Ситникова Л.Р. Современный взгляд на взаимоотношения личности и коллектива: приоритет личности перед коллективом, отказ от идеи однозначного положительного влияния коллектива на личность. Теория малых групп. Воспитание таланта «человечности»

Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Система включает в себя: отношение людей к природе, к предметному миру (духовным и материальным ценностям), отношения людей друг к другу.

Активная деятельность людей, объединяющая их в общность, становится духовной основой коллектива, его движущей силой. Дети все по-разному входят в систему коллективных отношений и оказывают обратное влияние на коллектив. Положение личности в коллективе зависит от ее индивидуального социального опыта, который определяет характер ее суждений, норм поведения и т. д.

Опыт может соответствовать и не соответствовать суждениям, формам поведения личности. То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно складываются отношения там, где коллектив достиг высокого уровня развития, где развита форма самоуправления. Распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

В 1-й модели личность подчиняется требованиям коллектива добровольно, уступает коллективу как превосходящей силе, подчиняется коллективу лишь внешне, формально. Коллектив подчиняет личность нормами и традициями своей жизни. Во 2-й линии поведения возможны два пути развития событий:

1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива;

2) личность открыто сопротивляется.

Распространенный мотив приспособления личности к коллективу – стремление избежать конфликта. Более редкое явление – открытая сопротивляемость личности коллективным требованиям, чаще коллектив «ломает» личность.

Гармония личности и коллектива – это идеал взаимоотношений. Чаще это немногие ребята, которые уживаются в любом коллективе и которые оказались в хороших, высоконравственных коллективах. Типичная модель отношений – существование. Коллектив и личность существуют, соблюдая лишь формальные отношения. Некоторые личности не могут проявлять свою индивидуальность. Отношения становятся более благоприятными, если личности удается раскрыть, проявить свою индивидуальность, удовлетворяющую их позицию в коллективе.

3-я модель взаимоотношений – личность подчиняет себе коллектив. Под влиянием яркой личности может измениться коллектив как в лучшую, так и в худшую

17 Учение а. С. Макаренко о коллективе

А. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия; выявил этапы развития коллектива. 1-й этап – становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т. е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяется характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива – педагог, от которого исходят все требования. 2-й этап – усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит пользу, а что вред коллективу. Коллектив на 2-м этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. 3-й этап и последующие этапы – расцвет коллектива. Уровень и характер требований – более высокие требования к себе, чем к своим товарищам – свидетельствует об уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива – общий опыт, одинаковые оценки событий. 4-й этап развития – этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.

Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь. Традиции бывают большие и маленькие.

Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А. С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая цель опирается на личную заинтересованность. Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности. Далекая – отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель.

Черты сформированного коллектива:

1) мажор – постоянная бодрость;

2) ощущение собственного достоинства;

3) дружеское единение членов;

4) ощущение защищенности;

5) активность к упорядоченному действию;

6) сдержанность в эмоциях.

18 Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

    вся деятельность проходит в сфере свободного времени ребенка;

    выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно;

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка. Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:

    профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

    педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

    воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;

    лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

    создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;

    создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

    использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

    создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

Приведем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива. Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничится обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе. Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога. Дополнением к названным действиям может стать договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, что будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением детского объединения, познакомят его с летописью и самыми успешными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят и педагога. Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону). Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т.к. именно для всех поручение будет выполняться. В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например, проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.), организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия, подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т.д. Еще одним способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения. Следующий этап работы по формированию детского коллектива – выборы относительно постоянного детского актива (совета, старосты, детского парламента и др.), который будет в значительной степени определять жизнедеятельность детского творческого объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определении тематики и форм не только массовых дел досугово-развивающего характера, но и учебной работы. Например, подготовки выставочных работ, конкурсных выступлений, тематических проектов в рамках учебного года и т.д. Выборы такого актива должны быть приняты всеми членами детского коллектива как добровольное действие, а не как желание педагога. Поэтому необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе которой педагог и ребята обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только когда все вопросы будут решены, всем коллективом можно провести выборы. «Подкрепить» работу актива можно специальным документом – положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью. Очень сплачивает детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.п. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех. При организации детской группы в ходе названных мероприятий можно использовать те же приемы, которые были перечислены выше, ведь работа с коллективом имеет одни и те же закономерности вне зависимости от места и сроков его деятельности.

PAGE_BREAK--Детский коллектив

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое

Условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и

Адекватность мотивов предметно-практической совместной деятель-

Ности, направленной на пользу общества, забота об общем резуль-

Тате, определенные организация и характер общения, широкая сис-

Тема коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотноше-

Ний детей создаются в процессе целенаправленной организации их

Социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-об-

Щественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом

Придание основным типам деятельности детей определенной целевой

Направленности, социальной значимости позволяет не только форми-

Ровать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их

На единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной сто-

Роны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в

Организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечи-

Вает условия для развития подлинной самостоятельности. Макси-

Мальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим

Признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирова-

Ния детского коллектива и определенных отношений его членов мо-

Жет быть реализована в том случае, если она соответствующим об-

Разом организована.

Это должна быть такая организация, при которой:

А) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за-

Дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

Б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный,

Так и личностный смысл;

В) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая пози-

Ция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результа-

Г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной дея-

Тельности, причем не только в плане собственно деятельности, но,

Главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале

Для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для

Района, города, общества;

Д) деятельность эта направлена на благо другим людям, об-

Ществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятель-

Ности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию

Другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем

Поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется

Взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотно-

Шении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных

Перед этим коллективом. Практически в любом организованном детс-

Ком объединении реально существует определенное сочетание данных

Двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимо-

Действия создаются в условиях сформированного детского коллекти-

Ва. Активно включая детей в решение социально важных задач, та-

Кой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуслов-

Ливает возможности развития индивида как личности. Психолого-пе-

Дагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский

Коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, что-

Бы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на

Второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его

Воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так

Называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразова-

Тельной школе представляет собой многоплановую систему, внутри

Которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру

И длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые склады-

Ваются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и вре-

Менных объединений, что проводит всех школьников через положение

Руководителей и исполнителей, формируя умения командовать това-

Рищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно-

Образных связей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей занимает це-

Ленаправленное создание временных объединений, позволяющих орга-

Низовать деятельность детей в небольших группах, которым поруча-

Ется выполнение кратковременных дел.Психологическое своеобразие

Этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, нас-

Читывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под

Воздействием общественного мнения товарищей и не может уклонить-

Ся от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осущест-

Влять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.

Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый

Ребенок может определить для себя такое положение в совместной

Работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы

И способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить

Свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную

Его индивидуальным склонностям.

К числу важных моментов в организации детского коллектива

Относится разновозрастное построение контактных объединений

Школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелиру-

Ет обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замы-

Каться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние

Каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же

Время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное

Развитие.

Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детс-

Кого коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях

Находятся контактные коллективы, разные по длительности сущест-

Вования, объему и содержанию деятельности.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психо-

Логическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и заня-

Тых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные
дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков -

Создает возможности для установления между детьми развернутых

Типов отношений.

В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство,

Дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то

Же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом от-

Ношении он является постоянно действующей силой, помогающей соз-

Давать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллекти-

Вов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном кол-

Лективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем

Значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер,

Тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.

Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива

Обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия фор-

Мирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет одно из определяющих отношений лич-

Ности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к об-

Щественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим

Людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллек-

Тиве, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит

Опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри

Своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответс-

Твенности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами

Своего коллектива.

В чем причина слабой сформированности коллективистских ка-

Честв? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно

Указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса, ученической бригады, несом-

Ненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к

Своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские

Отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе

Не идентичны коллективистским качествам личности отдельных де-

Тей, составляющих коллектив.

Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллек-

Тива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только

За дела своего коллектива. Главное в коллективизме - обществен-

Ная ориентация деятельности, творческое отношение к любому дру-

Гому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств лич

Ности предполагает «абстрагирование» от дел и целей конкретного

Коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами

Других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у

Подростка, юноши формируется личная ответственность за общие де-

Ла. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании

По выявлению условий формирования коллективистских качеств лич-

Ности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования

Выглядят следующим образом.

Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллекти-

Вистских качеств личности детей. Для выяснения этого был прове-

Ден дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в коссвенной

Проверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы-

Бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те

Дети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе,

Ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели кон-

Тактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело, об-

Ладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Дея-

Тельность, выполняемая для общества, была для них важна потому,

Что это было связано с определением своего места в обществе, с

Формированием самосознания.

Следовательно задача взрослых заключается в такой организа-

Ции просоциальной деятельности в условиях детского коллектива,

Которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу

В широком плане. Именно в этом случае происходит становление

Личности ребенка, для которого общественное дело - потребность.

Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива,

Формировать отношения детей не только к цели данного коллектива

(при сохранении ее конкретной значимости), но и к общему делу

Полученные данные убеждают в необходимости одновременного

Включения детей в специально организованную «скользящую сеть»

Различных коллективов:

А) учебных, трудовых, организационно-общественных, художест-

Венных, спортивных, игровых;

Б) постоянных, сезонных, временных;

В) одно- и разновозрастных;

Г) малочисленных и многочисленных.

Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии

Соподчинения социально значимых целей деятельности всех коллек-
тивов и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку

Замкнуться в кругу близких товарищей.

Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы

Детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая пе-

Реплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретно-

Го, «нашего» коллектива, выводя детей в целом на общество. При-

Чем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует «то там, то

Тут», а система, которая, с одной стороны, способствует формиро-

Ванию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а

С другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не

Только в данный коллектив, но и в общество.

В частности, большое число коллективов, в состав которых

Ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в из-

Вестную оппозицию, а скользящие формы разнопланового коллектива

Эту возможность исключают, создавая условия для разнообразного

Общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы,

Сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.

Итак, формирование личности человека-коллективиста требует

Организации системы многопланового детского коллектива, системы,

А не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом

Важно направленное включение каждого ребенка в развернутую соци-

Ально одобряемую деятельность в системе именно такого специально

Заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей

Каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых

Задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллекти-

Ве, основу которого составляет система просоциальной деятельнос-

Ти - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а осо-

Бый, качественно своеобразный подход к формированию растущего

Человека как личности.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Педагогический процесс основывается на организации жизнедеятельности коллективов, которые создаются в различных учебно-воспитательных, образовательных учреждениях.

Коллектив – (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения .

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе рассматривается по-разному. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей (коллектив – группа лиц, объединенных общей работой, учебой и общими интересами), в другом – высокую степень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: организованности, сплоченности, сформированности здорового общественного мнения, гуманности внутриколлективных отношений. Кроме того, признаками коллектива являются сознательный характер объединения людей, относительная устойчивость, четкая организационная структура, наличие органов координации деятельности и самоуправления.

Важнейшей категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 1920-е гг. в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов. А. С. Макаренко сформулировал основные принципы и методы управления коллективом. В середине 1960-х гг. детский коллектив был охарактеризован как социально-педагогическая система. В 1980-е гг. сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 1990-е гг. теория коллектива дополнилась понятием воспитательные системы.

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности этой организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других.

Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление – источник социального богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления создает коллектив как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимной помощи. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего развития.

Детский коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление. Для ребенка он – среда обитания, будь то школьный коллектив, группа в интернате, клубное объединение или отряд в лагере. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможность для самореализации. Для педагогов детский коллектив – объект воздействия с помощью инструментов воспитания, а если принять точку зрения, что коллективом можно назвать лишь группу высокой степени развития, то его можно охарактеризовать как цель воспитательных усилий педагога.

Читая произведение В. Распутина «Уроки французского» , мы наблюдаем множество психологических моментов, которые могут произойти в жизни каждого человека.

Перед читателем раскрываются все грани человеческой души – честь, достоинство, самопожертвование, жестокость, равнодушие.

Взаимоотношения личности и коллектива

Главный герой романа – маленький мальчик с необеспеченной семьи, которого мама отправила учиться в городскую школу, желая дать ребенку достойное образование. Одноклассники негативно отнеслись к мальчику, всячески издеваясь над его бедностью.

Игра, в которую играли дети, была единственной возможностью для него раздобыть денег на жизненно необходимое молоко. Сверстники мальчика не понимали этого, так как видели в нем не самостоятельную личность, а слабого человека, над которым можно поглумиться.

Сюжетная линия взаимоотношений мальчика и одноклассников ярко показывает, как общество бывает несправедливо к отдельно взятому человеку.

Взаимоотношения педагога и учеников

Единственным человеком, который смог вникнуть в тяжелую жизненную ситуацию мальчика стала школьная учительница французского языка. Лидия Михайловна, узнав о его болезни, хотела пойти навстречу малышу, предложив ему бесплатную еду и частное преподавание французского.

Однако, обладая человеческой честью и достоинством, мальчик не согласился на подобное предложение. Учительница пошла на хитрость: каждый день она играла с ним на деньги, намеренно проигрывая рубль.

Ведь Лидию Михайловну волновало не только то, настолько хорошо мальчик знает французский язык, но и его условия жизни. Увидев в маленьком ученике такое качество как чувство собственного достоинства, учительница не стала его искоренять.

Воспитание таланта «человечности»

Очень часто, общаясь с людьми, мы не обращаем внимания на их проблемы, не хотим знать об их горе и бедах. В. Распутин в своем рассказе «Уроки французского» учит нас брать пример не с равнодушных и злых мальчиков, а с доброй учительницы Лидии Михайловны.

Ведь учительница стала единственным человеком, который искренне хотел помочь мальчику. Автор показывает нам, что в жизни не главное хорошо знать науку, главное – обладать талантом «человечности».

Митрофан – воспитанник нескольких учителей. Но влияние Цифиркина, единственного учителя, который пытается дать какие-то знания, совсем незаметно, потому что его перекрывает матушкина забота о сыночке. Поэтому влияние Вральмана, совпадающее с матушкиным, оказывается сильнее остальных. В итоге «злонравие» даёт достойные плоды в лице этого недоросля, хорошо усвоившего урок: придерживайся только властьимущих.

2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Так или иначе, Онегин воспринял от своего учителя поверхностное отношение к жизни, тот европейский менталитет, который способствовал потребительской концепции поведения героя. Что, собственно, и составило трагедию жизни Евгения, который привык получать удовольствие от всего, не тратя собственных душевных сил для постижения мира и своего места в нём.

3. Б. Васильев «Завтра была война»

Валендра – так называли ученики девятого класса завуча школы Валентину Андроновну, женщину-кремень. Именно она сыграла главную роль в жизни учеников этого класса, выпуск которого пришёлся на 21 июня 1941 года. Именно она требовала провести комсомольское собрание, по вопросу исключения Вики Люберецкой из комсомола, если та не откажется от отца, арестованного по ложному доносу, как враг народа. Дети, прошедшие суровую школу сталинского воспитания, одержали победу над режимом своим сопротивлением. Им пришлось встретить войну первыми. Мало, кто остался в живых, но они отстояли родину.

4. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Главный герой Володя оказывается в трудной жизненной ситуации. Молодая учительница французского языка, искренне стремясь помочь мальчику, играет с ним на деньги, потому что все законные способы помощи ребёнок в силу своей гордости и независимости не принимает. Для Лидии Михайловны эта помощь оборачивается профессиональным преступлением, за которое её увольняют из школы. Но для мальчика это была очень важная поддержка. Став взрослым писателем, мальчик посвятил рассказ своей мужественной учительнице.

5. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера. Требовательный и строгий Харлампий Диогенович легко раскусывает мелкое преступление мальчика – главного героя рассказа, который, боясь оказаться в безвыходном положении, согласен на что угодно, даже на прививку, лишь бы не отвечать у доски. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. После случившегося он пришел к выводу, что хуже всего, когда человек перестает бояться быть смешным. И становится на путь лжи и обмана.

Читаемое в разделе:

  • Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • 1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как.

    «>Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ

    1. И.А. Гончаров «Обломов» Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения отцов и детей.

    1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в.

    «>Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
    Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ

    1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу.

    1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её.

    1. М.А. Шолохов «Алёшкино сердце» Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой.

    Ранее опубликованные в разделе:

  • Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме разрушающего влияния денег на человека.

    «>Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
    Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ

    Новые материалы раздела:

    1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме бездуховности современного общества.

    Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения человека и власти.

    1. С. Каледин «Смиренное кладбище» Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из.

    Проблема взаимоотношения человека и коллектива аргументы

    20.05.2018 ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

    16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

    09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

    16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

    16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

    25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

    28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

    28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

    22.01.2017 Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

    01. (Жизненная позиция) Взаимоотношения личности и коллектива

    Взаимоотношения личности и коллектива – вот проблема, над которой размышляет автор

    В предложенном для анализа фрагменте Н. Татаринцев приводит яркий пример того, как ученик не побоялся пойти против мнения всего класса, противопоставил свою точку зрения коллективной и убедил в собственной правоте всех одноклассников. Автор гордится своим героем.

    Н.Татаринцев считает, что каждому человеку необходимо всегда иметь собственное мнение, а так же уметь отстаивать его.

    Я полностью согласна с мнением Н. Татаринцева. Ведь любой из нас должен быть сформировавшейся индивидуальностью, иметь свои взгляды, вкусы, предпочтения. Иначе человека, как личности, просто не будет существовать.

    Вспомним одного из основоположников научной социологии М. Вебера и его труд «Понимающая социология». В нем автор, размышляя над проблемами социального поведения и социализации личности, говорит о том, что для личности необходимо реализовывать свой потенциал, порою, не реагируя на общественное мнение.

    Мне часто приходится отстаивать собственную точку зрения среди одноклассников, что не раз сопровождалось развитием конфликтной ситуации. Однако способность аргументировать своё мнение и доказывать собственную правоту помогают урегулировать отношения в коллективе.

    xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

    Аргументы из литературы на тему: «Влияние общества на человека»

    Человек живёт и развивается в обществе, которое определяет его поступки и стремления. Но зачастую между личностью и коллективом, в рамках которого она вынуждена существовать, возникают противоречия, которые очень сложно решить. Можно ли быть полноценной частью социума, при этом, не теряя собственной индивидуальности? Стоит ли подчиняться тому, что другие считают правильным и единственно возможным? Возможно ли, обрести внутреннюю гармонию в узких рамках диктуемых обществом правил и условий? Чтобы ответить на эти вопросы, многие знаменитые авторы рассуждали, как решается проблема взаимодействия человека и общества. В этой подборке мы перечислили самые яркие аргументы из литературы, иллюстрирующие влияние коллектива на личность.

  1. В драме А.Н. Островского «Гроза» обособленный, замкнутый в своей ограниченности город Калинов живёт согласно патриархальным порядкам, многие из которых порядком обветшали и устарели. Однако, быт и нравы, господствующие здесь, исключают свободу выбора, принуждая каждого жителя следовать законам, основанным на страхе и обмане. Бунтующим героем в пьесе становится Катерина, готовая вступить в бой с вековой косностью, чтобы отвоевать своё право на любовь и свободу. Дабы избавиться от внутренней дисгармонии, обрести надежду на счастье, она бросает вызов условностям и домостроевским традициям. Однако героиня не способна противостоять тирании в одиночку. Отказываясь жить в неволе, она предпочитает погибнуть. В данном случае коллектив, опасаясь перемен, довел свободолюбивую личность до мятежа и отчаяния.
  2. Общество диктует человеку правила поведения и жизненные установки, в которых каждому необходимо выстраивать свою собственную модель поведения. Но соответствовать узким общественным стандартам для свободолюбивой и мыслящей личности становится невыполнимой задачей. В романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» социум давно утратил оригинальность и самобытность. Это мир механических будней, развлечений и телесериалов. В нем люди живут по четко отлаженным установкам, исключающим отказ от стереотипа. Гай Монтэг – пожарный. В его обязанности входит проводить обыски и сжигать книги, которые попадутся ему на глаза. Но очень скоро он понимает, что его жизнь представляет собой холодное посредственное существование, подчинённое абсурдным законам, лишённое мысли и тепла. Монтэг вступает в борьбу с прошлым своим существованием, бунтуя против уравнительных законов мира, которым больше не желает подчиняться. Так, авторитарное общество «выдавливает из себя» непокорных членов.

Проблемы семьи (Аргументы ЕГЭ)

Проблемы семьи. Роль детства в жизни человека. Роль родителей в воспитании. Проблемы детской нищеты и страдания. Роль семьи в формировании личности. Взаимоотношения в семье. Слепая родительская любовь. Дом как основа формирующейся личности. Роль матери в воспитании. Любовь к ролителям. Взаимоотношения отцов и детей. Преемственность поколений

И. А. Гончаров роман «Обломов». Маленького Илюшу в детстве чрезмерно опекали матушка и няньки, опасаясь за ребёнка. Его берегли от возможных и невозможных опасностей, не давали самостоятельно познавать жизнь и набираться собственного опыта. Повзрослев, Илья Ильич боялся жить, откладывая все дела «на завтра».

А. Астафьева «Людочка». Людочка после того, как в городе над ней было совершено насилие, приехала в родную деревню к матери, чтобы восстановить душевное спокойствие, получить материнскую поддержку. Но ее мать, хотя и догадалась, что произошло с ее дочерью не помогла ей пережить этот ужасный период, справиться с тем,что на нее навалилось, считая, что Людочка должна сделать это самостоятельно, что она должна привыкать к такому. Людочка не смогла. А ведь скорее всего, простые слова утешения и поддержки матери могли предотвратить такой исход,уберечь дочь от греха.

Слепая родительская любовь. А. Алексин повесть «Безумная Евдокия». Оля, единственная дочь горячо любящих родителей, убеждена в собственной исключительности. Отец и мать не замечают пренебрежение дочери к подруге и считают учительницу Евдокию безумной в своём стремлении приобщить ребят к жизни в коллективе, умению ценить друг друга.

Когда Оля самовольно покидает экскурсию, горе родителей не передать словами. Происходит непоправимое из-за бездумного поступка избалованной девочки.

Слепая родительская любовь. А. С. Макаренко «Книга для родителей». Единственного сына Виктора родители безмерно любят. Однако он вырастает холодным, расчетливым юношей, который равнодушно отмахивается от тяжелобольного отца. Свою ошибку в воспитании сына родители с ужасом осознают, когда Виктор отказывается купить лекарства отцу, так как опаздывает в театр.

Роман В. Гюго «Отверженные». Козетта становится смыслом жизни для главного героя Жана Вальжана. В ней он обретает женщину-дочь, женщину-мать, женщину-сестру — все то, чего никогда не знал.

Когда Козетта выходит замуж, от горя Герой умирает: ему не для чего больше жить.

Рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Нищий ребёнок, у которого умирает мать накануне Рождества, вынужден скитаться по улицам. Он заглядывает в окна нарядных домов, везде праздник, угощения, веселье, лишь ему одному некуда пойти и нечего поесть. Ребёнок умирает от холода, забившись в какой-то темный и холодный угол.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Отфильтруешь,ок?
Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей. Коллектив - наиболее действенное средство борьбы против пережитков капитализма в сознании людей, против эгоизма и индивидуализма.
Социалистический коллектив сочетает в себе интересы общества с интересами отдельной личности: с одной стороны, коллектив утверждает в качестве высшей нормы поведения человека его служение общественному благу, с другой - обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, содействует его всестороннему развитию.
Коллектив обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитывать и делать полезными членами общества даже, казалось бы, самых неисправимых людей. Не случайно на использовании огромной силы воздействия коллектива построена советская педагогика, в теоретическую и практическую разработку которой большой вклад внес выдающийся педагог А. С. Макаренко.
Большое значение в формировании коммунистически направленной личности имеет деятельность пионерской организации. В пионерском коллективе закладываются основы будущей личности. Замечательные пионерские дела - тимуровское движение, походы по следам революционной и боевой славы, краеведческая работа детей и многие другие - воспитали коммунистические черты личности у массы советских людей. Огромное воспитательное значение имеют трудовые достижения пионеров.
Велика роль комсомола в формировании личности молодых советских людей. Комсомольская организация под руководством Коммунистической партии Советского Союза целенаправленно формирует духовный облик молодого поколения и направляет молодежь на замечательные практические дела. Все великие стройки коммунизма - дело рук и наших комсомольцев. Практические дела большого общественного значения формируют полноценную личность, личность нового человека коммунистического общества.
Имея в виду огромную роль коллектива и взаимоотношений в коллективе в деле формирования личности, советские психологи за последние годы стали интенсивно изучать психологию групп и коллективов. Изучают так называемые малые группы, под которыми понимают относительно устойчивое, немногочисленное по составу (не более 30-40 человек) объединение людей, связанных общими целями. К малым группам относятся такие объединения, как семья, школьный класс, бригада на производстве, экипаж самолета или небольшого судна, коллектив зимовщиков полярной станции и т. д.
Исследователи различают формальные (официальные) малые группы, которые создаются на основе устава или каких-либо официальных документов (класс, пионерское звено, октябрятская звездочка) и неформальные (неофициальные) группы - свободные и стихийные объединения людей на основе симпатии, взаимных интересов (дворовые компании, группы школьников по интересам и т. д.).
Группы (и формальные, и неформальные); достигают различного уровня развития. Высшей формой развития является коллектив. Всякий коллектив есть группа, но не всякая группа - коллектив. Коллектив - такая организованная и сплоченная группа, которая преследует общественно полезные цели, Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны - здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды - так называемые межличностные). Личность занимает Определенное место в системе отношений, пользуется разной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки). В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфлик-, ты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают, «затирают»). Все эти тонкости взаимоотношений учителю - организатору классного коллектива - надо выяснять. Только хорошо зная коллектив и тонко чувствуя взаимоотношения в нем, учитель может опираться на коллектив в воспитательной работе.