Скалигеровская хронология - история с белыми пятнами? Непознанный мир. Римская хронология как фундамент европейской хронологии

Иосиф Юстус Скалигер, Joseph Justus Scaliger, (1540-1609) - европейский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, француз по рождению, голландец по месту проживания в наиболее плодотворные годы, один из основателей традиционной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов. Сын Юлия Цезаря Скалигера.

Биография
Жозеф (Иосиф) Скалигер родился 5 августа 1540 г. в аквитанском городе Ажене. Он был третьим сыном ученого-гуманиста Юлия Цезаря Скалигера. С 12 лет Иосиф учился в коллеже Гиени в Бордо. После смерти отца в 1558 г. отправился в Париж. Четыре года учился в Сорбонне. В результате молодой Скалигер в совершенстве овладел не только латынью и древнегреческим, но также еврейским и арабским языками. Энциклопедическое владение доступными в то время источниками создали Скалигеру славу крупнейшего филолога. Его комментарии (1573) к трактату М. Т. Варрона «De lingua Latina» и лексикографическому труду римского грамматика С. П. Феста (1575) открыли учёному миру архаическую латынь.
В 1560-х годах Иосиф Скалигер совершил путешествие по Италии, затем - по Англии и Шотландии. Во время поездки, в 1562 году, он становится кальвинистом. Иосиф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат - сражался в рядах гугенотов.
После Варфоломеевской ночи Иосиф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии.
В 1593 г. Иосиф Скалигер отправляется в Нидерланды. Остаток жизни он проводит в университете Wikipedia:ru:Лейдена, и своей деятельностью способствует расцвету филологии в Нидерландах.

Скалигер скончался 21 января 1609 г. в Лейдене, Голландия. В честь него назван один из институтов Лейденского Университета. Энциклопедический словарь Граната, каждому тому предпосылает слова Скалигера:
«Lexicographis secundus post Herculem labor»

Научное наследие
Одна из заслуг Иосифа Скалигера - создание традиционной научной хронологии. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии, астрологии и теологии проявились в его «Исправлении хронологии» («De emendatione temporum», 1583), дополнения и поправки к которому Иосиф Скалигер опубликовал в «Сокровищнице времен» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606; Амстердам, 1629). Здесь он определил системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (включая Восточную Азию и мексиканцев), и привёл их в соответствие друг с другом. До Скалигера господствовали лишь средневековые способы летосчисления по церковному календарю, крайне недостаточные для исторической науки, а почти вся хронология имела узкослужебное назначение - определять дни церковных праздников: глобальная мировая хронология в те времена ещё не существовала. В основу своей версии хронологии Иосиф Скалигер положил восстановленные им самим хронологические сочинения Евсевия, его предшественника Юлия Африканского и его продолжателей Иеронима и Идация.

За текстами древних хронографов, восстановление коих именуют чудом дивинаторной критики, следуют у Скалигера «Примечания к хронике Евсевия»: здесь даются средства для выяснения взаимоотношений древних народов, и освещается библейская история и хронология. За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Силою своего недюжинного воображения и точных знаний Иосиф Скалигер построил в «Сокровищнице времен» мировую историю, расчленил ее материал по народам, синхронистически сопоставил события по периодам от начала ассирийского царства до половины XV в. нашей эры, впервые объединив Священную историю Библии с историей Светской. В лице Иосифа Скалигера европейская историческая наука вышла из подчиненного отношения к науке античности. Гуманитарная ученость Иосифа Скалигера превосходила собою знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» («De rе nummaria», Лейден, 1606) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор Гутер по инициативе Скалигера издал свод античных надписей (1602), к которому Скалигер составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Огромный авторитет Иосифа Скалигера вызвал злобу его религиозных (католических) противников, особенно иезуитов, которые специально готовили учёных, способных оспаривать мнения Скалигера. Эти критики вносили частные поправки в его положения (например, иезуиты Д. Петавиус, И.-Б. Риччиоли, ирландский епископ Уссерий внесли несколько дополнений и исправлений в его хронологическую систему), но даже отдалённо они не могли достигнуть его широты познаний, охватывавших древний мир в его целостности, как она представлялась до самого Новейшего Времени.

Вместе с тем, математические познания Иосифа Скалигера были значительно менее значительными. Известно, что он считал себя автором истинной квадратуры круга, которую опубликовал в 1594 г. в книге «Cyclometrica elementa duo». Несмотря на то, что его метод оспаривался современными ему геометрами (Виетом, Клавием, А. ван Рооменом и Л. ван Кёленом), Иосиф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16..), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).

Сочинения
Lettres francaises inedites de Joseph Scaliger
De emendatione temporum (1583)
Thesaurus temporum (1606)
De rе nummaria, Лейден, 1606

Библиография
J. Casaubonus «Opuscula varia»,- Париж, 1610
Anthony T. Grafton. «Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol.»,- Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», т. ХХХ, с. 169
Вайнштейн О. Л. «Западно-европейская средневековая историография»,- М.-Л.: 1964
Краткая литературная энциклопедия,- М.: СЭ, 1971, т.6, стр. 883
Олдос Хаксли «Луденские бесы» (1952),- М.: Терра, 2000, стр. 62-63

Многие нападающие на наших бедных историков, совершенно не желают знакомиться с первоначальными источниками, вопросами: как, откуда, почему выросли эти многочисленные фоменки, скляровы, сибведы и т.п., число им на сегодня легион. , здесь президент Математического общества С.П. Новиков рассказывает о группе Постникова и Фоменко, решившими реанимировать дело Морозова -
Тем более, все новоявленные альтернативщики-озаренцы категорически посылают к чертям всю их критику, продолжая сочинять страшнейшую чушь: Осторожно ! - , не заботясь соответствует она хоть мало-мальской реальности, некоторые целые науки ухитряются за час создать, чего мелочиться - "Альтернативные геологию и геохронологию"
Для чего и собираю самые разнообразные э-э "теории".
Поэтому, если вы решили пристать к лагерю какого-либо одного из многочисленных "фольк-историков", то прошу учитывать, что альтернативщики безжалостно гнобят своих же собратьев по лагерю, поскольку "мифология" тех отличается от ихней единственно верной и истинной - ,
Ниже статья нашего не историка, а математика с мировой известностью М. Городецкого о нападках на бедного Скалигера, во всём-то он один виноват, а началось, вероятно, с того, что ничего несоображающий в хронологии какой-то геолог пристал именно к Скалигеру.

СКАЛИГЕР И НОВЫЕ ХРОНОЛОГИИ

05 Февраль 2011
Выложу-ка я тезисы, которые набросал в ответ на первоначальный план передачи канала "Совершенно секретно". Не пропадать же добру.

Хрестоматийное выражение «все врут календари» как нельзя лучше подходит к нашей сегодняшней теме. Оказывается, мы живем не в 2011 году, а в 1711, как считают некоторые историки. Что же стало причиной этой путаницы: неправильно выстроенная хронология или грандиозная мистификация? Действительно ли все исторические события до шестнадцатого века основательно переписаны средневековыми историками? Наш сегодняшний гость поможет нам прояснить ситуацию и ответить на вопрос: в каком, все-таки веке мы живем? У нас в студии доктор физико-математических наук, автор интернет-сайта «Хронология и хронография», Михаил Городецкий.

Здравствуйте. Должен сразу сказать, что я нахожусь в крайне невыигрышном положении. Я вынужден буду, видимо, в этой передаче скучно повторять, что никаких особенных сенсаций в мировой хронологии не предвидится, а авторы сенсационных гипотез, как минимум честно заблуждаются. Несколько смягчает мою позицию то, что сам я не являюсь историком и мне нет нужды защищать честь мундира .

Когда была составлена та хронология, которой мы сегодня пользуемся?

Хронология древней и средневековой истории в том виде, в каком мы ее имеем сейчас, создана и в значительной мере завершена в серии фундаментальных трудов XVI-XVII веков, начинающейся трудами Иосифа Скалигера (1540-1609) (Iosephus Iustus Scaliger) "основоположника современной хронологии как науки".
Иосиф Юстус (Жозеф Жюст) Скалигер (фр. Joseph Juste Scaliger, лат. Josephus Justus Scaliger; 1540--1609) -- французский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, один из основателей современной научной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов. Википедия

Прежде чем удивляться роли Джозефа Скалигера, давайте сначала определимся, что понимается в этой цитате под словом хронология. Если мы откроем любой толковый словарь, например, словарь Ушакова, мы увидим, что это слово имеет, несколько значений: В частности, в самом распространенном значении - это либо перечисление событий в их временной последовательности или сама эта последовательность событий, однако есть и другое значение у этого слова - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая методы датирования событий и документов. Иосиф Скалигер как раз и считается основателем вот этой исторической дисциплины, а вовсе не составителем погодного перечня всех событий мировой истории. Что же это за наука такая - хронология, созданная Скалигером. И почему она называется вроде даже пренебрежительно - вспомогательной исторической дисциплиной? Чтобы датировать исторические события и документы надо в первую очередь установить, что означают даты приведенные в документах или источниках, описывающих интересующие события. Поэтому в первую очередь дисциплина хронология занимается исследованием календарных систем, имевших хождение у разных народов в разное время и тем, как эти календарные системы связаны друг с другом. Чтобы отличать хронологию как историческую дисциплину от более общего понятия ее часто называют также технической хронологией. Скалигер был одним из первых ученых, посвятивших себя глубокому изучению календарных вопросов, но он не расставлял по порядку все древние и средневековые исторические события, как можно было бы подумать, а стал основателем технической хронологии. Вспомогательная историческая дисциплина хронология просто разрабатывает инструменты, с помощью которых историки могут установить даты рассматриваемых ими событий. Другими вспомогательными историческими дисциплинами являются генеалогия, геральдика, нумизматика, палеография. Сейчас на помощь историкам приходят и новые методы датирования естественных наук.

Что же касается именно глобального временного упорядочивания ключевых событий истории, то во время Скалигера, как, впрочем, и в любую эпоху до и после него, такого вопроса не было. В любом большом историческом произведении, охватывающем античность и раннее средневековье, будь то "Хронография" Евсевия 4-го века или Византийского автора Синкелла 9-го или Нюрнбергская хроника 15-го века. Следует четко понять, что со времен, когда человечество начало записывать события своей истории, они последовательно накладывались друг на друга, тесно между собой сцепленные бесчисленным множеством логических связей и самой последовательностью изложения. Это совсем не элементы паззла, которые можно легко переставять или менять местами. Поэтому основная задача историка при датировании с помощью методов технической хронологии - это не нахождение места события в ряду других событий, это место обычно известно, как обычно примерно известна и дата с точностью до века или десятилетия. Техническая хронология позволяет уточнить дату до года или даже дня.

То, что хронология, которой мы пользуемся, не совсем верна, историки заподозрили довольно давно. Когда появились сомнения в том, что историческая хронология, которой мы привыкли пользоваться, верна? Н. А. Морозов писал, что "профессор Саламанкского университета де Арсилла (de Arcilla) еще в XVI веке опубликовал две свои работы Programma Historiae Universalis и Divinae Florae Historicae, где доказывал, что вся древняя история сочинена в средние века, и к тем же выводам пришел иезуитский историк и археолог Жан Гардуин (J. Hardouin, 1646 1724), считавший классическую литературу продуктом творчества монастерионцев предшествовавшего ему XVI века... Немецкий приват-доцент Роберт Баддауф написал в 1902-1903 годах свою книгу "История и критика", где на основании чисто филологических соображений доказывал, что не только древняя, но даже и ранняя средневековая история фальсификация эпохи Возрождения и последующих за ней веков". Фоменко А.Т. Новая хронология. http://newchronolog.narod.ru/index.html

Рассмотрим для сравнения утверждение: "То, что Земля не круглая астрономы заподозрили довольно давно" в подтверждение которого перечислю несколько имен из разных веков и закончу современным "Обществом плоской Земли." В любом веке в любой стране можно найти людей с самыми разными точками зрения, существенно отличающимися от общепринятых. Количество никак не переходит в качество до тех пор, пока не выкристаллизовывается какая-то единообразная аргументированная теория. Все перечисленные личности, во-первых, не являются историками, а во-вторых, имели слишком разные взгляды. Вы процитировали абзац, который кочует из книги в книгу автора "новой хронологии" математика Анатолия Фоменк.

Профессор De Arcilla - является самой загадочной фигурой из названных. В том смысле, что загадкой является то, был ли он на самом деле. Николай Морозов, прочитал о нем в немецкой газетной статье 1932 года некоего Кирилла фон Филиппова. Никаких других сведений об этом испанском профессоре никому пока установить не удалось.

В отличие от мифического Арсиллы иезуит Жан Гардуэн был известным библиотекарем и нумизматом и скорее филологом, чем историк. Слово археолог употреблено здесь не в современном, а в устаревшем значении, науки о древностях. Гардуэн не утверждал, что хронология человечества неверна. Он лишь считал, на основании некоторых довольно странных особенно не разъясняемых им умозаключений, что многие античные известные произведения были написаны не в античности, а в средние века средневековыми монахами. С другой стороны, многие произведения, в частности, комментированная им "Естественная история" Плиния, а также Гомер, Геродот, Цицерон, Гораций и другие признавались им за настоящие.

Малоизвестный швейцарский филолог Роберт Балдауф на основании близости сюжетов известных античных произведений и средневековых романов пытался доказать, что все они написаны в одно время. Поскольку такие параллели Балдауф нашел у Гомера и Горация, то договориться с Гардуэном у него бы не получилось. Здесь опять-таки речь не идет о хронологии, а о некоторых не связанных между собой в хронологическую теорию аргументах.

На чем основывались древние историки, определяя дату того или иного события?

Если под древними историками имеются в виду Скалигер и Петавиус, которые даже не средневековые, а жили в переходное время от эпохи Возрождения к новому времени, то они, датируя какое-либо событие, пользовались в основном теми же самыми методом, что пользуются и современные историки. Они читали тексты, в которых это событие описывается, находили в них даты, и если эти даты приведены не в привычном нам юлианском календаре, то пытались перевести их в привычные. Как переводить даты как раз и выясняет техническая хронология. Большинство исторических текстов уже содержат в себе, включенные их авторами, разные даты, а если не имеют, то описания можно сопоставить с другими текстами того же времени, в котором даты присутствуют.

Например, большинство русских летописей начинают сообщения о событиях года с фразы типа "В лето такое-то". Например в Лаврентьевской летописи сказано: "В лето 6599 было знамение в Солнце, яко погибнути ему мало ся его оста, аки месяц бысть, в 2 час дни, месяца мая 21." Это сообщение о солнечном затмении 21 мая 1091 года (фаза 0.78 в Киеве). Календарь здесь юлианский, но год дан в другой системе. Техническая хронология как раз и поясняет, что здесь отчет ведется по Византийской эре от условной даты сотворения мира и для перевода надо вычесть 5508 лет. Откуда мы знаем, что именно столько? Это можно установить и проверить многими способами. С 1 января 1700 года Петр I ввел на Руси европейский счет лет, но какое-то время старые и новые годы использовались одновременно.

Таким же образом, из источников где используются одновременно даты по разным календарям устанавливаются и другие соотношения в технической хронологии. Поиском таких уравнений и занимался Скалигер. Если мы сомневаемся в правильности перевода даты, то можем астрономически проверить, что 21 мая в Киеве действительно было солнечное затмение с фазой 0.78. Аналогично даты по годам указаны и в европейских монастырских анналах. Подавляющее число европейских хроник примерно со второй половины первого тысячелетия новой эры содержат даты по юлианскому календарю и не доставляют ни современным, ни более ранним историкам в смысле датирования никаких проблем.
В это трудно поверить, но мы и сейчас пользуемся системой датировки, которая была придумана в конце шестнадцатого века.
На самом деле мы пользуемся календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до н.э. и несколько модифицированным в 1582 году в ходе григорианской реформы. А годы мы считаем так как предложил в 525 году н. э. составитель пасхальных таблиц Дионисий Малый. Может быть имеется в виду, что когда мы говорим о событиях античности, мы употребляем счет лет "до нашей эры", который предложил Дионисий Петавиус даже не в конце 16, а в 17 веке. Но такой счет лет использовался и до него, например, Бедой Достопочтенным. Раньше античные даты обычно отсчитывали от основания Рима или от начала Олимпиад.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ
Версию исторической хронологии, которая по сей день является общепринятой, создал в шестнадцатом веке французский историк Иосиф Скалигер. Он ввел датировку по изобретенному им юлианскому периоду с началом в четыреста семьсот тринадцатом году до нашей эры. Это позволило перевести все даты в одну систему. Он ввел астрономическую проверку встречающихся в исторических источниках дат. Путем перекрестных проверок синхронных сведений и с помощью астрономических данных, Скалигер и ученый-иезуит Дионисий Петавиус вычислили основные даты, которые в свою очередь позволили пересчитать по единой системе летосчисления все даты античной истории. Петавиус предложил систему «обратного» отсчета дат «до Рождества Христова » . В основу своей версии хронологии Иосиф Скалигер положил восстановленные им самим сочинения древних хронографов. И таким образом построил мировую историю, сопоставив события по периодам от начала ассирийского царства до середины XV века нашей эры.
Большинство историков считает датировку по Скалигеру единственно правильной.

Итак, возвращаемся к Иосифу Скалигеру. В рамках своих исследований греческих текстов он столкнулся с большим количеством манускриптов Византийских авторов, пересказывающих знаменитую "Хронику" Евсевия Кесарийского, который жил в 3-4 веках нашей эры и изложил на основании многих дошедших до него источников всю предшествующую историю. Эта хроника была прекрасно известна в Западной Европе, но только в переводе на латынь святого Иеронима. Фактически это был главный учебник по Древней истории. Хроника Евсевия состояла из двух частей Хронография, в котором дан сжатый обзор истории разных народов и "Хронологических канонов", фактически хронологических таблиц. Иероним перевел только вторую часть хронологические таблицы. Скалигер понял, что византийские авторы, в первую очередь, страницами цитируют именно считавшуюся утерянной первую часть хроники Евсевия. Скалигер все эти фрагменты собрал и опубликовал. Занимаясь с этими текстами он был вынужден разбираться и с разными древними календарями, что и вызвало его интерес к хронологии. Надо сказать, что в 18 веке удалось найти и полный текст обеих книг Евсевия в переводе 6 века на армянский язык.

Так что сам Скалигер ничего не придумывал, не строил мировой истории, и не составлял историческую хронологию она была известна и до него, а лишь исследовал существующие тексты. Позже Скалигер собрал и опубликовал еще много других античных текстов, важных для хронологии. Но это все-таки разные его работы монография по хронологии - "Об исправлении дат" и фактически хрестоматия античных текстов по хронологии "Сокровищница времен". Так что все выводы в монографии можно проверить по собранным им текстам, большинство из которых, были известны, впрочем, и ранее.

Кстати, в связи со Скалигером были упомянуты ассирийцы. Но Скалигер о них практически ничего не знал. Вся ассирийская история была написана уже в наше время после начала раскопок в 1845 году Ниневии и открытия и расшифровки огромного числа клинописных текстов на глиняных табличках. Нельзя Скалигеру приписать и ответственность за средневековую историю до 15 века. Он ей вообще не интересовался, кроме вопросов генеалогии своего рода.

Историки не считают датировки Скалигера единственно правильными, поскольку Скалигер не датировал все на свете, а лишь первый стал систематически изучать методы датирования. Скалигер действительно использовал для проверки своих календарных соотношений астрономические события, в основном затмения, для чего пользовался результатами исследования описаний затмений в древних хрониках немецкого ученого Кальвизия.

Датировка Скалигера, безусловно, была прогрессивной для своего времени, но он основывался на сочинениях древних авторов, которые могли давать неточную информацию. То есть, он вполне мог заблуждаться относительно дат?

Мог ли Скалигер ошибаться? Конечно, и ошибался. Петавиус, враждебно относившийся к своему старшему коллеге (все-таки Петавиус был иезуит, а Скалигер протестант) довольно едко высмеивал его огрехи. Например, Скалигер несколько запутался в еврейском календаре. Но эти ошибки никак не могли сказаться на глобальной хронологии просто масштаб таких ошибок дни, месяцы, а не годы, не говоря уж о столетиях. В такую крупную клетку хронология всегда была известна и без Скалигера. Календари и эры и соотношения между ними продолжали исследовать и уточнять, ошибки исправлялись. Существенно то, что Выведенные Скалигером соотношения между основными эрами и календарями можно вывести огромным числом способов и проверить таким образом. Каждый интресующийся, в общем-то, может это сделать самостоятельно, взяв какой-нибудь античный текст, в котором параллельно используются несколько систем указания дат и сравнив с тем, что говорят справочники по хронологии. И поколения историков такие проверки постоянно в ходе своей деятельности делают. Надо делать скидку однако на то, что историю пишут не математики и немного напутать в датах может любой. И не надо поднимать на щит такие редкие путаницы, легко исправляемые на основе огромного числа накопленных данных из других источников.
Если уж кого обвинять в установлении традиционной хронологии, то скорее надо вспомнить 44 томное французское издание 18 века "Искусство проверки дат", где методы заложенные Скалигером прилагаются к огромному числу источников. Наибольшее развитие техническая хронология получила в трудах немецких хронологов Иделера и Гинцеля 19 века. После того как в результате археологических раскопок в 20 веке стали доступны огромные массивы источников на папирусе и на глиняных табличках, хронология древнего мира получила новый импульс и достоверность дат второго и начала первого тысячелетия до нашей эры, о которых мало что могли сказать прежние хронологи, из-за недостатка источников, существенно повысилась. Существенно помогают и современные естественнонаучные методы датирования.
___________
Далее идут вопросы про Джонсона, И.Ньютона, Фоменко и Иллига. Что не столь интересно и многократно здесь обсуждалось.


Иосиф Скалигер (1540-1609), отец современной исторической хронологии.

К чему восходит привычный юлианский счет лет: к реальным событиям или к фальшивкам, основанным на каббалистике?

Однажды я обратил внимание на то, что распространенное в прошлом написание имени Иисус Христос - IC XC - можно прочитать как римские числа 99 и 90 (). Возможно, эти «божественные» числа появились в результате нехитрой манипуляции с цифрой 9 (породившие и 99 имен бога в исламе), которой якобы с древности придавалось особое значение; возможно, все произошло наоборот.

Вера в цикличность времени и «знание» божественных чисел могли породить идею о том, что история состоит из периодов, так или иначе связанных с этими числами: 90, 99 или их суммой - полного имени IC XC. В некоторых своих материалах я попытался показать, что в мировой истории остались следы от подобного подхода к ее конструированию ().

Эти следы можно найти и в самих хронологических расчетах. Так, древнегреческий ученый Метон в 433 г. до н.э. предложил считать годы по лунному циклу, равному 19 годам, и эта дата, очевидно, является искусственной. Поскольку если бы от нее отсчитывался цикл Дионисия, построенный на цикле Метона (19х28 лет), то окончился бы он, по странному стечению обстоятельств, в 99 году н.э.

Замечен был хронологами и восьмилетний цикл, так как он неплохо уравнивал солнечный календарь с лунным: восемь лет содержат 99 лунных месяцев. Этот пример, кстати, показывает, откуда число 99 могло попасть в сферу сакрального знания.

Очевидно, что хронология в прошлом, как и любая другая наука, была неразрывно связана с теологией, и можно посмотреть какое место «числам бога» отводил главный хронолог - Иосиф Скалигер.

Для удобства хронологии этот ученый ввел в оборот Юлианский период, описав его в своей книге "De emendatione temporum". Этот период равен произведению величин трех циклов: лунного, солнечного и индикта (19х28х15), что в итоге составляет 7980 лет, и начинается в 4713 году до н.э. Индикт здесь совершенно ни причем, но это не так важно: ученому был нужен достаточно большой период и он его получил. Вопрос состоит в том, почему Скалигер посчитал, что этот период должен начаться именно за 4713 до Р.Х., или, иначе, почему эра Христа должна начаться по истечении 4713 лет от его начала?

Вопрос очень важный, поскольку история, которую мы знаем, выстроена на хронологии Скалигера, а она была выстроена им на основе этого самого его периода. Даже до сих пор по нему, по Юлианскому периоду, астрономы ведут счет времени. Поэтому, если мы поймем, что Скалигер опирался на теологию и каббалистику, то вся его хронология, а вместе с ней и тардиционная история древнего и средневекового миров полетит в тартарары.

Итак, почему Юлианский период начинается в 4713 году до рождения Христа?

Считается, что Скалигер воспользовался уже введенными в хронологический оборот вышеописанными тремя циклами. Точнее не самими циклами, а привязкой их лет к годам юлианского календаря. Так, индикт вел свое начало от 313 года н.э., а лунный цикл - от 1 г. до н.э. Несмотря на то, что первый был установлен при жизни императора Константина, а второй - ретроспективно Дионисием Малым, жившим в VI веке, в поздние средние века ученые иногда использовали счет лет по этим циклам.

Каждому году в юлианском календаре соответствовал определенный номер года любого из трех циклов. Так, сам Скалигер приводит пример с годом, в котором он на тот момент жил: 1582 году от Рождества Христова соответствует 6-й год лунного цикла, 23-й солнечного и 10-й индикта. Очевидно, что один раз в 7980 лет номера первых лет всех трех циклов должны совпасть, и этот год и есть начало Юлианского периода.

Вероятно, проведя расчеты, Скалигер установил, что последние годы циклов совпадут в 3267 году н.э., и следующий год будет первым годом всех трех циклов. Зная год окончания Юлианского периода, он легко вычислил и год его начала: 7980 - 3267 = 4713 до н.э. Все, вроде бы, понятно, но настораживает одна деталь, которая ставит под сомнение все, что написано выше о трех циклах и их использовании в далеком прошлом.

Дело в том, что число 3267 носит явно выраженный нумерологический характер, являясь произведением 33 земных лет Христа на 99 «божественных»:

33 х 99 = 3267

Если придавать 3267 году значение последнего года, как это и есть в Юлианском периоде, и связывать его с окончанием некоего периода в истории человечества, то аналогия с возрастом бога, с точки зрения оккультного мышления, здесь вполне логична. Поэтому крайне маловероятно, что перед нами случайное совпадение.

К тому же в 3267 году закончится не просто один или даже несколько циклов, а циклы чей отсчет был исторически начат в разное время и без связи друг с другом. Поэтому невозможно представить, чтобы их одновременное окончание - событие, встречающееся один раз в несколько тысячелетий,- пришлось на такой год. Но если это не случайность, тогда…

Тогда получается, что исторически сначала была определена дата окончания трех циклов, причем в летоисчислении по христианской эре. Эта дата, 3267 год, была установлена из нумерологических соображений и не имела отношения к расчетам этих циклов. Они и годы их начала были уже затем вычислены ретроспективно, методом отсчета в прошлое от этой даты. И 313 год, когда якобы Константин решил ввести индикт, и даты в вычислениях Дионисия, как и его самого, нужно считать историческими фальшивками, поскольку они не имеют в этом случае никакого исторического основания. А тут и рождение Христа, и ранняя церковь, и вообще масса средневековых источников, посвященных римской и христианской хронологии…

Кто же первый ввел в хронологию 3267 год?

С одной стороны, до выхода в 1583 году книги Скалигера «De emendatione temporum» уже издавались книги хронологической и астрономической направленности, в которых зафиксирована привязка описываемых циклов к юлианскому календарю. Тогда получается, что 3267 год был уже установлен как конец циклов до Скалигера. Либо же надо признать, что эти книги были написано позже, а даты их изданий сфальсифицированы, что сделать несколько труднее.

С другой стороны, удивляет то, как сам Скалигер описывает и объясняет суть предлагаемого им Юлианского периода. По идее, если исходить из традиционного объяснения, которое предполагает, что Скалигер просто продлил в прошлое три цикла, получив точку их общего начала, он так и должен был сделать. Выполнить это несложно, но Скалигер почему-то поступает иначе.

Во-первых, он зачем-то определяет сначала дату конца своего периода, и, исходя из нее, получает его начало, хотя это очевидно излишне, и дата конца периода в дальнейшем никому будет не нужна. Создается впечатление, что начало периода иначе вычислить нельзя, что при известности дат начал циклов выглядит абсурдно.

Во-вторых, Скалигер не рассчитывает и дату конца периода. Он не приводит никаких расчетов и вообще не пишет, что 3267 год получается в результате математических действий по продлению циклов в будущее. Он просто констатирует, что этот год является последним для всех трех циклов. И из этого вовсе не следует, что он имеет в виду циклы, уже привязанные к юлианскому календарю.

В-третьих, он демонстрирует, какие номера лет циклов у 1582 года, делая это в самом конце своей презентации Юлианского периода, хотя для этого Юлианский период не нужен, и любой владеющий предметом ученый мог тогда сказать, какой на дворе год цикла, хоть лунного, хоть солнечного, хоть индикта.

Ниже приводится фрагмент страницы из книги Скалигера, в котором он описывает суть предлагаемого им периода и устанавливает его начало. Можно, конечно, посчитать за случайность номер страницы, на которой и только на которой Скалигер приводит дату 3267 год (198 = 99 + 99), но маловероятно, что такой же случайной является нумерология этой даты.

Исходя из описания Юлианского периода, очевидно, что Скалигер опирается во всех своих последующих расчетах на дату окончания периода. Поэтому эта дата очень важна. Однако сам автор употребляет ее всего два раза, да и то второй раз лишь уже как следствие: поэтому, мол, 3267 год является последним годом периода. Почему «поэтому» понять трудно. Как я уже написал выше, Скалигер констатирует, что в этом году наступают последние годы всех трех циклов, но он употребляет оборот «как это обычно считается», а к чему он относится, не ясно. Либо - к счету года, что кажется излишним, поскольку он пишет, что это год от рождения Христа; либо - к тому, что в этом году должно быть. Последнее более вероятно, так как объясняет скупость автора по поводу объяснения этой даты: все ее и так знают.

Как бы то ни было, Скалигер отталкивается в создании своего гиперцикла от 3267 года, а число это получено нумерологически. И не так уж важно, кем: самим Скалигером или кем-то из его предшественников.

То, что это не случайность, кстати, подтверждается и следующими вычислениями Скалигера. Сразу после презентации своего периода он переходит к вычислению эры от сотворения мира, прямо на той же странице. До него западноевропейские хронологи XV-XVI веков считали, что мир был создан за 5199 лет до Р.Х. Некоторые современники Скалигера «слегка» подредактировали эту цифру, уменьшив ее более чем на 1000 лет. Наверное, потому, что она «не влезала» в его период, Скалигер последовал их примеру, к тому же подправил их, сократив ее еще чуть больше.

При помощи манипуляций с ветхозаветными числовыми данными (за его руками уследить не так просто) он высчитал, что мир начался в 765 году Юлианского периода. Про то, что это число состоит из суммы «говорящих» 666 и 99, он, естественно, не пишет. (Еще он соглашается с тем, что потоп произошел по истечении 1656 лет от сотворения мира, что приводит почти к тем же символам - 666 и 990).

Далее Скалигер переходит к иудейской дате сотворения мира. И у него получается, что она совпадает с 954 годом Юлианского периода. Он так и пишет: разница между Юлианской и Иудейской датами составляет 189 лет. А это (тут говорю я, а не он) есть сумма 99 и 90 лет. Или просто - IC XC.

Такие, вот, вычисления… Кстати, сошлись три цикла в начальную точку - 4713 год до Р.Х. - вполне удачно для Скалигера. Ему просто повезло. Ведь если бы это случилось на тысячу лет позже (что при величине периода почти в восемь тысяч лет было бы весьма вероятно), все известные даты сотворения мира оказались бы «за бортом», а если бы - на две тысячи лет раньше, вне периода оказался бы сам его автор.

Все это, конечно, ничего не говорит о том, что Скалигер (или кто-то из его предшественников) кардинально удлинил хронологию. Но это показывает, какими методами они пользовались и какими принципами руководствовались при написании истории. При таком подходе к делу удлинение христианской хронологии на десяток веков не представляется чем-то необычным, странным или невозможным.

Сами почитайте о нем в Википедии. Я лишь приведу оттуда небольшую цитату:
До Скалигера историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например для описания событий античности — по олимпиадам, по консулам, от основания Рима, а при сравнении дат полагались на некоторые известные синхронизмы. Скалигер первым поставил задачу систематического исследования соотношения различных календарных систем и хронологических эр .
Знаете, что самое смешное? Данный абзац практически повторяет мои мысли, которые я выразил в посте . О том, что не было у нас раньше никакой сквозной хронологии. А значит по сути не было и истории.
Но это даже не самое интересное. У Скалигера был концептуальный труд - De emendatione temporum (Об исправлении хронологии,) 1583 . И его даже можно найти в сети. Вот он . Вот только прочитать его будет затруднительно. Он написан на латыни. Причем, как я понял, на другие языки не переводился. А вот почему? Это же по сути библия для историков. Ну раньше понятно. Латынь еще в 19 веку учили в школах. Но сейчас то почему нет перевода? Уверен, он бы разошелся очень большим тиражом. Да и с правообладателями не было бы проблем. Ну ладно издатели, но ведь даже Фоменко пожалел денег на все это. А ведь на основе этого перевода можно было бы сварганить несколько книг, громящих Скалигера в пух и прах. Но нет. Чего то мешает.
А я вам скажу что. Там другая история. Совсем другая. Которая опровергает даже такого альтернативщика как Фоменко.
К сожалению читать эту книгу практически невозможно. Даже переводчик Гугла выдает 1 вменяемое слово из 100 . Хотя вроде бы если латынь уже бог знает сколько лет мертвый язык, то по идее она не должна меняться. Но видно все таки менялась.
Но я нашел перевод оглавления книги на русский язык . Причем, как я понял, это сайт противников Фоменко. Но даже они не поняли, что перевели.

Итак как же на самом деле называется эта книга.
OSEPHI SCALIGERI IULII CAESARIS F. OPUS NOVUM ABSOLUTUM PERFECTUM OCTO LIBRIS DISTINCTUM
НОВОЕ, ПОЛНОСТЬЮ ИСПРАВЛЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ ИОСИФА СКАЛИГЕРА, СЫНА ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ, РАЗДЕЛЕННОЕ НА ВОСЕМЬ КНИГ.

Вот так. Он оказывается сын Юлия Цезаря. О чем написано, кстати, в начале каждой главы. Да и сама книга посвящена: CUM PRIVILEGIO CAESAREAE MAJEST- ПОСВЯЩЕНИЕ ВЕЛИКОМУ ЦЕЗАРЮ.
Очень знаете ли все это сходиться , которая была, скорее всего, как раз в те годы когда жил Скалигер. И он мог быть на самом деле сыном одного из Цезарей. И посвятить свой труд ныне царствующему Цезарю.
Из названия первых четырех частей книги я ничего не смог выудить. А вот с пятой начинается что то более вразумительное и интересное.
КНИГА ПЯТАЯ ПЕРВАЯ, В КОТОРОЙ ГОВОРИТСЯ О ВРЕМЕННЫХ ЭПОХАХ.

De Mundi conditu-О сотворении Мира

De Diluvio-О потопе

De Exodo Hebaeorum- Об исходе евреев

De primo anno Sabbathico- О первом саббатическом годе

De Ilii excidio-О падении Илиона

De conditu Templi Solomonici-О строительстве Храма Соломона

De Encaeniis Templi Solomonici-Об освящении Храма Соломона
De anno primo Samaritanorum -О первом годе Самаритян

De initio Olympiadum- О начале Олимпиад

De primis palilibus Urbis Varronianis-О первых Палилиях Города по Варрону

De primo Thoth Nabonassari-О первом Тоте Набонассара

De initio Merodach, sive Mardocempadi-О восшествии Меродаха или Мардокемпада

De excessu Romuli- О смерти Ромула

Вам это ничего не напоминает? Это похоже на Библию. На самом деле тут ничего такого странного для того времени нет. У нас "Повесть Временных Лет" начинается с потопа. А славяне произошли от одного из сыновей Ноя.
Слушайте а вы уверены, что Скалигер изобрел летосчисление от рождения Христа? А я вот чего то стал сумлеваться. Кстати набрел там в разделе "О сотворении Мира" на более или менее вменяемую строчку.- Исход с основания дома Solomonici ícriptura ставит 480 лет. с момента основания мира, чтобы фундамент храма Solomonici собрано 2933 года. cafum Sedekia на это? король и Храм vaftation .
Но, что бы это все понять, опять же нужен переводчик. Охохохо.
Правда из этой библейской летописи выбивается раздел "О падении Илиона" Это второе название Трои, между прочим. Собственно название книги "Илиада" , произошло именно отсюда. Да и Олимпиады как то сюда не вписываются.
А дальше еще интереснее:

SEXTUS LIBER IDEM ALTER DE EPOCHIS TEMPORUM IN DUAS PARTES TRIBUTUS
ШЕСТАЯ КНИГА, СЛЕДУЮЩАЯ, В КОТОРОЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВРЕМЕННЫЕ ЭПОХИ, В ДВУХ ЧАСТЯХ

PRIOR PARSПЕРВАЯ ЧАСТЬ

De vero anno natalis Regis Messiae -Об истинном годе рождения Царя Мессии

De vero anno et die passionis Dominicae- Об истинном годе и дне страстей господних

De interuallo a baptismo ad primum Pascha- Об интервале между крещением и первой Пасхой

De interuallo a baptismo ad secundum Pascha -Об интервале между крещением и второй Пасхой

Т.е. по логике получается, что этот Царь Мессия - Христос. Но вот только этого имени я в книге не нашел. Ну чего голословно говорить,вот индекс имен и названий:

Т.е про Христиан там в книге что то написано. Но вот конкретно про человека с именем Иисус Христос, получается нет.
А в самом конце книги есть такой раздел:
Epilogismus temporum Epocha hvius operis absoluti Абсолютная эпоха времени окончания этого труда

Вот как он выглядит:

Т.е. если я правильно понял, то это табличка какой год был в момент написания книги по тем или иным летосчислениям.И там в конце вроде бы есть какой то царь Мессия, Сын Божий. Но вот сколько лет прошло с его рождения или смерти, я так и не понял.
Опять же римские цифры в этом отрывке какие то не очень большие - 11, 12 , 25 . Это вот что, порядковые номера царей? А где тут собственно то цифры, сколько лет прошло в той или иной системе летосчисления?

UPD: Я тут еще раз просмотрел книгу и у меня сложилось устойчивое впечатление, что там написан цифрой бред. А вот те четыре последних слова это и есть дата, что то вроде год - тысяча пятьсот восемьдесят какой то.
У нас на Руси по крайней мере сделали честно, просто ввели летосчисление с нуля в 1492 году и стали отсчитывать годы от этой даты. Но Запад есть запад. Они без извращений не могут в принципе.

"Новая хронология" Скалигера
Отцом общепринятой версии исторической хронологии принято считать французского ученого Жозефа Бордони, более известного как Жозеф Жюст де Скалигер (1540-1609), который в конце XVI века опубликовал так называемые хронологические таблицы. В них ученый изложил всю мировую историю в датах. До него цельной хронологической картины не существовало, он первый расположил исторические события на единой временной шкале (отсюда, от scal, вероятно, и происходит его фамильное прозвище).

Скалигер был математиком и астрономом, что в понятиях того времени означало "нумеролог и астролог". Взявшись за историю, он рассчитывал и "вычислял" прошлое. Никакой, собственно, разницы между прошлым и будущим в сознании оккультиста нет. События происходят согласно некоему нумерологическому плану, их появление закономерно, они предопределены, только одни уже наступили, а другие еще нет. Современник Мишеля Нострадамуса, предсказывавшего будущее, Скалигер просто взял и предсказал прошлое, используя ту же самую "методику".

..."Считается, что Скалигер заинтересовался проблемами хронологии, ознакомившись с книгой своего старшего современника Жана Бодена "Метод легкого познания истории". Боден с необычайной легкостью продемонстрировал простую и очевидную суть исторического процесса, в основе которого лежат две вещи - цикличность и нумерология...

Нумерология основывается на каббалистическом учении, согласно которому миром правят числа." (см. ссылку на Лопатина в конце статьи).

Под эту нехитрую арифметику в XVI-XVIII веках была выстроена всемирная история человечества, включающая в себя не только вымышленные даты, но и вымышленные исторические персонажи (см. Лопатин, 2007). Добавим, что Скалигер действовал в эпоху Реформации (См. статью "Реформация"), которую никак нельзя рассматривать как просто "бунт против католиков", все было гораздо сложнее, и в то же время проще (см. статью "Реформация").

Какова же была "старая хронология"? Эта "традиционная" хронология возникла сразу после того, как в ней возникла потребность, т.е. необходимость в сквозном времени человеческой истории, которое показывало бы связь прошлого, настоящего и будущего. Такая потребность возникла только после возникновения события всемирного значения, к которому можно было бы привязать все остальные события. Таким общечеловеческим событием во всех хронологиях, включая современную, является "счет лет от Христа". До того это были чисто локальные события (приход к власти того или иного царя, основание того или иного города, и т.д. см. "Хронология"). Эти хронологии заканчивались со смертью очередного царя или переименования того или иного города.

Современная шкала, опирающаяся на Юлианский календарь (см. статью) была утверждена на "Первом-Втором "Византийском" "Никео-Константинопольском" соборе 867(69)-870, а также 879-880 (по-римски: 4-й "Константинопольский собор"). Собор поддержал мифический "римский папа Иоанн VIII", согласно утверждениям современных историков. Решений собора в письменном виде, так же как и решений всех предыдущих соборов обнаружить не удалось.

Согласно решению собора "счет лет от Христа" был обозначен первым днём "Великого индиктиона" от 7 апреля 877 года по современному летоисчислению, (первого воскресного дня, пришедшегося на 7 апреля после года распятия . От этой даты отсчитали назад 12 великих индиктионов, и начало первого из них обозначили как "Сотворение мира" (5508 лет до н.э. по современному Юлианскому календарю).

Согласно правилам принятым, на "1-ом-2-м Никейском соборе" день распятия установили после первого весеннего полнолуния (в год распятия этот день точно совпал с полнолунием - 4 апреля, а воскресение, соответственно, было 7 апреля по "юлианскому календарю".). В год второго Никейского собора ближайшее весеннее полнолуние пришлось на 2 апреля 877 года, соответственно распятие было обозначено 4-м апреля, а воскресение 7-м апреля, в точности как и в 866 году. С этой точки 877 года и начался Великий индиктион. Все последующие годы дата Пасхалии исчислялась также от первого весеннего полнолуния, которое в реальный год распятия пришлось на 4 апреля 866 года, а с 877 годадата распятия начала "скользить" по числам марта-апреля в зависимости от времени первого весеннего полнолуния, после весеннего равноденствия (в те времена равноденствие приходилось на 16 марта).

За 17 лет до 866 года, в 848-49 г. было появление кометы Галлея, ознаменовавшей начало царствования (фараонства) Спасителя (см. ст. "Пророк Единобожия"), которое часто называют "Рождество" (Фараон правил 17 лет, после чего был зверски распят; ему выкололи правый глаз и отрубили кисть правой руки и нанесли другие увечья [см.ст. "Христианство", "Воскресение Христово"]). Однако, через три дня, несмотря на нанесенные увечья, ликующие ученики Спасителя обнаружили, что он жив, т.е. "воскрес", как об этом принято говорить по церковным канонам.

Вследствие того, что распятый правитель был величайшим в мире поэтом (автором основополагающих псалмов, молитвы "Отче Наш", "Нагорной проповеди" и других текстов), а также ученым-астрономом, создавшим "Юлианский календарь", состоящий из 365(6)дней, 12 месяцев, 7-дневной недели и т. д., а так же первым основоположником юриспруденции, создателем кодекса Хаммураппи-Юстиниана-Моисея (10 заповедей и другие законы), составившем основу всей последующей юриспруденции, стало принятым отсчитывать летоисчисление с года его распятия. Этот метод подробно расписан в статьях "Хронология" и "Пророк Единобожия" данного словаря.

Разрушенную столицу фараона (Ахет-Атон, или, по-славянски "На Заре-т") было решено "дублировать" на его родине - в скифо-сибирский протоэтносе, а именно - основать Великий Новгород на том же меридиане, на котором жил в Египтском Ахет-Атоне распятый фараон (ошибка - максимум 2-3 километра). Меридиан был выбран для того, чтобы соднце вставало по утрам в один и тот же час в обоих городах. Там же в Новгороде были обнаружены археологами на русском языке вышеупомянутые правила летоисчисления, которые затем переняли и греко-византийцы (см. кн. В. Симонова "Математические..." в списке литературы).

Однако, возникшие на Западе через 200 лет католики очень недолюбливали "скифо-сибирское" происхождение Спасителя (см. ст. "Авраам") и поэтому приложили все усилия для изменения его имени, этнического происхождения и времени жизни, дабы уничтожить величайшую империю древности с помощью грубой фальсификации истории, которая стала возможной только после изобретения книгопечатания.

Именно книгопечатание позволило создать в XVI-XVIII веках "Легенды и мифы Древней Греции" и другие мифы, а так же "новую хронологию Скалигера". Однако, несмотря на старания папы-атеиста Льва X (Джованни Медичи), греческая мифология не смогла заменить христианства, хотя деньги были потрачены немалые на ее создание.

В течение XVI-XVIII веков римская власть вернулась к христианству в резко видоизмененных формах. Многие протестанты приняли "хронологию Скалигера" лишь в XIX веке. В России патриарх Никон и Петр I сделали это существенно раньше, полностью исказив историю русского арианско-несторианского христианства и приняв Римско-Византмйский тринитарный символ веры.

Литература:

Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985.
Лопатин В.А. Матрица Скалигера. М.: ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", 2007.
Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси. М.: Наука, 2007.

Http://ru.wikipedia.org/wiki/,_
Жозеф Жюст (Иосиф Юстус) Скалигер (фр. Joseph Juste Scaliger, лат. Josephus Justus Scaliger; 5 августа 1540-21 января 1609) - французский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, один из основателей современной научной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов. Сын Жюля Сезара Скалигера, внук картографа Бенедетто Бордоне.

[править] БиографияЖозеф Скалигер родился 5 августа 1540 года в аквитанском городе Ажене. Он был третьим сыном знаменитого учёного-филолога Жюля Сезара Скалигера. С 12 лет Иосиф учился в коллеже Гиени в Бордо. После смерти отца в 1558 году отправился в Париж. Четыре года учился в Сорбонне. В результате молодой Скалигер в совершенстве овладел не только латинским и древнегреческим, но также еврейским и арабским языками. Энциклопедическое владение доступными в то время источниками создали Скалигеру славу крупнейшего филолога. Его комментарии (1573) к трактату Марка Теренция Варрона «De lingua Latina» и лексикографическому труду римского грамматика Секста Помпея Феста (1575) открыли учёному миру архаическую латынь.

В 1560-х годах Жозеф Скалигер совершил путешествие по Италии, затем - по Англии и Шотландии. Во время поездки, в 1562 году, он становится кальвинистом. Жозеф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный-филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат - сражался в рядах гугенотов.

После Варфоломеевской ночи Жозеф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии.

В 1593 году Жозеф Скалигер отправляется в Нидерланды. Остаток жизни он проводит в университете Лейдена и своей деятельностью способствует расцвету филологии в Нидерландах.

Скалигер скончался 21 января 1609 года в Лейдене, Голландия. В честь него назван один из институтов Лейденского университета. Энциклопедический словарь Гранат каждому тому предпосылает слова Скалигера: «Lexicographis secundus post Herculem labor.» (Труд лексикографа уступает лишь труду Геркулеса)

[править] Научное наследиеОдна из заслуг Жозефа Скалигера - создание научной хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии и теологии проявились в его «Новом сочинении об исправлении хронологии» («Opus novum de emendatione temporum», Париж,1583; исправленное издание - Франкфурт, 1593), дальнейшим развитием этого труда стала книга «Сокровищница хронологии» («Thesaurus temporum», Лейден, 1606; Амстердам, 1629), в которую он включил также важнейшие источники по древней хронологии. В этих работах описаны системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (от Древнего Рима и Древней Греции до Восточной Азии и мексиканцев), и найдены способы перевода между этими системами. Скалигер широко использовал метод астрономической датировки событий по затмениям, развитый Кальвизием.

Скалигер предложил простую погодную хронологическую шкалу, к которой можно было бы приводить все исторические даты - юлианский период. Она основана на цикле длительностью 7980 лет, который получается перемножением трех характерных для юлианского календаря периодов - 28-летнего (период повторения дней недели), 19-летнего (период повторения пасхального лунного цикла) и 15-летнего цикла индиктов с началом отсчета 1 января 4713 до н. э., когда совпадают первые годы всех этих циклов. Эта система в дальнейшем была адаптирована для удобства астрономических расчетов Гершелем, который предложил все даты выражать через число дней, прошедших от указанного начала цикла Скалигера (Юлианский день).

До Скалигера историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например для описания событий античности - по олимпиадам, по консулам, от основания Рима, а при сравнении дат полагались на некоторые известные синхронизмы. Скалигер первым поставил задачу систематического исследования соотношения различных календарных систем и хронологических эр.

В основу своей версии хронологии Жозеф Скалигер положил восстановленные им на основании обширных цитат у византийских историков хронологические сочинения Евсевия Кесарийского и его предшественника Секста Юлия Африкана, а также труды их продолжателей Иеронима Стридонского и Идация. Скалигер написал подробные комментарии и примечания к Хронике Евсевия. За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Гуманитарная учёность Иосифа Скалигера превосходила собой знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» («De re nummaria», Лейден, 1606) Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет. Немецкий реформатор Гутер по инициативе Скалигера издал свод античных надписей (1602), к которому Скалигер составил целую сеть указателей, которые являлись образцом для будущих работ этого типа. Работы Скалигера получили развитие в исследованиях по хронологии иезуитов Дионисия Петавиуса и Джованни Баттиста Риччиоли, ирландского епископа Джеймса Ашшера.

Вместе с тем математические познания Жозефа Скалигера были не столь значительными. Известно, что он считал себя автором истинной квадратуры круга, которую опубликовал в 1594 году в книге «Cyclometrica elementa duo». Хотя его метод оспаривался современными ему геометрами (Франсуа Виетом, Христофором Клавием, Адрианом ван Рооменом и Лудольфом ван Кёленом), Жозеф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16…), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).

Важный вклад внёс Скалигер в лингвистику. В написанном им в 1599 году труде «Рассуждение о языках европейцев» (опубликован в 1610, посмертно), Скалигер фактически впервые сформулировал понятие «языковой группы», или, в его терминологии, «матрицы» (matrix), разделив все известные ему европейские языки на 11 групп, произошедших от 11 праязыков-матриц (linguae matrix). Эти матрицы суть: греческая, латинская (в современной терминологии - романские языки), тевтонская (германские языки), славянская, эпирская (албанский язык), татарская (тюркские языки), венгерская, финская (к ней Скалигер отнёс финский и саамский языки), ирландская (кельтский язык Ирландии), британская (кельтские языки Британских островов и французской Бретани), кантабрская (баскский). Однако факта родства между самими «языками-матрицами» Скалигер не заметил (этот шаг сделал 100 лет спустя Лейбниц); по мнению Скалигера, все 11 праязыков произошли от иврита после Вавилонского столпотворения.

[править] СочиненияDe emendatione temporum (Об исправлении хронологии, 1583)
Thesaurus temporum (Сокровищница времён, Лейден, 1606)
De re nummaria (О монетном деле, Лейден, 1606)
Lettres fran;aises in;dites de Joseph Scaliger (Подлинные французские письма Жозефа Скалигера)
[править] ЛитератураJacob Bernays, Joseph Justus Scaliger. Biography & Autobiography. - Berlin, 1855.
J. Casaubonus. Opuscula varia. - Париж, 1610
Anthony T. Grafton. Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol. - Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. ХХХ, с. 169
Вайнштейн О. Л. Западно-европейская средневековая историография. - М.-Л.: 1964
Краткая литературная энциклопедия. - М.: СЭ, 1971, т. 6, с. 883
Олдос Хаксли. Луденские бесы (1952). - М.: Терра, 2000, с. 62-63
Ф. Мищенко. Скалигер, Жозеф-Жюст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.