Трактир на хитровке. Хитровка. От Славянской площади до Хитровской. Хитровка гиляровский

Практически в центре города (до Кремля рукой подать) собрался без преувеличения весь криминальный цвет Российской империи — беглые каторжники, воры, убийцы, компанию которым составляли обнищавшие чиновники, проигравшиеся картежники, профессиональные нищие. Звалось страшное место – Хитровкой, в честь центральной площади, которую по всему периметру окружали дешевые ночлежки.

Об этом месте написано много. Трущобы стали одним из главных героев книги Бориса Акунина «Любовник Смерти» (посвященной приключениям сыщика Эраста Фандорина). И пусть роман – произведение сугубо художественное, хитровский колорит передан там ювелирно. Книга известного московского журналиста конца 19 – начала 20 веков Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» пример кропотливой работы со словом. О жизни в трущобах написано столь колоритно, что даже спустя 100 лет видишь ее жителей, чувствуешь запахи, слышишь какофонию из сотен голосов.

«Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел.Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве».

Трущобы здесь были не всегда. Еще в начале 19 века располагался респектабельный, элитный район. Но пожар 1812 года внессерьезные коррективы, многие постройки сгорели, оставив после себя пустырь.Дом генерал-майора Николая Захаровича Хитрово – зятя фельдмаршала Кутузова, уцелел. Он слывший человеком не просто военным, но еще и меценатом решил облагородить пепелище, обустроил площадь и передал ее в 1824 году в дар городу. Вначале она была чем-то вроде променадной, потом стала обрастать торговыми рядами, в 1860-ые появилась биржа труда, те кто не находили себе заработок оседали здесь же и промышляли воровством.

Постепенно Хитровка превратилась в самое криминальное место Москвы, со своими законами, понятиями, кланами. Люди делились на следующие сословия:

  • «марухи» — любовницы, дамы сердца, а чаще всего девушки лёгкого поведения. Марухами на Хитровке становились рано, в 10 лет девочки уже вовсю зарабатывали на жизнь этим не детским ремеслом.
  • «огольцы» — те, кто опрокидывали торговые ряды и воровали все что продавалось. Действовали огольцы как правило группами.
  • «портяночники» могли сорвать с прохожего меховую шапку, отнять у нищего всю подать, на крупные дела не ходили и о них не помышляли.
  • «поездошники» — ловко вскакивали на пролетки и уводили у хозяев чемоданы и прочее имущество.
  • «фортачи» — им не было равных, если нужно было пролезть в форточку или протиснуться через узкое пространство.
  • «ширмачи» — бесшумно доставали из карманов прохожих деньги и ценные вещи.
  • «деловые ребята» — верх хитровской иерархии, с наступлением темноты они выходили на фарт, промышляли по-крупному, все имели оружие.

Хитровка была похожа на огромного паука. В роли массивного тела выступала Хитровская площадь, гигантскими щупальцами от нее тянулись в разные стороны переулки: Подколокольный, Свиньинский, Подкопаевский, Малый и Большой Трехсвятительский, границами служили улица Солянка и Покровский бульвар. Попадая в паутину к этому хищному пауку, мало кто из нее выбирался. Некоторые рождались и умирали прямо здесь, ничего не зная кроме Хитровской нищей или бандитской жизни.

Соседями нищих, оборванных хитрованцев, были богатейшие купеческие семьи Морозовы, Корзинкины, Расторгуевы, Оловянишниковы, Хлебниковы. По Солянке и Покровскому бульвару проходила не просто территориальная граница, а граница между роскошью и жизнью на дне, роскошными особняками с витиеватыми балконами и облупленными ночлежками, набитыми под завязку людьми. Богатым безродные соседи под боком, конечно, не нравились, они подключали все свое влияние, чтобы снести Хитровку с карты Москвы. Но у трущоб были свои покровители. На нищей жизни многие делали огромные деньги, сдавая крохотные комнатушки в наем.

«Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди ночевали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев»… (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»)

Известные ночлежки Хитровки

Ночлежки Хитровки назывались по именам их владельцев. Так существовали дом Ярошенко, Бунина, Кулакова, Румянцева. В особняке генерала Хитрово разместилась больница для жителей трущоб. Этот дом стоит и по сей день на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка. Сейчас там находится медицинский колледж имени Клары Цеткин.

Бунинская ночлежка

Находилась в 3 доме по Хитровскому переулку и была самой приближенной к человеческим условиям. Здесь жили разнорабочие:мужчиныкололи дрова, чистили снег, женщины мыли полы, стирали одежду. Обитали в номерах и расстриженные попы, уволенные офицеры. Здесь в бедной студенческой семье Николая Скрябина родился будущий известный композитор – Александр Скрябин.

В Бунинской ночлежке обитали и «раки», так называли тех, кто перешивал ворованную одежду. Они обычно трудились день и ночь и практически не выходили из своих комнат.

«Вдруг в полночь вваливаются в «рачью» квартиру воры с узлами. Будят.

- Эй, вставай, ребята, на работу! - кричит разбуженный съемщик.

Из узлов вынимают дорогие шубы, лисьи ротонды и гору разного платья. Сейчас начинается кройка и шитье, а утром являются барышники и охапками несут на базар меховые шапки, жилеты, картузы, штаны. Полиция ищет шубы и ротонды, а их уже нет: вместо них - шапки и картузы». (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»).

Площадку перед основным зданием называли «Бунинским домиком», в небольшом одноэтажном сарайчике работали проститутки. Сейчас помещение арендует дизайнерская компания. А в самой ночлежке находятся несколько кафе.

Находилась в Подколокольном переулке, сейчас она стоит там же с порядковым номером 12. Здесь жили в основном пьяницы, да профессиональные нищие, которые в одиночку или с маленькими детьми, ходили просили подаяние.

«Дети в Хитровке были в цене: их сдавали с грудного возраста в аренду, чуть не с аукциона, нищим. И грязная баба, нередко со следами ужасной болезни, брала несчастного ребенка, совала ему в рот соску из грязной тряпки с нажеванным хлебом и тащила его на холодную улицу. Ребенок, целый день мокрый и грязный, лежал у нее на руках, отравляясь соской, и стонал от холода, голода и постоянных болей в желудке, вызывая участие у прохожих к «бедной матери несчастного сироты». Бывали случаи, что дитя утром умирало на руках нищей, и она, не желая потерять день, ходила с ним до ночи за подаянием. Двухлетних водили за ручку, а трехлеток уже сам приучался «стрелять». (Владимир Гиляровский «Москва и москвичи»).

В Румянцевской ночлежке находились два трактира: «Сибирь» и «Пересыльный». В первом собирались воры, во втором время за бутылкой коротали нищие и попрошайки. Пару комнат на первом этаже дома были отданы под публичный дом.

Дом Ярошенко

Можно найти по адресу: Подколокольный переулок, дом 11 стр.2 Хозяином этого здания долгое время был статский советник Платон Степанов, после его смерти особняк перешел по наследству его дочери Елизавете Ярошенко. Вместе с мужем она жила в Калужской области, а дом сдавала в аренду.

В ночлежке жили вполне тихие люди: мелкие ремесленники, переписчики, торговцы. Именно сюда приходил Станиславский с труппой, при подготовке к спектаклю «На дне», дабы изучить жизнь низов. За одно местным «калякам» режиссер подкидывал работу, заказывал переписывать роли для актеров. При этой видимой тишине и благочинности, было в этой ночлежке место шумное и порой очень опасное. Трактир «Каторга» день и ночь работал на первом этаже, его название выбрано не случайно. Здесь кутили беглые преступники, воры, каторжане.

Слева от ночлежки Ярошенко можно увидеть дом-утюг, он стоит на пересечении сразу трех переулков: Певческого, Подколокольного, Петропавловского. Своим видом он и правда, напоминает утюг. Сейчас он выглядит респектабельно, с надстроенными после революции двумя этажами. А раньше это была самая страшная и опасная ночлежка Хитровки.

До начала 20 века дом принадлежал инженер-капитану Ивану Ромейко, потом его выкупил разбогатевший буфетчик «Каторги» Иван Кулаков. Это было, пожалуй, самое густонаселенное здание Москвы, по числу обитателей напоминавшее улей. В ночлежке было 64 квартиры и более 700 коек. Каждую ночь здесь ночевали около 3 тысяч человек, занимавшие проходы, лестничные пролеты, т.е. все имевшееся пространство.

После революции

После революции с Хитровкой долго не церемонились, площадь сравняли с землей, ночлежки разогнали. Район перестал быть страшным и опасным. Сейчас здесь находятся жилые дома, салоны красоты, дизайнерские студии и много чего другого. Сюда часто водят экскурсии, показывая туристам знаменитые хитровские дворы. Говорят, что подвалы и вся подземная часть бывших трущоб мало изучена. И по слухам в бесконечных лабиринтах ходов спрятано множество награбленных сокровищ.

Разрушение всегда становится матерью созидания. Таким примером стала Хитровская площадь в Москве. На этом месте спокойно жили люди, пока не случилась трагедия. Возобновленная и отстроенная территория должна была стать своеобразным торговым центром, но превратилась в обитель

Городские власти разных временных периодов меняли планировку местности, видоизменяли или сносили постройки, но название до сих пор вызывает у населения смешанные чувства. С одной стороны, это нечто, что напоминает рынок, описанный в начале книги «История одного убийцы» Зюскинда, с другой - красивейшая площадь.

История создания

Никто и подумать не мог, что Хитровская площадь в Москве будет существовать. Если бы не печальное стечение обстоятельств, то, кто знает, возможно, и до наших дней эта территория оставалась бы своеобразным города.

Когда по Москве прошелся пожар 1812 года, было уничтожено большое количество зданий. В том числе сгорели и многие жилые дома. Так как содержать средства в сокровищницах или имитациях банков принято не было, деньги вкладывали в драгоценности, недвижимость или просто хранили дома. После того как город был сожжен, многие потеряли и жилье, и средства к существованию. Не стали исключением и жители двух особняков в центре Белого города Москвы.

Владельцы не могли самостоятельно восстановить дома, а налоги им все равно приходилось платить. Решено было спустить с молотка эти имения. Выкупил их Н. З. Хитрово для того, чтобы построить площадь и подарить ее городу.

Такой факт задокументирован в переписке Николая Захаровича с тогдашним губернатором. Благодаря щедрости горожанина Москва получила красивое место под названием Хитровская площадь.

План площади и ее округи

На генеральном плане изображена площадь, одна сторона окружена зданиями, а другие - деревьями, которые придали бы красоты. Четыре «ребра» были названы соответственно сторонам света.

Южная поместила на себе торговые ряды и жилые подворья. Когда Хитрово умер, эти строения перешли к новым владельцам, но сохранились и до наших дней, хотя немного измененные.

Хитровская площадь не отвечала плану своего «родителя». После смерти генерала увеличили количество торговых рядов, застроив парк. Расположение в центре города делало этот рынок чрезвычайно популярным, и со временем сюда начало приходить все больше и больше покупателей и торговцев.

Хитровская площадь в 19 веке (со второй половины) начала новый этап в развитии.

Опасный период

В первой половине XIX века был достроен еще один торговый ряд на «восточной» стороне. Строительство парковой зоны было сначала отложено, а после и вовсе проигнорировано после возведения «северной» и «западной» сторон. Некоторые из палат также сохранились до наших дней, правда, уже немного видоизмененные как внутри, так и снаружи.

Хитровская площадь набирала торговые обороты с каждым годом еще больше.

Сначала перед церковными праздниками и во время народных гуляний выходили продавцы с переносными лотками, затем места начали занимать постоянные арендаторы.

Настоящий ад начался, когда над местностью построили навес. Здесь расположилась биржа труда, и в поисках заработка сюда начали сходиться безработные, беглые крестьяне со всей округи. Многие так и остались. За пару лет Хитровская площадь превратилась в пристанище для обездоленных и пьющих. Словом, если люди искали в Москве место, где находилось социальное дно, то оно расположилось именно здесь.

Кроме неблагополучного контингента там образовался еще и полнейший крах любой инфраструктуры. Отсутствие освещения, разбои и воровство процветали в районе. Местные говорили, что фонари им не нужны, так как свои дорогу всегда найдут, а чужим и пытаться нечего.

Тогдашняя Хитровская площадь - самое опасное место в Москве XIX века.

В 1929 году на этом месте было построено здание, которое более известно как «Утюг», в нем разместился гастроном. В квартирах жили многие горожане, в том числе и знаменитые, например, актер Евгений Моргунов.

В 20-х годах Хитровская площадь лишилась сквера с редкими и ценными сортами деревьев. Из былых растений остались только три тополя.

В конце 30-х началась стройка излюбленного местными жителями «дома со скульптурами». В то же время была возведена школа как заменитель Зачатьевского монастыря.

Лишилась Хитровская площадь, самая опасная некогда, и своего имени. Её переименовали в Горьковскую. просуществовал до 60-х годов XX века. Его появление привязывают к потому что считают, что Максим Горький приходил сюда за вдохновением и изучал особенности жизни пропащих людей. Но у этого факта нет документального подтверждения.

Реконструкция

Идея восстановить прежний облик площади возникла еще в 1996 году. Однако только в 2008 году заявка о перестройке была рассмотрена. Местным жителям предложили проект, согласно которому вместо Электромеханического колледжа должен был возникнуть предназначенный для офисов. Кроме самого здания планировалось построить большую парковку на пятьсот мест. Однако это вызвало негодование среди местных жителей и краеведов. Было собрано свыше 10 тысяч подписей, и историческое наследие удалось отстоять.

Недавно правительство предоставило Хитровке охранный статус.

Достопримечательности

Хитровская площадь, опасное место в прошлом столетии, возвращает свой былой светлый образ. Сюда часто приходят прогуляться и посмотреть на легендарные места. Киноманы представляют Моргунова, который часто выходил во двор, чтобы поиграть в мяч или подождать друга.

Отдельную ценность представляют архитектурные сооружения, среди которых - сохранившийся дом Хитрово, доходное имение Бунина.

Музыканты чтят площадь как место рождения Александра Скрябина. Сохранилось и здание, основанное в XVII веке, - дом Ярошенко, который в разное время принадлежал высокопоставленным чиновникам.

Среди филологов известен располагавшийся в одной из квартир, в котором собирались наиболее известные писатели и поэты. Также здесь проживала Л. Кашина, ставшая прототипом Анны Снегиной. Они с Сергеем Есениным были близкими друзьями, и поэт часто приезжал погостить.

Мифы площади

Поговаривают, что Хитровская площадь, опасная когда-то, привлекла и легендарную аферистку - Соньку Золотую Ручку. Именно здесь она находила свой круг общения, могла попрактиковаться в умениях и научиться новым. Как гласят легенды, в одном из домов девушка спрятала клад, состоящий из награбленных драгоценностей, но найти его так никому не удалось до сих пор. Любители легкой наживы либо либо погибали при загадочных обстоятельствах.

А еще по улицам якобы разгуливают призраки. Они появились, когда воры попытались обогатиться за счет Храма Николая Чудотворца. Злоумышленники решили сделать подкоп, и когда были уже под святилищем, то здание не выдержало и завалилось прямо на них. С тех пор их души бродят по улицам и пугают прохожих просьбами отмолить чужой грех.

Другой вариант гласит, что купец-погорелец во сне увидел Николая Чудотворца, который приказал ему украсть и продать рясу со статуи, чтобы на эти деньги возобновить дела. Мужчина его послушал, а одеяние через время оказалось на прежнем месте.

Современная площадь

Хитровка - это уникальный район города не только потому, что ей удалось сохранить исторические здания. Это единственное место в центре Москвы, в котором жилых помещений на порядок больше, чем офисов и развлекательных центров. Жители отвоевали площадь один раз, и сейчас снова готовы отстоять свою территорию в борьбе с застройщиками.

Очень часто местное население может наблюдать съемки исторических фильмов на территории Хитровской площади, которая стала гордостью Москвы.

Совершил 18 февраля большую прогулку по району к востоку за Китайгородской стеной. Названий у этих мест много. Кулишки, урочище Подкопай, Ивановская горка... Можно обобщить и расширить, назвав его Хитровкой, ведь в самом сердце исследованной территории находится знаменитая Хитровская площадь.


На площади в 1930-е гг. построили школу, позже ставшую техникумом. В начале 2010 г. техникум (Подколокольный пер., 11а) снесли и начали строительство нового бизнес-центра. Основной целью прогулки было как раз посмотреть на вновь появившуюся площадь, пока ее не застроили.

Маршрут получился, как показано на карте снизу, от южного выхода из метро "Китай-город", до северного. Общая длина - около 7 км.

1. Недалеко от метро, возле церкви Всех Святых на Кулишках. Красивый выступ в большом административном здании по адресу Славянская площадь , 4 строение 1.

2. Переход из него в соседнее здание - 4 строение 2. Вдаль уходит Солянский тупик.

3. Самое начало Солянки. Доходные дома начала ХХ в. А под ними и под улицей - огромные подвалы . Над подвалами глухая пробка, а нувориш нарушает.

4. Славянская площадь, 4 строение 2. Из-за почти глухой стены складывается ощущение, что дом вырван из плотной застройки.

5. Снова Солянка.

7. Солянка 3 строение 2. МосОблБанк.

8. Монументальная арка в бывшем доходном доме.

9. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Стрелке. Здесь от Солянки отщепляется Подколокольный переулок. Церковь построена в 1773 г. В советское время лишилась своих маковок. Здание занимал рентгено-радиологический институт. Теперь здесь капитальный ремонт. Видимо после храм будет темно-голубым.

10. Завершение колокольни храма.

11. Восстановленный крест на главном куполе.

12. Здание Опекунского Совета. 1849 г. Архитектор Д.И. Жилярди. Он же построил зимний Никольский храм в Гребнево . Теперь здесь Президиум РАМН.

13. Доходный дом Расторгуевых. 1882 г. Ныне заброшен.

14. Атланты, держащие балкон дома.

15. За домом Расторгуевых я свернул с Солянки во дворы. Вот такую сосульку я там обнаружил:

16. Дворы полузаброшены. Когда здесь были ночлежки, было наверное многолюдно, но теперь офисному планктону ни к чему эти переходы и арки...

17. Лепной лев под карнизом дома Расторгуевых.

18. Симпатичный выступ в доме 7 по Солянке.

Затем я наконец свернул с Солянки в Певческий переулок. Находим по этому поводу у Гиляровского:
"В адресной книге Москвы за 1826 год в списке домовладельцев значится: «Свиньин, Павел Петрович, статский советник, по Певческому переулку, дом № 24, Мясницкой части, на углу Солянки». Свиньин воспет Пушкиным: «Вот и Свиньин, Российский Жук ». Свиньин был человек известный: писатель, коллекционер и владелец музея. Впоследствии город переименовал Певческий переулок в Свиньинский."

19. Певческий, 4. На первом этаже скромненький бордель приват-клуб.

20. На углу Певческого и Петропавловского переулков, стоит "Дом-утюг", "носом" упираясь в Подколокольный переулок. Так он выглядит со двора. Раньше отсюда начинались трущобы "Сухого оврага" и место было пренеприятнейшее, не то что теперь.

21. Вид на Хитровскую площадь из Свиньинского Певческого переулка. Дальше буду обходить строительный забор слева.

22. "Дом-утюг" во всей красе.

23. Собственно стройплощадка. Техники не видно. Может, все-таки не застроят?

24. "Дом Ярошенко", где был трактир "Каторга". Во дворе - палаты XVII в., но попасть туда не получается - на воротах кодовый замок.

25. Угол Хитровской площади. Интересный стык домов.

26. Почти заброшенный дом в "Бунинском дворике". Ремонтировать его видимо дороже выйдет, чем снести и заново построить - стены пошли трещинами. Не от старости - от варварского отношения.

27. Вид на площадь из Хитровского переулка. Слева перед высоткой на Котельнической набережной торчит оголовок шахты секретного метростроя СМУ-161 "ТрансИнжСтрой".

28. Хитровский, 3. Видно, какой сложный в этом районе рельеф.

29. Поликлиника № 2 ФСБ . Под ней, говорят, бункер . Неудивительно, в общем.

Выше по Хитровскому переулку я не пошел, спустился на Подколокольный и дошел до Яузского бульвара - последнего на Бульварном полу кольце.

30. Дом 1941 г. на Яузском бульваре. Большой красивый дом, что еще скажешь.

31. Дом славится фигурами рабочего и колхозницы работы А.М. Лавинского. Что на ней надето, не пойму.

32. Такой вот милый парень в парадных брюках идет гулять на бульвар, читать книжку на скамейке. Но зачем-то взгромоздил на плечо промасленный грязный молоток.
Еще интересно, как живется с задницей гиганта за окном? :-)

Далее я проследовал по улице Вронцово Поле в поисках статуи Прасковьи Тулуповой из фильма "Формула любви". Однако надежды мои не оправдались. Даже намека на статую я не заметил.

33. Дойдя до усадьбы Капцовой, ныне НИИ имени Семашко.

34. Рядом - главный корпус НИХФИ имени Л.Я. Карпова.

35. Это уже Большой Николоворобинский переулок. Здание какого-то медицинского НИИ.

36. А рядом - здание бывшей лаборатории нейронной структуры мозга НИИ мозга. Раньше внутри было много , много кто туда ходил, а теперь окна заложены кирпичом, и внутри, видимо, особо ничего не осталось. Это был также один обязательных пунктов прогулки. Жаль, не успел я... хнык-хнык...

37. Те же яйца, только в профиль:

38. Подстанция скорой помощи. Красивый аккуратный домик.

39. Вид на Большой Николоворобинский переулок. Наверху - Яузский бульвар, 3. Возможно, самое высокое здание на Бульварном кольце.

40. Доходный дом мэрии Москвы.

41. Дом по адресу Большой Николоворобинский, 12, в котором был детский музей "Дом сказок".

42. Тот же дом.

Вернулся на Яузский бульвар.

43. Заброшенный флигель усадьбы недалеко от музея пограничных войск.

44. Яузский бульвар, 14. Просто жилой дом.

45. Особняк наследников И.Н. Филиппова. 1906 г.

46. Двухэтажный дом напротив.

48. Вид на высотку на Котельнической набережной с площади Яузские ворота.

49. Серебрянический переулок и церковь Троицы Живоначальной в Серебряках (1781 г.). В советское время в ней располагалась студия "Диафильм".

50. Рядом - колокольня Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вернувшись на Яузский бульвар, я свернул в Петропавловский переулок, чтобы снова выйти к Хитровской площади.

51. Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. 1702 г.

52. Петропавловский переулок.

53. Дом на углу Подколокольного переулка и Хитро ж вской площади. Правое крыло - 2 этажа, левое - 3. И одинокий фонарь над перекрестком.

54. "Дом Румянцева", в котором находились кабаки "Сибирь" и "Пересыльный". Угол Петропавловского с Подколокольным переулком.

Двигаюсь вдоль Подколокольного переулка в сторону Солянки.

55. Справа - Часовня при храме Николая Чудотворца в Подкопаях. 1887 г.

56. Сам храм. Освящен в 1858 г.

58. Колокольня храма.

59. Посередине между церквями (Рождественским на Стрелке и Никольским в Подкопаях) фактически только один дом, и он заброшен.

60. Арка в этом доме выходит прямиком в сторону Малого Ивановского переулка.

61. А за воротами виден уже знакомый доходный дом Расторгуевых, что напротив здания Опекунского совета.

62. Здание бывшей нотопечатни П.И. Юргенсона. 1894 г.

63. На повороте переулка - палаты дьяка Е. Украинцева. 1655 г. Позже здесь был архив Посольского приказа. в конце XIX в. - упомянутая нотопечатня. И сейчас тоже типография.

64. Узкий проход с лестницей. Можно подняться от Хохловского переулка в сторону Милютинского сада.

65. Трансформаторная подстанция. Симпатичная штука на крыше.

66. Храм Святой Троицы Живоначальной в Хохлах. 1706 г. Название местности - от селившихся здесь малороссов.

Спускаюсь обратно по Хохловскому переулку в сторону Ивановского монастыря.

67. На углу с Колпачным переулком - красивое двухэтажное здание, раньше принадлежавшее "Атомэнергокомплекту".

68. На другой стороне Колпачного переулка - тяговая подстанция Арбатско-Покровской линии метро. Очень хороший пример промышленной архитектуры.

69. А на другой стороне Хохловского переулка - узкий угол между домами. Неужели нельзя было его как-нибудь застроить?..

70. Ивановский монастырь, вернее, колокольни. Здесь в заточении держали Салтычиху, мучившую в Беляево крепостных.

71. Фонарь над пересечением Малого Ивановского с Хохловским переулками.

72. Хохловский, 3.

73. Храм Владимира равноапостольного в Старых Садах. 1516 г. Строил Алевиз Новый.

74. Вид вверх по Старосадскому переулку.

75. По Забелина (продолжению Варварки) вернулся к "Соляному двору".

Теперь - к двум заброшенным объектам севернее.

76. Сначала - реконструируемый корпус общежития МГЛУ. Внутрь попасть не удается, и ладно. Ничего интересного, в подвале какие-то рабочие.

77. Второй объект - здание бывшей поликлиники, переданное Московской хоральной синагоге. Из открытых окон очень сильно воняет. Видимо, ничего интересного.

78. При обходе здания сзади обнаруживается симпатичная постройка, относящаяся, видимо, к городской усадьбе XVIII в., "Дому Боткина".

79. Заканчивается прогулка у северного входа на станцию "Китай-город". Последний кадр - часовня-памятник героям Плевны.

Между Покровским бульваром и Солянкой располагается местность, называемая в период 19-го - начале 20-го века Хитровка .
Название этого места произошло от имени зятя фельдмаршала Кутузова, генерала Н.З.Хитрово, который в 1820-х годах имел здесь владение и решил построить добротный рынок для торговли мясом и зеленью.

В конце 19 века район и расположенные вокруг трактиры и ночлежки были заполнены представителями московского «дна» - наемными рабочими, нищими, воришками. Общество было настолько обширным (от 5 до 10 тыс. человек) и живописным, что даже получило собственное прозвище: «Хитрованцы» .
Большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке .

Мало известно, что сама Хитровка была не простой ночлежкой, как Ржанов дом на Смоленской, а московской "биржей труда" для безработных, устроенной в 1860-х годах. Или, как тогда говорили, "стоянкой" рабочего народа, толпившегося здесь в ожидании работодателей.
Здесь ежедневно нанимали поденных, сезонных и даже постоянных рабочих, выходцев из деревни - каменщиков, землекопов, плотников, дворников, половых и прочих на чернорабочие должности.

Многие "хитрованцы" все равно оставались безработными, только нищенством добывая на хлеб и пятак на ночлежку, и оседали здесь, в специально выстроенных ночлежных домах.

"Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии.
В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны..."
Владимир Гиляровский. «Москва и москвичи»

Хитровка прекратила свое существование в 1923 г.
Сегодня уже ничто не напоминает о страшных трущобах и воровских притонах, находившихся здесь.


Прямо около метро Китай-город (Маросейка, 5) теснится храм Николая в Кленниках .
Каменная церковь была построена в 1657г. и была посвящена св. Николаю.
В конце XVII в. около церкви обосновались торговцы блинами, и с тех пор церковь называется "В Блинниках".
Позже церковь получила название "В Кленниках"; так она и именуется официально.
"В Блинниках" - верное название: кленов в этих местах не было, а блинами торговали.
Название "В Кленниках" появилось от названия подмосковной деревни, где было явление иконы св. Николая.
В 1749г. была построена существующая колокольня, трехъярусная, с тонкими резными белокаменными деталями.
В 1931 г. храм был закрыт, купола разобраны. Здание было передано ЦК ВЛКСМ под хозяйственное управление. В храме до 1990 г. был склад. В 1990г. храм возвратили верующим. При храме действуют иконописная школа и приходская библиотека.

Спустимся вниз по Большому Спасоглинищевскому переулку .

Архитектурной доминантой здесь выступает Московская хоральная синагога .

Место было выбрано не случайно, к середине XIX в. Зарядье у Кремля было наполовину заселено евреями, так называемое "московское еврейское гетто". Однака строить молельни в Зарядье было запрещено властями, поэтому выбрали Спасоглинищевский переулок - от него до Зарядья рукой подать.
Первая хоральная синагога в Москве была освящена 1 июля 1870 года. А в 1886 году был разработан новый проект молельного дома Семеном Эйбушитцу. В 1887 году состоялась закладка новой синагоги. Доминирование сыграло с синагогой в свое время злую шутку. Московский губернатор, великий князь Сергей Александрович Романов, по легенде, не разглядев, случайно перекрестился на звезду Давида, венчавшую купол синагоги. Когда ему объяснили, что он сделал, губернатор пришел в ярость и повелел снести купол «от греха подальше».
Синагогу вскоре вовсе закрыли и открыли только в 1906 г. после объявления свободы вероисповедания в Российской империи.
К реставрационным работам привлекли известного московского зодчего Романа Клейна, он оформил интерьер большого молитвенного зала в изысканном стиле модерн.

В 2001 г. на синагоге вновь возвели купол со звездой, а также выложили аккуратной плиткой весь переулок. В синагоге работает кафе с кошерной пищей.

Существующий ныне храм построен в 1793 году на месте более древней церкви.
Когда и кем была построена рання церковь, точных сведений не имеется.
В конце 17-го столетия над ранней Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжной Евдокией Андреевной Куракиной, и здесь устроена была новая церковь.
В конце 18 века Космодамианский храм пришел в полную ветхость. Перестраивался храм в течение 12 лет.
В 1795 года освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года.
Новый храм, построенный по плану известного архитектора Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь ее.
Этот храм - один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма.
В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и не скоро оправилась от постигшего ее разорения.
В начале тридцатых годов храм закрыли: приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.
В 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены службы.
При храме действуют воскресная школа для детей и их родителей, приходская библиотека, швейная мастерская и мастерская по изготовлению икон. Открыты книжная и иконная лавки.

Напротив церкви Косьмы и Дамиана в 1780-х годах для полковника М.Р.Хлебникова был возведен жилой дом - ярко-голубой дворец с лепниной. Он был построен по проекту В.Баженова.

После Хлебникова владел этим домом генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский - герой русско-турецкой войны. Своды парадных комнат украсили живописные и лепные изображения побед Румянцевва.
Потом владельцем стал его сын Николай Петрович - собиратель книг и создатель Румянцевского музея.
В 1840-х годах дворец приобрели купцы Грачевы. На воротах до сих пор сохранилась загадочная надпись "Свободен от постоя" . Обяснение она имеет простое - расчетливые купцы уплатили взнос на строительство казарм в Москве, и за это были освобождены от обязательстельного содержания и постоя солдат.

Если свернуть на Старосадский , то в начале переулка будет видна лютеранская кирха - апостолов Петра и Павла .

Творение архитектора Шехтеля, гения московского модерна. Построенная в 1906-1907 гг. она является современным центром жизни московских протестантов. Архитектура здания несимметрична и оригинально сочетает в себе традиционные североевропейские мотивы с модерном.
Это одно из немногих московских зданий, построенное в формах готического стиля. Здание венчал высокий шпиль, а под ним были башенные куранты. Зал славился своей акустикой.

Внизу Старосадского переулка стоит Ивановский монастырь .

Монастырь был переведен сюда с Пятницкой ул. (тогда дороги) около 1533 года. Предположительно его перевода поближе к Кремлю добилась Елена Глинская в память рождения наследника престола Ивана Васильевича (в будущем - Ивана Грозного).
Монастырь был посвящен Дню Усекновения Главы Иоанна Предтечи и отличался строгим монастырским уставом.
Первыми узницами стали особы царствующих фамилий. Здесь были не по своей воле пострижены в монахини Прасковья Михайловна, жена Ивана Ивановича, старшего сына Ивана Грозного, и Мария Петровна, жена царя Василия Шуйского. Сюда тайно привозили раскольниц, сторонниц протопопа Аввакума, и держали их в каменных мешках.
Главный собор монастыря был одним из первых монументальных зданий в этой части Белого города.
Основной объем (куб) был окружен тремя одинаковым притворами той же высоты. Собор был оформлен просто и строго: плоские арочные ниши в пряслах стен между широкими лопатками, подчеркнутые боковые плоскости вытянутой тройной апсиды, гладкий портал, щелевидные окна в барабане главы, крестчатый свод.
Главный собор стоял в центре. С севера была колокольня (1701 г.); у юго-западного угла - тюрьма для содержания колодниц.
Святые ворота с двумя неравными арками выходили в М.Ивановский пер. С севера к ним примыкали настоятельские кельи. У ворот против Хохловского переулка была сторожка. В монастырском дворе рядами стояли кельи, каменные и деревянные.

Со всех сторон монастырь окружала стена, кроме той стороны, которая примыкала к Соляному двору (Солянка).
После одного из пожаров в XVIII в. монастырь был упразднен.
В 1761 году его восстановили по велению императрицы Елизаветы Петровны.
В октябре 1768 года в монастырь была помещениа столбовая дворянка Дарья Николаевна Салтыкова, известная в русской истории своей жестокостью по отношению к крепостным Салтычиха. Ее лишили звания и фамилии, выставили у позорного столба на Лобном месте, а после этого привезли в монастырь и заключили в "покаянную" земляную тюрьму, где она провела 11 лет. В 1779 году Салтыкову перевели в кирпичную пристройку к монастырской стене, где она просидела до своей смерти в 1801 году. На людей, которые приходили поглазеть на душегубицу, она ругалась, плевалась и пыталась достать их палкой через прутья. Похоронена Д.Н.Салтыкова в Донском монастыре , на аристократическом кладбище, как столбовая дворянка. Надгробие сохранилось.

В 1785 году на территории монастыря был спешно выстроен крошечный домик в две комнаты с прихожей. В него была помещена неизвестная женщина, принявшая постриг под именем инокини Досифеи.
Ее содержали в комфорте, но в строжайшей изоляции; даже в церковь водили ночью и служба шла для нее одной. Кроме игуменьи и духовника, никто ее лица не видел.
Ходили слухи, что Досифея - внебрачная дочь императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского Августину - княжна Тараканова, возможная претендентка на русский престол, имевшая больше прав на корону нежели немецкая принцесса Екатерина.
Ей было 40 лет, когда по приказу Екатерины II ее привезли из-за границы и поместили в Ивановский монастырь.
Досифея прожила в монастыре 25 лет. Умерла в 1810 году. Похоронена с необыкновенной пышностью, почти по-царски, и не в Ивановском, а в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых.
Но кем была на самом деле эта женщина до сих пор неизвестно.

После пожара 1812 года монастырь снова был упразднен.
Соборная церковь Иоанна Предтечи была обращена в приходскую, а кельи заселили служащие Синодальной типографии на Никольской.
Монастырь был восстановлен и отстроен заново по проекту М.Д.Быковского в 1860-79 гг.
Деньги на строительство пожертвовала московская купчиха Елизавета Алексеевна Макарова- Зубачева. Душеприказчицей и распорядительницей капиталов стала купчиха Мазурина, сына которой судили за громкое убийство ювелира Калмыкова. По другим источникам, Мазурина отстроила монастырь на свои средства.
По приказу Мазуриной были снесены все древние строения - собор, кельи, надвратную церковь, клетку Салтычихи.
В архитектуре монастыря Быковский применил формы распространенного тогда стиля Ренессанс, дополнив его романскими элементами. Система открытых арочных галерей заимствована им из древнерусского зодчества. Аркады галерей придают живописность заключенным между ними дворикам. Высокие парные башни образовали торжественную композицию входа (тогда двор между ними не был перекрыт). Перепад рельефа использован в композиции южного двора, над которым возвышается крупный объем собора.
Возможно, при постройке нового собора был использован подклет древнего здания. Есть мнение, что купол главного собора повторил формы купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции работы знаменитого Ф.Брунеллески.
К 1878г. монастырь был отстроен.
В 1879 г. был освящен больничный храм прп. Елисаветы при кельях игуменьи, к востоку от собора.
В 1918 году монастырь был закрыт. Здания были переданы УНКВД, монастырские кельи были надстроены 3-м и 4-м этажами.

После 1945г. часть помещений монастыря были отданы под жилье. На территории построено несколько современных домов.
В настоящее время cобор занят Центральным государственным архивом Московской области, главный двор и окружающие его здания - Высшей юридической школой МВД.
Больничный корпус с храмом Елисаветы возвращен женской монашеской общине. Богослужения возобновлены в 1995 г. Приписан к храму равноап. кн. Владимира в Старых Садех.


Церковь св. Владимира упомянута впервые в 1423 г.
В 1514 г. великий князь Василий Иоаннович повелел заложить в Москве 11 новых церквей. Строил их итальянский зодчий Алоизио Ламберти да Монтаньяна, известный в России как Алевиз Новый. В их числе была и церковь Владимира, стоявшая близ загородного великокняжеского двора.
К середине XVII в. храм обветшал и был разобран.
Около 1660 г. был поставлен новый храм, ныне существующий.
Основной объем квадратный в плане, апсида была трехчастной, с аркатурным завершением плоских ниш на фасадах, верх украшали кокошники.
Храм имеет сложную ассимметричную композицию. Двусветный объем с северо-запада охвачен небольшим притвором и приделом с трапезной. Крыльцо с кубышчатыми опорами и постановка колокольни отвечают стилю XVII в.
Было необычайно красивым оформление глав: к традиционному аркатурному пояску добавлены переплетенные рельефные жгуты. Храм был украшен полихромными изразцами.
Колокольня храма классическая, ярусная. Завершающий ее шпиль и люкарны ближе к XVIII в., так как она перестраивалась после пожара 1737 г.
Храм горел и в 1812 г. При его восстановлении были разобраны кокошники, но сомкнутый свод, прорезанный световым барабаном, и пятиглавое завершение сохранили.
Церковь была закрыта в 1933 г. Были сломаны все главы, уничтожено внутреннее убранство.
С 1970г. началась реставрация. Храм постарались восстановить в том виде, в каком он был в XVII в. (кроме колокольни, которая осталась такой, как была перестроена в XVIII в.)
Колокольню восстановили в 1979г. В начале 1983г. восстановили основной храм и пятиглавие.
Храм охраняется государством как памятник архитектуры.
Богослужения возобновлены в 1991 г. При храме действуют воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, благотворительное братство во имя св. кн. Владимира, издательство.

В XVII веке жители строились кто как хотел. Дома стояли в глубине дворов, окруженные садами. На улицу выходили заборы, ворота, торговые ряды и лавки. Такой расстыковкой москвичи старались уберечь свои деревянные (большей частью) дома от пожаров. Пожары все же случались, и довольно часто. Особенно сильно пострадала Покровка во время больших пожаров 1629 и 1688 годов.

Надо было начинать строить из камня, но он был дорог и дело продвигалось медленно. Однако продвигалось. Число каменных зданий на Покровке и в прилегающих переулках росло.

Самые богатые палаты в конце XVII века построил для себя царский родственник Василий Федорович Нарышкин. Здание, расположенное на левой стороне Покровки по соседству с Малороссийским подворьем , протянулось вдоль улицы почти на 70 метров: два нижних этажа - каменные; возможно, над ними возвышался третий, деревянный, выходивший на галерею-гульбище. Прекрасный образец московского барокко! Старинные чертежи демонстрируют это, да и не только они. Во дворе недавно восстановлен фрагмент фасада (на уровне большой палаты второго этажа): белокаменные наличники, выше - консоли (элементы декора следующего яруса).

Сохранились старинные каменные палаты Мазепы , сооруженные "глаголом" (в форме буквы "Г") - лицом во двор, а к Колпачному переулку - скромным глухим фасадом; палаты дьяка Украинцева , которые, поднимаясь в гору, углом огибает Хохловский переулок .

За неказистой внешностью этого дома с закругленным фасадом скрывается интереснейший комплекс палат дьяка Емельяна Украинцева - видного государственного деятеля XVII века, дипломата, возглавлявшего Посольский приказ во времена Петра I.
Затем палаты были отданы М. Голицыну. В девятнадцатом веке дом опять имел отношения к внешнеполитическому ведомству, здесь располагался Московский архив Государственной коллегии иностранных дел, в котором работали историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев.
В верх по Хохловскому переулку расположена церковь Троицы Живоначальной в Хохлах .


Церковь Троицы Живоначальной. Москва.

Церковь построена в месте возникшего после 1654г. (после присоединения Украины к России) компактного поселения выходцев с Украины - "хохлов".
Приходский храм характерен для московского барокко: восьмерик на четверике, декор из резных белокаменных деталей. Храм построен из большемерного кирпича. Увенчан кирпичной главкой на двух глухих восьмериках. Венчающий карниз четверика с белокаменным профилем закруглен над пучком трехчетвертных угловых колонок. Над капителями колонок карниз обычный. Оконные проемы украшены сложными наличниками.
Храм был закрыт после 1917 г. и обезглавлен. После закрытия храм долго стоял разоренный и запущенный. Потом его передали институту геофизики, который перестроил помещение изнутри.
В 1970-х гг. храм был поставлен на реставрацию. В 1983г. восстановлены ажурный крест и основной объем здания. Богослужения возобновлены в 1991 г.

На ночь Покровку запирали. Решетки с воротами были установлены у церквей святителя Николая Чудотворца и Косьмы и Дамиана.
Уличное освещение отсутствовало; рядовые пешеходы светили себе фонарями, а боярские колымаги сопровождались верховыми с горящими факелами. Тех, кто в ночное время пробирался по улице без огня, сторожа задерживали и отправляли в Стрелецкий приказ, что было весьма разумной мерой: лихих людей тогда на Москве хватало.
Днем здесь царила темнота и толкотня, особенно по праздникам, когда к церквам съезжался и сходился народ. Кое-где ширина проезжей части не превышала 10 метров. Пешеходы и повозки утопали в грязи. Особенно сильную грязь учиняла река Рачка, протекавшая мимо Поганого (а теперь - Чистого) пруда, мимо церкви Троицы на Грязех, пересекала Покровку и "впадала" в Колпачный переулок .
Над ней был устроен деревянный мост... Покровка в этом смысле ничем не отличалась от прочих московских улиц, о состоянии которых говорится в подметном письме, адресованном светлейшему князю Меншикову: "Мостовыя улицы мостят, не вынимая прежних подкладов и не вычищая грязи... а много ж из мостов в скудные дома крадут бревна... По улицам изо многих дворов строят избы и всякое дворовое строение, а тем строением выдаютца на улицы, и оттого улицы истеснились. Из дворов мечют по улицам всякий скаредной помет и собаки и куры и кошки и иную мертвечину, и от того помету летом бывает всякий дух и черви родятца, оттого болезни, паче ж зазор от иноземцев".
Пройдем вниз по Подкопаевскому переулку и нашему виду откроется храм Николая в Подкопаях .


Храм Николая в Подкопаях. Москва.

Впервые упоминания о храме датируются 1493-ым г. В то время близ него располагался конюший двор при загородном великокняжеском дворе.
В 1629 г. храм назван каменным. На планах XVI-XVII вв. он показан кубическим и одноглавым.
В 1812 г. церковь обгорела и бездействовала до 1855 г.
К 1858 г. храм был восстановлен по проекту архитектора Н.И.Козловского.
Трапезную с приделами выстроили заново, а храм получил куполообразную кровлю.
В оформлении фасадов наличествуют барочные элементы, например, карниз сложного профиля. Западный портик выходит в Подкопаевский пер.; он оформлен парными колоннами, а над входом свисает древнерусская "гирька" под круглым киотом.
Внутри пространство храма сообщается с алтарем тремя небольшими арочными проемами.
В 1885г. на линии Подколокольного пер. возвели шатровую часовню, стилизованную под архитектуру XVII в.
Сразу после 1917 г. церковь закрыли. Сломали кресты и главки на приделах и устроили из церкви жилое помещение.
Возвращен церкви и вновь освящен в 1991 г.
При храме действует воскресная школа для детей, правословная школа риторики для взрослых, открыта книжная торговля.


Хитровский дворик. Москва.

Свернем направо в Подколокольный . На пересечение Подколокольного и Солянки – на стрелке - стоит храм Рождества .
Церковь поставлена на Стрелке, то есть на развилке двух дорог - в Заяузье (ул. Солянка) и в село Воронцово (Подколокольный пер.) , где после 1484г. Иван III устроил новый загородный двор.
Церковь была поставлена "на Торгу" около 1460г. Очевидно, она была деревянной, а каменной стала в XVII в., как большинство московских церквей.
После 1773г. построено ныне существующее здание. В плане оно имеет форму равноконечного креста.
В 1800-1802 гг. к основному объему были пристроены трапезная и колокольня. Автором проекта назван Д.Балашов, однако некоторые источники называют Дмитрия Баженова, брата В.И.Баженова.
Подчеркивание вертикальной композиции характерно для времени строительства - перехода от позднего барокко к раннему классицизму. От архитектурной обработки сохранились лопатки на боковых сторонах "ветвей креста" и горизонтальная рустовка на восточной части.
Трапезная со скругленными углами и пилястровыми портиками соответствует типу, распространенному в Москве конца XVIII - начала XIX вв.
Косоугольный план возник из необходимости оформить фасадами стороны по улице и переулку.
После пожара 1812г. здание перестраивалось.
Церковь была закрыта после 1938г. Сначала в храме была скульптурная мастерская, потом "Леспроект". Затем храм отдали рентгено- радиологическому институту, который был рядом. Внутри храм перестроен полностью. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Богослужения частично возобновлены по воскресным дням.

Вернемся по Подколокольному переулку на Хитровскую площадь - "пять углов" - пересечение Подколокольного переулка, Хитровскиго тупика, Певческого и Петропавловского переулков .
На Хитровской площади был знаменитый Хитровский рынок .

Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок, несомненно, самым туманным местом в Москве. Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы , окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чуть-чуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка - жуть берет свежего человека: облако село! Спускаешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму.

Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а "номера" ходили по двугривенному.

Владимир Гиляровский. "Москва и москвичи".

Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова (потом Ярошенко) и Ромейко (потом Кулакова).


Дом Ярошенко. Москва.

В доме Румянцева были два трактира - «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко - «Каторга». Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты.
В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» - степенью выше - воры, карманники и крупные скупщики краденого, а выше всех была «Каторга» - притон буйного и пьяного разврата, биржа воров и беглых.
«Обратник», вернувшийся из Сибири или тюрьмы, не миновал этого места. Прибывший, если он действительно «деловой», встречался здесь с почетом. Его тотчас же «ставили на работу».
Пересечение Петропавловского и Певческого переулков образует острый угол, в который вписано массивное здание по прозвищу Утюг .
Это бывшие владениям Кулакова. Кулаковкой назывался не один дом, а целый ряд зданий между Хитровской площадью и Свиньинским (Певческим) переулком. Утюг – это лишь лицевой дом, выходивший узким концом на площадь. По свидетельству Гиляровского, в Кулаковку полиция вообще не совалась.
Разрушение Утюга, а вместе с ним и всех флигелей "Кулаковки" началось с первых дней революции. В 1917 году ночлежники Утюга все, как один, наотрез отказались платить съемщикам квартир за ночлег, и съемщики, видя, что жаловаться некому, бросили все и разбежались по своим деревням.
От первоначального здания сохранились лишь подвалы и часть первого этажа, прочее было перестроено.
Чуть дальше, на пересечение Подколокольного переулка с Бульварным кольцом находится жилой дом (Яузский бульвар, д. 2/16, 1936-1941 г.г., архитектор И.А. Голосов, скульптор А.М. Лавинский), примечательный монументальными колхозницей (с автоматом) и рабочим (с отбойным молотком), своеобразный гимн феминизму тридцатых.
Пройдем между этими стражами под арку - во дворе спрятался небольшой особняк Хитрово , того, чем именем и была названа эта печально известная местность.


Особняк Хитрово. Москва.

Здесь жил он сам, а в соседнем доме, на "вольном месте", жила его дворня, были конюшни, погреба и подвалы.
Пройдем вверх по Хитровскому переулку . Здесь находится церковь Трех Святителей , называемая ранее на Кулишках.


Церковь Церковь Трех Святителей. Москва.

Есть предание, что когда-то здесь было болото, где водились кулики - птицы, обитающие в болотистой местности. А по одной из многочисленных версий "кулишками" в старину вообще именовали заболоченные участки земли.
Или же эта территория получила свое имя во времена Дмитрия Донского, который прошел здесь со своим войском на Куликово поле, и тем же путем вернулся в Кремль с победой, повелев заложить тут Всехсвятскую церковь.
Достоверно известна эта местность с XIV века столетия. Тогда и появилась здесь, на Кулишках, первая деревянная церковь, будущая Трехсвятительская: предполагают, что она существовала с 1367 года, а известна в документах с 1406 года.
Однако изначально эта церковь была освящена во имя свв. Флора и Лавра, поскольку была выстроена близ находившихся здесь царских конюшен, а эти святые почитались покровителями лошадей и домашних животных.
И еще рядом с этой церковью стоял один из загородных домов митрополита, упраздненный только в 1656 году. Потом церковь была переосвящена - ее главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, один из приделов - во имя свв. Флора и Лавра, а другой во имя Трех Святителей Вселенских.
И с 1699 года по этому приделу вся церковь стала называться Трехсвятительской.
Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Следует отметить, что эта церковь была выстроена тогда на "пограничной" территории рядом с соседней Хохловкой - местностью, которую заселяли выходцы из Украины, Малороссии, что запечатлелось в названии и самой Хохловки и улицы Маросейки.
Особенно активно это заселение происходило после 1654 года, когда Украина вошла в состав России.И своеобразным центром Хохловки была Троицкая церковь, выстроенная в стиле московского барокко. Трехсвятительская церковь была закрыта в 1927 году, но, к счастью, не сломана.
Долгое время ее занимали учреждения, были сделаны незначительные перестройки, но в основном старинное здание сохранилось.
Во флигеле дома №5 по Малому Трехсвятительскому переулку в детские годы жил поэт Тютчев.
В доме № 3 располагается церковь евангелических христиан-баптистов .


Церковь евангелических христиан-баптистов. Москва.

Около 1860г. участок приобрела Евангелическо-Реформатская церковь. На участке было построено церковное здание. В церковном доме на участке разместился Совет церкви.
После 1918г. дом оставили церковным общинам. В справочниках он так и назывался "Моленный дом". В разное время в доме размещались баптисты и адвентисты Седьмого дня.
А в небольшом флигеле дома №1 в Большом Трехсвятительском в 1892-1900 годах размещалась мастерская художника Исаака Левитана, где у него в гостях бывали Шаляпин и Нестеров, и где Серов написал его известный портрет.
В Петропавловском переулке возвышается легендарная церковь Петра и Павла у Яузских ворот .


Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Москва.

Существующий храм был построен в 1700-02 гг. в стиле московского барокко.
Композиция храма традиционно осевая: храм - трапезная - колокольня.
Храм - восьмерик на двухсветном четверике - завершен небольшой главой на граненом барабане. Декор не отличается особой пышностью, но зодчие продемонстрировали высокое мастерство, подчеркнув изящество угловых колонок, карнизов и наличников гладью стен здания.
Церковь никогда не закрывалась и сохранила свои колокола.
В 1944-47 гг. были сделаны золоченые сени над главными иконами иконостаса и золоченая арка у Царских ворот. Фрески в сводах приделов украшены цветными и золочеными плитками.
Церковь очень выразительно поставлена на крутом рельефе; даже в наше время она играет важную роль в силуэте застройки района.

Используемая информация:
Московский журнал 6"2000 года Н.Р.Фрезинская
http://hram.codis.ru

September 24th, 2015


Всего 41 фото

Подробно рассказывать о Хитровке - дело захватывающее, затейливое и не очень благодарное в тоже самое время. В сети столько детальной и эмоциональной информации о Хитровке, что её можно найти на любой вкус и цвет, поэтому пытаться подробно пересказывать все то, что уже сделано другими, в том числе и Гиляровским, я посчитал не имеющим для сообщества практического смысла. Меня же инициировало на написание этого поста моё спонтанное желание увидеть Новую Хитровку в том виде, в каком она находится сейчас, - после недавней реконструкции Хитровской площади. В панораме Яндекс-карт до сих пор на этом месте можно лицезреть строительные ограждения бордового цвета; доступа к этой территории не было много лет, поэтому захотелось побывать на этом легендарном пятачке лично, попытаться проникнуться энергетикой Хитровки, осмотреться, да и вообще, прогуляться по этому удивительному месту Старой Москвы, где для меня все еще были некоторые белые пятна, как обнаружилось при более тщательном изучении карт старой Москвы. Поскольку здесь совсем недавно разбит "новый московский сквер", я, все же, дабы не отрывать визуальный материал от исторического контекста, буду немного рассказывать о тех исторических жемчужинах, что вы увидите на моих фото и кратко пояснять информацию об архитектурных объектах вокруг Хитровки, что по большей части уцелели на удивление...

Прогулка в окрестностях Ивановской горки Белого города может доставить любителю истории и архитектуры исключительное наслаждение. Здесь до сих пор сохранились многие старые здания дореволюционной Москвы, и именно здесь, по моему личному мнению, уцелело наибольшее количество старых московских церквей на единицу площади Старой Москвы, да и вообще это место пронизано Историей и судьбами страны в целом по большому счету.

Хитровка расположена совсем недалеко от станции метро Китай-город (около 500 м.), но оказаться там случайно довольно таки сложно, поэтому мы выходим из метро со стороны Славянской площади - в сторону Солянки, идем по Солянскому проезду, поворачиваем направо на Солянку, сразу на перекрестке переходим на светофоре на противоположную сторону улицы, немного пройдем по ней и берем левее на Подколокольный переулок - справа у нас Церковь Рождества Богородицы с ее «стремительной» и парящей в небесах колокольней. На фото Подколокольный перулок слева от церкви.

02.

В связи с расположением здания церкви у места сбора общерусского войска на Васильевском лугу перед походом на Куликово поле и посвящением главного престола Рождеству Пресвятой Богородицы, известный историк и архивист начала XIX века А.Ф. Малиновский в своём фундаментальном рукописном труде «Обозрение Москвы» связывал первоначальную постройку деревянного храма на этом месте с увековечиванием памяти русских воинов, павших на Донском побоище 8 сентября 1380 года.
03.

Идем по Подколокольному...,
04.

Слева у нас останутся Малый Ивановский...
05.

И Подкопаевский переулки...
06.

Это церковь Николая Чудотворца в Подкопаях. Церковь Николы в Подкопаях расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кули́шки. Среди вариантов значений можно найти "топкое, болотистое место и лес после порубки". "Подкопаи" же имеют разные версии происхождения. Одна из них связана с тем, что здесь - у берегов реки Рачки, находился карьер для добычи глины. Кстати, под асфальтом до сих пор скрываются залежи качественной красной глины. Интересно, что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут куда-то засыпанные подземные ходы... Тоже "подкопаи")
07.

Вот она - Хитровка! Давно же я здесь не был!

Кстати, первые два фото сделаны со стороны Певческого переулка, который вы сейчас и видите на фото ниже. Название дано в 1994 году в память находившегося неподалёку исчезнувшего Певческого (Крутицкого) переулка, где проживали у Яузских ворот, певчие Крутицкого архиерея. Что интересно - по оси Певческого переулка проходит подземный коллектор, впадающей в Яузу речки Рачки, сооружённый по проекту Д.В. Ухтомского.
11.


В этой местности Кулишки, к которой относится и нынешняя Хитровка, издревле селилась московская знать. А н а месте Хитровской площади находились ранее два владения, выгоревшие в Московском пожаре 1812 года. Усадьбы почти десятилетие не восстанавливались, а их хозяева не в состоянии были платить земельные и городские налоги.
12.


В 1824 году генерал-майор, историк Николай Захарович Хитрово выкупил владения погорельцев с аукционного торга, обустроил на их месте новую площадь и подарил её городу. Он возвёл на «южной стороне» площади торговые ряды с жилыми подворьями. В состав построек вошли два здания XVII века Певческого подворья Крутицкого Митрополита. Эти его первые постройки вы сейчас и видите на фото ниже. Название площадь получила по имени своего создателя. После смерти Хитрово в 1827 году торговые ряды перешли к другим владельцам и в перестроенном виде сохранились до нашего времени.
13.

Дело Хитрово было продолжено, и вместо «полисадов», посаженных им «для благовидимости» вокруг других незастроенных трёх сторон площади, были построены торговые ряды.
14.

В 1837 году известный масон и мистик А. П. Протасов построил торговые ряды с «восточной стороны» Хитровской площади. Здания были разобраны Почётными гражданами Москвы Карзинкиными и Телешовыми для устройства сада незадолго до революции. Это как раз вид на восток.
15.

Как отмечалось выше торговые ряды здесь не сохранились и застроены относительно современными зданиями. Справа - объект культурного наследия регионального значения - "Жилой дом на Яузском бульваре", 1936-1941 гг.
16.

В 1860-е годы построены торговые ряды на «западной стороне» Хитровской площади во владении П.В. Степанова (с 1872 года, после его смерти, принадлежавшем его дочери Е. П. Ярошенко). Подкопаевский переулок, д.11/11/1 стр.2.

В то же время был построен доходный дом Александрийского подворья и знаменитый «дом-Утюг» - на фото ниже, описанный Гиляровским в книге «Москва и москвичи». Нынешний вид дом приобрёл в 1925 году. Он был перестроен жилищным товариществом по проекту известного архитектора И. П. Машкова. Это угол Петропавловского и Певческого переулков.
17.


18.

Во дворе "западных" торговых рядов сохранились палаты стольника и воеводы Е. И. Бутурлина, построенные в 1650-е годы. Именно в этот дом в 1902 году приходили Станиславский, Немирович-Данченко и Симов перед постановкой пьесы Горького «На дне», чтобы познакомиться с его обитателями для «вживания в образы».
19.

В 1888-1890 годах в реконструкции дома принимал участие архитектор А. А. Никифоров (были построены галереи и хозяйственные постройки).
20.

Последней сформировалась «северная сторона» площади - в 1880-е годы - она справа.
21.

Угловой дом этой стороны (на фото справа) существует с XVIII века - это сохранившийся флигель усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых. Некоторые источники указывают, что именно в этом флигеле на втором этаже родился русский композитор и пианист А.Н. Скрябин. Однако памятная табличка на центральном здании дома усадьбы, что находится сейчас как бы во дворе, за флигелем, сообщает, что именно в нем родился этот замечательный композитор. Флигель и то, что находится за фасадом торговых рядов - мы еще увидим.
22.

Одновременно осматриваемся вокруг. Сквер довольно красивый, просторный, все аккуратно и со вкусом, высажены цветы, правда, через чур уж всё какое-то "свежее" и прилизанное. Контекст Хитровки, конечно, уничтожен - сквер являет собой символ этого самого уничтожения Старой Москвы, но с реверансами в сторону общественности со стороны "отцов города")
23.

На Хитровской площади довольно пустынно и одиноко, как будто Дух Старой Москвы покинул это место, потяряв всякую надежду найти здесь свой приют. Приехавшие телевизионщики от НТВ старательно пытались снимать в этот момент, по всей видимости, как раз сюжет о Хитровской площади, но у них это, похоже, плохо получалось именно по тем же упомянутым выше причинам)
24.

После 1860-х годов отмена крепостного права способствовала притоку населения в города, росла безработица. При практически полном отсутствии социальной политики и трудового законодательства огромная масса рабочего люда Российской империи с трудом сводила концы с концами. Большое скопление безработных в ночлежных домах на Хитровской площади, которая выполняла функцию биржи труда, неизбежно привело к обострению криминогенной и антисанитарной обстановки…

В 1880-х годах в углу Хитровской площади был построен металлический навес для биржи труда (на старом фото ниже). Здесь искали свою работу освобождённые от крепостной зависимости крестьяне. Люди нанимались как сезонные рабочие по строительным специальностям. Московские здания того времени построены их руками. Документы, газеты доносят до нас сведения, что на Хитровской площади собиралась и безработная интеллигенция. На месте торговых рядов открылись недорогие трактиры, харчевни и питейные заведения. В целях благотворительности устраивалось бесплатное питание для неимущих. Окружающие площадь дома были перестроены в ночлежные, построены также доходные дома с дешёвыми квартирами. Непосредственно на площадь, как уже отмесалось, выходили ночлежные дома во владениях: Ярошенко, Бунина, Кулакова, Румянцева. Это старое фото снято, похоже, со стороны "дома-утюга", с его верхних этажей.


У многих это место прочно ассоциируется именно с «дном» пьесы Максима Горького.

После Октябрьской революции преступность на Хитровке достигла небывалых размеров. По решению Моссовета в 1920-x годах Хитров рынок «был зачищен», а к столетию площади на ней был разбит зелёный сквер. В старых ночлежных домах в это время образуются жилищные товарищества просуществовавшие относительно недолго. В 1930-х годах на площади построено типовое здание школы, которое после перестройки стало Электромеханическим техникумом, а потом и колледжем. Оно было снесено в 2010 году. Хитровская площадь успешно выдержала "инвестиционно-строительное нашествие" "Дон-Строя" и здесь наконец воцарилось долгожданное спокойствие... и умиротворение)
26.

Это вид Хитровки на юго-восток.
27.

А это те самые "северные торговые ряды".
28.

Хозяйственная постройка - ночлежный дом Хитрова рынка с трактиром «Каторга» - административное здание с середины XIX в., 1878 год, 1907 год, 1920 год, 1980-е годы. Хитровский переулок, д. 3/1, д. 1/3), стр. 4. Именно рядом с этим зданием "чудом" уцелели три старых высоких тополя, посаженых некогда к 100-летию площади.