Языческие святыни польши. Беларусь vs Польша: один народ и две страны

Белорус Иван Боровик когда-то работал машинистом на железной дороге, а сейчас он пенсионер. 65 лет Иван живет в польском местечке Орля в 30 километрах от госграницы с РБ. Если бы Боровик захотел, то на своей старенькой Skoda преодолел бы это расстояние за 20 минут. Еще часа два у него ушло бы на таможенные формальности. Вот она, этническая родина, за тем пограничным столбом! Парадокс в том, что в Беларуси белорус Иван за свою жизнь не был ни разу, и таких, как он, - множество. Тысячи жителей польского Подляшья разговаривают на языке, схожем с белорусским, живут в деревнях, на въезде в которые стоят таблички с белорусскими названиями, считают себя белорусами. Как им там, в ЕС, что их связывает с нашей страной? Об этом в репортаже Onliner.by.

Мы едем из Белостока в сторону Высокого, на дороге замечаем указатель «Кошкi». Это небольшая деревушка с двумя улицами, тремя десятками хат и несколькими богатыми особняками. Понедельник, рабочее время, в Кошках безлюдно. Будем искать здесь белорусов, чтобы узнать, почему они считают себя таковыми.

Подляшье - особый регион Польши, который не раз делили большие державы. Люди здесь во многом запутались, кто они есть. На Белосточчине проживали белорусы и украинцы, их депортировали и возвращали назад, полонизировали, притесняли, а потом давали право на самовыражение. Даже сейчас, когда никаких территориальных претензий на регион у соседних стран быть не может, за «души» местных жителей идет борьба. Украинцы считают, что здешний народ разговаривает на диалекте их мовы, а белорусами называет себя по ошибке, в силу исторической привычки и давления Польши. Когда пару лет назад в гмине Орля появились таблички, дублирующие названия деревень на белорусском, активное украинское меньшинство выражало по этому поводу возмущение. Было бы что делить!

- Кто мы? Мы тут все белорусины, - рассуждают старухи, стоящие посредине улицы. Они живо обсуждают приезд машины с белорусскими номерами.

- Вы, хлопцы, солярку привезли, сигарет?

Пенсионерки обознались, но их можно понять. Белорусское топливо и табак по приграничным польским деревням развозят регулярно. Самые дешевые сигареты вроде «Минска» продают по 5-6 злотых (около $2). Забавно, что именно торговцы-спекулянты осуществляют мультикультурную связь между представителями одного народа, разделенными границей. Мостик этот тонкий и ненадежный.

Любовь Константиновна живет с мужем. Ей 78, ему 81. На двоих получают около $700 пенсии.

- Разве это деньги? - говорит бабушка Люба. - Кто-то и больше получает, а мы бы загнулись, если бы не свое хозяйство. Дети живут в Бельске, помогают. Жизнь была тяжелой. Работала на гаспадарке. Втроем: отец, мать и я. Возделывали 20 гектаров земли, гнули спины. А недавно упала, ногу сломала, еле хожу.

Повседневная жизнь польской деревни в глубинке мало чем отличается от жизни в селе белорусском. Вечерами старики смотрят телевизор, днем встречают «автолавку», на выходных бредут пешком в церковь. Детей в Кошках мало - четверо ходят в школу. Молодежь перебралась в города. Пенсионеры переписали на своих детей землю, которой владеют, чтобы получать «ренту». Пытаются обрабатывать принадлежащие им гектары своими силами. Особо пьющих нет, но те, кто выпивает, встречаются.

- Про Беларусь что-нибудь знаете - что у нас там сейчас происходит? - спрашиваем у бабушки.

- Один добрый хлопец, Сережей зовут, все из Беларуси приезжал. Солярку возил. Говорил, что у вас теперь можно жить, если крутиться. Что дом себе под Брестом построил, рассказывал. Мы перестали у него солярку брать, так и не ездит больше. А что там у вас происходит, какое нам дело? Раньше телевизор показывал белорусский канал, а теперь что-то они там покрутили и канала нет - декодер нужен.

- Если нет дела, почему вы называете себя белоруской?

- У меня паспорт польский, все польское. Но какая ж я полька? Белорусинка! - стоит на своем пенсионерка.

Вопрос о национальной принадлежности мы зададим еще десятку людей. Но конкретного ответа не услышим.

Иван Иванович родился в 1931 году, его супруга Анна чуть моложе. Одного сына они назвали Мареком, а второго по-нашему - Славиком.

- Как там Лукашенко? Говорят по польскому телевидению, что барзо вас гоняет! - шутит хозяин дома.

- Думаете, что в Польше порядок? Так слушайте, - продолжает он. - Социализм разбомбили. Нас ограбили, банки, заводы - все в западных руках. Развалили, что было, а новое быстро не построили. Знаете, какая у меня пенсия? 900 злотых! А возьми отдай в месяц за свет сотню, за воду еще 50! Свои свиньи, куры, корова есть, так и живем. Не роскошно, нет, вы особо не завидуйте. Есть и такие, кто по 50 коров и три машины имеют, не знают, что с деньгами делать. Но их немного.

По представлению наших собеседников, в Беларуси жизнь идет вполне ничего. Правда, эту счастливую жизнь они сами не видели - только по белорусскому телевидению. Особенно приглянулся «Славянский базар», его смотрели не отрываясь. Все как в старые добрые времена, говорят нам. Дай деду Ивану волю, он бы реанимировал в Польше народный социализм, особо не задумываясь.

- У нас все частное, говорите, а у вас государственное? Может, это и хорошо, а может, и плохо, - не унимается Иван Иванович. - У нас чтобы дорогу сделать, надо землю у хозяина выкупить, огромные деньги отдать. А у вас автостраду делают - ни у кого не спрашивают! Дали команду - и строят. Даже поляки говорят, что у вас дороги лучше.

Сын Ивана Марек сравнивать жизнь в странах-соседках не спешит и философски замечает: «Там хорошо, где нас нет».

- У меня своя фирма, занимаюсь транспортным страхованием, - рассказывает он. - Жена в банке работает. У нее зарплата 800-900 на доллары, у меня побольше. Еще имею 10 гектаров земли, с них какой-никакой доход. Крутимся помаленьку. Жить можно.

Гмина Орля - аналог нашего сельсовета. Населенный пункт - прокачанный до 100-го уровня белорусский агрогородок, в котором есть магазины, кафе, заправка, банкоматы, больница, школа, детсад… Даже свой сайт у польского «сельсовета» имеется.

В восьмидесяти километрах от Кракова находится деревня Залипье, она считается самой красивой в Польше. Живописная деревня Залипье (Zalipie) расположена на юге страны, в регионе Малая Польша (Małopolska). Это место называют самым красивым даже не за колоритные пейзажи, необычные водоемы или древние храмы. Особенность Залипья это яркие рисунки на стенах домов и сараев, на колодцах и даже собачьих будках. Каждая поверхность в этом уникальном селе становится «полотном» для народных художников. «Тут так прекрасно, что, кажется, как будто мы попали в этнографический музей или на необычную галерею под открытым небом», - говорят туристы, которые приезжают сюда в первый раз.

История расписных домов.

О залипских орнаментах знают уже более ста лет. Их авторы в большей степени женщины, которые проживают в этом регионе. Традиция расписывать хаты в Залипье появилась в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. На постройку отдельного хлева у деревенских жителей финансов не было, поэтому свой кров они часто делили с коровами, поросятами, курами. В то время в деревенских домах не было дымоходов. Люди готовили еду на очаге. Дым выходил через специальное отверстие в крыше, а сажа и пыль оседали на стенах. В таких условиях хозяйкам было сложно наводить порядок, но они изо всех сил старались, чтобы дом выглядел чистым, уютно и красивым. Они регулярно белили стены и для красоты рисовали на них разных размеров круги. Со временем основным мотивом рисунков стали цветы. Кисточки женщины делали из стеблей проса, ржи или даже конского волоса. Вместо краски в конце позапрошлого века они использовали сажу, а ее разводили молоком. С появлением сухих красящих веществ узоры на домах стали разноцветными. Их начали рисовать не только внутри дома, но украшать фасад.

Всепольская слава.

Деревня Залипье стала известна на всю Польшу благодаря местному молодому человеку, который в начале прошлого века поехал из своего села на заработки. Чтобы не забывать о родной деревне, парень взял с собой салфетку с залипскими узорами, которые нарисовала его мать. Яркие цветы на белом полотне увидел краковский исследователь Владислав Хикель. Именно он первым начал изучать залипский стиль и в 1905 году написал о нем статью в журнале «Lud». С 1948 года в Залипье каждый год проходит фестиваль «Расписная хата» (Malowana chata), на который в наши дни приезжают огромное количество туристов. Во время фестиваля, традиционно проходящего в первые выходные после католического праздника Тела и Крови Христовых, местные жители соревнуются, у кого самый красивый дом. Во многом именно благодаря конкурсу традиция разрисовывать дома живет в деревне по сегодняшний день. По случаю фестиваля многие дворы и дома жителей открыты, каждый желающий может полюбоваться яркими узорами не только на фасадах, но и зайти в само жилище.

Залипский стиль и железная Фелиция.

Интересно, что залипские художницы, как правило, не пользуются оттенками одного цвета, работают красками только основных цветов. Нарисованные маки, васильки, ромашки, тюльпаны, розы они обводят коричневым контуром, а листочки - черным. Народные художницы украшают своими орнаментами не только архитектурные сооружения, но и пасхальные крашенки, скатерти, посуду, одежду.

Самой известной художницей этого региона была Фелиция Цурилова. Она родилась в 1904 году, всю жизнь прожила в родной деревне. Свой первый рисунок она сделала, когда ей было десять лет. Девочка воспользовалась тем, что родителей, не было дома, они поехали на рынок в Тарнув, и разрисовала потолок. Как гласит легенда, отец строго отругал Фелицию, но даже это ее не смогло остановить. Она продолжала рисовать, превратив свое увлечение в дело жизни. Еще во времена ПНР Цурилова была живой иконой народного творчества, пресса называла ее «первой леди польской деревни». В конце сорокоовых годов прошлого столетия в Залипье начали приезжать экскурсии, Цурилову и других мастериц регулярно приглашали к сотрудничеству. Женщины придумывали узоры для изделий фаянсового завода «Влоцлавек», расписывали стены кафе, ресторанов, даже оформили один из залов Этнографического музея. Решения что и где рисовать, принимала пани Фелиция. Она была решительной, самоуверенной и храброй. Попав в Щецин на съезд партии, она с трибуны обратилась к главе правительства ПНР Юзефу Циранкевичу: «Нам темно. Мы не видим, что мы рисуем. Я не уйду, пока вы не пообещаете нам электричество». Благодаря смелости Фелиции, свет в Залипье появился на десять лет раньше, чем в соседних деревнях. Когда в село собрался приехать министр культуры, Цурилова попросила мужа, чтобы он встретил столичного начальника в городе. По подсказке Фелиции муж художницы повез министра на самой дряхлой повозке, по самым худшим дорогам. Через время после путешествия власти дали распоряжение проложить в Залипье асфальт.

Фелиция Цурилова ушла из жизни в 1974 году. Художница похоронена в родной деревне. Ее могила украшена керамической плиткой, которую пани Фелиция еще, когда была жива разрисовала цветочными орнаментами. Когда у нее спрашивали, зачем она готовит плитку на собственную могилу, женщина отвечала: «Хочу, чтобы искусство оставалось со мной даже тогда, когда меня не станет на этой земле». После смерти народной художницы ее дом переделали в музей, в котором можно увидеть не только известные узоры на стенах, печи, колодцах и ведрах, но и старинную мебель, иконы, предметы быта.

Как добраться.

Деревня Залипье находится в Домбровском повете (Powiat Dąbrowski), в четырнадцати километрах от городка Домброва-Тарновска (Dąbrowa Tarnowska). Удобнее всего туда доехать на автомобиле.

Ближайшая от Залипье железнодорожная станция расположена в городе Тарнув. Из Кракова туда каждые полчаса ездят поезда. Из Тарнува в Залипье можно доехать на автобусе. Если вы хотите переночевать в деревне, можно это сделать, там находится мини-отель под названием «Gościna u babci» («В гостях у бабушки»). Деревянный домик для туристов, рассчитанный всего на пять человек, украшен он традиционными залипскими узорами. В самой деревне помимо дома Фелиции Цуриловой интересным будет посетить «Дом художниц» (Dom malarek) это центр творчества, в котором проходят выставки, встречаются мастера со всей округи, а также расписанный цветочными орнаментами костел святого Юзефа. Залипье такое маленькое, что его можно обойти пешком. В деревне проживает меньше одной тысячи человек.

Начинается самая интересная часть путешествия по сельской Восточной Европе. Прибалтика, пусть я до этого был лишь в одной стране, всё-таки ещё сильно советская, все говорят на русском языке…Польша - дело другое. Польша находится в ЕС ровно столько же, сколько три балтийские страны - девять. Но несмотря на общее социалистическое прошлое, страны развивались немного по-разному. Так что же они сделали за чуть менее, чем четверть века без "большого брата" СССР?

Полутора тысяч километров "зигзагом", конечно, слишком мало, чтобы понять эту страну. Но чтобы проникнуться - в самый раз, тем более, что мы с Шевроле старались выбирать самые маленькие, узкие, но очень красивые дороги!

1 Из Литвы выезжал ещё затемно, в густом тумане. Хорошо, что прибалтийские водители ездят вежливо и соблюдают скорость, особенно в плохую погоду.

2 Ещё один условный пропускной пункт. Конечно, никого там нет и проезд свободный. Как прекрасен мир без границ! Представляю, сколько бы времени я потерял на точно такое же путешествие, если бы между каждой из стран были бы границы. Хотя представляю очень хорошо, два с половиной года назад за месяц проехал семь балканских стран и много-много раз переходил границы. (*см. путешествие Балканские звёзды
)


3 Польша. Раньше эти буквы означали совсем другой мир для советского человека. Выбраться в Польшу - счастье, которое было доступно не всем. Да и сейчас должно быть "поевропеистее". Посмотрим.

4 Через пару километров - пешеходный переход прямо на трассе. Поскольку туман, на переходе стоит женщина в яркой униформе с большим знаком "Стоп" и помогает переходить дорогу.

5 В Прибалтике такого не было. В России - тем более. И вряд ли когда-то будет.

6 Мне нравится интерьер Каптивы, он получился вполне американским, узнаваемым. Хотя почему в рестайлинговой версии не поменяли шильдик на руле? В современных Шевроле он другой.

7 Немного проезжаю по хайвею. В Польше они есть. Прямо - Россия, Калининградская область. Но мне туда не надо. Когда-нибудь, в другой раз. И без глупых границ.

8 Осеннее туманное утро в польской глуши. Это очень вкусно пахнет, хочу вам сказать!

9 Аккуратные деревушки остаются позади.

10 Недалеко от города с названием Elk на дороге появляется лось. Точнее лосиха. Перемахивает через деревянный забор и начинает переходить неспешно переходить дорогу, цокая своими каблуками на длинных ногах. (а Elk по английски лось. Забавное совпадение)

11 Лосиху я заметил издалека, поэтому опасности она не представляла. Я остановился сфотографировать её. Лесная красавица перед тем, как скрыться в кустах, обернулась посмотреть. Не обернулся ли я, чтобы посмотреть, не обернулась ли она.

12 Дороги чаще всего хорошие. Мусора вдоль обочин нет. И это, пожалуй, единственное, что отличает здешнюю природу и окружение от России.

13 Очень много коров. У нас столько нету по осени. Холодно уже.

14 Му! Вентспилс передаёт привет.

15 Верите ли вы, что по такой вот, полузаброшенной железной дороге, может внезапно и с грохотом проехать настоящий паровоз? Нет? А зря.

16

17 Иногда дорога ведёт через окраины самых разных городов. Я их даже не запоминаю, хотя хочется прямо заезхать в какой-нибудь спальный район и прогуляться там. Посмотреть, как живут поляки в советских домах-коробках. Но - не в этот раз. Путешествие ведь "сельское", про маленькие места. А не многоквартирные муравейники.

18 Польские города выглядят очень по-разному. Какие-то очень ухоженные, какие-то совсем задрипанные. Но откуда в центре Польши взялась надпись "Косово это Сербия "? Ну да, а албанцы мне тоже не нравятся.

19 Дорожных камер очень много. Они есть почти в каждой деревне. Водители ездят аккуратно. Думаю, взаимосвязь очевидно. У меня с собой есть антирадар, который я думал использовать в России, но даже там не доставал. Знаете, не нарушать - легко. И вам советую.

20 Просто какая-то польская деревушка, куда заглянул на минутку.

21 Красота!

22 Одна очень интересная съёмка у меня сорвалась. Сам виноват: ввёл в навигатор первую попавшуюся деревню Пётрово, хотя таких в Польше десяток. О том, что что-то не так, я начал догадываться только за пару километров. В итоге приехал, пообщался с местными жителями и понял, что приехал совсем не туда. Сфотографировал их на память. Про общение скажу коротко, но отдельно: в Польше не знают русского, и вы вряд ли знаете польский. Но общаться можно, и очень даже легко. Чтобы свободно понимать поляков, нужно немного владеть украинским (эти языки похожи ещё больше) и включать воображение. Например, что такое "гуртовня" или "заязд" вы можете догадаться без словаря.

23 Всё ведь понятно? Ресторация, ночлеги.

24 Иногда бывает смешно. Пишут не мотель, а "мотелик". Про красавицу-уроду вы, наверное, знаете. А театр позорищем зовут чуть ли не все славянские народы.

25 Интересная в Польше традиция. Возле заправок принято ставить старые самолёты. Как украшение, но всё-таки - почему самолёты? Много раз такое встречал, и всегда прямо возле заправок.

26 Сами городки и деревушки намного аккуратнее, чем у нас. Не удивлён.

27 Местами очень похоже на Беларусь. Тоже не удивлён, они-то у поляков не стесняются учиться, да и половина страны когда-то Польшей и была.

28 Красиво, аккуратно, приятно. Почти в каждой деревне так. Угадать страну по фотографии не получится. Живут здесь совсем не богато. Но чтобы жить достойно, не нужно много денег. Это только вопрос аккуратности и отношения к себе и своей земле.

29 Возле дорог продают велосипеды. Как я понял, они здесь более востребованы, чем плюшевые китайские игрушки ядовитых цветов.

30 Такое встретить пока можно.

31 Но по всей стране идёт одновременный ремонт дорог. Их не просто латают, а расширяют и реконструируют.

32 В итоге получаются вот такие прекрасные хайвеи. И ограничение скорости здесь даже не 130, а 140 километров в час.

33 Мы же снова сворачиваем на локальные дороги. Дальше будет интереснее!

Друзья экспедиции

Путешествие по сельской Восточной Европе проходит при поддержке автомобильного бренда

В отличие от маршрутов многих автотуристов, которые ездят только в столицы и исключительно по автобанам, мой путь по Европе пролегал на 95% по местным дорогам и малым городам. Поэтому отчёт о каждой стране будет начинаться с сельской части. Правда, писать на эту тему гораздо сложнее, ибо сельские просторы обычно обозреваются из окна машины. В городе иди себе и щёлкай хоть всё подряд, а тут, чтобы сделать одну фотографию, надо каждый раз преодолевать лень, искать место для остановки, выходить и искать нужный ракурс порой прямо на проезжей части, а потом опять заводить машину и выруливать. Неудивительно, что сухой остаток снимков вышел в разы меньше, чем могло бы быть.

Таким образом, фотографий в этих разделах наскреблось немного, но зато будут собственно путевые заметки, которые с отчётами по отдельным городам сочетаются плохо. Начнём с сельской Польши.

Формально второй страной маршрута стала Литва, но о ней мне рассказать особо нечего, так как проехал эту страну вообще без остановок. Зато появилась возможность впервые испытать навигатор (далее - Навик) в деле. Производитель Гармин не удосужился включить в европейский пакет нормальные карты России и Беларуси (а добавлять их самостоятельно я тогда ещё не научился), и до Литвы приборчег только мешал, однако путь исправно записывал. Звук я сразу отключил и ни разу не включал, что несколько раз привело к проезду мимо нужных поворотов, зато не отвлекало от прямых обязанностей водителя.

Навик справился с первым заданием объехать Вильнюс на отлично. Дело в том, что вокруг столицы Литвы до сих пор нет объездной дороги, и пришлось ехать по незнакомым пригородам (совершенно совкового вида, между прочим, с разбитым асфальтом, унылыми промзонами и беспорядочной застройкой) с поворотами, светофорами, да ещё и с утренним трафиком. Общими усилиями наконец выбрались, и часа два любовались приятными сосновыми пейзажами южной Литвы. Сколько раз был в Литве, и всегда стояла отличная солнечная погода - прямо просится на язык эпитет "солнечная Литва". Ну да ладно, пост всё ж таки про Польшу.

Итак, Польшу я пересёк дважды: сначала 17-18 мая по диагонали с северо-востока на юго-запад, и на обратом пути 13 июня с юга на север по восточной части:

Совершил две ночёвки, хорошо осмотрел один город и бегло - ещё два. Оказалось маловато, но куда девацца - так был составлен маршрут, да и страна велика. Общее впечатление от Польши оказалось с большим знаком плюс - гостеприимная страна, интересные города, симпатичные пейзажи, - так что я приятно удивился и значительно улучшил своё бывшее предвзятое мнение о народе и стране.

Ну вот, Польша велика и трудно проходима по нескольким причинам. Во-первых, в стране только недавно начали строить магистрали, и пока что их ничтожно мало. Во-вторых, плотность сельских поселений настолько велика, что они часто переходят друг в друга, и средняя скорость физически не может превысить 50 км/час (только на самом востоке, между Люблином и Белостоком, нашлись более-менее открытые участки). Мало того, сильно утомляет рваный ритм скоростного режима: 50-70-90-70-50, и цикл бесконечно повторяется. В-третьих, дороги узкие, и порой на них выезжают грузовики, а то и трактора - хрен обгонишь! Ну и ковырялки всякие повсеместно (а на обратном пути, едва въехав, под вечер вообще попал в засаду: ремонтники просто перекрыли дорогу, и пока не закончили и не подмели за собой, никого не пускали минут 40).

Зато проблему постепенно решают. Модернизация дорожной сети идёт строго с запада на восток, как будто под чутким руководством немцев, и дошла уже до Ольштына. Строятся новые автобаны и расширяются, где это возможно, старые трассы (ну и новый асфальт кладётся тоже). Местные водители ездят намного быстрее и в то же время намного аккуратнее, чем в других странах (меня обгоняли все, кому ни лень, но ни разу никто не подрезал и даже не помешал. Впрочем, я же строго соблюдал знаки 50, а они - далеко не всегда). Знаки тоже хороши: предупреждают о всех случаях колейности или неровности дороги, даже если этого после наших дорог не чувствуешь, а режим 50 начинается не с названия населённого пункта, а с таблички "застройка", то есть, дают ехать 70, где это не особо опасно. А вот в зоне 50 повсюду развешены (вероятно штрафующие) фоторадары, чего в других странах я не видел ни разу.

Вот в таких тяжёлых условиях мне пришлось проделать три длинных (по 500 км) этапа, и времени на знакомство с польской провинцией почти не было - успеть бы доехать в разумное время. Предвидя поздние приезды, я забронировал места в отелях на первые этапы, и хотя бы о ночлеге не беспокоился. А вот бумажную карту Польши из экономии покупать не стал, и целиком положился на Навика, который здесь ни разу не дал повода обозвать себя Сусаниным.

Явление приграничного жлобства я уже отмечал в посту про Белоруссию. А в Польше, на границе и километров 30 вглубь, жлобствует некий Кантор, продавая никому не нужные виньетки, меняя деньги по грабительскому курсу и предлагая платные туалеты аж по 2 евро. Мысленно показав ему фак-сайн, я все свои проблемы решил в первом же супермаркете первого города на пути - Сувалках. Курс злотого очень удобен: к рублю он составляет примерно 1:10, поэтому в ценах ориентироваться было просто. Увидев, что они здесь вовсе не кусаются, я вынул из банкомата всего 200 злотых, которых с лихвой хватило ещё и на обратный путь. Тут же купил фотофлешку на 8 гигабайт за 59 злотых, что вышло явно дешевле, чем в России (РОК = 1.27)

Не заметив и следов исторического центра, город Сувалки я осматривать не стал. Зато там стояли весело раскрашенные хрущёвки с гиганскими в два этажа номерами домов, нарисованными прямо на торцах. Таковыми оказались пятиэтажки по всей Польше, но вот заснять мне хоть одну так и не удалось.

Отсутствие границы с Литвой поляки компенсируют полицейскими патрулями в приграничных областях. На один их них я немедленно нарвался, еле успев повернуть на запад от Сувалок. Очень вежливо проверили документы и поинтересовались, не везу ли я сигареты и спиртное. То и другое у меня имелось, но в разрешённых количествах, поэтому разошлись миром. Долю стресса я всё-таки получил, поэтому стал искать стоянку с целью перекусить. Но Польша не Белорусь: беседок со столиками нет, а от российских стоянок польские отличаются разве что наличием скамеек.

Решив все шкурные проблемы, можно было расслабиться и приступить к осмотру местных красот. Польша визуально отличается от других стран несколькими характерными признаками. Во-первых, в мае очень красиво цветёт рапс, и ярко-жёлтые поля порой простираются до горизонта с обеих сторон дороги:

Особенно много этого рапса в центре и на западе страны; эта культура становится очень популярной в Европе и на Украине в условиях нефтяного маразма, т.к. из семян выжимают масло, и используют в каких-то биодизелях. Энергетическую проблему также решают с помощью ветряков, которые сильно смахивают на уэллсовских марсиан из "Войны миров". Заснять так и не удалось - то дождь мешал, то остановится негде было. Зато увидел старую ветряную мельницу, хоть и против солнца:

Во-вторых, во всех городах и крупных сёлах доминируют (как в ландшафте, так и в жизни) костёлы, а новые часто отличаются интересной модерновой архитектурой (тоже не заснял ни одного). На обратном пути я ехал как раз в воскресенье утром, и наблюдал как население в полном составе и при параде стекается к утренней службе. Где побогаче - на машинах, где победнее - на велосипедах. Зато дороги в это время пустые:)

Костёлы дополняются распятиями и часовенками повсюду вдоль дорог и улиц. В других странах они тоже встречаются, и не менее часто, но польские "матки бозки" бережно закрыты стеклом от непогоды:

Зачем на ограде висят тряпочки, я не понял. В-третьих, много аистов: в каждой деревне, особенно на севере, обязательно найдётся столб с огромным гнездом и птицей наверху (а в июне и птенцы появляются). Гнездятся даже на не самых высоких столбах:

Ну а северная Польша - озёрный край, и часто открываются вот такие виды с лесом и озером:

Или в сочетании с рапсом, что особенно живописно:

В северной Польше есть, что посмотреть и кроме природы. Симпатичны городки вдоль рек и озёр, хорош Ольштын - столица края, и даже встречаются готические замки. Судя по этой схеме, их там добрая дюжина:

Мне попался первый с востока, в городке Рын , но особого интереса не вызвал, ибо переделан под отель со всеми вытекающими:

Интересней замка оказались обычные дома в городке, по крайней мере, на главной площади:

Характерны не узкие длинные, а широкие прямоугольные трубы на крышах. Ещё лучше это заметно на улицах соседнего городка Выдмины (да и застройка намного аутентичнее: замка нет, туристов привлечь нечем):

В городке также оказался действующий монастырь:

с большой ухоженной территорией, с ёлочками, теплицами, цветущими вишнями и выходом на речной берег:

Но надо было двигаться дальше. В Ольштыне (отдельный пост) окончательно испортилась погода, резко похолодало с +25 до +10, и успевшие надеть куртки идущие с работы горожане очевидно думали про меня, что это за поц такой: в летней рубашонке, бегает, озирается вокруг и щёлкает бог знает что.

В конечный пункт этапа, город Торунь (отдельный пост), я добрался уже затемно. Вообще, сильно бесит тот факт, что в Европе даже в мае-июне темнеет уже в 21 час (и народ безобразно рано ложится спать), и наоборот, как рано ни вставай - в 7-8 утра уже жара и солнце высоко. Я бы перевёл всю Европу на московское время, чесслово! В итоге, решил даже не трогать стрелки на своих часах, а вставать каждый день в 6 по местному - зачем столько раз перестраивать свой организьм.

На следующее утро погода щадила только до тех пор, пока не надо было трогаться в путь, а потом вся разница была только в том, просто дождь шёл или ливень. Так что ни фоток, ни приключений на второй день не случилось: так и доехал до границы с Чехией. По пути, правда, заехал в Ашан и купил термоящик для продуктов. Там же и перекусил, в первый и последний раз в фастфуде. Правда, польскую "колбаску" дали таких размеров, что еле осилил. Пришлось снова считать РОК - здесь он вышел где-то 1.8. Город Легницу с немалым старофабричным шармом после сытного ланча осматривать поленился.

Ближе к границе местность стала гористой, дорога заметно улучшилась, и придорожные здания похорошели: очевидно, соседи выставляются друг перед другом, ибо с чешской стороны всё было аналогично. Появились даже горнолыжные структуры (хотя горы Крконоши совсем не высокие):

На самой границе вместо заброшенных постов неожиданно оказалось казино, и с его стороны дорогу понуро переходил оленёнок (проигрался, наверно, бедняга). Уже темнело, так что фоткать его не имело смысла.

На обратном пути (уже в июне) я снова пересёк Польшу, но уже из Словакии. Куда-то сразу исчезли все цыгане, которых даже в приграничных словацких сёлах было немеряно. Надо отметить, что этим летом абсолютным хитом в Польше стала песенка Шакиры "I am a gypsy! Are you coming with me?" , которая звучала не реже раза в час на всех радиоволнах. Хорошо им петь, когда цыган у них в стране нет вообще. Словаки вот её не поют и даже не слушают:)

График к тому времени уже сильно сбился, и планируемая ночёвка в Словакии перенеслась в Польшу. Хотя в Польше нет привычных мне пенсионов, зато есть недорогие мотели, так что я не особо беспокоясь ехал на север, пока было светло. И действительно, вскоре нашёлся комбимотель с заправкой и рестораном, где мне выделили комнату (800 руб.), покормили ужином (ещё 210 за антрекот с двуми пивами) и дали посмотреть футбол на большом экране. К тому времени, мне уже давно было лень считать РОК, но и тут он вовсе не в пользу России.

В свой последний день в евросоюзе я ещё успел посмотреть Люблин и хотел заночевать перед белорусской границей в Белостоке, но передумал, увидев какой степени совковости оказались намеченные варианты. Третий "отель" я даже смотреть не стал (а заодно и сам город), и поехал пересекать границу. Несмотря на весьма живописные пейзажи и хорошую новую дорогу (Навик зачем-то обозвал её просёлочной), на этом последнем участке не оказалось ни одного ресторанчика (тоже своего рода приграничное жлобство - негде даже лишние деньги потратить), и я вместо ужина с футболом получил час приятного общения с пограничниками.

Август 2015 год. Польша. Польское село под Варшавой Mysiadło (Мыщадло). Выходим со двора и идем в Auchan (Ашан).

Покажу вам немного село, где мы живем. Это первая Стрефа (Strefa I – сеть маршрутов для удобства перемещения, – прим. автора) – прямо возле Варшавы, поэтому тариф на транспорт рассчитывается, как по Варшаве. То есть мы покупаем только на первую Стрефу месячный абонемент – он стоит 110 злотых – и ездим. Хотя это и не Варшава. Если писать сюда письма, присылать коробки, то конечным пунктом будет Мыщадло. Я первое время вообще думала, что мы в Варшаве живем, потому что первая Стрефа, автобусы, все как полагается.

Домики на нашей улочке, конечно, старые, а на соседней улице уже новые построили. Тут находится католическая статуя Иисуса, по воскресеньям католики приходят к ней молиться, и часто служения проходят. Рядом построили дом, буквально за полгода.

По этому пути мы ходим каждый день на остановку, а потом едем на работу. До остановки быстрым шагом идти минут 7, медленным – 10-13.

Здесь находится przedszkole (детский сад), их два, по-моему. Деток очень много, потому что очень много живет семей. В Мыщадло построили красивую, большую школу от Евросоюза. Слава богу, мы в нее попали, потому что прописаны здесь, у нас meldunek (регистрация) есть. А если он у нас есть, то по месту прописки нам предоставляется бесплатная школа, она считается государственной. Но школа абсолютно новая, я ее сниму на камеру, как раз 1-е сентября на носу! А сегодня 13-е августа. Скоро поведем малыша в 1-й класс. Также рядом находится футбольное поле, но трава на нем высохла в этом году.

Недалеко есть аэропорт, и все самолеты пролетают мимо нас. Вот открывается прекрасный вид на наше озеро. Первое, что бросилось в глаза после Украины (мы приехали из Киева), – это большие деревья. На озере летом и зимой утки, но зимой больше. Люди их кормят. Также тут есть бесплатный Wi-Fi, когда у нас не было интернета, мы сюда приходили и пользовались им. К зиме прошлого года возле озера поставили тренажеры.

С противоположной от озера стороны дороги находится Панська хата, ей больше 150 лет, и старый-старый огромный дуб, раньше он был неогражден, можно было подходить ближе, обнимать его; а сейчас этот дуб отгородили и повесили на него табличку «Pomnik przyrody» (памятник природы). Вообще, здесь к деревьям относятся очень бережно! Чтобы срубить дерево или посадить его, необходимо разрешение.

Мы живем в частном доме, и во дворе у хозяина росла абрикоса, которая начала болеть, перестала плодоносить, листья стали белыми. Хозяин понял, что не будет толка, и нужно ее срубить. Чтобы не ездить в urząd (управу) и брать разрешение на вырубку этой абрикосы, потому что по плану она должна здесь расти, владелец выкорчевал ее и на том же месте посадил молодую абрикоску. Вот так относятся к деревьям.

А мы продолжаем идти в Ашан. В этом районе еще есть Декатлон, Фешн Хаус – все в непосредственной доступности, можно без проблем добраться пешком.

Польша — замечательная страна для жизни. Эта одна из стран Евросоюза, куда проще всего эмигрировать.

Программисты, дизайнеры, фотографы и прочие творческие профессии, которые работают сами на себя, имеют уникальную возможность получить ВНЖ в Польше на 3 года и платить минимальные налоги.

Взрослые же могут получить новую специальность (повар, парикмахер, визажист, массажист и т.д.) в бесплатных полицеальных школах . Что даст возможность в будущем работать в Польше.