6 характерной чертой ранней юности является. Ранняя юность. Что будем делать с полученным материалом

Введение
Психологические особенности ранней юности
Заключение
Список литературы

Введение

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст относится к период 14,5 – 17-18 лет . Юноша является промежуточным звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания в формировании личности.
Психологическое содержание этого этапа связано решением задач профессионального определения и вступления во взрослую жизнь

Психологические особенности ранней юности

В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент ставится на новом типе ведущей деятельности – учебно-профессиональной . Л.И. Божович связывает юношество с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием миро¬воззрения, моральным сознанием и самосознанием .
Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или норматив¬но обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.
По мнению И.С. Кона, развитие интеллекта в юности связано с развитием творческих способностей . Это не просто усвоение разнообразной и сложной информации, а проявление интеллектуальной инициативы. Наблюдение становится более целенаправленным и систематизированным. В развитии памяти преобладает отвлеченное словесно-логическое запоминание, используются различные мнемические приемы для улучшения запоминания. Внимание становится полностью управляемым. Старшие школьники могут без особого напряжения длительное время сосредоточивать внимание, у них совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Но наиболее существенные изменения происходят в мыслитель¬ной деятельности, в характере умственной работы.
Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы, по словам И.В. Дубровиной в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности . Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.
Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к индивидуальному стилю умственной деятельности. Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей уникальности. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы. После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость и все больше возрастает интерес в своем будущем .
Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.
В социальном плане, отмечает И.В. Дубровина, юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения . Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, нарастает потребность в дружеском, интимном общении.
В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.
Центральное психологическое новообразование юношеского возраста, по Д.И. Фельдштейну – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» . Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость. В юношеском возрасте отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других.
Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения (ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое резко увеличивает активность ценностно-ориентационной деятельности в юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном варианте возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность.
Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развитие рефлексии, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. Открытие «я» предполагает особое отношение личности к себе и включает три взаимосвязанных элемента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение; поведенческий – практическое отношение к себе .
Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояния¬ми юноши, в частности, такими как тревожность, страхи, неуверенность в себе и т.п. Это – своеобразные эмоциональные индикаторы развития как самооценки, так и самосознания.
Как отмечает Л.Д. Столяренко, страхи, переживаемые старшеклассниками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам . Для его разрешения у юноши есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверстниками, либо отказаться отличной свободы, самостоятельности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, старшеклассник стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречивая ситуация, в которой оказывается юноша, является одним из основных источников его страхов, имеющих очевидную социальную обусловленность.
Последствия страхов многообразны, но главные из них – это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной основой настороженности, а вторая – подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это Л.Д. Столяренко квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности . Навязчивый страх (тревога) воспринимается старшеклассником как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попытки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги.
Другая особенность в становлении самосознания, по мнению В.Я. Ядова, состоит в обостренном чувстве собственного достоинства . Нередко юноше кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще характерна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.
Итак, хотя в период ранней юноши представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завершенности и сформированности не приходится. Юность – завершающий этап первичной социализации.

Заключение

Таким образом, психологическое содержание ранней юности связано решением задач профессионального определения и вступления во взрослую жизнь; важнейшим новообразованием интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического (абстрактного) мышления; юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей; центральное психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».

Список литературы

1. Божович Л.И. Формирование личности в онтогенезе // Вопросы психологии №2. – М.: Просвещение, 1978.
2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. В 6 т. – М.: Педагогика. 1982.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Школа-Пресс, 1989.
4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.Я. Ядова. – Л.: ЛГУ, 1979.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д.: Феникс,2003.
6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Просвещение, 1989.
7. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1983.
8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971,№4.

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕЙ ЮНОСТИ


Ранняя юность - это период гражданского становления человека, его социального созревания, самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота.
В этом возрасте заметно развивается самосознание. Оно не просто растет, оно приобретает качественно новый характер. Юноши проявляют глубокий интерес к собственной психической жизни, к качествам своей личности, своим способностям, стремятся разобраться в своих чувствах и переживаниях. Новое положение в коллективе (самостоятельная работа по выполнению учебно-производственного плана, участие в бригадном труде, совместная работа в трудовых коллективах, социалистическое соревнование и т.п.) заставляет учащегося по-новому оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявляемым к нему требованиям. С возрастом у юноши и девушки укрепляется тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, свое поведение и деятельность. А самому себя оценить всегда труднее, чем осознать оценку, данную со стороны. Поэтому они нередко переоценивают свою личность, проявляют болезненное самолюбие, тщеславие, зазнайство, пренебрежительно относятся к окружающим, другие болезненно недооценивают себя, считают себя «посредственностями», «никчемными», серенькими и незаметными.
В этом возрасте в связи с физиологическими особенностями обычно наблюдается повышенное внимание к своему физическому облику, к своему телу. Очень многие хотели бы изменить свой облик. Особенно важны для них такие качества, от которых зависит престиж и популярность у сверстников (рост, фигура, чистота лица, физическая сила, полнота, привлекательность и т. п.). Особенно тяжелые переживания выпадают на долю поздно созревающих мальчиков. Эти переживания, как правило, держатся в тайне. Повышенное внимание к физическому облику - гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем обычно считают взрослые. Незнание всех нюансов и вариантов нормального развития оборачивается для многих настоящей «трагедией нормы». Поэтому для молодого человека в таком возрасте очень важна тактичная поддержка взрослого.
На основе самосознания у юношей развивается потребность в самовоспитании. Учащиеся этого возраста стремятся выработать у себя комплекс определенных качеств личности, в вопросах самовоспитания их интересует формирование определенного целостного морально-психологического облика. Поэтому большое значение имеет воспитание у юношей правильного представления об этом облике, наличие у него своеобразного морального эталона, образца для поведения, с которым он мог бы соотносить качества своей личности и свое поведение. При отсутствии надлежащего руководства самовоспитание старшекурсников может иметь иную цель: выделиться из коллектива, подчинить своему влиянию товарищей, оказать «давление» на учащихся младших курсов, во что бы то ни стало быть на «первых ролях» и т.п. Недооценивать такие тенденции нельзя, так как они приводят к зазнайству, эгоизму, черствости, пренебрежению к коллективу. Стремление к самосовершенствованию иногда принимает уродливые формы, зачастую граничащие с опасностью для здоровья. Это ненужное лихачество, бравирование своей смелостью, бесстрашием. В основе же всего этого лежит желание выделиться из общей массы, заставить обратить на себя внимание окружающих. Поэтому важно, чтобы мастер мог подсказать своим воспитанникам разумные методы самовоспитания, разъяснить им, что характер закаляется в борьбе с повседневными трудностями, в процессе решения реальных задач, ставить учащихся в положения, требующие действительной смелости, решительности, находчивости, юношеской лихости.
В юношеском возрасте определенное изменение претерпевает чувство взрослости: оно становится глубже н острее, оно не пропадает, но превращается в своеобразное чувство самоутверждения, самовыражения. Если раньше, в подростковом возрасте, ученик стремился, чтобы его признали взрослым, хотел ничем не отличаться от взрослого, то теперь он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право выделяться из общей массы. Отсюда зачастую и длинные волосы, и широкие брюки, и увлечение модными певцами, и курение у девушек и т.п. В сфере моральных установок и ценностных ориентации юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Попытки некоторых воспитателей административно регулировать ширину брюк, длину волос или ритмы танца вызывают никому не нужные конфликты.
Молодежь в юношеском возрасте довольно глубоко разбирается в содержании и сущности нравственных категорий, таких, как долг, совесть, гордость, честь, справедливость, чувство собственного достоинства. Подготовка молодежи к участию в производительном труде, атмосфера производительного труда, социалистического соревнования, хорошие примеры старших создают наиболее благоприятные условия для развития этих высоких морально-нравственных черт. Мастер должен использовать для этого все находящиеся в его распоряжении средства. Вместе с тем в практике подготовки молодых рабочих еще много недостатков именно в области нравственного воспитания. Имеют место проявления моральной распущенности, цинизма, неуважения к окружающим, нездорового скептицизма, эгоизма, конфликты между личным и общественным. Общественно трудовая жизнь, влияние здорового, целеустремленного требовательного коллектива, который активно воздействует на своих членов, обычно перестраивает сознание и поведение таких юношей и девушек. Но главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы перестраивать неправильное сознание и поведение, а в том, чтобы не допускать формирования ложных и чуждых нам моральных понятий и представлений, влиять на содержание нравственных убеждений в процессе их формирования.
Ранняя юность - не только возраст самоанализа и самоутверждения, но и самый «коллективный» возраст. Старшекурснику важно быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным группе, иметь в ней определенный престиж и авторитет. Исследования психологов показали, что в ученических коллективах постоянно происходят двусторонние процессы: с одной стороны, выделяются наиболее популярные, с другой - те, кто чаще остается «в тени». Это усиливает момент соревновательности и создает немало психологических проблем. Возникают стихийные лидеры. В этом лидерстве далеко не последнюю роль играет физическая сила.
По-настоящему сильные качества учащихся, дающих право на действительное лидерство, проявляются не сразу, не в тот момент, когда организационно формируется актив группы. Все это требует от мастера особого внимания и настоящей педагогической мудрости, чтобы, с одной стороны, суметь увидеть настоящих лидеров группы с самого начала, а с другой - педагогически тактично влиять на расстановку сил в группе в целом. Действенным фактором в этом сложном деле является практика привлечения всех учащихся к участию в групповой общественной работе, привлечение всех учащихся к ученическому самоуправлению.
Особенно важно в воспитательной работе учитывать влияние стихийных уличных групп и компаний. Некоторые педагоги склонны закрывать на них глаза или считать их чем-то случайным. Это – опасное заблуждение.
Учебные занятия не исчерпывают всей жизни молодежи. Их дополняет деятельность различных молодежных организаций - политических (комсомол), спортивных, культурно-просветительных. Однако эти организованные формы общения не снимают у молодежи потребности в стихийных, неформальных группах, будь то приятельские компании, складывающиеся в училище, или уличные сообщества. В отличие от коллективов учебных групп стихийные группы, как правило, разновозрастные и большей частью смешанные по социальному составу (в них участвуют не только учащиеся). Широта состава плюс отсутствие постоянной опеки взрослых, которой нередко тяготятся учащиеся в организованных коллективах, делают принадлежность к таким группам особенно заманчивой для юношей. Престиж юноши в уличной группе часто находится в обратном отношении к его статусу в учебном заведении и наоборот.
Это противоречие создает серьезную педагогическую опасность, так как морально-нравственные устои таких уличных групп иногда бывают антисоциальными, а лидерство в них принадлежит далеко не лучшим ребятам. Случается, что группы перерастают в преступные сообщества или хулиганские шайки. Очень вредную роль играет при этом разница в возрасте.
Стремясь обрести независимость от старших, юноша ищет опоры и поддержки в обществе сверстников. Но внутренне он еще не самостоятелен, легко поддается внушению и психологическому заражению. Чувство принадлежности к группе, особенно если эту принадлежность нужно отстаивать, для него иной раз важнее, чем содержание принципов и норм, на которых строится сама группа.
Попытки ликвидировать стихийные группы и их атрибуты (специфический жаргон, стиль поведения, эстетический вкус, моды и т.п.), как правило, безуспешны. Вместе с тем не исключено, что этот вид общения (в виду имеются, конечно, не хулиганские группы) выполняет и социально-полезную функцию воспитания инициативы и мужества (дворовые футбольные и хоккейные команды и т.п.).
Избежать отрицательных последствий стихийности можно путем оживления работы организованных коллективов, придания им большей активности и самостоятельности. Ведущую роль здесь должна и может играть училищная комсомольская организация. За последние годы значительный эффект в деле отвлечения учащихся училищ от стихийных группировок дает хорошо налаженная работа «училища полного дня».
Для юношеского возраста характерно развитое чувство товарищества. Наряду с этим чувством, которое носит более широкий, чем у подростков, характер, развивается потребность в личном дружеском общении. Для дружбы юношей характерны определенные особенности. В 15-16 лет и юноши, и девушки считают дружбу важнейшим из человеческих отношений. Мотивы юношеской дружбы более глубокие, чем у подростков. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: откровенность, взаимное доверие, отзывчивость, верность, готовность к постоянной помощи, наличие общих интересов, стремление к совместной деятельности, требования идейной общности и принципиальности, что проявляется в мечтах о будущем, в отношении к учебной работе, в помощи друг другу, во взаимном уважении, взаимопонимании. Юношеская дружба охватывает весьма широкий круг интересов и деятельности, она более эмоциональна и интимна по сравнению с дружбой подростков, более устойчива. Мастеру важно знать и умело использовать дружеские связи своих воспитанников. Дружеские связи необходимо учитывать при организации взаимопомощи, комплектовании ученических бригад, назначении дежурных, организации работы по самообслуживанию и т.п.
Впервые в пору ранней юности у молодежи появляется особое чувство - любовь. Это совершенно новое состояние эмоциональной жизни юношей, которого, как правило, нет у подростка. Юношеская любовь обычно богата разнообразными переживаниями, для нее характерно взаимное уважение, поддержка, взаимопонимание. Любовь - очень интимное, сугубо личное чувство, требующее весьма тактичного и правильного отношения к нему со стороны взрослых. Любовь, как проявление влечения и интереса к противоположному полу в 16-17-летнем возрасте - нормальное явление, неизбежный этап в развитии человека. Юношеская любовь в основе своей - здоровое чувство, которое в большинстве случаев благотворно влияет на юношей и девушек, вызывает у них стремление избавиться от недостатков, выработать положительные качества личности, воспитывает благородные чувства и стремления, помогает бороться с трудностями. Все это нужно умело использовать в учебной и воспитательной работе с учащимися. Вместе с тем ни в коем случае не следует грубо вторгаться в мир интимных переживаний и тем более высмеивать или упрекать юношу или девушку за проявление этого чувства, нужно чутко и бережно относиться к нему.
Иное дело, когда возникающее чувство любви развивается ненормально (не встречает взаимности, связано с не совсем здоровыми интересами и переживаниями), мешает учению, делает учащегося слишком возбужденным или рассеянным, замыкает в кругу личных переживаний. В таком случае необходимо попытаться переключить энергию и активность учащегося в русло других интересов, отвлечь его внимание каким-либо интересным делом. К сожалению, в отдельных случаях молодые люди проявляют нечистоплотность в области половой морали, распущенность, цинизм. Здесь необходимы серьезные и решительные меры. Однако самое правильное - не дожидаться, когда придется применять такие меры, пресекать «далеко зашедшие» отношения, а строить воспитательную работу так, чтобы не возникло условий и возможностей для подобных отношений.
Мастеру, как основному наставнику молодежи, здесь большое поле деятельности, приложения своего педагогического мастерства. Половое воспитание молодежи - область деятельности весьма деликатная, требующая большой педагогической эрудиции, больших знаний, умений найти пути к душе молодого человека. Мастер не имеет морального педагогического права игнорировать эту часть воспитательной работы. Замалчивая половые проблемы, мы невольно позволяем решать их тем людям, влияние которых на наших воспитанников может быть отрицательным. Большое значение в деле полового воспитания имеет хорошо поставленное в училище медико-гигиеническое просвещение.

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Новообразование: центральное – самоопределение; другие – дифференциация способностей, ориентация на будущее, мировоззрение, нравственная устойчивость поведения. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.

Понятие ранней юности и ее возрастные границы. 15 (или 14-16лет) переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Это время приходится на 9-й класс, если иметь, а виду 11-летнюю общеобразовательную школу. В 9-м классе решается вопрос о дальнейшей жизни. Это переломный период, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в частности, представление о значимости образования и престижности той или иной профессии. В конце 80-х годов Дубровина проводила исследование где было показано, что далеко не все подростки могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший жизненный путь. Многие из них тревожны и боятся сделать выбор. В это время усиливается значимость собственных ценностей. В связи с самосознанием усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь – более тонко (Я не лучше, но и не хуже других). В этот период жизни возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.



Социальная ситуация развития в ранней юности. Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющих на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению с взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста - этапа эмансипации от взрослых обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются в это-время жизненные перспективы, главным образом - профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы старшеклассники могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. 70% старшеклассников хотели бы быть такими людьми, как родители, 10% хотели бы походить на родителей кое в чем. Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками - общении на равных. Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками - представителями противоположного пола. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте может появиться первая настоящая влюбленность. Старшеклассники бывают, склонны подражать другим и самоутверждаться с помощью мнимых или действительных «побед». Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, скажется в будущей взрослости. Эти наиболее глубокие отношения определяет важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Особенности самосознания и самооценки в старших классах. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов. Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка. Юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенности: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность. Одно из достижений юношеского периода - новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: - открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; - стремление к самопознанию; - формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; - самоуважение; -становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!». Развитие самооценки подростка сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но который, однако, не всегда соответствует действительным возможностям подростка. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива и в основном неадекватна. Подросток либо недооценивает, либо, напротив, переоценивает себя; уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. Поведение, регулируемое подобной самооценкой, может привести к конфликту с окружающими. Процесс формирования самооценки протекает на фоне высокой эмоциональности и связан с разнообразными переживаниями. По мере накопления и интеграции познавательного и аффективного опыта в отношении себя в ходе учебной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками самооценка подростка теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями ближайшего коллектива, связывается с устремлениями и будущее, становится более расчленённой, глубже учитывающей результаты самопознания и все более адекватной. Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Но психологические условия общения оказывают обратное воздействие на уровень его саморегуляции. М. И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведения подростков, наблюдал, что у подростка с устойчивой и адекватной самооценкой, находящегося в условиях, способствующих удовлетворению его потребности в самоутверждении, моральная саморегуляция поведения проявляется на достаточно высоком уровне, происходит её дальнейшее развитие, усложнение. Если же подросток с такой же самооценкой оказывается в условиях общения, где он постоянно сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и регламентацией действии, саморегуляция нарушается. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность поведения, он превращается в исполнителя власти другого или восстает против любого авторитета. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее устойчивости в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Саморегулирование становится узкоситуативным, снижаются его возможности.

Формирование юношеского мировоззрения. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело с человеком, мировоззренческие более или менее определившимся, с взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными. Воззрения на мир современной юности определяются наличием множества различных, по-своему аргументированных, имеющих сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которыми молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто раньше традиционно выступал в качестве носителей единого мнения для старших школьников (родители, учителя), сами сейчас находятся в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разных, изменчивых и противоречивых мнений, спорят друг с другом, меняют свои взгляды. Такая социально-психологическая ситуация имеет положительные и отрицательные аспекты. Положительное состоит в том, что отсутствие единственного и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелые личности. Но, с другой стороны, подобная ситуация ведет к быстрому разделению людей на группы, отличающиеся, причем - существенно, друг от друга по уровню социальной и нравственно-мировоззренческой зрелости, к отставанию одних и более быстрому психологическому развитию других. В самом затруднительном положении, конечно, оказываются те, кто сам не в состоянии сделать правильный выбор. Сложнее всею юношам и девушкам разобраться в политике, экономике, самоопределяться в этих сферах человеческих отношений. Отсюда наблюдаемый уже сейчас рост антиполитичности, безразличие к происходящему в стране. Некоторые юноши и девушки, имеющие склонность к занятиям различными вещами искусства, обладают, к сожалению, отрицательными установками по отношению к экономической образованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью мировоззрения. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни осознания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всею лишь одни, хотя и существенный, шаг.

Изменение познавательной деятельности старшеклассника. Старшеклассник так же, как и подросток, мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает и т. д., хотя и в этом отношении есть сдвиги. Старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию. В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы. Активность мысли в эти годы и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в неожиданных, порой фантастических предположениях и «теориях». Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Старшие школьники не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?». Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, можно ли считать принципиальным человека, который не высказывает своего мнения во время спора, может ли быть дружба между юношей и девушкой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Они с большим интересом занимаются в различных научных обществах, в школах «юных математиков» и других юношеских объединениях. Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных и самостоятельных форм деятельности: дискуссий, лабораторно - практических работ, изучения первоисточников.

Юность – это время выбора жизненного пути. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учеба в вузе, создание семьи.

Понятие кризиса 17 лет. Кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Это наиболее тяжелый кризис периода наряду с кризисами 3 и 11 лет. Большинство 17-летних школьников ориентируется на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Выпускники школы, связывающие свой ближайшие жизненный планы с вузом. Подростки в этот период наиболее подвержены связанным с поступление стрессам. Для тех, кто тяжело переживает кризис, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.

Тема. Психология ранней юности.

План

1. Хронологические рамки юношеского возраста. Культурно-исторический аспект выделения данной возрастной группы.

2. Интеллектуальное развитие в период ранней юности.

3. Выбор профессии – ведущий тип деятельности старшеклассника.

4. Формирование самосознания в юношеском возрасте. Кризис идентичности (по Э. Эриксону).

5. Становление мировоззрения старшеклассника.

I. Хронологические рамки юношеского возраста. Культурно-исторический аспект выделения данной возрастной группы.

Подростковый возраст – это «затянувшееся детство», из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Задача дальнейшего психического развития состоит в том, чтобы человек сумел пройти путь действительного повзросления. Решение этой задачи осуществляется в ходе следующего возрастного периода юности. Хронологические границы юности условны, но как возрастной период она делится на раннюю юность (старший школьный возраст) 15(16) – 18 лет и позднюю юность 18 – 22(23) года. В этот краткий период жизни юноше предстоит решить ряд самых кардинальных проблем, что позволяет ему ощутить себя по-настоящему взрослым.

Отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости.

Окончание школы, получение профессии или выбор направления дальнейшего обучения. Профессиональное самоопределение.

Преодоление кризиса идентичности ролевой диффузности («самоидентификации»).

Новый виток социализации в среде сверстников, основанной на установлении более глубоких эмоциональных отношений.

Обретение взрослой, зрелой сексуальности, адаптация к этому состоянию. Обретение друга другого пола.

Попытки осознания своего предназначения.

Задачи, стоящие перед юношей, не просто очень важны, а носят экзистенциальный характер: ни одна из них не является второстепенной, одновременное же решение их очень сложно в силу противоречивости друг другу.

Юность нужно рассматривать как явление, обусловленное типом культуры. Так, на ранних этапах развития общества юность как таковая практически отсутствует, а переход к взрослой жизни совершается в течение нескольких часов, необходимых для проведения ритуального обряда инициации. В процессе развития цивилизации происходит вынужденное увеличение срока обучения. Это продиктовано потребностями технологически развитого общества и приводит к появлению существенного разрыва между закончившимся физическим созреванием и получением социального статуса. Благодаря наличию этого переходного периода («разрыва») молодые люди имеют время, чтобы приобрести знания и навыки, необходимые для их будущей деятельности, а также сталкиваются с внутренними противоречиями между зависимостью и независимостью, ролью ребенка и ролью взрослого. Таким образом, юность – это поздний продукт развития цивилизации (существует только в развитом обществе), границы юношеского возраста во многом обусловлены продолжительностью получения образования.

Если изучать юношеский возраст с точки зрения тех изменений, которые происходят в отдельных психических процессах и функциях (память, мышление, восприятие и др.), то трудно найти качественное своеобразие в личности старшего школьника. С этой позиции все новообразования психики и даже физиологические изменения завершаются в подростковом возрасте, а на долю ранней юности остается лишь их укрепление и совершенствование. Такой подход к анализу психического развития, не учитывающий изменений в структуре личности юноши; содержательной стороны в формировании психики, привел к тому, что старший школьный возраст стал рассматриваться как возраст завершения новообразований, возникающих у подростка, а не становления качественно новых особенностей его личности.

Однако если подойти к анализу личности старшего школьника с точки зрения тех изменений, которые в ней происходят благодаря особой внутренней позиции, то окажется, что и для этого возраста характерны качественно своеобразные процессы развития, характеризующие данный этап формирования личности. Именно в этом возрасте на основе новой, впервые возникающей социальной ситуации развития происходят коренные изменения в содержании и соотнесении основных мотивов школьника, определяющих перестройку на этой основе и всех других его психологических особенностей. Анализируя социальную ситуацию развития в период ранней юности, следует в первую очередь отметить, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. В этот период перед школьником возникает задача «… наметить свой характер, свои убеждения, найти свое призвание». В этом и заключается самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни в период ранней юности, в ее требованиях к школьнику, и что характеризует условия, в которых формируется его личность. Принятие школьником решения, осуществление выбора профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивы, идущие как от непосредственных интересов и склонностей, так и порождаемых всей ситуацией выбора. Так, в старшем школьном возрасте учащиеся, выбирая свой жизненный путь, не идут прямо по линии своих непосредственных интересов и склонностей, а стремятся осуществить выбор, взвешивая все, в том числе и свои возможности. При этом они считают нужным подчинить в случае необходимости свои непосредственные интересы рациональному выбору. Таким образом, в основе выбора профессии лежат здесь сложные опосредованные потребности, которые приобретают сознательный и произвольный характер.

В виду того, что выбор профессии встает перед старшими школьниками как задача первостепенной жизненной важности и что благодаря уже достигнутому уровню психического развития они решают ее как задачу выбора своего дальнейшего жизненного пути, - все это создает своеобразную социальную ситуацию развития, которая и отличает раннюю юность от всех других возрастов; определяет ведущий тип деятельности юношеского возраста как учебно-профессиональную деятельность; обуславливает возникновение специфических новообразований психики старшего школьника.

II. Интеллектуальное развитие в период ранней юности.

Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения – это изменения в уровне… К концу подросткового возраста человек уже способен оперировать абстрактными… Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими…

Старшеклассника.

Выбор профессии – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения (Д.Сьюпер, 1953). Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда – с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела: первый исходит из запросов общества, третий – из свойств личности, второй – предлагает способы согласования того или другого. Вместе с тем они взаимодополнительны (первый – преимущественно социологический, второй – социально-психологический, третий – дифференциально-психологический).

В психологии развития выбор профессии обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязанно. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес.

Четвертый этап – практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, 2) выбор специальности.

В мотивах выбора профессии всегда проявляется образ желаемого будущего для юноши, что тесно связано с высоким заработком, возможностью обладать различными социальными благами, условиями и содержанием труда, возможностью реализовать свой потенциал. Кроме того, при выборе профессии значимыми факторами являются ее престижность, качества личности, присущие представителям данной профессии, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга.

Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Но для того, чтобы осуществить реальный выбор профессии, юноше необходима информация, прежде всего о мире профессий в целом (о возможностях и требованиях каждой из них), а так же и о себе самом (своих интересах, возможностях и способностях). Важно, что одно из серьезных стратегических решений своей жизни – выбор профессионального пути – человек принимает именно в юношеском возрасте, когда окончательно он еще не понимает всей сложности и ответственности выбора. Если бы старшеклассник осознавал всю важность принятия данного решения, то, вероятно, избыточная мотивация только бы осложнила этот процесс.

IV .Формирование самосознания в юношеском возрасте.

Кризис идентичности (по Э.Эриксону).

Развитие самосознания – центральный психический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Само углубление внутренней жизни юноши идет в двух направлениях: когнитивном и эмоциональном. С одной стороны, это углубление осознавания себя и более широкое понимание социального контекста своей жизни, с другой, это повышенная эмоциональность, расширение спектра переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении, но одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества. Не менее сложным является осознание своей преемственности, устойчивости своей личности во времени. Для ребенка из всех измерений времени самым важным, а то и единственным является настоящее, «сейчас». Детская перспектива в прошлое невелика, все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. У подростка положение меняется. Прежде всего, с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.Расширение временной перспективы означает также сближение личного и исторического времени. Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Чувство «остановки времени», согласно концепции американского ученого Э. Эриксона, - это как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Подросток может попеременно чувствовать себя то очень юным, даже совсем маленьким, то, наоборот, чрезвычайно старым, все испытавшим. Надежда на личное бессмертие или заменяющую его бессмертную славу может перемежаться с паническим страхом старости и смерти. Диффузность, расплывчатость представлений о времени сказывается и в самосознании, в котором страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью. Одни буквально рвутся вон из детства, у других расставание с ним проходит очень мучительно, вызывая даже желание умереть. Одна из проблем, с которой сталкивает старшеклассника идея необратимости времени – тема смерти. В юношеском самосознании тема смерти звучит остро, но неоднозначно. У одних это возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов, у других – новая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимым. У третьих вопрос звучит экзистенциально-трагически. Расставаться с идеей личного бессмертия трудно и мучительно. Да и вера в физическое бессмертие не проходит сразу. Отчаянные, смертельно опасные поступки некоторых подростков – не просто рисовка и проверка своей силы и смелости, а в буквальном смысле слова – игра со смертью, проверка судьбы в абсолютной уверенности, что все обойдется, сойдет с рук.

Как преломляется все это в юношеском самосознании?

Центральный психологический процесс здесь – это формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона (1968). Юноша должен ответить на вопросы «Кто я?», «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. Чувство идентичности формируется у юноши постепенно: его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты дошкольника преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей. В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки должны бить синтезированы. Поиск идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой. Последователь Э. Эриксона канадский психолог Джеймс Марсия (Марше) выделил 4 стадии формирования идентичности или 4 статуса идентичности, которые можно описать с помощью двух параметров.

1. Кризис : вступил ли человек в период кризиса, задумался или нет над вопросами: какую карьеру выбрать, каким убеждениям и ценностям стоит следовать в жизни, т.е. пережит ли кризис .

2. Принятие решений (обязательств) : принял ли человек твердые решения относительно выбора профессии и стратегии осуществления этих решений, выбора системы ценностей (нравственных, политических, религиозных взглядов), т.е. принято ли решение.

Сочетание этих двух параметров (кризис и принятие решений) и дает 4 стадии формирования идентичности-

Диффузия идентичности (неопределенная идентичность).

Предрешенная идентичность

Мораторий

Зрелая идентичность.

Схема развития идентичности

Предрешенная идентичность

Диффузия идентичности (кризис не пройден, обязательства не приняты)

Молодые люди, которым недостает чувства направления в жизни, не хватает мотивации, чтобы его отыскать. Они не испытывают кризиса (не задумываются о личном самоопределении), не выбрали для себя профессиональной роли или моральных убеждений. Они просто избегают подобных вопросов, одним подавай немедленное удовольствие, другим – подавай все подряд.

Предрешенная идентичность (кризис не пройден, обязательства приняты)

Юноши и девушки, которые приняли на себя обязательства, не проходя периода принятия самостоятельных решений. Они выбрали профессию, идеологию, но этот выбор был сделан не самостоятельно, а определялся, скорее, их родителями и учителями.

Мораторий (кризис наступает, решение не принято)

Юноши и девушки находятся в самом центре кризиса идентичности. Они задумываются над вопросами личного самоопределения, однако окончательное решение еще не принято; юноши и девушки заняты «поиском себя»: они «примеряют» различные варианты идентичности в надежде найти свой, единственный.

Зрелая идентичность (достижение идентичности ): (кризис пройден, решение принято) Люди, прошедшие кризис и сделавшие определенный выбор в профессиональном и нравственном плане. В результате они стремятся жить, придерживаясь сформулированных правил (от поисков себя приходят к практической самореализации).

Выяснено, что уровень идентичности тесно связан с рядом индивидуально-личностных черт. Так, «мораторий» обычно предполагает высокий, а «досрочность» - низкий уровень тревожности. Более высокие уровни идентичности коррелируют с более высоким самоуважением. Непосредственных связей между уровнем идентичности и интеллектом не найдено, но есть значимые различия в когнитивном стиле (сложившихся установках познавания мира).

Так, «размытая идентичность» и «досрочная идентификация» связаны с меньшей интеллектуальной самостоятельностью. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными интересами и с более развитой рефлексией. «Мораторий» и «зрелая идентичность» характеризуются преобладанием интернального, «размытость» и «преждевременность» - экстернального локуса контроля. «Преждевременность» дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие – по самостоятельности. Самый высокий уровень морального сознания характеризует людей, находящихся в стадии «моратория» или «зрелой идентичности».

Если индивид долгое время не обретает зрелой идентичности, не принимает решения, касаемые его будущего и настоящего (профессия, взгляды, отношения с др. людьми), его одолевают сомнения относительно своего места в обществе, своей принадлежности к определенным социальным группам, своих возможностей и перспектив. Зачастую это сопровождается чувством своей бесполезности, никчемности, ненужности, индивид ощущает свою неприспособленность к жизни и отчужденность от окружающих людей. Возникает синдром патологии идентичности.

Преодолеваются ли эти явления относительно легко или приводят к правонарушениям, неврозам или даже психозам – во многом зависит от предшествующего опыта. Если развитие личности проходило в благоприятной обстановке, самооценка ребенка складывалась под действием впечатлений, связанных с собственной успешностью и с положительными реакциями на него других людей. Наряду с этим у него формировалось убеждение, что его ждет вполне доступное для его понимания будущее, в котором ему будет отведена определенная роль. В юности это убеждение может быть временно поколеблено, однако личностная интеграция на новой основе для такого индивида, как правило, не представляет особых затруднений, и, когда она достигается, юноша вновь обретает ощущение адекватности того пути, по которому он продвигается.

Но для старшеклассника, испытавшего в детстве дефицит позитивных реакций на него со стороны окружающих или чувство незащищенности, вызванное неправильным воспитательным стилем родителей, преодолеть такое нарушение равновесия бывает непросто. Как преломляется развитие личности в Я - концепции старшеклассника (его самооценке и представлении о себе)?

Большинство сравнительно-возрастных исследований подтверждает, что юношеский возраст сопровождается значительными, иногда драматическими переменами в содержании и структуре Я - концепции. После 15 лет происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, устойчивее становятся самооценки, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей. В целом, Я – концепция становится более устойчивой, стабильной, самооценка – более адекватной и реалистичной. «Образ Я» (когнитивная составляющая)

1) становится более дифференцированным (когнитивно сложным):

2) качества структурируются, группируются вокруг центральных,

3) изменяется содержание – соотношение физических и интеллектуальных компонентов.

Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Те же тенденции характерны для самоописаний, которые у подростков и юношей имеют гораздо более личностный и психологический характер и одновременно сильнее подчеркивают отличия остальных людей. Соответственно меняются и «предметные» компоненты Я-концепции, в частности соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я».

V.Становление мировоззрения старшеклассника.

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения является усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему. Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят неодинакова, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию». Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности, каково именно его место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются его способности. На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем. Форм деятельности много, и заранее нельзя сказать, где человек найдет себя. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение). Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл, - такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением, которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Характерная черта ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны – это результат конкретизации целей и мотивов.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Ученые дают разные возрастные рамки этого периода. Д.Б. Эльконин определяет данный возраст как раннюю юность (от 14-15 до 17-18 лет), Д.И. Фельдштейн определяет его как младший подростковый возраст (15-18 лет); И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет)

Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей (Я.С. Кон).

Юность, по мнению В.И. Слободчикова, - завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни»

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора (Л.И. Божович).

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная . Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.



Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Е.Е. Сапогова, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Как жить?»). Юноша ищет глобальную и универсальную формулировку «служить людям», «приносить пользу». Его интересует не столько вопрос «Кем быть?», сколько «Каким быть?», а также гуманистические ценности (он готов работать в системе социальной защиты), общественная направленность личной жизни (борьба с наркоманией и т.п.), широкая социальная благотворительность, идеал служения.

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ . Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.)- В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых – главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе (разобраться в своем характере, своих чувствах, действиях, поступках). Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность само воспитания. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит самооценка своей внешности (особенно у девушек). Юноши остро переживают замечаемые у себя признаки реального или мнимого избыточного веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности.

Одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором он и живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой (И.Ю. Кулагина).

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу.

В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний., но не так бурно как в младшем подростковом возрасте. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения. Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. Большое значение придается выраженности принадлежности к определенному полу. Развитие половой идентификации представляет психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признания ее обществом.

Период юности характеризуется наличием кризиса, суть которого в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школы. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (17-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь.

Социально-психологические свойства этой возрастной группы зависят от социально-профессионального положения.

Кризис проявляется в крушении жизненных планов (не поступил в вуз), в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса приводит к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени), авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. «Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «Я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование и позволяет квалифицировать этот период как критический – кризис юности. Большинство авторов рассматривают этот кризис как кризис идентичности.

Авторы усматривают в кризисе юности негативные и позитивные стороны. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизнедеятельности и т.п. и вступлением в новый период жизни; позитивные – с новыми возможностями становления индивидуальности человека, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования.

В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизненной и новой взрослой жизни.