Сообщение счет лет в истории. Счёт лет в истории. Что мы узнали

Многие идут в детский сад, в пять лет начинают заниматься в музыкальной школе, в семь — в спортивной секции, с семи лет идут учиться в школу, с десяти лет начинают углублённо изучать иностранный язык и так далее.

Дата

Историки, изучая события прошлого, всегда отмеча-ют, когда они произошли. Год, месяц, число произо-шедшего события называют датой .

Дата ставится, например, в конце письма. В некото-рых документах отмечена дата вашего рождения. Извест-ны точные даты возникновения многих городов на-шей страны. Но даты некоторых событий историки указывают лишь приблизительно. Причина в том, что о них нет точных сведений в письменных или эти события произошли в глубо-кой древности, когда ещё не было письменности.

Летоисчисление (отсчёт времени)

Историческая хронология — очень важный помощ-ник историков в изучении прошлого. Специалисты в этой области науки изучают, какие летосчисления бы-ли в прошлом, какими календарями пользовались раз-ные народы и государства , а также устанавливают даты исторических событий, время создания исторических источников. Разные народы мира вели счёт лет по-разному.

Календарь

В современном мире наиболее распространён сол-нечный календарь, в основу которого положен солнеч-ный год — промежуток времени, приблизительно рав-ный периоду обращения Земли вокруг Солнца . Им пользуются христианские народы, ведущие летосчисле-ние от Рождества Христова. В древности солнечный ка-лендарь существовал у египтян.

Что означает «нашей эры» и «до нашей эры»?

До нашей эры или нашей эры — что это означает? В странах, которые в древности приняли христианство, принято деление эр на две части — до рождения (Рождества) Иисуса Христа и после. Если событие произошло до рождения Иисуса — то говорят «до нашей эры», если после Его рождения — то говорят «нашей эры». Представить это можно в виде следующей ленты времени:

Лента времени «До нашей» и «нашей эры» (нажмите, чтобы увеличить)

С течением времени такое исчисление дат стало универсальным не только для христианских стран, но и многих других. Однако, так было не всегда.

Как и когда появилось обозначение «нашей эры» и «до нашей эры»?

Обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» появилось не сразу. Его не было сразу же после Иисуса, не было и 500 с лишним лет после. Во времена когда обозначение «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова» возникло, существовала Римская империя с ее собственным летоисчислением. Случилось это в 241 году от начала правления римского императора Диоклетиана (воцарившегося в 284 году нашей эры) — монах Дионисий Малый, занимаясь утановлением дат Пасхи, вычислил, как ему казалось, дату рождения Иисуса Христа и принял ее за точку отсчета новой эры.

Дионисий установил, согласно тексту Нового Завета, что Христос родился за 525 лет до того, как он начал свои вычисления. Для Дионисия Малого император Диоклетиан был язычником и гонителем христиан, поэтому, как ему казалось, было бы не очень достойно рассчитывать эти священные даты от времени языческого императора.

Популярной же его систему отсчета сделал в 731 году (уже нашей эры) другой монах, летописец англосаксонской истории Беда Достопочтенный в своем труде «О шести возрастах мира».

Именно Беда ввел отсчет и в обратную сторону — «до нашей эры». После этого новая система отсчета стала распространяться по всем тогдашним европейским странам. Последней в Западной Европе перешла к новой хронологии Португалия — в 1422 году. В России «новую эру» ввел Петр I в 1699 году — до этого в России считали «от сотворения мира».

Ввиду того, от какого события ведется отсчет, также говорят: «после Рождества Христова», «до Рождества Христова». Современные исследователи Нового Завета говорят о том, что Дионисий Малый немного ошибся в рассчетах — где-то года на четыре. Несмотря на это, обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» в современном мире оторвалось от своих религиозных корней и существует уже независимо от того, что, по сути, в вычислениях есть неточность. Вкратце обозначается «н.э.», «до н.э».

Как считать века нашей и до нашей эры? Как ведётся счёт лет нашей эры и до нашей эры?

Существует простой способ определить век нашей или до нашей эры, зная дату. Например, если это 1961 год, то убираем две последние цифры — остается 19 — и прибавляем единичку. Получается 20, т.е. 1961 год — это 20 век (или XX в римской записи). Если это 525 год, то снова убираем две последние цифры и прибавляем единичку. Значит это 6 (VI) век — и неважно, в какую сторону — до нашей или нашей эры.

А если это 70 год нашей/до нашей эры? Ведь если убрать две цифры, то ничего не остается! Все так же — раз ничего не осталось, то считаем, что у нас ноль — к нему и прибавляем единичку. Таким образом получается, что все года до 99 года нашей или до нашей эры — это 1 (I) век нашей или до нашей эры (или от/до Рождества Христова). 100 год — это уже 2 век — или II век римскими цифрами.

А как ведется счет лет нашей эры и до нашей эры? Например, если сейчас 2017 год, а древняя Римская республика была основана в 509 году до нашей эры, значит от этого события до наших дней прошло 2526 лет (2017 + 509 = 2526).

Счет в рамках нашей эры ведется, наоборот, т.е. даты вычитаются — например если событие, ну, допустим, Бородинская битва, произошло в 1812 году, а сейчас 2018 — то 2018-1812 = 206. Т.е. в 2018 году отмечается 206-летие Бородинской битвы.

Основная задача урока - подготовить учащихся к пониманию счета лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории.

Формируется представление о том, что древнейшие календари возникли в связи с потребностями земледельческого хозяйства.

В учебном материале урока нет ярких описаний, сведения о возникновении христианской эры (нашей эры) не связаны со знакомыми учащимся фактами, отрывочны; счет лет до нашей эры выглядит как «обратный» и противоречит жизненному опыту детей. Все это требует от учителя особенно тщательной подготовки и собранности на уроке.

План изучения : 1. Возникновение счета времени по годам. 2. Происхождение и сущность нашего летосчисления.

Вводная часть урока посвящена тому, как важно, изучая историю, уметь назвать год, в который произошло то или иное событие. Учитель проверяет, помнят ли учащиеся даты по истории первобытного общества (в учебнике их не менее шести:

«Когда появились на Земле древнейшие люди? Когда люди стали такими как люди нашего времени?» И т. д.).

Учитель чертит «линию времени»: он проводит мелом линию от одного края доски до другого и стрелку, указывающую направление движения времени (см. пособие, рис. 6).

Рис. 6. "Линия времени"

«Чем ближе к дверям класса, тем ближе к нашим дням,- говорит он -и откладывает на «линии» текущий, 1977 год. - Слева или справа от этой даты нужно отложить дату Октябрьской революции?» Отметив на «линии» 1917 год, учитель спрашивает: «Скольким годам равен отрезок между двумя зарубками на «линии»?» (60 годам.)

Откладывается еще одна дата (например, первое упоминание в летописи о Москве или год нашествия Наполеона на Россию), после чего работа с «линией» временно прекращается.

1. В глубокой древности первобытные охотники и собиратели заметили, что на смену теплому сезону приходят холода, а затем через много дней вновь становится тепло. Люди пытались определить продолжительность каждого сезона, ибо знали, что в зависимости от времени гЬда меняется количество зверей и плодов в лесах. С возникновением земледелия первобытные люди еще больше стали интересоваться сезонными изменениями в природе, продолжительностью каждого времени года, примерной длиной"года. «Как вы думаете, почему?»- может спросить учитель.

Задание : Придумайте фантастический рассказ, в котором некое племя земледельцев не разбирается во временах года. Покажите, к чему это может привести. Задание способны выполнить немногие ученики, обладающие развитым воображением. Приведем пример ответа ученика:

«В одной стране жило племя земледельцев. Они не знали-о существовании времен года. Осенью, когда осталось несколько дней до снега, они вспахали и засеяли поле. Всходы замерзли. Среди зимы снег растаял - наступила оттепель, почва стала влажной. Земледельцы решили засеять поле. Так и сделали. Но тут снова стало холодно, и ничего не выросло.

Весной хотели опять посеять, но решили, что снова наступят холода. Дождались жары, посеяли, но все засохло. Многие дети в племени погибли от голода...»

Вопросы : Почему этот рассказ фантастический? Какие знания, которыми обладали древние земледельцы, помешали бы им вести себя подобно героям рассказа?

Древние земледельцы отмечали смену времен года праздниками.

- Ныне стоит сентябрь, - говорит учитель. - Ночи становятся все длиннее, а дни короче. В конце декабря день начнет увеличиваться. Солнце как будто родится заново: оно станет давать больше тепла и света. Это явление природы заметили древние земледельцы. Они праздновали «рождение» солнца, желая ускорить наступление тепла. Какой праздник отмечают в эти же зимние дни верующие в наше время? Почему древние земледельцы обожествляли солнце, а племена охотников и собирателей нет?

Другой праздник в конце зимы, когда природа пробуждается после зимней спячки и словно оживает. Древние славяне праздновали наступление весны. В эту пору куры вновь начинали нестись, коровы - давать молоко. Поэтому ранней весной творог и яйца были любимыми блюдами и подавались ч как лакомство на праздничный стол. Какой весенний праздник, когда природа, как бы воскресает, отмечают верующие в наше время? (Христианские рождество и пасха - это те же древние земледельческие праздники; переосмысленные церковью в соответствии с мифом о рождении и воскресении Иисуса Христа. См.: Алмазов С. X., Питерский П Я. Ираздники православной церкви. М., 1962 )

Учитель подчеркивает, что у древних земледельцев возникло представление о годе: они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам: люди стали запоминать, в какой год произошло важное событие - основание города, большое наводнение, война.

Учащиеся, как правило, не знают, как возникло наше летосчисление, и даже не задумываются над тем, что в основе его лежит определенная точка отсчета. Поэтому желательно на примере древнеегипетской и римской эры показать, что в любом летосчислении такая точка отсчета обязательна.

В древнем Египте (Новые историко-географические понятия необходимо выделить («Египет - одна из древнейших стран мира, к изучению которой вы скоро приступите...» - скажет, например, учитель) ) каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй - вторым и т. д. Когда царь умирал, вновь наступал первый год, второй, третий. В чем неудобство подобного счета лет? Учащиеся понимают, что отсутствие непрерывного счета приводило к путанице. Иным было летосчисление, придуманное римлянами: год основания города Рима они считали первым, следующий - вторым и т. д. Предположим, римлянин говорил: «Я родился в 700 году». Что это означало? Через 700 лет после какого события он родился?

Вопросы: Какой счет лет существовал в древности у египтян? Какой у римлян? Какой счет лет удобнее? Чем?

2. «От какого события мы ведем счет лет? - ставит учитель вопрос. - Со времени какого события прошло 1977 лет?» Дать ответ учащиеся обычно не могут. Учитель побуждает их осознать, что и в нашем летосчислении существует некая точка отсчета. Предвидя возможную ошибку, он предлагает задание : «Иногда пятиклассники считают, что мы ведем счет от того времени, когда на Земле жили древнейшие люди. Опровергните это утверждение».

Учитель рассказывает, что счет лет, которым мы пользуемся, связан с верой в бога по имени Христос. Сказания о Христе создавались около 2 тыс. лет назад. Через несколько столетий вера в Христа распространилась в разных странах. А один из верующих (Создателем христианской эры считается настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый (VI в.). В его время церковники пользовались диоклетиановой. эрой, по которой счет лет велся с момента захвата императорской власти в Риме Диоклетианом. Поскольку этот император преследовал христиан, Дионисий решил заменить диоклетианову эру христианской. На основе евангельских легенд он «установил» год рождения Христа ) предложил вести счет лет от рождения Христа. «Пусть год рождения Христа будет первым годом, - говорил он, - следующий - вторым и т. д.» Этот человек «высчитал», будто Христос родился в 753 г. от основания Рима. Такой счет лет постепенно был принят во многих странах (Но далеко не во всех. Другие системы летосчисления применяются, Например, в Турции, Иране, Афганистане, в Индии и Шри Ланке, в арабских странах, Эфиопии, Нигерии и Судане. См.: Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1970, с. 188-190, с. 212 ).

Что произошло с точки зрения верующих 1977 лет назад?

Родился Христос, - отвечают учащиеся.

А что на самом деле произошло в этот год?

Шел 753-й год от основания Рима,- объясняет учитель, - ничего существенного в этот год не произошло, но в нашем летосчислении этот год принято считать первым.

Для религиозных людей рождение Христа, в которого они верили, - очень важное событие. Но почему мы до сих пор пользуемся этим счетом лет? Может быть, правильнее было бы вести счет лет от Октябрьской революции? (Какой в таком случае был бы ныне год в нашей стране?) В соответствии с учебником учитель объясняет, почему мы сохранили традиционный счет лет.

Вопросы : Какой счет лет - древнеегипетский или древнеримский - напоминает наш счет? Чем?

Далее учитель говорит, что «время с первого года и до наших дней мы называем нашей эрой» (стр. 31). На «линии времени» отмечается начало нашей эры. В сознании учащихся закрепляется тот факт, что наша эра продолжается немногим менее двух тысяч лет.

Наиболее сложная часть объяснения начинается с задания: «Докажите на фактах, что люди жили и до нашей эры». Учащиеся понимают, что даты, относящиеся к жизни первобытных людей, надо отметить на «линии» слева от начала нашей эры.

«В древности было восстание рабов под предводительством Спартака,- продолжает учитель. - Оно началось за 74 года до нашей эры. Где на «линии» надо поместить эту дату?»

Вызванный ученик определяет место даты. Учитель знакомит класс с ее написанием (74 г. до н. э.) и предлагает задание : «Подсчитайте, сколько лет назад началось это восстание?» После ответа полезно разъяснить, как надо решать задачи подобного типа.

Понимание того, чем вызван «обратный» счет лет для событии, происшедших до нашей эры (почему, скажем, за 74 годом до н. э. следует 73-й, а не 75-й), с трудом Дается не только слабым, но и средним ученикам. Учитель должен быть готов к тому, что часть учеников может не усвоить на данном уроке материал.

Объяснение может быть проведено следующим образом:

Если какое-нибудь событие произошло за один год до нашей эры, то мы говорим, что оно произошло в 1 году до нашей эры. Учитель отмечает эту дату на «линии времени» и продолжает: «Если другое событие произошло за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2 году до нашей эры» (делается запись на «линии»). Если третье событие произошло за три года до нашей эры, мы говорим, что оно произошло в 3 году до нашей.эры» (делается запись).

Таким образом, учащимся важно понять: если какое-нибудь событие произошло в таком-то году до н. э ., это означает, что оно произошло за такое же число лет до н. э . Время на «линии» движется по направлению к нынешнему году. Поэтому за 3 г. до н. э. шел 2 г. до н. э. И т. д.

Сущность счета лет до нашей эры становится ясной лишь при выполнении различных упражнений . Решаются «Дополнительные задачи» (стр. 32).

Учитель помогает вызванным ученикам:

Прочти условие 1-й задачи. Какие годы в ней упомянуты? (30 г. до н. э. и 30 г. н. э.) Отметь эти годы на «линии времени». Что требуется узнать в задаче?

Прочти условие 3-й задачи. Отметь на «линии времени» год, в который был поставлен придорожный столб. Отметь год, в который столб перевезли в музей. И т. д.

Следует объяснить: если необходимо высчитать, сколько лет назад произошло событие, надо считать назад от отметки, на «линии» - «1977 г.». Если же необходимо узнать, за сколько лет до нашей эры оно произошло, то надо также считать назад, но уже от отметки «начало н. э.».

Домашнее задание : учебник, стр. 30-32. Задачи учебника (стр. 32). Составить самостоятельно одну задачу по типу задач учебника.

Начало современному христианскому летоисчислению было положено в Раннем Средневековье. До первой половины VI века широко использовалась эра Диоклетиана. Отсчёт лет вёлся с 284 года, когда он был провозглашён римским императором. Несмотря на то, что Диоклетиан являлся одним из организаторов гонений на христиан, эта система летоисчисления применялась и духовенством для расчёта дат празднования Пасхи. В дальнейшем она получила название «эра мучеников» и до сих пор используется монофизитами в Северной Африке.

В 525 году римский аббат Дионисий Малый, который по поручению папы Иоанна I составлял пасхальные таблицы, решил отказаться от системы летоисчисления, основанной на дате начала правления преследователя христиан. Он предложил хронологию от Рождества Христова. Дионисий, основываясь на Евангелии от Луки, исходил из того, что Иисусу к тому моменту, когда он начал проповедовать, было около 30 лет. Его распятие состоялось в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику расчёта пасхалий, аббат вычислил, что Воскресение Христово приходится на 25 марта 31 года от его рождения.

Многие исследователи полагают, что Дионисий Малый допустил ошибку в своих расчётах. Таким образом, дата рождения Христа оказалась сдвинутой на несколько лет вперёд. Это мнение разделяли и первые лица католической церкви. Летом 1996 года в одном из своих посланий папа римский Иоанн Павел II подтвердил, что историческая дата Рождества Христова неизвестна и в действительности он родился на 5 – 7 лет раньше нашей эры. Бенедикт XVI также считал христианскую хронологию основанной на неверных расчётах. В 2009 году в первой части книги «Иисус из Назарета» он писал, что Дионисий Малый «ошибся в своих вычислениях на несколько лет». Рождение Христа, по мнению папы, произошло на 3 – 4 года раньше установленной даты.

Разработанная Дионисием Малым система летоисчисления стала применяться спустя два столетия после своего создания. В 726 году английский монах – бенедиктинец Беда Достопочтенный в своём труде «De sex aetatibus mundi» (О шести возрастах мира) впервые использовал хронологию от Рождества Христова для описания исторических событий. Вскоре новое летоисчисление широко распространилось в Европе.

Уже в 742 году датировка от Рождества Христова впервые появилась в официальном документе – одном из капитуляриев франкского майордома Карломана. Вероятно, это являлось его самостоятельной инициативой, не связанной с работами Беды Достопочтенного. Во времена правления императора Карла I Великого в официальных документах франкского двора широко применялся отсчёт лет «от воплощения Господа нашего». В IX – X веках новое летоисчисление прочно вошло в европейские королевские указы и исторические хроники, христианская эра стала использоваться в актах папской канцелярии.

Но в некоторых государствах ещё долгое время сохранялись другие хронологические системы. Страны Пиренейского полуострова использовали испанскую эру. Отсчёт лет в ней вёлся с 1 января 38 года до н. э., когда регион стал частью «Римского мира» (Pax Romana). Большинство пиренейских государств постепенно отказались от испанской эры в XII – XIV веках. Дольше всего она просуществовала в Португалии. Только в августе 1422 года король Жуан I ввёл в стране христианское летоисчисление. В России вплоть до конца XVII века использовался византийский отсчёт времени от сотворения мира. На новую хронологию государство перешло после указа Петра I от 20 декабря 1699 года. Последним из европейских регионов христианскую эру стала применять Греция. Новое летоисчисление утвердилось в стране в 1821 году после начала войны за независимость от Османской империи.

Триденский собор в 16 веке ввел новое летоисчисление, а первым (если не единственным) памятником новому тысячелетию по новолетию стала колокольня Ивана Великого 1600 г., построенная самым авторитетным тогдашним монархом в Европе - царем Борисом

Ответить

Вы явно что-то напутали Римляне вели свой отсчет от легендарного основания Рима (753 год до н. э.), Большинство остальных цивилизаций от сотворения мира, только отправная точка у них была разная евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э.Византийский календарь считал отправной точкой 1 сентября, 5509 год до н. э., Он собственно и был принят за основу императором Василием II в 988 году. Да начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года, но официально это было признано в 537 году. В остальном календарь, за исключением названий месяцев совпадал с Юлианским (принятым при Юлии Цезаре). Византийский календарь просуществовал до падения имерии в 1453 году.Григорианский календарь, который пришел ему на смену, введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года.

Ответить

Оксана, так я и не отрицаю использование римлянами летосчисления Ab Urbe condita. Но то, что эра Диоклетиана долгое время использовалась жителями империи и применялась даже некоторое время после её падения, это факт. Если не верите, более подробно здесь

Задачи рассказать обо всех существовавших системах летосчисления я себе не ставил, поскольку вопрос был немного о другом. Он касался только начала датировки от Рождества Христова. А это время Дионисий Малый высчитывал ориентируясь именно на эру Диоклетиана, а не на основание Рима или какую-либо другую систему.

Обо всех других календарях неплохо рассказали в этом вопросе.

Ответить

Прокомментировать

Не сразу. Летоисчисление от Рождества Христова, а вместе с ним и понятие «наша эра» появились примерно полторы тысячи лет назад, когда римский папа Иоанн I поручил ученому монаху скифского происхождения Дионисию Малому составить таблицы для расчета дня Пасхи. В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год н. э.). Вместо даты воцарения этого язычника и гонителя христиан Дионисий Малый взял за точку отсчета предполагаемый год рождения Иисуса Христа. Его он вычислил, руководствуясь текстом Нового Завета. (Сегодня считается, что монах ошибся на четыре года, и наш 2017 год должен быть 2013-м.). В VIII веке новая датировка получила распространение благодаря англосаксонскому летописцу Беде Достопочтенному, который опирался на систему Дионисия в своем сочинении «О шести возрастах мира». От того же Беды пошел обычай датировать события, произошедшие до Рождества Христова («до нашей эры»), ведя счет в обратную сторону. Постепенно вся Европа стала мерить время от рождения Христа. Россия перешла на новый счет «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» в 1699 году по указу Петра I.

Нужно начать с того, что первобытные люди представляли время хаотически, т.е. наборами несвязанных отрезков времени, границами которых служили природные события (грозы/ураганы и др.) . В Древнем мире в качестве эры выступали границы правления царей (Египет), либо счет велся по ЭПОНИМАМ (Греция, Рим,Ассирия) - это должностное лицо, по которому ведется счет лет. (Например: "в год, когда архонтом был такой-то.."). Архонты- в Греции, Консулы - в Риме, Лимму- в Ассирии.
В античном мире время представлялось циклически - спиралью.
Привычная нам линейная эра(универсальная) появилась с развитием христианства (чтобы все христианские общины отмечали праздники в одно и то же время).
В 525г. н.э. появилась эра от Рождества Христова. Ее предложил монах Дионисий Малый. До этого Пасха рассчитывалась на основании эры мучеников (то есть эры Диоклетиана (жестокого гонителя христиан), даты когда он начал править 16 августа 284 года). Однако Дионисий совершил ошибку в расчетах - Иисус Христос родился на 5-6 лет позже, той даты, что рассчитал Дионисий. С 10 века Ватикан перешел на летоисчисление от РХ.

Вообще, главный хронологический вопрос человечества - как соотнести единицы счета времени, выраженные целым числом.
Существует несколько основных единиц счета времени:
1. солнечные сутки (24 часа)
2. синодальный месяц (примерно 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды - от новолуния до новолуния)
3. тропический год (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) период от дня летнего солнцестояния до следующего такого же дня.
На основе этих единиц счета времени люди стали делить время на отрезки - появились календари - солнечные (древнеегипетский) и лунные (Древний Вавилон, Древняя Греция). Считается, что первые такие календари появились на рубеже 4-3 тыс.до н.э.

Семицикличный календарь - это пережиток Древневавилонского календаря, считавшегося священным. В нем каждый день находился под покровительством бога или богини, который в свою очередь связывался с определенными небесными телами. Такой способ перекочевал в Европу, и в 325 году семидневная неделя была объявлена всем христианским общинам.

24 часа в сутках пришли к нам так же из вавилонского календаря, в котором день делился на 12 частей по знакам зодиака (ночь не делили) , такое деление пришло в Древний Египет, где ночь разделили, тем самым удвоив зодиак.

В Древнем Риме календарь появился в 7 веке до н.э. Первоначально насчитывал 10 лунных месяцев = 304 дня. Нума Помпилий провел календарную реформу добавив 2 лунных месяца = 355 суток. в 5 веке до н.э. была проведена вторая календарная реформа, через год стали добавлять тринадцатый месяц МАРЦЕДОНИЙ, который вставляли между 22 и 23 февраля, он равнялся 20 дням. Таким образом примерно получалось 365 дней. Однако каждые 4 года календарное и астрологическое новогодие расходилось на день. Продолжительность марцедония определялась жрецами в Древнем Риме. Новогодие приходилось на 1 марта.
Месяца назывались:
мартос (от Марса) ,
апрелис (от имени богини Апры - одно из имен богини Афродиты), майнос (Майа богиня красоты)
юниус (Юнона - богиня плодородия)
квинтилис (пятый)
секстелес (6)
септембриус(7)
октобриус(8)
новембриус(9)
юноариус (Янос - бог тайн)
фебруариус (Фебруарий - бог мертвых, несчастливый месяц, т.к. четное число дней - 28).
Не было понятия недели. Считали по КАЛЕНДАМ - первому дню месяца.

Юлий Цезарь все это пресек и в его царствие был создан новый календарь ЮЛИАНСКИЙ - 46 год н.э.: новогодие перенесено на 1 января (когда происходило распределение должностей полномочий), отменил марцедоний, в это место раз в 4 года стали вставлять 1 день БИСЕКСТУС(дважды шестой) = високосный. Ср. продолжительность года стала равняться 365 дней 6 часов. Квинтилис переименовали в Юлиус (январь).
В 365 году юлианский календарь стал обязательным для всех христиан. Но он на 11 минут был больше года тропического, за 128 лет набежали сутки, а к 16 веку набежало 10 суток.

в 1582 году - Григорий XIII Римский Папа созвал комиссию (календарь - это прерогатива церкви, т.к. время - это место бога), было решено 5 октября 1582 года считать 15 октября.

Григорианский календарь ближе к году тропическому(разница в несколько секунд), одни сутки в таком календаре накапливаются раз в 3200 лет.

Если говорить об истории хронологии в России, то о славянском календаре мало что известно. Первоначально счет времени проводился сезонно, т.е. одновременно с с/х работами, границы не совпадали (например, весна с 23.03 по 22.06). Изменения пришли с появление христианства. С конца 10 века существовало два новогодия - мартовское и сентябрьское. Не буду вдаваться в подробности этого, скажу только что на всей Руси не было четкой хронологии.В 1492 году был отменен мартовский календарь. Это связано с тем, что от сотворения мира (5508 год) 1492 год считался 7000 годом, по идее конец света должен был быть, эта идея настолько овладела христианами, что они даже не рассчитали календарь - пасхалии (года по Пасхе) после этого года.
В петровское время обнаружилось, что календарь не совпадает с западным. 19 декабря 7208 (1699г) года от сотворения мира Петр издал указ о переходе на эру от РХ.

В конце 18 века все европейские страны приняли григорианский календарь, в России был все еще юлианский. В течение всего 19 века происходило много споров - переходить ли России на григорианский календарь, и 24 января 1918 года был принят Декрет о переходе России на григорианский календарь, после 31 января 1918 года считать не 1 февраля а 14 февраля. Собственно то, что мы сейчас имеем.

Если вы дочитали этот длиннопост - знайте, вы стали на немного умнее и терпеливее:)

Люди всегда хотели запомнить своё прошлое. С возникновением письменности возникла необходимость вести летоисчисление.

Самой первой и естественной единицей измерения были земные сутки. Наблюдение за Луной помогло установить, что одна Лунная фаза длится в среднем 30 суток. А через 12 лунных фаз начинается повторение первой. Календари, основанные на наблюдении за Луной, появились у многих народностей и хоть они и были неточными, но позволяли вести летоисчисление.

Оставалось понять, с какой точки начинать отсчет. Чаще всего за начало летоисчисления принималось какое-либо важное событие в эпохе народа. Такие промежутки стали называться эрами. Например, начало царствования нового вождя (эра Селевкидов – у жителей государства Селевкидов при восшествии на престол Селевка), заложение нового города (эра от основания Рима – у римлян) или просто знаменательное событие (эра от проведения первых Олимпийских игр – у греков).

Другой способ летоисчисления представлял собой последовательность событий. Его можно представить следующим образом: правитель X взошел на престол через 3 года после неурожая пшеницы; через 5 лет после начала правления X на государство был совершен набег варваров и т.д.

Практически у каждого государства существовало свое летоисчисление. С развитием торговли и науки в Европе, возникла необходимость создания единого календаря для христианских стран. В 525 году римский аббат Дионисий Малый предложил новую систему летоисчисления от Рождества Христова. Поначалу идеи аббата не пользовались популярностью, и каждая страна продолжала вести хронологию по-своему, однако спустя столетия в конце 10 века многие европейские страны начали переходить на предложенный Дионисием календарь. Теперь любая дата стала писать с припиской «от Рождества Христова» или «от Р.Х.). Окончательное упорядочивание календаря произошло в эпоху Возрождения, когда был введен термин «до Рождества Христова». Это значительно облегчило и систематизировало хронологию мировых событий. Уже ближе к 20 веку религиозная фраза «от Рождества Христова» заменилась фразой «нашей эры» и летоисчисление приобрело современный вариант.

Получается, современное человечество ведет летоисчисление по эрам, то есть использует те же способы, которыми пользовались наши далекие предки. Только теперь мы имеем более точный астрономический календарь, а точка отсчета летоисчисления является единой для всех стран.

Это интересно: в России переход на летоисчисление «от Р.Х.» произошло по историческим меркам совсем недавно – в 1700 году указом Петра I. До этого хронология событий велась по Константинопольской эре, которая начинала свой отсчет с 5509 до н.э. Получается, по старообрядческому календарю сейчас (на 2015 год) идет 7524 год. По результатам последнее переписи населения, старообрядцами на территории России являются 400 000 человек.