Соединительные гласные в сложных словах правило. Русский язык6 класс. Сложные слова с числительными
Рис. 2. Николай Добронравов ()
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Вот так составили транскрипции сложных слов:
На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.
Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)
Рис. 3. Горихвостка ()
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)
Рис. 4. Краснопёрка ()
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)
Рис. 5. Лисохвост ()
Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)
Рис. 6. Водомерка ()
Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Корни вод-, мер-. Вода, измерить.
На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- Rus.1september.ru ().
- Gramma.ru ().
- 5klass.net ().
- School-collection.edu.ru ().
- Oldskola1.narod.ru ().
- Реши орфографические задачи.
Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.
- Найди сложные слова, покажи их строение.
…Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
А. Толстой
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
В. Жульжин
- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.
Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.
Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово
Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым
II. Актуализация знаний
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада
.
Вот еще посадки
рядом.
А вот садовод
.
С ним садовник
идет.
Очень интересно
Гулять в саду
словесном.
(А. Е.
Измайло
в)
III Работа над новой темой .
1.Видео «Сложные слова в русском языке»
2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
- Какова же тема нашего урока?
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:
сложением целых слов: школа-интернат ;
основ слов с соединительной гласной: пароход;
части основы слова с целым словом: детсад;
сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .
В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .
Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.
Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.
Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.
(Слова записаны на доске)
Верхолаз←верх, лазить
Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика
3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?
4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – трудолюбивый.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – дружелюбное.
6.Физмнутка
7. Задание:
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
правильно | проводить |
|
8.Кроссворд
(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
9. Словарная работа
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
10. Игра «Менеджер по закупкам»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о
11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам
12. Творческая работа.
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
(чаепитие) |
||
помогать взаимно | (взаимопомощь) |
|
любить труд | (трудолюбие) |
|
люди одной фамилии | (однофамильцы) |
|
тот, кто ходит пешком | (пешеход) |
|
старший класс | (старшеклассник) |
13. Работа с карточками. Проверь себя
|
|
IV . Закрепление темы
Оперативный контроль.
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.
4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.
5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.
6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова
Русский язык
6 класс
33. Соединительные о и е в сложных словах
Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней . Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить → паровоз), из целых слов (диван, кровать → диван-кровать).
При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е.
Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.
Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных, а какая - после мягких согласных, шипящих и ц !
167 . Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Какие из этих сложных слов появились позднее других? Составьте с любыми двумя записанными словами сложные предложения.
Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.
168 . Выпишите сложные слова, обозначая условия выбора соединительных owe. Затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы.
И..следователь, дожд..мер, закр..питель, выключатель, обозр..ватель, пчел..вод, уч..тчик, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, сч..тчик, лётчик-испытатель.
169 . Корни, приведённые в рамке, чаще других встречаются во второй части сложных существительных. Подберите и запишите по 2-3 слова с каждым из них. С двумя сложными существительными составьте предложения, которые помогали бы понять значение этих существительных.
В начале иноязычных слов, если произносится ё , пишется йо , например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).
IX. Правописание сложных слов
§ 41. Соединительные гласные о и е
В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например:домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .
В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).
§ 42. Сложные слова без соединительной гласной
Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).
В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.:семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).
Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.
Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.
С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний словасумасшедший, умалишённый и т. п.
В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).
Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .
Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.),суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).
Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами