Святой благоверный князь всеволод псковский

Слабость с обеих сторон - такова, как известно, особенность всех ссор.

Ф. Вольтер

Если попытаться в нескольких словах описать то состояние, в котором находилась Русь во время, когда ею управлял князь Всеволод, то его можно характеризовать, как одну большую междоусобную войну. В летописях сохранилось описание киевского князя, по которым он характеризовался, как человек благородный, но слабый характером.

Начало правления

В первый год своего правления, 1077 год, князь Всеволод решал проблемы дележа власти между собой, своими детьми и детьми Изяслава. Всеслав правил в Киеве. Старшего сына Изяслава, Святополка, отправили княжить в Новгород. Другому суну Изяслава Ярославича, Ярополку,в правление был оставлен город Владимир-Волынский. Своему же сыну, Владимиру Мономаху, князь Всеволод отдал Чернигов.

Первым выступил против Всеволода, князь Тмутараканский Роман Святославич, который объявил о своих правах на престол. Роман, вместе со своим братом Олегом, собрал крупное войско, которое состояло не только из славян, но и из наемных половцев, и двинулся на Киев. В результате Великий князь вступил в тайные переговоры с половцами, по результатам которых был подписан мирный договор. Половецкие наемники захватили Романа и Олега и двинулись с ними на север. В ходе похода Роман был убит. Олег доставлен на остров Родос. Летописцы говорят о том, что целых два года пробыл там Олег и только потом смог вернуться в Тмутаракань и вернуть себе престол.

Усугубление ситуации в стране

Продолжилось правление новой междоусобной войной, которую начали Ростиславичи. В 1084 году они воспользовались тем, что правителя не было в городе, а в самом городе справляли праздник Пасхи, они собрали войско и захватили Владимир-Волынский. Князь Всеволод пришел в ярость, узнав об этом. Он приказал своему сыну Владимиру собрать войско и силой вернуть город законному владельцу. Черниговский князь волю отца выполнил: захватил город и жестоко наказал захватчиков.

Следующую войну развязал уже сам Ярополк. Под влиянием своих советников он пошел войной на Всеволода, который вновь приказал своему сыну Владимиру собирать войско и идти на мятежника. Встретившись с войском Владимира Мономаха, Ярополк не отважился вступить с ним в битву, испугался и бежал, оставив свою дружину. По данным летописцев отправился Ярополк в Польшу с тем, чтобы просить там помощи у польского короля. Этот план не удался. Уважая правление киевского князя, польский король отказал Ярополку, и войско не дал. Так князь Владимира Волынска вынужден был вернуться в Киевскую Русь в 1087 году и просить прощения у своего дяди. Князь Всеволод поверил своему племяннику и вернул ему в правление город Владимир-Волынский. Правление Ярополка было не долгим. Всего через несколько дней после возвращения князя в город, он был убит своим же собственным слугой. Причины этого убийства летописцы не раскрывают.

На этом междоусобные войны прекратились, но обрушилась на Русь новая беда. Страшная жара привела к тому, что по все стране полыхали пожары. Сгорали поля. Начался страшный голод. Зимой 1092 года только в одном Киеве за три зимних месяца погибло от гола и болезней более 7000 человек. Усугублялось положение постоянными набегами половцев, которые грабили и сжигали русские деревни.

Князь Всеволод ослаб телом от бед, свалившихся на страну. В 1093 году, предчувствуя скорую смерть, он вызвал из Чернигова своего старшего сына Владимира Мономаха, у которого на руках и умер.

Годы правления 1078-1093

Князь Всеволод Всеволод Ярославович – князь из рода Рюриковичей. Его отцом был Ярослав I Мудрый, а матерью шведская королевна Ингигерда. Появился на свет в 1030 году. За жизнь значился как Князь Переяславский 1054-1073 года, Князь Черниговский 1073-1078 года и Великий князь Киевский 1077, 1078-1093 года. Был дважды женат. Первый раз женился в 1046 году на греческой царевне Липе (в некоторых источниках – Мария). Второй раз – в 1067 году на половецкой княжне Анне. В одном из браков у него родилась дочь Евпраксия Всеволодовна, ставшая в будущем германской императрицей (1093 год).

В 1060 году князь Всеволод объединившись с братьями напал на торков. В 1061 году армия Всеволода была разбита ханом Искалом, опустошившим затем земли Переяславской области. В 1067 году князь вместе с братьями напал на полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, а в 1068 году армии всех братьев были разбиты половцами на Альте. Всеволод спасался бегством и затаился в Киеве, однако во время восстания киевлян был выдворен в Переяславль.

В 1073 году послушав брата Святослава, князь помогает ему отбить Киев у брата Изяслава. Во главу города стал Святослав, а Всеволоду достался Чернигов. В 1076 году, когда умер Святослав, его место занимает Всеволод. Изяслав, узнав об этом, собрал армию и, попросив помощи у поляков, пришел на Русь. Князь Всеволод вышел ему на встречу, и возле Волыни было заключено мирное соглашение. Изяслав занял свой, некогда отбитый, престол в Киеве, а Всеволод вернулся в Чернигов. В этом же году по совету брата Всеволод напал на Полоцк, однако успеха никакого не добился.

В 1078 году у князя начинаются проблемы с одним из племянников – Олегом Святославовичем. Не имея волостей тот потребовал от князя дарования ему Чернигова, однако получив отказ, бежал в Тмутаракань. Там отдохнув, уговорил своего двоюродного брата Бориса Вячеславовича, разработать план по нападению на Всеволода. Собрав армию половцев, в этом же году они пришли на Русь и вышли против Всеволода. 26 августа возле реки Сожица было сражение. Половцы разбили русских, избили множество высокопоставленных особ и стали грабить земли. Братья же вошли в Чернигов. Всеволод сбегает в Киев к брату Изяславу. Был принят очень радужно, не смотря на былые разногласия между ними, и получил обещание об оказании помощи. Через некоторое время, два князя, совместно с сыновьями организовали поход. Когда они подошли к Чернигову, жители закрылись в городе, а Олег и Борис поспешили собирать армию.

Всеволод и Изяслав захватили город. Сын Всеволода – Владимир Мономах, с боем пробился через восточные ворота и запер черниговцев в замке. К этому времени подошел Борис и Олег. Армии столкнулись в решительном бою недалеко от села Нежатая Нива. Бой был выигран, однако цена его была очень высока. Борис Вячеславович погиб в начале сражения, а на заключительном этапе был убит Великий Князь Изяслав.

После похорон, управление Киевом взял на себя Всеволод, а Чернигов достался Владимиру Мономаху. Зная возможности и стремления своего сына и, будучи спокойным и уравновешенным человеком, все последующие битвы он доверял своему сыну. Следующие пятнадцать лет он оставался Великим Князем Киевской Руси. Эти годы прошли в войнах с племянниками, желавших завладеть волостями. Всеволод очень переживал по этому поводу, отсюда стали появляться разные недуги. В последние годы своего правления он стал уважать молодых правителей, и часто обращался к ним за советом. Они же, пользуясь этим, настроили его против своей дружины, убрав и княжеский суд. Слуги князя стали грабить и продавать людей в рабство. Всеволод не был в курсе событий, так как угасал от многочисленных болезней. Когда же Велики Князь понял, что дальше не сможет руководить Киевской Русью в должной мере, послал за своим сыном в Чернигов. Владимир вошел в комнату к отцу, и, увидав исхудавшего родителя, заплакал. В этот же день, в присутствии своего старшего сына Владимира и младшего – Ростислава, Всеволод тихо и быстро ушел из жизни. Погребен в храме Святой Софии.

Всеволод запомнился также тем, что участвовал в разработке «Правды Ярославичей». Киеву подарил церковь Святого Михаила в Выдубицком монастыре, женский Андреевский монастырь, где жила его дочь Анна. Изучающие личность Всеволода Ярославовича летописцы говорили, что это был боголюбивый человек, уважающий правду и помогающий убогим, редко употреблял спиртное. Всеволод всегда превозносил священнослужителей и всячески помогал им. Сын Великого Князя – Владимир Мономах писал, что его отец хорошо владел пятью иностранными языками.

В истории Руси многие княжеские имена постоянно повторяются. Поэтому важно знать не только имя князя, но и годы его правления. Такими примерами являются Владимир, Святослав, Ярослав и другие.

В исторической литературе известно два князя Всеволода, которые именовались великими. Между ними существует временной промежуток больше ста лет. Кем же был Великий князь Всеволод, родившийся в 1030-м? А в 1154 году?

Значение понятия «великий князь» на Руси

В ряде держав титул «великий князь» означал, что человек по рангу находится ниже царя, но выше обычного князя. В русских источниках понятие упоминается с одиннадцатого века. Однако в это время словосочетание используется в качестве восхваления.

"Великий князь" стал титулом в конце двенадцатого века. Связано это с раздробленностью Руси и монгольским нашествием. Князей стало много и каждый из них стремился управлять всеми. К тому же для получения возможности править, требовалось получение ярлыка от монгольского хана.

Великокняжеская титулатура особенно распространилась на территории Северо-Восточной Руси. Ярким примером является князь Всеволод. Фото гравюр позволяют больше узнать о его внешности. Кого в истории впервые стали называть Великим князем Всеволодом?

Всеволод Ярославич

Родился князь Всеволод в 1030 году от брака Ярослава Мудрого с Ингигердой Шведской. При крещении получил имя Андрей. По некоторым письменным источникам, Всеволод считался любимым сыном правителя Киевской Руси. Автор одной из летописей связывает это с положительными чертами, которые были в характере Всеволода.

Пока отец был жив, Всеволод находился в Киеве. У него не было своего наместничества. С 1054 года он стал князем и начал править в Переяславле. С 1073 года он перешел в Чернигов.

С 1076 года началась его борьба за власть в Киеве. После двухлетней борьбы Всеволод стал Великим князем. Так продолжалось до его смерти в 1093 году. Похоронен был в Софийском соборе.

Деятельность князя

На Любечском съезде Всеволод передал города своим родственникам. Но это не решило проблемы конфликтов между князьями.

Внешнюю политику князь Всеволод проводил в тесном сотрудничестве со Священной Римской империей. Он выдал свою дочь Евпраксию за императора Генриха Четвертого. Она стала носить имя Адельхайда. После ее побега от жестокого мужа Всеволод стал контактировать с Урбаном Вторым (римский папа).

Для полной характеристики князя Всеволода следует отметить, что он был человеком набожным, боголюбивым, не был замечен в пьянстве и похоти. При его жизни было сооружено два церковных здания:

  • Михайловский собор - заложен в 1070 году, когда родился сын Ростислав (в крещении Михаил);
  • Андреевский монастырь - построен в 1088 году для дочери Анны.

Всего от двух баков у князя было двое сыновей и четыре дочери. Самым известным стал Владимир Мономах.

Всеволод Юрьевич

Родился князь Всеволод в 1154 году, спустя сто лет после смерти Ярослава Мудрого. При крещении он получил имя Дмитрий. Его отцом был Юрий Долгорукий, имя матери точно не известно. Предполагается, что ее звали Ольга и была она гречанкой.

В младшем возрасте он вынужден был жить в Константинополе, куда был изгнан сводным братом Андреем Боголюбским. Он жил в Византии вместе с матерью и братьями около семи лет. На Русь Всеволод вернулся пятнадцатилетним юношей, наладив отношения с Андреем Боголюбским.

Принимал участие в междоусобной войне, в результате чего получил следующие титулы:

  • Великий князь Киевский - несколько недель 1173 года;
  • Князь Переяславский - с 1175 по 1176 год;
  • Великий князь Владимирский - с 1176 до своей смерти.

Благодаря Всеволоду Владимирское княжество достигло своего наивысшего могущества. Самого князя называли «Большое Гнездо». Прозвище связано с тем, что со своей первой женой, ясской княжной Марией Шварновной, они произвели на свет двенадцать детей, из них восемь мальчиков. Второй брак был заключен с Любовью, дочерью Витебского князя. Детей у пары не было.

Дети князя:

  • Константин - старший сын;
  • Борис - умер в детстве;
  • Глеб - умер в детстве;
  • Юрий;
  • Ярослав - в крещении Феодор;
  • Владимир - в крещении Дмитрий;
  • Святослав - в крещении Гавриил;
  • Иван;
  • Сбыслава - в крещении Пелагея;
  • Верхуслава - в крещении Анастасия, стала женой Ростислава Рюриковича;
  • Всеслава - стала женой Ростислава Ярославича;
  • Елена.

Когда в 1211 году возник вопрос о престолонаследовании, князь собрал собор и распорядился, чтобы Владимиром правил Юрий, а Ростовом - Константин. То есть главный город достался не первому сыну, а второму. После его смерти братья начали войну между собой.

Останки Всеволода сохранены и находятся в Успенском соборе Владимира.

Характеристика правления

Характеристика князя Всеволода дана одним из летописцев. Автор описывает его как человека набожного, нелицемерного. Что же сделал Всеволод для укрепления своей власти?

Внутренняя политика

Во внутренней политике Всеволод стремился усилить сотрудничество между Киевом и Владимиром. Участвуя в междоусобных войнах, он сталкивал между собой князей, ослабляя их власть. Это позволило ему достичь желаемого могущества.

За годы правления князь Всеволод совершил расправу над боярами Ростова, добился права лично выбирать епископа. Также он сумел расширить территории Владимиро-Суздальского государства, совершив удачные походы на Рязань. Владимир при князе украсился Дмитриевским собором, Рождественским собором, кремлем. Под свой контроль он сумел взять Чернигов, Галич, Киев.

Внешняя политика

Князь много раз совершал походы против половцев, на Мордову, Волжскую Булгарию. Немаловажное значение для развития княжества он придавал развитию торговли. Своими походами он не только расширял территории, но и налаживал торговые пути. Так, завоевание части булгарских земель открыло доступ к соседним государствам, что позволило увеличить объем торговли. Это привело к подъему экономики в княжестве.

Упоминание о князьях в «Слове…»

О правлении князя Всеволода Ярославича упоминается в «Слове…». Автор называет князя «давним великим Ярославовым сыном», который слышит звон из Тьмутаракани.

Благоверный князь Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, был сыном святого великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха. Рожденный и воспитанный в Новгороде, он молитвой и чтением божественных книг с юных лет прилепился к Господу и был верен Ему во всю жизнь. "Поучаясь в заповедях Господних всегда", он имел "душу милостиву". Начав управлять Новгородской областью с 1117 года, он в 1123 году победоносно ходил на Ям; в 1132 году совершил поход на Чудь и взял Юрьев.

Благоверный князь Всеволод Псковский

Одаренный мужеством и большой телесной силой, он не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных.

С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к устранению бед отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны. Во время своего княжения в Новгороде, он усердно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных. Он с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был "друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник" и вообще истинным отцом своих подчиненных. Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

Меч благоверного князя Всеволода Псковского, XV век

Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и зараженным еще остатками язычества новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца "пустиша из города". Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46 лет от роду, в 1138 году.

Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод - 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача.

Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха "на утверждение граду". По их молитвам отпал ноготь от руки святого. Псковичи положили святого Всеволода в храме святого великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя - щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни "Чести моей никому не отдам".

В 1192 г. он явился одному боголюбцу и сказал ему: "Объяви, чтобы тело мое перенесли в храм Святой Троицы. Там хочу возлечь. Господь Иисус Христос передал мне город Псков, чтобы я хранил его". 27 ноября 1192 года были обретены нетленными мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел.

В 1193 году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления.

Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, "претерпевшего изгнание от своих", а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя князь жил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи своего святого князя.

Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал 700-летие обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.

Канонизирован Русской церковью на Макарьевском соборе 1549 года как святой благоверный князь Всеволод Псковский.

Благоверный князь Всеволод Мстиславович был старшим внуком доблестного великого князя Владимира Мономаха, выступил в жизни общественной в 1117 году в Новгороде, а скончался в 1138 году в Пскове, где нетленные мощи его почивают и доныне.

О первоначальном его воспитании точных сведений не сохранилось; по древнему же преданию Святая Церковь воспевает князя Гавриила как измлада наученному благочестию христианскому, как наследника добродетелей своего родителя князя Мстислава. Благочестивый, храбрый и рассудительный Мстислав Владимирович долгое время княжил в Великом Новгороде и заслужил преданность граждан, которые не хотели иметь у себя другого князя кроме Мстислава, «ими вскормленнаго».

Детство святого Всеволода протекало в Великом Новгороде. Здесь же прошла впрочем и большая часть его жизни.

В 1117 году великий князь Владимир Мономах отозвал своего сына Мстислава из Новгорода в Переяславль, подготовляя в нем себе преемника. Молодой Всеволод заступил вместо отца в Новгороде. Первые годы его правления ознаменовались благоустроением церковных учреждений, чтобы Церковь имела более способов для благотворного действия на нравы новокрещеного народа Новгородского края. В 1119 году князь Всеволод с игуменом Кириаком заложил каменную церковь в трех верстах от Новгорода во имя святого великомученика Георгия, докончил эту постройку и при храме учредил монастырь. Со своей стороны великий князь Мстислав вполне поддерживал благочестивые стремления своего сына. Сохранилась до нашего времени жалованная грамота Юрьеву монастырю, писанная около 1130 года и данная от имени обоих князей. Великий князь Мстислав приказывает своему сыну Всеволоду отдать монастырю святого Георгия село Буйце со всеми податями. В конце же жалованной грамоты написано: «...а я, Всеволод, дал блюдо серебряное в 30 гривен серебра святому же Георгию, повелел бить в это блюдо на обеде, когда обедает игумен». Из других грамот видно, что святой Всеволод снабдил Юрьевский монастырь угодьями.

В 1123 году князь Всеволод женился на дочери черниговского князя святого Николая Святоши, из дома Ольговичей. И когда родился у него сын — первенец Иоанн, князь построил в 1127 году в честь его Ангела церковь святого Иоанна Предтечи на Опоках с приделом во имя святого пророка Захарии. На имя этой церкви благочестивый князь около 1135 года дал особую уставную грамоту, сохранившуюся до наших дней. В грамоте читается: «Вот, я, князь Всеволод, нареченный во святом крещении Гавриил, сын Мстиславов, внук Володимира Мономаха, благоволением Божиим поставил церковь святаго Иоанна Великаго на Петрятине дворище, и снабдил ее иконами многоценными и всеми книгами, и устроил попов и дьякона, и дьяка в соборной церкви». Новопостроенная церковь назначается быть приходской церковью особого торгового товарищества, которое называлось по ее имени «купечеством Иванским». Для заведения делами церкви и всего товарищества избиралось из среды его пять старост. Главный доход церкви составлялся из торговых пошлин, именно — из платы за употребление весов и мер, которые хранились в церковном притворе. Пошлины эти служили главным источником содержания церкви и служившего при ней духовенства. Из тех же доходов платилось и духовенству, приглашенному совершать богослужение в храмовые праздники. На праздник Рождества св. Иоанна Предтечи здесь служит Новгородский владыка, на другой день — архимандрит юрьевский, на третий — игумен из Антониева монастыря. Грамота точно исчисляет, сколько кому из высшего духовен-ства следует дать вознаграждения за эти службы и какие вообще выдачи следует производить по случаю праздника.

Богобоязненный князь Всеволод был вместе с тем и мужествен. Преданный своему долгу, он высоко ценил чувство чести и не оставлял безнаказанным дерзких врагов его удела. Сохранился доселе огромный меч святого Всеволода с надписью: «Чести моей не уступлю никому». С этим мечом изображается он и на иконе.

Великим постом 1123 года князь Всеволод вынужден был предпринять поход против северных соседей Новгорода — ями. Враги были побеждены.
Но возвращение войска в Новгород было очень затруднительно. Снег растаял и дороги испортились, не хватало продовольствия. Тем не менее поход окончился счастливо.

В 1130 году Всеволод с двумя своими братьями Изяславом и Ростиславом ходил на финское племя эстов. Враги были жестоко наказаны: многих перебили, жилища сожгли, детей и женщин забрали в плен и привели на Русь.
Но в следующем году потребовался новый поход под предводительством уже одного Всеволода. Эстонцы сражались храбро, побили многих новгородцев. Еще ранее, в 1127 году, святому князю Всеволоду пришлось идти по воле отца на непокорного князя полоцкого Давида Всеславича, который и лишен был стола. Полоцкие князья с их женами и детьми взяты были в плен великим князем Мстиславом и отправлены в Царьград к византийскому императору. Так протекло 15 лет княжения Всеволода в Новгороде.

В 1132 году умер отец его великий князь Мстислав, и для Всеволода начался ряд тяжелых испытаний, которые почти не прекращались до самой его кончины. Причинами этого были общие в нашей земле тогдашние неустройства и усобицы князей. Вступив на великокняжеский престол после своего брата Мстислава, князь Ярополк немедленно, в том же 1132 году, вызвал князя Всеволода из Новгорода в Переяславль, считавшийся старшим после Киева. Новгородцы отпустили князя с неудовольствием. Между тем младшие сыновья Мономаха, Георгий и Андрей, не захотели, чтобы в преемники великому князю Ярополку предназначался племянник их Всеволод и решили изгнать его из Переяславля. Утром Всеволод въехал в Переяславль, а к обеду оставил его, избегая междоусобия, и отправился опять в Новгород. Но здесь встретили его недоброжелательно. На вече в Новгород пришли псковичи и ладожане. Вече сильно волновалось и не приняло князя Всеволода. Всеволод оставил Новгород. Однако граждане скоро одумались, вернули князя Всеволода, но, по-видимому, ограничили его в правах и власти.

Тем временем Новгородские пригороды подверглись нападению чуди, и по возвращении в Новгород святой Всеволод в 1133 году ходил в Эстонию, ограждая границы Новгородские, и взял город Юрьев, или Дерпет.

В следующем году в Новгород прибыл брат Всеволода Изяслав, прогнанный дядей Георгием Суздальским из Турова, и просил себе помощи. Новгородцы зашумели, вызываясь на поход против властолюбивого Георгия. Вече было бурное: одни хотели защищать Мстиславичей, достать им волость, другие — нет. Большинство оказалось на стороне Мстиславичей, и положено было идти в поход. Князь Всеволод с братом и новгородским посадником пошли в Суздальскую землю. Но дорогой несогласия веча повторились в полках; противники Мстиславичей пересилили и заставили войско вернуться назад в Новгород. Однако вече вольного города не одобрило этого, выбрало нового посадника,
и князь Всеволод вместе с новгородцами отравился в Ростовскую землю. В то время прибыл в Новгород митрополит Киевский Михаил. Он уговаривал новгородцев не проливать братской крови: «Не ходите, меня Бог послушает!» Но безуспешно. Новгородцы задержали святителя и отправили войско против князя Георгия под предводительством Всеволода. Стоял конец декабря. Метели и жестокий мороз преследовали новгородское войско и очень обессилили его. 26 января 1135 года произошло кровопролитное сражение на Ждановой горе. Суздальцев побито было не менее, чем новгородцев, но победы не было и продолжать войну не приходилось. Заключили мир, и новгородцы повернули домой.

Эта неудача имела неприятные последствия для святого Всеволода. Новгородцы от него отвернулись. Они начали склоняться на сторону враждебных Мономаховичам князей Ольговичей Черниговских, которые в то время вели успешную борьбу против великого князя Ярополка Мстиславича. Призвав псковичей и ладожан, новгородцы думали с ними о том, как бы изгнать святого Всеволода. 28 мая 1136 года посадили его на епископском дворе под стражу вместе с женой, детьми и тещей. День и ночь стерегли князя 30 вооруженных сторожей. И так держали его до 15 июля. Князя обвиняли в следующих преступлениях: не заботился о смердах, т. е. крестьянах; хотел, оставив Новгород, сесть в Переяславле; в сражении на Ждановой горе не обнаружил храбрости — первый отступил; вмешивает Новгород в усобицы: сначала велел приступить к Ольговичам, теперь отступить. Говорили, будто князь больше развлекается играми и охотой, чем управляет людьми и судит их. Так обвиняли князя люди враждебной ему стороны, которые взяли верх в вольном городе. На место святого князя новгородцы призвали к себе Святослава Ольговича. Когда приехал Святослав, то Всеволод отправился к великому князю в Киев, и Ярополк дал изгнаннику Вышгород.

Но у князя Всеволода были в Новгороде и Пскове люди, которые к нему были привязаны и по-другому ценили его деятельность в управлении вольным городом. Они тайно прислали к нему в Вышгород сказать: «Иди, князь, опять тебя хотят».

И действительно, псковичи из уважения к высоким душевным качествам князя Всеволода с радостью приняли его. По дороге в Псков он имел случай убедиться, что даже те, кто мог считать его в числе своих врагов, исполнены к нему располо-жения. Полоцкий князь Василий Рогволодович принял едущего в Псков Всеволода с истинно братской любовью. Он с дарами вышел к нему навстречу, ради заповеди Божией забыл все зло, которое сделал отец Всеволода Мстислав всему роду его, целовал с ним крест и с честью проводил святого Все-волода.

Господь не судил князю Всеволоду долго управлять Псковом. По своему пониманию долга на новом месте благоверный князь обратил главное свое внимание на внутреннюю жизнь горожан. Справедливый суд и управа, призрение странных и нищих, попечение о больных — вот ежедневные занятия князя. Почитая каждый день последним в своей жизни, он строгим воздержанием и молитвой приготовлял себе путь к вечности. Как раньше в Новгороде, так и теперь в Пскове святой Всеволод явил себя усердным храмоздателем. Он по-строил каменный соборный храм во имя Пресвятой Троицы.

Прошло около года пребывания его в Пскове. Новгородцы были смущены появлением их изгнанника в Пскове, а вместе чувствовали боязнь и раскаяние. Восторжествовали в них чувства недобрые, и князь их Святослав в союзе с курянами и половцами пошел на Псков, чтобы прогнать Всеволода. Псковичи засекли в непроходимых лесах своих все дороги. Видя эту решительность псковичей, новгородцы со своим князем не захотели вести трудной войны со своими братьями. Между тем скоро не стало того, кто служил невольной причиной вражды. 11 февраля 1137 года, в четверг сырной недели, князь Всеволод почувствовал приближение смерти, причастился Святых Таин, простился с народом и мирно отошел ко Господу. Весь город, духовенство и миряне, старцы и дети, а особенно сирые и немощные, горько оплакивали общего доб-родетеля. Когда весть о смерти его пришла в Новгород, то возбудило во всех искреннее раскаяние, что не умели беречь у себя добродетельного князя. Тогда они решили, по крайней мере, останки его хранить у себя. Было снаряжено посольство в Псков во главе с протопопом Полюдом и лучшими людьми, чтобы взять и привезти тело в Новгород. Псковичи не смели противиться, но посланные из Новгорода никак не могли тронуть с места раку с телом почившего князя. Было ясно, что почившему неугодно было оставить свое тело тем, кто изгнал его при жизни. Новгородцы плакали и просили перед гробом прощения в своей самонадеянности и были утешены тем, что могли взять с собою ноготь, отпавший с перста почившего князя.

Согласно завещанию, тело святого князя было погребено в храме святого Димитрия Солунского. Прошло немного времени по преставлении благоверного князя и от его честных мощей начали истекать знамения и чудеса для приходящих с верою слепых, хромых, сухоруких, расслабленных, бесноватых
и разных больных. Все они по вере своей и по молитвам святого князя получили исцеление. Прошло 55 лет. Память о князе Гаврииле-Всеволоде сохранялась псковичами свято, ибо он положил основание самостоятельности Пскова, дотоле считавшегося только пригородом Новгорода. В 1193 году святой князь явился в сонном видении одному богобоязненному мужу и сказал: «Объяви всему священному собору, князю, посаднику и всему христолюбивому народу псковскому, чтобы перенесли мощи мои от святого Димитрия в храм Пресвятыя Троицы; ибо там хочу я возлечь».

Благочестивый муж осмелился спросить: «Кто ты, владыко мой, пришедший ко мне, смиренному, воспомянуть грехи мои? От светлости лица твоего трепещет душа моя; открой мне имя твое святое». «Имя мое князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, — отвечал явившийся, — Господь Иисус Христос предал мне град мой Псков, чтобы хранить его и соблюдать от безбожных немцев, и в нем хочу пребывать до скончания века сего. Не медли исполнить волю мою».

Обрадовались псковитяне и поспешили целым городом, в предшествии духовенства в церковь великомученика; там подняли раку чудотворца и понесли ее, но когда подошли к вратам города, которые назывались Смердиевыми, стала неподвижно рака. После многих напрасных усилий, слез и молитв принуждены были отнести мощи на прежнее место. В следующую ночь святой Всеволод явился тому же благоговейному мужу и сказал ему: «Не хочу идти во врата Смердии, но скажи князю и всему собору и посадникам: пусть пробьют ворота от реки Псковы на северную сторону и тут пронесут мощи мои в храм Пресвятыя Троицы».

Немедленно пробили городскую стену и сделали новые ворота, чрез которые внесли чудотворные мощи святого князя и поставили их открыто в возобновленном им соборном храме. Это перенесение мощей совершилось 27 ноября 1192 г.

В 1284 году при раке благоверного князя Всеволода совершилось чудо над бывшим псковским посадником Елисеем. Старый посадник лежал расслабленный всем телом, так что не мог двинуть ни рукой, ни ногой. По вере в благодатную силу святого Всеволода он велел отнести себя к его мощам. Когда священник, совершив молебствие, окропил больного святою водою, расслабленный встал и без посторонней помощи возвратился домой.

Ночью на 30 июля 1363 года святой князь явился соборному пономарю и сказал: «Поспеши передать соборянам Пресвятой Троицы и посадникам, чтобы вынесли из соборной церкви иконы и сосуды, ибо Господу угодно явить чудо над мощами моими в следующую ночь».

Наутро из церкви все было вынесено, а в самую полночь обрушился церковный свод, пробил раку святого князя и отшиб малую часть честной главы его (челюсть). Часть эта сохраняется в особом серебряном ковчеге. Мощи были тогда поставлены в придельном храме Благовещения. Чудесных исцелений от болезней по молитвам у гроба святого князя записано до половины XVI века двадцать одно. Из получив-ших исцелений более других оставили о себе память богатый муж Иоанн Зайцев и две его дочери. По чувству благодарности они положили на честную раку дорогой покров с изображением святого князя, вышитый золотом и шелками. Покров сохраняется доселе. Местное празднование благоверному князю Всеволоду началось или со времени открытия мощей в 1192 году, или со времени первого чуда в 1284 году. Общецерковное празднование установлено на Соборе в 1549 году. Псковский летописец повествует, что сам царь Иоанн Грозный во время пребывания в Пскове в 1569 году с великим благоговением слушал молебное пение святому князю. Поклоняясь раке благоверного князя, царь удивлялся «величествию» меча его. Святой князь Всеволод стал для Пскова защитником, нерушимой стеной его. В неравной борьбе с ливонцами, поляками и другими врагами они уповают на молитвы святого Всеволода и отражают врагов. Его молитвам приписывали преложение ярости Грозного царя на милость, когда он приехал в Псков в 1569 году, после разгрома Новгорода. Ими же объясняли умирение внутренних междоусобий
в Пскове. Особенно трогательно сказалась вера псковитян в небесную защиту своего покровителя в 1581 году. Когда Пскову угрожала великая опасность от польского короля Стефана Батория и враги заняли уже часть города Полонище, псковичи получили спасение единственно по молитвам к своим небесным покровителям. Они так и понимали тогда свое положение, ниоткуда не ожидая иного спасения. В продолжение двух недель они носили мощи святого Всеволода по городу к тем местам, каким наиболее угрожали осаждающие. И враг был принужден снять осаду и удалиться. Событие изнесения мощей святого Всеволода на место битвы в 1581 году изображено на одной из сторон серебряной раки, которая изготовлена в 1834 году, ко времени, когда по повелению императора Николая I святые мощи были перенесены в главный собор.

В ноябре 1893 года Псков торжественно праздновал 700-летие обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила.