Знаменитые индейцы

Перед вами - уникальная коллекция фотографий американских индейцев, сделанных в конце XIX - начале ХХ века. Специалистам удалось не только восстановить старые снимки, но и придать им цвет. Благодаря им, мы теперь можем теперь увидеть индейских вождей и воинов такими, какими они были на самом деле!

Поррум и Педро ил племени юта, 1899 год. Юта были большим племенем, жившим в горных районах Колорадо, Юты, Вайоминга, на востоке Невады и в северной части Нью-Мехико. Индейцы юта были умелыми охотниками. После того, как в XVII веке они стали охотиться на лошадях, они прослыли мастерами в охоте на крупного зверя, особенно на бизонов. Кроме того, юта славились как храбрые и жестокие воины. Испанцы часто говорили об их великолепной физической форме и умении переносить любые лишения. Все индейцы юта были всегда готовы к бою, даже женщины и дети без колебаний вставали на защиту своего лагеря.

Питер Высокий Мандан, внук Длинного Мандана. 1900. Племя сиу - одно из известнейших индейских племен, жило на Великих Равнинах Миннесоты. Сиу славились как яростные и безжалостные воины, легенды о самых грандиозных сражениях племени передавались из поколения в поколение.

Белый Человек из Железа, сиу, 1900. Несмотря на свою воинственность, сиу придавали большое значение духовному развитию человека. Главным в своей жизни они считали семью и воспитание детей.

Сидящий Орел, племя кроу, начало ХХ века. Кроу были искуснейшими всадниками, поражавшими зрителей умением удержаться на скачущей лошади, вися практически у нее на брюхе. Умение хорошо держаться на коне помогало индейцам в охоте.

Попатрикаш ("Равнинная Сова"), племя кроу, начало ХХ века. Одежда племени кроу отличалась особой затейливостью, а в искусстве вышивки бисером им не было равных среди индейцев. Они затейливо расшивали бисером не только одежду, но и конскую сбрую, превращая ее в произведение искусства.

Виви Йокпа, она же Мэри Эльманико, племя пассакмакуоди, 1913 год. Племя пассамакуоди несколько тысячелетий жило на северо-востоке США и стало первым племенем американских индейцев, встретившимся с европейскими переселенцами в XVII веке.

Ке-ва-ко (Добрый Лис), племя пауни, 1902 год. Пауни славились силой и стойкостью в бою. Подтверждая свою воинственную репутацию, пауни традиционно служили в американской армии, участвуя во всех конфликтах, начиная с 1622 года.

Желтое Перо, племя марикопа. Марикопа, жители Аризоны, не были воинственны, в отличие от большинства индейских племен. Они возделывали землю и славились как искусные ремесленники. Особую известность им принесло плетение корзин, изготовление тканей и глиняной посуды.

Грозовое Облако, племя черноногих. Племя черноногих проживало в Монтане, Айдахо и на территории канадской провинции Альберта. Их главным промыслом была охота на бизонов. Когда к концу XIX века белые колонизаторы практически уничтожили бизонов, тысячи членов племени черноногих умерли с голоду. Женщины племени славились искусностью в вышивке и изготовлении бус. Но еще больше черноногие славились своей неуживчивостью, из-за которой постоянно конфликтовали с соседними племенами.

/*это слова молитвы оджибве/

«Если ты будешь говорить с животными, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

Вождь Дэн Джордж, халкомелем (1899 - 1981)

«Приветсвую вас, Люди. Наш язык - это дух, исходящий из сердца. Даже если вы не понимаете, что мы говорим вам, мы говорим с вашим сердцем и вашим духом, а не для того лишь, чтобы слова звучали приятно для ваших ушей. Поэтому с его помощью, мы благодарим Великого Духа за поддержку, оказанную нашим старейшинам - за слова мудрости, слова жизни - данные через послания, разделенные нашими старейшнами; разделенные со всеми вами сегодня, добрые люди. Сегодня мы говорим не просто так. Понимание этого придет, когда у вас появиться время переварить эти слова. На этом мы благодарим вас сердечно. Мигвэтч».

Марк Томпсон, духовный лидер оджибве, заявление ООН, ноябрь 1993.


«Мы жили в довольстве под Гаи Энэшах Го" Нах, Великим Законом Мира. Нас учили создавать общества, основанные на принципах Мира, Справедливости, и Силы Добрых Умов. Наши общества основаны на великих демократических приципах власти народа и равных возможностей для мужчин и женщин. Это был великий образ жизни на Великом Черепашьем Острове и свобода и уважение были везде.

Наших вождей учили быть людьми видения и принимать каждое решение в интересах семи будущих поколений, проявлять сочувствие и любовь к этим еще не рожденным поколениям. Нас учили благодарить Все, Что Поддерживает Нас. Поэтому мы создали великие церемонии благодарения силам Природы, дающим жизнь, пока мы проводили эти церемонии, жизнь продолжалась. Нам говорили, что "Семя есть Закон». Воистину, это Закон Жизни. Это Закон Возрождения».

Обращение вождя Орена Лайонса к генеральной ассамблее ООН, онондага.

«О, Великий Дух,
чей голос я слышу в ветрах
И чье дыхание дает жизнь каждому,
Услышь меня.
Я прихожу к тебе
как один из многих твоих детей,
Я слаб... Я мал...
Мне нужна твоя мудрость и сила.
Дай мне идти окруженным красотой
И сделай так, чтобы мои глаза
Всегда видели красный и пурпурный закат.
Сделай так, чтобы мои руки
уважали все, сотворенное тобой.
И сделай мой слух острым,
чтобы я мог слышать твой голос.
Сделай меня мудрым, чтобы я мог понять,
То, чему ты научил мой народ,
И чтобы мог выучить твои уроки,
скрытые в каждом листе и каждом камне.
Я прошу мудрость и силу
Не для того чтобы превзойти своих братьев,
но чтобы победить
Своего злейшего врага - себя самого.
Сделай меня всегда готовым предстать перед тобой
С чистыми руками и прямым взором.
Чтобы когда жизнь угаснет, как угасает закат,
Мой дух мог прийти к тебе без стыда.
молитва оджибве
«Великий Дух везде; он слышит все, что находится в наших умах и сердцах, и необязательно говорить с Ним громко».


«Все, что деалет индеец, имеет форму круга, потому что сила мира всегда действует по кругу и все стремиться быть круглым. Небо круглое, и земля кругла как мяч, и таковы же все звезды. Ветер, достигая своей величайшей силы, вращается. Птицы строят свои гнезда круглыми, так как их религия та же, что и у нас. Солнце встает и садится снова по кругу. Так же поступает Луна, и оба круглые. Даже вре7мена года образуют великий круг, сменяя друг друга, и всегда возвращаются в свой черед. Жизнь человека - круг от детства к детству, и так происходит во всем, где движется сила».

Черный Олень, оглала сиу


«Человек не продает землю по которой ходят люди».

Ташунка Уитко (Бешеный Конь), оглала сиу

«Не поймите меня неправильно, но поймите меня точно в связи с моей любовью к земле. Я никогда не говорил, что земля принадлежит мне, и я могу делать с ней все, что хочу. Единственный, кто может забрать ее - тот, кто ее создал. Я требую права жить на своей земле и предоставляю вам право жить на вашей».


«Скоро настанет время, когда мой внук будет скучать по крику гагары, плеску лосося, шепоту еловых игл, или крику орла. Но он не подружится ни с одним из этих созданий, и когда его сердце будет болеть от тоски, он будет проклинать меня. Все ли я сделал для того, чтобы воздух оставался свежим? Достаточно ли я заботился о воде? Позволил ли я орлу парить на свободе? Все ли я сделал для того, чтобы заслужить любовь моего внука?»

Вождь Дэн Джордж, халкомелем

«Уважение означает слушать пока все не будут услышаны и поняты, только тогда есть возможность "Баланса и Гармонии", цели Индейской Духовности».

Дейв Вождь

«... все на земле имеет свою цель, каждая болезнь - лекарство, которое лечит ее, а каждый человек - предназначение. Это индейская теория существования».

Утренний Голубь (Кристин Куинтаскет), салиш

«Я устал сражаться. Наши вожди убиты; Подзорная Труба убит, Та Хул Хул Соте убит. Старики все убиты. Это молодые, кто говорят да или нет. Тот, кто вел молодых* убит. Холодно, и у нас нет одеял, маленькие дети замерзают насмерть. Мои люди, некоторые из них, убежали к холмам, и не имеют одеял, и пищи. Никто не знает где они - возможно замерзли насмерть. Я хочу чтобы у меня было время посмотреть на своих детей, и увидеть скольких из них я смогу найти. Возможно я найду их среди мертвых. Слушайте меня, мои вожди! Я устал, мое сердце болит и скорбит. От момента, где сейчас стоит солнце, я больше никогда не буду сражаться».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

/*брат Джозефа Аликут/


«Жизнь индейца подобна крыльям воздуха. Вот почему ты замечаешь, что ястреб знает как получить свою добычу. Индеец похож на него. Ястреб падает на добычу - так же поступает и индеец. В своей скорби он подобен животному. Например, койот хитер - так же и индеец. Так же и орел. Вот почему индеец всегда носит перья - он сродственен крыльям воздуха».

Черный Олень, оглала сиу

«Мы только просим равную возможность жить так же, как другие люди. Мы просим чтобы нас признали людьми. Дайте мне быть свободным человеком. Свободным идти, свободным остановиться. Свободным работать. Свободным самому выбирать себе учителей. Свободным следовать религии моих отцов. Свободным думать, говорить и действовать самому».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

«Индейцу не нужна письменность. Слова, которые правдивы, западают глубоко в его сердце, и там остаются. Никогда он не забудет их».

Четыре Ружья, оглала сиу, 1891

«Я не вижу мест для орлов. Мы забываем, и мы признаем себя превосходящими все, но в конце концов мы всего лишь часть творения».

Орен Лайонс, онондага


«Я слышал ваше приближение, когда я был за много снов до этого, я узнал, что вы пришли делать добро мне и моему народу. Я хотел пользы, которая будет длиться вечно, и так много лиц сияли радостью, когда я глядел на вас.

Мой народ никогда первым не доставал лук, или не стрелял в белых из ружья. Это были вы, кто послал первого солдата, и это были мы, кто послали второго. Одетые в синее солдаты и юта вышли из ночи, когда было еще темно и тихо, и вместо костров они подожгли наши дома. Вместо того, чтобы охотиться за добычей, они убивали моих храбрецов и воины племени обстригли волосы в знак скорби по погибшим.

Команчи не слабы и слепы, как щенки семи снов отроду. Они сильны и зорки как взрослые кони. Мы встали на их тропу и пошли по ней. Белые женщины плакали, а наши женщины смеялись.

Но были вещи, которые вы сказали мне, и которые мне не понравились. Они не были сладки как сахар, но были горьки как бутылочная тыква. Вы сказали, что хотите поместить нас в резервацию, посторить нам дома и сделать нам Медицинские Дома. Я не хочу их.

Я родился в прерии, где ветер дует свободно, и ничто не закрывает свет солнца. Я родился там, где нет преград и все растет свободно. Я хочу умереть там, а не внутри стен. Я знаю каждый ручей и каждое дерево между Рио-Гранде и Арканзасом. Я охотился и жил во всех краях этой страны. Я жил, как мои отцы жили до меня, и как и они, я жил счастливо.

Не просите нас променять бизона на овцу. Молодежь слышала эти разговоры, и они породили в них грусть и злость. Больше не говорите об этом. Белый человек владеет землей, которую мы любили, и мы хотим только бродить по прерии до самой смерти.

Любая хорошая вещь, которую ты говоришь мне, не будет забыта. Я буду держать ее у сердца, как своего ребенка, и она будет на моих устах так же часто, как имя Великого Духа.

Я не хочу чтобы кровь пятнала траву на моей земле. Я хочу, чтобы все было ясно и чисто, и я желаю, чтобы все проходящие среди моих людей могли найти мир, когда они приходят, и оставить его здесь, когда уходят».

Десять Медведей, яппарика команчи


«Я не знаю как многое было кончено. Когда я оглядываюсь назад с высокого холма моей старости, я могу видеть зарезанных женщин и детей, лежащих кучами и разбросанных по всему изогнутому ущелью так же ясно, как я видел их воочию еще молодыми глазами. И я вижу, что еще что-то умерло там, в кровавой грязи, и было погребено в метели. Там умерла мечта народа. Это была прекрасная мечта...»

«Круг народа сломан и рассеян. Центра больше нет, и священное дерево мертво».

Черный Олень, святой оглала сиу; Резня в Вундед Ни


«Когда мы идем по Матери Земле, мы всегда ставим ноги внимательно, потому что мы знаем, что лица наших будущих поколений смотрят на нас вверх из-под земли. Мы никогда не забываем о них».

Вождь Орен Лайонс, Хранитель Огня, онондага

«Учите ваших детей тому, чему мы учили наших - что земля - наша мать. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы знаем это. Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле. Мы это знаем. Все вещи связаны - как кровью, которая соединяет семью. Все вещи связаны. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы не плетем паутину жизни; мы просто вплетены в нее. Что бы мы ни делали паутине, мы делаем себе».

Вождь Сиэттл, дувамиш


«Чтобы сказать правду, не требуется много слов».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

«Я нищий и нагой, но я вождь народа. Мы не хотим богатств, но мы хотим воспитать наших детей правильно. Богатства не принесут нам добра. Мы не можем взять их с собой в другой мир... Мы хотим мира и любви».

Красное Облако (Махпия-лута), сиу, 1870

«Ваша религия была записана на каменных плитах горящим пальцем злого Бога. Наша религия основана на традициях наших предков, снах и видениях наших старейшин, которые были даны им в тихие ночные часы Великим Духом».

Вождь Белое Облако

Создатель собрал все создания и сказал: «Я хочу спрятать кое-что от людей, пока они не готовы для принятия этого. Это осознание, что они создают свою собственную реальность». Орел сказал: «Дай это мне, я отнесу это на луну». Создатель сказал: «Нет, однажды они отправятся туда и найдут это». Лосось сказал: «Я спрячу это на дне океана». «Нет, они отправятся и туда». Бизон сказал: «Я захороню это на великих равнинах». Создатель сказал: «Они разрежут кожу земли и найдут это». Бабка-крот, ктороая живет в груди Матери Земли, и у которй нет физических глаз, но которая видит духовными глазами, сказала: «Вложи это в них самих». И Создатель сказал: «Это будет сделано так».

легенда сиу


Потом были времена, я задавал определенный вопрос и не получал немедленного ответа. Вместо этого он оставался неподвижен, и после молчания, говорил: «В жизни каждого человека есть период времени, наполненный глупостью. Когда этот период проходит, некоторые люди вырастают, помня и используя то, что им говорили. Им мы говорим: «После того, как у тебя было достаточно глупости, ты стал умен и знаешь свои ошибки». Есть и другие, которые никогда не идут дальше первой ступени; они остаются глупыми на протяжении оставшейся жизни. Таким людям мы говорим: «Ваша глупость будет сопровождать вас до старости».

Александр Волк; Истории Старейшин Земли - Тропа Пинайизитт


«Я стою перед вами как гордый человек; я не чувствую вины! Я не сделал ничего, чтобы чувствовать себя виновным! Я не сожалею, что я коренной американский активист - тысячи людей в Соединенных Штатах, Канаде и во всем мире будут продолжать поддерживать меня в разоблачении несправедливостей, которые происходили в этом зале суда. Я чувствую жалость к вашим людям, потому что они должны жить в такой уродливой системе. В вашей системе вас учат жадности, расизму и коррупции - и что хуже всего, разрушению Матери Земли. В системе коренных американцев нас учат, что все люди братья и сестры, нас учат разделять благополучие с бедными и нуждающимися. Но что наиболее важно - представлять интересы Земли и сохранять ее - ту, которую мы считаем нашей Матерью».

«Мое сердце превратилось в камень. Тяжелый от печали за мой народ; холодный от знания, что ни один договор не удержит белых в стороне от нашей земли; тяжелый от решения сопротивляться так долго, пока я живу и дышу. Теперь мы слабы, и многие наши люди напуганы. Но послушайте меня: одна ветка ломается, но связка веток сильна. Однажды я обниму племена наших братьев и свяжу их в связку, и вместе мы отвоюем нашу страну у белых».

Текумсе, вождь шауни, около 1795


«Я слышал, что вы намереваетесь поселить нас в резервации возле гор. Я не хочу селиться на одном месте. Я люблю бродить по прериям. Там я чувствую себя свободным и счастливым, но когда мы поселимся на одном месте, мы станем бледны и умрем. Я отложил в сторону мое копье, лук и щит, и все же я чувствую себя в безопасности в вашем присутсвии. Я сказал вам правду. Я не скрыл ни малейшей лжи, но я не знаю как обстоит дело с уполномоченными. Они так же чисты как я? Много лет назад эта земля принадлежала нашим отцам; но когда я подхожу к реке, я вижу лагеря солдат на ее берегах. Эти солдаты рубят мой лес; они убивают моих бизонов; и когда я вижу это, мое сердце разрывается; мне жаль... Белый человек превратился в ребенка, чтобы безрассудно убивать и не есть? Когда красные люди убивают дичь, они делают это чтобы жить и не голодать».

Сантанта, вождь кайова; из «Войны за спасение бизона», глава 11

«Все лежит перед тобой. Твоя Тропа находится прямо перед тобой. Иногда она не видна, но она здесь. Ты можешь не знать куда она идет, но ты должен следовать Тропе. Это Тропа к Создателю. Это единственная тропа, которая существует».

вождь Леон Шенандоа

Вождь хункпапа лакота Желчный Пузырь, союзник Ташунка Уитко (Бешеного Коня), воевал против армии и солдат у Литтл Биг Хорн и победил. Вождь Желчный Пузырь позже вспоминая бой, сказал:

«Моему сердцу в тот день было плохо» .

Убийство его двух жен и детей было мотивацией для участия в этой битве.

Вождь Желчный Пузырь, хункпапа лакота

«От начала всех вещей мудрость и знание были с животными, потому что Тирава, Тот, Что Наверху, не говорил прямо с человеком. Он посылал определенных животных рассказать людям, что он являл себя через зверей, и потому от них и от звезд и солнца и луны должен учиться человек... все вещи говорят о Тирава».

Орлиный Вождь (Летакотс-Леса), пауни

«Я буду следовать пути белого человека. Я стану его другом, но я не стану гнуть спину под его бременем. Я буду хитер как койот. Я буду просить его помочь мне понять его пути, и потом я приготовлю путь для своих детей и детей моих детей. Великий Дух показал мне - придет день, когда они обгонят белого человека в его собственных ботинках».

Много Лошадей

«Божо, привет. Мой сын, волки были посланы к нам как хранители наших духов. Волки - свободные духи, хотя их стаи очень организовны. Одинокий волк редко встречается в природе. Волки - общественные создания, как ты и я. Так же, как ты охраняешь свою сестру, волк охраняет своего брата. Так же как ты слушаешь своего отца, волк слушает свою мать. Так же как наша семья ест вместе, так же едят и волки.

Мой сын, наш народ и волки одно и то же.


Давным давно, волки были так же многочисленны как звезды. Многие из них однажды охраняли нас. Сейчас их почти не осталось. Они были сильными охотниками и выживали за счет того, что давала им земля. Хотя они могли путешествовать, они никогда не уходили далеко от дома. Каждый из них знал свое место в стае и всегда делилися с остальными. Если бы они не трудились вместе, не только они бы сами погибли, но и вся стая тоже.

Наш народ похож на волков, нам нужна община, мы должны трудиться вместе и мы должны делиться друг с другом. Не только ты выиграешь от этого, но и твой народ».

учение оджибве

«Старый лакота был мудр. Он знал, что сердце человека вдали от природы становится жестким».

Стоящий Медведь, оглала сиу 1868-1937


«Я не могу подумать, что мы бесполезны, иначе Бог не создал бы нас».

цитата из Джеронимо, апачи

«Что такое жизнь? Это вспышка светлячка в ночи.

Это дыхание бизона зимой. Это маленькая тень, пробегающая по траве и теряющаяся в закате».

Нога Ворона, воин и оратор блэкфут, (1890)

«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права».

Татанка Йотанке (Сидящий Бык), сиу, 1831-1890

«Когда придет время умереть, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти, так что когда приходит их время, они плачут и молятся, чтобы прожить еще немного и по-другому. Пой свою песню смерти, и умри как герой, идущий домой».

вождь Аупамат, мохикан, 1725

«Живи так, чтобы страх смерти никогда не проник в твое сердце. Не спорь о религии других, уважай их веру и требуй, чтобы другие уважали твою веру. Люби свою жизнь, улучшай свою жизнь, превращай все вокруг в свой жизни в красоту. Стремись сделать свою жизнь длиннее, а ее целью - служение твоему народу. приготовь достойную песню смерти для того дня, когда ты перейдешь великую черту. Всегда приветствуй друзей, встречаясь или проходя мимо, и даже незнакомых, когда ты в пустынном месте. Проявляй уважение ко всем и не кланяйся никому. проснувшись утром воздай благодарность за пищу и радость жизни. Если ты не видишь причины для благодарности - это твоя вина. Не оскорбляй никого, ибо оскорбление превращает мудреца в дурака, и отнимает у духа его видение. Когда придет твое время умереть, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти, и кто плачут и молятся чтобы продлить свою жизнь хоть на мгновение и прожить ее по-другому. Пой свою песню смерти и умри как герой идуший домой».

Текумсе, шауни

«Все связано, подобно крови, объединяющей всех нас. Человек не ткет паутину жизни, он просто вплетен в нее. Что бы он не делал этой паутине - он делает себе».

Вождь Сиэттл, 1854г.

«Позволим ли мы себе быть разбитыми без боя, отдать наши дома, нашу страну, завещанную нам Великим Духом, могилы наших умерших и все что дорого и священно для нас? Я знаю вы закричите со мной: Никогда! Никогда!»

Текумсе, шауни

«Иногда сны мудрее чем пробуждение».

Черный Олень, святой оглала сиу, 1863-1950

«Земля на которой мы стоим - священная земля. Это кровь наших предков».

Много Удачи, кроу

Я был на краю земли.

Я был на краю вод.

Я был на краю неба.

Я был на краю гор.

Я не нашел никого, кто не был бы моим другом.

пословица навахо

вождь Сиэттл, дувамиш

«Однажды я был в Виктории и видел очень большой дом. Мне сказали, что это банк и что белые люди кладут туда свои деньги, чтобы о них заботились, и что вскоре они получают их назад с процентами. Мы - индейцы, и у нас нет такого банка; но когда у нас много денег или одеял, мы раздаем их другим вождям и людям и вскоре они возвращают их с процентами, и наши сердца чувствуют себя хорошо. Наш путь раздачи - наш банк».

вождь Макуинна, нутка

«Наша земля все для нас... Я скажу тебе одну из вещей, которую мы помним о нашей земле. Мы помним, что наши деды заплатили за нее - своими жизнями».

Джон Деревянные Ноги, шайенн


«Когда последний красный человек со своей девственной природой исчезнет, и его память останется лишь тенью от облака, плывущего над прерией, будут ли все еще здесь эти берега и леса? Останутся ли здесь духи моего народа?»

вождь Сиэттл, дувамиш

«Белые всегда пытались заставить индейцев отказаться от их жизни и жить как белые люди - заняться фермерством, много работать и поступать как они поступают - и индейцы не знали, как это сделать, и в любом случае не хотели этого... Если бы индейцы попытались заставить белых жить как они, белые сопротивлялись бы, и то же самое происходит со многими индейцами».

Уамбди Танка (Большой Орел), санти сиу

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное».

Черный Ястреб (Макадэ-миши-гэкэк), саук, 1767 - 1838

«Хотя в отношении меня поступали плохо, я живу в надежде. У меня не два сердца... Теперь мы снова вместе чтобы заключить мир. Мой стыд велик как земля, однако я сделаю то, что предлагают мне сделать друзья. Однажды я думал, что я единственный человек, который остался другом белых людей, но после того, как они пришли и опустошили наши дома, забрали наших лошадей и все имущество, мне трудно больше верить белым людям».

Мотавато (Черный Котел), шайенн (??? - 1868)

«Наши мудрецы называются Отцами, и они этому соответствуют этому качеству. Вы называете себя христианами? Религия Того, кого вы зовете Спасителем, вдохновляет ваш дух и направляет ваши действия? Конечно нет. О нем написано, что он и мухи не обидел. Перестаньте тогда называть себя христианами, чтобы не показывать всему миру свое лицемерие. Перестаньте также называть другие народы дикарями, вы в десять раз более жестоки, чем они. Ни один из нас не желает получить за свою храбрость и достойный поступок ничего, кроме сознания, что он служит своему народу. Я не кланяюсь никому, потому что я признан правителем среди моих людей. Но я с радостью пожму вашу руку».

Джозеф Брант (Таенданегеа), мохок (1742-1807); обращение к королю Георгу III

«Мы знаем что наши земли становятся более ценны. Белые люди думают, что мы не знаем их ценности, но мы знаем что земля вечна, а горсть вещей, которые мы получаем за нее скоро истощится и кончится».

Канассатего, минго, 1700-е

«Мудрец глубоко верит в молчание - знак превосходного равновесия. Молчание - это абсолютное равновесие или баланс тела, ума и духа. Человек, который сохраняет свою личность всегда спокойной и непоколебленной бурей существования - не лист, колышашийся на дереве, не рябь на поверхности блестящего пруда - ему, в уме несказанной мудрости, принадлежит идеальное отношение и поведение в жизни. Молчание - краеугольный камень характера».

Нашим верованием было, что любовь к владению есть слабость и должна быть преодолена. Она применима к материальному, но если позволить ей существовать, со временем она нарушит духовный баланс человека. Поэтому дети рано учатся красоте щедрости. Их учат отдавать то, что они ценят больше всего, так они могут почувствовать счастье отдачи».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Если ребенок склонен к жадности, или хватается за свое небольшое имущество, легенды говорят о презрении и позоре, которым покрывается скупой и плохой человек».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Индейцы в своей простоте буквально отдают все что имеют родственникам, гостям из других племен или кланов, но более всего бедным и старым, от которых не ждут отдачи».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Когда я был молод я ходил по всей этой стране, на восток и запад, и не

видел других людей кроме апачи. Через много лет я снова прошел по ней и нашел другую расу людей, которая пришла забрать ее. Почему это так? Почему апачи ждут смерти - так что держат свою жизнь на кончиках пальцев? Они бродят по холмам и равнинам и хотят чтобы небо обрушилось на них. Апачи были однажды великим народом, сейчас их мало, поэтому они хотят умереть, и поэтому они держат свою жизнь на кончиках пальцев».

Кочисе, чирикахуа апачи

«Вы должны говорить прямо, чтобы слова могли как солнечный свет войти в наши сердца. Говорите, американцы... Я не буду врать вам, не врите и вы мне».

Кочисе, чирикауа апачи (1812-1874)

«Среди индейцев не было написанных законов. Обычаи, передавав-шиеся из поколения в поколение, были единственными законами, управлявшими ими. Каждый мог поступить иначе, чем это считалось правильным, если он решал сделать это, но подобные действия приносили ему осуждение народа... Этот страх перед осуждением народа служил мощной связью, соединявшей всех в одно социальное, благородное объединение».

Джордж Копвэй (Ги-ге-га-бо), вождь оджибве (1818 - 1863)

«Брат, ты говоришь что есть только один способ поклоняться и служить Великому Духу. Если существует только одна религия, почему вы, белые люди, так расходитесь во мнениях о ней? Почему все вы не согласны, если все можете читать Книгу?»

Согойевапа «Красная Куртка», сенека

«Когда Земля будет больна, животные начнут исчезать, когда это произойдет, Воины Радуги придут спасти их» .

вождь Сиэттл

«Лягушка не выпивает пруд, в котором живет».

пословица

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию - и я пойму».

пословица

«Земля священна. Эти слова лежат в сердце вашего существа. Земля - наша мать, реки - наша кровь. Заберите у нас землю - и мы умрем. Это так, индеец в нас умирает».

Мэри Храбрая Птица

«Меня согревало солнце, меня качал ветер и укрывали деревья, как и других индейских детей. Я могу пойти куда-угодно с добрым чувством».

Джеронимо, апачи

«Великий Отец в Вашингтоне посылает слово, что он желает купить нашу землю. Как можно купить или продать небо. Тепло земли. Сама идея странна для нас. Мы ведь не владеем свежестью воздуха и брызгами воды. Как можете вы купить их у нас? Каждая часть этой земли священна для моего народа.

Мы знаем, что белый человек не понимает наших путей. Один кусок земли для него такой же, как другой, потому что он - чужак, приходящий в ночи и берущий от земли все, что ему нужно. Земля - не его брат, а его враг, и когда враг побежден, он двигается дальше. Он оставляет могилы своих отцов, и право рождения его детей забыто.

В городах белого человека нет тихого места. Нет места, чтобы слушать весенние листья или шорох крыльев насекомого. Но возможно потому что я дикарь и не понимаю, суматоха похоже только вредит моим ушам. И что такого в жизни, если человек не может услышать красивую песню козодоя или ночные споры лягушек у пруда.

И белые уйдут - возможно раньше, чем все остальные племена. Продолжайте пачкать свою постель, и однажды ночью вы задохнетесь в своей собственной грязи. Когда все бизоны убиты, все дикие лошади приручены, тайные уголки леса отяжелели от запаха людских толп, а прибрежные холмы испещрены говорящими проводами. Где орлы? Ушли. Где бизоны? Ушли. И что значит сказать «прощай» живости охоты, концу жизни и началу выживания».

Вождь Сиэттл президенту Франклину Пирсу, 1855 год.

«Мы должны защитить леса для наших детей, внуков и еще не рожден-ных детей. Мы должны защитить леса во имя тех, кто не может говорить - птиц, животных, рыб и деревьев».

Куатсинас (наследственный вождь Эдвард Муди), нухалк

«Я думаю снова о своих маленьких приключениях. Моих маленьких страхах, которые кажутся такими большими. Обо всех жизненно важных вещах, которые я должен добыть и получить. И все же есть только одна великая вещь. Единственная вещь. Жить и видеть великий день, который занимается. И свет, который наполняет мир».

неизвестный инуит

« Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей».

«В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек».

«Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее».

«Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге».

«Одно «возьми» лучше двух «я отдам»».

«Не нужно много слов, чтобы сказать правду».

«Хороший человек видит хорошие знаки».

«Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».

«Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей».

«Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов».

«Смерти нет. Есть только переход между мирами».

«Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами».

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правиль-ное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правиль-ное».

«Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате».

«Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

«Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая».

«Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой».

empty.gif

«Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни».

«Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…».

«Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слазь!».

«Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его – всему».

«Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви».

«Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?».

«Не беспокой людей об их религии».

«Даже твое молчание может быть частью молитвы».

«Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?».

«Есть много способов пахнуть скунсом».

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму».

“Надо” – лишь умирать».

«Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались».

«Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия».

«Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым».

«Правда – это то, во что люди верят».

«Даже маленькая мышь имеет право на ярость».


«Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить».

«Тот, кто рассказывает истории, правит миром».

«У воды нет волос».

«Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни».

«Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели».

«Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги».

«Помни, что человек тоже животное, только умное».

«Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах».

«Человек должен сам сделать свои стрелы».

«У белого человека слишком много начальников».

«У всего в мире – своя песня».

«Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты».


«Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти».

«Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца».

«Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь».

«Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым».

«Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит».

«Мы бедные, потому что мы честные».

«Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется».

«Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора».

«Даже мёртвая рыба может плыть по течению».

«У души не будет радуги, если в глазах не было слез».

«Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной».

«Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение».

«Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком».

«Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда».

«Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

«Родина там, где тебе хорошо».

«Не всегда враг является врагом, а друг – другом».

«Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал».

Приветствую, дорогие друзья. На связи Артур Быков и я хотел порадовать вас новым видео уроком. Однако, мне попалась под руку статья (письмо) вождя племени индейцев. Мне очень понравилась его философия и цитаты. Поэтому видео выложу завтра, а сегодня рекомендую приобщиться к культуре коренных жителей Америки (приготовьтесь, там очень много букв)!

Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

«Великий Вождь из Вашингтона извещает, что желает купить нашу землю. Великий Вождь также посылает нам весть дружбы и доброй воли. Он очень добр, ибо мы знаем, что наша дружба - слишком малая плата за его расположение. Однако, мы обдумаем Ваше предложение, ибо понимаем, что если не продадим землю, бледнолицый придет с ружьями и отберет ее силой.

Как вы сможете купить небо или тепло земли? Эта мысль нам непонятна.
Если мы не распоряжаемся свежестью воздуха и всплесками воды, то как вы можете купить их у нас?

Для моего народа каждая пядь этой земли священна. Каждая сверкающая сосновая шишка, каждый песчаный берег, каждый клочок тумана в темном лесу, каждая поляна и каждая жужжащая мошка - все они святы для памяти и чувств моего народа. Сок, текущий в стволах деревьев, несет в себе память краснокожих.

Вступив на путь среди звезд, усопшие бледнолицые забывают страну своего рождения. Наши усопшие никогда не забывают этой прекрасной земли, ибо она - мать краснокожих. Мы - часть этой земли, и она часть нас самих. Душистые цветы - наши сестры, олень, конь, большой орел - наши братья. Горные вершины, сочные луга, теплое тело мустанга и человек - все они одна семья.

Когда Великий вождь из Вашингтона говорит, что хочет купить у нас землю, он требует от нас слишком многого. Великий вождь извещает, что он оставит нам место, чтобы мы жили в удобстве. Он станет нам отцом, а мы станем его детьми. Но все не так просто, ибо для нас эта земля - священна.

Эта сверкающая вода, текущая в ручьях и реках, - не просто вода, а кровь наших предков. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить, что она священна. Вы должны учить своих детей тому, что она священна, и любой призрачный отблеск в чистых водах озер повествует о делах жизни и памяти моего народа. Журчание воды - это голос отца моего народа. Реки - наши братья, они утоляют нашу жажду.

Реки переносят наши каноэ и кормят наших детей. Если мы продадим вам землю, вы должны помнить и учить ваших детей, что реки - наши братья и ваши братья; и впредь вы должны относиться к рекам с той же добротой, с какой относитесь к своему брату.

//////////////////
Вам может быть интересно почитать статью .
//////////////////

Краснокожий всегда отступал перед идущим вперед бледнолицым, как горный туман отступает перед утренним солнцем. Но прах наших отцов свят. Их могилы - священные места, и поэтому эти холмы, деревья и участки земли стали для нас святыми. Мы знаем, что бледнолицый не принимает наших мыслей.

Для него один участок земли ничем не отличается от другого, ибо он - чужак, который приходит ночью и берет от земли все, что захочет. Для него земля не брат, а враг, и он идет вперед, покоряя ее. Он оставляет могилы отцов позади, но это его не заботит. Он забывает о могилах отцов и о правах своих детей. Он относится к своей матери-земле и к своему брату-небу как к вещам, которые можно купить, ограбить и продать, как овцу или яркие бусы. Его жадность пожирает землю и оставляет за собой пустыню.

Я не понимаю: Наши мысли отличны от ваших. Зрелище ваших городов - боль для взора краснокожего. Возможно, что так происходит потому, что краснокожие - дикари, и они многого не понимают. В городах бледнолицего нет тишины. В них нет такого места, где можно послушать, как весной распускаются почки, как шелестят крылья насекомых.

Возможно, что я просто дикарь и многого не понимаю. Мне кажется, что шум только оскорбляет слух. Разве это жизнь, если человек не может расслышать одинокий крик блуждающего огонька или ночной спор лягушек у пруда? Я - краснокожий, я многого не понимаю. Индейцы предпочитают мягкое звучание ветра над водами пруда, запах этого ветра, омытого полуденным дождем и пропитанного ароматом сосновой смолы.

Для краснокожего воздух - сокровище, ибо одним (им) дышит все живое: и зверь, и дерево, и человек дышат одним дыханием. Бледнолицый не замечает воздуха, которым дышит. Он не ощущает зловония, как человек, который умирает уже много дней.

Но если мы продадим вам свою землю, вы должны помнить, что для нас воздух - сокровище, что воздух делится своим духом со всем живым. Тот ветер, который вдохнул дыхание в наших дедов, принимает их последний вздох. И поэтому ветру предстоит наполнить духом жизни наших детей. Если мы продадим вам свою землю, вы должны держаться в стороне от нее и относиться к ней как священной, как к тому месту, куда даже бледнолицый, сможет прийти, чтобы ощутить вкус ветра, сладкий от луговых цветов.

Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы решим принять его, я поставлю одно условие: бледнолицый должен относиться к животным этой земли как к своим братьям. Я - дикарь, я не могу думать иначе. Я видел тысячи мертвых бизонов в прериях - их оставил бледнолицый, стрелявший из проходившего мимо поезда.

Я - дикарь, и я не могу понять, как дымящийся железный конь может быть важнее бизона, которого мы убиваем, только оказавшись на краю гибели. Что будет с человеком, если не станет зверей? Если все звери погибнут, люди умрут от полного одиночества духа. Чтобы ни случилось с животными, это случается с человеком. Все взаимосвязано.

Вы должны учить своих детей тому, что земля у их ног - прах наших предков. Тогда они будут почить землю, в которой кроются жизни нашего рода. Учите своих детей тому, чему учим своих детей мы, а говорим им, что земля - наша мать. Что бы ни случилось с землей, это случается и с ее детьми.

Когда человек плюет на землю, он плюет в самого себя.

//////////////////
Также читайте статью .
//////////////////

Вот что мы знаем: не земля принадлежит человеку, а человек принадлежит земле, Вот что мы знаем: все в мире взаимосвязано, как кровь, которая объединяет целый род. Все взаимосвязано. Чтобы ни случалось с землей, это случается с ее детьми. Не человек плетет паутину жизни, он лишь одна нить в ней. Если он делает что-то с паутиной, то делает это и самим собой.

И все же мы обдумаем ваше предложение уйти в ту резервацию, которую вы приготовили для моего народа. Мы будем жить в стороне от вас, мы будем жить спокойно. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней.

Наши дети уже видели своих отцов униженными поражением. Наши воины уже ощутили стыд. После поражения их жизнь обернулась праздностью, и они губят свои тела сладкой пищей и крепкими напитками. Не так уж важно, где мы проведем остаток своих дней, их осталось не так много. Лишь несколько часов, всего несколько зим, и не останется ни одного сына великих племен, которые когда-то так любили эту землю и которые сейчас скитаются малыми группами в лесах. Никто не сможет оплакивать тот народ, который когда-то был столь же могуч и полон надежд, как ваш. Зачем же мне оплакивать смерть своего народа? Племя - это всего лишь люди, ничего больше. Люди приходят и уходят как морские волны.

Даже бледнолицый, чей Бог идет рядом и говорит с ним, как друг, не может избежать всеобщей судьбы. В конце концов, быть может, мы еще станем братьями - посмотрим. Но мы знаем нечто такое, что бледнолицему предстоит когда-нибудь узнать: у нас с вами один Бог. Сейчас вы считаете, что владеете своим Богом точно так же, как хотите овладеть нашей землей, но это не так. Он - Бог всех людей и равно сострадает и краснокожим, и бледнолицым. Для Него эта земля - сокровище, и причинять вред этой земле означает поднимать руку на ее Творца. Бледнолицые тоже уйдут, хотя быть может позже, чем остальные племена. Продолжайте пачкать свое ложе, и однажды ночью вы задохнетесь в собственных отбросах. Но в своей гибели вы будете ярко пылать, объятым племенем мощи Бога, который привел вас господством над этой землей и над краснокожими.

Для нас такая судьба - загадка, ибо мы не понимаем, зачем нужно убивать бизонов, зачем приручать диких лошадей, зачем нарушать таинственные думы леса тяжелым запахом толпы людей, зачем пятнать склоны холмов говорящими проводами.

Где заросли? Их нет. Где орел? Его нет. Почему нужно прощаться с быстрым пони и охотой? Это - конец жизни и начало выживания.

Мы обдумаем ваше предложение купить нашу землю. Если мы согласимся, то будем в безопасности обещанной вами резервации. Там мы сможем прожить короткий остаток своих дней так, как захочется нам. Когда с этой земли исчезнет последний краснокожий, а памятью о нем будет только тень облака, парящего над прерией, в этих берегах и лесах по-прежнему сохранится дух моего народа, ибо он любит эту землю, как новорожденный любит сердцебиение своей матери. Если мы продадим вам эту землю, любите ее так, как любим ее мы. Заботьтесь о ней так, как заботились о ней мы.

Сохраните в своей памяти вид этой земли, какой она была, когда вы забрали ее. И всеми своими силами, всеми своими мыслями, всем сердцем сберегите ее для своих детей - и любите ее так: как Бог любит всех нас.
Мы знаем одно: у нас с вами один Бог. Для Него эта земля - сокровище.

Даже бледнолицым не избежать всеобщей судьбы. В конце концов мы еще можем стать братьями. Посмотрим.» (индейский вождь Сиэтл).

//////////////////
Возможно вас заинтересует статья .
//////////////////

_______________
Цитаты индейских вождей
_______________

(Эти высказывания принадлежат Сидячему Быку, Белому Облаку, Сизтлу и другим знаменитым вождям североамериканских индейцев XIX века):

«Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей».

«В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек».

«Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее».

«Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге».

«Одно «возьми» лучше двух «я отдам»».

«Не нужно много слов, чтобы сказать правду».

«Хороший человек видит хорошие знаки».

«Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».

«Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей».

«Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов».

«Смерти нет. Есть только переход между мирами».

«Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами».

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное».

«Мой сын никогда не займется земледелием. Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах».

«Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате».

//////////////////
Вам будет полезно почитать статью .
//////////////////

«Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

«Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая».
«Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой».

«Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни».

«Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…».

«Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слезай!».

«Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его всему».

«Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви».

«Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?».

«Даже твое молчание может быть частью молитвы».

«Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?».

«Есть много способов пахнуть скунсом».

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму».

«Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались».

«Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия».

«Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым».

«Правда – это то, во что люди верят».

«Даже маленькая мышь имеет право на ярость».

«Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить».

«Тот, кто рассказывает истории, правит миром».

«У воды нет волос».

«Лягушка не выпивает пруд, в котором живет».
«Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни».

«О Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах, я прихожу к тебе, как один из множества твоих детей. Мне нужны твоя сила и мудрость. Сделай меня сильным не для возвышения над моим братом, но для победы над моим величайшим врагом – самим собой».

«Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор. Я не нашел никого, кто не был бы моим другом».

«Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели».

«Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги».

«Помни, что человек тоже животное, только умное».

«Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах».

«Человек должен сам сделать свои стрелы».

«У белого человека слишком много начальников».

«У всего в мире – своя песня».

«Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты».

«Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти».

«Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца».

«Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь».

«Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым».

«Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит».

«Белый человек жаден. В кармане он носит холщовую тряпку, в которую высмаркивает свой нос – как будто боится, что может высморкать и упустить что-то очень ценное».

«Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется».

«Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора».

«Даже мёртвая рыба может плыть по течению».

«У души не будет радуги, если в глазах не было слез».

«Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной».

«Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение».

«Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверями, случается и с человеком».

«Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда».

«Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

«Родина там, где тебе хорошо».

«Не всегда враг является врагом, а друг – другом».

«Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал».

Вероятно, слышали о нескольких выдающихся исторических деятелях страны США. Но как насчет истории тех, кто был там раньше? Даже многие американцы очень мало знают об истории коренных американцев.

Одним из многих упущенных аспектов истории коренных американцев является длинный список исключительных людей, которые были вождями различных племен. Вот семь величайших руководителей и лидеров коренных американцев.

7. Текумсе

Dоенный лидер Шауни, Текумсе родился в Долине Огайо примерно в 1768 году. Примерно в возрасте 20 лет он начал совершать рейды со старшим братом, путешествуя в различные приграничные города в Кентукки и Теннесси. После ряда поражений он уехал в Индиану, подняв группу молодых воинов и стал уважаемым военачальником. Один из его младших братьев подвергся серии видений и стал религиозным пророком и смог точно предсказать солнечное затмение.

Используя способности своего брата в своих интересах, Текумсе быстро начал объединять ряд разных народов в поселение, известное как Пропетстаун, более известный в Соединенных Штатах как Типпекано. Однажды, в то время как Текумсе отсутствовал в вербовой поездке, будущий президент США Уильям генри харрисон начал внезапную атаку убив почти всех.

Разозлившись на такое обращение со своими людьми со стороны США, Текумсе объединил свои силы с Великобританией, когда началась война 1812 года. Однако он умер в битве при Темзе 5 октября 1813 года. Хотя он был постоянным врагом для них, американцы быстро превратили Текумсе в народного героя, оценив его впечатляющие ораторские навыки и храбрость его духа.

6. Геронимо


Пожалуй, самый известный лидер индейцев всех времен, Геронимо был медиком в группе Бедонкой в ​​Чирикахуа. Родившийся в июне 1829 года, он быстро адаптировался к образу жизни Апачей. Будучи мальчиком, он проглотил сердце своего первого успешного охотничьего убийства и уже провел четыре отдельных рейда до 18 лет. Как и многие его люди, он сильно пострадал от рук «цивилизованных» людей вокруг него, Мексиканцы, которые все еще контролировали землю, убили его жену и трех маленьких детей.

В 1848 году Мексика уступила контроль над обширными участками земли, включая территорию Апача, в Договоре Гваделупской Идальго. Это предшествовало почти постоянному конфликту между новыми американскими поселенцами и племенами, которые жили на земле. В конце концов, Геронимо и его люди были выгнаны с земли своих предков и помещены в оговорку в бесплодной части Аризоны, на что великий лидер глубоко возмущался. В течение следующих десяти лет он возглавлял ряд успешных прорывов, травил упорно армии США. Кроме того, он стал знаменитостью своих смелых побегов, играя на публичной любви к Дикому Западу.

5. Crazy Horse


Страшный воин и лидер Oglala Sioux, Crazy Horse родился около 1840 года в современной Южной Дакоте. С момента его рождения напряженность между американцами и сиу увеличивалась. В августе 1854 года вождь сиу по имени Завоевавший медведь был убит белым солдатом. В отместку сиу убили лейтенанта вместе со всеми 30.

Используя свои знания как боевика-партизана, Crazy Horse был проблемой для армии США. Самая запоминающаяся битва, в которой участвовал Crazy Horse, — битва Маленького Бигхорна, борьба, в которой Кастер и его люди потерпели поражение. Однако к следующему году Crazy Horse сдался. Политика выжженной земли армии США оказалась слишком большой для его людей. В плену он был убит штыком, предположительно планируя убежать.

4. Вождь Сиэтл


Родившийся в 1790 году, Сиэтл жил в нынешнем штате Вашингтон, поселившись вдоль Пьюджет-саунда. Начальник двух разных племен благодаря своим родителям изначально был очень рад поселенцам, которые начали прибывать в 1850-е годы, как и они ему. Фактически, они основали колонию в заливе Эллиот. Однако некоторые из других местных племен возмущались посягательством американцев, и начались насильственные конфликты, что привело к нападению на небольшое поселение в Сиэтле.

Шеф Сиэтл чувствовал, что его люди в конечном итоге будут изгнаны из каждого места этими новыми поселенцами, но они понимали, что насилие только ускорит процесс.

Удовлетворительный факт: речь, с которой большинство людей ассоциируется с шефом Сиэтлом, в котором он уделяет большое внимание потребностям человечества в заботе об окружающей среде, полностью сфабрикована. Это было написано человеком по имени д-р Генри А. Смит в 1887 году.

3. Кошице


Почти ничего не известно о детстве одного из величайших вождей Апачи в истории. На самом деле, никто не уверен, когда он родился. Он был относительно высок для того времени, он был ростом не меньше 180 сантиметров, создавая очень внушительную фигуру. Лидер племени Чирикахуа Кохиз привел своих людей к ряду набегов, иногда против мексиканцев, а иногда и против американцев. Однако это были его нападения на США, которые привели к его кончине.

В 1861 году рейдерская партия другого племени апачей похитила ребенка, а племя Кошизы было обвинено в акте относительно неопытного офицера армии США. Хотя они были невиновными, попытка арестовать коренных американцев, которые пришли поговорить, закончилась насилием, одним выстрелом к ​​смерти, и Кошице убежал из палатки собрания, прорезав отверстие в стороне и убежал. Последовали различные акты пыток и казни с обеих сторон, и это, казалось, не имело конца. Но началась Гражданская война в США, и Аризона осталась в Апачи.

Менее чем через год, армия вернулась, вооруженная гаубицами, и они начали уничтожать племена. Почти десять лет Кошице и небольшая группа бойцов прятались среди гор, совершая набег при необходимости и уклоняясь от захвата. В конце концов, Кошице была предложена огромная часть Аризоны в качестве оговорки. Его ответ: «Белый человек и индейцы должны пить одну и ту же воду, есть один и тот же хлеб и быть в мире и согласии». К сожалению, Кошице не мог увидеть плоды своего труда, так как он серьезно заболел и умер в 1874 году.

2. Сидящий Бык


Святой человек из Hunkpapa Lakota, Сидящий Бык родился в 1831 году, где-то в современной Южной Дакоте. В юности он был ярым воином, совершившим свой первый набег еще в 14 лет. Его первая жестокая встреча с американскими войсками была в 1863 году. Именно эта храбрость привела к тому, что он стал вождем всей Лакоты в 1868 году Хотя небольшие конфликты между Лакотой и США продолжались в течение десятилетия, только в 1874 году началась полномасштабная война. Причина: золото было найдено в священных Черных холмах Южной Дакоты.

Насилие завершилось коалицией коренных американцев, противостоявшей американским войскам во главе с Кастером в вышеупомянутой битве при Литл-Бигхорне. Позже в этот прибыло еще подкрепление, и Сидящий Бык убежал в Канаду. Голодание в его народе в конечном счете привело к соглашению с США, после чего они были перевезены в резервацию. Вскоре вспыхнула перестрелка между полицией и его сторонниками, и Сидящий Бык был убит.

1. Мангас-Колорадас


Свекровь Кошизе и один из самых влиятельных вождей 1800-х годов Мангас Колорадас был членом Апачи. Рожденный незадолго до начала века, он считался необычайно высоким и стал лидером своей группы в 1837 году, после того как его предшественник и многие из их группы были убиты. Они умерли, потому что Мексика предлагала деньги для скальпов американских индейцев. Будучи преисполнен решимости не допустить, чтобы это осталось безнаказанным, Мангас-Колорадас и его воины начали убивать всех жителей города Санта-Рита.

Когда США объявили войну Мексике, Мангас-Колорадас видел их в качестве спасителей своего народа, подписывая договор с американцами, позволяя солдатам проходить через земли Апачи. Однако, как это обычно бывает, когда золото и серебро были обнаружены в этом районе, договор был отброшен. К 1863 году США летели под флагом перемирия, якобы пытаясь прийти к мирному соглашению с великим вождем. Однако его предали, убили под ложным предлогом, что он пытался убежать, а затем искалечен после смерти.

Пользователь frozenburger объяснил, что раскрасил фото для того, чтобы картинка приобрела более современный вид и позволила полнее оценить красоту этих людей. Frozenburger называет и имена индейцев, запечатлённых на снимке: Сидящий Бык, Оглядывающийся Медведь, Имеющий Большую Белую Лошадь, Белый Хвост, Печень Медведя, Перекатывающийся Через Горы Гром, Лающий Пёс, Парящий Ястреб, Хромой, Орлиный Свист. Вожди собрались вместе незадолго до встречи с генералом Нельсоном Майлзом. Снимок встречи индейских лидеров сделан в 1880 году. Пройдёт совсем немного времени, и некоторые его герои встретятся уже в других условиях. Оригинальный снимок:А вот и сам генерал М айлз, которого называли Медвежьим Мундиром. Именно под его командованием состоялась кровавая бойня на ручье Вундед-Ни в 1880 году. Это сражение стало последним крупнейшим столкновением между индейцами лакота и одной из последних битв Индейских войн. На снимке ниже - захваченные в плен во время бойни на ручье Вундед-Ни в 1880 году вожди индейских племён. Крайний справа - Парящий Ястреб.
Ещё один вождь, запечатлённый на фото, - Сидящий Бык, разгромивший в 1876 году один из американских полков США, до сражения не дожил. За две недели до битвы 40 полицейских-индейцев попытались арестовать его в своём доме. Вождь не захотел сдаваться, и в результате начавшейся перестрелки погиб сам, восемь его сторонников и шесть полицейских.