Температура на глубине кольской скважины. Кольская сверхглубокая скважина. Путешествие к центру Земли. Геологическое обоснование бурения на Кольском полуострове

3

Зимние шины – один из самых важных автомобильных атрибутов холодного времени года. Благодаря уникальной конструкции они обеспечивают лучшее сцепление с заснеженным или обледенелым дорожным полотном, не замерзают при низки температурах и при правильном использовании рассчитаны на прохождение нескольких полных сезонов. Классически подразделяются на два вида: шипованные и, так называемые, «липучки» – не шипованные шины. Помимо очевидного отличительного признака (наличие/отсутствие шипов) они также различаются по мягкости и эластичности, что сильно сказывается на поведении автомобиля на зимних дорогах.

Относительно выбора зимних шин наметилась особая тенденция. Автолюбители более не доверяют авторитетным журналам, сайтам и прочим источникам, поскольку результаты проводимых ими тестов часто не соответствуют действительности. Теперь они предпочитают ориентироваться преимущественно на отзывы и опыт использования той или иной марки другими пользователями. В связи с возникшей ситуацией мы составили для Вас рейтинг 15 самых лучших шипованных и липучих зимних шин, основанный исключительно на позитивных и негативных комментариях потребителей, а также общей популярности бренда и отдельно взятых моделей.

Лучшие недорогие зимние шипованные шины

3 Gislaved NordFrost 100

Выбор пользователей
Страна: Швеция
Средняя цена: 5 090 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Надёжные шины для уверенного сцепления с дорогой. На заснеженном полотне автомобиль ведёт себя достаточно предсказуемо – Gislaved NordFrost 100 не способствует возникновению непредвиденных заносов и справляется с «греблей» по снегу хорошо. Но основное предназначение этих шин – это движение по городу, преимущественно по очищенным трассам. Именно здесь раскрывается вся прелесть модели.

Что касается недостатков, то многих пользователей разочаровывает быстрая потеря шипов на резине. Связано ли это с технологическими особенностями или характером эксплуатации – неизвестно. И всё ничего, если бы этот факт не подкреплялся ещё одним промахом – шины производят очень много шума. Таким образом, поездка для особо чутких (нервных) водителей и пассажиров может превратиться в неплохое испытание «на прочность».

Достоинства:

  • хорошее сцепление с дорогой;
  • не провоцируют потерю контроля (возникновение заносов);
  • невысокая цена.

Недостатки:

  • повышенная шумность;
  • тенденция к быстрой потери шипов.

2 Sava Eskimo STUD

Лучшая цена
Страна: Словения
Средняя цена: 3 998 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Идеальная модель шин для тех, кто ищет приемлемое качество за выгодную цену. Sava Eskimo STUD нельзя назвать топовой покрышкой, однако это именно тот редкий случай, когда профи-тесты отражают истинную сущность проверяемого образца. Во-первых, стоит отметить внешнюю красоту – видно, что рисунок протектора разрабатывался не без креативного взгляда и творческой мысли. Во-вторых, хорошие сцепные характеристики. Многие автолюбители говорят о том, что шины одинаково хороши на сухом, заснеженном и даже обледенелом покрытии. Более того, отмечается низкий процент потери шипов, даже после нескольких сезонов использования. Деформация – есть, однако потери минимальны.

Достоинства:

  • оптимальная стоимость;
  • долговечность;
  • приятный внешний вид (следы его остаются и при продолжительном использовании);
  • приличное сцепление с дорогой;
  • потери шипов (даже при длительной эксплуатации) минимальны.

Недостатки:

  • скорость торможения на чистом асфальте оставляет желать лучшего;
  • повышенная шумность.

Извечный вопрос, какая зимняя резина лучше – шипованная или не шипованная (липучка). У каждого типа шин есть свои плюсы и минусы, о которых расскажет следующая таблица:

Тип зимних шин

Шипованные

Обладают повышенной проходимостью

По сравнению с липучками меньший тормозной путь и быстрый разгон на скользких трассах

Лучшее сцепление с заснеженным и обледенелым дорожным покрытием

Меньшая вероятность заносов на заснеженных дорогах

Повышенная шумность

Высокий расход топлива

При больших отрицательных температурах теряют эффективность

На чистых трассах шипы способствуют ускоренному износу резины

Не шипованные (липучки)

Мягкие, за счёт чего увеличивается площадь контакта колеса с трассой

Сцепление с сухим дорожным покрытием лучше, нежели у шипованных шин

Эластичные – не «замерзают» при низких отрицательных температурах

Малошумные по сравнению с шипованными

Более экономичны в плане расхода топлива

Сцепление с обледенелым дорожным покрытием хуже, чем у шипованных

Ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь на мокрых трассах в период оттепели

1 Hankook Winter i*Pike RS W419

Лучшая устойчивость и проходимость за доступную цену
Страна: Южная Корея
Средняя цена: 4 770 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Несмотря на первоначальное скептическое мнение отечественных автолюбителей относительно потребительских характеристик Hankook Winter i*Pike RS, после первого опыта использования шины этой модели почти всегда удостаиваются высоких оценок. Их стихия – это чищенные, обледенелые и скользкие заснеженные дороги, прохождение которых обеспечивается за счёт наличия шипов и большой площади контакта колеса с поверхностью. С другой стороны, большое число острых кромок на протекторе обеспечивает хорошую проходимость рыхлого глубокого снега, характерного для бездорожья. Таким образом, Hankook Winter i*Pike RS – это идеально сбалансированная и недорогая шина, пригодная как для городских трасс, так и для грунтового загородного полотна.

Достоинства:

  • невысокая стоимость;
  • надёжное сцепление с заснеженным дорожным полотном;
  • мягкая резина способствует увеличению площади контакта колеса с поверхностью дороги;
  • нетипичная для шипованных шин бесшумность.

Недостатки:

  • слабая боковина – сказывается мягкость резины.

Лучшие зимние шипованные шины: цена - качество

3 Pirelli Ice Zero

Самые износостойкие
Страна: Италия
Средняя цена: 9 732 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Признанный лидер среди шипованных шин, Pirelli Ice Zero, вобрал в себя всё самое лучшее от предыдущих фееричных моделей. Широкие продольные и поперечные канавки созданы специально для эффективного отвода снега и снежной каши, поэтому шины «не привередничают» при езде по дороге с таким покрытием. Благодаря массивным боковым блокам покрышки обладают хорошей цепкостью и способны эффективно выбираться из колеи. Всё это – идеальные характеристики для еды по грунтовым дорогам и бездорожью, что недвусмысленно намекает о приоритете применения Ice Zero.

Единственный же видимый недостаток заключается в жёсткости резины – во многом из-за этого компонента при движении появляется много шума, а также небольшая неустойчивость на чистом сухом асфальте.

Достоинства:

  • привлекательная цена;
  • отличные характеристики для движения по бездорожью;
  • массивные шипы с твёрдой зацепной сердцевиной;
  • высококачественные и долговечные.

Недостатки:

  • жёсткость резины негативно отражается на шумности и комфортности езды на асфальтированном покрытии.

2 Nokian Hakkapeliitta 8

Выгодное соотношение цены и качества
Страна: Финляндия
Средняя цена: 10 787 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Вопреки ожиданиям от рекламируемой модели, пользователи получили досадный «пшик» и добротный, но не идеальный комплект шин. Очевидно, что финны постарались сохранить и апгрейдить всё то лучшее, чего добилась компания со времён выпуска пятой Hakki. «Непременный хит зимы» получился симпатичным и не лишённым инноваций, однако не все заявленные параметры прошли «народный» тест. В частности, большой резонанс получила тема устойчивости шин на льду и чистом городском асфальте – некоторые тестирующие говорят об их недееспособности, другие же, наоборот, восхваляют качество еды на таких дорогах. К торможению, равно как и к проходимости заснеженных участков – никаких нареканий нет. Однако, чтобы окончательно убедить в правоте той или иной стороны, следует прибегнуть к личному опыту использования. Уверены, что Hakkapeliitta 8 Вас нисколько не разочарует.

Достоинства:

  • высокое качество производства;
  • хорошие эксплуатационные характеристики;
  • долговечность;
  • надёжная управляемость (как минимум, на заснеженных дорогах).

Недостатки:

  • высокая стоимость;
  • уровень издаваемого шума.

1 Goodyear Ultra Grip Ice Arctic

Выбор пользователей. Лучшая устойчивость
Страна: США
Средняя цена: 7 470 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Один из лучших типов резины для суровой зимы. Goodyear Ultra Grip Ice Arctic разрабатывался с учётом реалий арктических погодных условий, что в полной мере отразилось на её возможностях. Ощущение контроля движения близкое к идеальному, без неприятных сюрпризов в виде непредвиденных заносов ни на заснеженной, ни на обледенелой, трассах. Скорость торможения также неплоха – с 40 километров в час тормозной путь на голом льду составляет около 27-30 метров. Увы, на городском асфальте Ice Arctic ведёт себя не так замечательно, как в условиях бездорожья. Управляемость по-прежнему стабильная, однако в поворотах приходится подруливать, чтобы поймать баланс и не пустить автомобиль в маленький занос.

Достоинства:

  • высокое качество исполнения;
  • отличная управляемость на заснеженных и ледяных трасах;
  • оптимальная скорость торможения;
  • долговечность использования;
  • в меру мягкая – не замерзает на сильном морозе.

Недостатки:

  • неуверенно чувствует себя при прохождении поворотов на чистом асфальте.

Лучшие недорогие зимние шины – липучки (не шипованные)

3 Maxxis SP02 Arctic Trekker

Хорошая устойчивость на сухой трассе. Малошумные
Страна: Тайвань
Средняя цена: 5 840 руб.
Рейтинг (2019): 4.4

Бюджетные фрикционные шины от китайского производителя, используемые как любителями автоспорта, так и рядовыми воителями. Не сказать, что в плане качества они сравнимы с более известными брендовыми образцами, однако эксплуатационные характеристики весьма неплохие. Прежде всего, стоит отметить долговечность. Шины спокойно откатывают два-три зимних сезона, после чего благополучно уходят на заслуженный отдых. Они жестковатые, что не очень хорошо сказывается во время сильных морозов – резина буквальным образом «дубеет» и сцепление с дорогой ухудшается. Но до -25 градусов Цельсия она чувствует себя хорошо – по льду размашисто не поездишь, однако на заснеженных и чистых трассах управляемость хорошая. Как итог: Maxxis SP02 Arctic Trekker – это неплохая и доступная модель шин, которая способна заменить большинство брендовых образцов без ущерба эксплуатационным качествам автомобиля.

Достоинства:

  • приемлемые показатели качества;
  • неплохая управляемость при температуре не ниже -25 градусов;
  • низкий уровень издаваемого шума;
  • длительный срок эксплуатации.

Недостатки:

  • при сильных морозах ухудшается сцепление с дорогой.

2 Yokohama Ice Guard IG30

Популярные недорогие «липучки»
Страна: Япония
Средняя цена: 4 310 руб.
Рейтинг (2019): 4.6

Очень популярный комплект шин, производство которых раскинулось на огромную территорию. Именно этот факт составляет основную проблему конкретно этой модели. Российские автолюбители жалуются на подобие игры в «русскую рулетку» – если тебе попадёт оригинальный, японский комплект, ты –счастливчик. В остальных случаях следует просто надеяться на лучшее. Если судить по оригиналу, то Ice Guard IG30 сочетает в себе отличные показатели управляемости и проходимости на снежных участках трасс, а также комфортную езду в условиях города. На льду уверенности в вождении не возникает, но ругать за это «липучки» – последнее дело.

Достоинства:

  • популярность шин;
  • повышенная износостойкость;
  • низкая шумность;
  • хорошая проходимость сложных маршрутов;
  • предсказуемое поведение в городе.

Недостатки:

  • высокая вероятность натолкнуться на некачественный комплект резины;
  • довольно нервное поведение на льду.

1 Toyo Observe Garit G4

Лучшая цена
Страна: Япония
Средняя цена: 6 670 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Фрикционные шины от компании Toyo – это бюджетный вариант хорошей устойчивости на сложных покрытиях. Чутьём или намеренно, но японский производитель создал покрышки, пригодные для российских дорожных и погодных условий. В меру мягкие и массивные на вид, они обеспечивают хорошее сцепление с сухим покрытием и заснеженными, скользкими участками пути. Классический рисунок протектора отлично справляется с отводом снежной каши и воды из зоны контакта колеса с поверхностью, за счёт чего и достигается хорошая управляемость. Единственный недостаток заключается в том, что при плюсовых температурах, из-за мягкости, резина подвергается интенсивному износу и возникновению грыж. Однако лечится это очень просто – своевременной заменой зимнего комплекта шин на летний.

Достоинства:

  • отличная для потребителей цена;
  • обеспечение хорошей управляемости на трудных участках дороги;
  • мягкость резинового состава;
  • малошумность;
  • долговечность (при правильной эксплуатации).

Недостатки:

  • при высоких температурах наблюдается ускоренный износ.

Лучшие зимние шины – липучки (не шипованные): цена - качество

3 Nokian Hakkapeliitta R2

Отличная проходимость
Страна: Финляндия
Средняя цена: 9 980 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Уникальная фрикционная шина, особенность которой заключается в конфигурации протектора и особом составе резины. Действительно, финская компания использовала новую технологию изготовления материала покрышки – Nokian Cryo Crystall, – основное новшество которой заключается во введении в состав алмазоподобных твёрдых кристаллов, улучшающих сцепление с дорожным покрытием. Это особенно хорошо чувствуется в гололедицу – автомобиль уверенно набирает скорость и замедляется, при этом не испытывая неустойчивости и не теряя управление. Тем не менее, есть один фактор, сдерживающий потребителей от покупки – это высокая номинальная стоимость, продиктованная общими затратами на производство.

Достоинства:

  • применение при разработке особой технологии;
  • наличие в составе дополнительных кристаллических элементов, улучшающих сцепление с дорогой;
  • предсказуемость поведения на льду;
  • хорошая проходимость трудных (заснеженных, грязных и обледенелых) участков.

Недостатки:

  • высокая цена.

2 Bridgestone Blizzak Revo GZ

Лучшее поведение на «плохой» дороге (снег, лед, грязь)
Страна: Япония
Средняя цена: 4 870 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Недорогие шины от японского бренда, идеально подходящие под вождение при неблагоприятных погодных условиях. Bridgestone Blizzak Revo GZ показывает отличные результаты при вождении на ледяных, заснеженных и грязных трассах. Высокая эффективность движения во многом зависит от количества и размеров канавок, отводящих снег и воду из-под покрышки, а также её микропористость. Последнее, наряду с особым, мягким, составом резины играет очень важную роль в долговечности использования комплекта, поскольку истирание слоя ведёт к образованию новых открытых пор. Высокое качество исполнения также подкреплено и привлекательной для пользователей ценой. Это – одна из лучших «липучек», представленных на широком отечественном рынке.

Достоинства:

  • особый состав резиновой смеси;
  • асимметрия протектора увеличивает эффективность прохождения трудных участков дорог;
  • мягкий состав обеспечивает долговечность использования и хорошее сцепление с асфальтом;
  • привлекательная для потребителя цена;
  • высокое качество и надёжность.

Недостатки:

  • не выявлены.

1 Goodyear Ultra Grip Ice 2

Самые тихие
Страна: США
Средняя цена: 5 554 руб.
Рейтинг (2019): 5.0

Линейка шин Ultra Grip от американского концерна Goodyear славится не только великолепными шипованными моделями. Ice 2 – это феноменальная «липучка», подходящая под все погодные условия российской зимы. Наиболее сильной стороной этих шин является городское дорожное полотно. Не важно, заснеженное, обледенелое или идеально сухое – «Айс 2» чувствует себя прекрасно всюду. Разгон со снежной «каши» (хуже только со льда) не требует больших усилий, равно как и торможение. Покрышки идеально держат дорогу, не способствуют ведению автомобиля из стороны в сторону и возникновению непредвиденных заносов. Да и в плане шумности тоже всё отлично – мягкая резина даёт большую площадь контакта с асфальтовым покрытием, в связи с чем шум нивелируется до очень маленьких значений.

Достоинства:

  • великолепная управляемость;
  • заметное снижение расхода топлива;
  • низкий уровень шума при движении на больших скоростях;
  • идеальная управляемость автомобиля.

Недостатки:

  • явных недостатков не обнаружено.

Лучшие зимние шины для внедорожника (кроссовера)

3 Nokian Hakkapeliitta 8 SUV

Малошумные шины. Одни из самых продаваемых в линейке «Nokian»
Страна: Финляндия
Средняя цена: 12 380 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Можно ли найти более подходящую «обувь» для кроссовера, который используется исключительно по прямому назначению? Вряд ли. Шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV плотно заняли место одних из самых лучших моделей для внедорожников, и навряд ли уступят это звание ещё добрых несколько лет. Примечательного в них много. Во-первых, мастера из Nokian заново продумали концепцию шиповки, тщательно переработав фланец и поместив под него, так называемую, «подушку», за счёт чего основание шипа полностью погружается в профиль резины, оставляя на поверхности только центральный композитный стержень. Во-вторых, они изменили состав резины, сделали её более грубой для обеспечения лучшего сцепления со льдом и снегом. Всё это великолепие имеет приличную цену, однако стоит того, чтобы его приобрести.

Достоинства:

  • переработанная конструкция шипа для лучшего сцепления с ледяной поверхностью;
  • особый состав резины, влияющий на управляемость;
  • высокая надёжность боковин;
  • повышенная износостойкость.

Недостатки:

  • не предназначены для города.

2 Dunlop Grandtrek Ice02

Оптимальное соотношение цены и качества
Страна: Япония
Средняя цена: 7 730 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Недорогие шины Dunlop Grandtrek Ice02 заслужили исключительно высоких оценок от пользователей. Этот атрибут внедорожников идеально приспособлен для выполнения отведённой им роли, за что стоит отдать должное японскому производителю. Широкие канавки и массивные ромбовидные блоки обеспечивают отличный отвод снега из-под колеса, а укреплённые шипы прекрасно врезаются в лёд, за счёт чего повышается цепкость и управляемость автомобилем на прямых участках дорог. За плавное вхождение в виражи отвечает центральная часть протектора, выполненная в виде попеременно меняющихся клиньев. Единственный существенный недостаток модели – это шумность, присущая, тем не менее, всем шипованным шинам.

Достоинства:

  • оптимальная цена;
  • высокое заводское качество;
  • великолепные характеристики управляемости на прямых участках и виражах;
  • отличное сцепление с покрытием любого вида;
  • долговечность службы комплекта;
  • укреплённая боковина.

Недостатки:

  • повышенная шумность.

1 Bridgestone Blizzak DM-V2

Лучший показатель на торможение
Страна: Япония
Средняя цена: 8 900 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Удивительный факт: фрикционная шина (липучка) от Bridgestone Blizzak DM-V2 имеет один из лучших показателей торможения на примятом заснеженном покрытии. Более того, она уверенно держит траекторию на ледяной трассе, не виляет и очень слабо отклоняется от заданного направления даже при быстром разгоне. Этому способствует оригинальный «двухсекционный» рисунок протектора, условно делящийся на центральную и боковые части, отделённые друг от друга широкими радиальными канавками. Шевронный сбег боковых блоков обеспечивает и без того хороший отвод снега и влаги из зоны контакта, а беспорядочное положение таковых в центре положительно влияет на устойчивость внедорожников при вхождении в повороты. Невысокая стоимость и хорошие эксплуатационные характеристики делают эту модель шин выгодным приобретением.

Достоинства:

  • оригинальный рисунок протектора положительно влияет на проходимость сложных участков дорог;
  • надёжность и долговечность;
  • фирменное качество;
  • привлекательная цена.

Недостатки:

  • не обнаружены.

Не знаете, какие шины выбрать для русских зимних дорог? Ведь качества, заявленные производителем – это одно; другое дело, как поведет себя резина в суровых условиях русской зимы. Мы подготовили для вас рейтинг зимних шин 2015-2016 года, в котором вы определите для себя лучшие зимние шины 2016 года. Чтобы оценка была более объективной, мы взяли за основу тесты сразу нескольких авторитетных изданий.

Для российских автомобилистов выбор зимних покрышек – довольно сложная процедура, ведь рынок продукции для холодного времени года представлен различными марками. Среди такого разнообразия даже опытным водителям трудно определиться с выбором. А от качества покрышек зависит не только комфорт поездки, но и безопасность на снежных и обледенелых дорогах.

Кстати, суровые погодные условия в нашей стране обуславливают большой спрос на зимнюю резину. Большая часть покрышек в отечественных автосалонах рассчитана на жесткие погодные условия: снег, сменяющийся гололедом или дождем. К сравнению, во всем мире оборот зимних шин составляет всего 8%. И в большинстве это покрышки скандинавского типа. Наши водители, несмотря на неугасающие споры, чаще останавливают выбор на шипованной резине.

Как мы выбирали идеальную резину

Тест зимних шин 2016 проводился с учетом последних новинок в автомобильной индустрии. Чтобы быть непредвзятыми, мы учли результаты тестов нескольких популярных автомобильных изданий. При этом тестирование в каждом из них проходило не только под разным углом, но и использовало отличные друг от друга методики.

Так, авторитетный отечественный журнал «За рулем» провел ряд испытаний на российских дорогах. В качестве тестирующей трассы были выбраны дороги Поволжья. Здесь погодные условия позволили максимально испытать образцы, эксплуатируя их на мокром асфальте, а также в снег и даже гололед. Эксперты провели не одну манипуляцию с автомобилями, прежде чем вынести окончательный вердикт.

Газета «Авторевю» в качестве тестового автодрома выбрала территорию фирмы Nokian. Поскольку Финляндия имеет похожие климатические особенности с Россией, то результаты теста будут актуальны и для отечественных дорог. Испытания проводились на льду, снегу и асфальте.

Эксперты проверили резину на сопротивляемость качению, на ударопрочность и на крепость посадки шипов. Особенно тщательно проверили испытуемые образцы на сцепление с асфальтом, ведь известно, что шипы, проявляя цепкость на льду, голый асфальт выдерживают далеко не всегда.

Рейтинг зимних шин 2016 не обошелся без мнения зарубежных экспертов. Специалисты журнала «Tuulilasi», как и их русские коллеги из «Авторевю», проводили тест в финской климатической зоне. На протяжении недели «Tuulilasi» вынуждали машину ускоряться и замедляться на ледяных и заснеженных поверхностях, испытывали колеса как по прямой трассе, так и при подъеме на холмы.


Институт«TestWorld» проводил испытания для шин в искусственно созданных условиях. В закрытых полигонах сначала проводили испытания на передвижение машины по льду, а затем по заснеженной поверхности. Что интересно, эксперты института используют два вида оценки: одна осуществляется при помощи компьютерных технологий, другую дают пилоты, участвующие в эксперименте.

На наш взгляд, соединение всех этих методик дает наиболее полную картину о том, как представленные шины справляются со сложными погодными условиями. Это главный аргумент, зачем вообще нужен тест зимних шин 2015-2016: в Орехово-Зуево погода зимой меняется очень часто. Поэтому водителю важно знать, что купленная им резина не подведет и в гололед, и в мокрый снег, при этом выдержит поездку по сухому асфальту.

10. Кама Евро-519

Плюсы Кама Евро-519 – это передвижение по ледяной и укатанной снегом дороге. В таких условиях резина ведет себя на высоком уровне. Еще одно достоинство – приемлемая цена на продукт.

К минусам эксперты отнесли слабое торможение на мокром и сухом асфальте, а также общую плохую управляемость машиной в этих же условиях.

9. Bridgestone Blizzak Spike-01

«Фишка» этой новинки – особая модификация шипов. Они имеют крестовидную надсечку, что обеспечивает лучше торможение на скользкой дороге.

Плюсы Blizzak Spike-01: хорошее сцепление на трассе, покрытой укатанным снегом или гололедом, отличное торможение.

Минусы: на льду может иметь небольшие проблемы с управлением.

8. Hankook Winter I*Pike 419

Эксперты единогласно заявили, что в этой модели шипы не несут никакого функционала, поскольку они практически не выступают на поверхности покрышки.

Плюсы: безопасное передвижение по сухому асфальту.

Минусов много: это и длинный тормозной путь на мокрой трассе, и слабое сцепление в условиях, когда на улице месиво из снега и воды.

7. Dunlop IceTouch

Плюсы: неплохие показатели движения по асфальту, одна из лучших среди прочих образцов характеристика на укатанной снегом дороге.

К минусам можно отнести плохие возможности разгона, что на обледенелой трассе чревато скольжением.

6. Goodyear UltraGrip Ice Arctic

Производитель заявляет о хорошей управляемости на льду, тем не менее, эксперты отметили некоторые недостатки.


К плюсам можно отнести превосходное качество материалов, удобное крепление с диском и приемлемое сцепление с ледяной дорогой.

Минусы: недостаточно качественные шипы, трудности при разгоне и торможении.

5. Michelin X-Ice North 3

Эта модель разработана специально для российских автомобилистов.

Плюсы: крепкая сборка, износостойкость, надежное передвижение.

Минусы: слабая устойчивость на ледяной дороге.

4. Pirelli Winter Ice Zero

Подходит условиям эксплуатации в суровых климатических зонах. Эта резина разработана инженерами, создающими покрышки для автогонок.

Плюсы: хорошая маневренность, как на сухом асфальте, так и на укатанном снегу, выдерживает очень низкие температуры.

Как минус можно назвать не слишком безопасное передвижение по льду, однако этот показатель лишь немного отстает от лидеров нашего рейтинга.

3. Gislaved Nord Frost 100

Новая модель среди зимних покрышек, однако, у половины экспертов она попала в тройку лидеров. Отличительная особенность: шипы треугольной формы.

К плюсам можно отнести баланс, хорошее поведение на асфальте, отлично держится на льду и заснеженной дороге.

Минусом оказалось то, что в условиях укатанного льда неопытному водителю будет трудно совершать крутые маневры.

2. Continental ContiiceContact HD

Усовершенствованная версия резины этой марки, которая из года в год занимает лидирующие позиции в тестах.

Плюсы: превосходная маневренность на асфальте и устойчивость на ледяной дороге, шипы прочно держатся на поверхности протектора.

Минусы этой модели в том, что по многим параметрам она незначительно уступает лидеру рейтинга.

1. Nokian Hakkapeliitta 8

Эта резина получила бесспорное первенство у всех экспертов и гордо несет звание «самые надежные зимние шины 2016».

Плюсами этой модели является превосходное движение по различным поверхностям, как в черте города, так и на загородных дорогах.

Минусы: худшие показатели крепления шипов.


Форма подбора шин

Специально, чтобы вам было легко выбрать подходящие шины для своего автомобиля, мы разработали удобнейшую форму подбора шин.

С помощью этой формы вы сможете подобрать модель, подходящую именно вашему автомобилю. Итак, теперь вам будет проще определиться, какую летнюю резину лучше выбрать.

Самая глубокая в мире скважина (Кольская сверхглубокая скважина) была создана вовсе не затем, чтобы найти нефть.

Ширина этой скважины всего 23 сантиметра, зато глубина – 12 226 метра, что делает её основание самой глубокой точкой на Земле, которую когда-либо достигал человек. А появилась она благодаря дуэли между учёными. Американские и советские исследователи пытались превзойти друг друга во всём.

Всем известна космическая гонка: первым человека в космос послал Советский союз, зато на Луну первыми высадились американцы.

Но немногие знают, что подобная гонка была и в подземном пространстве: в 1958 году американцы основали свой «Проект Мохоул» у тихоокеанского побережья Мексики, который прекратили финансировать и он закрылся в 1966 году, ну а русские бурили с 1970-го до начала 1990-х годов.

Результатом стала Кольская сверхглубокая скважина, которая представляет собой систему из нескольких скважин, отходящих от основного отверстия. Самая глубокая скважина называется СГ-3, и она проходит внушительный путь внутри коры Кольского полуострова.

Если вам сложно представить себе, насколько эта скважина глубока, ничего страшного. Можно сказать, что она почти 38 Эйфелевых башен в глубину. Ну или она имеет такую же длину, как и цепочка из 13 000 взрослых барсуков, идущих голова к хвосту.

Как и следовало ожидать, благодаря СГ-3 было получено много уникальных геологических данных, но вот то, что нашли там палеонтологи, застало всех врасплох. Смитсоновский институт рассказывает, что, несмотря на довольно-таки экстремальные условия окружающей среды, на глубине около 6,5 километров были найдены почти неповреждённые окаменелости планктона возрастом 2 миллиарда лет.

Также было обнаружено, что большая часть сейсмических данных – на той глубине, где гранит превращается в базальт – понималась учёными неверно, а то, что раньше принималось за неизвестный геологических слой – всего лишь медленные изменения в температуре и плотности.

Учёные также наши там свободно текущую воду, которая из-за огромного давления была выжата из камней.

Такие проекты по бурению (как проект Мохоул и несколько других, более поздних), чаще всего прекращаются из-за недостатка финансирования. Работы на Кольской скважине прекратились когда оказалось, что температура на такой глубине порядка 180⁰С, а не 100 градусов, как предполагалось.

Вообще, пробурить более 12-ти километров кажется невероятным техническим подвигом, и это так, но вся эта скважина – не более чем небольшой укол поверхности Земли. Экваториальный радиус Земли – 6378 километров, и такая впечатляющая нас скважина прошла всего 0,19 процента пути до центра планеты.

Так может ли человек попасть еще глубже? Можно ли когда-нибудь достигнуть раскалённой мантии? Это зависит от того, где вы будете бурить.

Толщина океанической коры, в среднем, около 7 километров. Континентальная кора несколько менее плотная, зато и гораздо более толстая – в среднем около 35 километров. На таких глубинах температура и давление слишком высоки для любого механизма, так почему бы не бурить в океане?

И такие попытки предпринимаются. Например, группа учёных пытается пробурить относительно холодный участок земной коры на Атлантической косе в Индийском океане.

Тот факт, что этот участок очень плотный и находится под водой, представляет для инженеров значительные проблемы, поэтому в течение последних нескольких лет проект был приостановлен. Но это всё равно не остановит учёных от попыток добраться до первозданной, медленно бурлящей внутренней мантии.

Сегодня на Кольской сверхглубокой не ведут бурение, оно прекращено в 1992 году. СГ была не первой и не единственной в программе изучения глубинного строения Земли.

Из зарубежных скважин три дошли до глубины от 9,1 до 9,6 км. Планировалось, что одна из них (в Германии) превзойдет Кольскую. Однако бурение на всех трех, так же как и на СГ, было прекращено из-за аварий и по техническим причинам пока не может быть продолжено.

Видно, не зря задачи бурения сверхглубоких скважин по сложности сравнивают с полетом в космос, с длительной космической экспедицией к другой планете. Образцы пород, извлеченные из земных недр, представляют не меньший интерес, чем образцы лунного грунта.

Доставленный советским луноходом грунт исследовали в разных институтах, в том числе в Кольском научном центре. Оказалось, что лунный грунт по составу почти полностью соответствует породам, извлеченным из Кольской скважины с глубины около 3 км.

Скважина показала, что почти все наши прежние знания о строении земной коры неверны. Выяснилось, что Земля вовсе не похожа на слоеный пирог. «До 4 километров все шло по теории, а дальше началось светопреставление», – рассказывает Губерман.

Теоретики обещали, что температура Балтийского щита останется сравнительно низкой до глубины по крайней мере 15 километров. Соответственно, скважину можно будет рыть чуть ли не до 20 километров, как раз до мантии.

Но уже на 5 километрах окружающая температура перевалила за 70 градусов Цельсия, на семи – за 120 градусов, а на глубине 12-ти жарило сильнее 220 градусов – на 100 градусов выше предсказанного. Кольские бурильщики поставили под сомнение теорию послойного строения земной коры – по крайней мере, в интервале до 12 262 метра.

В школе нас учили: есть молодые породы, граниты, базальты, мантия и ядро. Но граниты оказались на 3 километра ниже, чем рассчитывали. Дальше должны были быть базальты. Их вообще не нашли. Все бурение прошло в гранитном слое. Это сверхважное открытие, ибо с теорией послойного строения Земли связаны все наши представления о возникновении и размещении полезных ископаемых.

Задачи, поставленные в проекте сверхглубокого бурения, выполнены. Разработаны и созданы особая аппаратура и технология сверхглубокого бурения, а также для исследования пробуренных на большую глубину скважин. Получили информацию, можно сказать, «из первых рук» о физическом состоянии, свойствах и составе горных пород в их естественном залегании и по керну до глубины 12 262 м.

Отличный подарок родине скважина выдала на малой глубине - в интервале 1,6-1,8 км. Там были вскрыты промышленные медно-никелевые руды - обнаружен новый рудный горизонт. И очень кстати, потому что местному никелевому комбинату уже не хватает руды.

Как было отмечено выше, геологический прогноз разреза скважины не оправдался. Картина, которая ожидалась на протяжении первых 5 км, в скважине растянулась на 7 км, а дальше появились совсем неожиданные породы. Прогнозируемых на глубине 7 км базальтов не нашли, даже когда опустились до 12 км.

Ожидали, что граница, дающая наибольшее отражение при сейсмическом зондировании, - это тот уровень, где граниты переходят в более прочный базальтовый слой. В действительности же оказалось, что там расположены менее прочные и менее плотные трещиноватые породы - архейские гнейсы. Такого никак не предполагали. И это принципиально новая геолого-геофизическая информация, которая позволяет по-другому интерпретировать данные глубинных геофизических исследований.

Неожиданными, принципиально новыми оказались и данные о процессе рудообразования в глубинных слоях земной коры. Так, на глубинах 9-12 км встретились высокопористые трещиноватые породы, насыщенные подземными сильно минерализованными водами. Эти воды - один из источников рудообразования. Раньше считали, что такое возможно лишь на значительно меньших глубинах.

Именно в этом интервале в керне обнаружили повышенное содержание золота - до 1 г на 1 т породы (концентрация, которая считается пригодной для промышленной разработки). Но будет ли когда-нибудь рентабельной добыча золота с такой глубины?

Изменились и представления о тепловом режиме земных недр, о глубинном распределении температур в районах базальтовых щитов. На глубине более 6 км получен температурный градиент 20оС на 1 км вместо ожидавшегося (как и в верхней части) 16оС на 1 км. Выявлено, что половина теплового потока имеет радиогенное происхождение.

Пробурив уникальную Кольскую сверхглубокую скважину, мы очень многое узнали и одновременно поняли, как мало мы еще знаем о строении своей планеты.

  • Tags: ,

В СССР любили масштаб, да побольше, и распространялось это буквально на все. Вот и была в Союзе вырыта одна скважина, которая и сегодня носит титул глубочайшей на земле. Примечательно, что скважину пробурили не для добычи нефти или геолого-разведочных работ, а чисто для научных исследований.

Наконечники, которыми бурили скважину.

Кольская сверхглубокая скважина, или СГ-3, - самая глубокая скважина в земле, сделанная человеком. Находится в Мурманской области в 10 километрах от города Заполярный, в западном направлении. Глубина дыры - 12 262 метра. Ее диаметр в верхней части составляет 92 сантиметра. В нижней - 21,5 сантиметра. Важной особенностью СГ-3 является то, что, в отличие от любых других скважин для добычи нефти или геологических работ, эта бурилась исключительно для научных целей.

Заложена скважина была в 1970 году, к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина. Выбранное место примечательно тем, что скважина бурилась в выходящих на поверхность вулканических породах возрастом более 3 миллиардов лет. К слову, возраст Земли составляет около 4,5 миллиардов лет. При добыче полезных ископаемых скважины редко бурят глубже двух тысяч метров.

Работа шла сутками напролет.

Бурить начали 24 мая 1970 года. До отметки в 7 тысяч метров бурение шло легко и спокойно, однако после попадания головки в менее плотные породы начались проблемы. Процесс существенно замедлился. Только 6 июня 1979 года был поставлен новый рекорд - 9583 метра. Ранее он был установлен в США добытчиками нефти. Отметка в 12 066 метров была пройдена в 1983 году. Результат был достигнут к Международному геологическому конгрессу, который проходил в Москве. Впоследствии на комплексе произошло две аварии.

Сейчас комплекс выглядит так.

В 1997 году в СМИ растиражировали сразу несколько легенд о том, что Кольская сверхглубокая скважина и есть настоящая дорога в ад. В одной из таких легенд говорилось о том, что, когда команда опустила на глубину в несколько тысяч метров микрофон, там слышались человеческие вопли, стоны и крики.

Конечно, ничего подобного не было. Хотя бы потому, что для записи звука в скважине на такой глубине используется специальное оборудование - но и оно ничего не зафиксировало. На комплексе действительно произошло несколько аварий, в том числе случился подземный взрыв во время бурения, однако никаких подземных «демонов» геологи точно не потревожили.

Сама скважина законсервирована.

Действительно важно то, что на СГ-3 работало 16 исследовательских лабораторий. Во времена Советского Союза отечественные геологи смогли сделать множество ценных открытий и лучше понять, как устроена наша планета. Работа на объекте позволила значительно улучшить технологию бурения. Ученые также смогли разобраться в местных геологических процессах, получили исчерпывающие данные о тепловом режиме недр, подземных газах и глубинных водах.

К сожалению, сегодня Кольская сверхглубокая скважина закрыта. Здание комплекса ветшает с тех пор, как в 2008 году здесь была закрыта последняя лаборатория, а все оборудование демонтировано. Причина проста - нехватка финансирования. В 2010 году скважина уже была законсервирована. Сейчас она медленно, но верно разрушается под влиянием естественных процессов.

Несмотря на то, что на дворе стоит XXI век, внутреннее строение нашей планеты изучено очень мало. Мы неплохо знаем о том, что творится в далеком космосе, в то же время степень проникновения в тайны Земли можно сравнить с легким булавочным уколом в поверхность корки арбуза.
В середине 1950-х, когда бурильщики научились делать скважины глубиной более 7 км, человечество приблизилось к осуществлению весьма амбициозной задачи – пройти сквозь земную кору и посмотреть, что скрывается под ней. Ближе всех к этой цели подошли наши соотечественники, пробурившие Кольскую сверхглубокую скважину.
Твердая оболочка Земли на удивление тонка относительно ее размеров – толщина коры варьируется в пределах 20-65 км на суше и 3-8 км под океаном, занимая менее 1% объема планеты. За ней находится обширный слой – мантия, – на чью долю приходится основной объем Земли. Еще ниже находится плотное ядро, состоящее преимущественно из железа, а также никеля, свинца, урана и других металлов. Между корой и мантией выделяется пограничная зона, названная по имени открывшего ее югославского ученого поверхностью (границей) Мохоровича, или сокращенно - Мохо. В этой зоне скорость распространения сейсмических волн резко увеличивается. Существует ряд гипотез, призванных объяснить это явление, однако в целом оно остается неразгаданным.

Важнейшей целью самых серьезных проектов по глубокому бурению, запущенных во второй половине XX в., являлся именно этот таинственный слой. Достичь его исследователям так и не удалось, однако данные о строении земной коры, полученные в ходе бурения сверхглубоких скважин, оказались настолько неожиданными, что граница Мохоровича как бы отошла на второй план. Сперва понадобилось объяснить загадки, обнаруженные в более высоких слоях.
Первыми за глубинное бурение земной коры в научных целях принялись американцы. В 1960-х ими был запущен научный проект «Мохол» (Mohole), предусматривавший создание подводных с помощью специальных буровых судов. В течение последующих тридцати лет в морях и океанах появилось более 800 скважин, многие из которых расположены на глубинах более 4 км. Самая длинная скважина смогла углубиться в морское дно всего на 800 м, и все же полученные данные имели колоссальное значение для геологии. В частности, они послужили весомым подтверждением т.н. тектонической теории, согласно которой в основе континентов лежат твердые литосферные плиты, медленно плавающие, погруженные в жидкую мантию.

Разумеется, СССР не мог отстать от заокеанского конкурента, поэтому в середине 1960-х и у нас были запущены многочисленные проекты по исследованию земной коры. Советские ученые пошли несколько иным путем, решив бурить скважины не в море, а на земле. Самым известным и успешным проектом подобного рода является Кольская сверхглубокая скважина – самая глубокая «дыра в земле» из всех, когда-либо сделанных человеком. Скважина расположена в северной оконечности Кольского полуострова. Это место было выбрано отнюдь не случайно – на протяжении сотен миллионов лет естественная эрозия разрушала поверхность Кольского кристаллического щита, сдирая с него верхние слои породы. В результате на поверхности оказались древние архейские слои, соответствующие глубинам в 5-10 км для среднестатистического разреза земной коры континентального типа. 15-километровая проектная глубина скважины позволяла ученым надеяться на достижение загадочной поверхности Мохоровича.
Бурение Кольской скважины началось в 1970 г, а закончилось оно более 20 лет спустя – в 1994 г. Сперва бурильщики работали вполне традиционными методами: в скважину опускалась колонна из легкосплавных труб, на конце которой укреплен цилиндрический металлический бур с алмазными зубьями и датчиками. Колонну вращал двигатель, расположенный на поверхности. По мере увеличения глубины скважины к трубам добавлялись новые секции. Периодически всю колонну приходилось поднимать на поверхность, чтобы извлечь вырезанный керн породы и заменить затупившуюся коронку. К сожалению, эта отработанная технология становится неэффективной, когда глубина скважины превышает определенную отметку: трение труб о стенки скважины становится слишком большим, чтобы весь этот огромный вал можно было проворачивать. Чтобы преодолеть это затруднение, инженеры разработали схему, при которой вращалась только головка бурильной установки. На конце колонны укрепили турбины, через которые пропускался буровой раствор – специальная жидкость, выполняющая роль смазки и циркулирующая по трубам. Эти турбины и заставляли бур вращаться.

Образцы, извлеченные на поверхность в процессе бурения, произвели в геологии настоящий переворот. Существовавшие представления о строении земной коры оказались далеки от действительности. Первым сюрпризом стало отсутствие перехода от гранита к базальту, который ученые ожидали увидеть на глубине около 6 км. Сейсмологические исследования говорят о том, что в этом районе скорость распространения акустических волн резко меняется, что интерпретировалось как начало базальтового фундамента земной коры. Однако и после зоны перехода на поверхность продолжали подниматься граниты и гнейсы. С этого момента стало ясно, что господствующая модель двухслойной земной коры неверна. Сейчас наличие сейсмического перехода объясняется изменением свойств породы в условиях возросшего давления и температуры.
Еще более удивительным открытием был тот факт, что породы, расположенные на глубинах более 9 км, оказались чрезвычайно пористыми. До этого, считалось, что по мере увеличения глубины и давления, они, напротив, должны становиться все более плотными. Миниатюрные трещины заполнял водный раствор, чье происхождение долгое время оставалось абсолютно неясным. Позже была выдвинута теория, согласно которой обнаруженная вода образуется из атомов водорода и кислорода, которые «выдавливаются» из окружающей породы под действием колоссальных давлений.
Еще один сюрприз: жизнь на планете Земля возникла, оказывается, на 1,5 миллиарда лет раньше, чем предполагалось. На глубине в 6,7 км, где считалось, что нет органики, обнаружили 14 видов окаменевших микроорганизмов. Они были найдены в крайне нехарактерных углеродно-азотных отложениях (вместо обычного известняка или кремнезема), возраст которых превышал 2,8 миллиарда лет. На еще больших глубинах, где уже нет осадочных пород, появился метан в огромных концентрациях. Это полностью и совершенно разрушило теорию биологического происхождения углеводородов, таких как нефть и газ.
Ученых крайне удивила и скорость, с которой возрастала температура по мере углубления скважины. На отметке в 7 км она достигала 120 °C, а на глубине в 12 км – уже 230 °C, что было на треть выше планируемого значения: температурный градиент коры составил почти 20 градусов на 1 км, вместо ожидаемых 16-ти. Было также выяснено, что половина теплового потока имеет радиогенное происхождение. Высокая температура негативно сказывалось на работе коронки, поэтому буровой раствор стали охлаждать перед закачиванием в скважину. Эта мера оказалось достаточно эффективной, однако после прохождения отметки в 12 км и она уже не смогла обеспечить достаточный отвод тепла. К тому же сдавленная и нагретая порода приобретала некоторые свойства жидкости, в результате чего скважина начинала заплывать при очередном извлечении буровой колонны. Дальнейшее продвижение вперед оказалось невозможным без новых технологических решений и существенных денежных затрат, поэтому в 1994 г. бурение было приостановлено. К тому моменту скважина успела углубиться на 12262 м.