Тема родины в творчестве а ахматовой. Тема родины в лирике ахматовой. Не осквернился скорбный дух

Урок «Тема Родины в лирике Ахматовой»

11 класс

Лашманова Л.Ю., учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.Ахматовой, вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний поэта, связанных с темой родины; определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой
  2. Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, навыки выразительного чтения

Оборудование : фотографии разных лет Ахматовой, выставка книг, сборники стихотворений

Методические приемы : проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы.

Эпиграфы к уроку:

“Не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Поэзия Анны Ахматовой - это уникальное явление в русской литературе начала ХХ века. Анна Ахматова, родившаяся по ее словам \"...в один год с Чарли Чаплином, \"Крейцеровой сонатой\" Толстого, Эйфелевой башней\", гордилась тем, что застала конец столетия, в котором жил и творил величайший гений всей русской литературы А. С. Пушкин. Вся ее жизнь была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, - все это находило свое отражение в стихах. Свои лишения и трагедии она связывала с трагедией всего народа в целом. Тяжелейшие общественные потрясения: мировые войны, февральская революция в России 1917 года, гражданская война, тяжелейшие 30-е годы - все это затронуло и ее, ее семью; навсегда впечаталось в историю русской поэзии ее стихами.

Беседа. Я предлагаю в начале урока вспомнить о начале творческой биографии А. Ахматовой

В. Вспомните, к какому литературному течению принадлежала А. Ахматова? В чем его суть?

О. А. А. Ахматова была акмеисткой. Это литературное течение генетически связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначал ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего лирического мира героя – через психологически значимый жест, движение деталь. Манера «материализации переживаний» была характерна для творчества А. Ахматовой.

В. Как называются первые сборники Ахматовой?

О. «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.

В. Каковы темы её раннего творчества?

О. Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это про является драматически, но оно земное, лишённое мистики и тайны.

Учитель. С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. Книги « Белая стая»(1917), «Подорожник» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается).

Выразительное чтение стихотворения « Молитва».

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Учитель. Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы ради того, «чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей».

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Пошёл 1917 год. Царь отрёкся от престола, а в октябре власть перешла в руки большевиков. Была объявлена диктатура пролетариата. Интеллигенция стала покидать Россию.

А.Ахматова понимала, что на народ нашло какое-то безумие, подогретое большевиками, ведь расправа с теми, кто составлял цвет нации, ни к чему хорошему привести не может. Она решила остаться на родине, чтобы помочь народу понять, что он натворил, и исправить то, что было сделано политическими безумцами.

Выразительное чтение стихотворения « Мне голос был. Он звал утешно…»

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою боль поражений и обид".

Но равнодушно
и спокойно
Руками я
замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух...

Аналитическая беседа:

В. Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

О. Это «край глухой и грешный», окровавленный и покрытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид».

В. Какова нравственная позиция автора?

О . Она готова к худшему, ведь остаться- значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и стыд, и скорбь. Но по-другому поступить невозможно, поэтому «равнодушно и спокойно» отстраняется от речи недостойной.

В. Какими худ. средствами создаётся тональность стихотворения?

О. В 1 части стиха стиль библейский, пророческий, размеренный. Он создаётся торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой - единоначалие строк, синтаксическим параллелизмом. Всё это диктует волю «голоса». А 2 часть - последнее четверостишие- передаёт одно движение, спокойное и гордое, нет возмущения- недостойно слушать подобные речи.

Учитель. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 20-е г. её не печатают, она и сама не желает печататься. Ахматова молчит, потому что не согласна с советской властью. Она с болью в сердце видела, как расхищается богатство, созданное народом, как уничтожаются произведения искусства, как предают друзья, а близкие люди становятся по разные стороны баррикад, идут друг на друга с оружием в руках.

« Всё расхищено, предано, продано…»

Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

Беседа.

В. Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения?

О. Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых 3 строчках противопоставлена остальному стихотворению, его светлой интонации, настроению надежды, которое создаётся высокой лексикой и риторическим вопросом.

В. От какого лица идёт речь?

О. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

Учитель. Поэтесса верит, что безумство кончится. Ведь не может народ, живущий в прекрасной России и создавший прекрасные творения, не понять, что так жить нельзя.

Но в 1921 г. по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян Н.Гумилёв.

Выразительное чтение стихотворения «Не бывать тебе в живых…»

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован её единственный сын Лев Гумилёв. Вскоре освобождённый, он вновь был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в 3 раз, и лишь в мае 1954 года он оказался на свободе.

Но для Ахматовой слова «родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для неё не было выбора- уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством.

Выразительное чтение стихотворения « Не с теми я, кто бросил землю…»

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Аналитическая беседа:

В. В каком стиле написано стихотворение?

О. В высоком стиле.

В. Какие противопоставления мы видим в нём?

О. Не только уехавшие и оставшиеся, но и «бросившие землю» и «изгнанники».

О. К первым сочувствия нет. « Но вечно жалок мне изгнанник…»: имеются в виду литераторы и философы, высланные из России в 1922г. в качестве враждебного элемента.

В. Однако судьба оставшихся не лучше. Почему?

О. Мученическая жизнь.

В. Какова идея стихотворения?

О. Протест против высылки цвета русской интеллигенции. Но главное - приятие собственного жребия: исторически « оправдан будет каждый час» мученической жизни.

Учитель. Два десятилетия спустя Ахматова восприняла В.О. войну как искупление народом греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.

Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде. На всю страну зазвучала её «Клятва».

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Выразительное чтение стихотворения « Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

В. С чем отождествляется родина в стихотворении?

О. С русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что нужно отстаивать.

В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении Жданова её поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж сборника стихов был уничтожен. Ахматовой не смогли простить ни происхождения, ни независимости, ни таланта.

И опять замолчала Анна Ахматова на долгие 15 лет, зарабатывая себе на жизнь переводами.

Слава нашла её в 1964 году: в Италии ей была присуждена лит. премия, а в 1965 г.она была удостоена звания почётного доктора Оксфордского университета.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом. Но точкой опоры для неё всегда оставалась родная земля.

Стихотворение «Родная земля».

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.

Анна Ахматова умерла в Москве летом 1966 года. Поэтесса похоронена в г. Комарово под Санкт-Петербургом, как и хотелось этой великой женщине с трудной судьбой.

Выводы:

В. Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?

О. Родина в поэзии А. Ахматовой - понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой войны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифистском плане. А. Ахматова в стихах готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией / стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрировали, А. Ахматова не оставила Родину.

В. Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть родину (по стихам)?

О. А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю». Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, /Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».

Учитель. Жить в нашей стране всегда было не просто. Судьба Ахматовой - это две мировые войны, революция и гражданская война, годы сталинских репрессий и хрущевская оттепель. Но и сегодняшнее молодое поколение - это тоже не простая эпоха. Это и чеченская война, терроризм, растерянность молодого поколения и, как следствие, алкоголизм и наркомания. Ахматова - патриот, она выстояла. А как не сломиться сегодняшним молодым?

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем созвучие патриотизма Ахматовой и патриотизма нынешнего поколения?».


I. Творчество Анны Ахматовой довольно долго оценивалось как «женская поэзия», замкнутая в узком мире любовных переживаний. Современники видели в ее ранних стихах своеобразный лирический дневник.

Ахматова не принадлежала к поэтам, которые клянутся в своей любви к Родине «навзрыд», однако образ России- один из ведущих в ее творчестве. Если собрать воедино все написанное ею о Родине, о родной земле, можно составить значительную по своему гражданскому смыслу антологию.

II. Тема Родины одна из традиционных тем русской поэзии, для которой характерны такие образные параллели: - мать, Россия - невеста (жена), Россия - сфинкс, Россия - огневая стихия и т. д. Традиционной является и связь образа России с образами дороги, дали, простора, ветра, песни. Ахматова дополняет их образами колокольного звона (колокольни).

III. В стихотворении «Родная земля» (1961) происходит своеобразная перекличка с лермонтовской «Родиной».

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем...

В основе ахматовского понятия Родина - образ земли.

Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею.

В последнем двустишии сопоставление «мы - земля» утверждает глубинную нерасторжимую связь русского человека с родной землей. Связь эта осмысляется поэтом как трагическая - связь смерти и страдания, требующей «бесслезной стойкости», и поэтому особенно прочной. Эпиграф, взятый из стихотворения 1922 г., подчеркивает единство темы Родины в лирике поэта.

IV. Образ Родины связан с темой земли. Образ земли в поэзии Ахматовой характеризуется святостью и чистотой. Он -один из ключевых в поэзии Ахматовой. Тема Родины в лирике Ахматовой, однако, не статична, ее развитие отражает эволюцию творчества поэта. Истоки ее - в стихотворении «Ты знаешь - я томлюсь в неволе...», написанном в 1913 г. на основе впечатлений от Слепнева:

Но все мне памятна до боли

Тверская скудная земля.

Журавль у ветхого колодца,

Над ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба и тоска...

Образ России усложняется и получает дальнейшее развитие в стихотворении «Плотно сомкнуты губы сухие» (мотив страдания и нищеты, народной судьбы и пламенной веры).

В годы Первой мировой войны появляется беспримерное по силе любви к родной земле стихотворение «Молитва» (1915), выражающее высшую степень самоотречения:

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

V. Истинный патриотизм, присущий творчеству Ахматовой, особенно ярко проявился в ее послереволюционной лирике («Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам...»). В то же время в лирике Ахматовой 20-:ЗОтХ годов глубоко трагичен. В этот период впервые появляется определение «великая» в ее поэзии («И зори Родины великой»), но одновременно сквозными образами ее лирики становятся образы смерти, боли, крови и страдания.

В 30-40-е годы усиливается роль исторических параллелей и образов, связанных с историей. Ахматова рассматривает историю как постоянное «перетекание» настоящего в прошлое, что придает стихам внутренний драматизм и трагическую напряженность («Северные элегии»).

VI. Своеобразно решается Ахматовой проблема «Поэт и Родина»: разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах - нравственным долгом:

Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух.

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Мотив нерасторжимой близости поэта с Родиной сохраняется и в поздней лирике Ахматовой:

Что ж, прощай.

Я живу не в пустыне.

Ночь со мной и всегдашняя Русь.

Слово «Русь», редкое у Ахматовой, - знак неразрывной связи прошлого и настоящего России.

VII. В годы Великой Отечественной войны тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942г., судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

VIII. Мотив Родины, русской земли, ее судьбы, ее культуры и историй является одним из сквозных в поэзии Ахматовой. Он органически связывает ее произведения начала века и позднее творчество. Образ России, созданный в ее стихах, развивает традиции русской классической поэзии, поэзии Пушкина, Лермонтова, Тютчева.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ Родины В Творчестве Анны Ахматовой . И в закладках появилось готовое сочинение.

Тема родины в творчестве А Ахматовой

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой - «Вечера» и «Чёток» - написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я», - пишет она в стихотворении «Майский снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый...», но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция - осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...» далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение «Ты отступник...» адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты - отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился») скорбный дух...

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто...», вошедшее в третий сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних - о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.

В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Переулочек, переул...

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки...

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини - арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин - сестер, жен, вдов репрессированных - это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до общечеловеческого масштаба.

«Реквием» - это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» - это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна - это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Презентацию на тему Тема родины в лирике А Ахматовой можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайдов.

Слайды презентации

Тема родины в лирке А. Ахматовой

Учитель муниципальной Новлянской СОШ Лебедева Евгения Игоревна

МОЛИТВА Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей. 1915 г.

Литургия – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первой половина дня.

Стихотворение «Молитва» было написано в 1915 г. В этом году русские войска были разгромлены в Восточной Пруссии и в Галиции, немцы захватил часть Прибалтики и Украины. Положение России становилось угрожающим. Многие именно в этот год поняли серьезность начавшейся войны. В «Молитве» впервые в поэзии Ахматовой с такой силой сказалась боль и переживания поэтессы за судьбу России. Читатели слышали уже голос не просто поэта-лирика, но поэта гражданина и публициста.

Свою судьбу А.Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) обращены к драмам общественной жизни – войне, революции. Ахматова не может принять революцию, но столь же невозможно для неё оставить родину.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда»… Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух 1917 г.

Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? Каким образом выражена нравственная позиция автора?

Революционная Россия в этом стихотворении – «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид». Авторская позиция проявляется в готовности к худшему, невозможности поступить по-другому, поэтому «равнодушно и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и скорбь.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать или остаться. Она считает бегство предательством.

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней. Надменнее и проще нас. 1922 г.

Время обошлось с Ахматовой на редкость жестоко. В августе 1921 г. по чудовищно несправедливому обвинению в причастности к контрреволюционному заговору был расстрелян Н.Гумилев. Их жизненные пути к этому времени разошлись, но из сердца ее он никогда не был вычеркнут: слишком многое связывало их. О смерти Гумилева Ахматова, по собственному свидетельству, узнала из газет. Вдовий плач, скорбь о безвременно и безвинно загубленном человеке отливается в стихотворении «Заплаканная осень, как вдова».

Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит… Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой… Забвенье боли и забвенье нег – За это жизнь отдать немало.

В годы Великой Отечественной войны к читателям пришли стихи А.Ахматовой, насыщенные высокой патетикой и мужеством.

КЛЯТВА. И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!