йорка, а иногда и южнее, достигая Азорских и даже Бермудских островов.

Дальность плавания айсбергов и время их существования в океане зависят не только от направления и скорости морских течений, но и от физических свойств самих айсбергов. Очень большие и глубоко промороженные (до минус 60 градусов) антарктические айсберги существуют по нескольку лет, а в отдельных случаях даже десятилетий.

Гренландские айсберги тают значительно быстрее, всего за 2-3 года, т.к. они не столь велики по размерам и температура их промерзания не больше минус 30 градусов.

Какую опасность представляют плавающие ледяные горы для судоходства, объяснять излишне. Не раз столкновения с айсбергами приводили к катастрофам на море. Но ни одна из таких катастроф не может сравниться с трагедией, разыгравшейся в начале XX века в Северной Атлантике.

В наши дни опасность столкновения с айсбергами существенно уменьшилась по сравнению с временами «Титаника». На морских судах, в портах, на искусственных спутниках Земли установлена достаточно надёжная радиолокационная и другая аппаратура для слежения, оповещения и предупреждения об опасности встречи с айсбергами. В северной части Атлантики, где пролегают оживленные морские пути, постоянно находится на вахте специальный ледовый патруль . Он предупреждает капитанов судов о местах нахождения крупных айсбергов. В Международный ледовый патруль входят 16 стран. Его корабли обнаруживают айсберги, предупреждают о местонахождении айсбергов и направлении их движения. В функции ледового патруля входит также борьба с айсбергами, которая ведётся при помощи взрывов, использования зажигательных бомб, тёмной окраски ледяных глыб, например, путём нанесения слоя сажи на поверхность айсберга для ускорения процесса таяния и т.д.

Однако принимаемые меры не могут быть исчерпывающими. Айсберги появляются в океане по законам природы. Никто не может полностью гарантировать морские суда от ледовой опасности. Океан велик и часто таит в себе опасности, к которым всегда необходимо готовиться заранее.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Внеклассное мероприятие по географии

Брейн - ринг «Знатоки географии»

(7-8 классы)

Учитель географии: Поспелова Надежда Викторовна

ГБОУ СОШ №121

Москва

Цели:

  1. Развивать и пробуждать у учащихся интерес к предмету через внеклассную работу.
  2. Систематизировать, повторить и закрепить знания, полученные учащимися на уроках.
  3. Расширять кругозор учащихся через дополнительные сведения.
  4. Воспитывать у учащихся чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи, ответственности.
  5. Развивать устную речь и воображение учащихся.

Подготовка к игре:

  1. Подготовка игр для зрителей
    • Загадки-шутки
    • Географические шарады
    • Географические анаграммы
    • Найди ошибку в рассказе
    • Найди пару к географическому объекту
    • Ребусы
    • Художник - иллюстратор
  2. Подготовка блока «Это интересно»
    • Стихотворение «Гренландия»
    • Сообщение «Озоновые дыры»
  3. Подготовить две команды для участия (по 4 человека из 6-9 классов)
  4. Выбрать жюри
  5. Оформить объявление о географическом вечере
  6. Подготовить оформление зала
    • Плакат с названием игры
    • Высказывания о географии
    • Музыкальное оформление

Оборудование:

  1. Грамоты командам- 2шт.
  2. Жетоны для зрителей
  3. игровые столы - 2шт.
  4. Стол для жюри
  5. магнитная доска, мел -2шт.
  6. Карточки для жеребьёвки(2шт.-цунами; 2шт.-вулкан)
  7. Контуры Ю.Америки - 2шт.
  8. Карточки с логическим рядом - 8 шт.(«Геогр. ассоциации»)
  9. Призы для зрителей
  10. Призы командам
  11. Песочные часы
  12. Таблички с названием команд
  13. Для жюри: листочки, ручки, ответы.
  14. Для команд: листочки, ручки, простой карандаш, цветные карандаши.
  15. глобус
  16. Шарфы для игры со зрителями
  17. Кубик
  18. Карточки - задания (для конкурса «география и поэзия»)
  19. Табличка «АНТАРКТИДА»
  20. Контуры России - 2 шт.

Правила игры:

  1. Команда выбирает капитана
  2. Капитан отвечает за порядок в команде, за дачу ответов: или отвечает сам, или даёт эту возможность другому.
  3. Команды должны быть вежливы по отношению к членам своей команды и по отношению к другой команде.
  4. Команде запрещается спорить и перечить жюри и ведущему.
  5. Право первого хода разыгрывается, последующее право хода получает команда, выигравшая предыдущий конкурс.
  6. Ответы оценивает жюри.
  7. Команды бросают магический кубик и к баллам, полученным за конкурс, прибавляются баллы, выпавшие на кубике.
  8. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  9. Во время игры будут два типа заданий: на время и на скорость. Время - 4 минуты. Если задание на скорость, то выигрывает команда, ответившая быстрее и правильно. Если ответ неверный, право ответа получает другая команда, если же и они ответили неверно, то вопрос передаётся зрителям. Два раза на один и тот же вопрос отвечать нельзя.
  10. Жюри, за плохое поведение команды, может снять у неё от 1 до 3 баллов.

Ход игры:

Вступительная часть.

1. Жеребьёвка команд.

2. Выбор капитанов.

3. Представление команд.

4. Представление жюри.

5. Клятва жюри:

Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руку на символ географии - модель Земли, торжественно клянёмся:

*Быть честными и справедливыми

*Быть объективными

*Судить знатоков, невзирая на лица, но взирая на знания.

Клянёмся, клянёмся, клянёмся!!!

6. Ведущий:

Пусть кипит борьба,

Сильнейший пусть победит в нашем соревновании.

Судьбу решит пусть и судьба,

А также ваши знания!

7. Разыгрываем право первого хода:

В каком районе Земли дуют лишь южные ветры? (на Северном полюсе)

Игровой блок.

1 конкурс «Аукцион имён знаменитых географов»

В течение 4 минут команды должны написать как можно больше фамилий людей, внёсших вклад в развитие географической науки.

*Сколько имён - столько и баллов

  • Игра со зрителями: географические вопросы - шутки
  • Название какой реки можно найти во рту (Десна)
  • Какую реку срезают перочинным ножом (Прут)
  • Если в названии этой птицы убрать одну букву, она превратится в самую большую в Европе реку (Иволга - Волга)
  • Название этого города состоит из птицы и животного (Воронеж)
  • К какой постройке нужно прибавить букву «а», чтобы получилось название большой и быстрой реки (Ангар - а)
  • Этот город можно найти в компоте (Изюм)
  • Этот город парит в воздухе (Орёл)
  • Назовите самый сердитый город (Грозный)
  • Какой европейский город стоит на очень мягком месте (Париж на Сене)
  • Назовите остров, который признаёт себя принадлежностью белья (Я-майка)
  • Этот полуостров сам говорит о своей величине (Я-мал)
  • Если между двумя одинаковыми буквами поставить одну маленькую лошадку, то получится название государства (Я-пони-я)
  • Если прочесть название этой рыбы наоборот, то получится город в Италии (Налим-Милан)
  • Какими нотами на реке моряки мерят свой путь (Ми-ля-ми)
  • Название этого декоративного цветка необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу реки Волга (Астра-хан-ь)

2 конкурс «Экскурсовод»

Команда получает фрагмент карты с контурами материка «Южная Америка». Вам нужно за 4 минуты подписать как можно больше географических объектов на данном материке.

*Сколько правильных объектов - столько баллов

  • Для зрителей: Стихотворение «Гренландия»

На севере, на севере, как впрочем и на юге,

Так много интересного, почти нам неизвестного

И сказочного чуда.

К загадочной Гренландии, стране снегов и льда,

С урока географии по атласам и картам

Несётся наш фрегат.

Здесь круглый год не тает лёд, лежат кругом снега,

А эскимос не прячет нос, когда на улице мороз

И сильная пурга.

Здесь всё нам необычно, живут они в иглу

И ходят в доме этом совсем не по паркету -

По голубому льду.

Ведёт наш храбрый эскимос отважно свой каяк,

А все мы знаем, эскимос не только опытный матрос,

Но и ещё рыбак.

Полгода ночь, полгода день, бежит полярный круг…

И нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень,

Наш новый милый друг.

Мы оглядели всё вокруг, и вот уже пора

Нам возвращаться на урок, заждавшись нас,

Совсем продрог наш парусный фрегат.

Вопросы:

  1. Что такое Гренландия (остров)
  2. Как называется живущий там народ (Эскимосы)
  3. Как называется их жилище (Иглу)
  4. Как называется лодка эскимосов (каяк)

3 конкурс «Этот удивительный мир географии»

Команды выбирают себе по два раздела географии, ведущий задаёт им вопросы.

* За каждый правильный ответ по три балла.

а) «Ориентирование»

На этом небольшом, необитаемом островке, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они соорудили плот, на котором рассчитывали доплыть до ближайшей, населённой людьми суши. Но в какую сторону плыть на нём? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки - римляне, - возразил итальянец, выбирали для этого только созвездие Урса. А мои - созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения направления на север созвездие «Бээр», - сказал англосакс. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на колесницу, - вздохнув, промолвил араб. Да, так мы скоро не договоримся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что они предложили. После чего не песке каждый изобразил предложенные ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия из 7 звёзд. Какое это созвездие?

Ответ: Это созвездие Большая Медведица. Оно было известно как важный небесный ориентир с древних веков. Среди находок археологов, среди рисунков, на каменных плитах и металлических пластинах можно встретить изображения 7 звёзд созвездия Большая Медведица. Уже в глубокой древности оно служило людям, и они полагали нужным хранить его изображение. Жители Древней Индии так же ещё 6 или 7 тысяч лет тому назад знали о полярных странах, в которых зимой долгие чёрные ночи, знали о белом «застывшем» море и о белых медведях, которые водятся в тех краях. Они также знали, что дорогу в эту холодную страну указывают 7 ярких северных звёзд. Во многих произведениях древних авторов эти северные страны называли «страной медведей». Наверное, именно по этой причине созвездие, показывающее путь на север, и назвали Большой Медведицей.

б) «Гидросфера»

Что именно описал географ М.Ф.Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат холодные воды, между которыми быстро струятся её тёплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объёма воды, который несёт он»?

Ответ: Это тёплое океанское течение Гольфстрим.

в) «Атмосфера»

Все мы помним чеховского учителя греческого языка Беликова, «человека в футляре», который постоянно, даже в сухую и ясную погоду, выходил на улицу в калошах и с зонтиком в руках. Интересно, что так же поступают и жители Гонолулу. Хотя ничего общего у них со знаменитым «человеком в футляре» вовсе нет. Даже когда на небе нет ни облачка, очень тепло, дует бриз с океана, гаваец отправляется на улицу с зонтиком, правда без калош. Дело в том, что он идёт в гости к знакомым, которые живут в этом городе в соседнем квартале, расположенном выше по склону горы. Почему житель Гонолулу берёт с собой зонтик?

Ответ: Как сказано в задаче, город Гонолулу располагается по склону горы. Поток воздуха, двигаясь, наталкивается на неё, воздух поднимается вверх. Этот процесс вызывает его охлаждение, происходит конденсация паров. Поэтому в разных кварталах Гонолулу выпадает разное количество осадков: чем выше по склону, тем их больше. В самых верхних кварталах города осадков выпадает в 6 раз больше, чем в нижних. Не удивительно, что все благоразумные жители города, когда идут «наверх», не без основания ждут дождя и берут с собой зонтик.

г) «Рельеф»

Экспедиция, которую возглавлял великий русский путешественник, долго разыскивала это озеро в глуши центральной Азии. В том месте, где оно было показано на старо, китайской карте, озеро найти участникам экспедиции не удалось. Оно находилось значительно южнее. Удивительно, но через несколько десятилетий, озеро вернулось на старое место. В 1923 году другая экспедиция нашла его там, где указывали старые китайские карты. Что это за странное блуждающее озеро? В чём причина этого? Назовите имя путешественника, посетившего его берега?

Ответ: Это озеро Лобнор. Его посетил Н.М.Пржевальский. Местопребывание озера связано с многоводностью и направлением течения очень капризной реки Тарим.

  • Игра со зрителями: «Географические шарады»
  • Личное местоимение - начало, 4. К победному крику

Второе - предлог, Прибавьте согласный звук,

Целое найдёшь в Сибири, И протянутся горы

Среди камней рекой течёт. С севера на юг.

(Я-на) (Урал)

  1. Ты меня, наверно, знаешь, 5. Первый слог - животное морское,

Я - сказки Пушкина герой, Охотятся за ним порой,

Но если «я» на «н» ты поменяешь, И междометие - второй,

То сразу стану я рекой. Всё ж - государство,

(Елисей - Енисей) Отгадай - какое.

  1. Я - сибирская река,

Глубока и широка,

Вместо «е» ты «у» возьми,

Стану спутником Земли.

(Лена - Луна)

4 конкурс «География и поэзия»

Вам нужно определить, какие географические названия пропущены.

* за каждый правильный ответ - 3 балла

Моет жёлтый ….

Раскалённые ступени

Царственных могил.

/М.Ю.Лермонтов/

№2. Чтоб лежать мне на кургане,

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый …. под кручей.

/Т.Шевченко/

№4. Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить,

Там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я ….

/М.Ю.Лермонтов/

№3. …., …..,

Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля.

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

/Н.А.Некрасов/

№5. Тешу сердце игрою

Слов, что сам отыскал.

Это кто за горою?

За горою ….

/А.Прокофьев/

№6. Что Ока полноводная вскоре

Станет Волгой, великой рекой,

И увидит …. Море,

Волго-Дон, а за ним Гидрострой.

/А.Николаев/


  • Игра со зрителями «Художник»

Играют парами. Ведущий завязывает игрокам глаза, они с закрытыми глазами рисуют глобус с тремя параллелями и тремя меридианами.

5 конкурс «Обгонялки»

* по 1 баллу за каждый правильный ответ

  1. Самое мелкое море России (Азовское)
  2. Самое глубокое озеро России и мира (Байкал)
  3. Самое большое по площади озеро России и мира (Каспийское)
  4. Самый большой полуостров России (Таймыр)
  5. Самый большой остров России (Сахалин)
  6. Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  7. Самая Высокая гора России (Эльбрус)
  8. Самая многоводная река России (Енисей)
  9. Самый большой по площади речной бассейн в России (Обь с Иртышом)
  10. Город России с самыми северными в мире плантациями чая (Сочи)
  11. Город России с самыми высокими зимними температурами (Сочи)
  12. Город России с самыми низкими зимними температурами (Оймякон)

6 конкурс «Конкурс капитанов»

Кто больше составит слов из слова АНТАРКТИДА и кто самое большое.

*по одному баллу за каждое слово + 3 балла за самое большое слово

Игра со зрителями «Найди пару»

Географические объекты разрезаны на части, кто быстрее соединит, тот и победил.

7 конкурс «Географические ассоциации »

По предложенному логическому ряду надо угадать географический термин

*по два балла за правильно угаданный термин

Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия (цунами)

Река, море, испарение, облако, осадки (круговорот воды)

Ветер, океан, бутылка, письмо, Куросио (течение)

Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (водопад)

океан, лёд, гора, опасность, Титаник (айсберг)

Землетрясение, предупреждение, баллы, Рихтер, пишет (сейсмограф)

Рай, ад, 5000 видов, колибри, жук-геркулес (Сельва, Амазонский лес)

Жара, сухо, амплитуда, мираж, дюна (пустыня)

  • Игра со зрителями «Ребусы»

8 конкурс «Кто больше»

Нужно написать как можно больше рекордов Африки.

* сколько рекордов - Столько и баллов

Для зрителей: Доклад «Озоновые дыры»

9 конкурс «Пять подсказок »

1.Здесь собирается вода примерно с половины континента

2. Его площадь равна 7 млн.км. 2

3. Он расположен в Южной Америке

4. на нём находится река Амазонка и её притоки

5. Это территория, с которой в р.Амазонка собирается вода

(Бассейн реки Амазонка)

1.Он собирает воду из 4 озёр

2. Он находится в Северной Америке

3. Он находится на границе США и Канады

4. Он останавливался на 30 часов

5. Он самый бурный в мире.

(Ниагарский водопад)

  1. Температура выше, чем вокруг.
  2. Не замерзает вода.
  3. На скалах гнездятся птицы
  4. Он находится в Антарктиде
  5. Такой есть в пустыне

(Оазис в Антарктиде)

  1. Он находится на Восточно-Европейской равнине
  2. Он находится в стране «Озёр и гранита»
  3. Он расположен на реке Сунна
  4. Там сейчас заповедник с одноимённым названием
  5. Его высота 11 метров.

(водопад Кивач в Карелии)

Игра со зрителями «Географические анаграммы»

В каждом из приведённых слов нужно переставить буквы так, чтобы получились названия городов или рек.

  1. Дно - Дон
  2. Рука - Кура
  3. Игра - Рига
  4. Муар - Амур
  5. Веки - Киев

А теперь в каждом из перечисленных географических названий нужно переставить буквы так, чтобы получились другие географические названия

  1. Нева - Вена
  2. Ирак - Каир
  3. Токио - Киото
  4. Куба - Баку

10 конкурс «Восстанови карту» - конкурс художников

Команды получают контуры России, какая команда точнее раскрасит.

*Максимум - 5 баллов.

Игра со зрителями «Найди ошибку в рассказе»

… Судя по всему нас выбросило на африканский берег… Наши корабли, сделанные из гигантского дерева вельвичия , были разбиты. Мы решили отправиться вглубь материка в поисках пищи и воды… Местность представляла собой саванну, которая кишела животными. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькала длинные шеи жирафов и их родственников окапи. Однажды путь нам преградило несколько карликовых бегемотов, а вдали послышался львиный рёв.

Из растительности изредка встречались баобабы, удивлявшие своими размерами. Мы достигли притока Замбези, местные жители арабы помогли нам переправиться на каяках . Примерно на 45 0 ю.ш. саванна превратилась в редколесье. Когда третья неделя была на исходе, мы подошли к реке Замбези. Мы искупались в местечке Сонгве, как называли его местные жители нилоты . Вода была тихая и прозрачная, течение почти не ощущалось…

Игра со зрителями «Географическая цепочка»

Ребята по очереди называют города и государства на букву «Г», кто не называет, выходит.

Заключительный блок

  1. Слово жюри
  2. Награждение
  • Грамоты
  • Призы игрокам
  • Призы зрителям
  • Победившей команде - по «5»
  • Заключительное слово учителя.

Ответы для жюри

Конкурс №4:

№1 - Нил; №2 - Днепр; №3 - Волга;

№4 - Кавказ; №5 - Байкал; №6 - Каспийское.

Конкурс №5:

Азовское, Каспийское, Байкал, Таймыр, Сахалин, Ключевская Сопка, Эльбрус, Енисей, Обь, Сочи, Сочи, Оймякон.

Конкурс №7:

№1- цунами №5 - айсберг

№2 - круговорот воды №6 - сейсмограф

№3 - течение №6 - сельва (Амазонский лес)

№4 - водопад №7 - пустыня

Конкурс №8:

  1. Находится на четырёх полушариях
  2. Эфиопия - родина самых ценных (твёрдых) сортов пшеницы
  3. самые длинные на суши разломы земной коры - Восточно-Африканские
  4. Добывается самое большое количество алмазов
  5. Добываются самые твёрдые алмазы
  6. Найден самый большой алмаз «Куллинан»
  7. Самый Жаркий материк
  8. г.Триполи - зарегистрирована самая высокая температура (+58 0)
  9. Самая большая пустыня Сахара
  10. Самая Жаркая пустыня Сахара
  11. Самая длинная река в мире Нил
  12. Самый широкий водопад Виктория
  13. Самое длинное пресноводное озеро Танганьика
  14. Самые крупные человекообразные обезьяны - Гориллы
  15. Самое большое скопление крупных животных
  16. Самая маленькая птица на земле - Нектарница-Колибри
  17. Самая крупная птица на земле - Африканский страус Эму
  18. Растение Вельвичия - только в Африке
  19. Птица марабу - только в Африке
  20. Кения - самая высокая рождаемость в мире
  21. Пустыня Калахари - под землю уходит река
  22. р.Конго - самая полноводная река восточного полушария

Конкурс №9:

  1. Бассейн реки Амазонка
  2. Ниагарский водопад
  3. Оазис в Антарктиде
  4. Водопад Кивач