"звуковая культура речи". План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Тема : «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.

Задачи:
обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слова с этим звуком.
развивающие : Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Материал, оборудование: картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.

Структура НОД:
1. Вводная часть

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.
1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2 . Основная часть
Методические приёмы
Артикуляционная гимнастика
Логопедическая распевка
Отгадывание загадок
Знакомство со звуком Ш
Дидактическая игра « Определи слово с заданным звуком»
Работа по картинкам
Проговаривание чистоговорок

3 . Заключительная часть. Подведение итога НОД

I . Вводная часть
Воспитатель.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
Какие признаки зимы вы знаете?) (Ответы детей)
Загадывание загадки о снежинке.
С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые ….(снежинки)

1.Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»
Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул.
И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Сюрпризный момент — появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш)

Загадывание загадки о гусе:
Он шипит и тянет шею…, нет, наверно, птиц смелее.
Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь).

II .Основная часть
Воспитатель . Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1.Артикуляционная гимнастика
Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.
Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!
Чередование: улыбка – трубочка.
Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы..

2. Знакомство со звуком Ш
Воспитатель
. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш). Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит».

3.Работа по картинкам
Воспитатель
. Слов со звуком Ш очень много, но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты…)-работа по картинкам

4.Д/игра « Определи слово с заданным звуком»
(Услышав слово со звуком Ш, дети хлопают в ладоши)

5. Проговаривание чистоговорок:
Ша-ша-ша…
Наша Маша хороша.
Шу-шу-шу…
Дали кашу малышу.
Ши-ши-ши
Съели кашу малыши.
Шо-шо-шо…
После каши хорошо.

III. Подведение итога
Воспитатель.
Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)
Где мы слышим эти звуки? (Шипение гуся, шелест листьев).
Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.

Название: Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук ш»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Хрущевский детский сад «Ягодка»
Месторасположение: д. Хрущево, Старожиловский р-н, Рязанская область

Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Задачи:

1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

2. Развитие фонематического восприятия и слуха.

3. Умение находить слова со звуком [ш].

4. Воспитание умения слушать других.

Материал: картинки: 1) Чебурашка, старуха Шапокляк. 2) Ромашка, кувшинка, камешки, шишки, орешки, волнушки, кукушка. 3) Два домика: одноэтажный, двухэтажный, мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц. 4) Конверт с написанными «перепутанными» стихами. 5) Красные кружки-сигналы. 6) Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Отличие звуков от букв.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных ?

При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

Гласные тянутся к песенке звонкой. А согласные согласны

Могут заплакать и зарыдать. Шелестеть, шептать, скрипеть,

В темном лесу звать и аукать, Даже фыркать и шипеть,

Но не желают свистеть и ворчать. Но не хочется им петь.

3. Сообщение темы занятия.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте встанем, повернемся к гостям и поздороваемся. (Выставляется рисунок с изображением Чебурашки).

Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старуху, которая мешает делать добрые дела и помогать людям.

- Вы догадались, кто это? (Шапокляк). (На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк).

Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. - Поможем ей в этом?

- Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

- Итак, какой первый звук мы слышим в имени старухи? (Это звук [ш]).

Сегодня на занятии мы будем учиться четко, произносить этот звук и различать слова со звуком [ш].

4. Характеристика звука.

Артикуляция звука - язык чашечкой, губы округлены.

Звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый.

У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- В имени, какого героя есть этот же звук? (Чебурашка).

- В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

Произношение изолированного звука.

Как шипит змея? [ш-ш-ш]

Как воздух из шарика выходит? [ш-ш-ш]

Гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины? [ш-ш-ш]

5. Автоматизация звука [ш] в слогах.

Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-иш! Чебурашка насторожился. Шта-што-шту-шты! испугался». Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Чебурашка успокоился.

- Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].)

Дополните их звуком [м]. - Какое слово получилось? (Шум.)

Произношение звука в слогах:

Шка-шко-шку-шки + Кша-кшо-кшу-кши

Ашк-ошк-ушк-ишк + Укш-ыкш-акш-окш

Шко-шку-шки-шка + Кшо-кшу-кши-кша

Ошк-ушк-ишк-ашк + Окш-укш-ыкш-акш

Кшу-кши-кша-кшо + Ыкш-акш-окш-укш

6. Игра «Назови картинку».

Выставляются картинки.

На опушке росли … (ромашки), на речке … (кувшинки). На берегу речушки Чебурашка увидел … (камешки), на сосне - … (шишки), на орешнике - … (орешки). Под кустом росли … (волнушки). - Какую птицу увидел Чебурашка на дереве? (Кукушку.)

7. Игра «Добавь словечко».

Послушайте рассказ Чебурашки о том, как он шёл в гости к нам. Ребята, а вы помогайте вести рассказ.

Я по лесу шёл и ромашку (нашёл). Дальше я в лес (пошёл) и в чащу леса (зашёл). К дереву (подошёл), вокруг него (обошёл) и там сладкий мёд (нашёл). По тропинке до избушки (дошёл) и в гости к мышке (пришёл). Затем по дорожке … (пошел) и к вам на занятие … (пришел).

8. Небылицы.

Ребята, когда я заходил в гости к мышке, она мне рассказала такие странные истории, послушайте их, пожалуйста, и помогите исправить предложения согласно смыслу.

Мышка ловит кошку. Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу. Вешалка висит на рубашке

Зёрнышко клюёт петушка.

9. Игра: «Разложи картинки».

Чебурашка шёл по дороге и увидел 2 домика. На столе лежат картинки, которые вы должны разложить в домики: в одноэтажный домик картинки, в которых есть звук [ш], в двухэтажный домик – картинки, со звуками [с], [з], [ц]. (На доске - два домика: одноэтажный, двухэтажный).

Картинки: мышь, кошка, шапка, шуба, лиса, подсолнух, зонтик, ваза, лестница, заяц.

10. Физминутка «Как живёшь».

Выполняем движения согласно тексту.

Как живёшь - Вот так (показать большие пальцы рук)

Как плывёшь - Вот так (движения, имитирующие плавание)

Как бежишь - Вот так (бег на месте)

Вдаль глядишь – Вот так (правая рука на уровне лба)

Ждёшь обед – Вот так (правую руку под щёку)

Машешь вслед – Вот так (помахать)

Утром спишь – Вот так (руки сложить под щёку,наклон головы вправо)

Как шалишь – Вот так (надуть щёки и кулачками нажать на них)

11. Игра «Поймай звук».

Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш.

12. Игра «Слова – рифмы».

Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Посмотрите, он принёс вам конверт. Здесь написаны «перепутанные» стихи. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).

Пили чай из белой шашки … (чашки).

Вылезла из норки шишка … (мышка).

На нее упала мышка … (шишка).

Под кустом сидели шишки … (мышки).

На сосне висели мышки … (шишки).

В воздухе летала кошка … (мошка).

Молоко лакала мошка … (кошка).

13. Игра «Произнеси наоборот».

Сейчас нам нужно подобрать слова наоборот.

Маленький - …большой

Узкий - … широкий

Плохой - … хороший

14. Игра «Сигнальщики».

Поиграем в игру, где мы будем учиться слышать звук (ш) среди слов.

Возьмите красные кружочки. Если услышите звук (Ш), поднимите сигнал.

малыши, муха, игрушки, шар, зима, кошка, сом, мышка, Шура.

- Скажите, где мы учились различать звук (ш)? (среди слов)

15. Игра «Маленькое – большое».

Ребята, старуха Шапокляк любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Шапокляк не маленькая шляпа, а … большая.

У Шапокляк не маленькое платье, а … большое.

У Шапокляк не маленькие уши, а … большие.

У Шапокляк не маленький шар, а … большой.

16.Игра «Найди друзей Шапокляк».

Я буду зачитывать слова, а вы должны определить и назвать друзей Шапокляк.

Шапокляк, орешки, мишка.

Шапокляк, каша, мышка.

Шапокляк, лягушка, камыш.

- Назовите друзей Шапокляк? Мишка, мышка, лягушка.

17. Игра «Один - много».

Сейчас мы поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет, а вы много.

Шар - шары, кошка – кошки, мишка - мишки, мышка – мышки.

18. Физминутка.

А сейчас мы отдохнем, Физминутку проведем.

Наши игрушки вдруг оживились

И в волшебных они превратились.

Вправо и влево качается мишка.

Вдруг пробежала шустрая мышка.

Вот потянулась пушистая кошка.

Мы поиграли с вами немножко!

19. Автоматизация (ш) в словосочетаниях.

Посмотрите на картинки и скажите, какие они.

- Что можно о них сказать?

Шар (какой?) воздушный, красный, большой, круглый.

Кошка (какая?) пушистая, ласковая, рыжая, ленивая.

Мишка (какой?) большой, косолапый, коричневый, неповоротливый.

Мышка (какая?) шустрая, маленькая, серая, быстрая.

Мы с вами назвали много слов-признаков, но выберем только те, в которых есть наш дежурный звук (ш).

Назовите их.

Воздушный шар, пушистая кошка, большой мишка, шустрая мышка.

20. Итог занятия.

Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

- Какой звук мы учились правильно произносить? (ш)

Верно, мы четко произносили звук (ш) в речи.

- Назовите слова со звуком [ш].

- Какое у вас настроение? А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.

Конспект занятия по ФГОС в средней группе

Тема: «Звуковая культура речи: звук ж»

Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Задачи:

Обучающая: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж.

Развивающая: развивать артикуляционный аппарат; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать.

Воспитательная: воспитывать партнерские отношения во время игр.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня я вам расскажу одну историю, которая произошла с Язычком: Сидел Язычок в домике. Слышит: кто-то песенку поет: «Ж-ж-ж-ж». – Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я знаю песню листьев, гуся, змеи. Но эта новая песня совсем другая. Она звонкая: «Ж-ж-ж-ж».

Воспитатель: Ребята, а кто знает, кто поет такую песню?

Дети: Ж-ж-ж-ж - это песня жука

Воспитатель: Правильно. Ж-ж-ж-ж- это песня жука. (показывает иллюстрации с изображением жука и цветов). – Она поется так же, как песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж». Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню.) А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песню гуся. Поет горло? (Да!) Давайте поучимся петь песенку жука?

Воспитатель: Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Дети поют песенку маленького жучка и песню большого толстого жука.

Воспитатель: Дети, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Жуки». Встаньте в круг и возьмитесь за руки.

За пределы круга выходят 6-7 детей. Они изображают жуков. (Желательно чтобы среди них были те дети, которые нечетко произносят звук ж).

«Круг – это большая комната с множеством окон, - объясняет педагог. – Люди ушли, и оставили окна открытыми. (Дети опускают, расцепляют руки.) В комнату влетели жуки и загудели: «Ж-ж-ж-ж». Они стали летать по всей комнате. Подул ветер, и окна захлопнулись. Жуки полетели к окнам, не увидели стекол и упали. Попались жуки! Лежат на спине, барахтаются. Жалобно жужжат. Давайте поможем жукам – перевернем их на брюшко и, открыв окна, выпустим на волю. Пусть летают».

Воспитатель: Понравилась игра? Давайте, сыграем еще раз. (Повторяется несколько раз).

Воспитатель: Какая интересная игра. Вы, ребята, замечательно поиграли. А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?» Вы внимательно слушайте, я вам задам вопросы.

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел –

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Маринка не поймет:

Почему букет поет? Н. Головина

Воспитатель: Кто мне ответит, почему же букет пел?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите, я вам прочитаю рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался?

Воспитатель: Хорошо. Тогда я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу помогать.

Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

(Ответы детей)

Физминутка

Воспитатель: А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком. В группу к нам жук влетел.

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел. поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Жук – вот красивая ладошка кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали, на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Игра инсценировка.

На столе появляется собака. « Я – Дружок. Как меня зовут? Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы называть меня так.

Я не один к вам пришёл. Я ежа привёл. Где же он? Ё-Е-Ж, покажись! Дети, помогите мне упросить ежа показаться».

- Ёжик, покажись. (Дети говорят сначала шопотом, потом обычным голосом, потом громко).

Появляется ёж, смотрит на детей ворчит: «Покажись, покажись! Разве так просят?» (Прячется).

Обиделся. (Удивляется Дружок).

Что же ему не понравилось? (Дети подсказывают: надо попросить ежа вежливо 2-3 ребёнка по- одному, затем все вместе).

Появляется ёж, говорит: «Теперь покажусь. И жука с вами познакомлю. Жу-у-ук, покажись, пожалуйста!» (Слышится жужжание).

Ты чего жужжишь? Наверно вылезти не можешь? (Спрашивает педагог).

Не может вылезти. Подожди, сейчас спущу тебе верёвку. Держи, жучок! Не слышишь? Дети, давайте вместе скажем: «Держи верёвку, жучок!»

Очень тяжёлый». (Тянет жука, просит Дружка помочь тянуть).

Появляется жук: «Спасибо, ёж. Спасибо, Дружок. А я стихи сочинил. Хотите послушать?

«Жук жуку жужжал: «Жжу-жжу,

Я с ежом давно дружу». (Предлагает детям повторить стихи сначала девочкам, потом мальчикам).

Затем Дружок обижается. Но жук отвечает, что и про него сочинил стихи.

Жук, жуку, жужжал: «Жжу-жжу. Я с Дружком давно дружу».

Спасибо, жучок. (Дружок).

Я с жуком вожусь, И теперь я не сержусь.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали, и я порадую вас новыми загадками.

Воспитатель: Вы готовы внимательно слушать?

Лежал, лежал, да в речку побежал. (Снег)

Воспитатель: Есть в загадке слова со звуком ж ? Назовите их.

Шагаешь-впереди лежит,

Оглянешься-домой бежит. (Дорога)

Воспитатель: Молодцы ребята. Запомните эти загадки и загадайте их дома родителям.

С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Правильно, со звуком Ж.

Жучку очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво пели его песенку. Давайте её ещё раз повторим: « Ж-ж-ж»

Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки ж - ш, развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в дифференциации звуков ж - ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж - ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям, что звук ш - это песня змеи, а ж - песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш - заигзагообразное движение кистью руки от себя - ползет змея, на звук ж - поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз - летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: ш... ш... ж... ш... ж... ж... ш... ж... ж... ш... ж.
Предлагает тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.
Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) Вначале упражнение выполняют девочки, затем мальчики.
Педагог задает вопрос: «Книжица - это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про большую и толстую книгу?» (Книжища)
Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Предупреждает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение «Про ослика» Р. Фархади:
У ослика
Был день рождения.
И он принимал поздравленья.
Барбос ему сена принес,
Коза подарила овес.
Вошли торопливо барашки.
Они принесли две ромашки.
Тянули осленка за ушки
Лошадки, овечки и хрюшки.
И ушки росли-подрастали
И к вечеру длинными стали.

Педагог просит детей прочесть последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у осленка: дли-и-и-инными стали (хоровое и индивидуальные выступления).
Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки», уверяет, что в них есть 3 слова со звуком ш. Ставит на свой стол 3 пирамидки одинакового цвета и поодаль еще одну - другого. Просит назвать слова со звуком ш (ушки, лошадки, хрюшки). По мере называния ребенком слов убирает одну за другой 3 пирамидки. Привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке, ее цвету. Говорит, что в сказке про осленка есть слово со звуком ж. Читает первые 3 строчки. Дети называют слово рождение.
- Поскольку у ослика «рождение», надо спеть для него песенку про каравай,- продолжает разговор воспитатель.- Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть - со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист. Вы знаете, кто такой солист?
Воспитатель ставит перед кем-либо из детей осленка (игрушка, картинка). Дети хором поют: «Как у ослика рожденье! Испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок. Он же выбирает следующего исполнителя, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 4-5 раз. По окончании его воспитатель задает вопрос, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.
Далее педагог несколько раз произносит первую строчку потешки «Пошел котик на торжок», меняя логическое ударение:
Пошел котик на торжок.
Пошел котик на торжок .
Пошел котик на торжок.
Дети называют слова котик, торжок, пошел.
Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение «Осенью» А. Н. Плещеева. Просит двоих детей прочесть его выразительно, проникновенно. Интересуется, кто, по мнению слушателей, прочел лучше те или иные строчки.
Подводя итог занятию, воспитатель напоминает, какие упражнения были проведены, спрашивает, какие звуки дети учились различать.

В.В.Гербова, "Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада", М., 1984.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Татьяна Белова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]»

Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования Старожиловский муниципальный район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Хрущевский детский сад «Ягодка»

«Звуковая культура речи : звук ш »

Воспитатель-Белова

Татьяна Николаевна

п. Хрущево 2016г.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе .

Тема : «Звуковая культура речи : звук ш »

Цель : Познакомить со звуком ш , научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш .

Задачи :

обучающие : Упражнять детей в произношении звука ш , в слогах и словах; различать слова с этим звуком .

развивающие : Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук , развивать речевое внимание . Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные : воспитывать звуковую культуру речи ; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения .

Материал, оборудование : картинки зимней одежды, игрушка щенок, маски гуся.

Структура НОД :

1. Вводная часть

Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент.

1. Упражнения на развитие речевого выдоха

2. Основная часть

Методические приёмы

1. Артикуляционная гимнастика

2. Логопедическая распевка

3. Отгадывание загадок

4. Знакомство со звуком Ш

5. Дидактическая игра «Определи слово с заданным звуком »

6. Работа по картинкам

7. Проговаривание чистоговорок

3. Заключительная часть. Подведение итога НОД

I. Вводная часть

Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (Зима) Какие признаки зимы вы знаете) (Ответы детей)

Загадывание загадки о снежинке.

С неба падают зимою и кружатся над землею,

Легкие пушинки, белые ….(снежинки)

1. Дыхательная гимнастика «Сдуем снежинку»

Сильный ветер вдруг подул,

И снежинку нашу сдул.

И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздух.

2. Сюрпризный момент - появление щенка. (Щенок Шармик просит детей научить его шипеть как птица, название которой он забыл, но помнит загадку о них и просит назвать предметы одежды, название которой начинается на звук Ш )

Загадывание загадки о гусе :

Он шипит и тянет шею, нет, наверно, птиц смелее.

Но его я не боюсь. Кто же это, дети? (гусь) .

II.Основная часть

Воспитатель. Ребята, сегодня мы будем учиться произносить звук Ш и научим Шармика шипеть как гуси. Но сначала сделаем артикуляционную гимнастику

1. Артикуляционная гимнастика

Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны.

Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы!

Чередование : улыбка – трубочка.

Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы.

2. Знакомство со звуком Ш

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как у нас осенью на ветру шуршали листики. (Ш-Ш-Ш) . Вот так и гуси шипят. Дети одевают маски гуся, делятся на 2 команды и обыгрывают шипение сердитого гуся хором и индивидуально, соревнуются, какая их команд лучше и правильней «шипит» .

3. Работа по картинкам

Воспитатель. Слов со звуком Ш очень много , но у нас есть задание вспомнить одежду на звук ш (шубу, шапка, шарф, штаны, шорты) -работа по картинкам

4. Д/игра «Определи слово с заданным звуком »

(Услышав слово со звуком Ш , дети хлопают в ладоши)

5. Проговаривание чистоговорок :

Ша-ша-ша…

Наша Маша хороша.

Шу-шу-шу…

Дали кашу малышу.

Съели кашу малыши.

Шо-шо-шо…

После каши хорошо.

III. Подведение итога

Воспитатель. Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (Ш)

Где мы слышим эти звуки ? (Шипение гуся, шелест листьев) .

Я думаю, что мы теперь можем помочь нашему щенку Шармику.

Публикации по теме:

Цель занятия: вырабатывать чёткое движение и правильное положение органов артикуляционного аппарата; отрабатывать длительный плавный ротовой.

Конспект интерактивной игры по развитию речи с детьми средней группы «Я знаю звук [Ш]» Конспект интерактивной игры по развитию речи с детьми средней группы «Я знаю звук «Ш»».Выполнила воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Конспект НОД по речевому развитию во 2 младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи. Звук «И»» Цель: учить правильно произносить звук.

Конспект НОД в средней группе по развитию речи: «ЗКР-С-» Цель: объяснить детям артикуляцию звука «с»; упражнять в произношении изолированного.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Р]» Конспект занятия по Развитию речи в средней группе Воспитатель средней группы Тяглова Е. А. Цель: Упражнять детей в чётком.

Конспект занятия во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [У]. Башенка» Подготовила Воспитатель: Давидян П. А. Конспект занятия во второй младшей группе. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У]. БАШЕНКА. Цель: упражнять.