Внеклассное занятие "математический калейдоскоп". Внеклассное мероприятие по математике

Слайд 2

I.мАтЕМАТИЧЕСКАЯРАЗМИНКА

  • Слайд 3

    КРОССВОРД

  • Слайд 4

    II.В МИРЕ ЧИСЕЛ

  • Слайд 5

    Задача №1

    После семи стирок измерения куска мыла, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, уменьшились в 2 раза. На сколько ещё стирок хватит оставшегося куска мыла?

    Слайд 6

    Задача №2

    Какими двумя цифрами заканчивается выражение: 1*2*3*…*13? Ответ: двумя нулями, т. к. в произведении есть множители 2, 5 и 10.

    Слайд 7

    Задача №3

    Какой цифрой оканчивается сумма: Ответ: 0.

    Слайд 8

    Задача №4

    У котят и гусят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько котят и сколько гусят? Ответ: 5 котят и 12 гусят.

    Слайд 9

    Задача №5

    Расставьте в квадрат числа 3, 4, 5, 6, 8, 9 так, чтобы по горизонтальным, вертикальным рядам и по диагоналям в сумме получилось 21. Ответ:

    Слайд 10

    III.МАТЕМАТИЧЕСКИЕТЯЖЕЛОВЕСЫ

  • Слайд 11

    Задача №1

    Сосуд имеет форму параллелепипеда. Как, не делая никаких измерений и не имея других ёмкостей, наполнить водой ровно половину объёма этого сосуда? Ответ: наклонить параллелепипед так, чтобы уровень воды находился по диагональному сечению параллелепипеда.

    Слайд 12

    Задача №2

    Существует ли такой круг, чтобы его площадь и длина окружности выражались одним и тем же числом? Ответ: да. Если r=2, то S = π* r2, S = 4* π C = 2 * π * r, C = 4* π

    Слайд 13

    Задача №3

    Из 38 учащихся 28 посещают хор и 17 лыжную секцию. Сколько лыжников посещают хор, если в классе нет учащихся, которые не посещают хор или лыжную секцию? Ответ: 7 человек. Хор не посещают 10 человек, все они лыжники.Лыжников всего 17. Значит 7 человек надо «взять» из хора.

    Слайд 14

    Задача №4

    Две семьи выехали на прогулку одновременно из одного места. Обе семьи проехали на машинах одинаковые расстояния и вернулись домой в одно и то же время. В пути они отдыхали. Первая семья была в пути (ехала) вдвое больше времени, чем вторая. Вторая была в пути (ехала) втрое больше времени, чем отдыхала первая. Какая из этих семей двигалась на машине быстрее? Решение: I-ая семья: 2x часов - время на езду, yчасов - время на отдых. II-ая семья: 3y часов - время на езду, xчасов - время на отдых. Получаем: 2x + y = 3y + x x = 2y. Т.е. II-ая семья отдыхала в 2 раза больше, чем первая. Значит она ехала быстрее первой.

    Слайд 15

    IV.ОТВЕТЬНАВОПРОСЫ

  • Слайд 16

    1. Как называются две прямые на плоскости, которые не пересекаются? 1. Параллельные 2. Как называется 1/3600 часть часа? 2. Секунда 3. Как называется результат сложения? 3. Сумма

    Слайд 17

    4. Чему равен объем одного 1 кг воды? 4. 1 литр 6. Может ли сумма четырех последовательных натуральных чисел быть простым числом? 6. Нет, она делится на 2 5. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? 5. Лучи

    Слайд 18

    7. 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней? 7. 27 яиц 9. Наименьшее натуральное число? 9. 1 8. Какая разница между числом и цифрой? 8. Цифр 10, чисел много

    Слайд 19

    10. Сотая часть числа - это..? 10. Процент 11. Что есть у уравнения и растения? 12. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 4 десятка? 11. Корень 12. 80

    Слайд 20

    13. Вычислить: |-3,5 - 4,6|. 13. 8,1 15. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя? 15. Правильная 14. Какие прямые пересекаются под прямым углом? 14. Перпендикулярные

    Слайд 21

    16. Излишек при нахождении частного - это..? 16. Остаток 17. Сколько целых чисел на координатной прямой между числами -4,1 и 12,9? 18. Как называется место, на котором стоит цифра в записи числа? 17. 17 18. Разряд

    Слайд 22

    19. Сколько трехзначных чисел можно составить, используя цифры 0, 5, 7? Каждую цифру можно использовать 1 раз. 19. Четыре числа 20. Провели две прямые. На одной из них отметили 3 точки, а на другой 5 точек. Всего 7 точек. Показать на рисунке, как это получилось? 21. Сколько раз встречается цифра 9 при записи чисел от 1 до 100? 21. 20 раз 20.

    Слайд 23

    V.ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕЗАДАЧИ

  • Слайд 24

    1) В мастерской по пошиву одежды от куска сукна в 200 м ежедневно, начиная с 1 марта, отрезали по 20м. Какого числа был отрезан последний кусок? 1) 9 марта Два землекопа. 2) Два землекопа за 2 часа работы выкопали 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов выкопали 100 м такой же канавы?

    Слайд 25

    3) Чтоб одеть тепло сыночков, Не хватает двух носочков. Сколько же в семье сынков, Если в доме шесть носков? 3) 4 сына. 4) Одна серая мышь 4) У Васи 100 мышей, некоторые из них белые, некоторые – серые. Известно, что хотя бы одна мышь серая, а из каждой пары мышей хотя бы одна – белая. Сколько серых мышей у Васи?

    Слайд 26

    5) На скамейке сидит Оля, её мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой? 5) Бабушка (кукла – внучка – бабушка - мама) 6) 2: 4 * 6 = 3 * 3: 3 6) Расставить знаки арифметических действий и скобки там, где считаете нужным, чтобы получилось верное равенство. 2 4 6 = 3 3 3

    Когда празднуют день числа Пи?
    У числа Пи есть два неофициальных праздника. Первый - 14 марта, потому что
    этот день в Америке записывается как 3.14. Второй - 22 июля, которое в
    европейском формате записывается 22/7, а значение такой дроби является
    достаточно популярным приближённым значением числа Пи.
    Каким сверлом можно просверлить квадратное отверстие?
    Треугольник Рело - это геометрическая фигура, образованная пересечением
    трёх равных кругов радиуса a с центрами в вершинах равностороннего
    треугольника со стороной a. Сверло, сделанное на основе треугольника Рело,
    позволяет сверлить квадратные отверстия (с неточностью в 2%).
    Кто решил сложную математическую проблему, приняв её за домашнее задание?

    Американский математик Джордж Данциг, будучи аспирантом университета,
    однажды опоздал на урок и принял написанные на доске уравнения за домашнее
    задание. Оно показалось ему сложнее обычного, но через несколько дней он смог
    его выполнить. Оказалось, что он решил две «нерешаемые» проблемы в
    статистике, над которыми бились многие учёные.
    Какой математик постигал основы науки по обоям в комнате?
    Софья Ковалевская познакомилась с математикой в раннем детстве, когда на её
    комнату не хватило обоев, вместо которых были наклеены листы с лекциями
    Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении.
    Где пытались законодательно округлить число Пи?
    В штате Индиана в 1897 году был выпущен билль, законодательно
    устанавливающий значение числа Пи равным 3,2. Данный билль не стал законом
    благодаря своевременному вмешательству профессора университета.

    Рене Декарт (1596­1650)
    Французский математик и философ. В начале тринадцатилетней войны
    служил в армии. Позже поселился в Нидерландах и в уединении занялся
    наукой. По приглашению шведской королевы переселился в Стокгольм.
    Заложил основы аналитической геометрии, дал понятие импульса силы, вывел
    закон сохранения количества движения, создал метод координат
    (декартовы координаты). Известны кривые овалы Декарта. В основе его
    философии дуализм души и тела.
    Блез Паскаль (1623­1662)
    Французский математик, физик, философ, писатель. Родился в семье юриста,
    занимающегося математикой. Рано проявил математические способности.
    Имеет трактат «Опыт о конических сечениях. Сконструировал суммирующую
    машину. Имеет работы по теории чисел, арифметике, теории вероятностей.
    Нашёл общий алгоритм для нахождения признаков делимости чисел. Имеет
    трактат об «Арифметическом треугольнике».
    Леонард Эйлер (1707­1783)

    Крупнейший математик 18 столетия. Родился в Швейцарии. Долгие годы жил
    и работал в России, член Петербургской академии наук. Громадное научное
    наследие Эйлера включает блестящие результаты, относящиеся к
    математическому анализу, геометрии, теории чисел, вариационному
    исчислению, механике и другим приложениям математики.
    Его
    Рассказывают,
    что в трёхлетнем
    своего отца с
    10 лет) учитель
    Пока он диктовал
    задание, у Гаусса
    написано: 101*50=5050
    Карл Гаусс (1777­1855)
    математическое дарование проявилось уже в детстве.
    возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты
    каменщиками. Однажды в школе (Гауссу в то время было
    предложил классу сложить все числа от одного до ста.
    уже был готов ответ. На его грифельной доске было
    Софья Васильевна Ковалевская
    (1850­1891)
    Для оклейки комнат не хватило обоев, и стены комнаты оклеили листами
    литографированных лекций М. В. Остроградского по математическому анализу.
    Впоследствии она стала первой женщиной – математиком, доктором философии. Ей
    принадлежит роман «Нигилистка».
    КВАДРАТ
    Параллелограмму брат,
    Называюсь я Квадрат,
    Ромбу близкий родственник,
    Площадей всех собственник.
    Треугольнику нужны
    "Пифагоровы штаны",
    Их не вяжут, не сшивают,
    Из квадратов составляют!
    Круг вот круглый, ну так что ж?!
    На меня он не похож?
    Только площадь вы возьмете ­
    В формуле квадрат найдете!
    ПРЯМАЯ
    Вперед! Назад! А в сторону ни шага ­
    Вот принцип самый главный у Прямой.
    Нужна здесь прямота, нужна отвага,
    Чтоб вдруг не изменить себе самой.
    Знаком со мною каждый малый школьник
    Совсем не зря сложили этот стих,
    Ведь состоит любой многоугольник
    Из маленьких отрезочков моих.
    Вот биссектриса, луч, отрезок, хорда,
    Диагонали... всех не перечесть.
    Лучи мои, отрезки... Знаю твердо,
    Что прямота моя в них точно есть!
    А если ты хотя бы на мгновенье,
    Меня заставишь сникнуть головой,
    Сменить мое захочешь направленье...
    Я стану ломаной, но только не кривой!

    ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ
    УГОЛ
    Эти линии все знают.
    Направление храня,
    Они дружно убегают
    В бесконечность от меня.
    Мы частенько их встречаем,
    Невозможно все назвать:
    Пара рельсов у трамвая,
    В нотоносце целых пять...
    Даже если линий много,
    Не смешать одну с другой:
    Они держат очень строго
    Расстоянье меж собой.
    Параллельные Прямые ­
    Славный, вежливый народ:
    Ни одна из них другие
    Никогда не зачеркнет.
    Угол просто мы находим,
    Здесь линейка лишь нужна.
    Точку ставим, луч отводим ­
    Все, готова сторона.
    А теперь линейку эту
    У вершины поверни,
    И от той вершины­меты
    Второй лучик протяни.
    Транспортиром очень просто
    Мы измерим Угол твой.
    Он развернутый и острый,
    Выпуклый, прямой, тупой...
    Оценив Угла натуру,
    Мы откроем всем секрет,
    Что на плоскости фигуры
    Проще не было и нет.

    Инзенская средняя общеобразовательная школа №1
    Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: ___________ ____________ Директор школы ______/Воронова Е.Н./ Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» Срок реализации: 4 года Возрастная категория обучающихся: 7-10 лет

    Иванова Альбина Иладимировна

    учитель начальных классов

    МБОУ Инзенская СШ №1 имени Ю.Т.Алашеева г. Инза

    Пояснительная записка

    Рабочая программа курса «Математический калейдоскоп» составлена на основе:
      Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;
      Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.; инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2013-2014 учебный год»

    Программа « Математический калейдоскоп» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

    Цель программы : развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

    Задачи программы :

      расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

      развитие краткости речи;

      умелое использование символики;

      правильное применение математической терминологии;

      умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

      умение делать доступные выводы и обобщения;

      обосновывать свои мысли.

    Основные методы:

    1. Словесный метод:

      Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
    2.Метод наглядности:
      Наглядные пособия и иллюстрации.
    3.Практический метод:
      Тренировочные упражнения; практические работы.
    4.Объяснительно-иллюстративный:
      Сообщение готовой информации.
    5.Частично-поисковый метод:
      Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

    Форма занятий. Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
    Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала. Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

    Участие детей во внеурочной деятельности способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах.

    При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.

    В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

    Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 10 лет в течение 4 лет обучения и предназначена для учащихся начальной школы.

    Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.

    Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

    Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

    Ценностными ориентирами содержания данного являются:

    формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

    освоение эвристических приемов рассуждений;

    формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

    развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

    формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

    формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

    Математические игры. «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ. Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др. Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

    Числа. Арифметические действия. Величины

    Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях выпавших кубиков.

    Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

    Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

    Заполнение числовых кроссвордов.

    Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.


    Мир занимательных задач. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрическая мозаика. Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Работа с конструкторами. Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

    Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование.

    Планируемые результаты изучения курса.

    В результате освоения программы курса «Математический калейдоскоп» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Личностные результаты :

     Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

     Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

     Воспитание чувства справедливости, ответственности.

     Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

    Метапредметные результаты :

     Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

     Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

     Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

     Анализировать правила игры.

     Действовать в соответствии с заданными правилами.

     Включаться в групповую работу.

     Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

     Сопоставлять

     Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

     Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

     Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

     Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

     Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

     Конструироват ь последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

     Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

     Воспроизводить способ решения задачи.

     Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

     Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

     Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

     Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

     Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

     Конструировать несложные задачи.

     Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

     Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

     Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

     Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

     Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

     Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

     Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

     Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

     Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

     Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

     Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

     Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

    Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

    Предполагаемые результаты реализации программы.

    В результате реализации программы внеурочной деятельности дети должны: - научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной трудности; - решать логические упражнения; -участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах; - уметь общаться с людьми; - вести исследовательские записи, -систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли, -уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу. Место реализации программы
      Коллективный выпуск математической газеты. Математический КВН. Оформление и отгадывание ребусов.
    Место курса в учебном плане. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34 часа в год, в 1 классе - 33 часа в год.

    Календарно-тематическое планирование. 1 класс.

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

    Материалы для учителя:

    Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004

    Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005

    Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004

    Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010

    Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

    Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

    Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004

    Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011

    Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр, 2006

    Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003

    Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011

    Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

    Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

    Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012. Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007. .

    Математический калейдоскоп

    Внеклассное мероприятие

    по математике для учащихся

    7 - 9 классов

    Составила: Мыцыкова Е. Н.

    План проведения :

      Блиц – турнир.

      Эстафета.

      Конкурс капитанов.

      Заморочки из бочки.

      Математический калейдоскоп.

      Конкурс пантомимы.

    Работа со зрителями:

      1. Вопросы.

        Задания.

        Историческая справка.

    (проводится между конкурсами, во время пауз)

    Оформление:

    Плакат на стене: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий».

    Команды заранее должны подготовить название, девиз, эмблему команды. Состав команды может быть разновозрастным, с одинаковым распределением учащихся из разных классов по командам. Оптимальное количество человек в команде 6.

    Блиц – турнир.

    (1 команда)

      Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус).

      График квадратичной функции (парабола).

      Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана).

      Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус).

      Угол, меньший 90 градусов (острый).

      Сколько цифр вы знаете? (10)

      Сотая часть числа (процент).

      Прибор для измерения углов (транспортир).

      Наименьшее простое число.(2).

      Какую часть часа составляют 15 минут? (1\4)

      Что больше 2 м или 201 см? (201)

      Сколько сантиметров составляет 1 % литра? (1 см).

      Как называют сотую часть метра? (см)

      Результат сложения (сумма).

      Сколько лет в одном веке? (100).

    (2 команда)

    1. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности (хорда).

    2. Утверждение, не требующее доказательства (аксиома).

    3. График линейной функции (прямая).

    4. Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).

    5. Сумма длин сторон многоугольника (периметр).

    6. Как называется результат вычитания? (разность).

    7. Наибольшее двузначное число (99).

    8. Прибор для построения окружности (циркуль).

    9. Какую часть минуты составляют 20 секунд?(1\3)

    10. Что больше 2 дм или 23 см? (23 см).

    11. Назовите наименьшее натуральное число (1).

    12. Найдите 10 % тонны (100 кг).

    13. Как называют сотую часть рубля? (копейка).

    14. Диаметр окружности 8 м, радиус…? (4 м).

    15. Сколько делителей у числа 43? (это простое число, 1 и 43)

    Математический калейдоскоп.

    Ведущий: Ну, а теперь, команды, стоп!

    Математический калейдоскоп!

    Кто в терминах не знает затрудненья,

    Напишет все сейчас без промедленья.

    Задание : Написать на заданные буквы математические термины, понятия, слова связанные с математикой. («П» и «С»)

    Конкурс пантомимы.

    С помощью жестов и мимики изобразить:

    «смежные углы» и «вертикальные углы».

    Выполнить свое задание, отгадать задание команды противников.

    Эстафета.

    Листы с заданиями прикреплены на доске, учащиеся поочередно должны добежать до доски, решить предложенное задание и вернуться обратно в команду. Учитывается быстрота и правильность выполнения заданий.

    1 . Подчеркните те числа, которые делятся на число, записанное ниже

    32, 36, 43, 54, 48, 13, 8, 24, 5, 36, 11,

    10, 17, 21, 23, 30. 60,26, 100, 25.

    3 4

    2. y=kx , x=3,y=6 y=kx , x=3, k=2

    k =? y=?

    3 . Вычислите:

    2 2 2 2

    111 – 11 = 19 – 9 =

    4. Из заданных чисел подчеркните три числа, сумма которых равна тому числу, которое записано ниже

    3, 1, 9, 15, 20,7, 6. 11, 3, 7, 4, 17

    31 2

    5. Вычислите:

    2 2 2 2

    36 – 2*36*16 + 16 25 + 2*25*15 + 15

    6. S путь,t время V скорость, t - время

    V = ? S = ?

    Заморочки из бочки

    Команды поочередно вытаскивают бочонки-лото с номерами заданий и отвечают на вопросы, можно дать время на обдумывание ответа.

      Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова? (Петя Ч., Миша Б.)

      Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 ч)

      Все знают, что два в квадрате – четыре, три в квадрате – девять, а чему равен угол в квадрате? (90 градусов)

      Лупа дает увеличение в четыре раза, т. е. четырехкратное увеличение. Каким будет угол в 25 градусов, рассматриваемый через эту лупу? (25 градусов)

      Какими должны быть следующие два числа в последовательности 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,… (14, 11)

      На какое число нужно разделить два, чтобы получить четыре? (1\2)

      Какой знак нужно поставить между числами два и три, чтобы получилось число, большее двух, но меньшее трех. (2,3)

      Полторы трети километра – это сколько? (полкилометра)

    Конкурс капитанов.

    Ведущий: Как песня не может прожить без баяна,

    Команда не может прожить без капитана!

      Капитанам поочередно назвать литературные произведения, названия которых начинаются с чисел, например, 3, 20, 7, 18, 1000.

      Капитанам показывают банку, в которой лежат конфеты. Игроки должны на глаз определить, сколько их. Тот, кто назвал наиболее точное число, получает конфеты в награду и балл для команды.

      Кто быстрее ответит на вопросы.

    Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40)

    Быстро сосчитайте сколько пальцев на двух руках; на 10 руках? (50)

    Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 минуты)

    Сколько десятков получится, если два десятка умножить на три десятка? (60)

    Площадь квадрата равна 100 кв.м. Чему равен его периметр? (40)

    Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? (Владимир Николаевич)

    Вопросы для болельщиков.

      Написано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза? (перевернуть)

      Вы вошли в темную комнату. В коробке у вас всего одна спичка. В комнате находится свеча, керосиновая лампа, готовая к растопке печь. Что вы зажжете в первую очередь? (спичку)

      Где на земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)

      Горели три электрические лампочки, одну погасили. Сколько лампочек осталось? (3)

      Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг)

      Вам, наверное, знакома басня И. А. Крылова «Волк и ягненок». Автор утверждает: «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим». Какое число встречается, и какое значение оно имело? (Тьма. 10 000, сотня сотен, очень много, невообразимое множество)

      Какое слово лишнее?

    Скорость, время, путь, площадь, метр, секунда;

    Гектар, сотка, метр;

    Ярд, тонна, центнер;

    Конус, квадрат, призма;

    Треугольник, прямоугольник, ромб;

    Прямая, отрезок, угол.

    Конкурс болельщиков.

    Ведущий : Число, как много в этом звуке

    Для математики, друзья!

    Но и в простой, обычной жизни

    Без чисел нам никак нельзя.

    Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 часов, сесть на 2-й автобус, успеть к 9-ти часам. Мы все привыкли к таким вещам и не придаем этому особого значения, но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом и часто придавали им сказочный и мифический смысл. Например, «7» считалось магическим, счастливым числом (7 цветов радуги, 7 тонов музыки); «13» - наоборот, число несчастливое (чертова дюжина); «2» лежит в основе противопоставлений (жизнь – смерть, холодно – горячо, день – ночь). Число «3» получило значение священного. Древние пифагорийцы считали его совершенным, т. к. оно имеет начало и конец, и обозначают его в виде треугольника.

    Итак, наш конкурс посвящен числам, и это конкурс для болельщиков.

    Ведущий: Сейчас для болельщиков конкурс у нас.

    Они пусть покажут смекалку и класс.

    Команды поддержут свои пусть хоть баллом.

    Ведь им от команд отставать не пристало.

    Я предлагаю назвать вам, дорогие болельщики, строки из песен, пословиц, стихов, сказок, где есть числа

    Внеклассное мероприятие по математике, 4 класс

    Математическая игра для младших школьников

    Сценарий внеклассного мероприятия по математике в начальной школе, 3-4 класс «Математический калейдоскоп»

    Цели: развивать умственные способности учащихся, навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.

    Ход классного часа

    I. Разминка для ума.

    Математические загадки.

    1. Лебеди у нас в пруду,

    Я поближе подойду:

    9 черных, белых 5.

    Говорите поскорей:

    Сколько пар лебедей? (7)

    2. Три кошки купили сапожки.

    По паре на каждую кошку.

    Сколько у кошек ножек

    И сколько у них сапожек? (6)

    3. К двум зайчатам в час обеда

    Прискакали три соседа.

    В огороде зайцы сели

    Сколько съедено морковок? (15)

    4. Пятнадцать пар танцуют польку.

    А всего танцоров сколько? (30)

    5. Полюбуйтесь-ка вы сами!

    Если троек двадцать восемь. (84)

    Он лопаты сосчитал

    И об этом так сказал:

    В трех углах по семь лопатах,

    У стены шесть штук лежат,

    Всех же - тридцать две лопаты.

    Вы согласны с ним, ребята? (27)

    7. Подарил утятам ежик

    Сорок кожаных сапожек.

    Сколько маленьких утят

    Ежика благодарят? (20)

    8. Вяжет бабушка-куница

    Семи внучатам рукавицы:

    Подарю вам, мои внуки,

    Рукавичек по две штуки.

    Берегите, не теряйте!

    Сколько всех? Пересчитайте! (14)

    Икс-тест.

    1. Какая величина в математике обозначается буквой х?

    а) хитрая;

    б) секретная;

    в) неизвестная; +

    2. Что такое уравнение?

    а) деление пирога на равные части;

    б) равенство с неизвестными; +

    в) весы с гирьками;

    г) какая разница.

    3. Решить уравнение - это значит...

    а) найти его в книге;

    б) найти его у соседа;

    в) найти его ветки;

    г) найти его корни. +

    4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?

    а) русский;

    б) английский;

    в) латинский; +

    г) Мумба-Юмба.

    5. Буквой S в математике обозначают:

    в) скорость;

    г) площадь. +

    6. Сколько букв в латинском алфавите?

    Пирамида чисел.

    Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в кружках так, чтобы сумма чисел на каждой стороне равнялась 20.

    На букву «П»

    Назовите слова - математические термины на букву «П». Ответ: прямая, прямоугольник, пирамида, параллелограмм, перпендикуляр, периметр, параллелепипед, призма, плоскость, «пи» (число).

    Суммируйте быстро.

    Помогите мастеру Самоделкину найти результат математических действий.

    Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа было 1000?

    Ответ: надо провести линию, делящую число пополам по горизонтали.

    Подсчитай-ка!

    1. Наш друг Петя равномерно ест невкусную макаронину длиной 60 км. В первый день он съел пятую часть всей макаронины. Сколько километров невкусной макаронины съедено Петей за два дня?

    (Ответ: 24.

    2. В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 крендельках?

    (Ответ: 17.

    12 · 2 - 7 · 1 = 17)

    3. Пожарных учат надевать штаны за 5 секунд. Сколько штанов наденет опытный пожарный за 3 минуты?

    (Ответ: 36.

    (3 · 60) : 5 = 36)

    4. Площадь квадратной лужи, в которую упал Петр Петрович, - 4 кв. метра. Длина одной стороны этой лужи равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпа увеличивает рост Петра на 16 см. Узнай рост Петра Петровича.

    (Ответ: 184 см.

    5. Петр Петрович, добираясь на работу, ехал сначала на автобусе, потом в метро, а остаток пути прошел пешком. В автобусе Петра Петровича толкнули 12 человек, в метро - 18 человек, а когда шел пешком - только 2 человека. 29 человек, толкнувших Петра Петровича, не извинились перед ним, а остальные попросили прощения. Сколько вежливых людей толкало Петра Петровича?

    (12 + 18 + 2)-29 = 3)

    6. Страус пробегает расстояние 200 м за 12 секунд. Не меньше скольких километров должен пробежать Петр Петрович, за которым этот страус гонится вот уже 10 минут?

    (Ответ: 10 км.

    10 · 60 = 600 с

    600: 12 · 200 = 10 000 м = 10 км)

    II. Подвижные игры

    Найди свое место.

    Для игры надо подготовить два или три комплекта карточек (в зависимости от числа играющих) с числами от 1 до 10 (или взять другой числовой ряд, более сложный). Комплекты должны быть разного цвета. Карточки раздаются всем играющим в любом порядке. По команде руководителя играющие разбегаются в разные стороны. Затем дается команда собраться и построиться в шеренгу по порядку номеров тем, у кого карточки одного цвета. Получится две или три шеренги. Побеждает группа, сумевшая построиться первой.

    Можно усложнять задачу и дать команду построиться в шеренгу в порядке убывания чисел. Или на карточках написать не числа, а примеры на сложение, вычитание или умножение.

    Узнай свое число.

    В игре участвуют пять человек. На спине у каждого прикреплена табличка с каким-либо числом (все числа - разные, например 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26) руководитель объявляет всем. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее от общей суммы) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы как можно скорее узнать все числа и одновременно скрыть свое.

    Не ошибись!

    10-12 играющих выстраиваются в шеренгу перед зрителями. Ведущий становится лицом к участникам игры и называет одно за другим (с небольшими паузами) различные числа. Если число делится на 3 (или 2, 4, 5, смотря по уговору), играющие поднимают вверх правую руку (или подпрыгивают), если не делится - не поднимают (стоят на месте). Тот, кто ошибется, выходит из игры.

    Игра заканчивается, когда в шеренге останутся 2-3 человека, они объявляются победителями. После этого в игру вступает другая группа играющих.

    Можно предложить другой, более сложный вариант этой игры: если названное число делится на 2, играющие поднимают вверх правую руку, на 3 - левую, а если и на 2, и на 3 - обе руки.

    Не собьюсь!

    10-12 ребят выстраиваются лицом к зрителям в одну шеренгу. По сигналу ведущего они по очереди начинают счет до 30 (возможно другое число). Когда счет доходит до конца шеренги, его продолжает стоящий на другом фланге. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, подпрыгивает. Кто ошибется (произнесет запрещенное число или подпрыгнет не вовремя), выходит из игры, и счет начинается сначала.

    Кто решил раньше?

    В игре участвуют две-три команды по 5-6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с арифметическими примерами (их сложность зависит от возраста играющих, но решаться они должны легко и быстро). Примеры для всех команд одинаковые.

    По сигналу ведущего к столу бегут первые игроки команды, каждый из них берет из своей стопки любой листок, решает пример и кладет листок обратно. За ними бегут вторые игроки, потом третьи и т. д. Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все примеры решены правильно).

    Назовите суммы.

    Детям показывают плакат, на котором в беспорядке написаны цифры. Среди них есть красные и синие (или других цветов). Задача играющих - сложить в отдельности красные и синие и назвать их суммы. Тот, кто первым поднимет руку и даст правильный ответ, выигрывает. Задание выполняется устно, записывать нельзя.

    От играющих требуется не только умение правильно и быстро считать, но и быть внимательными, чтобы ни одно число на таблице не пропустить и удержать в памяти обе полученные суммы.

    На плакате могут быть и двузначные числа.

    Помогите мышонку выбраться из своей норки.

    Кто определит точнее?

    «Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски или бруска, диаметр болта, гайки, трубы, длину плиты и т. д. А как у вас натренирован глаз?» - спрашивает руководитель. А затем просит ребят определить на глаз:

    1. Какова длина, ширина, высота комнаты?

    2. Какова длина, ширина, крышки стола, за которым сидите?

    3. Сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола?

    4. Сколько в этой вазе конфет? Или карандашей в стакане?

    5. Сколько стаканов воды войдет в эту банку, графин, кастрюлю?

    Все ответы ребят записываются, а потом производится проверка и объявляются результаты. Эти и подобные им упражнения можно повторять многократно.

    Чего больше?

    Внимательно посмотри на рисунок и посчитай, сколько кружков и квадратиков на нем изображено. Чего больше?

    Ответ: 31 кружок и 21 квадратик.

    Задачи на смекалку.

    1. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут)

    2. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ответ: нисколько, так как горошины не ходят)

    3. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (Ответ: надо достать лист бумаги)

    4. Один поезд идет из Москвы в Петербург с опозданием на 10 минут, а другой - из Петербурга в Москву с опозданием на 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся? (Ответ: в момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы)

    5. У берега стоит корабль со спущенной в воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за час на 15 см. Через сколько времени водой покроется третья ступенька веревочной лестницы? (Ответ: вода никогда не покроет третьей ступеньки, так как вместе с водой поднимутся и корабль, и лестница)

    6. Один кирпич весит 1 килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич? (Ответ: 2 килограмма)

    7. В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (Ответ: останется 20, так как задутые свечи не сгорят полностью)

    8. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (Ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще - когда дверь откроется)

    III. Подведение итогов.