Явление импринтинга, формы его проявления. Импринтинг и его значение для жизни

Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - запечатлевание в памяти детенышей окружающей действительности; процесс, в результате которого ключевой стимул или комплекс стимулов оказывается жестко фиксированным в аппаратах памяти. Импринтинг настроен на видовые, врожденные реакции. Биологическое значение импринтинга состоит в формировании у новорожденного животного долговременной связи с родителями, с особями своего вида, т.е. идентификации особью своей видовой принадлежности. Импринтинг обеспечивает также формирование видовых навыков в раннем онтогенезе.

У младенцев социальные наслоения еще не замутняют картину, поэтому их изучали больше и успешней, а у взрослых импринтинг тонет в массе других эффектов (что не означает его отсутствия). В пользу существования позднего импринтинга говорит, например, то, что с помощью определенных психотехник возможен реимпринтинг (Т. Лири), то есть перепрограммирование установок личности. Практика кодирования от алкоголизма, вероятно, из этого ряда явлений.

Импринтинг у человека - это не пожизненный капкан, но, чтобы высвободиться из него, требуется неимоверное усилие. Хотя, бывает, это само собой происходит со временем. Кроме того, как установили в последние годы, возможно целенаправленное редактирование памяти с использованием химпрепаратов. В отличие от натаскивания и отработки условных рефлексов, изученных на собаках Павлова, при импринтинге фиксация происходит с одного раза, без многократного стимулирования. Необходимое условие импринтинга - эмоция, пробирающая до глубины души, что, впрочем, характерно для всякого устойчивого следа в психике.

Всегда прочность запечатления связана с силой эмоций, а те в свою очередь зависят от готовности психики откликнуться на стимул и от его величины.

Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаимодействие между этими двумя факторами в некоторых явлениях. В частности, К.Лоренц занимался изучением поведении гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам К. Лоренц. Произошло удивительное явление: эти гусята повсюду следовали за К. Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью.

Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту Лоренца. Проявление этой привязанности к человеку стало особенно необычным, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида. Лоренц назвал эту глубокую привязанность к первому движущемуся объекту, который увидели гусята после вылупления из яйца - импринтингом.

У обезьян, т.е. животных, у которых детеныши гораздо дольше зависят от родителей, импринтинг происходит намного позднее и жен сильнее. У ребенка человека социальные связи устанавливаются очень рано и носят более глубокий характер. Если индивид первые годы жизни находится в изоляции, то это приводит к отклонениям (иногда значительным) в его поведении.

Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга.

  • 1. Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.
  • 2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг - половое поведение особей внутри своего вида. Но половое поведение у животных может быть направлено и на особь другого вида, с которой воспитывался детеныш. Например, половое поведение кота будет направлено не на кошку, а на собаку, если кот с момента рождения котенок воспитывался в семье собаки.
  • 3. Реакция следования - «слепое» (автоматическое) следование новорожденного за родителями. Эта форма импринтинга наиболее демонстративна и хорошо изучена. Считают, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления 2-м месяце жизни.

Рассматривая психику как совокупность процессов, импринты можно рассмотреть как постоянно поддерживаемые процессы (динамические структуры), то есть как созданные в течение жизни незавершенные процессы, стремящиеся к завершению и целостности. Или еще как части опыта (личности), желающие выразить свое позитивное намерение и предназначение по отношению ко всей системе. Не имея возможности завершиться и выразиться только лишь во внутренних процессах вследствие разнонаправленности, конфликтности и даже взаимоисключения импринтов между собой, они стремятся экстериоризироваться. Таким образом, человек пытается в отношениях с людьми смоделировать структуру взаимоотношений, присутствующую в актуальных для него запечетлеваниях.

Импринтинг является третьей формой деятельности организма, промежуточной между условным и безусловным рефлексами и имеющей черты того и другого. Например, реакция следования является врожденной, но для ее реализации нужны определенные условия и движущийся объект. В частности, реакция следования у ягненка изолированного в момент рождения от родителей, не развивается.

Явление импринтинга, тесным образом связанное с формированием субъективного опыта, оказывает сильное воздействие на формирование религиозных настроений, убеждений, верований и соответствующих им моделей поведения. Импринтинг занимает область соотношения естественных и социальных предпосылок, оказывающих влияние на формирование религиозного сознания индивидов. Импринты, по мнению исследователей, создают практически неизгладимые впечатления, которые выливаются в определённые образы, играющие ведущую роль в организации специфических поведенческих реакций.

Естественная сторона импринтинга проявляется в том, что он базируется, во-первых, на эмоциональной основе, во-вторых, на подражании поведенческим реакциям объекта, вызвавшего ситуацию импринта. Социальная сторона импринтинга заключается в потоке информации, поступающей из внешней (по отношению к организму человека) социальной среды. Таким образом, можно предположить, что импринтинг проявляется в тесном взаимовлиянии естественных закономерностей развития психики индивида и среды его жизнедеятельности.

Согласно Д. Майнарди, импринтинг - это «бессознательное формирование конкретного впечатления (т. е. образа или символа с прилагающейся эмоциональной нагрузкой, которая может быть довольно объёмной и сложной), которое оказывает решающее влияние на дальнейшие реакции личности, формирование её ценностей и приоритетов и, в конечном счете, на её поведение в целом». Следовательно, области психики, лежащие вне сознания индивида, также воздействуют на процесс формирования его субъективного опыта, а, значит, и накладывают отпечаток на формирование религиозных образов, представлений и убеждений. Иными словами, в процессе формирования религиозного сознания участвует не только сознательная сторона психики, но и бессознательное. Заметим, что активность бессознательного зависит от внешнего воздействия на биотику человека.

Исходя из того, что религиозное сознание формируется в течение длительных временных отрезков, можно предположить, что на него оказывает влияние не один, а несколько пережитых индивидом импринтов.

Причём своеобразие субъективного опыта индивида, полученное в результате смешения импринтов, будет влиять на специфику образов, представлений и убеждений, что неизбежно повлечёт наделение их специфическим характером, черты которого не совместимы с реальным, бытийным опытом человека.

Примеры проявления импринтинга можно встретить в жизни различных знаменитых религиозных деятелей. Так, согласно Библии, будущий апостол Павел по пути в Дамаск пережил встречу с Господом. Испытав сильнейшее эмоциональное потрясение, он полностью изменил свои представления о только что возникшей религии - христианстве, а в дальнейшем - и всю свою жизнь. Павел «…в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? <…> Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; <…> и три дня он не видел, и не ел и не пил. <…> И стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».

Примером проявления импринтинга в буддийской традиции является кардинальное изменение убеждений царевича Сиддхартхи, который встал на путь духовного поиска в результате потрясения от неожиданно «пережитой» реальности жизни и смерти. Моменты особой значимости, влекущие радикальные изменения убеждений индивида, а в дальнейшем - протекания его жизни, проявляются на протяжении всего периода становления религиозного сознания. Безусловно, импринтинг во многом зависит от предпосылок естественного характера. Однако нельзя не согласиться с М. Томпсоном в том, что «как именно будет истолковано переживание, зависит от культуры, идей и языка, принятых в данное время и в данном месте».

Импринтинг в психологии - это одно из интереснейших понятий. Переводится данный термин как “оставить след”, “отметить”. Встречается это явление не только в среде животных, но и в человеческой среде. Однако если импринтинг братьев наших меньших обусловлен инстинктом и служит целям приспособления и выживания, то в социуме он превратился в более сложное явление, и ему даже нашли применение в коммерческих целях.

Импринтинг (запечатление) представляет собой избирательную фиксацию в памяти значимой информации. Импринтинг - это целостный психофизиологический механизм, при котором зрительный, слуховой или иной образ прочно сохраняется в мозговых центрах. Особенности этого процесса схожи и у животных, и у человека. Во-первых, он возникает в четко определенное время - критические периоды жизни, когда организм оказывается максимально чувствительным и восприимчивым к новому. Во-вторых, только одна встреча с объектом запечатления достаточна для его формирования. В-третьих, для возникновения явления импринтинга не нужно какое-либо подкрепление (пищевое, эмоциональное или иное). И в-четвертых, результаты импринтинга крайне стабильны и результат запечатления может оставаться в течение всей жизни.

Механизм импринтинга наглядно можно продемонстрировать на так называемой реакции следования у большинства птиц и млекопитающих. Она развивается уже в первые часы жизни детеныша, который видит мать, слышит ее зов и реагирует тем, что подходит к ней и начинает повторять ее движения. В ходе этого взаимодействия родители знакомят новорожденных с местом их обитания и необходимыми для жизни моделями поведения.

Импринтинг у животных

В зоопсихологии этот термин хорошо известен. Он был изобретен одним из ведущих ученых Австрии который на тот момент изучал образ жизни Запечатление в животном мире является одним из видов научения, то есть индивидуального приобретения новых форм поведения и действий, которые будут необходимы в конкретных условиях. В основе любого обучения лежит процесс образования нервных связей по типу рефлекса. Те животные, которые способны к этому, имеют больше шансов выжить.

Объектами запечатления могут быть родительские особи, другие детеныши из одного помета, самцы или самки, враги, а также объекты питания. В связи этим можно говорить о следующих важнейших функциях импринтинга для представителей животного мира:

  1. Определение близких родственников по характерной внешности, запаху и т. д.
  2. Выбор полового партнера.
  3. Нахождение территории для проживания по ее признакам.

Распознание ядовитых и смертельно опасных существ.

Немного о генетике

Американским генетиком Х. Кроузом было предложено такое понятие как геномный импринтинг. Он может быть выявлен у некоторых растений, насекомых, млекопитающих и в ряде случаев у человека. Геномный импринтинг - это вариант наследования генов, при котором основная структура генов - ДНК - не претерпевает каких-либо изменений. Особенность в том, что определенные гены в яйцеклетке или сперматозоиде родителей просто отключаются и не участвуют в передачи их потомству, поэтому одну часть характерных признаков детеныш получает от матери, а другую - от своего отца. У отпрысков появляются другие “метки” генов. Например, в силу необычных комбинаций генов у ребенка может четко проявиться что-то от бабушек или дедушек, чего не было отмечено у родителей. Такой тип наследования имеет большой риск возникновения различных мутаций и патологий, обусловленных специфическим набором хромосом.

Особенности психологии маленького ребенка

Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим. Вот почему детская психология требует особого внимания - дети формируют общество будущего.

Теория Тимоти Лири

Психология потребителя

Особая чувствительность к влиянию извне присуща не только детям, но и взрослым в определенные периоды жизни. Любой человек может оказаться в ловушке из-за собственной зацикленности на каком-либо образе, будь то стиль одежды, приверженность специальному питанию или религиозные убеждения и т. д.

Осторожно стоит воспринимать новую информацию особенно впечатлительным людям. В себе стоит развивать некоторую критичность, не доверяя всем без разбора, ведь многие рекламные компании ориентируются именно на таких людей. Они используют те убеждения, установки, ожидания, которым мы придаем большое значение, в корыстных целях. Внушая какую-то идею или формируя потребность, они стимулируют, порой, к ненужным покупкам, лишним тратам. Все торговые центры, телевидение, СМИ преследуют единственную цель - продвинуть товар в массы. И импринтинг здесь играет свою, уже негативную для конкретной личности, роль.

Встречаясь каждый день с людьми, мы можем обратить внимание на отдельного человека и позабыть его довольно скоро. Но иногда память об этом человеке остается на очень долгое время.

Задаваясь вопросом, почему запомнился именно он, мы начинаем перечислять его качества, внешний вид. Но на самом деле все гораздо сложнее. Это очень интересное явление в психологии, и оно имеет свое название – импринтинг. По сути, у животных происходит подобная реакция, когда они помечают определенную территорию и привыкают к ней, когда они находят себе партнера.

Но у животных это больше происходит на инстинктивном уровне, помогающем им приспосабливаться к окружающему миру ради выживания. А вот в социальной среде между людьми импринтинг является сложным проявлением отношений. Люди настолько привыкли к нему и так широко используют, что теперь это не просто привыкание к определенному месту или к любимому человеку, но и основной психологический прием в бизнесе.

Значение

Довольно часто люди путают слово «импринтинг» со словом «запечатление». Очень важно понимать и различать эти два понятия. Хотя многие и полагают, что это синонимы одного и того же явления, подобное предположение ошибочно. Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение.

Запечатление – это неожиданное внимание, которое уделяется некоторым вещам или людям. Это своего рода мгновенная «запись», и она остается на очень долгое время. Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение.

Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения.

Для импринтинга не требуется времени на привыкание. Мать с первого взгляда привыкает к своему ребенку и ощущает с ним близость и связь. То же самое происходит и с ребенком. Однако у людей критический период импринтинга несколько больше, чем у животных.

Это объясняется тем, что ребенок не получает сразу способности к полному восприятию мира при помощи органов чувств и запечатлевает мать на подсознательном уровне. У некоторых животных это происходит гораздо быстрее, так как уже с рождения детеныши имеют развитые органы чувств, и им гораздо проще выделить и прочувствовать свою мать.

Запечатление при импринтинге у человека происходит только в раннем возрасте. Младенец в любой момент осознает связь между собой и мамой, после он запечатлевается со своим домом и родиной. Ведь не просто так мы храним теплые воспоминания о детских годах, вспоминая отчий дом и привычную природу.

Однако для животных это имеет большее значение на протяжении всей жизни. Наша несостоятельность и беспомощность в младенческие годы пробуждает в нас инстинкты, в то время как животные все время живут инстинктивно.

Запечатление при импринтинге имеет свои особенности:

  • Возможно в очень ограниченные и короткие сроки. Такой мгновенный период называется критическим.
  • Сам процесс запечатления совершается молниеносно. Осознать длительность процесса нереально.
  • Этому явлению свойственна необратимость, то есть созданные образы сохраняются навсегда.
  • Этот процесс не требует специальной подготовки. Происходит он на подсознательном уровне, независимо от окружающей среды.

Неосознанное применение

Как мы уже выяснили, импринтинг для человека очень важен и играет огромную роль в становлении человека в ранние годы. А вот с запечатлением мы сталкиваемся постоянно. Наиболее знакомое и очевидное – это запечатление с любимым человеком.

Запечатление имеет и слабую сторону, которая называется впечатление. По сути, это тот же самый процесс, только он длится недолго. Память постепенно стирает следы от впечатления, и в конечном итоге мы перестаем думать о тех вещах или человеке, которые нас впечатлили. Впечатление не влияет на наше поведение или жизнь в целом.

Но рассмотрим ситуацию с запечатлением близкого и любимого человека подробнее. В отличие от импринтинга, который более связан с осознанием и инстинктом, запечатление близкого происходит и во взрослом состоянии. Этот процесс обусловлен не врожденными факторами, а ситуативными и даже социальными.

То есть этот процесс происходит случайно и довольно неожиданно. Очень возможно, что он будет даже странным. Порой мы встречаем свою «вторую половинку» при весьма необычных и удивительных событиях. Запечатление имеет свою силу, которая зависит от определенных обстоятельств:

Более сильному запечатлению способствуют бурные эмоции и моменты, связанные с волнением. Специалисты в различных отраслях стараются использовать это для заключения сделок с партнерами. В таком случае главное – произвести сильное впечатление, что в свою очередь обеспечивает весьма успешный ход бизнеса.

В межличностных отношениях впечатления тоже важны, поэтому девушки стараются красиво выглядеть, эффектно преподносят себя, парни же пытаются покрасоваться своими достижениями. Для создания более тесной связи запечатление – это важный шаг, и все, что мы делаем для его осуществления, диктуют инстинкты.

Второе обстоятельство, влияющее на силу запечатления, – это внимание. Неожиданный блеск глаз говорит о вспышке внимания. Вот этим человек уже может управлять и показывать свою симпатию. Либо можно наблюдать за партнером и по блеску его глаз, по тому, насколько часто они вспыхивают, определять его впечатлительность.

Впечатлительным людям следует с осторожностью и вниманием относиться к волнующим ситуациям. Зачастую именно такие люди отличаются повышенной влюбчивостью. Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние.

Подведем итоги. Запечатление – важная часть нашей жизни, отражающаяся на связях и привязанности. Этот процесс происходит постоянно на протяжении всей жизни. Импринтинг – это врожденная готовность к запечатлению, имеющая наибольшую значимость на ранних этапах жизни человека. Автор: Людмила Мухачева

у животных) (англ. imprinting, нем. Pragung) - специфическая форма научения животных, при которой в очень ранний период жизни в памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие некоторые наследственные поведенческие акты (см. Инстинкты животных). Такими объектами в естественных условиях являются, прежде всего, носители типичных признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т. п. Син. импринтинг, импринтирование, ранняя память, формирование привязанности. Понятие о 3. введено в этологию К. Лоренцом (Lorenz, 1935, 1937).

Наиболее изученная форма 3. - "реакция следования" зрелорождающихся птенцов (напр., цыплята, утята, гусята) или детенышей млекопитающих (г. о. стадные копытные) за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внутригруппового поведения.

3. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сензитивным периодом (или критическим). Процесс 3. совершается быстро (часто при первой же встрече с объектом 3.), без пищевого или иного подкрепления. Как правило, результат 3. не поддается в дальнейшем изменению (необратимость 3.).

Фиксируемая при 3. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врожденного пускового механизма недостающими компонентами.

Добавление: Т. о., характерными свойствами 3., отличающими его от ассоциативного научения (типа выработки условного рефлекса), являются след.: 3. имеет место в сензитивный период (как правило, в первые часы жизни); происходит сразу и без подкрепления; сохраняется длительное время; при этом не угасает при отсутствии подкрепления; научение практически необратимо, его трудно переделать (напр., превратить привязанность в избегание) путем ассоциативного научения. Различают филиальное 3. (привязанность к родителям), половое, пищевое, термическое, вокальное 3., привязанность к "дому" (месту, ландшафту) и т. п.

3. иногда рассматривается как механизм первичной социализации. Предлагалось перенести это понятие на формирование привязанности у ребенка (Джон Боулби). В связи с этим заметим, что 3. - это форма облигатного научения (т. е. всеобщее, обязательное и бесплатное образование привязанностей), которое свойственно преимущественно зрелорождающимся видам. Человеку до них далеко. Тем не менее у него тоже формируются привязанности, но нет никакого (даже биологического) смысла, чтобы у человека (и вообще у незрелорождающихся видов) процесс формирования привязанности был жестко привязан к перинатальному периоду и фатально влиял на всю оставшуюся жизнь. Говоря метафорически, некоторым видам природа предоставила мораторий и немного свободы выбора в столь важном деле. (Б. М.)

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ

импринтинг) - 1. Специфическая форма научения у высших позвоночных (-> животное: научение), при коем фиксируются отличительные признаки объектов некоих врожденных поведенческих актов. Сразу после рождения - в первые часы и дни жизни - животные способны запоминать подвижные предметы, кои находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей. Возможности запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, который в силу этого получил название сенсибельного или критического, а сам процесс совершается очень быстро (иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления) и происходит без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Так некие врожденные поведенческие реакции (инстинкты) связываются с отличительными признаками некоих внешних объектов, на каковые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях как объекты выступают прежде всего важные для биологического выживания особи: родительские особи как носители типичных признаков вида; детеныши того же помета; половые партнеры; биологические враги; пищевые объекты, в том числе животные-жертвы, и пр. 2. Глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который увиден животным после его появления на свет. В условиях эксперимента может быть вызван любым объектом, живым или неживым, - лишь бы этот объект двигался. По-видимому, механизм запечатления важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попадающий в поле зрения детеныша, - это обычно его мать. Явление запечатления проявляется главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих, но, видимо, существует и у птенцовых птиц. У обезьян детеныши гораздо дольше зависят от родителей, и запечатление происходит намного позднее и выражено сильнее. Такая форма запечатления, как реакция следования птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, достаточно изучена; биологический смысл следования заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп. Механизм запечатления служит как бы связующим звеном между врожденным и приобретенным. Так, у видов, коим свойственно значительное запечатление, формы сыновнего и дочернего, а также социального и полового поведения детерминированы генетически, но направленность их зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни - то есть приобретена. Запечатление происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможно лишь в течение определенного, обычно короткого (сенсибельного, критического) периода. Процесс запечатления совершается весьма быстро, часто при первой же встрече с объектом запечатления, и без внешнего подкрепления. Результат запечатления обычно необратим. Запечатление обеспечивает животным:

1) охрану потомства - следование детей за родителями;

2) узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров;

3) узнавание признаков местности, и пр. 3. Мгновенное запоминание. У человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития функций психических. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Запечатление обнаруживает в процессе опредмечения важные черты потребностей:

1) первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;

2) быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Существует один интересный термин, который называется «импринтинг». В буквальном смысле это понятие переводится как «запечатлеть», «оставить след», «отметить».

Подобное явление встречается не только у людей, но и у животных. Однако в отличие от животных, которые руководствуется инстинктами, для людей импринтинг имеет более серьезное значение.

Что такое импринтинг в психологии

Импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) – это специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

По сути, это серьезный психофизиологический механизм, благодаря которому мозг способен надолго сохранять зрительные, слуховые и прочие образы.

Импринтинг имеет общие черты, как у людей, так и у животных:

  1. Он появляется строго в определенное время, когда наступает какой-либо критический период, в процессе которого живой организм проявляет чувственную способность и восприимчивость к чему-то неизвестному и новому.
  2. Достаточно лишь одного контакта с объектом для того, чтобы надолго запечатлеть его в памяти.
  3. Для появления импринтинга, существо не нуждается в каком-либо дополнительном подкреплении (эмоциональном, речевом или любом другом)
  4. Действие импринтинга очень эффективно, а его результат способен оставаться в памяти на всю оставшуюся жизнь.

Чтобы лучше понять принцип импринтинга, достаточно рассмотреть поведение птиц и животных. Импринтинг начинает развиваться с первых минут жизни родившегося детеныша.

Как только новорожденный увидел и услышал голос своей матери, он пытается приблизиться к ней, и начинает имитировать ее движения.

Посредством подобного взаимодействия, родителям птенцов или детенышей животных, удается показать им ареал их обитания, а также приспособить к условиям жизни.

Импринтинг у животных

Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.

Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.

То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.

Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.

Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:

  1. Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
  2. Выбор соответствующего полового партнера.
  3. Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
  4. Умение различать опасных для жизни существ и мест.

Геномный импринтинг

Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.

Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.

Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.

По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».

Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.

Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.

Особенности психологии маленького ребенка

Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.

Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.

Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.

Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.

Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни.

Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой.

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и .

Реимпринт

Кстати, в противовес термину «импринт» существует «реимпринт». Это когда вы, условно говоря, перепрограммируете те установки, которые были запечатлены вами в соответствующем возрасте.

Реимпринт успешно используют психотерапевты и психологи в разных . Однако это довольно серьезная вещь, которая сама по себе не происходит, а требует немалых усилий.

Тем не менее, когда вам захочется опустить руки и сказать, что все беды в вашей жизни происходят потому, что виноват во всем импринтинг, — обязательно вспомните, что реимпринт никто не отменял. Стоит только взяться за себя!

Ну что же, друзья, теперь вы знаете, что такое импринтинг, и можете смело использовать его в благих целях.

Понравился пост? Нажми любую кнопку.