Виды придаточных предложений в спп. Классификация типов придаточных предложений

Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Главная часть нуждается в смысловом изъяснении, главная без придаточной выглядит незаконченной.

Примеры: Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (кажется что?)

Придаточные определительные

Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?; поставленный не от главной части, а от существительного. В придаточной изъяснительной всегда есть слово «который» либо слово, которое можно заменить на него.

Примеры: Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (мотивы какие?)

Придаточная обстоятельственные

Придаточная обстоятельственные отвечают на вопросы наречий. Так как вопросов наречий много, то придаточные обстоятельственные разделим на подтипы:

Придаточная цели отвечает на вопрос «с какой целью?». В придаточной цели всегда есть слово «чтобы»

Примеры: Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд.

Придаточная уступки. В придаточной уступки всегда есть союз «хотя» или другой союз синоним (несмотря на то что, что ни, как ни …)

Примеры: У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком унылым.

Придаточная следствия. В придаточной следствия всегда есть союз «так что». Запятая обязательно ставится перед так.

Примеры: У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской.

Придаточная причины. В придаточной причины всегда есть союз «потому что» или его синоним (так как, от того что)

Придаточная условия. Есть союз «если», но иногда роль союза «если» может выполнять союз «когда».

Примеры: Если бы знал все последствия, не полез бы в воду.

Придаточная образа действия. Отвечает на вопрос «каким образом?», указывает способ действия.

Примеры: Он кушал так, как будто три дня не ел.

Меры и степени.

Примеры: Было так темно, что я ничего не видел.

Придаточная сравнения.

Примеры: Воздух изредка дрожал, как дрожит возмущённая вода.

Придаточная времени. Есть всегда вопрос «когда?»

Примеры: Когда я проснулся, уже рассвело.

Придаточная места. Отвечает на вопросы «где? куда? откуда?»

ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

Союзы и союзные слова могут вносить в сложноподчинённое предложение дополнительные оттенки значения.

Пример: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. — Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.

Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.

Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.

Например: Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же, его честили так и сяк. (А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами. (А. Пушкин)

К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1). Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2). Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3). Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

  • от содержания главной части в целом;
  • от сказуемого в главной части;
  • от существительного или местоимения в главной части;
  • невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4). Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

Придаточные предложения очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по четырем основным признакам:

грамматическое значение;

вопрос, на который отвечает придаточное предложение;

к чему оно относится;

средство связи (чем присоединяется).

По этим признакам выделяют четыре основных вида придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, присоединительные.

Придаточные определительные

Обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении - к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово"); присоединяются союзными словами: кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др. Например: Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар (И. Тургенев); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).

Придаточные изъяснительные

Дополняют и конкретизируют значение главного предложения; отвечают на вопросы косвенных падежей; относятся к одному слову в главном предложении - глаголу со значением речи, мысли или чувства (сказал, спросил, подумал, вспомнил, удивился и др.), к существительным (сообщение, просьба, вопрос и др.), к прилагательным (рад, счастлив, горд и др.), к наречиям (известно, ясно, видно и др.), к словосочетаниям (спросил о том, вопрос о том, рад тому и др.); присоединяются союзами что, чтобы, будто, как и др., а также союзными словами что, чтобы, почему, когда, где, куда, что за, зачем и др. При этом в главном предложении часто встречается указательное слово то в разных падежных формах. Например: Я верю в то, что человек есть творец своего счастья (А. Чехов). Читатель, расскажу ль тебе, куда красавица [Людмила] девалась? (А. Пушкин); За спором не заметили, как село солнце красное (Н. Некрасов).

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию. Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени

Обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так; полное прилагательное + такой; полное прилагательное + существительное + такой; присоединяются союзами что, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др. В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Пример: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой). Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места

Обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы где? куда? откуда?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами где, куда, откуда. В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Пример: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща, белели березы.

Придаточные времени

Обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова: тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Пример: Пока он пел, кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи, почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия

Обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами если, раз, коли, коль, когда (в значении "если"), как (в значении "если") и др.

Пример: Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Примечание

Условное значение имеют также придаточные, в которых сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения, употребленной в значении условного: Не будь на то господней воли, не отдали б Москвы (М. Лермонтов) (ср.: Если бы не было на то господней воли, не отдали б Москвы).

Придаточные причины

Обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине?; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Пример: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели

Обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Пример: Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения

Пример: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Следует различать придаточные сравнения и сравнительные обороты. Сравните: Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова (С. Есенин) (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения); Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звезды (К. Паустовский) (сравнительный оборот).

В сравнительном придаточном, в отличие от сравнительного оборота, есть грамматическая основа.

От придаточных сравнения также следует отличать вводные предложения. Например: Яков, как уже было сказано, чуждался товарищей (И. Тургенев). В выделенном предложении есть грамматическая основа, но нет значения сравнения.

Придаточные уступки

Обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями: что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Примеры: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно, да не голодно (Пословица). Куда ни кинь, всюду клин (Пословица).

Следует различать сложноподчиненное предложение с придаточным уступки и простое предложение с обособленным обстоятельством уступки. Сравните: Несмотря на то, что вечер удался, удовлетворения я не испытывал (сложноподчиненное предложение с придаточным уступки). Несмотря на удавшийся вечер, удовлетворения я не испытывал (простое предложение с обстоятельством уступки).

Придаточные следствия

Обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы что из этого следует?; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами следствия так что, поэтому.

Пример: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени. Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

Придаточные присоединительные

Пример: На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ранним утром (А. Чехов). Ему надо было устроить кое-что в городе, зачем он и выехал спешно (А. Пушкин). Вместо сахара подавался сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный (К. Паустовский).

В данной главе:

§1. Сложноподчинённые предложения. Общая характеристика

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: .

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений - СПП.

Независимая часть СПП - главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП - подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов . Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части.
Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее )

§2. Классификация СПП по значению

Классификация СПП отражает значение, выражаемое союзными средствами.

Основное деление - это деление на четыре типа:
1). СПП с придаточным изъяснительным (с союзами: что , как , чтобы , ли ):

Ольга сказала, что вернётся из Пскова в понедельник.

2). СПП с придаточными определительными (с союзными словами: какой , который , чей , что ; где , куда , откуда , как ):

Вот дом, в котором я хотела бы жить.

3). СПП с придаточными присоединительными : (с союзными словами что (в любом падеже), отчего , почему , зачем ):

По утрам он принимал душ, после чего жена кормила его завтраком.

4). СПП с придаточными обстоятельственными :

Мы взошли на холм, откуда открывался прекрасный вид на окрестности.

Обстоятельственное значение может быть разным: обстоятельство образа действия, времени, места и проч. Поэтому обстоятельственные СПП делят на виды по значению.

Обстоятельственные СПП делятся на предложения с придаточными:

1) места (союзные слова: где , куда , откуда ):

Мы спустились к реке, где купались дети.

2) временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

Когда ты позвонил, я спала.

3) условными (союзы: если , коли (устар.):

Если он пригласит меня в кино, я пойду.

4) причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

5) целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость.

6) следствия (союз так что ):

Помочь посидеть с детьми согласилась бабушка, так что они не остались одни.

7) уступительными (союз хотя ):

Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности.

8) сравнительными (союзы: как , будто , словно , чем ):

Встреча прошла очень натянуто и холодно, будто никто из нас не был знаком раньше.

9) меры и степени (союзы: что , чтобы и союзные слова: сколько , насколько ):

Всего за неделю она сделала так много, сколько другие не сделали бы и за месяц.

10) образа действия (союзы: что , чтобы , будто , как будто , точно , словно и союзное слово как ):

Учись так, чтобы тебя не ругали за отметки

§3. Средства синтаксической связи в СПП

Подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному:

  • союзами
  • союзными словами

1. Как уже было сказано выше, типичным средством подчинительной синтаксической связи в СПП являются союзы.

Кроме указанных выше, в СПП широко представлены производные союзы, которые образованы по-разному:

а) из двух простых союзов: как будто , как только , лишь только и др. подобных.

б) из простых союзов и указательных слов с предлогами: после того как ; несмотря на то что ; благодаря тому что и др. подобных.

в) из простых союзов и слов время , причина , цель , условие и др. с указательными словами и предлогами (в то время как ; в то время пока ; с той целью чтобы ; в силу того что и др. подобных)

2. Союзные слова.
Какие слова могут служить средством главной и придаточной частей СПП?

Прежде всего, это относительные местоимения кто , что , какой , каков , который , чей , сколько , стоящие в разных формах, а также наречия где , куда , откуда , когда , зачем , как и др.

Как отличить союзы от союзных слов?

Союзы не являются членами предложения. Они служат только для выражения характера синтаксической связи и значения предложения в целом. К союзам нельзя поставить вопрос.

Союзные слова, напротив, не только служат средством связи, но и являются членами предложения. К ним можно ставить вопросы. Например:

Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

(мелодию (какую?) которую - союзное слово)

В русском языке наблюдается омонимия союзов и союзных слов: что , как , когда .

Я думаю, что она приедет завтра.

(что - союз)

Я знаю, что она тебе ответила.

(что - союзное слово, выраженное относительным местоимением)

Кроме того, подчинительные союзы в отличие от союзных слов не выделяются логическим ударением.

Подчинительные союзы не могут быть заменены на слово из главной части, а союзные слова могут:

Я помню разговор, который ты завела со мной перед своим отъездом.

(который =разговор)

Союзы иногда можно опустить, а союзные слова нет:

Я знала, что мы расстались навсегда.

(синонимично: Я знала: мы расстались навсегда )

Я знаю, что говорю.

(опустить союзное слово что невозможно)

§4. Место придаточного предложения относительно главного

Придаточная часть может занимать различное положение по отношению к главной части:

1) она может предшествовать главной части:

Когда мать пришла, сын уже был дома.

2) она может следовать за главной частью:

Сын уже был дома, когда мать пришла.

3) она может располагаться внутри главной части:

Сын, когда мать пришла, уже был дома.

Схемы СПП:

[ … ] 1 , (чтобы…) 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Я всё сделаю 1 ,/чтобы она была счастлива 2 .

(чтобы…) 1 , […] 2 - сложноподчинённое предложение, например:

Чтобы она была счастлива 1 ,/ Митя сделает всё 2 .

[… , (чтобы…) 2 …] 1 - сложноподчинённое предложение, например:

Митя 1 ,/ чтобы она была счастлива 2 ,/ сделает всё 1 .

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, то СПП - это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой?

  2. Верно ли, что подчинительная синтаксическая связь в СПП может быть выражена по-разному: подчинительными союзами и союзными словами?

  3. Верно ли, что главной частью СПП является зависимая часть, которая называется придаточным предложением?

  4. Верно ли, что подчинённой частью СПП является независимая часть, которая называется главным предложением?

  5. К какому типу относится СПП: Я думаю, что мы обязательно встретимся.?

  6. К какому типу относится СПП: Это книга, которую мне рекомендовала Татьяна Николаевна.?

    • СПП с придаточным изъяснительным
    • СПП с придаточным определительным
  7. К какому типу относится СПП: Мы поговорили, после чего Ванька раскаялся в своём поступке.?

    • СПП с придаточным присоединительным
    • СПП с придаточным определительным
    • СПП с придаточным обстоятельственным
  8. К какому типу относится СПП: Я спал, когда он пришёл .?

    • ССП с придаточным определительным
    • ССП с придаточным изъяснительным
  9. Верно ли, что союзы являются членами предложения, а союзные слова нет?

  10. Что может быть заменено словом из главной части СПП: союз или союзное слово?

    • союзное слово

Правильные ответы:

  1. СПП с придаточным изъяснительным
  2. СПП с придаточным определительным
  3. СПП с придаточным присоединительным
  4. СПП с придаточным обстоятельственным (времени)
  5. союзное слово
  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

Вконтакте

Называется предложение, которое состоит из двух синтаксически неравноправных частей: главная часть (головна частина) - основная и независимая, придаточная часть (підрядна частина) подчинена главной части. Части сложноподчинённого предложения объединены с помощью подчинительных союзов, союзных слов, а также с помощью интонации.

Придаточная часть присоединяется к главной части с помощью союзов и союзных слов, т. е. относительных местоимений и наречий, выступающих в роли подчинительных союзов кто, что, который, как, когда, где, чей, откуда, куда, так что, как будто, если, чтобы, потому что, хотя, пока и др.

Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части предложения.

Придаточная часть может относиться к определённому слову или словосочетанию, к грамматической основе или ко всей главной части. От главной к придаточной части можно поставить вопрос.

Придаточная часть может располагаться перед главной частью, после и внутри неё: (Что ), ; , (что ); , (что ). Например: Когда хлеб , тогда и мера, когда деньги , тогда и вера (Пословица). Уже светало, когда я всё же заснул (В. Войнович). Лев крадётся к тому ручью, куда каждый день ходят пить воду стада буйволов , и прячется между камнями (И. Куприн).

В сложноподчинённом предложении могут быть два или несколько придаточных : Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало (М. Монтень).

В придаточной части сложноподчинённого предложения можно сообщать дополнительную информацию о предмете, лице, событии, можно указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении. В зависимости от этого выделяются три вида придаточных: изъяснительные (з"ясувальні), определительные (означальні), обстоятельственные (обставинні ) (места, времени, цели, причины, условия, уступительные, следствия, образа действия, меры и степени, сравнения).

Придаточная часть выделяется запятыми в середине главной части (запятая одна, если придаточная часть в начале или в конце сложного предложения; две - если в середине).

Подчинительные союзы и союзные слова являются опознавательными признаками правила «Запятые в сложноподчинённом предложении».

Для проверки действуйте по алгоритму: найдите смысловой отрезок , присоединяемый подчинительным союзом или союзным словом, и выделите его запятыми.

План синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

1. Определите вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

2. Выделите (подчеркните) грамматические основы в каждой части сложного предложения и укажите, что предложение сложное .

3. Убедитесь, что части сложного предложения соединяет подчинительный союз или союзное слово , укажите, что предложение союзное, сложноподчинённое .

4. Назовите главную и придаточную часть, отметьте место придаточной части по отношению к главной.

5. От главной к придаточной части задайте вопрос, укажите, что уточняет, дополняет, на что указывает придаточная часть в главной и укажите её вид.

6. Сделайте разбор каждой части сложного предложения по плану разбора сложного предложения.

7. Составьте схему сложного предложения.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Прочитайте предложения, выбранные из произведения М. Лермонтова , соблюдая правильную интонацию. Укажите союз или союзное слово, присоединяющие придаточную часть к главной. В какой части сложноподчинённого предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Запишите сначала предложения, в которых придаточная часть стоит после главной, затем предложения, в которых придаточная находится перед главной, а затем - внутри главной. Расставьте знаки препинания.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала что она глухая не слышит. 2. Она чувствовала внутренний жар как будто в груди у ней лежало раскалённое железо. 3. Когда я проснулся на дворе уж было темно. 4. Площадка на которой мы должны были драться изображала почти правильный треугольник. 5. Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой. 6. Я невольно сделал несколько шагов вперёд чтоб поскорей удалиться от края. 7. Всё было бы спасено если б у моего коня достало сил еще на десять минут! 8. Я отправился в крепость чтоб узнать от коменданта о часе моегоотъезда. 9. Впрочем в те минуты когда сбрасывает трагическую мантию Грушницкий довольно мил и забавен.

3. Используя материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.

2. Конструирование предложений

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.

При определении вида придаточной части могут возникнуть ошибки.

Место, где расположился наш лагерь, находилось в живописном уголке острова . В данном предложении определительная придаточная часть, так как она указывает на признак, к ней можно задать вопрос: Место (какое? ), где расположился наш лагерь , ... . Какая ошибка могла возникнуть при определении вида этой части? Чем она могла быть вызвана?

При определении вида придаточной части сложноподчинённого предложения всегда задавайте вопрос к ней, вдумывайтесь в вопрос и значение придаточной части.

3. Объяснительное письмо

І. Спишите предложения, расставляя знаки препинания . Подчеркните союз или союзное слово, присоединяющее придаточную часть к главной. В какой части предложения всегда находится союз или союзное слово?

ІІ. Используя данный выше совет и материалы таблицы "Виды придаточных частей", определите вид придаточной части, указав его в скобках. Устно прооммнтируйте, какие ошибки могли бы произойти при определении вида придаточной части, чем они могли быть вызваны. Как вам удалось их избежать?

1. Знание только тогда знание когда оно приобретено усилиями своей мысли а не памятью (Л. Толстой ). 2. В последний раз он увидел её весной возле школы где и сам когда-то учился (Ф. Искандер ). 3. Я не совсем точно знал где расположен его дом (Ф. Искандер ). 4. Снег с дождём был такой сплошной что другого берега реки не было видно (Е. Гришковец ). 5. Грустно видеть когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты (М. Лермонтов ).

ІІІ. Сделайте разбор третьего предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определениями

Придаточные определительные поясняют в главной части член предложения, выраженный именем существительным или местоимением, отвечают на вопросы какой? который? чей?.

Придаточные определительные присоединяются к главной части с помощью союзных слов какой, который, чей, где, куда, когда и подчинительных союзов: что, чтобы, будто, точно, как : На всякий случай открыла кладовку, куда уборщица складывала дрова, и рассмеялась (В. Белов).

Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части: Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.

Придаточная определительная часть в предложении всегда стоит только после определяемого слова.

Чтобы выделить в главной части определяемое слово, и предложении могут быть употреблены указательные слова то, та, те, тот, такой .

Например: Его (художника) искусство растёт вместе с тем народом, который он изображает (А. Толстой).

4. Восстановление предложений

І. Спишите предложения, заменяя, где возможно, союзное слово который союзным словом где, когда, куда или что . Сначала выпишите предложения с причастным оборотом , потом - предложения с деепричастным оборотом и предложения с вводными словами. Расставьте знаки препинания.

ІІ. Определите вид придаточных частей сложноподчинённых предложений. Сделайте разбор пятого предложения.

1. Слева за мандариновыми кустами начинался сад в котором росли груши инжир и гранатовое дерево усеянное пунцовыми илотами (Ф. Искандер ). 2. Мать открыла ему дверь и всё так же ласково улыбаясь провела в комнату в которой сидела бабушка (Ф. Искандер ). 3. Море тихо вторило началу одной из древних легенд которые может быть создались на его берегах (Максим Горький ). 4. Спасти её должен был конечно же прекрасный принц который непременно появится в самую трагическую минуту и непременно под алыми парусами (М. Юденич ). 5. Мы не отрываясь смотрели на платформу от которой должен был отойти автобус.

5. Пунктуационная работа

Спишите предложения. Выделите запятыми придаточные части сложноподчинённого предложения. Проверьте правильность постановки знаков препинания.

1. Окна её комнаты выходили в улицу-ущелье дном которого оказалась мерцающая кварцевыми слитками вода канала. 2. Опять заговорили жалобно перебивая друг друга колокола соседних церквей. Им с Сан-Марко отвечал ровный гул на фоне которого всплескивали верхние колокола. 3. В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света верхний угол которой касался края зеркального шкафа. 4. Она увидела парадное соседнего дома ступени которого уходили прямо в воду.

(Д. Рубина )

Придаточная определительная часть должна стоять только после слова, к которому она относится.

6. Редактирование

Найдите в данных предложениях ошибки, вызванные неправильным расположением придаточной части. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Движущиеся по небу светящиеся точки спутников мы искали каждый вечер, которые были похожи на заблудившиеся в пространстве звёзды . 2. Мы любовались закатом южного солнца, который был необычайно красив. 3. Компьютерная программа помогла мне разработать проект, намного быстрее, которую я установил. 4. Мобильная связь позволяет значительно увеличить темп жизни, которая распространена повсеместно.

7. Смешавшиеся тексты

І. Данный текст составлен из двух тематически близких текстов (первый текст Л. Улицкой, второй - Т. Толстой). Прочитайте тексты, найдите их границу, опираясь на некоторые особенности авторских стилей и грамматические особенности текстов.

ІІ. Выразительно прочитайте текст Л. Улицкой. Выпишите обособленные определения вместе со стоящим впереди определяемым словом, устно заменяйте обособленные определения придаточным определительным с союзом который . Напишите изложение первого текста, используя выписанные материалы.

Когда-то они учились в одном классе гимназии, ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях, пошитых у лучшего в Калуге портного, носили одинаковые гимназические значки «КЖГС». Эти ажурные буквы означали всего лишь Калужскую женскую гимназию на Садовой.

Анечка была отличницей с толстой косой, перекинутой через плечо; в её тетрадках последняя страница не отличалась от первой, особенно красивой и старательной. У Аси не было такого рвения к учению, что у Ани: французские глаголы, нескончаемые частоколы дат и красивые безделушки теорем влетали в одно её ухо, полуприкрытое пружинистыми беспорядочно-курчавыми белёсыми волосами, и, покуда она рисовала тонко очинённым карандашом карикатуру на преподавателя истории, вылетали из другого. Ася была живая, весёлая и славная девушка.

Мы были друзьями детства . Мы когда-то торопились сквозь одну и ту же утреннюю железную мглу, мимо тех же сугробов, заборов и качающихся фонарей, в ту же красную кирпичную школу, опоясанную снаружи медальонами с алебастровыми профилями обмороженных литературных классиков. И общими были для пас зелёные стены, полы, измазанные красной мастикой, гулкие лестницы, тёплая вонь раздевалок и на площадке третьего этажа страшноглазый Салтыков-Щедрин, туманно писавший про какого-то карася.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют в главной части слова, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Лексическое значение таких слов требует уточнения: что сказал (ответил, крикнул, спросил), что подумал, что почувствовал (чему обрадовался, чем доволен, в чём уверен, чего жаль, что желательно и т. п.).

Такие предложения требуют завершения с помощью придаточной изъяснительной части как по смыслу, так и грамматически. В придаточной части может быть указательное слово то , с помощью которого можно направить внимание слушающего или читающего на содержание придаточной части: Он сам удивлялся тому , что вслушивается в эту пустоту (Ф. Искандер ).

Придаточная часть чаще всего стоит после главной и присоединяется к ней с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, как, как будто, ли, сколько, где, когда, куда, почему, как, зачем .

Косвенная речь передаётся сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными.

8. Синтаксические синонимы

І. Спишите предложения. Расставьте запятые и объясните их постановку. Назовите вид придаточных, укажите слово, которое они поясняют в главной части. В какой части предложения косвенно воспроизводится чужая речь?

ІІ. Запишите предложения, заменяя косвенную речь прямой речью. Как в таком случае заменяются личные и притяжательные местоимения? Чью точку зрения они обозначают в прямой речи?

1. Проводник предупредил чтобы мы были очень осторожны. 2. Мама попросила чтобы я нашёл в Интернете нужную ей для статьи информацию. 3. Моряки говорили о том что Дон угрожающе мелеет что истоки его заносятся песком (К. Паустовский ). 4. Козонков спросил где я живу (В. Белов ). 5. Собеседник начав с количества и качества наследников спросил где и кем я работаю (В. Белов ).

9. Конструирование предложений

І. Прочитайте вопросы теста. Ответив на них, проанализируйте, умеете ли вы общаться эффективно. Ответы оценивайте так: всегда - 2 балла, в большинстве случаев - 4 балла, иногда - 6 баллов, редко - 8 баллов,никогда - 10 баллов. Точный ответ вы получите при максимальной искренности. Если в итоге наберёте выше 62-х баллов - вы хороший собеседник.

ІІ. Укажите сложноподчинённые предложения. Запишите номер сложного предложения, составьте его схему, в скобках укажите вид придаточного.

ІІІ. Простые предложения включите в качестве придаточной части и состав сложноподчинённого предложения. Главную часть стройте по типу: Психолог спросил , ... ; Ведущий уточнил , ... ; Я поинтересовался , ...и т. д. Обведите союз-частицу ли. Как изменится пунктуация в конце предложения?

Ваш стиль общения
1. Стараетесь ли вы прервать разговор, если его тема или ваш собеседник вам неинтересны?
2. Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?
3. Могут ли вас раздражать манеры собеседников?
4. Избегаете ли вы беседовать с неизвестным или малознакомым человеком, даже когда он стремится к этому?
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете собеседника, думая в это время совсем о другом?
7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, если изменился тон вашего собеседника?
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной вам темы?
9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесённые слова, искажённые названия, термины?
10. Бываете ли вы ироничны по отношению к собеседнику?

(По Л. Аверченко )

10. Домашнее задание

Вариант 1 . Спишите текст упражнения. Расставьте пропущенные знаки препинания. Обведите союзы или союзные слова, укажите вид придаточных предложений. Объясните постановку двоеточия в первом предложении. Укажите предложения с косвенной речью.

Вариант 2 . Спишите текст упражнения, преобразуя предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью. Объясните постановку двоеточия и тирс.

Сегодня я получил «двойку» по физкультуре : я очень невысоко прыгнул в высоту не длинно прыгнул в длину и перепутал все гимнастические упражнения.

Ничего радостного в этом не было. Учитель но физкультуре напомнил мне о том что наша школа на первом месте в районе по спортивной работе. Он сказал что мне надо было бы поступить в другую школу которая не на таком почётном месте в районе как наша. На перемене классная руководительница предупредила меня чтоб я не думал что физкультура - это второстепенный предмет. И сказала что вообще стоит только начать: сегодня «двойка» по физкультуре а завтра - по литературе или даже по математике (наша классная руководительница - математичка). А староста класса Князев просто сказал что я хлюпик.

(А. Алексин )

Вариант 3 . Спишите текст. Расставьте пропущенные знаки препинания. Причастные и деепричастные обороты подчеркните как члены предложения. Обоснуйте постановку тире в предложениях.

Я зашёл в свой класс и стал искать парту за которой когда-то сидел. Погоди а где я сидел? В десятом классе моим соседом был Серёжа Воропаев - это точно. Мы сидели у окна впереди была свободная парта а дальше - учительский стол... Теперь вспомнил! Парты у нас были мощные монолитные. Крышки парт покрытые наскальными рисунками каждый год закрашивали толстым слоем зелёной краски. Но следы оставленные предыдущими поколениями всё равно проступали.

Переходя из класса в класс мы вырастали из своих нарт как из детской одежды - и это называлось взрослением. Приветствуя входящего учителя мы вставали и хлопали откидными крышками - и в этом была какая-то особенная торжественность.

(По Ю. Полякову )

Вариант 4 . Из упражнения 7 выпишите второй текст (автор Т. Толстая), заменяя причастные обороты придаточными определительными. Причастные обороты подчеркните как члены предложения. Укажите слово, определяемое причастным оборотом, знаком х.

Вариант 5 .

1. Спишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя выделенные придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами, а прямую речь - косвенной.

2. Рассмотрите какое-либо явление природы, жизни, определяя возможные цели этого явления с разныхточек зрения. Напишите сочинение, стараясь использовать те же синтаксические конструкции, что и втексте данного упражнения. Чужую речь передавайте в виде косвенной речи.

Пчела которая сидела на цветке ужалила ребёнка. И ребёнок боится пчёл и говорит Цель пчелы состоитв том чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой которая впилась в чашечку цветка и говорит Цельпчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод который заметил что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей говорит Цель пчелы состоит в собирании мёда. Другой когда наблюдает переселение растений видит что пчела содействует этому переселению. И этот новый наблюдатель может сказать В этом состоит цель пчелы.

Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни той ни другой ни третьей целью которые в состоянииоткрыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум в открытии этих целей тем очевиднее для негонедоступность конечной цели. Человеку доступно только наблюдение над соответствием жизни пчелыдругим явлениям жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

(По Л. Толстому )

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Списки тем по классам, онлайн библиотека с книгами и учебниками, руский язык в школе, скачать материалы по русскому языку 9 класс, готовые домашние задания вопросы и ответы, школьный план

Содержание урока

Который занимается изучением двух единиц: предложения и словосочетания.

В этой статье речь пойдет именно о синтаксисе предложения. Вначале мы выясним, что же подразумевает под собой понятие предложения в целом, а потом более подробно расскажем про виды придаточных предложений в русском языке.

1. Понятие предложения

Являясь одной из основных оно представляет собой набор из одного или нескольких слов, в которых заключается, как правило, вопрос (тогда они называются вопросительными), побуждение к действию (побудительные) и передача определенной информации (повествовательное).

Все принято разделять на сложносочиненные (равноправные) и сложноподчиненные (эти виды придаточных предложений считаются зависимыми. Связываются они при помощи специальных союзов или союзных слов).

2. Как правильно определить предложений?

По своей природе эти единицы синтаксиса очень и очень разнообразны. Для того чтобы определить, нужно лишь помнить о четырех основных признаках:

О грамматическом значении;

О вопросе, на который отвечает это предложение;

О части предложения, к которой его можно отнести;

О средствах связи.

Именно исходя из этих особенностей синтаксические единицы разделяются на обстоятельные, определительные, присоединительные и обстоятельные.

3. в русском языке

1. Определительные. Выполняемая роль: характеризуют признак предмета.

Вопрос, на который отвечает предложение: какой?

К чему относятся в предложении: к имени существительному.

Союзы и союзные слова: когда, откуда, куда, который, какой, чей, что, какой.

Другие характерные особенности: используются указательные слова - любой, каждый, всякий, такой, тот.

Например: Фотоаппарат, который я купила в Чикаго в прошлом году, делает превосходные снимки.

2. Изъяснительные. Выполняемая роль: рассматривают более детально и дополняют значение главного предложения.

Вопрос, на который отвечает предложение: что?

К чему относятся: к глаголу, прилагательному, наречию, отдельно взятому словосочетанию.

Союзы и как, будто, чтобы, что, зачем, куда, что за, когда, где.

Другие характерные особенности: используются указательное слово «то».

Например: Я знаю, что смогу это сделать.

3. Присоединительные. Выполняемая роль: содержит дополнительное сообщение-уточнение.

К чему относятся: ко всему главному предложению.

Союзы и союзные слова: «зачем», «что», «отчего».

4. Обстоятельные виды придаточных предложений. Придаточные предложения этого типа достаточно разнообразны и поэтому имеют еще и собственную классификацию:

  • образа действия и степени

Выполняемая роль: обозначают меру, степень и образ действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: каким образом? насколько? в какой степени? как?

К чему относятся: к глаголу или прилагательному.

Союзы и союзные слова: «будто», «чтобы», «что», «насколько», «сколько», «как».

Другие характерные особенности: указательные слова - «такой», «в такой степени», «насколько», «столько», «так».

Например: Он закричал так, что чуть не оглушил присутствующих.

  • места

Выполняемая роль: обозначают место действия.

Вопрос, на который отвечают данные предложений: откуда? куда? где?

К чему относятся: ко всему предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «откуда», «куда», «где».

Другие характерные особенности: указательные слова - «везде», «повсюду», «туда», «там».

Например: Там, где заканчивалась дорога, начиналось поле.

  • времени

Выполняемая роль: обозначает время действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: до каких пор? когда? с каких пор? как долго?

Союзы и союзные слова: «до тех пор», «с тех пор как», «пока».

Другие характерные особенности: указательные слова - «иногда», «однажды», «всегда», «теперь», «тогда».

Например: Пока ты смотрела телевизор, я дочитала газету.

  • условия

Выполняемая роль: обозначают условие, при котором осуществляется действие.

Вопрос, на который отвечает предложение: в каком случае? при каком условии?

Союзы и союзные слова: «коль», «коли», «раз», «если», «как».

Например: Если ты мне напомнишь, я принесу тебе книгу.

  • причины

Выполняемая роль: обозначает причину.

Вопрос, на который отвечает предложение: по какой причине? отчего? почему? из-за чего?

К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «оттого что», «потому что», «так как».

Например: Он пошел пешком, т.к. не хотел ехать в душном транспорте.

  • сравнения

Выполняемая роль: дают пояснение путем сравнения.

Вопрос, на который отвечает предложение: подобно чему?

К чему относятся в предложении: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «как будто», «как», «чем», «будто».

Например: Он предпочел молчать, как рыба.

Выполняемая роль: обозначает цель действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: для чего? ради какой цели? ради чего? зачем?

К чему относятся: ко всему гл. предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «для того чтобы», «затем», «затем чтобы».

Например: Я хочу выучить, чтобы знать.

  • уступки

Выполняемая роль: обстоятельство для выполнения действия.

Вопрос, на который отвечает предложение: несмотря на что? вопреки чему?

К чему относятся: ко всему главному предложению или к сказуемому.

Союзы и союзные слова: «даром что», «несмотря на то что», «что», «хотя», «пусть», «как ни», «когда ни», «сколько ни»

Например: Хотя было холодно, он вспотел.

  • следствия

Выполняемая роль: означают следствия, результат или вывод.

Вопрос, на который отвечает предложение: что из этого?

К чему относятся: ко всему гл. предложению.

Союзы и союзные слова: «так что», «поэтому».

Например: Несмотря на голод, я не буду это кушать.