Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся. Урок-игра "земноводные и пресмыкающиеся"

Обобщающий урок по темам: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Цель урока: Повторение и закрепление особенностей внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Задачи: - Уметь сравнивать внешнее и внутреннее строение ящерицы и лягушки; - Называть приспособления в строении и жизнедеятельности существования в наземно -воздушной и водной среде; - Уметь применять полученные знания для реализации жизненной ситуации, имеющей личностный и познавательный интерес; - Развивать коммуникативную компетентность через коллективную творческую работу - Развивать способность к адекватной самооценке своей деятельности; Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Методы и приемы: Словесные, наглядные, частично – поисковые Форма работы: Индивидуально коллективная Ход урока I Организационный момент. Приветствие класса. Слово учителя: Добрый день. Как вы наверное уже заметили, у нас с вами сегодня будет несовсем обычный урок. Урок обобщения и повторения. Обратите внимание на экран. Попробуйте определить, о каких разделах пойдет речь. Давайте постараемся определить тему урока. Слайд 1 (На слайде разнообразные представители земноводных и пресмыкающихся) Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Слайд 2 Каковы же цели нашего урока? О чем мы сегодня будем разговаривать? Мы сегодня с вами поговорим об особенностях внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Слайд 3 Наш урок будет состоять из нескольких последовательных этапов 1 Экспресс – опрос, как актуализация знаний Слайд 4 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей наземно – воздушной среды? (речь идет о внешнем строении) – Пятипалые конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки, воздушное дыхание Слайд 6 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей водной среды? – Голая, богатая железами кожа, перепончатые задние лапы, глаза и ноздри на возвышениях. Слайд 8 – Какие признаки характеризуют принадлежность к классу пресмыкающихся? – Дышат легкими, размножаются на суше, внутреннее оплодотворение, голая сухая кожа, покрытая чешуйками (роговой покров) Слово учителя: Хорошо, молодцы ребята. Обратите внимание на оценочные листы. А сейчас у нас будет индивидуальная работа. Обратите внимание на экран. Слайд 9. Задание 1. Перед вами строение внутренних органов представителей классов земноводных и пресмыкающихся. Кроме того, у каждого из вас, есть карточка с заданием. Подпишите свои карточки. Вам необходимо, напротив каждой цифры указать название органа. (После выполнения задания, на экране появляются ответы) Слайд 10. Я попрошу вас обменяться карточками, и оценить результаты, по трехбалльной системе, согласно критериям, которые указаны на карточках, и определить количество баллов 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Ну а сейчас, внимательно посмотрите на свои карточки, и попытайтесь сделать вывод о причинах сходства в строении внутренних органов. Какой вывод можно сделать? Почему? (Общность происхождения) Ну а сейчас у меня к вам вопрос. У кого из вас есть черепаха? Я предлагаю вам решить такую задачу. Слайд 12 – на слайде задание: Задание 2 (Стимул) Вот вы решили завести черепаху. И пусть это будет красноухая черепаха. Тут же возникают проблемы: Чем кормить? Где поселить? А вдруг заболеет? (Проблемное задание) В зоомагазине вы получаете множество советов по уходу за питомцем. Один из них: Кормить сырым мясом 2 -3 раза в неделю. С чем это связано? Вы сами согласились бы с данной рекомендацией? Если да, то почему? Тем временем, один учащийся, по желанию приглашается к доске. Слово учителя: Я предлагаю тебе выполнить импровизированный каллаж (На доске надпись – земноводные. Задание (индивидуально). Ученик должен разместить вокруг признаки и представителей данного класса). Ответы по решению задачи. Далее проверяем каллаж. А сейчас я вас попрошу проверить и оценить работу вашего товарища. Перед вами есть своеобразные жетоны. Если, вы считаете, что задание выполнено верно, поднимите смайлик «с улыбочкой», но если вы считаете, что ответы неудовлетворительные, соответственно поднимите грустный смайлик. Молодцы ребята, теперь можно заводить черепаху. Задание 5 Перед вами лежат карточки с заданием под номером 2 Вам необходимо найти ошибки в тексте. Подчеркните их. После выполнения работы на экран выходит правильный текст, и ребята приступают к самооценке, согласно критериям. Пресмыкающиеся - многочисленная группа наземных животных, сохраняющих тесную связь с водной средой. Оплодотворение наружное. Тело ящерицы разделено на отделы: голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Снаружи тело покрывает влажная кожа с многочисленными железами. (плотная сухая). Широкое и короткое тело ящерицы лишено хвоста. Между головой и туловищем имеется – шея. Она позволяет животному поворачивать голову в сторону звука. Если вы верно определили все ошибки, ставите себе 3 балла Если не заметили 1, то 2 балла, если 3, то 1 балл Хорошо, молодцы. Продолжим. У вас на столах лежат конверты с заданием под номером 3 Задания с выбором одного верного ответа Задание 3 1 Хлоднокровных животных, обитающих в водной и наземно – воздушной средах, но размножающихся только в воде, относят к классу А) Земноводные Б) Хрящевые рыбы В) Костные рыбы Г) ракообразные 2 К классу Земноводные не относится: А) крокодил Б) озерная лягушка В) саламандра Г) тритон 3 Земноводные имеют дыхание А) кожное Б) легочное В) кожное и легочное Г) жаберное 4 Способность к регенерации характерна для представителей класса: А) Земноводных Б) пресмыкающихся В) рыб 5 Число конечностей у наземных земноводных: А) 2 пары Б) 3 пары В) 1 пара Г) 4 пары 6 Хорошая координация движения в основном связана с развитием у пресмыкающихся: А) промежуточного и продолговатого мозга В) спинного мозга и мозжечка Б) продолговато и среднего мозга Г) переднего мозга и мозжечка (1-а; 2-а; 3-в; 4-а; 5-а; 6-г) А сейчас, обменяйтесь работами, для взаимопроверки. 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Не забывайте вносить количество заработанных баллов в свой оценочный лист Далее подсчитываем общее количество баллов, для выставления оценок за урок. (А сейчас сделаем выводы о различиях в строении и процессах жизнедеятельности между представителями данных классов) Спасибо Слайд 14 - жетоны Рефлексия. Какой этап урока, для вас был наиболее интересным и почему? Слайд 15 – спасибо за внимание))) Урок окончен.

Повторить и обобщить знания о значении, многообразии, охране рыб, земноводных пресмыкающихся;

Развить умения делать выводы, обобщения сообщения и работать самостоятельно и коллективно, работать с дополнительной литературой;

Данный урок проводится после изучения тем «Классы: Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся » и является, по сути, уроком обобщения и проверки знаний . Форма-в виде игры, повышает интерес учащихся и стремление их к получению новых знаний на уроке.

Время проведения - один урок.

КВН предшествует тщательная подготовка:

1) Учитель в течение изучения всей темы даёт дополнительные факты, информацию, которые впоследствии пригодятся учащимся на этом уроке.

2) Учащимся даются: домашние задания для подготовки к конкурсу газет, приветствию и рекомендующиеся источники получения информации.

3) Пригласить жюри для оценивания конкурсов игры (учителя биологии, старшеклассники и др.)

4) Класс необходимо предварительно разделить на три команды, если проводятся уроки в одном классе.

Оборудование: таблицы по теме «Хордовые. Классы Хрящевых и Костных рыб», «Хордовые. Класс Земноводные», «Хордовые. Класс Рептилии»;

Самодельные дидактические материалы, карточки с заданиями, рисунки.

Ход проведения урока-игры по биологии в 7 классе:

1)Вступительное слово учителя:

Здравствуйте. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок -игра на тему «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». В форме разнообразных конкурсов мы повторим вопросы охраны, многообразия и значения рыб, земноводных и пресмыкающихся. Соревноваться между собой будут 3 команды: «Эрудиты», «Краеведы» и «Знатоки» (названия ребята должны выбрать сами).

У нас в гостях специалисты биологи, которые помогут нам при проведении урока. Они же будут нашим жюри. Давайте с ними познакомимся.

1 специалист-ихтиолог:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут _______. Я специалист по изучению рыб - ихтиолог. И сегодня я буду задавать вам разные вопросы о жизнедеятельности рыб. Надеюсь на сотрудничество.

2 специалист - батрахолог:

Добрый день! Меня зовут _________. Я изучаю земноводных. Наука о земноводных называется – батрахологией. Мои вопросы и задания будут об амфибиях или земноводных. Желаю всем успехов!

3 специалист - герпетолог:

Здравствуйте! Я ___________. Область моей специализации в биологии это – наука герпетология о пресмыкающихся или рептилиях. О них можно говорить часами. Думаю, что и вы много знаете о пресмыкающихся.

Учитель:

Ребята, теперь необходимо разделиться на 3 команды, придумать названия команды и девиз, выбрать капитана команды.

1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.

2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.

3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.

Критерии оценок по следующим направлениям:

1) Личное первенство

2)Степень участия в работе команды.

Каждый конкурс оценивается в баллах. Количество максимальных баллов объявляется перед каждым конкурсом.

Итак! Начинаем нашу игру!

1 конкурс « Визитка команды»

Представление команд по плану:

1.Название команды

2.Девиз команды

3.Капитан команды.

Жюри после каждого конкурса ведёт счёт команд. Записи счёта ведутся на доске.

2 конкурс «Биологическая викторина»

(максимальное количество баллов-7)

Специалисты задают командам вопросы поочередно. Количество вопросов каждой команде – 7.

Предоставим слово специалистам.

1 специалист-ихтиолог:

Вопросы первой команде «Эрудиты»:

1.Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде?

(Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь и др.)

2.В связи, с чем у некоторых рыб возникла уплощенная форма тела?

(У донных рыб, обитающих на дне.)

3.Представители этого отряда имеют внешние отличительные признаки в виде усика на подбородке и 3 непарных плавников на спине. Назовите отряд и характерных представителей.

(Это отряд трескообразные: треска, налим, пикша, навага и др.)

4.Какую самую крупную рыбу вы знаете?

(Среди костных рыб - это арапайма. Длина её тела до 4 метров, масса 150-200 кг. Живет она в реках в тропической Америки. Местные жители на неё охотятся с удочками и стрелами. Среди хрящевых рыб самой крупной является китовая акула, длиной до 20 метров. Она, совсем безобидна, т.к. питается планктонными рачками)

5.Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание». Что это за рыбы? Зачем они это делают?

(Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др.)

6.Как при нересте меняется внешний вид рыб?

(Рыбы становятся более ярко окрашены. У них плавники становятся более яркими.)

7.Бывают ли «летучие» рыбы?

(Да, бывают. Эти рыбы могут совершать полеты над водой до 100 и более метров. Долгоперы могут пролетать до 250-300 метров. При полете плавники рыб не совершают взмахов, а выполняют роль парашюта или планера.)

2 специалист - батрахолог:

Вопросы второй команде «Краеведы»:

1.Как земноводные приспособлены к своей среде обитания?

(К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др.)

2.Как внешне отличить лягушку от жабы?

(У жаб более сухая и неровная ороговевшая кожа т.к. они могут жить и вдали от водоемов. Кожа лягушек влажная т.к. там находятся кожные железы, выделяющие влажный секрет, который защищает кожу лягушек от высыхания.)

3.Представители этого отряда земноводных не имеют ног. О них же можно сказать что они «ушли в подполье». Назовите отряд и его представителей.

(Это отряд безногие земноводные или червяги, их около 60 видов. Это обитатели почвы в тропических районах Земли. У них редуцированы глаза и ноги.)

4.Какое самое большое земноводное вам известно?

(Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1,5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3,5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2,8 кг.)

5.О чем может сказать яркая окраска земноводного?

(Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней, стоит жизни человеку.)

6.В чем сходство головастика с рыбами?

(Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела. Один круг кровообращения и 2 камерное сердце)

7.Бывают ли безлегочные земноводные?

(Да, бывают. Это, например: некоторые виды саламандр и тритонов (уссурийский тритон). Кроме кожного дыхания у них есть ротовое дыхание.)

3 специалист - герпетолог:

Вопросы третьей команде «Знатоки»:

1.Как пресмыкающиеся приспособлены к своей среде обитания?

(Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями и др.)

2.Что означает название класса пресмыкающиеся?

(Две пары ног пресмыкающихся, широко расставлены по бокам тела, пальцы имеют когти. При движении ящерицы пресмыкаются- касаются телом земли (отсюда название этого класса)

3.Этот отряд пресмыкающихся представлен всего-навсего одним видом. Назовите этот отряд пресмыкающихся.

(Это отряд клювоголовых. Отряд представлен гаттерией. Гаттерия занесена в международную красную книгу. Ее называют живым ископаемым. Живет эта рептилия на маленьких островах у Новой Зеландии и охраняется как «живой памятник природы».)

4.Какие самые большие пресмыкающиеся вам известны?

(Это ящерица - комодский варан длиной более 3 метров, змея - удав- анаконда более 10 метров, нильский крокодил длиной более 6 метров, черепахи: - морская кожистая зеленая или суповая черепаха и сухопутная - галапогосская слоновая черепаха. Длина каждой из этих черепах более 1,5 метров и масса более 400 кг.)

5.Какие пресмыкающиеся работают сторожами или няньками?

(В Сиднее, Австралия многие магазины охраняются сторожами- змеями. В Бразилии удавы-домашние животные охраняют жилище человека от ядовитых змей, играют с детьми, ловят грызунов.)

6.Каково значение смены окраски кожи у хамелеонов?

(Хамелеон быстро меняет окраску тела, приспосабливаясь к фону той природной среды, в которой находится.)

7.Бывают ли «плачущие крокодилы»?

(Да, бывают. Ученые установили, что со слезами, крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 2 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

Учитель:

3 конкурс «Кто здесь лишний?

Команды должны найти «лишнее» животное и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.

1 команде «Эрудиты»:

Окунь, скат, сом, треска

(«Лишним» является скат т.к. он относится к классу Хрящевые рыбы, а все остальные относятся к классу Костные рыбы)

2 команде «Краеведы»:

Квакша, жаба, тритон, лягушка

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к отряду Хвостатых земноводных, а все остальные относятся к отряду Бесхвостых земноводных.)

3 команде «Знатоки»:

Крокодил, черепаха, тритон, хамелеон

(«Лишним» является тритон т.к. он относится к классу Земноводных, а все остальные относятся к классу Пресмыкающихся)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 3 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

4 конкурс «Головоломки»

(максимальное количество баллов-4)

Каждая команда получает головоломку на раздаточном листке. В головоломке спрятаны 4 слова, оканчивающиеся на букву «а». Команды должны расшифровать головоломки.




Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 5 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 4 конкурсов.

Жюри подводит итоги.

5 конкурс «Конкурс капитанов»

(максимальное количество баллов-4)

Каждый капитан задает по 1 вопросу 2 другим капитанам и сам отвечает на 2 вопроса от др. капитанов команд.

Вопросы от капитана 1 команды «Эрудиты»:

1.Назовите морскую рыбу по форме напоминающую шахматную фигуру.

(морской конек-тряпочник)

2.Какая рыба является живым ископаемым и почему?

(латимерия т.к. она является живым представителем кистеперых рыб)

Вопросы от капитана 2 команды «Краеведы»:

1.Существует ли у земноводных забота о потомстве? Приведите примеры.

(Да, существует. Примеры: жаба повитуха и пипа суринамская носят на своем теле головастиков до формирования лягушат.)

2.Что могут делать земноводные при помощи кожи?

(Защищаться, отпугивать и предостерегать врагов о своей ядовитости; дышать при помощи кожи)

Вопросы от капитана 3 команды «Знатоки»:

1.В чем разница линьки ящерицы и змеи?

(Змея линяет, сбрасывая кожу «чулком» или целиком, а ящерица линяет, сбрасывая кожу кусками.)

2.В чем рептилии более независимы, чем земноводные?

(Рептилии не зависят при размножении от водной среды как земноводные.)

Учитель:

А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 7 конкурсов.

6 конкурс «Мозаика»

(максимальное количество баллов-5)

Каждая команда получает мозаику (достаточно разрезать одно изображение на кусочки, а второе, точно такое же дать для образца команде), если ее сложить, то получится изображение животных.

Побеждает команда наиболее быстро и качественно сложившая изображение мозаики.

1 команде «Эрудиты»:


2 команде «Краеведы»:


3 команде «Знатоки»:


Учитель:

Заслушаем мнение жюри по итогам 6 конкурса.

7 конкурс «Незаконченная таблица».

(максимальное количество-10 баллов)

каждая команда получает таблицу, где имеется 2 колонки. В первой надо вписать названия животных из предложенных вариантов ответов.

Варианты ответов: веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр.

№ 1

Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры

№ 2

У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда

№ 3

Эта рыба «бьет» электрическим током

№ 4

Усатая рыба

№ 5

Безногая амфибия

№ 6

Ядовитая змея

№ 7

Рептилия с непостоянной окраской тела

№ 8

Ужасный ящер

№ 9

«Истребитель» комаров

№10

Безногая ящерица

Ответ:

(1-саламандра исполинская, 2-акула, 3-скат, 4-сом, 5-червяга, 6-кобра, 7-хамелеон,8-динозавр,9-жаба,10-веретиница).

Учитель: Заслушаем мнение жюри по итогам 7 конкурса.

Звучит торжественная музыка.

Подведение итогов:

1.Выступление жюри. Оглашение общего счета игры. Поздравление победителей. Необходимо отметить в командах наиболее отличившихся игроков.

2.Награждение-вручение призов, грамот.

Заключительное слово учителя:

Ребята мы повторили и проверили знания о рыбах, земноводных и амфибиях. Все команды показали хорошие знания. Молодцы! Надеюсь, что эти знания вы будете использовать в своей жизни во благо природы и никогда не обидите своих «братьев меньших».

О.В. Азарова

БИОЛОГИЯ

7 КЛАСС

УРОК-ИГРА

Тема: Обобщение знаний по теме «Класс Амфибии и Класс Рептилии».

Цель: Организовать деятельность обучающихся по повторению и обобщению и закреплению пройденного материала по разделам «Класс Амфибии» и «Класс Рептилии».

Задачи:

    создать дляобучающихсяусловия по обобщению и система­тизации знаний в рамках данной темы с использованием игровой формы проведения урока;

    повторить особенности строения представителей Класса Амфибии и Класса Рептилии;

    создать условия для развития биологической речи, коммуникативных навыков;

    обеспечитьпроверку и первичную оценку знаний обучающихся по теме;

    подготовиться к тестовой работе по теме «Классы Земноводные и Пресмыкающиеся».

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия: таблицы с изображением внешнего и внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся, таблицы «Многообразие земноводных» и «Многообразие рептилий», инструктивные карточки для выполнения заданий конкурсов, компьютер, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: рабочая тетрадь 7 класс 2 часть, учебник: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарёва. «Биология. Животные.7 класс», М., Вентана-Граф, 2012 г.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

    Обобщить знания по темам «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся».

    Подготовиться к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Познавательные УУД

    Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

    Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

    Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (географии, литературе)

Коммуникативные УУД

    Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Регулятивные УУД

    Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Ход урока:

Конкурс проводится в 7 классе, как итоговое занятие по теме «Амфибии и Рептилии». Весь урок проводится как актуализация знаний по данной теме и подготовка к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Всего 6 конкурсов. Пока идет один конкурс, учитель тут же проверяет предыдущий и каждой команде выставляются баллы за каждый конкурс.

Этап

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Организационный .

Перед тем как началась сама викторина, или накануне, ребята делятся на 2-3 команды (в зависимости от количества учащихся в классе ), выбирают командира, название команды и девиз, связанный с темой викторины (возможна предварительная подготовка )

Учитель приветствует класс, определяет готовность учащихся к игре.

Вступительное слово учителя (Приложение №1)

Обсуждение условий предстоящей игры и результатов игры (приложение №2).

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

II . Конкурс № 1 «Разминка» Приложение № 3

Начинается соревнование с разминки, состоящей из 10 вопросов 1-го задания и расшифровки анаграмм второго задания. На обсуждение дается 4-5 мин. В обсуждении участвует вся команда.

Учитель раздает задание и через 3-4 мин собирает результаты, проверяет, выставляет баллы, анализирует правильные ответы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

III .Конкурс № 2 «Систематические признаки» приложение № 4

Ученики так же работают в команде, выполняя очередное задание, командир (SOS-директор) координирует действия своей команды. Анализируют ответы команд-соперников, корректируют неточности в ответах одноклассников. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы.

Учитель проверяет задание и тут же выявляем ошибки (если есть). Конкурс важен тем, что некоторые вопросы будут встречаться в тестовой проверочной работе на следующем уроке.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию. 2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные УУД

      Обобщить знания по теме «Амфибии и Рептилии».

      Подготовиться к тестовой работе по теме «Класс Земноводные и Класс Рептилии».

IV . Конкурс № 3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ» приложение № 5

За 3 минуты ученики должны вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, стихотворений и сказок, связанных с представителями Класса Амфибии и Класса Рептилии. За каждое верное произведение дается 1 балл. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы.

Конкурс интересен тем, что здесь хорошо прослеживается межпредметная связь (литературы и биологии). Обычно дети очень хорошо и с удовольствием справляются с этим заданием. Учитель корректирует, дополняет ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Познавательные УУД

3.Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (географии, литературе)

V . Конкурс № 4 « ГОЛОВОЛОМКА » приложение № 6

В этом конкурсе ребята соревнуются в умении разгадывать головоломки. Всем интересно какая же команда самая быстрая и сообразительная.

Учитель в этом конкурсе выявляет умение разгадывать головоломки, умение работать в команде, корректирует ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, а также по другим предметам.

2.Формирование умения быстро анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

VI . Конкурс № 5 «Пятый лишний» приложение 8

Команды должны выбрать одного лишнего представителя классов Амфибии и Рептилии из пяти представленных. Ребята объясняют свой выбор. «Бизнес-директор» команды суммирует полученные баллы после ответов одноклассников.

Учитель в этом конкурсе выявляет подготовку к урокам по знанию представителей классов Амфибии и Рептилии, корректирует ответы учащихся.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

3. Формирование умения отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний о представителях изучаемых классов животных.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, выявлять факты и явления, а также объяснять свой выбор.

VII . Конкурс № 6 « Ода лягушке/ящерице» приложение № 9

Это заключительный конкурс, на него дается 5 минут. За это время дети должны придумать стихотворение о лягушке или ящерице. Оценивается конкурс по 5 бальной системе.

Учитель вместе со всем классом решает какой балл выставить каждой команде. Обычно дети очень любят этот конкурс и пишут неплохие стихи, которые, как правило, оцениваются высоко.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в массе полученных ранее знаний по данной теме, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

3.Формирование знаний не только в биологии, но и в других науках (литературе)

VIII . Подведение итогов урока-конкурса.

За несколько минут до конца урока подводятся итоги. Капитаны команд высказывают свое мнение о проведенной игре и решают вместе каких оценок достойны участники команд, аргументируя их. Подсчитывается количество баллов, набранное командой. Обсуждается, кто из членов команды был самым «полезным», заработал больше всего баллов и достоин получить отличную оценку (3 человека из команды).

Учитель выслушивает доводы лидеров команд и высказывает свое мнение по поводу оценок учащимся. Вместе приходим к единому мнению.

Результаты этапов конкурса показывают уровень усвоения материала. Соответственно выставляются оценки учащимся за урок.

Оценки выставляются в соответствии с условиями и результатами игры, озвученными в начале урока.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в команде.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IX . Домашнее задание на следующий урок.

Учащиеся записывают задания в дневнике.

Дается домашнее задание для подготовки к проверочной работе: повторить разделы «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся», провести самопроверку своих знаний по вопросам в рабочей тетради.

Дополнительно 1 из заданий:

1.сделать Lapbook «Амфибии» или «Рептилии»

2.сделать кластер «Амфибии» или «Рептилии»

Этапы викторины

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Вступительное слово учителя. Перед тем, как мы начнем наш конкурс, я хочу рассказать легенду о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет ветку с того места, где он свернул с дороги», – говорил вождь. Вскоре вернулся первый и протянул колючку кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы».

Второй принес серебристую ветку полыни. Вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение».

Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение досталось и четвертому, пришедшему с веткой крушины.

Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и выше всех оценил его поступок: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. С каждым выполненным заданием вы будете подниматься все выше и выше. Если вы успешно пройдете все конкурсы, в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин биологии будет преодолена. Итак, начнем.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Условия игры:

    Класс разбивается на команды по 5-6 человек.

    Каждая команда организует свой «мозговой центр» (ребята садятся вместе).

    У каждой команды должен быть капитан (SOS-директор) и участник, который суммирует баллы, полученные командой (бизнес-директор).

    Команды сдают ответы в письменном виде.

    Баллы за каждый тур сразу же выставляет учитель.

Результаты игры:

    Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов. При этом все участники команды-победительницы получают «5». В других командах «пятерки» получают по три игрока, выбранных командой, которые заработали своим командам больше всего баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

КОНКУРС № 1 «РАЗМИНКА» (за каждый верный ответ – 1 балл )

Задание 1.

1. Какой класс может существовать как на суше, так и на земле? (Земноводные, или Амфибии.)

2. Как называется личинка лягушки? (Головастик.)

3. Какое доисторическое существо является древнейшим пред­ком всех земноводных? (Кистеперая рыба.)

4. Вспомните термин, которым обозначаются особые звукоуси­ливающие кожаные мешки у лягушек и жаб. (Резонаторы)

5. Животные, температура тела у которых напрямую зависит от температуры окружающей среды? (Холоднокровные)

6. Назовите дословный перевод слова «динозавр». («Ужасный ящер»)

7. С помощью, каких органов осуществляется дыхание у пре­смыкающихся? (Легкие)

8. Какое свойство организма позволяет отращивать ящерице утерянный хвост? (Регенерация)

9. Назовите количество кругов кровообращения отряда пресмы­кающихся? (два.)

10. Назовите наружный орган слуха пресмыкающихся. (Бара­банная перепонка)

Задание 2.

Расшифруйте названия амфибий и рептилий (1 балл за каждую верно расшифрованную анаграмму)

    АБАЖ

    ТИРОНТ

    ЛОГУБУЗ

    ЯВЕРЧАГ

    КСИНЦ

    НИТОП

    АВИЛАГ

    ЯНЕМДАК

Ответы:

ЖАБА ТРИТОН УГЛОЗУБ ЧЕРВЯГА СЦИНК ПИТОН ГАВИАЛ МЕДЯНКА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

КОНКУРС № 2 «СИСТИМАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ»

Из перечисленных ниже признаков и представителей выберете те, которые относятся:

1 – к рептилиям, 2 – к амфибиям.

        Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.

        Нет ребер.

        Имеются когти.

        На 50 % дышат кожей.

        Перегородка в желудочке сердца.

        Два круга кровообращения.

        Внутреннее оплодотворение.

        Развитие со стадией личинки.

        Имеется клоака.

        Огненная саламандра.

Ответы:

Рептилии – 1, 3, 5, 6, 7, 9.

Амфибии – 2, 4, 6, 8, 9, 10.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

КОНКУРС № 3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ»

За 3 минуты ученики должны вспомнить как можно больше поговорок, пословиц, стихотворений и сказок, связанных с представителями Класса Амфибии и Класса Рептилии. За каждую верную поговорку или пословицу дается 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

КОНКУРС № 4 «ГОЛОВОЛОМКА»

Необходимо найти начало головоломки, по непрерывной и непересекающейся линии прочтите зашифрованный текст о хвостатых земноводных (каждое слово – 1 балл)

Ответ : ТРИТОНЫ, САЛАМАНДРЫ НЕ СПОСОБНЫ ИЗДАВАТЬ ЗВУКИ

Каждое слово – 1 балл, всего 6 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

КОНКУРС № 6 «ПЯТЫЙ ЛИШНИЙ»

    Жерлянка, жаба, тритон, саламандра, веретеница . (Веретеница – рептилия, а остальные земноводные.)

    Уж, аллигатор, ящерица, квакша, варан. (Квакша – земноводное, а остальные пресмыкающиеся.)

    Жерлянка, квакша, лягушка, жаба, тритон. (Тритон – хвостатое земноводное, а остальные бесхвостые.)

    Гадюка, уж, хамелеон, кобра, полоз. (Хамелеон – ящерица, а остальные змеи.)

По 1 баллу за каждый верный ответ.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

КОНКУРС № 6 «ОДА ЛЯГУШКЕ/ЯЩЕРИЦЕ» (на выбор учащихся)

Это заключительный конкурс, на него дается 5 минут. За это время дети должны придумать стихотворение о лягушке или ящерице. Оценивается конкурс по 5 бальной системе.

Если учащимся сложно выполнить данное задание, его можно заменить на составление синквейна на тему «Лягушка/Ящерица».

После чего подводятся итоги и проводится награждение. Можно подготовить ребятам или сладкие подарки или какие-либо мелкие сувениры, связанные с темой урока. На мой взгляд, лучшим поощрением будут хорошие оценки за урок!

Подведение итогов занятия

Результаты этапов конкурса показывают уровень усвоения материала. Соответственно выставляются оценки учащимся за урок.

Дается домашнее задание для подготовки к проверочной работе:

    повторить разделы «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся»,

    провести самопроверку своих знаний по вопросам в рабочей тетради

    Дополнительно 1 из заданий:

1.сделать Lapbook «Амфибии» или «Рептилии»

2.сделать кластер «Амфибии» или «Рептилии»

Примечание : Лучше, если все задания конкурсов будут распечатаны на отдельных листочках каждой команде. Когда задания выводятся на экран, дети хуже его воспринимают и медленнее работают.

Урок биологии, 7 класс

Тема: Обобщений знаний по теме: «Тип Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Особенности усложнения в процессе эволюции, многообразие, роль в природе и жизни человека»

    закрепление пройденного материала;

    расширение учебных знаний;

    развитие творческих способностей, умений работать в группе, с научно – популярной литературой.

Возрастные особенности семиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление познать самого себя, сравнивать себя с другими, выявить свои способности, наличие интереса ко всему новому.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Вступление. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа)

- Какой тип животных мы изучаем?

- Что характерно для животных этого типа?

- Какие группы животных мы рассмотрели?

- В каком направлении шла эволюция хордовых?

- Какие среды жизни они освоили?

Тема нашего урока: Обобщений знаний по теме: «Тип Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Особенности усложнения в процессе эволюции, роль в природе и жизни человека».

- Как вы думаете, какая основная задача нашего урока?

- А что именно мы должны повторить?

Эпиграф урока: “Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется”. Н.Рыленков

Представим себе, что мы находимся на заседании ученого совета Академии наук. Каждая группа будет отстаивать права той или иной группы животных.

-Как же нам разделиться?

Незадолго до урока, на мой сотовый телефон позвонили, но к сожалению, номер мне незнаком, кто первым его расшифрует:

2,10, 16, 15, 10, 12, 1 (бионика)

Итак: ученые – ихтиологи, ученые – герпетологи (амфибии), ученые – герпетологи (пресмыкающиеся).

На сегодняшнем ученом совете мы должны пройти по следующим ступеням, и произвести восхождение.

Обратная связь

Рыбацкая уха (перерыв на обед)

Сенсационные открытия

Горячая линия. «Письмо в Академию Наук»

Анатомическая «Создай образ»

Систематическая «Собери картинку»

    Ступень 1. Систематическая «Собери картинку»

Оборудование: набор карточек по систематическим категориям.

Задание: используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности.

Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на оборотной стороне соединенных карточек вы увидите изображение животного.

Поставьте себе отметки на первую ступень листа самоконтроля.

Ступень 2. Анатомическая «Создай образ»

Задание: по рисунку назвать организм, дать краткую характеристику, какими приспособлениями оно обладает для жизни в данной среде?

Презентация «Многообразие», 3 слайда

Акула (видеофрагмент)

Амфибии (картинки)

ЛЯГУШКА-БЫК, одно из крупных бесхвостых земноводных. Длина до 20 см, весит до 600 г. В Сев. Америке; завезена в Юж. Америку, Японию и другие страны. Обитает в прибрежных зарослях. Самец громко «мычит». Употребляют в пищу (объект промысла и разведения в питомниках).

Одна из самых красивых североамериканских лягушек - леопардовая (Rana pipiens) - ведет наземный образ жизни, заходя в воду главным образом на время размножения. Обширный ареал этого земноводного занимает большую часть Северной и Центральной Америки.

Пресмыкающиеся (видеофрагмент).

Ступень 3. Горячая линия. «Письмо в Академию Наук»

Ихтиологам.

1. Известно, что камбала быстро изменяет окраску в зависимости от цвета грунта. Но нам удалось увидеть почти черную. Объясните, почему? (Изменение окраски – защитное приспособление. Чем светлее грунт, тем сильнее возбуждение в зрительном анализаторе, сигналы передаются в мозг, а затем к клеткам кожи, в которых пигментные зернышки изменяют свое положении. Черная камбала – слепая, поэтому у нее нет такой реакции).

2. Вопрос от энергетиков: мы сильно обеспокоены зарастанием водной растительностью прудов – охладителей при тепловых электростанциях, поскольку вода в таких прудах застаивается и нарушается охлаждение. Нам предложили обратиться к вам, уважаемые ихтиологи. Что посоветуете? (растительноядные рыбы съедают растительность и хорошо растут в теплых водоемах).

3. Можно ли увидеть рыб на … ветвях деревьев? (обитатели прибрежных мангровых зарослей – илистые прыгуны во время отлива остаются на суше и с помощью сильного хвоста и особых, образующих присоску грудных плавников, могут забираться на ветви мангровых деревьев).

Герпетологам (амфибии).

    Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы?

    Ребята из кружка «Юный натуралист»: изучая особенности образа жизни лягушек, обнаружили, что прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи их, активна днем, а травяная, обитающая на лугах, в болотах – в сумерки. Помогите дать этому объяснение. (Для лягушек опасно высыхание кожного покрова, т.к. через увлажняющую кожу осуществляется газообмен. Поэтому травяная лягушка активна в сумерки, когда высока влажность воздуха и сокращается испарение. Вблизи водоемов такой опасности нет, поэтому прудовая лягушка активна в светлое время суток).

    Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему? (Нельзя. У лягушки нет ни грудной клетки, ни ребер)

Герпетологам (рептилии).

    Письмо от таможенников: однажды в холодный осенний день из Вьетнама в адрес Российского зооцентра прибыл редкий живой груз – 24 удава. Принимавший животных специалист без опаски осматривал каждое животное. Мы решили, что зоолог загипнотизировал змей, т.к. животные вели себя очень спокойно. Объясните, правильно ли мы объясняем поведением удавов? (малая активность удавов связана с низкой температурой окружающей среды, поскольку от нее зависит температура тела змей).

    Мы с другом поспорили: он считает, что в правом желудочке сердца крокодила кровь венозная, а в левом – артериальная. Я не согласен и настаиваю на том, что в правом желудочке - артериальная кровь, а в левом – венозная. Помогите разрешить спор. Объясните, кто прав и почему? (в правом желудочке сердца крокодилов венозная кровь, в левом желудочке – артериальная).

    Змеи не имеет мочевого пузыря. Почему? (моча у змей очень концентрированная, в виде кашицы, что позволяет экономить воду. Такую мочу нет смысла накапливать в мочевом пузыре, и мочеточники открываются прямо в клоаку.)

Ступень 4. Сенсационные открытия (презентация учащихся о животных - рекордсменах).

Нильский крокодил (Crocodylus niloticus) - один из наиболее известных и крупных видов семейства Настоящих крокодилов (Crocodylidae). Длина тела до 6 м, масса может достигать более 600 кг.

Гребнистый крокодил, обитающий на морских побережьях Ю.-В. Азии, Сев. Австралии и Новой Гвинеи. Самый крупный не только из всех крокодилов, но и из всех ныне живущих рептилий, длина до 5,5м, опасные животные.

Самая большая морская черепаха – кожистая, 2 м длиной, масса – 0,5 т. самая маленькая черепаха – мускусная, 13 см.

Гигантский индонезийский варан может прожить до 100 лет. Комодский варан (Varanus komodoensis) - самая крупная из ныне живущих на Земле ящериц. Длина его вместе с хвостом может превышать 3 м. Распространен этот варан на нескольких небольших островах в Восточной Индонезии, в том числе на острове Комодо и в западной части острова Флорес. Питается в значительной степени падалью, однако способен нападать и на живых оленей, кабанов и обезьян. Как уникальный вид, обитающий на очень небольшой территории, комодский варан включен в Международную Красную книгу.

Ступень 5. Рыбацкая уха (изображения рыб под номерами с вопросами).

    Головоломка «Составьте слова».

Дано несколько слов, из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова:

Я, шаг, лук (лягушка)

Рана, сад, мал (саламандра)

Жар, як, лен (жерлянка)

Том, самба. И (амбистома)

2. Математическая задача. Ящерица молох мгновенно схватывает суетливых насекомых: один обед – до 2 000 муравьев! Сколько муравьев съедят три молоха, если 2 раза пообедают?

3. Закончи пословицу, поговорку

В чужой лодке …. (всегда большие рыбы)

Человек ищет, где лучше, …. (а рыбка – где глубже)

Будешь спать на берегу, … (не наловишь на уху)

Отогрел … за пазухой (змею)

Заяц от лисицы, а лягушка … (от зайца)

В своем болоте и … (лягушка поет)

До грозы лягушка … (не квакнет)

4.Черный ящик

Угадайте, что находится в черном ящике.

    Фотографии «мученика науки», которому установлено два памятника. Кто это и где установлены эти памятники? (Лягушка. Эти земноводные – объекты многих биологических и медицинских экспериментов. Памятники лягушкам установлены в парижском университете – Сорбонне и в Токио)

    В черном ящике находятся изображения двух видов рыб, которые фигурируют в одной из басен И.А.Крылова. Вспомните, что это за басня и какие рыбы в ней упоминаются. К каким семействам они относятся? («Демьянова уха». Лещ –семейство карповых. Стерлядь – семейство осетровых)

5. Конкурс «Почемучка»

1. Голова лягушки широкая и приплюснутая. С чем это связано?

2. У кого больше поверхность легких – у пресмыкающихся или у земноводных?

Ступень 6. Обратная связь.

Задание : составьте текст по темам: «Рыбы (амфибии, рептилии) в моей жизни». «Я в жизни рыб (амфибий, рептилий).

    Вспомните значение этих животных.

    Напишите несколько словосочетаний, предложений о том, какую роль они играют в вашей жизни.

    Пишите в той последовательности, в которой идея пришла в голову.

    Выберите самую важную на ваш взгляд позицию, присвойте ей статус №1 и т.д.

    Составьте обобщённый вариант выполненного задания на листе формата А3.

…. В моей жизни

Я в жизни ….

Охрана (презентация, 4 слайда) . Из – за неумелого вмешательства человека в природу численность этих животных быстро сокращается.

Большинство рыб, находящихся на грани исчезновения, - это пресноводные виды, страдающие от загрязнения водоемов и перелова.

По всему земному шару за последние годы численность многих видов лягушек снижается. Число исчезающих видов амфибий – 170.

На протяжении многих веков рептилий истребляли в погоне за их кожей или панцирями. В наши дни как морским, так и сухопутным черепахам исчезновение угрожает больше, чем всем другим рептилиям. Исполинские черепахи, живущие на Галапагосских островах, в настоящее время строго охраняются.

Ступень 7. Истоки (выступление уч – ся).

В 1855 году в Москве вышла в свет книга известного ученого – зоолога, зоогеографа и путешественника н.А. Северцова под названием «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии».

При чем тут гады? – удивитесь вы. Действительно, книга о животных, а упоминаются гады – мерзкие, отвратительные люди, как определяют их в Толковом словаре русского языка.

Зоологи знают, что раньше гадами называли позвоночных животных, принадлежащих к классам земноводных и пресмыкающихся. В зоологической систематике его закрепил знаменитый шведский ученый Карл Линей, создавший наиболее удачную для того времени классификацию растений и животных.

В мифах разных стран и народов фигурируют всякие страшные змеи и другие чудовищные гады, игравшие преимущественно трагическую роль в жизни людей. Это нашло отражение во многих народных пословицах и поговорках. Вот некоторые из них: змея подколодная, Змей Горыныч, змей – искуситель, змеиная улыбка. Фантастические сказания о некоторых особо выделяющихся змеях вошли в историю, культуру, религию.

Легендами окружены не только мифические змеи, но и реальные змеи, хамелеоны, черепахи, амфибии.

Отношения к змеям и сейчас неоднозначное.

В одних местах их объявляют священными, в других наделяют всяческими пороками и обидными кличками. Даже слово «гадюка», например, стало ругательным и презрительным.

Во многих странах Африки, Азии змей считают священными животными. В Египте, Индии – кобра – священная змея, символ счастья.

Но змея считается и символом мудрости. Древнегреческий бог врачевания Асклепий (у римлян – Эскулап) был сыном олимпийского бога Аполлона и Корониды. Аполлон отдал Асклепия на воспитание кентавру Хирону, от которого Асклепий научился врачеванию. Асклепий прославился как искуснейший врач, воскрешающий даже мертвых. В зените славы Асклепий был приглашен критским царем Миносом воскресить его умершего сына. Как – то Асклепий присел отдохнуть и увидел на своем посохе змею. Испугавшись, он убил её. И тут же, сразу приползла другая змея с целебной травой во рту и оживила убитую подругу. Асклепий не замедлил воспользоваться этой травой и с её помощью оживил человека. Исходя из этой легенды, древние скульптуры изображали Асклепия опирающимся на посох, вокруг которого обвивается змея (презентация «Истоки» 1 слайд ).

Со временем, посох со змеей врачи, и художники заменили чашей со змеей, и стала символом медицины.

Змея – символ мудрости, значение и могущество природы – не зря же она оживила с помощью травы другую змею.

Крокодилы, несмотря на хищный нрав, тоже считаются священными. По мнению египтян, крокодилы приносили людям драгоценную воду, без которой в этой жаркой и сухой стране не было никакой жизни. Ежегодно они с нетерпением ждали паводка на священной реке Нил. Большая вода приносила в низовье Нила и множество крокодилов. Вот и появилась у людей догадка, что именно крокодилы приводят воду, а не вода крокодилов.

Легендарная молва не обошла своим вниманием и черепах. Согласно индуистской религии, черепах а – основа мироздания. На ней стоят семь слонов, удерживающих на себе Землю(презентация «Истоки» 2 слайд) .

Альберт фон Больштедт (1193 – 1280) – немецкий теолог, философ составил интересную характеристику животных: змея – злоба, мудрость, крокодил – коварство, лягушка – отвращение, рыба – хладнокровность, черепаха – сила, ящерица – подлость (презентация «Истоки» 3 слайд) .

Ступень 8 Бионика (презентация «Бионика», 5 слайдов)

А кто знает, что такое бионика?

БИО ЛОГИЯ ТЕХНИКА

БИОНИКА

Как вы думаете, что изучает эта наука? (изучает возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов).

А как вы думаете, чем могут быть интересны рыбы, земноводные, пресмыкающиеся для ученых – биологов?

Задание:- Какая связь между присоской и земноводными,

Там, где есть гладкие поверхности, часто применяются присоски. В быту их используют, прежде всего на кухне и в ванной. Когда крючок с присоской прижимают к кафельной плитке, возникает вакуумное пространство, и крючок держится.

Квакши обыкновенные хорошо удерживаются на листьях и деревьях с помощью присосок, находящихся на концах их лапок.

Какая связь между рыцарскими доспехами средневековья и пресмыкающимся?

Панцирь черепахи состоит из отдельных частей, костяных пластин, которые дополнительно покрыты твердым и гладким веществом. К самым толстым и прочным панцирям, созданным природой, относятся панцири гигантских черепах и вымерших гигантских броненосцев. Если бы на них поставили грузовой автомобиль, то они бы даже не треснули.

Во времена поединков рыцари были защищены доспехами, которые состояли из множества отдельных скованных друг с другом пластин. Но эти пластины не были наглухо соединены друг с другом, а сцеплялись так, что могли двигаться.

Какая связь между карманным фонариком и рыбами?

Без электричества нельзя представить наш сегодняшний мир с высоким уровнем развития техники. Природа тоже не может обходиться без явлений электричества. Некоторые электрические рыбы, например, электрический угорь (Южная Америка) может испускать электрические разряды до 700 вольт. Электрический орган, который генерирует напряжение, занимает большую часть их тела и состоит из особой мускулатуры. Напряжение, как и в батарее, создается потоком ионов и разряжается серией ударов, быстро следующих один за другим.

Роль в природе , жизни человека ...

Урок-обобщение по теме "Земноводные и пресмыкающиеся" 633455

Кушенова Светлана Алексеевна , учитель

Разделы: Преподавание биологии

...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью,
а ее однообразием и односторонностью”.
К.Д. Ушинский.

Успех обучению биологии в школе во многом зависит от создания таких ситуаций, которые вызывали бы у ученика интерес к предмету, желание узнавать что-то новое и делиться этим с другими.

Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр на уроках. “Начните показывать картинки, играть, - писал К.Д. Ушинский, - и класс заговорит, а главное заговорит свободно, непринужденно” . Хотя эти слова были сказаны по поводу обучения родному языку, они имеют глубокий смысл - учится играя.

В толковом словаре Академии Наук читаем: “Игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для удовольствия, отдыха, является видом спорта” .

Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста заставляют нас, учителей, применять разнообразные виды работ при обучении биологии. Иначе дети быстро устают, их внимание становится неустойчивым, и они перестают воспринимать материал. Одной из таких видов работ, оживляющих урок, развивающих интерес учеников является урок-игра.

В моей практике я уже много лет успешно провожу уроки обучения и повторения знаний в 7 классе в игровой форме. Мои коллеги по методическому объединению и в школе отмечают успех такой формы работы, с удовольствием вспоминают эти уроки, берут на заметку, дают положительные отзывы. Учителям нравится, что ребята на таких уроках ведут себя непринужденно, азартно, увлеченно, что даже слабые ученики вносят посильную лепту в работу команд, преодолевая свою стеснительность и скованность. На таких уроках закрепляется изученный материал, развивается логическое и абстрактное мышление, воспитывается умение работать в коллективе.

Разработку подобного урока я и предлагаю вашему вниманию.

Урок - обобщение по темам “Земноводные” и “Пресмыкающиеся”.

Цель: углубление и обобщение знаний о земноводных и пресмыкающихся, активизация познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

Задачи:

    Проверить и систематизировать знания и умения учеников по теме;

    Воспитывать стремление к самосовершенствованию, к самореализации через умение работать в группах.

    Развивать монологическую речь, мышление, познавательную активность в ходе игры.

Оборудование: цветные таблицы “Класс Земноводные”, “Класс Пресмыкающиеся”, дидактический материал (карточки с заданиями, конверты с рисунками, кроссворды), Красная книга Тверской области.

Примечание: Игра командная, поэтому команды можно сформировать заранее или перед началом уроком. Надо проследить, чтобы по силам они были примерно равны. Проводит игру ведущий (обычно это учитель - предметник), ему помогает жюри из приглашенных учителей и старшеклассников, свободных от уроков. Жюри же и подводим итоги каждого конкурса и игры в целом. По итогам можно провести награждение, отметить наиболее активных игроков в команде.

Ход урока

    Организационный момент.

    Тема, задачи и цель урока.

    Основной этап урока - выбор команд, жюри и игра.

Конкурс 1.

Работа по вопросам учителя.

Каждая команда отвечает на три вопроса. Другая команда может дополнять ответы. Время ограничено, команды отвечают по очереди.

Команда 1

    Какие особенности строения земноводных (на примере лягушки) позволяют им жить на суше и на воде.

    Если голодной лягушке положить мертвых насекомых, будет ли она их есть? Почему?

    Язык лягушки не может проталкивать пищу к глотке. Кто же выполняет эту работу? Как?

Ответы на некоторые вопросы: 2. Нет – глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насекомых. 3. Глаза выполняют работу вместо языка. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды.

Команда 2

Докажите, что пресмыкающиеся - настоящие наземные животные.

Как правильно выразится: “укусила” или “ужалила” змея? Почему?

Желтопузики (ящерицы) спят с закрытыми глазами, а ужи и гадюки - с открытыми. Как это можно объяснить.

Ответы на некоторые вопросы: 2. Правильно “укусила”. Многие слышали о том, что ядовитые змеи жалят жертву, отравляя ее ядовитым жалом. В действительности жало есть у пчел, ос, а не у змей. Иногда за жало принимают раздвоенный язык змей, но так они улавливают запахи. В жертву же они впрыскивают яд с помощью ядовитых зубов. 3. Дело в том, что у ящериц глаза прикрыты подвижными веками. А у змей – края век срастаются, и глаза, как и все тело, покрыты роговым чехлом, только прозрачным.

    За полный ответ - 2 балла.

    За не полный ответ - 1 балл.

    За дополнение - 0.5 - 1 балл.

Конкурс 2

Биологический диктант или тестирование.

Выпишите отдельно признаки земноводных и признаки пресмыкающихся с помощью чисел.

I Земноводные: ,.. .

II Пресмыкающихся: ,.. .

Утверждения:

    Постоянная температура тела.

    Непостоянная температура тела.

    Обитают и в воде и на суше.

    Обитают в основном на суше.

    Два круга кровообращения, трехкамерное сердце.

    Один круг кровообращения.

    Дышат только с помощью легких.

    В дыхании участвуют легкие и слизистая кожа.

    Обитают только в воде.

    Имеют жабры.

    Голая кожа покрыта слизью (в основном).

    Кожа сухая с роговыми чешуями.

    Размножаются только на суше, оплодотворение внутренне.

    Размножаются только в воде, оплодотворение наружное.

Ответы: I - 2,3,5,8,11,14; II - 2,4,5,7,12,13.

Максимальное количество баллов - 6 (+0.5 балла за каждый верный ответ и -0.5 балла за каждый неверный ответ).

Конкурс 3

Решение кроссвордов.

Кроссворд “Пресмыкающиеся”.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1. Название класса холоднокровных животных, приспособленных к наземно-воздушной среде.

2. Ядовитая змея, обитающая в том числе и в нашей Тверской области.

3. Животные, имеющие костный панцирь, покрытый роговыми пластинами.

По вертикали:

4. Это животное похоже на огромных ящериц, бывают до 8 метров в длину, а тело их покрыто роговыми щитками, сердце четырехкамерное.

5. Существо более древнее, чем ящеры-великаны, обитающее на острове Новая Зеландия, животное – ископаемое.

6. Одна из самых крупных ящериц с массой тело до 130 кг.

7. Безногая ящерица, которую часто путают со змеей.

8. Типичный представитель отряда чешуйчатые, обитатель смешанных лесов, способна отбрасывать хвост при опасности для жизни.

Ответы.

    По горизонтали: 1. Пресмыкающиеся. 2. Гадюка. 3. Черепаха.

    По вертикали: 4. Крокодил. 5. Гаттерия. 6. Варан. 7. Веретенница. 8. Ящерица.

Кроссворд “Земноводные”.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1. Это животное живет почти по всей территории нашей страны, кроме Крайнего Севера Сибири и высокогорных районов.

2. Название класса, к которому относятся хладнокровные животные, приспособленные к жизни в наземно-воздушной и водной средах.

3. Маленькие лягушки, обладающие смертоносным ядом и обитающие в Южной Америке.

4. Животные из отряда Хвостатые земноводные, обитающие в нашей зоне.

По вертикали:

5. Животные, обитающие на Кавказе, имеющие ядовитые кожные железы, хвостатые. Окраска - черная, с яркими желтыми пятнами.

6. Представители отряда Безногие.

7. Древесные лягушки, обитающие и в России.

8. Это животное отряда Бесхвостые земноводные имеет грубую кожу, покрытую бугорками.

Ответы.

    По горизонтали: 1.Лягушка. 2. Земноводные. 3. Кокои (кокоа). 4. Тритоны.

    По вертикали: 5. Саламандры. 6. Червяга. 7. Квакша. 8. Жаба.

Максимальная сумма баллов - 8, по 0.5 балла за угаданное слово.

Дополнительный балл получает команда, которая выполнила задание раньше назначенного времени и без ошибок.

Конкурс 4

Узнать животных и назвать характерный признак.

Карточки для команды 1 и команды 2.

Количество баллов: по баллу за угаданное животное, дополнительно 0.5 балла за названный характерный признак. Максимально 7.5 баллов.

Ответы: Конверт №1: 1 - Квакша. 2 - Тритон. 3 - Остромордая лягушка. 9 - Черепаха. 10 - Кобра.

Конверт №2: 4 - Лягушка прудовая. 5 - Тритон карпатский. 6 - Жаба обыкновенная. 7 - Гадюка обыкновенная.

Конкурс 5

Составить название животных из букв данных слов.

Дано несколько слов. Из букв этих слов нужно составить новые слова - названия земноводных и пресмыкающихся.

1. тон, три .

2. басма, и, мот .

3. код, ил, рок .

4. репа, а, чех .

Задание на скорость, кто вперед и верно угадает все четыре слова, то получает 4 балла. Чем меньше слов угадано - тем меньше баллов.

Ответы: 1 - тритон, 2 – амбистома, 3 – крокодил, 4 – черепаха.

4. Обобщение по вопросу “Значение Земноводных и Пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана животных” в форме беседы. (Жюри в это время подводит итоги)

4.1 Систематическое положение Земноводных и Пресмыкающихся.

Ответ: царство Животные, тип Хордовые, класс Земноводные, класс Пресмыкающиеся.

4.2. Количество видов и отрядов.

Ответ: Земноводных 4800 видов, 3 отряда – Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Пресмыкающихся 6000 видов, 4 отряда – Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые.

4.3. Земноводные России и Тверской области.

Ответ: Хвостатые и Бесхвостые, всего 24 вида, из них в Тверской области 10 видов. Это тритоны – обыкновенный и гребенчатый; лягушки – травяная, остромордая, прудовая, озерная; жабы – зеленая и обыкновенная, и другие.

4.4. Пресмыкающиеся России и Тверской области.

Ответ: В России 72 вида, из них в Тверской области 6 видов: обыкновенная гадюка, прыткая ящерица, степная черепаха, веретеница, уж обыкновенный, желтопузик, уж водяной и другие.

4.5 Значение пресмыкающихся и земноводных в природе.

Ответ: земноводные регулируют численность беспозвоночных, поедая пауков, насекомых, слизней, червей, а пресмыкающиеся еще грызунов и растения. Сами служат добычей для птиц, зверей, то есть являются важным звеном природных биоценозов.

4.6 Значение для человека.

Ответ: земноводные используются как лабораторные животные, за что им поставлены памятники во Франции, Японии, России, Соединенных Штатах Америки; мясо саламандр и лягушек съедобно, земноводные являются индикаторами, так как их кожа очень чувствительна к загрязнениям; некоторых земноводных содержат в аквариумах и террариумах для красоты. Некоторые пресмыкающиеся приносят пользу человеку, поедая моллюсков, грызунов, вредящих сельскому хозяйству. Морских черепах промышляют из-за вкусного мяса, а крупных змей и крокодилов добывают для получения красивой и прочной кожи; иногда черепахи наносят ущерб бахчам, а водяные ужи – рыбным хозяйствам; некоторые пресмыкающиеся могут разносить возбудителей болезней человека и сельскохозяйственных животных; опасны укусы ядовитых змей, но на основе змеиного яда создано много ценных лечебных препаратов для лечения болезней сердца и суставов.

4.7 Виды, занесенные в Красные книги России и Тверской области.

Ответ: многие виды амфибий стали редкими, в Красную книгу России занесены: уссурийский когтистый тритон, малоазиатский тритон, камышовая жаба и другие. В Красную книгу Тверской области занесены 4 вида земноводных: жаба зеленая, чесночница обыкновенная, тритон гребенчатый, жерлянка краснобрюхая. Пресмыкающихся в Красной книге России 21 вид: пискливый геккончик, западный удавчик, гюрза, средняя ящерица и другие. В Тверской области охраняются: веретенница ломкая, ящерица прыткая, медянка обыкновенная.

Вывод: амфибии и рептилии поддерживают равновесие в природе. Они часть биосферы и тесно связаны с другими организмами.

5. Итоги игры, итоги урока.

6. Д/з: составить ребусы, рассказы с ошибками, синквейны или презентации по данной теме (по желанию) .

Список литературы.

1. Александровская Т.О., Васильева Е.Д., Орлова В.Ф. Рыбы, амфибии, рептилии Красной Книги СССР; Береги природу! М.; 1998.

2. Биологический энциклопедический словарь. М.; 1986 - Энциклопедия для детей. Том 2. М.; “Аванта+”, 1995.

3. Жизнь животных: Земноводных, пресмыкающиеся; том 1-7. М.; Посвящение 1986.

4. Зоология для учителя. Хордовые. М.; “Просвещение”, 1985.

5. Константинов В.М. И др., Биология: 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.; Вентана-Граф, 2009.

6. Красная книга Тверской области/ Ред. А.С. Сорокин. - Тверь: ООО “Вече Твери”, ООО “АНТЭК”. - 2002.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук, М.; ООО “ИТИ Технологии”, 2003.

8. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология: 7-8 класс. Поурочные разработки к учебникам - Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. И другие - М.; ВАКО, 2004.

9. Трофимова Г.В. Урок - возможны варианты/ Биология в школе, №5, 1991.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.; 1954.