в) обобщение ЗУН. Теперь мы готовы сформулировать гипотезу

Цели:

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса

Ход урока русского языка в 6 классе

1. Вводная часть

Чтение ученицей наизусть стихотворения А.А. Фета под музыкальное сопровождение

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все - весна!

2. Беседа с учениками

Как вы думаете, почему именно это стихотворение Фета я попросила прочитать? Чем оно необычно?

(изобилует существительными)

Как отличить существительное от других частей речи? (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

Что такое зык? (отрывистый, резкий звук)

Докажите, что слово зык существительное

Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

3.Запись даты, темы

4.Ученики помогают сформулировать цели урока.

5. Словарная работа

ЗАВТРАК (а - орфограмма)

Что это за слово для обозначения утреннего приема пищи? Не связано ли оно со словом завтра?

УЧЕНИК дает историческую справку:

Чтобы приготовить еду, первобытным людям требовалось много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра и поэтому называлась завтраком.

6. Комментарий домашнего задания

Стр. ---(План разбора), по заранее розданным рецептам рекомендация приготовить «Завтрак в воскресное утро» и выполнить морфологический разбор 2 существительных по выбору

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ: когда будете готовить пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье

7. Подготовительный этап. Работа с сигнальными карточками.

Если звучат морфологические признаки существительного , поднимаем красные карточки, других частей речи-зеленые

Учитель диктует слова:

собственное, относительное, изъявительное, склонение, краткая форма, прошедшее время, род, число, падеж, совершенный вид, одушевленность, качественное, нарицательное, подлежащее.

Как вы думаете, зачем мы выполняли эту работу? (Необходимо по новой теме)

8. Изучение нового материала

Работа с учебником стр.----(самостоятельно)

9. Работа с таблицей

Какие морфологические признаки здесь пропущены? (Склонение)

В свете последних изученных тем скажите, какие особенности существительных надо учитывать? (несклоняемые, разносклоняемые, общего рода существительные)

10. Учитель: обратимся к умозаключению Я. Корчака: «Здоровье-это главное жизненное благо»

Что такое благо?

Выполним морфологический разбор слова благо.

11. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развел-

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

12. Самостоятельная работа.

Два ученика у доски

Морфологический разбор существительных стр.--- в рабочей тетради

1 вариант - птице

2 вариант - клетки

ДВА ученика получают инд. задание (тесты)

13.Подготовка к экзаменам. Работа с тестами

ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ ЗАКРЫТЫ

Оценивают сами ученики. Несколько оценок выставляются в журнал.

14. Задание «Помогите Маше Ошибкиной»

Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.

15.Фронтальная работа.

Необходимо называть указываемые мною характеристики существительных.

Чтобы избавиться от стрессового состояния, надо:

Выполнить какое-нибудь гимнастическое упражнение (собственное-нарицательное)

Сделать дых. Гимнастику (одушевленное - неодушевленное)

Принять прохладный душ (склонение)

Посмеяться задорным смехом (падеж)

Поесть вкусную пищу (число)

Предлагаю воспользоваться одним из этих способов и из нашей любимой книги «Лингвистические игры» разгадаем шараду. Задание на «5»

Первый слог - местоименье,

А из целого получим

Мы для Золушки карету. (Тыква)

16. Обращаемся к записи на доске:

Мед, гречка, геркулес, изюм дают человеческому организму энергию для движения. (Возьмем на заметку)

Найдите грамматическую основу

О каких членах предложения идет речь:

относится к существительному энергию, отвечает на вопрос какую, выражено существительным с предлогом (Для движения),

зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос чему, выражено существительным в дательном падеже (Организму)

17. По лексическому значению назовите слово

Нормальная, правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие (ЗДОРОВЬЕ)

18. Соберите из распавшихся морфем высказывание.

(Я здоровье берегу, сам себе я помогу)

Проговаривание хором. Хотелось бы, чтобы этот афоризм стал девизом жизни каждого из нас.

19. Рефлексия

20. Домашнее задание

Спасибо всем.

Резервное время

Запишите словом:

Здание стоянки паровозов и вагонов (депо)

Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло)

Клавишный музыкальный инструмент (пианино)

Асфальтированная дорога (шоссе)

Воздушное пирожное (безе)

Список блюд (меню)

Подземная железная дорога (метро)

Урок русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» под редакцией Шмелёва А.Д.

Повторение и обобщение знаний о падежах. Морфологический разбор

имени существительного

(учитель Костырина Л.А.)

ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания о всех падежах,отработать умения и на

выки в определении падежей существительных и правильном употреб

лении их в речи. Развивать умение выполнять морфологический разбор имени существительного. Развивать устную речь учащихся.

ХОД УРОКА:

ОРГМОМЕНТ.

2. Словарный диктант

Адрес,бензин,болото,грамота,забота,запад,канал,каникулы,космос,остров,ох-рана,пассажир,природа,север,столица,область.

Поставить ударение;

Подчеркнуть гласные;

Указать безударные гласные;

Найти слово с орфограммой « Удвоенная согласная»;

Указать слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Что такое имя существительное?

Какие морфологические признаки оно имеет?

Подобрать к именам нарицательным имена собственные.

река Ока

столица Москва

собака Пушок

Неодушевлённые имена существительные измените так, чтобы они стали одушевлёнными.

Футбол- футболист

телефон-телефонист

труба-трубач

журнал-журналист

иллюстрация – иллюстратор

коллекция- коллекционер

- Определить род имён существительных:

Мороз, коня, локтя, книгой, компьютер, учебник, сказка, учительница, мышка, мышь, шелест, коневоды, львы, вариант, горе, поле, знамя.

По какой форме мы определяем род существительного? (по форме И.п. ед числа)

Запомним подсказки!

Женский род запомню я

И скажу: « Она- моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило- твоё!

Сколько в русском языке падежей?

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про своё призвание

На ушко им поют!

Вспомните слова-помощники.

И.п. есть кто?

Р.п. нет кого?

Д.п. дам кому?

В.п. вижу кого?

Т.п. доволен кем?

П.п. думаю о ком?

РАБОТА по учебнику. Откроем страницу 23.

Рассмотрите таблицу и расскажите о склонении имен существительных. Запишите существительные с тетради со страницы 23 , упражнение 34

ФИЗМИНУТКА (проводит учитель)

РАБОТА В ПАРАХ

ЧТЕНИЕ ШЁПОТОМ (ученики читают и пересказывают друг другу содержание текста из упражнения 29 на странице 21. Одна – две пары пересказывают этот текст у доски.

РАБОТА У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ.

-Чтобы правильно определить падеж, что нужно сделать?

(Найти в предложении слово, от которого зависит существительное;

правильно поставить вопрос от этого слова к существительному.)

Бродил по лесу (Д.п.), погода испортилась (И.п.), прячутся под берёзой (Т.п.),

вспоминали о лете (П.п.), летела над лесом (Т.п.), шёл по тропинке (Д.п.),

вышел из леса (Р.п.).

-Что такое склонение? Давайте просклоняем слова: Брат и сестра (Склоняем хором)

Р.п. кого?

Д.п. кому? -Что изменяется у существительных?

В.п. кого?

П.п. о ком?

- В начале урока мы перечислили все морфологические признаки имени существительного, научились определять падеж, а сейчас познакомимся

морфологическим разбором.

В русском языке начальной формой слова принято называть существительное в И.п. ед. ч.

Сущ., (н.ф. всегда И.п. ед.ч.) –собств.,нариц.,одуш.,неодуш.; род; число; падеж.

(Зелёный) дуб – сущ.,остров, нариц.,неодуш, м.р., ед. ч.,И.п.

Играл с другом - сущ., друг, нариц., одуш., м.р.,ед.ч., Т.п.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (выполняем упражнение 29 с.21). Запишите предложения, найдите существительные, подпишите вопрос и определите падеж.

Проверка задания учителем у нескольких учеников. Комментарий с места и проверка своей работы.

Оценки за работу.

Заключительный этап урока.

Что такое экслибрис? Сейчас мы это узнаем, прослушав упражнение 35 на стр 24. Теперь запишем новое слово в свой словарик и добавим ещё несколько слов: ЭМБЛЕМА НАРОД, БИБЛИОТЕКА, ДЕВИЗ (девизы) со страницы нашего учебника 24.

Наш урок заканчивается. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Домашнее задание: упр 36 стр.24. Подчеркните все орфограммы, которые пропущены в тексте.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 4-ом классе МОУ СШ № 35 Волгограда

по теме: Морфологический разбор имени существительного.

(Первый урок)

2016-2017 учебный год

Учитель: Новолокина Надежда Викторовна

Урок 12 (35 минут)

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цели и задачи:

  • Повторить и обобщить отличительные имени существительного как части речи
  • Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного
  • Развивать интерес у детей к изучению русского языка, его особенностей

Ход урока

1. Оргмомент

2. Объяснение темы урока учителем:

Сегодня на уроке мы обобщаем, ребята, ваши знания о признаках имени существительного и учимся в определенном порядке все это записывать.

Какая часть речи в русском языке называется именем существительным?

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что?, обозначает одушевленный или неодушевленный предмет.

Перечислите отличительные признаки имени существительного от других частей речи?

Имена существительные делятся на мужской род, женский род, средний род, I склонение, II склонение, III склонение, собственное и нарицательное. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Повторение. Словарная работа.

Св_ ркать, г_ризонт, пут_шествие, М_сква, в_гон, инт_ресный, б_лет, в_кзал.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы. Проверка коллективная: «цепочкой»

Задание: Найти и подчеркнуть одной чертой имена существительные.

Работа в парах. Доказать, что это имя существительное. (Перечислить отличительные признаки имени существительного: род, число, склонение, одушевленный, неодушевленный, нарицательное, собственное).

Проверка.

Какие признаки существительного не изменяются?

Какие могут измениться? (число, падеж, член предложения)

Какой признак в данном случае нельзя точно определить?

Каким членом предложения является любое из данных имен существительных.

Нельзя определить, каким членом предложения является имя существительное.

Почему?

Нет предложения.

Задание. Какой темой сочинения эти имена существительные можно объединить?

Москва – столица нашей Родины. Путешествие в Москву.

Работа в группах по 4 человека. Конкурс на лучшее предложение.

Лучший вариант от группы записывается. Например: Мой друг летом совершил интересное путешествие по Волге.

Физпауза. Выполняется комплекс упражнений под мелодию «Голубой вагон»

Задание. Найдите и назовите в предложении имена существительные, устно перечислите имени существительного по Волге.

(Устный ответ) Сущ., неодуш., собств., ж.род, 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоят.

Для записи этих признаков есть определенный порядок.

III. Работа над темой урока.

Работа с учебником

«Порядок морфологического разбора имени существительного»

Разъяснение учителем лексического значения «Морфологический».

Морфема – часть слова. Но морфологический разбор части речи – характерные признаки части речи.

Задание. Морфологический разбор существительного по Волге выполняется в тетрадях комментированием «цепочкой» и параллельно на доске учителем.

По Волге – имя существительное, Волга, неодуш., собств., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоятельство

Работа в парах. Взаимопроверка тетрадей.

IV. Вывод урока. Рефлексия деятельности

Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?

Варианты ответов. Записать по порядку признаки имени существительного. Перечислить 9 отличительных признаков имени существительного.

Вопрос. Какие признаки постоянные у имени существительного?

Ответ. Род, скл., одуш.-неодуш., собств.-нариц.

Вопрос. Какие непостоянные?

Ответ. Число, падеж, каким членом является в предложении.

V. Домашнее задание.

Выучить порядок морфологического разбора

VI. подведение итогов


þ Дома вы должны были повторить разделы русского языка. Предлагаю проверить свои знания. Делимся на группы. Всем группам предлагается одно «дождь». Выполните задание в группах, предварительно прочитав инструкции.

1. Исследование 1 с точки зрения разделов лексика и лексикология (1 группа).

þ Что такое дождь мы уже сказали. А если мы хотим найти более точное значение слова, где его можно найти?

Слово «дождь» является многозначным?

þ Как называется раздел науки о языке, который изучает способы образования слов?

Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов (приставка, корень, суффикс, окончание)?

Из перечисленных слов назовите только однокоренные слова (см. слайд 8).

Выполните разбор по составу, то есть морфемный анализ следующих слов на выбор (см. слайд 8).

þ Проверим по эталону.

Как образовались данные слова?

4. Исследование 4 с точки зрения раздела фонетики .

þ Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так, как произносим.

Какой раздел русского языка изучает звуки?

Назовите правильную транскрипцию слов.

Проверим свое предположение, выполнив фонетический разбор.

Исследование 5. Синтаксис.

Составьте предложение со словом дождь.

Я тоже составила предложение, но оно рассыпалось. Вот оно (см. слайд 10). Составьте предложение.

Назовите из данного предложения словосочетания: сущ.+ прил., глаг.+сущ.

þ Какой раздел русского языка мы оставили без внимания?

Что изучает этот раздел?

Посмотрите на экран. Что видите?

Как вы считаете, все ли морфологические признаки мы знаем?

þ Назовите тему нашего урока. Что мы будем исследовать?

Сформулируйте цель исследования. Для чего нам необходимо это исследование?

Посмотрите в свои алгоритмы. Как мы должны исследовать морфологический разбор имени существительного?

Прежде чем высказать гипотезу, давайте подумаем, сможем ли мы выполнить морфологический разбор имени существительного прямо сейчас? Почему?

Давайте предположим, когда мы можем выполнить морфологический разбор имени существительного?

А еще? О чем вам говорят числа на экране?

Теперь мы готовы сформулировать гипотезу.

Мы определили тему, цель, задачи, гипотезу нашего исследования. Пришла пора отдохнуть. Физминутка «Бурундуки»