Занятия логопеда упражнения для языка. Логопедическая зарядка. Примеры упражнений. Развитие с пеленок

Для ребенка в возрасте 4-5 лет речь становится основным фактором развития, а также этот процесс имеет первостепенное значение для формирования социальных связей малыша в обществе. Задача педагогов и родителей - помочь дошкольникам избежать возможных проблем в этой сфере. Ежегодно количество детей с нарушениями развития речи ставится все больше, поэтому система специальных логопедических упражнений необходима каждому, кому уже исполнилось четыре года. Что нужно знать о развитии речи в этот важный период?

Речевые особенности детей 4-5 лет

Для дошкольников это время – период активного увеличения словаря (к 5 годам его объем достигает, в норме, 3 тыс. слов). Дети этого возраста начинают обретать чувство языка, обращаются с родной речью более уверенно, занимаются словотворчеством. Грамматический строй продолжает разравниваться тоже.

Ребенок четырех-пяти лет не просто начинает говорить больше и свободнее, он также использует все более сложные предложения, чем раньше. Постепенно формируется способность составить короткий рассказ не только о том, что малыш видел лично, но и без опоры на непосредственный собственный опыт. Такие рассказы еще эмоциональны и нередко имеет нарушенную логическую структуру, но достаточно объемны и содержательны.

Уровень фонетического восприятия речи к этому возрасту тоже становится существенно лучше. У ребенка появляется возможность определить наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на определенный звук. Он становится способен воспринимать слоговой ритм структуры слова.

Можно сказать, что в четыре года у детей наступает самый активный период в развитии речи, который позволяет приобрести коммуникативные возможности, сопоставимые с уровнем взрослых. Конечно, редкий малыш проходит этот путь без трудностей, речевые нарушения на этом этапе наиболее часто встречаются.

Виды речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Существует три основных вида нарушений, речевого недоразвития:

  • фонетическое;
  • фонетико-фонематическое;

На практике это означает, что дети испытывают трудности с узнаванием, различением и произношением звуков родного языка. Эти три вида нарушений могут встречаться отдельно или в комплексе.

В норме, к этому этапу развития, естественные возрастные трудности с произношением отдельных звуков или их групп уже должны остаться в прошлом, Завершается этап освоения звукопроизношения, дети перестают пропускать и смягчать согласные в речи. В 4 года должны появиться все шипящие, а к 5 можно ожидать уверенного и . Но у старших дошкольников нарушения артикуляции встречаются очень часто. Это могут быть дефекты в произношении шипящих, свистящих, сонорных звуков. Почти всем детям приходится выполнять логопедические упражнения на букву и звук р, «зарычать» многим удается только после специальной тренировки.

Стоит также обратить внимание на лексико-грамматические проблемы, которые проявляются в трудностях активного использовании речи как средства коммуникации. Дети с подобными нарушениями испытывают сложности при составлении вопросов, описаний, не могут использовать все средства родного языка для выражения мыслей. Они не умеют правильно строить предложения, неверно используют окончания и предлоги, ошибаются при словообразовании. Логопедическая помощь в этом случае необходима, но помочь ребенку говорить лучше могут и родители (конечно, после консультации со специалистом).

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

  • Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
  • Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
  • Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.
  • должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
  • Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком - необходимая и обязательная для родителей помощь. Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких - полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
  • Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей - такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
  • Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи - язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая - тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз - это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли - ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно - выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны - это корни. Встряхнули ладошки - листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

  • Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

  • Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

  • Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

  • Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком. Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

  • Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

  • Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Формирование у ребенка правильной и красиво поставленной речи – это тяжелый ежедневный труд, заниматься которым нужно уже в раннем возрасте. Специальные логопедические упражнения для детей, разработанные практическим путем, полезны не только малышам, испытывающим сложности при формировании звуков, но и деткам, не сталкивающимся с подобными проблемами. К 4 годам у большинства ребят формируется вполне четкое и чистое произношение, они уже не пытаются уменьшать слова.

В 5 лет дети должны выговаривать все буквы родного языка, допускается наличие периодических сложностей со звуком «р» и некоторыми шипящими. Но иногда встречаются случаи выраженных детских проблем с воспроизведением звуков. Вопреки распространенному мнению, подобные явления сами по себе не проходят. Только специальные занятия способны поправить ситуацию.

Основные правила развития детей с младенчества

Риск развития негативных проявлений в плане формирования речи снизится в несколько раз, если изначально правильно подойти к данной сфере развития маленького человека. Уже с первых месяцев жизни грудничка необходимо развивать его мелкую моторику. Отдел головного мозга, отвечающий за данную функцию, находится очень близко от отдела, отвечающего за постановку речи. Поэтому и получается, что «пальчиковые» игры и правильное произношение так тесно связаны между собой.

Совет: Специалисты не рекомендуют пытаться отрабатывать ребенком, которому еще не исполнилось и 3 лет особенности произношения. Не важно, родной он пытается изучать язык или иностранный, качество звука придет позднее. В столь раннем возрасте можно делать упор только на грамотность, адекватность использования слов, последовательность их расстановки в предложении, вот эти параметры должны закладываться чем раньше, тем лучше.

Дополнительный стимул в сфере развития красивой речи даст регулярный массаж ладошек и пальчиков на руках. Малышу нужно постоянно предлагать пощупать предметы новой формы, текстуры, консистенции. Его должны окружать ткани различных фактур. По мере взросления в досуг ребенка необходимо включать занятия по лепке, рисованию пальчиковыми красками, сборке паззлов, нанизыванию бусин на шнурок, плетению из различных материалов.

Особое внимание уделяем тому, что слышит малыш, ведь он будет равняться именно на взрослых. Нужно регулярно читать ребенку стишки, скороговорки, сказки и рассказы по возрасту. Хороший результат можно получить, если с раннего возраста приучить ребенка проговаривать свои действия вслух.

Правильный старт профильных упражнений, как залог успеха

Планируя занятия, нужно изначально определиться с их целью. Это может быть общее развитие и закрепление существующих навыков или коррекция звуков, которые вызывают у малыша сложности. В первом случае для ребенка 4-5 лет просто подбираются нужные игры, зачастую состоящие из скороговорок, стишков и песенок. Во втором – подготовительный этап включает следующие манипуляции:

  1. Определяем, какие именно звуки вызывают сложности у ребенка. Для этого нужно последовательно показывать ему картинки, он должен называть изображенные на них вещи. Картинки подбираем так, чтобы экспериментальный звук находился в разных частях слов, сочетался с разными буквами.
  2. Планируем занятия так, чтобы сначала прорабатывались более легкие звуки, затем – сложные.
  3. На начальных этапах работу необходимо вести именно со звуками, а не со словами. Нужно не просто многократно их повторять, придется уделять должное внимание теоретической стороне вопроса. Малыш должен понимать, как нужно располагать губы и язык, чтобы формировался конкретный звук.
  4. Логопедические упражнения для детей лучше всего подавать в игровой форме, тогда информация будет усваиваться ребенком 4-5 лет намного эффективнее.
  5. После того, как у ученика появятся успехи с первым звуком, стараемся активнее вводить его в повседневную речь. В это же время приступаем к осваиванию следующего проблемного момента.

Не стоит рассчитывать на слишком быстрые результаты. При условии регулярной и качественной работы первые успехи могут появиться только через несколько месяцев. Главное, не отступать от плана и продолжать занятия.

Качественная разминка для губ и языка

Каждый подход необходимо начинать со специальной разминки, способной подготовить основные инструменты речи. Малыш должен ровно сесть перед зеркалом, выпрямить спину и расслабить тело. Нужно добиться такого положения, чтобы ребенку было видно и свое лицо, и лицо «педагога». Далее начинаем показывать и описывать ребенку упражнения, которые он должен повторять. При необходимости корректируем действия малыша ложкой или чистым пальцем.

Для ребенка 4-5 лет в качестве разминки идеально подойдут следующие упражнения:

  • Растягиваем губы в улыбке, не показывая при этом зубов.
  • Вытягиваем губы в виде хоботка.
  • Держа челюсти крепко сжатыми, пытаемся поднять верхнюю губу.
  • Вытягиваем губы в трубочку и начинаем делать ими вращательные движения.
  • Вытягиваем губы, захватываем их пальцами и аккуратно массируем.
  • Работаем щеками: надуваем обе, надуваем последовательно по одной, сдуваем, потом втягиваем в том же порядке.
  • Открываем рот, высовываем язык и по кругу облизываем губы.
  • Высовываем язык и тянемся им то вверх, то вниз.
  • Открываем рот и тянем нижнюю челюсть вниз, при этом языком надавливаем на небо.

Стоит учесть, что в возрасте 4-5 лет дети еще не способны слишком долго концентрировать свое внимание на однотипных действиях. Не стоит навязывать ребенку длительные занятия, все должно быть в удовольствие.

Эффективные упражнения для постановки звука «р»

Чаще всего малыши испытывают проблемы с произношением звука «р». Они просто его пропускают или стараются заменить другим, коверкая слова. Перед тем, как приступать к коррекции, стоит посетить педиатра и логопеда. Возможно причина проблемы кроется в короткой уздечке языка и ее придется решать хирургическим путем. Дети 4-5 лет могут испытывать сложности с произношением самого звука или употреблением его в словах. В зависимости от ситуации и строим занятия. Для выполнения некоторых упражнений может понадобиться специальный шпатель.

  • Малыш открывает рот, прижимает язык к основанию верхних зубов, несколько раз четко проговаривает букву «д». Он должен ощутить вибрацию, характерную для звука «р».
  • Ребенок открывает рот и начинает произносить звук «ж», постепенно поднимая язык. Взрослый должен аккуратно передвигать язык шпателем из стороны в сторону, усиливая вибрацию.
  • Ребенок выговаривает слог «за», пытаясь при этом максимально оттянуть язык назад. Если взрослый в это время будет двигать язык малыша шпателем, то отчетливо проступит звук «р».

Благодаря ежедневным повторам, у малыша появится понимание того, как звук «р» должен звучать, он услышит, что сам его произносит, и это ускорит процесс становления речи.

Особенности отработки шипящих звуков

Остановку шипящих начинают с отработки звука «ш». Для этого малыш начинает произносить слог «са», постепенно поднимая язык к верхним зубам. На том этапе, когда уже начинает раздаваться шипение, помогаем ребенку зафиксировать момент с помощью зеркала. Повторяем упражнение, но на этот раз взрослый передвигает язык малыша с помощью шпателя, устанавливая его в то положение, при котором формируется шипение. Затем нужно закрепить успех, маленький пациент должен сам найти то положение языка, при котором сможет произнести звук «ш».

Для отработки звука «щ» используем слог «си» примерно по такой же схеме. При этом необходима помощь взрослого, который шпателем станет отодвигать язык чуть назад и вверх, добиваясь его оптимального положения. Звук «ч» ставим точно так же, но через «т». Упражнения выполняются на выдохе, чтобы качество звучания было максимальным.

Роль родителей в данных занятиях огромна. Именно от них зависит правильность выполнения упражнений малышом, что скажется и на времени появления первых успехов. Повышенное внимание стоит уделить и особенностям построения уроков, они не должны вызывать у детей скуки, страха или других негативных эмоций. Если действовать по четко разработанному плану, за несколько месяцев можно будет поставить малышу четкую и красивую речь даже без помощи профессионалов.

В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:

  1. Улыбочка. Вначале губы растягиваются в улыбке, зубы прикрыты, затем они обнажаются и снова прячутся под губками.
  2. Наказание непослушного язычка. Язык ложится на нижнюю губку и верхней его надо пошлепывать. При этом произносится звук ”пя-пя”.
  3. Лопатка. Рот немного приоткрыт. Язык из своего обычного положения ложится на нижнюю губу, а затем прячется обратно.
  4. Трубочка. Рот открывается, язык максимально выдвигается вперед, его края загибаются трубочкой и так удерживаются несколько секунд.
  5. Облизывание губ. Рот полуоткрыт. Круговым движением языка облизываются губы сначала по часовой стрелке, затем обратно.
  6. Чистка зубов. Зубной щеточкой служит язык ребенка, который делает ”чистку” вначале краев верхних зубов, потом их внутренней поверхности, внешней. То же самое выполняется и с нижними зубами.
  7. Часы. Губки ребенка растянуты в улыбке при открытом рту. Кончик языка ритмично двигается вправо-влево, дотрагиваясь до его уголков.
  8. Змея. При открытом рту согнутый трубочкой язычок быстро выдвигается вперед и задвигается обратно. При этом прикасаться к зубам и губам нельзя.

Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р”

Если ваш малыш не выговаривает звук „р”, то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке - перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать.

Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений - и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными.

Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями) , нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:

  1. Кисточка маляра. Это разминочное упражнение. Язык - кисточка, которой нужно погладить верхнее нёбо, начиная от зубов и далее в сторону горла.
  2. Гармошка. Рот немного приоткрыт, язык плотно прижимается сначала к верхнему нёбу, затем к нижнему с одновременным опусканием челюсти вниз.
  3. Чистка зубов. Рот приоткрыт немного. Язык-щетка двигается между зубами, достигая самых крайних уголков.
  4. Комарик. Нужно приоткрыть рот, кончик языка продвинуть между зубами и так попробовать произнести звук «з-з-з» , изображая комара. Затем кончик языка перемещается вверх, упираясь в верхние зубы, а комарик при этом продолжает издавать свой писк.
  5. Рот открыт, конец язычка прижимается к верхним зубам. Ребенок должен быстро произносить звук «д-д» . В это время взрослый шпателем или просто чайной ложечкой, ее ручкой ритмично, но без нажима должен колебать уздечку влево и вправо. Вибрация воздуха будет постепенно превращать произносимый звук „д” в „р”. Это основное упражнение для его постановки.

Логопедические занятия очень важны для развития ребенка. Ведь правильная речь говорит о культуре воспитания ребенка, что очень важно в современном мире.

Нижеописанные упражнения помогут вашему малышу говорить правильно, устранить дефекты речи, научат грамотно писать и читать.

У детей распространенной проблемой является самазанность звуков и их нечеткое произношение. Для этого необходимо заниматься с ним и делать артикуляционные логопедические упражнения.

Не стоит думать, что ребенок вырастет и сам научится говорить правильно. Многие без вашей помощи справиться не смогут.

Также существуют физиологические особенности, которые не позволят им сделать этого. К ним можно отнести:

  • наследственность;
  • отсутствие или снижение слуха;
  • родительское сюсюкание;
  • подражание;
  • короткая уздечка;
  • слабые языковые мышцы;
  • неправильное развитие челюсти.

Все эти факторы не позволяют ребенку выстроить правильные звуки, поэтому не поленитесь и уделите внимание вашему чаду.

Как правильно проводить логопедические упражнения

Существует несколько важных моментов:

  • проводите занятия, когда ребенок накормлен и спокоен;
  • смотивируйте ребенка к логопедическим упражнениям, пояснив как это важно для его будущего;
  • выделите место в комнате специально для занятий;
  • приобретите большое зеркало, чтобы ребенок мог сам себя контролировать;
  • не стоит делать все за ребенка, вы можете только подсказывать;
  • делайте передышки;
  • хвалите и давайте уверенность.

Длительность логопедических занятий должна быть не более 30 минут. Следует повторять упражнения до трех раз в неделю.

Логопедическое артикуляционное упражнение «Заборчик»

Ребенок должен улыбнуться широко, показав зубы.

Пусть удерживает такое положение максимальное количество времени.

Логопедические упражнения «Маленький птенчик»


Ребенок должен открыть рот максимально широко, делая улыбку. При этом не нужно шевелить языком, просто оставайтесь в такой положении минуту.

Упражнение «Непослушный язычок»

Необходимо слегка открыть рот и высунуть язык, положив его на нижнюю губу. Далее произносите «Пя-пя-пя», шлепая язык губами.

Логопедическое артикуляционное занятие «Трубочка»

Упражнение «Сладкое варенье»

Откройте рот и начинайте медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу. Делайте это несколько раз по кругу.

Занятие «Чистые зубки»

Необходимо приложить язык к зубам с внутренней стороны и совершать круговые движения, начиная с верхней челюсти.

Нижняя челюсть должна оставаться недвижимой.

Логопедические занятия «Тик-так»

Сделайте улыбку, так, чтобы зубы были видны наполовину.

Высуньте язык и начинайте дотрагиваться им до уголков рта. Когда ребенок будет делать эти упражнения, говорите ребенку тик-так, тик-так.

Упражнение «Змейка»

Пусть ребенок откроет рот и высунет язык. Здесь главное сделать это таким образом, чтобы язык не прикоснулся к зубам и губам.

Двигать языком нужно взад-вперед несколько раз.

Артикуляционное занятие «Орешки»

Нужно, чтобы рот ребенка был закрыт, и он упирался языком сначала в правую щеку, затем в левую.

Упражнение «Гол»

Очень подходит , которые любят спорт и футбол.

Суть заключается в том, чтобы положить язык на нижнюю губу, и издавая букву «Ф» сдувать ватный шар.

Можно соорудить ворота из фломастеров или кубиков. Главное не надувать щеки.

Занятие «Сердитая кошечка»

Ребенок должен открыть рот и установить язык в таком положении, чтобы он упирался в нижние зубы.

Нужно стараться приподнимать язык вверх, выгибая спинку языка. Так кошечки выгибают свою спинку.

Логопедические занятия скороговорками

Если вы хотите, чтобы ваш малыш научился грамотно и четко разговаривать, используйте для этого повторение скороговорок.

С их помощью вы можете:

  • увеличить словарный запас;
  • усовершенствовать дикцию;
  • развить речевой слух.

Помимо этого, ваш ребенок перестанет съедать окончания, научится улавливать интонацию и понимать, что он говорит. И самое главное, он будет уметь слушать.

Скороговорки для четкой буквы «Л» :

  • палку толкал лапой Полкан, лапой Полкан палку толкал;
  • у елки иголки колки, иголки колки у елки;
  • дятел дуб долбил, да не додолбил;
  • клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку;
  • котик ниток клубок укатил в уголок;
  • кот молоко лакал, а Витя булку в молоко макал.

Логопедические занятия и скороговорки для четкой буквы «Р» :

  • Рыбы в проруби пруд пруди;
  • Петр Петру пек пироги;
  • У Кондрата куртка коротковата;
  • На лугу под горкой лежит сырок с красной коркой, сорок сорок в короткий срок съели сырок;
  • До города дорога в гору, от города - с горы;
  • Трое трубачей трубят в трубы.

Логопедические упражнения на четкость букв «З, Ш, С, Ж» :

  • 16 шли мышей и 6 нашли грошей;
  • У зайки Бубы заболели зубы;
  • Саше дали кашу, а Клаше простоквашу;
  • Зоиного зайку зовут зазнайка;
  • Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его;
  • Шел Стас по шассе к Саше в шашки играть;
  • Шашки на столе, шишки на сосне;
  • Зоя везла на возу, козленка, козла и козу;
  • На лыжах по луже не пробежишь;
  • Однажды шел дождик дважды;
  • 6 мышат в камышах шуршат.

Занимайтесь со своими детишками логопедическими упражнениями и когда они вырастут - скажут вам огромное спасибо!

От вас зависит их , дальнейшая жизнь, будущая профессия и общение с окружающими людьми.