Военно-воздушные силы израиля. Летчик-репатриант об особенностях ВВС Израиля. Интервью

December 31st, 2017

Оригинал взят у коллеги oleggranovsky в Не мало ли лётчиков готовят в Израиле?

После снятия с вооружения 26.12.16 F-16A/B («Нец»), на вооружении остаются F-16C/D («Барак»), F-16I («Суфа»), F-15A/B/C/D («Баз»), F-15I («Раам») и F-35I («Адир»). Количество самолётов следующее:


  • «Адир» - 9 (ещё 41 заказаны);

  • «Раам» - 25;

  • «Баз» - получено 89, но 8 потеряны в авариях и катастрофах, 14 списаны или разобраны на запчасти, ещё 5 будут списаны вместо ныне модернизируемых F-15D, остаётся 62 (89-(8+14+5));

  • «Суфа» - получено 102, 4 потеряны в авариях и катастрофах, осталось 98;

  • «Барак» - получено 135, 4 (как минимум, скорее больше) потеряны в авариях и катастрофах, осталось 131. В ближайшее время возможна продажа 12 самолётов Хорватии и даже если эта сделка не состоится, это означает, что ВВС не заинтересованы в этих самолётах.

  • Итог: 9+25+62+98+131=325. На самом деле самолётов несколько меньше, нет полной информации о потерях «Барак» и списании «Баз», а 4 из недавно полученных F-15D ещё не введены в строй.

Самолёты часть жизни проводят на средних и капитальных ремонтах и модернизации, впрочем этот вопрос можно опустить: в случае наличия данных о приближении тотальной войны ВВС способны свернуть ремонт и поставить в строй практически весь авиапарк, как это было в 1967 г. Так что можно сказать, что боевых самолётов в Израиле чуть менее 325, думаю цифра в 310 вполне правдоподобна.

Сколько пилотов необходимо из расчёта на один самолёт? В прошлом мне приходилось читать утверждения, что в Израиле практикуют наличие 2 экипажей на каждый самолёт, на практике это не более чем миф. Например, имеются точные цифры наличия самолётов и лётчиков (включая резервистов) в той или иной эскадрилье в 1967 г. Вот данные по эскадрильям одноместных истребителей-бомбардировщиков того периода («Вотур» и «Фуга-Магистер» я опускаю):


  • 101-я («Мираж-3») - 22 самолёта, 32 лётчика, 1.4 лётчика на самолёт;

  • 117-я («Мираж-3») - 24 - 31 - 1.3;

  • 119-я («Мираж-3») - 22 - 20 - 0.9;

  • 105-я («Супер Мистер») - 35 - 26 - 0.7;

  • 109-я («Мистер-4») - 16 - 26 - 1.6;

  • 116-я («Мистер-4») - 17 - 23 - 1.3;

  • 107-я («Ураган») - 16 - 17 - 1.1;

  • 113-я («Ураган») - 35 - 28 - 0.8.

По 1973 г. столь подробной раскладки нет, но ВВС имели 391 боевой самолёт (включая фоторазведчики) и 650 лётчиков и штурманов для них. Наличие штурманов затрудняет точный подсчёт. Штурманы входили в состав экипажей «Фантомов», коих в ВВС было около 120. Однако до «Фантомов» профессия «штурман боевых самолётов» в ВВС практически отсутствовала, лишь считанные двухместные «Вотур» имели второго члена экипажа, таким образом массовая подготовка штурманов началась лишь с 1969 г., т.е. за 4 года до войны Судного дня. Так что сомнительно что штурманов было более 100. А 550 пилотов на 391 самолёт означает пропорцию 1.4.

Конечно, изменения в технике за прошедшие годы могли изменить эти пропорции. Например, в прошлом самолёты действовали практически только днём, ночные вылеты были редкими. Сейчас большинство истребителей-бомбардировщиков ВВС способны эффективно действовать и ночью. Казалось бы, это увеличивает потребности в пилотах, с другой стороны поломки и необходимость их устранения вряд ли позволят эксплуатировать тот или иной самолёт круглосуточно, т.е. одни эскадрильи будут более активны днём, другие - ночью.

В общем, точного ответа на второй вопрос у меня нет, но по-моему 1.4 пилота на самолёт будет достаточно. Т.е. на 310 самолётов необходимо 434 пилота.

Каков характер и продолжительности службы лётчика?

В рамках участия в лётном курсе необходимо обязаться на 7 лет службы по окончании Лётной школы (с 2015 г., ранее - 9 лет). Из этих 7 лет год - курсы оперативной тренировки (КААМ и КААМАМ). Далее начинается служба в одной из эскадрилий ВВС.

Лётчиков эскадрильи можно разделить на 3 категории:


  • те, кто постоянно служат в данной эскадрилье («Садир»);

  • резервисты («Милуим»); тут следует добавить, что лётчики, решившие не продлевать контракт после обязательных 7 лет или же ушедшие со службы после 2-го, 3-го и т.д. контрактов, продолжают летать в резерве, причём в отличии от обычных резервистов, служащих по несколько недель в год без перерыва (скажем 3-4 недели без перерыва или 2 раза по 2 недели, существует немало вариаций), лётчики-резервисты летают раз в неделю-две, набирая не менее 40 дней службы за год; нередко служат гораздо больше, 60-90 и даже 100 дней в году;

  • штатные должности на случай войны (hАЦАХ, «hацават Хирум») - лётчики, перешедшие на штабные должности, должности инструкторов или вышедшие на учёбу, во время войны возвращаются в одну из эскадрилий; для поддержания лётной подготовки они продолжают регулярно летать в эскадрильях, примерно как резервисты; конечно, есть штабные должности, которые должны быть заполнены и во время войны, но таких немного, а иногда для их заполнения есть резервист не являющийся лётчиком, или же бывший лётчик, уже прекративший полёты.

Таким образом, прекращение контракта, выход на учёбу, штабную или инструкторскую работу не снижает числа лётчиков ВВС на случай войны. Средний возраст выпускников Лётной школы 22 года, т.е. 23 после КААМ/КААМАМ, примерная продолжительность службы пилотом (включая резерв) - как минимум до 45 лет, но нередко гораздо больше, скажем Йеhуда Корен летал до 58 лет, Гиора Эпштейн - до 59, Амир Нахуми и Исраэль Баhарав - 60 (обычно в последние годы такой длинной службы пилоты только инструктажем).

Итак, с 23 до 45 лет службы плюс 20 лётчиков в год, имеем 440 пилотов. Катастрофичность в последние годы в Израиле очень низкая (1 катастрофа или тяжёлая авария в год для всех типов ЛА), есть конечно списания по болезням, ДТП и другие аварии, не связанные с ВВС, иные случаи прекращения полётов до 45, но все они с лихвой компенсируются теми, кто продолжает летать и после 45. Таким образом, 10 лётчиков-истребителей в выпуске каждого потока лётной школы достаточно.


  1. Шмуэль Гордон «30 Шаот Бэ-Октобер» («30 часов в октябре», 2008 г.), стр. 484.

  2. Дани Шалом «Ки Раам Бэ-Йом Баhир» («Как гром среди ясного неба», 2002 г.), стр. 621-622, 626.

ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ. ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ ИЗРАИЛЯ

В оперативном отношении вооруженные силы подразделяются на три территориальные округа (Северный, Центральный и Южный), а по родам войск - на сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы.

Общенациональная армия . Израильская армия насчитывает сравнительно небольшое число кадровых военнослужащих и состоит преимущественно из военнослужащих срочной службы и резерва (число кадровых военнослужащих относительно велико в ВВС и ВМС). По этой причине израильские вооруженные силы, в отличие от большинства других армий, не образуют замкнутую профессиональную корпорацию, но в полном смысле слова являются общенациональной армией. Следствие этого - заинтересованность Армии обороны Израиля в повышении профессионального и общеобразовательного уровня населения страны. Мобилизованные получают в армейских технических школах знания и навыки, необходимые в современном военном деле; специальные образовательные программы направлены на расширение и углубление знаний солдат в области еврейской истории, географии, археологии Израиля и т. п.; армия заботится о том, чтобы новые репатрианты и новобранцы, формальное образование которых осталось незавершенным, лучше овладели навыками чтения и письма; армия направляет специально подготовленных девушек-инструкторов в города развития для ликвидации неравенства в сфере образования.

В Цах але существует ряд особых программ службы, в том числе:

Иешивот х а-х есдер - специальный вариант срочной службы, при котором службу совмещают с учебой в иешиве. Эта служба предназначена для учеников средних школ-иешив (иешивот тихонийот ), призывников Цах ала. Срок такой службы - 4 года, в том числе 16 месяцев боевой службы, а остальное время - учеба в иешиве. В августе 2005 г. численность солдат и офицеров, служащих в Цах але по этой программе, достигла шести тысяч человек, из них 88% - в боевых частях.

В задачи ПВО входят:

  • Обеспечение противовоздушной обороны страны. Эту задачу выполняют зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот» и усовершенствованные комплексы HAWK во взаимодействии с системой управления и контроля и истребительной авиацией.
  • Обеспечение противоракетной обороны страны. Предупреждение о пуске баллистических ракет в сторону Израиля поступает от сети американских спутников раннего оповещения. Перехват осуществляется специализированными противоракетами «Хец-2», а в случае неудачи - ракетами «Пэтриот».
  • Оборона отдельных военных и гражданских объектов (например, базы ВВС, ядерный центр в Димоне).
  • Противовоздушная оборона сухопутных войск. Эту задачу выполняют мобильные средства ПВО, на вооружении их дивизионов находятся зенитно-ракетные комплексы «Стингер», «Чапарэль», а также ракетно-артиллерийские комплексы «Махбет».
  • Охрана и наземная оборона баз ВВС.

Первые системы ПВО (40-мм зенитные пушки L-70) были поставлены Израилю правительством ФРГ в 1962 г.; в том же году в Израиль из США поступили первые зенитно-ракетные комплексы HAWK. Именно Германия и США поддерживали развитие ПВО Израиля и на протяжении всех последующих лет. По состоянию на 2002 г., Израиль располагал 22 батареями тяжелых зенитно-ракетных комплексов, а также примерно 70 переносными установками легких зенитно-ракетных комплексов.

Израильский военно-морской флот длительное время оставался наименее развитым родом войск. Однако после беспрецедентных успехов в 1973 г. (19 уничтоженных судов неприятеля без потерь с израильской стороны) начался период быстрого развития, и в настоящее время израильские ВМС считаются не только одними из наиболее оперативных в мире, но и доминантной морской силой в бассейне Восточного Средиземноморья.

В военно-морском флоте Израиля служит около 9500 человек; во время мобилизации численного личного состава ВМС достигают 19 500 человек. Израильский военный флот (данные за 2002 г.) располагает шестью подводными лодками (три - устаревшей модели «Гал», заложены в 1973–74 гг., сданы в строй в 1976–77 гг.) и три - модели «Долфин», заложены в 1994–96 гг., сданы в строй в 1999–2000 гг.), пятнадцатью (по другим данным - двадцатью) корветами типа «Эйлат» и ракетными катерами типов «Хец», «Алия» и «Решеф» и тридцатью тремя сторожевыми катерами.

В Цах але и полиции создано несколько подразделений, главная задача которых - противостояние террору . Среди них: Ямам - специальное подразделение полиции по борьбе с террором, ответственное за антитеррористические операции на территории Израиля; Саерет Маткал (Разведка Генерального штаба), ответственная за антитеррористические операции за пределами страны; Шаетет-13 (13-я флотилия, спецназ ВМФ, ответственная за антитеррористические операции за рубежом с участием морских сил); Лотар Эйлат (Лотар - лохма бе-террор /борьба с террором/, подразделение 7707, ответственное за антитеррористические операции на территории Израиля в районе города Эйлат; из-за географической удаленности Эйлата и его близости к египетской и иорданской границам было решено создать для него отдельное подразделение). Кроме того, антитеррористические спецподразделения были созданы в каждом из военных округов: Саерет «Голани» (разведрота пехотной бригады «Голани») - в Северном, Саерет Цанханим (разведрота парашютно-десантной бригады), Саерет Нахал (разведрота пехотной бригады Нахал) и Саерет «Дувдеван» (спецподразделение так называемых мистарвим , действующее в арабском камуфляже на контролируемых территориях) - в Центральном и Саерет «Гив‘ати» (разведрота пехотной бригады «Гив‘ати») - в Южном военном округе. В 1995 г. для противостояния «партизанской войне» в Ливане была воссоздана Саерет «Эгоз» (расформированная в 1974 г. вместе с Саерет «Херув» и Саерет «Шакед»); впоследствии бойцы этого отряда внесли неоценимый вклад в борьбу с палестинским террором на Западном берегу (Иудее и Самарии) и в Газе.

Ядерный потенциал . Существование постоянной угрозы национальной безопасности со стороны арабских соседей вынуждает Израиль сохранять в стране мощные вооруженные силы, оснащенные современными средствами вооруженной борьбы, включая и оружие массового поражения. Хотя Израиль никогда не проводил открытых ядерных испытаний, согласно имеющимся оценкам, Израиль ныне занимает шестое место в мире среди ядерных держав после США, России, Англии, Франции и Китая. Ядерная программа Израиля была начата еще в 1950-е годы; у ее истоков стояли Д. Бен-Гурион и Ш. Перес . Научное обеспечение ядерной программы осуществлялось коллективом ученых из . В 1952 г. под контролем Министерства обороны была создана Комиссия по ядерной энергии во главе с Э. Д. Бергманом . В 1956 г. Израиль заключил секретное соглашение с Францией о постройке плутониевого ядерного реактора. Реактор начали возводить в отдаленном уголке пустыни Негев , около Димоны . Установка для переработки облученного топлива была создана в 1960 г., а реактор мощностью 26 МВт введен в строй в 1963 г. (Сейчас мощность реактора достигает 150 МВт, что по оценкам специалистов, позволяет получать оружейный плутоний в количестве, достаточном для производства более десяти бомб средней мощности в год.) К Шестидневной войне уже были собраны первые два ядерных устройства, начиная с 1970 г. Израиль стал производить от трех до пяти ядерных зарядов в год. При этом Израиль отказался подписать Договор о нераспространении ядерного оружия, достигнув взаимопонимания с администрацией США (и лично с президентом Р. Никсоном), согласно которому, «предполагалось, но не признавалось», что Израиль является государством, располагающим ядерным оружием. Только 13 июля 1998 г. на пресс-конференции в Иордании Ш. Перес, бывший тогда премьер-министром Израиля, впервые публично признал, что Израиль обладает ядерным оружием, однако ни он, ни кто-либо другой из израильских руководителей ни тогда, ни позднее не обнародовали никаких деталей, относящихся к этой сфере. По разным оценкам, Израиль потенциально может иметь к настоящему времени от ста до пятисот ядерных боезарядов, совокупный тротиловый эквивалент которых может составлять до пятидесяти мегатонн. Начиная с 1963 г. в Израиле создаются баллистические ракетные системы, способные нести ядерные боеголовки. Еще в 1989 г. успешные испытания прошла баллистическая ракета «Иерихо-2Б» с дальностью действия до 1,500 км, способная поражать цели, в том числе и на всей территории Ливии и Ирана. Вооруженные силы Израиля располагают также и авиационными средствами доставки ядерного оружия (в том числе самолетами F-16, F-4E «Фантом» и A-4N «Скай Хок» американского производства). Израиль - единственная на Ближнем Востоке держава, с высокой степенью вероятности имеющая ядерные системы оружия наземного, морского и воздушного базирования.

Оборонные расходы Израиля в 2002 г. составили 9,84 миллиарда долларов (1984 г. - 4,3 млрд долларов). Хотя оборонные расходы Израиля неуклонно растут, в пересчете на душу населения они остаются относительно стабильными, хотя и весьма высокими - примерно полторы тысячи долларов в год.

Большой вклад в поддержание обороноспособности Израиля вносит военная помощь, получаемая Израилем от США. Впервые Израиль получил безвозмездную военную помощь от США в 1974 г. (на сумму в полтора миллиарда долларов). За период с 1974 по 2002 гг. Израилем была получено от США безвозмездная военная помощь на общую сумму 41,06 миллиардов долларов. При этом большую часть средств военной помощи Израиль обязан тратить в США, на приобретение военной техники, запчастей, боеприпасов и снаряжения, что сковывает развитие предприятий оборонной промышленности в самом Израиле.

Закупки, производство и экспорт вооружения . Первые крупные закупки вооружения были сделаны в 1948 г. в Чехословакии (винтовки, пулеметы, а позднее - истребители типа «Мессершмидт»). Одновременно Израиль покупал оружие во Франции и в других странах, а также приобретал излишки американского военного оборудования. В 1952 г. Израиль подписал с правительством США соглашение о закупках военного оборудования, однако в этот период доля военных закупок Израиля в США была незначительна. Первые реактивные самолеты израильских ВВС - «Метеор» - были куплены у Великобритании, которая со временем превратилась в главного поставщика военно-морского оборудования, прежде всего - эскадренных миноносцев и подводных лодок. В 1950-х гг. Франция постепенно становится главным поставщиком вооружения Армии обороны Израиля (прежде всего - реактивных самолетов) - вплоть до эмбарго на поставки вооружения Израилю, наложенного 2 июня 1967 г. президентом де Голлем. В 1960-х гг. возрастает роль США как поставщика вооружения для Армии обороны Израиля, - однако главным поставщиком США становятся только после Шестидневной войны.

Мощь Армии обороны Израиля определяется не только современным оружием, закупаемым за границей, но в значительной степени зависит от индустриальной инфраструктуры, с которой израильские вооруженные силы образуют единый военно-промышленный комплекс: вооруженные силы ставят перед израильской военной промышленностью технические задачи, а военная промышленность обогащает арсенал Цах ала своими техническими достижениями, открывающими новые оперативные возможности. Высокий уровень израильской военной промышленности является результатом не столько экономических факторов, сколько политических решений, так как с первых же дней существования еврейского государства стало очевидно, что в чрезвычайных обстоятельствах нельзя полагаться на доставку заказанного за рубежом оружия и снаряжения. Сегодня продукция израильской промышленности охватывает практически все основные отрасли военного производства и включает электронное и электрическое оборудование (в частности, радарное и телекоммуникационное оборудование - область, в которой Израиль находится в ряду лучших мировых производителей), точное оптическое оборудование, легкое стрелковое вооружение, артиллерийские орудия и минометы, ракеты, некоторые из которых являются совершеннейшими в своем классе, танки, самолеты (легкие - для оперативной связи и морского патрулирования, транспортные, беспилотные, истребители и истребители-бомбардировщики), боевые суда, боеприпасы, личное снаряжение, военно-медицинское оборудование и т. д.

К началу 2002 г. общее число предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) Израиля составляло около ста пятидесяти, а общая численность занятых на оборонных предприятиях превысила пятьдесят тысяч человек (из них около двадцати двух тысяч человек заняты в трех государственных компаниях: концерне «Авиационная промышленность», объединении «Военная промышленность» и в Ведомстве по разработке вооружений «Рафаэль»).

Суммарный объем производства ВПК Израиля в 2001 г. превысил 3,5 млрд долларов, причем израильские оборонные предприятия подписали контракты на экспорт своей продукции на сумму 2,6 млрд долларов (на долю Израиля приходится 8% от мирового экспорта вооружений). Израильская военная промышленность не только обеспечивает значительную часть потребности Цах ала в вооружении, оборудовании и снаряжении, но и на сотни миллионов долларов экспортирует свою продукцию в Южную (Аргентина, Чили, Колумбия, Перу) и Центральную (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор, Мексика) Америку, Южную Африку, Восточную Азию (Сингапур, Тайвань, Таиланд) и многие другие страны, избегающие огласки своих военных закупок в Израиле, а также в страны НАТО, включая США. В последние годы Израиль успешно развивает военно-техническое сотрудничество с Китаем, Индией, Турцией, странами Восточной Европы.

Продукция израильской военной промышленности пользуется спросом на мировом рынке благодаря своему высокому качеству. Переоборудованные израильскими предприятиями в последние годы самолеты стоят на вооружении Хорватии, Румынии, Турции, Замбии, Камбоджи, Бирмы, Шри-Ланки и других стран. Израиль контролирует 90% мирового рынка беспилотных самолетов, причем основным их покупателем являются США; эту технику приобретают также многие другие страны. Среди важных объектов израильского экспорта военной техники следует также отметить средства связи (например, системы поиска и обнаружения катапультировавшихся пилотов самолетов и вертолетов, а также разведчиков и бойцов спецназа, позволяющие установить их местонахождение с точностью до 10 м); прицелы и приборы ночного видения как для стрелкового оружия, так и для бронетехники и вертолетов; электронные системы управления боевыми действиями для подразделений различного уровня; радиолокационные установки для разных видов вооружений; средства поиска и обнаружения мин, неразорвавшихся снарядов (что весьма актуально для многих стран Азии и Африки); роботы для безопасного подрыва обнаруженных взрывных устройств; стрелковое оружие и многие другие виды военного оборудования и снаряжения. Преимуществом израильского вооружения и военной техники, поставляемой на внешний рынок, является то, что практически вся она была испытана в реальных боевых действиях, доработана в соответствии с требованиями полевых условий ее эксплуатации и поэтому отличается весьма высокой надежностью. Доходы от экспорта военной промышленности Израиля служат ее дальнейшему развитию.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Ведущие авиационные эксперты составили список пяти сильнейших военно-воздушных сил мира, который опубликовало издание National Interest. Это - США, Китай, Россия, Израиль и Великобритания.

По прогнозу аналитиков, авиация этих стран будет до 2030 года, как и сегодня, доминировать в различных сценариях конфликтов - от единичных акций против террористов (количество которых будет расти) до полномасштабной войны в том или ином географическом пространстве.

Эти страны обладают большим количеством техники, имеющей высокое или относительно высокое качество, современными методами быстрого реагирования, средствами воздушной разведки и глобального контроля.

Король воздуха, уже занявший свой трон - истребитель-невидимка F-35 Lightning II, выполненный по технологии Stealth. Это - комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий.

В консорциум производителей F-35 во главе с корпорацией Lockheed Martin входят мировые лидеры в сфере технологий, авионики и авиадвигателей. Это - американские компании Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и британская British Aerospace (BAE Systems).

F-35 обеспечивает независимость тактических операций от наземных средств противника - ни один радар в мире эти истребители не видит. Уровень автоматизации самолета таков, что пилот, практически, не следит за приборами и полетными характеристиками самолета, а сосредоточен на выполнении задания. Тем самым резко возрастает надежность полета и значительно уменьшается его зависимость от, так называемого, человеческого фактора.

В разработке F-35 участвовала также израильская компания Elbit Systems - для взаимодействия с ней Lockheed Martin открыла в Израиле технологический центр. Израильские исследователи и инженеры создали для F-35 оригинальное крыло, композитные материалы, элементы авионики и высокотехнологичный шлем пилота, многие элементы которого засекречены. Принятие на вооружение израильского варианта шлема тем более радует, что это первенство Elbit выиграл у одного из мировых лидеров - британского концерна BAE Systems.

Именно в связи с этим, по мнению аналитиков, стоимость истребителей для Израиля снизилась до $90 млн, в то время как для остальных стран он стоит, в среднем, на 30% дороже.

В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавили группу, занимающуюся разработкой израильской версии истребителя — F-35I. Совместно с инженерами Пентагона и компании Lockheed Martin они осуществили интеграцию израильских технологий в новом самолете.

По договоренности с израильтянами, американцы долгое время скрывали «израильские элементы» F-35 - до тех пор, пока Саудовская Аравия и Эмираты, приобретая эти истребители на сумму в десятки миллиардов долларов, потребовали оснастить их не «родной», а израильской авионикой, приспособленной для ведения боевых действий в условиях Ближнего Востока.

ВВС США имеют полный набор высших показателей воздушной мощи: это и самолеты всех без исключения типов, и собственная элементная база, позволяющая производить все необходимое для войн в воздухе, глобальной разведки, ведения сете-центрических войн с участием ВВС.

США отличаются от остальных тем, что сами производят свою авиационную технику, практически, без помощи иностранных компаний. Исключение составляют лишь 2 страны - Великобритания и Израиль, которые поставляют для американских истребителей свои разработки - авионику, оружие, шлемы, аксессуары.

Все остальные страны значительно уступают США по всем параметрам, особенно - в части высоких технологий и качества техники.

США критикуют за высокую стоимость истребителей. Но критики лукавят: не стоимость определяет приобретение оружия - его выбирают по критерию «эффективность/цена», по которому F-22 Raptor и F-35 Lightning II значительно опережают своих конкурентов, которые тоже не дешевые, но намного менее эффективные. Впрочем - их еще и нет в природе.

Применение современных истребителей благодаря их эффективности экономит средства на ведение войн, так как снижает продолжительность военного конфликта.

К 2030 году ВВС США будут иметь 187 многоцелевых истребителей V поколения F-22, 178 всепогодных истребителей поколения IV++ F-15C с радиолокационными системами и датчиками в инфракрасном спектре.

Но главную силу ВВС США составят 1800 истребителей-бомбардировщиков V поколения F-35 - «невидимки», которых радары противника не видят.

На вооружении будут также состоять самолеты-заправщики Boeing KC-46 Pegasus и 100 бомбардировщиков-невидимок B-21.

Немаловажно и то, что США (вместе с Израилем) значительно оторвались от конкурентов в области создания беспилотных летательных аппаратов.

Ну, и конечно, эксперты учитывают то, что США уже (судя по многим событиям) имеют прототип истребителя VI и даже VII поколения - как пилотного, так и беспилотного.

ВВС Китая , по мнению экспертов, прогрессируют - количество самолетов воздушного флота уменьшается, а качество растет.

Тем не менее, к 2030 году ВВС Китая будут состоять, в основном, из истребителей поколения IV и IV+, значительно отставая от США. Речь о самолетах Су-30 и серии J с номерами 10, 11 и 15.

В планах Китая - создание истребителя V поколения, заявленного как J-20 и J-31. Однако пока уровень развития технологий в Китае не позволяет создать современный истребитель.

Китай имеет также Y-20 - тяжелый военно-транспортный самолет, весьма посредственный - с точки зрения современных технологий, а также группу самолетов-заправщиков.

Китай расширяет и разнообразит парк самолетов поддержки - разрабатывает собственные самолеты раннего предупреждения и разведки, воздушные танкеры и беспилотные летательные аппараты, самый интересный из которых - «Божественный орел». Но все они пока лишены главного - технологической перспективы по боевому применению.

ВВС России , которые после II Мировой войны долгое время были сильнейшими в мире, а потом первенство уступили американцам и европейцам, сегодня переживают «второе рождение». Его определяют как количественное - армия регулярно получает новые истребители. Но в отношении качества необходимо отметить - они разработаны еще в конце 90-х годов, хотя их и модернизируют.

Эксперты издания National Interest считают - если развитие событий пойдет по оптимальному для России варианту, то ВВС страны к 2030 году могут стать 2-й после США по огневой мощи.

Наилучшими условиями для российской экономики эксперты назвали повышение цен на нефть, выход из состояния рецессии, снятие санкций и рост экспорта товаров.

Но даже при худшем сценарии ВВС России, уверены эксперты, войдут в десятку лучших.

В России анонсированы 2 важнейшие разработки - истребитель V поколения Т-50 и стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения.

Обладая лучшей среди истребителей мира аэродинамикой, Т-50 пока удовлетворяет лишь требованиям IV поколения - сказывается отставание в технологиях и элементной базе. Аэродинамика - это важно для самолета, но сегодня воздушных боев между истребителями, где аэродинамические характеристики играли жизненно важную роль, уже нет. Сегодня решающую роль, как было сказано выше, играет эффективность применения истребителей, а это зависит от его «интеллекта», определяемого уровнем развития технологий.

Говорить о российском ракетоносце нового поколения, который будет малозаметным, способным нести ядерные заряды, не приходится - его пока нет. Однако сомнений в том, что он будет создан - тоже нет. Он должен будет заменить сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 Blackjack и ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М (BACKFIRE - по классификации НАТО).

Но характерная деталь - слово «бомбардировщик» в авиации передовых стран мира сегодня применяется только в сочетании со словами «умные бомбы», а для их производства тоже нужны технологии. Кадры, где Ту-160 в Сирии раскрывают отсек и сбрасывают на террористов Фронт ан-Нусра дождь бомб, летящих под собственным весом - исторические, в будущем вы их не увидите - бомбы в старом понимании уходят в прошлое как неточное оружие.

В отношении ВВС России эксперты отмечают негативное влияние на их развитие скромного оборонного бюджета, усугубленного санкциями, бюрократией и коррупцией.

ВВС Израиля эксперты поставили на 4-е место, считая, что это самая боеспособная авиация на Ближнем Востоке, которая и через несколько лет будет самой мощной в регионе. Мнение экспертов - к 2030 году Израиль продвинется вверх в военно-воздушной «табели о рангах».

Но если от США Израиль сегодня отстает и по количеству самолетов и по их качеству, то от Китая и России - только по количеству, опережая их самолетный парк в части технологий - авионики и вооружений. Тем не менее, необходимо отметить - Россия сама производит свои самолеты, а Израиль летает, в основном, на американской технике, в составе которой, правда, как уже было сказано, содержится множество израильских патентов и разработок.

Сегодня ВВС Израиля состоят из 58 истребителей F-15A и F-15C, 25 истребителей F-15I и 312 многоцелевых истребителей F-16.

Для прогнозируемого экспертами будущего технологического лидерства в части ВВС, Израилю необходимо перевооружить свой военно-воздушный флот, так как к тому времени большинству истребителей будет более 40 лет. И этот процесс уже начался: на смену F-15 приходят F-35.

В октябре 2010 года Израиль подписал договор о закупке 50 истребителей F-35 по цене $90 млн (в среднем), и получил разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Тех, что позже попросили установить на их самолеты арабы.

Новый качественный этап в истребительной авиации Израиля начался 12 декабря 2016 года: в этот день на военной авиабазе в Неватим приземлились 2 первых истребителя. К этому времени группа израильских пилотов и техников прошли обучение на базе Пентагона в США.

В ночь на 13 января 2017 года на военном аэродроме Меззе - важной стратегической авиационной базе правительственных войск Сирии, в 5 км от президентского дворца в Дамаске, прогремели несколько мощных взрывов. В результате ракетного удара разгорелся сильный пожар, который долгое время не могли потушить, и погибли высокопоставленные офицеры сирийской армии и Хизбаллы. И это произошло не случайно.

Израиль все последние годы внимательно следит за поставками иранских ракет в адрес Хизбаллы. Ливан запрещает делать это через свою территорию, и потому шииты используют для этих целей аэропорт Меззе - и акция новых израильских F-35, а это, по мнению военных экспертов, были именно они, превратила ракеты «земля-земля», а также зенитные и противокорабельные ракеты Хизбаллы в груду железа.

Обращает на себя внимание тот факт, что действия «невидимок» не зафиксировали радары сирийских ПРО.

ВВС Великобритании - Королевские военно-воздушные силы, на 5-м месте рейтинга, и они сохранят свое место к 2030 году.

К этому времени под британским флагом будут летать 160 мощных многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon, оснащенных управляемыми авиационными бомбами с лазерным наведением серии Paveway производства американской корпорации Rockwell Automation.

На смену сегодняшним боевым реактивным самолетам Panavia Tornado к 2030 году в Королевские ВВС поступят 138 F-35B.

2030 год - эра беспилотных летательных аппаратов (БЛА), оснащенных искусственным интеллектом, «умным» оружием, в том числе - лазерным. За ними - будущее ВВС мира.

Сегодня рейтинг этого класса с большим отрывом от преследователей возглавляют США и Израиль. Лидер экспорта боевых БЛА - Израиль. Основные импортеры - страны Европы, Индия, арабские страны, Австралия, Япония, Россия.

Соперник БЛА, которого они призваны вытеснить - F-35, эксплуатация которого все ближайшие годы и должна настроить интеллект лучших БЛА в 2030 году.

БОЕВАЯ АВИАЦИЯ ИЗРАИЛЯ

По количеству самолетов и вертолетов она не уступает ведущим странам Европы, а пилотов для нее начинают готовить со школьной скамьи
Марк Штейнберг

Хэйль авир - так на иврите называются военно-воздушные силы еврейского государства, которые считаются главным ударным орудием ЦАХАЛа. Основаны они были в октябре 1947 года и к началу войны за независимость составляли 4 эскадрильи из 28 легких пассажирских самолетов. Их переоборудовали, установили пулеметы и самодельные бомбосбрасыватели. Пилотировали эти машины опытные летчики, участники Второй мировой войны. И хотя среди их самолетов не было ни одного боевого, но действия первых эскадрилий ЦАХАЛа наводили на арабов ужас.

В ходе войны к ним присоединились 25 "Мессершмиттов", купленных в Чехословакии, 13 истребителей, приобретенных в США и 10 - из Южной Африки, на которых прилетели еще 40 летчиков-добровольцев.

Несмотря на такое разномастное и отнюдь не современное оснащение, израильская авиация доминировала на полях сражений, и, когда к окруженным в районе Фалуджи египтянам на помощь пришли британские штурмовики, еврейские пилоты разгромили их наголову, сбив 6 самолетов.

В последующих войнах Хэйль авир был оснащен в основном французскими истребителями "Мистер" и "Мираж". На этих машинах израильтяне неуклонно завоевывали господство в воздухе, что и было одной из главных предпосылок разгрома арабских армий.

И только в 70-х годах началось перевооружение Хэйль авир на самолеты американского производства. Одновременно израильские фирмы приступили к реализации собственных проектов изготовления боевых машин. И сегодня Израиль входит в число немногих стран, производящих современные истребители, к числу которых относится состоящий на вооружении "Кфир". Но еще до него израильские конструкторы создали истребитель-бомбардировщик "Лави", по своим характеристикам превосходящий современные ему самолеты. Американцы же буквально заставили их прекратить доводку этой машины, обязавшись поставлять взамен свои истребители. Сегодня именно они и составляют основную часть парка боевых самолетов ВВС Израиля.

Организационно ВВС состоят из авиации и противовоздушной обороны. Возглавляющий Хэйль авир командующий (в данное время генерал-майор Дан Халуц) подчинен начальнику генштаба и отвечает за боевую готовность, развитие, оперативную подготовку и материально-техническое обеспечение ВВС, штаб которых расположен в Тель-Авиве.

По количеству самолетов и вертолетов израильская авиация не уступает ведущим странам Европы. Боевых самолетов у нее более 700, из них в резерве 250. 18 эскадрилий, состоящих из 86 перехватчиков Ф-15 "Стайк Игл", 232 истребителя-бомбардировщика Ф-16 "Файтинг Фалкон", 50 истребителей-бомбардировщиков Ф-4 "Фантом", 100 фронтовых штурмовиков А-4 "Скай Хок" и 250 истребителей-бомбардировщиков "Кфир". Основу боевой авиации составляют американские самолеты Ф-15 и Ф-16, способные доставить на дальность до 1500 км свыше 10 тонн бомб и ракет.

В составе разведывательного соединения 10 самолетов типа "Авакс", 6 "Боингов", оборудованных системой обнаружения "Фалкон", 33 дальних разведчика и самолета радиоэлектронной борьбы. Военно-транспортная авиация состоит из 5 эскадрилий - 34 транспортных и 8 заправочных самолетов. Вертолетное соединение насчитывает 130 ударных вертолетов, 153 транспортно-десантных и 10 противолодочных вертолетов.

Части и подразделения ВВС дислоцированы на 10 авиабазах. Кроме того, имеется еще 47 аэродромов, из которых только три - с грунтовыми ВПП, остальные - с твердым покрытием. Все они оснащены системами, обеспечивающими полеты в сложных метеоусловиях и ночью.

Личный состав авиации насчитывает 21 тыс. человек, в основном это кадровые офицеры и сержанты (еще 20 тыс. - в ПВО, по большей части - призывники). Наиболее пристальное внимание командование Хэйль авир уделяет комплектованию и подготовке летного контингента. В Израиле уже несколько десятилетий налажен отбор кандидатов на эту престижную военную службу.

Поиском юношей, пригодных по своим психофизическим данным стать пилотами, занимаются все призывные пункты, отыскивая их еще в средних школах. Отобранные выпускники проходят десятидневные сборы. Успешно завершившие их обучаются летной практике на легкомоторных самолетах в течение года. Лучшие становятся абитуриентами академии ВВС на авиабазе Хацерим. Но, несмотря на такую суровую селекцию, эту академию оканчивают не более 15% поступивших в нее первоначально.

В дальнейшем израильские пилоты непрерывно совершенствуют свое мастерство. У них самый большой в мире налет часов, на 30% превосходящий американских пилотов, хотя час полета современного истребителя обходится израильтянам в 17 тыс. долл. Более половины боевых летчиков из числа отслуживших находятся в мобилизационном резерве и систематически привлекаются к полетам, чтобы сохранить полученные навыки на уровне, не уступающем кадровым пилотам.

И те и другие пилоты обязаны проживать в непосредственной близости от авиабазы, где служат или к которой приписаны по мобплану. В их отношении соблюдается строжайший режим секретности, их запрещено фотографировать, их имена и местожительство составляют государственную тайну. Все мероприятия по подготовке пилотов и забота о них вполне оправданны высочайшим боевым мастерством этих воздушных бойцов.

Наземный технический персонал готовится в школе ВВС, расположенной в Беер-Шеве, руководители полетов, специалисты систем управления обучаются в Бикат-Увда.

По мобилизации все резервисты ВВС обязаны в течение 24-36 часов прибыть на свои авиабазы в полной готовности к боевым действиям. При этом личный состав ВВС увеличивается на 12 тыс. человек.

Войска ПВО вошли в состав Хэйль авир в 1965 году, когда на вооружение были приняты американские зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) типа "Хок". По данным журнала "Милитри текнолоджи", на 1 января 2003 года израильская ПВО состояла из 17 батарей ЗРК "Усовершенствованный ХОК", 6 батарей ЗРК "Пэтриот" и 8 батарей ЗРК ближнего действия "Чаппарэл".

Несмотря на такое сравнительно обильное количество средств ПВО, руководство Израиля полагало, что они не гарантируют страну от поражения оперативно-тактическими ракетами, которые имеются у потенциальных противников: Ирака, Ирана, Сирии и Египта. Поэтому с 1988 года специалисты израильской фирмы "Ай-эй-ай" и американской корпорации "Локхид-Мартин" разрабатывали противоракетный комплекс (ПРК), получивший наименование "Эрроу". Он был создан к 1998 году, испытан, и в 2000 году первая батарея поставлена на боевое дежурство в позиционном районе севернее Тель-Авива.

ПРК "Эрроу" предназначен для уверенного перехвата боеголовок оперативно-тактических ракет (дальностью до 1 тыс. км) и самолетов противника на расстояниях до 100 км и высотах до 50 км. Боевым средством перехвата служит двухступенчатая противоракета "Эрроу-2" с неотделяемой головной частью. Она оснащена комбинированной (инфракрасной и радиолокационной) головкой самонаведения, что обеспечивает надежный захват цели в сложных метеоусловиях и при наличии активных средств радиопротиводействия.

Осколочно-фугасная боевая часть направленного действия с неконтактным взрывателем поражает боеголовки неприятельских ракет и самолеты в радиусе до 75 м. Поисковая система ПРК "Эрроу" способна обнаруживать и сопровождать одновременно до 12 целей и наводить на каждую из них не менее двух противоракет. По своей боевой эффективности ПРК "Эрроу" относится к числу самых передовых из состоящих на вооружении в армиях планеты.

Батарея ПРК "Эрроу" состоит из четырех пусковых установок, несущих по шесть трубных контейнеров с противоракетами. Все установки, система обнаружения и наведения, а также командный пункт батареи смонтированы на колесных транспортерах высокой проходимости, что обеспечивает комплексу достаточную мобильность.

К 1 января текущего года в позиционных районах южнее Димона и восточнее Хайфы были развернуты 2-я и 3-я батареи ПРК "Эрроу". По оценке израильских экспертов, они обеспечивают надежное прикрытие от ударов оперативно-тактических ракет вероятных противников - в числе которых уже нет Ирака - до 85% территории еврейского государства.

С 1999 года по настоящее время для ПРК "Эрроу" закуплено 144 противоракеты по цене 1,5 млн. долл. каждая. Планируется закупать по 30 ПР ежегодно, вплоть до 2010 года.

По оценке военных аналитиков НАТО, боевая авиация, средства ПВО и ПРО Израиля в настоящее время являются самыми современными и наиболее боеспособными в регионе Ближнего и Среднего Востока

Cтатья об израильских ВВС. Вдохновился на нее сообщением, что лучший в мире летчик-истребитель (согласно Гиннесу), на чьем боевом счету около 20 сбитых советских МИГов и СУхих - это полковник Хейль Авир Гиора Эпштейн, а за ним - еще толпа израильских асов. Впрочем, статья об израильских летчиках-асах еще впереди

Эмблема Военно-Воздушных сил Израиля


©Alexander Shulman
Александр ШУЛЬМАН

Израильские военно-воздушные силы

История боевых побед израильских военно-воздушных сил берет свое начало 3 июня 1948 года. В этот день командир эскадрильи Модди Алон на истребителе «мессершмит» сбил в небе над Тель-Авивом два вражеских бомбардировщика «Дакота», шедших на бомбежку густонаселенных кварталов еврейской столицы.
Еще в конце 30-х годов в Эрец Исраэль началась подготовка пилотов в летной школе «Авирон», первые выпускники которой в составе британских королевских ВВС приняли участие в воздушной «Битве за Англию» в годы Второй мировой войны. В 1943 году летная школа «Авирон» стала составной частью Пальмаха, и ее курсанты примкнули к еврейской подпольной армии. Надвигающаяся Война за независимость потребовала незамедлительного создания военно-воздушных сил на регулярной основе, и 10 ноября 1947 года начальник штаба Хаганы Яаков Дори подписал приказ о создании «Шерут Авир» (в переводе с иврита - воздушная служба), впоследствии переименованной
в «Хейль Авир» (военно-воздушные силы).
Создавать израильские ВВС пришлось уже в боях Войны за независимость. У молодого еврейского государства еще не было ни самолетов, ни подготовленных кадров, а израильские города и села уже подвергались вражеским авианалетам. Буквально под огнем врага осуществлялись закупки авиатехники, в Израиль стали прибывать еврейские добровольцы - летчики из разных стран мира. Первые самолеты удалось закупить в Чехословакии. Воздушным путем их доставляли в Израиль, собирали прямо на аэродромах, и летчики шли в бой на новых боевых машинах. В ходе воздушных боев израильские пилоты захватили господство в воздухе и сбили 18 самолетов противника. Бомбовые удары наносились по боевым позициям и тыловым объектам врага.
С тех пор назначением израильских ВВС являются завоевание господства в воздухе и защита населения Израиля и его вооруженных сил от агрессивных атак вражеских армий и террористических организаций. Израильские ВВС обладают мощным парком боевой техники, уникальным боевым опытом, накопленным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах, но главная сила «Хейль Авир» - это люди. Профессионализм и мужество пилотов и наземного персонала овеяны легендарной славой. В воздушных боях израильские асы сбили 686 вражеских самолетов, потеряв только 23 своих. Такого соотношения побед к потерям (30:1) нет ни у одних ВВС мира.
Боевые действия израильских ВВС основываются на целом спектре стратегических планов, тактических и пилотажных приемов, инициативе и нетривиальном подходе к решению боевых задач на всех уровнях: от рядовых пилотов до командиров авиационных соединений. В полной мере этот принцип раскрылся в Шестидневную войну 1967 года. 5 июня в 07.45 израильские ВВС атаковали по всему фронту. Их план действий заключался в нанесении удара по авиабазам и уничтожении всех боевых самолетов противника на земле. Вместо того чтобы лететь прямо на цели, первая волна израильских самолетов полетела в открытое море, развернулась и на малой высоте, над гребнями волн, подошла с запада - совсем не с того направления, с которого ждали атаки египтяне. Уничтожив 300 из 320 египетских самолетов, израильтяне немедленно перешли к уничтожению ВВС других арабских государств, граничащих с Израилем. После сокрушительных ударов ВВС Ирака, Иордании и Сирии были также уничтожены. В воздушных боях израильские летчики сбили еще шестьдесят самолетов врага.
Главком израильских ВВС генерал Мордехай Ход сказал тогда: «Шестнадцать лет планирования нашли отражение в этих захватывающих восьмидесяти часах. Мы жили этим планом, мы ложились спать и ели, думая о нем. И наконец, мы сделали это». Секрет этой выдающейся победы кроется в первую очередь в высочайшей боевой выучке летчиков и наземного персонала - многие летчики совершали по 8-10 боевых вылетов в день.
В тяжелых воздушных боях войны Судного дня в 1973 году израильские летчики сбили 277 вражеских самолетов, потеряв только пять своих.
Стратегия воздушной войны ХХI века была опробована израильскими ВВС в 1982 году в кампании «Мир Галилее», целью которой являлось отражение террористических атак на северные границы Израиля. 9 июня израильская разведка обнаружила в ливанской долине Бекаа группировку войск противника, которая находилась под защитой двадцати батарей зенитно-ракетных комплексов и авиации. В воздух были немедленно подняты десятки израильских самолетов для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. В воздухе также находились самолеты с радиолокационными станциями, отслеживавшими полеты вражеской авиации, и самолеты для ведения радиоэлектронной борьбы, подавившие системы связи и управления противника. Управление воздушными боями осуществлялось в реальном времени - вся электронная информация о противнике стекалась в центры управления израильских штабов, откуда немедленно шли телеуказания непосредственно израильским пилотам. Итог воздушного сражения в долине Бекаа говорит сам за себя - израильские ВВС уничтожили до 80 самолетов и 19 батарей зенитно-ракетных комплексов противника, не потеряв при этом ни одного своего самолета.
Залогом успехов ВВС является применение новейших технических разработок. Значительную часть боевой техники и вооружений «Хейль Авир» составляют изделия израильской авиационной промышленности. Концерн «Таасия Авирит», созданный в 1953 году, является одной из крупнейших аэрокосмических фирм мира. На его предприятиях и в конструкторских бюро работают десятки тысяч квалифицированных специалистов, выпускающих авиационную технику и электронное оборудование в соответствии с жесткими требованиями израильских ВВС. Здесь были осуществлены такие выдающиеся проекты, как создание многоцелевых боевых самолетов «Кфир» и «Лави», во многом ставшие примером для разработок в других странах.
По количеству и качеству боевой техники, состоящей на вооружении, израильские ВВС принадлежат к сильнейшим в мире. По данным печати, авиационный парк ВВС Израиля составляет более тысячи самолетов, в том числе около 700 суперсовременных истребителей и штурмовиков. Широко представлены самолеты военно-транспортной авиации, а также боевые вертолеты. Но главная сила израильских ВВС - этого тысячи летчиков и авиационных специалистов, чье мужество и мастерство принесли мировое признание израильской военной авиации.

Летчики являются элитой израильской армии. Подготовка одного летчика-аса стоит один миллион долларов, и поэтому пилотами «Хейль Авир» могут стать только лучшие из лучших. Подготовка летчиков ВВС осуществляется в Академии военно-воздушных сил. Отбор кандидатов начинается еще со школьной скамьи в авиаклубах авиационной секции Гадны. Многочисленные испытания позволяют выявить не только физические и интеллектуальные способности будущего кадета, но и его лидерские качества, а также способность быть членом экипажа и работать в составе группы. Прошедшим этот этап испытаний предстоит недельный тест на выживание в экстремальных ситуациях. Только преодолевшие все эти барьеры приступают к освоению летного мастерства. До недавнего времени среди боевых пилотов не было женщин. Однако сейчас сломан и этот барьер - первой женщиной-кадетом ВВС стала восемнадцатилетняя Эллис Миллер, прошедшая вместе с парнями все приемные испытания.
Трехлетний курс обучения состоит из нескольких этапов. Первоначально происходит распределение кадетов по летным специальностям - кому-то предстоит стать пилотом, кому-то - штурманом или бортинженером. В дальнейшем из числа кадетов выделяют будущих летчиков-истребителей, пилотов транспортной авиации и вертолетов. На протяжении всего периода обучения кадеты находятся в ситуации жесткого давления и высоких нагрузок, всячески стимулируется соревновательный дух - ведь только 10 % кадетов станут в конце концов профессиональными боевыми летчиками. Два ивритских слова - Хатовим ле Тайяс - символизируют философию военно-воздушных сил: только лучшие становятся летчиками «Хейль Авир».

Примечание: Статистические данные, приведенные в статье, являются официальной информацией Военно-воздушных сил Израиля (