Вопросы по поэзии. Тест по литературе «Серебряный век русской поэзии Вопросы на тему поэзия


Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
образовательное учреждение
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«раменский дорожно-строительный техникум»
(РАДОСТ)
ВОПРОСЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ
«ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ»
Вопросы подготовлены
преподавателем русского языка и литературы Меркурьевой Е.А.

Раменское
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ, ПРИУРОЧЕННОЙ КО ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ПОЭЗИИ
1. Перечислите имена 4-х муз поэзии. (1.Каллиопа, муза эпической поэзии, 2.Полигимния, муза священных гимнов и веры, воплощенной в музыке, 3.Эвтерпа, муза божественной музыки, 4.Эрато, муза любви и любовной лирики).
2. Кто примерно в середине 20-х годов прошлого века предложил отмечать День поэзии? (Американская поэтесса Теса Уэбб)
3. Какого числа и в честь кого проводился День поэзии? (15 октября, в честь Вергилия)
4. С какого года по решению ЮНЕСКО День поэзии получил статус Всемирного праздника? (2000)
5. Кому принадлежат эти строки и из какого произведения они взяты?




(А.С. Пушкин «Осень»)
Это- круто налившийся свист,
Это- ночь, леденящая лист,
Это- двух соловьев поединок... (Б. Пастернак)
Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар... («Про стихи»)
8. Укажите количество поэтов – лауреатов Нобелевской премии в области литературы с 1901 по 2011. (35)
Сюлли-Прюдом, Франция, 1901, Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Норвегия, 1903, Фредерик Мистраль, Франция, 1904, Джозуэ Кардуччи, Италия, 1906, Пауль Хейзе, Германия, 1910, Рабиндранат Тагор, Индия, 1913, Карл Хейденстам, Швеция, 1916, Карл Гьеллеруп,Дания, 1917, Карл Шпиттелер, Швейцария, 1919, Уильям Йейтс, Ирландия, 1923, Грация Деледда, Италия, 1926, Эрик Карлфельдт, Швеция, 1931, Вильхельм Йенсен, Дания, 1944, Габриэла Мистраль Чили, 1945, Томас Элиот, Великобритания, 1948, Хуан Хименес, Испания, 1956, Борис Пастернак, СССР, 1958, Сальваторе Квазимодо, Италия, 1959, Сен-Жон Перс, Франция, 1960, Йоргос Сеферис, Греция, 1963, Нелли Закс, Швеция, 1966, Пабло Неруда, Чили, 1971, Эудженио Монтале, Италия, 1975, Висенте Алейсандре, Испания, 1977, Одисеас Элитис, Греция, 1979, Чеслав Милош, Польша, 1980, Ярослав Сейферт, Чехословакия, 1984, Воле Шойинка, Нигерия, 1986, Иосиф Бродский, США, 1987, Октавио Пас, Мексика, 1990, Дерек Уолкотт, Сент –Люсия, 1992, Шеймас Хини, Ирландия, 1995, Вислава Шимборская, Польша, 1996, Герта Мюллер, Германия, 2009, Тумас Транстрёмер, Швеция, 2011
9. Какое своё произведение хотел полностью уничтожить А.А.Блок перед своей смертью? («Поэма «Двенадцать»)
10. Почему поэты не любили Маяковского за написание стихов лесенкой? (Когда Маяковский ввёл в употребление свою знаменитую стихотворную «лесенку», коллеги-поэты обвиняли его в жульничестве - ведь поэтам тогда платили за количество строк, и Маяковский получал в 2-3 раза больше за стихи аналогичной длины).
11. Кто казнил поэтов за грустные стихи? (Китайский император Цяньлун казнил поэтов за написание грустных стихов).
12. Кто из поэтов придумал имя Светлана? (Имя Светлана не является исконно славянским. Оно было придумано и впервые использовано поэтом Востоковым в романсе «Светлана и Мстислав», а широкую популярность получило после выхода в свет баллады Жуковского «Светлана» в 1813 году).13. Какой поэт способствовал тому, что диалект его округи стал литературным итальянским языком? (Так как Италия на протяжении многих веков была раздроблена на множество мелких княжеств и городов-государств, на её территории существовало большое количество диалектов, произошедших от народной латыни. В начале 14 века флорентиец Данте Алигьери написал знаменитую «Божественную комедию», которой зачитывались во всей Италии. Именно это произведение стало одной из основных причин того, что родной для Данте тосканский диалект стал основой литературного итальянского языка. Хотя и сегодня при одинаковом написании слов их произношение в разных итальянских провинциях может сильно различаться).14. На протяжении жизненного пути среди питомцев этого поэта были лиса, барсук, крокодил, орёл, журавль и цапля. Назовите фамилию поэта. (Байрон)
15. Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Назовите поэтов, которые ввели в наш лексикон слова «бездарь», «изможденный». Кто дал название профессии летчика? (До этого летчиков называли авиаторами).(Благодаря Игорю Северянину в наш лексикон вошло слово «бездарь», Велимир Хлебников придумал слово «изможденный» и дал название профессии летчика – до этого летчиков называли авиаторами)
16. Укажите псевдоним русского поэта- сатирика Антиоха Дмитриевича Кантемира. (Харитон Макентин. И имя, и фамилия его псевдонима представляют собою анаграммы).17. В фильме «Москва слезам не верит» кроме актеров Харитонова и Смоктуновского, которые играют сами себя, появляется поэт …. – в роли поэта … . Он читает на площади стихотворение «Параболлическая баллада», а проходящие мимо подруги Катя и Людмила не могут понять ни строчки. Назовите этого поэта. (Андрей Вознесенский)18. Назовите фамилию поэта, который проходя военную службу санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны, часто выступал перед императрицей и её дочерьми в Царском Селе. (Есенин)
19. Назовите фамилию поэта, знакомого Анны Ахматовой, который «за тунеядство» был сослан в Архангельскую область на 5 лет; в 1972 году был лишён советского гражданства; в США 24 года работал преподавателем, был профессором Мичиганского Университета. Вместе с Михаилом Барышниковым инвестировал деньги в развитие ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, был его совладельцем. (Иосиф Бродский)
20. Кто автор строк:


Кому уюта нет, покоя нет.
(Е. Евтушенко)
21. Назовите фамилию русского поэта, который много лет занимал должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. (В.А.Жуковский)
22. Современники называли ее «петербургской Кассандрой», «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой». Кто она? (Зинаида Гиппиус)
23. В 1936 году переехал в Москву и поступил на обучение в столичный институт философии, истории и литературы. Он в эти годы перевел много классики народов СССР. Будучи студентом института, получил орден Ленина за заслуги в области литературы. Литературная слава, а также всесоюзное признание позволили поэту, писателю вернуть родственников из ссылки. О ком идёт речь? (А.Т.Твардовский)
24. Небольшой кинематографический опыт этой советской поэтессе принес ей новую порцию народной любви. В 1964 году она сыграла, по сути, саму себя: в ленте Василия Шукшина «Живет такой парень» она исполнила роль молодой журналистки, вложив в образ весь свой опыт работы в «Литературной газете». Позже фильм был отмечен «Золотым львом» на Венецианском кинофестивале. Назовите фамилию поэтессы (Ахмадулина)
25. В 1927 году вышла в Москве книга стихов этого поэта «Провода в соломе». Книгу незамедлительно подверг разгрому известный критик А. Лежнев, однако за молодого поэта вступился М. Горький. О каком поэте идёт речь? (М.Исаковский)
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ, ПРИУРОЧЕННОЙ КО ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ПОЭЗИИ
1. Перечислите имена 4-х муз поэзии. 2. Кто примерно в середине 20-х годов прошлого века предложил отмечать День поэзии? 3. Какого числа и в честь кого проводился День поэзии? 4. С какого года по решению ЮНЕСКО День поэзии получил статус Всемирного праздника? 5. Кому принадлежат эти строки и из какого произведения они взяты?
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут.
6. Кто дал такое определение поэзии:
Это- круто налившийся свист,
Это-щелканье сдавленных льдинок,
Это- ночь, леденящая лист,
Это- двух соловьев поединок...
7. В каком стихотворении А.А.Ахматова даёт такое определение поэзии:
Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар...
8. Укажите количество поэтов – лауреатов Нобелевской премии в области литературы с 1901 по 2011. 9. Какое своё произведение хотел полностью уничтожить А.А.Блок перед своей смертью? 10. Почему поэты не любили В.Маяковского за написание стихов лесенкой? 11. Кто казнил поэтов за грустные стихи? 12. Кто из поэтов придумал имя Светлана? 13. Какой поэт способствовал тому, что диалект его округи стал литературным итальянским языком? 14. На протяжении жизненного пути среди питомцев этого поэта были медвежонок, лиса, барсук, крокодил, орёл, журавль и цапля. Назовите фамилию поэта. 15. Русские поэты обогатили родной язык многими новыми словами, которые мы сегодня считаем обиходными. Назовите поэтов, которые ввели в наш лексикон слова «бездарь», «изможденный», «лётчик». (До этого летчиков называли авиаторами).16. Укажите псевдоним русского поэта - сатирика Антиоха Дмитриевича Кантемира. 17. В фильме «Москва слезам не верит» кроме актеров Харитонова и Смоктуновского, которые играют сами себя, появляется поэт …. – в роли поэта … . Он читает на площади стихотворение «Параболлическая баллада», а проходящие мимо подруги Катя и Людмила не могут понять ни строчки. Назовите этого поэта. 18. Назовите фамилию поэта, который проходя военную службу санитаром в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны, часто выступал со своими стихами перед императрицей и её дочерьми в Царском Селе. 19. Назовите фамилию поэта, знакомого Анны Ахматовой, который «за тунеядство» был сослан в Архангельскую область на 5 лет; в 1972 году был лишён советского гражданства; в США 24 года работал преподавателем, был профессором Мичиганского Университета. Вместе с Михаилом Барышниковым инвестировал деньги в развитие ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке, был его совладельцем.
20. Кто автор строк:
Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождатьсяЛишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
21. Назовите фамилию русского поэта, который много лет занимал должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. 22. Современники называли ее «петербургской Кассандрой», «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой». Кто она? 23. В 1936 году переехал в Москву и поступил на обучение в столичный институт философии, истории и литературы. Он в эти годы перевел много классики народов СССР. Будучи студентом института, получил орден Ленина за заслуги в области литературы. Литературная слава, а также всесоюзное признание позволили поэту, писателю вернуть родственников из ссылки. О ком идёт речь? 24. Небольшой кинематографический опыт этой советской поэтессы принес ей новую порцию народной любви. В 1964 году она сыграла, по сути, саму себя: в ленте Василия Шукшина «Живет такой парень» она исполнила роль молодой журналистки, вложив в образ весь свой опыт работы в «Литературной газете». Позже фильм был отмечен «Золотым львом» на Венецианском кинофестивале. Назовите фамилию поэтессы. 25. В 1927 году вышла в Москве книга стихов этого поэта «Провода в соломе». Книгу незамедлительно подверг разгрому известный критик А. Лежнев, однако за молодого поэта вступился М. Горький. О каком поэте идёт речь?

В Н И М А Н И Е!С 14.03.2016 по 21.03.2016
в ГБПОУ МО Раменский дорожно-строительный техникум
проводится
ДИСТАНЦИОННАЯ ВИКТОРИНА,
приуроченная к празднику
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ
Вопросы викторины можно взять в кабинете № 6
или скачать с сайта
http://enotik-72.wix.com/merkurjeva (вводить в адресную строку)
страница Для студентов
Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.
Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?
Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно. (Е. Козлова-Гыра)

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Разработчик: преподаватель первой категории

ГБПОУ МО «Луховицкий авиационный техникум»

Камагина И.В.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

1. Какой временной период охватывает Серебряный век русской поэзии?

А) 1880-е - 1940-е гг

Б) 1890-е - 1920-е гг

В) 1900 - 1930-е гг

Г) 1890-е - 1940-е гг

2. Выберите вариант ответа, в котором перечислены основные направления модернизма

А) Креационизм, имажинизм, акмеизм

Б) Символизм, акмеизм, вульгаризм

В) Плюрализм, акмеизм, футуризм

Г) Футуризм, акмеизм, символизм

3. Напротив фамилии каждого поэта напишите течение русского модернизма, представителем которого он являлся

А. Ахматова --------_________________

А. Блок _________________

С. Есенин _________________

В. Маяковский ________________

В. Хлебников _________________

В. Брюсов _________________

О. Мандельштам ________________

4. Кто из поэтов Серебряного века не принял революцию 1917 года, но не эмигрировал из страны?

А) А. Блок

Б) В. Маяковский

В) С. Есенин

Г) А. Ахматова

5. Из какого произведения эта фраза:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост

А) М. Горький, «Песнь о Соколе»

Б) А. Ахматова, стихотворение «Вечером»

В) М. Цветаева, стихотворение «Тоска по Родине! Давно…»

Г) А. Блок, поэма «Двенадцать»

6. Сопоставьте стрелкой (линией) фамилию поэта и одну из особенностей его поэзии

А) А. Ахматова 1) Внимание к форме стиха, особенное построение ритмического рисунка («лесенка»)

В)В. Маяковский 3) Эволюция образа Прекрасной Дамы на протяжении всего творческого периода

Г) А. Блок 4) Использование метафор при описании малой родины - русской деревни

Д) С. Есенин 5) Внимание к бытовой «говорящей» детали

7. Кто из поэтов Серебряного века не являлся представителем ни одного из течений модернизма?

А) С. Есенин

Б) Д. Мережковский

В) А. Ахматова

Г) М. Цветаева

8. Почему в русской литературе начала XX века господствовала именно поэзия?

А) Множество событий-катаклизмов (войны, революции) способствовали эмоциональному накалу, и это привело к господству поэзии

Б) Господство поэзии - это результат наследия поэтов второй половины XIX века (Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой и др.)

Б) Не было талантливых писателей-прозаиков

9. Кто из поэтов посвятил большинство своих лирических произведений русской деревне?

А) Н. Гумилев В) С. Есенин

Б) А. Блок Г) А. Ахматова

10. Перед Вами особенности трех основных направлений русского модернизма. Напротив каждой напишите соответствующее ей направление

А) Точность и ясность языка, внимание к бытовым деталям - ___________________

Б) Туманность, мистичность, использование символов - ___________________

В) Изобретение нового языка, бунтарство, смелые эксперименты с формой стиха - _________________

ИНСТРУКЦИЯ К ЗАДАНИЯМ

В заданиях 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9 отметьте правильный ответ, поставив напротив него любой условный знак. ВНИМАНИЕ! Правильный ответ может быть только один.

В задании 3 напротив фамилии поэта напишите одно из течений русского модернизма, к которому имело отношение его творчество.

В задании 6 проведите стрелку или линию от фамилии поэта к присущей ему поэтической особенности

В задании 10 напротив характерного свойства напишите название течения русского модернизма, к которому это свойство относится.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1 - Б

2 - Г

3 - А. Ахматова - акмеизм, А.Блок - символизм, С. Есенин - имажинизм, В. Маяковский - футуризм, В. Хлебников - футуризм, В. Брюсов - символизм, О. Мандельштам - акмеизм

4 - Г

5 - Г

6 - А - 5, Б - 2, В - 1, Г - 3, Д - 4

7 - Г

8 - А

9 - В

10 - А - акмеизм, Б - символизм, В - футуризм

Вопросы о поэзии

Если кто -то считает, что писать стихи столь же бесполезно и бессмысленно, как и пускать мыльные пузыри, стоит ли ему объяснять, что радужный мыльный пузырь – это Красота, рождённая дыханием? Право, не знаю… Для одного поэзия – широкий пласт мощной мировой культуры, а для другого – слишком тонкий мир, чтобы его разглядеть, а тем более, полюбить. Одно могу сказать с уверенностью: если Вы сейчас читаете эти строки, Вы – либо поэт, либо - небезнадёжны. В любом случае, это дорогого стоит.

Хотите стать собеседником Блока и Есенина? Желаете стать поверенным в делах Лермонтова и подругой Ахматовой? Нет ничего невозможного. Стоит раскрыть томик стихов – и вот уже давно ушедшие из жизни поэты обращаются к Вам лично. Великая честь – прикоснуться к их сердечным тайнам, услышать их исповедь. Кто посмел сказать, что стихи – это только слова? Слово, заключённое в броню стихотворного размера, может стать оружием массового поражения. Будьте с ним осторожны! Оно способно вызывать и тотальную ненависть, и вселенскую любовь.

Как часто говорят о поэтах: «Люди не от мира сего»! Значит, он – есть! Значит, существует где-то этот фантастический мир поэтов! И у него есть своя история и география. Этот мир живёт и развивается по своим законам и постепенно прирастает монументальными произведениями своих жителей – мечтателей, пророков и творцов. Велик он или мал? Это как посмотреть. Для кого -то поэт - огромное животворящее солнце в леденящей галактической бездне, для кого-то фундаментальный атом в уникальной молекуле Поэзии, без которой немыслима сама ткань мироздания. Не знаю, где истина… Мне по душе – обе версии. А вам?

Вы знаете, каково поэту жить в социуме, существуя параллельно в двух мирах? И сколько их таких – поэтов не по должности, а по долгу? Этот долг заставляет их работать в сумасшедшем, изнурительном ритме, думать денно и нощно, вскакивать по ночам от внезапно родившейся строчки. Творчество – это дополнительный груз, который они добровольно взвалили на свои плечи. Задумайтесь об этом, когда Вам захочется подстегнуть их.

Важно ли автору считаться поэтом в глазах общественности? Насколько велика необходимость такого признания, когда он знает, что он – поэт, и это знание живёт в нём с детства? Чрезвычайно велика. Он должен быть понятым. Поэт – это суть человека, его внутреннее «я», его личный статус.

Ради чего трудятся поэты, не щадя времени, сил и здоровья? Ради денег? Вот уж нет! Поэты - сплошь бессребреники, а поэзия – хлеб духовный, ей не прокормишься. Тогда ради чего? Ради славы? Так её удостаиваются единицы. Слава – капризная птица и не каждому даётся в руки. А если и даётся, то, как вознаграждение за сверхъестественное искусство, за божественный дар, помноженный на дьявольский труд, за бесценность творчества, ориентированного на вечность. Но если подобное создано, какая поэту ещё нужна награда?

Каждая человеческая особь – особенна и обособленна. Но в мире поэтов это более заметно. Не потому ли А.С. Пушкин в своём обращении к Поэту сказал: «Ты царь: живи один». И словно следуя этому великому завету, поэты живут и творят в возвышенном одиночестве. Но ощущают ли они незримую связь, что их всех роднит? Испытывают ли вечную тоску по своему родному клану? Внимая поэту известному или начинающему, вслушиваясь в мелодию чужих стихов, чувствуют ли они удивительное духовное родство с этим человеком? И, наконец, признаются ли себе: «Мы с тобой – одной крови?!» Я знаю ответы на эти вопросы. И всё равно спрашиваю об этом небо. И почти физически ощущаю, что мой голос легко пронзает пространство и время, когда я кричу на всю Вселенную: «Так было всегда?» «Да! Да…» – отвечает мне эхо на всех языках мира.

    Сходство творческой судьбы породило сходство мотивов и образов в стихотворениях А. Тарковского, Б. Чичибабина, В. Корнилова. Какими примерами из их стихотворений вы могли бы это подтвердить?

    Последний прижизненный сборник стихов И. Бродского называется «В окрестностях Атлантиды». Какие реальные факты биографии И. Бродского отразились в этом стихотворении?

    Новое в прочтении библейской традиции в творчестве И.Бродского (целостный анализ «Рождественской звезды»).

    Тема Языка в поэтической метафизике И.Бродского.

    «Римская» тема в поэзии И.Бродского.

    Каких современных поэтов (1990-х-2000-х годов) – представителей авторской песни вы можете назвать? Охарактеризуйте творчество одного из них.

    Творчество А.Галича. Своеобразие лирического героя.

    Творчество Б.Окуджавы. Целостный анализ одного стихотворения.

    Творчество В.Высоцкого. Целостный анализ одного стихотворения.

    Творчество А.Кушнера: мотивы, сюжеты, образы. Целостный анализ стихотворения.

    Творчество Е.Рейна: мотивы, образы, художественная эволюция.

    Мотивы и образы лирики Инны Лиснянской.

    Образ Сада в лирике И.Лиснянской.

    Мотивы и образы лирики Т.Бек.

    Мотивы и образы лирики Владимира Корнилова.

    Своеобразие лирического героя О.Чухонцева.

    Религиозно-философская и мифопоэтическая образность в поэзии А. Тарковского.

    Тема свободы в поэзии Б.Чичибабина.

    «Пушкинский текст» в поэзии Т.Кибирова.

    “Громкое” и “тихое” поэтическое слово в поэзии 2-й половины ХХ века (Е. Евтушенко; Н.Рубцова).

    Лирический герой позднего творчества Е. Евтушенко.

    Рефлексия традиции в позднем творчестве Б. Ахмадулиной.

    Историческая тема в творчестве Б. Чичибабина.

    Тема свободы в творчестве В. Корнилова.

    Любовная лирика в позднем творчестве И. Лиснянской.

    Мотивы и образы поэзии Т. Бек.

    Образы пространства в цикле стихов О. Чухонцева «Фифиа».

    Поэтика «вещного мира» в творчестве Е. Рейна.

    «Петербургский текст» в стихах А. Кушнера.

    Античная тема в творчестве поэтов «петербургской школы» (А. Кушнер, Е. Рейн, А. Найман, И. Бродский – на выбор).

    Литературные традиции в рок-поэзии (на примере творчества одного из авторов).

    Концептуализм и его «преодоление» (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, С.Гандлевский – на выбор).

    Литературные и фольклорные традиции в творчестве Т. Кибирова.

    Функция языка советской эпохи в поэзии Д. Пригова.

Литература к прозаическим текстам.

    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.

    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008. Или другое издание.

    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

    Современная русская литература: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005.

    Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.

    Современная русская литература (1990-е-начало ХХ1 века)/С.И.Тимина.Спб.-М.,2005.

    Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов и др. М.-СПб., 2002.

    Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. М., 2003.

    Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.

    Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.

    Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940 – 1990-е годы: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

    Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

Римма Храмцова,
Ирина ЧЕРНЫШЁВА

Вопросы и задания по поэзии XVIII века

Т ема «Русская поэзия XVIII века» традиционно является сложной как для школьников, так и для учителей. Для ребят это начальные шаги в изучении историко-литературного процесса, произведений, которые редко находят отклик в сердцах юных читателей. Именно это и служит причиной возникновения сложностей в работе учителя: перед ним встаёт вопрос, как сделать так, чтобы произведения далёкого от школьников времени, когда русская литература только начиналась, стали интересными. Здесь приходится по-особому выстраивать уроки, подбирать такие тексты, которые могли бы как-то “задеть” учеников. Эпоха классицизма была эпохой царства рассудка, поэтому можно попытаться заинтересовать ребят, давая им для самостоятельной работы задания аналитического плана, касающиеся поэзии (и поэтики) классицизма. Предлагаем несколько таких заданий разной степени сложности, которые можно использовать по-разному: в качестве итоговых вопросов во время контрольной работы, для написания рефератов, для организации самостоятельной работы на уроке в процессе изучения темы. Все они содержат в себе и творческий элемент, поэтому, как нам кажется, могут помочь сделать работу на уроке более интересной и плодотворной.

1. Поэт Х однажды вступил в своего рода литературную дуэль с поэтом-современником Y. Вот что написал первый, обвиняя второго в употреблении “низких” слов: “За образец ему в письме народный ряд, // на площади берёт он свой наряд” . Кто эти двое поэтов? Что означает термин “низкий” в словосочетании “низкие слова”? Вспомните, как называлась теория поэта Y, одним из элементов которой был “низкий”?

Комментарий. Речь идёт о Ломоносове, которого Тредиаковский обвинял в “подлом употреблении” слов “низкого штиля”. Автор учения о “трёх штилях”, Ломоносов различал три рода “речений” (слов): те, которые употребляются и в церковнославянском, и в русском языке; те церковнославянские, которые мало употребляются, но “всем грамотным людям понятны”; те, которых нет в церковных книгах (слова живого русского языка). При этом Ломоносов не соглашался с Тредиаковским в том, что необходимо избавиться от слов “низкого”, “третьего” рода в поэзии.

2. В 1735 году этот поэт опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий». Он пишет, что хорошие стихи - те, которые “и число слогов, свойственное языку нашему, иметь будут, и меру стоп с падением приятным слуху, от чего стих стихом называется, сдержать в себе имеют”. Прочтите два стихотворения упомянутого выше поэта и определите, где “хорошие” стихи, а где - нет, и поясните свой ответ.

Кое трезвое мне пианство
Слово даёт в славной причине?
Чистое Парнаса убранство,
Мусы! не вас ли я вижу отныне?

Кое странное пианство
К пению мой дух бодрит?
Вы, парнасское убранство,
Музы, ум не вас ли зрит?

Комментарий. Это В.К. Тредиаковский. Новый стих должен был, по мнению Тредиаковского, складываться равномерными двусложными стопами, строиться на правильном чередовании ударных и безударных слогов - “гладком и приятном слуху через весь стих стопами прехождении до самого конца”. Такой принцип стихосложения был назван “тоническим” (хотя на самом деле правильнее будет назвать его силлабо-тоническим). Приведённые два отрывка взяты из оды «О взятии Гданска» («На сдачу Гданска», 1734) Тредиаковского. Первый вариант - силлабический стих, написанный в “старой” манере (“плохой”), второй - силлабо-тонический, написан четырёхстопным хореем (“хороший”).

3. Перед вами два отрывка: один принадлежит перу поэта ХVIII века, другой - XIХ. Какое произведение было написано раньше и почему вам так кажется? Не выглядит ли одно из них как пародия на другое? Назовите поэтов и произведения, из которых взяты отрывки.

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит солнцем за собою
Твоей державы новый год.

И вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Весёлый праздник именин.

Комментарий. Первый отрывок - из «Оды Елисавете», написанной Ломоносовым в 1748 году, а второй - из романа Пушкина «Евгений Онегин». Торжественный стиль ломоносовской оды звучит пародийно в пушкинских строках, поскольку повод для написания этих строк не настолько торжественный. Домашний праздник - именины Татьяны Лариной - описан словами “высокого штиля” (образ багряной зари и строка “Выводит с солнцем за собою” - прямые заимствования), что не соответствует “низкой”, бытовой теме стихотворного фрагмента, а устаревшая форма окончаний творительного падежа -ою вместо уже принятой в XIХ веке формы -ой только усиливает комический эффект от использования таких слов.

4. Один поэт XVIII века написал пародийно-издевательское стихотворение, обращённое к Синоду:

Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Члены Синода написали жалобу императрице. С каким поэтом произошла такая неприятная история? Каков жанр этого стихотворения, почему оно выглядит как пародийное и чему посвящено?

Комментарий. Речь идёт о Ломоносове и его «Гимне бороде» (1756–1757). Уже само название звучит пародийно и выглядит как оксюморон. Такой форме, как гимн, слово “борода” не соответствует, а уж хвалить этот предмет вообще не представляется возможным словами “высокого штиля”, которые здесь намеренно употребляет Ломоносов. Сатирический эффект усиливается и за счёт авторских подробных пояснений о том, что он не будет петь “песнь” “роскошной Венере”, что как раз было естественно в рамках классицистической поэзии. Таким образом, Ломоносов выбирает противоестественный жанр для рассказа о бороде, и в результате возникает комический, пародийный эффект.

5. Найдите в приведённых ниже отрывках из стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» черты русской классицистической поэзии XVIII века, охарактеризуйте их. Как вам кажется, почему в стихотворении XIX века так много черт “века минувшего”? Что вы знаете об обстоятельствах создания этого стихотворения?

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И сёлы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг...

...Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течёт, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешёл.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се - пылает брань, на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит...

Комментарий. В стихотворении 1815 года, созданном в период поэтического “ученичества” А.С. Пушкина, осваивавшего опыт своих предшественников, можно обнаружить напряжённую метафоричность торжественных од XVIII века, гиперболичность образов, обилие церковнославянских слов и выражений, инверсию, использование устаревших форм слов. Говоря об обстоятельствах создания, ученики вспомнят, что стихотворение писалось специально к экзамену, на котором присутствовал Державин.

6. В своей замечательной книге «Проза о стихах» (глава «Метафора») Е.Эткинд пишет: “В системе классицизма существует свой образный код - набор традиционно-условных образных знаков, и каждый имеет закреплённое за ним значение… Все эти условные знаки и перифразы, сами по себе не отличающиеся живой образностью, складываются в целостную картину, которая, конечно, тоже условна, но обладает своей завершённой композицией, своим внутренним сюжетом… Поэзия классицизма - искусство аллегорий. В ней мы всегда встречаемся с фигурами, которые воплощают некие отвлечённые идеи, причём эти аллегорические фигуры образуют… целые группы, живые картины”.

Приведите примеры “аллегорических фигур” из произведений русской классицистической поэзии. Нарисуйте к одному из этих примеров иллюстрацию.

Комментарий. Для ответа на этот вопрос можно предложить ученикам обратиться к текстам стихотворений М.В. Ломоносова - «Ода на день восшествия… Елисаветы Петровны» (1746–1748), «Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»; Г.Р. Державина - «На рождение в севере порфирородного отрока», «К первому соседу», «Фелица», «Осень во время осады Очакова», «На счастие», «Любителю художеств».

7. Перед вами две басни на один сюжет, созданные В.К. Тредиаковским и А.П. Сумароковым приблизительно в одно время. Анализируя эти тексты, можно наглядно проследить эволюцию литературного языка, жанра, стиля. При сопоставлении басен обнаруживается “движение классицизма от «наукообразного» рационализма (в виде авторских объяснений) к рационализму более органичному, наделяющему персонажей способностью объяснять собственные поступки и показывающему процесс принятия решения”, как отмечает в своей статье, посвящённой этим басням, В.Капленко. Приведите примеры, это “движение” иллюстрирующие.

В.К. Тредиаковский

Ворон и лисица

Негде Ворону унесть сыра часть случилось;
На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
Оного Лисице захотелось вот поесть;
Для того, домочься б, вздумала такую лесть:
Воронову красоту, перья цвет почтивши,
И его вещбу ещё также похваливши,
“Прямо, - говорила, - птицею почту тебя
Зевсовою впредки, буде глас твой для себя
И услышу песнь, доброт всех твоих достойну”.
Ворон похвалой надмен, мня себе пристойну,
Начал, сколько можно громче, кракать и кричать,
Чтоб похвал последню получить себе печать;
Но тем самым из его носа растворенна
Выпал на землю тот сыр. Лиска, ободренна
Оною корыстью, говорит тому на смех:
“Всем ты добр, мой Ворон; только ты без сердца мех”.

А.П. Сумароков

Ворона и лиса

И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села.
Села,
Да только лишь ещё ни крошечки не ела.
Увидела Лиса во рту у ней кусок,
И думает она: “Я дам Вороне сок!
Хотя туда не вспряну,
Кусочек этот я достану,
Дуб сколько ни высок”.
“Здорово, - говорит Лисица, -
Дружок, Воронушка, названая сестрица!
Прекрасная ты птица!
Какие ноженьки, какой носок,
И можно то сказать тебе без лицемерья,
Что паче всех ты мер, мой светик, хороша!
И попугай ничто перед тобой, душа,
Прекраснее стократ твои павлиньих перья!”
(Нелестны похвалы приятно нам терпеть.)
“О, если бы ещё умела ты и петь,
Так не было б тебе подобной птицы в мире!”
Ворона горлышко разинула пошире,
Чтоб быти соловьем,
“А сыру, - думает, - и после я поем.
В сию минуту мне здесь дело не о пире!”
Разинула уста
И дождалась поста.
Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.
Хотела петь, не пела,
Хотела есть, не ела.
Причина та тому, что сыру больше нет.
Сыр выпал из роту, - Лисице на обед.