Школьная реформа 1958 г. Старт в науке

Укрепление социалистической законности в стране в период либерализации общественных отношений повлекло за собой значительные изменения в советской судебной системе. В августе 1954 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ об образовании в составе Верховных судов союзных и автономных республик президиумов. Новые органы – президиумы - получили права пересматривать в порядке надзора приговоры, решения и кассационные определения по уголовным и гражданским делам, если были вынесены протесты Генерального прокурора СССР, председателя Верховного суда СССР, а также по протестам прокуроров и председателей судов республик, краев и областей. Предоставление прокурорам и председателям судов республик, краев и областей права принесения протестов, а президиумам этих судов права рассматривать эти протесты способствовало тому, что усилился судебный надзор, и в порядке судебного надзора ускорилось рассмотрение дел.

Вместе с тем, при областных и краевых советах были упразднены (ликвидированы) управления юстиции, и их функции были переданы общим судам.

Судебная реформа продолжилась в феврале 1957 года. Для дальнейшего усиления судебной власти были ликвидированы особые транспортные суды, а рассмотрение подсудных им дел было передано народным судам, краевым и областным судам.

В этом же месяце (12 февраля 1957 года) Верховный Совет СССР принял Положение о Верховном суде СССР. Это Положение закрепляло расширение прав союзных республик в части осуществления правосудия. Теперь Верховный суд СССР мог истребовать в порядке надзора только те дела, которые были рассмотрены Верховным судом союзной республики, и в которых усматривалось нарушение республиканскими судебными органами общесоюзного законодательства. Последней судебной инстанцией теперь фактически становились суды союзных республик.

Этим же Положением Верховный суд СССР получал право входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам толкования законов СССР и по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке. Таким образом, Верховный суд СССР с февраля 1957 года в основном сосредоточился на работе по обобщению судебной практики.

Особое место в структуре Верховного суда СССР занимала военная коллегия, на которую после упразднения органов юстиции возложили руководство системой военных трибуналов. Начиная с середины 1950-х годов, военная коллегия и военные трибуналы пересматривали приговоры, вынесенные органами НКВД и «тройками», военными трибуналами в отношении лиц, осужденных в период сталинских репрессий за контрреволюционные преступления, и занимались реабилитацией этих лиц.

В декабре (25 декабря) 1958 года Верховный Совет СССР принял Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Судебная система значительно изменялась. В соответствие с Основами законодательства о судоустройстве СССР было предусмотрено образование (создание) в составе Верховных судов союзных и автономных республик судебных коллегий по уголовным и гражданским делам, пленумов и президиумов. Верховный суд СССР действовал в составе судебных коллегий по уголовным и гражданским делам, пленума и военной коллегии. Областные, краевые и городские народные суды действовали в составе коллегий и президиума.


Участковая система народных судов была ликвидирована. Вместо нее вводились единые городские и районные народные суды. Срок полномочий народных судей был увеличен с трех лет до пяти лет. Выборы народных судей проводились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы в состав судов народных заседателей на два года проводились на общих собраниях в предприятиях, учреждениях и колхозах. Судьей и народным заседателем мог быть избран гражданин СССР, достигший возраста в 25 лет и обладающий избирательным правом. Устанавливалась подотчетность народных судей перед избирателями, а судов перед соответствующими советами. Все граждане СССР объявлялись равными перед законом и судом. При осуществлении правосудия судьи и народные заседатели были независимы и подчинены только закону.

Отсутствие трудового обучения в общеобразовательной школе после 1937 года серьезно сказывалось на практической подготовке школьников к труду, особенно труду в сфере материального производства. Оно снова стало восстанавливаться в школе.

С 1954-1955 учебного года трудовое обучение вводится в начальной школе, a c 1956-1957 года - во всех классах средней школы. В 1-4 классах вводится преподавание ручного труда, в содержание которого входит обработка бумаги, картона, тканей, первоначальные работы с древесиной и другое.

В 5-7 классах организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой древесины и металлов, а также работа на пришкольном учебно-опытном участке по выращиванию растений.

B 8-10 классах вводится курс основ производства и производственная практика. В этих же классах преподаются так называемые общетехнические предметы - машиноведение и электротехника.

В 1958 году начинает осуществляться реформа школы. Вводится в действие закон "0б укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР».

Этим законом была предусмотрена новая система трудового обучения, включающая производственное обучение, в которой центральное место занимает реализация принципа соединения обучения с производительным трудом учащихся. Под производственным обучением в общеобразовательной школе понимали вид трудового обучения в старших классах, имеющий целью подготовку учащихся к квалифицированному труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или культуры. Оно рассматривалось как одно из средств осуществления соединения обучения с производительным трудом.

Вместо существовавшего тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Неполной средней школой становится восьмилетка.

На базе восьмилетки образуются средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением в составе 9-11 классов. Полное общее среднее образование становится одиннадцатилетним.

В средней ступени (4-8 классы) трудовое обучение дифференцировалось на три варианта: технический труд, сельско хозяйственный труд и обслуживающий труд. Те или иные вари-анты трудового обучения применялись в зависимости от производственного окружения школы и с учетом особенкостей мужского и женского труда. Девочки занимались обслуживающим трудом, а мальчики - техническим. В содержание обучения в сельской школе, наряду с техническим и обслуживающим трудом включался сельскохозяйственный труд. Вместе с тем, элементы сельскохозяйственного труда вводились и в городских школах, имеющих учебно-опытные сельскохозяйственные участки. В старшей ступени (9-11 классы) значительное учебное время (до 12 часов в неделю) отводилось на производственное обучение, в процессе которого ученики изучали профессио-нальные учебные дисциплины и занимались производственной практикой.

Согласно закону, оканчивающиё среднюю школу, получали общее среднее образование и профессиональную подготовку. Наряду с аттестатом зрелости, как тогда называли сертификат об общем полном среднем образовании, вьшускники школ получали свидетельства о присвоении им рабочего разряда по той или иной массовой профессии.

Однако, и в рассмотренный период развития общеобразо-вательной школы в трудовом обучении школьников продолжалась борьба двух крайностей: замена трудового обучения профессиональным или исключение трудового обучения вообще. Если в реформе школы победила профессионализация общего образования, то позднее в 1964 и в 1966 годах постановлениями правительства сначала были изменены сроки обучения в общеобразовательной школе до 10 лет, а затем производственное обучение признано необязательным. А так как время на обучение в школе было сокращено, то постепенно школа отказалась от производственного обучения совсем. Оно было заменено трудовыми политехническими практикумами по различным видам труда и отраслям техники. Среди этих практикумов были практикум по металлообработке, обработке тканей, по электротехнике, машиностроительному черчению и др.

Еще в послевоенный период в Мордовской республике начался новый этап в унифицировании национальных учебных заведений. Возрождался дореволюционный тип русско-национальных школ. Это были смешенные школы, в которых создавались параллельные русские и нерусские классы. Такая черта была характерной для всей Российской Федерации. В начале 1950-х гг. изне русскоязычных школ 3 161 были смешенными по языку обучения [Ефимов, 2003: 371].

Ежегодно увеличивалось число классов, где обучение велось на русском языке . Если в учебном году 53 % мордовских школ занимались на русском языке, то в учебном году – более 60 % [Сандина, 1969:48]. В учебном году на русском языке обучалось 11 % учащихся начальных классов , или 4 237 человек, и все учащиеся 5-8 классов мордовских школ. В учебном году в 195 мордовских школах в 1-4 классах обучалось на русском языке 8 115 человек [Горькина, 1971: 37-38].

Подобная ситуация наблюдалась в других национальных республиках страны. Так, в Чувашской республике в учебном году из 435 чувашских восьмилетних и средних школ в 380 учащиеся 5-7 классов занимались на русском языке. В учебном году во всех чувашских школах, начиная с 5 класса , преподавание всех предметов велось на русском языке. Чувашский язык изучался как предмет школьного курса [Ефимов, 2003: 370].

Нет сомнения, что русский язык, как язык обучения в школе, для многочисленных народов страны стал катализатором социально-экономического прогресса в их жизни, приблизил их к русской и мировой культуре. Преподавание предметов на языке «межнационального общения» открывало широкие возможности для подготовки молодежи к активной трудовой и общественно-политической жизни, успешной учебы в высших и средних специальных учебных заведениях страны. Но вместе с тем этот процесс породил негативные последствия развития национальной школы: произошло катастрофическое падание престижа национальных языков, искусственно создавались преграды при изучении духовного наследия каждого народа.

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в развитие системы просвещения в стране в целом и в республике в частности в годы проведения реформы школы, к середине 1960-х гг. в ней отчетливо проявились и негативные явления, которые привили к ее кризису в середине 1980-х гг. В качестве основных причин нарастания кризиса отметим следующие:

Во-первых, демографические факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие системы в целом по стране, так и в республике. Именно в эти годы в старшие классы средней школы начали поступать юноши и девушки, родившиеся в военные годы, поэтому число учащихся в целом по стране в учебном году резко снизилось до 3 394 тысяч человек (против 5 400 тысяч в 1958 г.), а в учебном году – до 2 800 тысяч [Очерки истории педагогической мысли народов СССР, 1987: 264.]

Во-вторых, усиление миграционных процессов, вызвавшее отток сельского населения, особенно молодежи в города.

В-третьих, высокий уровень отсева учащихся из старших классов общеобразовательных школ. Нарастание кризиса объяснялось и тем, что в реформу школы изначально было заложено глубокое и неразрешимое противоречие. С одной стороны, очень широкий и ежегодно меняющийся диапазон интеллектуальных потребностей и склонностей учащихся к сложным и прогрессивным профессиям и специальностям автоматизированного производства с высоким уровнем интеллектуальной и творческой деятельности, с другой – существовавшая объективная неспособность школы создать все условия для удовлетворения потребностей и интересов ежегодно меняющегося контингента учащихся старших классов из-за невозможности укрепить учебно-материальную базу на основе последних достижений. В результате подавляющее большинство учащихся средних школ выпускались по малоквалифицированным специальностям.

В-четвертых, школьный закон 1958 г. явился окончательным поворотом в смене концепции национальной школы. Первые послевоенные годы были периодом восстановления разрушенного после войны хозяйства, поэтому национальным школам не уделялось должного внимания. Кроме того, эта проблема игнорировалась в силу заявления, сделанного, что все национальные проблемы в стране решены. в середине 1950-х гг. заявил, что чем быстрее люди овладеют русским языком (который, несомненно, являлся языком, объединяющим людей) и станут русскоговорящими, тем быстрее они придут к коммунизму. Он считал, что родные языки могут стать помехой для овладения в совершенстве русским языком. Эта политическая идея нашла свое отражение в Программе КПСС (1961 г.), где было провозглашено, что одной из важнейших задач партии на данный период являлось создание «общенародного государства». Предполагалось, что развитие советских наций должно пройти через их «сближение», и это будет ступенью на пути их полного «слияния». Стержнем программы было превращение русского языка в родной язык всех нерусских народов – как предварительное условие создания единого «советского народа». Подразумевалось, что в процессе построения бесклассового общества произойдет стирание национальных различий, в том числе и языковых.

Журнал «Вопросы истории КПСС» обосновывал новый языковой курс партии следующим образом: «Все больше число родителей нерусской национальности совершенно добровольно отдают детей в русские школы или ставят вопрос о переводе обучения на русский язык. Опыт показывает, что обучение нерусских детей на русском языке с младшего возраста значительно облегчает им изучение основ наук» [Карпов, 1959: 200].

В 1959 г. при проведении Всесоюзной переписи населения СССР был поставлен вопрос о том, насколько велик процент лиц среди нерусского населения, считающий русский язык свои родным языком. Успехи политики «интернационализации» на русской основе советского государства оказались скромными: так, если по переписи 1926 г. нерусских, признавших русский язык своим родным языком, было 6,6 миллиона человек, то в 1959 г. их стало 10,2 миллиона [Послесталинская национальная политика СССР, электронный ресурс]. Языковая ассимиляция коснулась главным образом малых народов и народов, не имеющих своей территории.

78,1 % мордвинов проживающих в СССР по переписи 1959 г. считали родным языком язык своей национальности [Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., Т. 4, 1972: 9]. Что касается других народов, то, например, у чувашей этот показатель составил 90,8 %, у марийцев – 95,1 %, у удмуртов – 82,6 %, у коми и коми-пермяков – 88,7 % [Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., Т. 4, 1972: 9, 10].

Переход к преподаванию всех предметов на русском языке принес определенные неудобства для учащихся, особенно сельской «глубинки». Он несколько способствовал повышению успеваемости учащихся по русскому языку, но ни как не помог улучшению качества овладения (освоения) учащимися основами наук, не повлиял положительно на уровень знаний, умений и навыков школьникам по другим дисциплинам. Недооценка родного языка в обучении одновременно привела к сокращению часов, отведенных на изучение родных языков. Стал падать социальный престиж родного языка. В образовательной системе появился парадоксальный «феномен: русская школа – с нерусским составом учащихся».

Итоги школьной реформы 1958 г.

Переход от семилетнего всеобуча к восьмилетнему образованию приобрел прогрессивное значение. Дополнительный год обучения представлял реальную возможность углубить общеобразовательную подготовку учащихся, расширить диапазон их знаний. Общество было вправе ожидать этого от перехода школы на новые учебные планы и программы. Однако новации этих документов не были направлены на интеллектуальное развитие учащихся. В новых учебных планах существенно были сокращены часы на преподавания русского языка и литературы, математики, исключено преподавания логики, рисования, сокращено, а позже исключено преподавание психологии. Освободившиеся часы были переданы урокам труда и практическим занятиям в области общественно-полезного труда. Сокращение часов на общеобразовательные предметы в связи с обучением производственному труду снизило качество образования, усложнив тем самым значительной части школьни­ков поступление в институты и техникумы. В 1961 г. каждый второй абитуриент, поступавший в вузы РСФСР, получил «неуд» [Новейшая история Отечества. ХХ век, 1999: 345]. Такой поворот школы к политехнизации и трудовому обучению сопровождался всесторонней поддержкой и расширением сети домов детского технического творчества и внешкольных учреждений.

В августе 1964 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об изменении срока обучения в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением», согласно которому одиннадцатилетние средние школы были реорганизованы в десятилетние. Перевод средних школ на новый срок обучения осуществлялся в течение двух лет, начиная с 1 сентября 1964 г. В июне 1966 г. состоялся одновременный выпуск из 10-11 классов.

К середине 1960-х гг. стало очевидным, что заложенная в реформе народного образования идея совмещения общего среднего образования и профессиональной подготовки в рамках одиннадцатилетней школы, и, планированная на удовлетворение спроса народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих кадрах, была ошибочной и нереализуемой на практике. Стало очевидным, что средняя школа должна представлять молодежи широкую общеобразовательную подготовку, а не возможность более ранней специализации, которая быстро отставала от научно-технического прогресса. В феврале 1966 г. вышло постановление «О частичном изменении трудовой подготовки в средней образовательной школе», в котором указывалось, что в связи с переводом средней общеобразовательной школы на десятилетний срок обучения, отсутствие во многих школах условий для осуществления обязательной профессиональной подготовки учащихся, в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах учащиеся должны получать среднее общеобразовательное и политехническое образование и трудовое воспитание, а при наличии условий – и профессиональную подготовку [Народное образование в СССР, 1974: 219]. Производственное обучение, введенное в 1959 г., сохранялось в части средних школ, располагавших необходимым оборудованием, преподавательскими кадрами. В Мордовской республике было выделено лишь 5 школ, которые могли осуществить профессиональное обучение учащихся: школы № 10, 17, 20 г. Саранска, Ширингушская средняя школа Зубово-Полянского района, средняя школа при Ромодановском сахарном заводе.

По мнению исследователей, специфика реформы гг. состояла в том, что это была последняя попытка системного пересмотра школьного образования. В принципе эта была контрреформа по отношению к хрущевской школьной реформе 1958 г. «Закону об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», поскольку меры, предпринятые в середине 1960-х гг., по существу отрывали содержание школьного образования от жизни и направляли его взоры к вузовской кафедре [Днепров, электронный ресурс].

Итак, начиная со второй половины 1950-х гг. проводились реформы в школьном образовании, нацеленные на демократизацию обучения, необходимости его «приземления» к насущным потребностям реальной жизни. Логическим завершением начатых преобразований стал «Закон об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР». Цель реформы гг. состояла в том, чтобы превратить школу в резерв пополнения кадров рабочего класса и технической интеллигенции. Но уже через некоторое время в стране претворение этого закона в жизнь столкнулось с рядом трудностей, вызванных во многом непродуманностью его с точки зрения материально-технического обеспечения. К середине 1960-х гг. стало ясно, что установка на обязательную профессиональную подготовку учащихся 9-11 классов неосуществима, а в 1966 г. производственное обучение было отменено. Если реформа школьного образования 1958 г. была нацелена на усиление политехнического знания вплоть до попытки слияния общеобразовательной школы с профессиональной, то очередная школьная реформа (гг.) была направлена на приведение содержания образования к уровню науки. К концу семилетки так и не была осуществлена программа восьмилетнего образования из-за большого отсева.

Особый вред школьная реформа 1958 г. нанесла национальной и, в частности, мордовской школе. Ее следствием стало последовательное вытеснение преподавания на родном языке преподаванием на русском не только из среднего (5-8 классы), но и начального (1-4 классы) звена национальной школы. Унификаторская политика многообразных национальных учебных заведений, возобновленная с конца 1940-х гг., привела к восстановлению и численному увеличению смешанных двух и трехязычных школ, и к переходу старших классов к изучению предметов на русском языке. В результате уже к 1980-м гг. появилось поколение не имеющее читать на родном языке, что крайне негативно сказалось на уровне мордовской литературы, прессы, театра – национальной культуры в целом.

3 Осуществление всеобщего среднего образования в Мордовии (гг.)

В 1960-е гг. основной задачей в школьной системе страны стало осуществление «всеобщего обязательного среднего образования. Предусматривалось в течение восьмой пятилетки (гг.) завершить в основном введение всеобщего образования для молодежи, дальнейшее развитие народного образования, повышение общеобразовательного уровня населения и качества подготовки кадров. Позднее было принято решение в девятой пятилетке обеспечить полный переход к всеобщему среднему образованию [Народное образование в СССР, 1974: 75, 89]. Таким образом, введение всеобщего среднего образования предполагало два этапа. На первом этапе (гг.) предусматривалось в основном введение всеобщего среднего образования; на втором (гг.) - обеспечение полного перехода к всеобщему среднему образованию.

Для получения полного среднего образования выпускниками восьмилетних школ имелись три основных направления: первое – после 8 класса поступить в 9 класс и окончить общеобразовательную среднюю школу; второе – после окончания 8 класса поступить в техникум и получить среднее специальное образование; третье – после окончания 8 класса поступить в профтехучилище, получить рабочую квалификацию, а затем через вечернюю (заочную) школу – среднее образование.

В ноябре 1966 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», в котором были определены конкретные пути развития общеобразовательной школы. Подчеркивалось, что «советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая и политехническая» [Народное образование в СССР, 1974: 220]. Было намечено приступить с учебного года к планомерному и организованному переводу средней школы на новые учебные планы и программы [Народное образование в СССР, 1974: 221]. Такая необходимость возникла потому, что многочисленные частные изменения, внесенные в послевоенные годы в учебные планы, программы, не меняли по существу, объема основ наук, изучаемых в средней школе. Содержание общего и политехнического образования явно отставало от уровня научных знаний и требований общественной практики, отрицательно сказывалось на глубине и прочности знаний, здоровье учащихся, перегрузке их обязательными учебными занятиями. С четвертого года обучения предусматривалось также осуществить систематическое преподавание основ наук.

Переход к всеобщему образованию являлся сложным процессом в социальном, экономическом и педагогическом плане. Необходимо было обеспечить своевременное окончание всеми подростками восьмилетней школы, развернуть необходимую сеть средних школ, особенно на селе, укомплектовать их квалифицированными кадрами, подготовить и издать новые учебники и пособия и методические рекомендации . Педагогические коллективы , органы народного образования и общественность республики уделяли неослабное внимание этим вопросам.

В ходе перехода к всеобщему среднему образованию в Мордовской республике произошли заметные структурные изменения. В учебном году насчитывалось 1 254 общеобразовательные школы, а в – 1 200 [Мордовская АССР за годы Советской власти, 1967: 156; Народное хозяйство Мордовской АССР за годы девятой пятилетки, 1976: 178]. Таким образом, в гг. общее количество общеобразовательных школ сократилось на 54 единицы. Причем уменьшение шло только в сельской местности, в городах и поселках городского типа наблюдался рост школ.

Заметно меньше стало начальных и восьмилетних школ, а сеть средних школ увеличилась за этот период с 219 до 242 [Мордовская АССР за годы Советской власти, 1967: 156; Народное хозяйство Мордовской АССР за годы девятой пятилетки, 1976: 178].

Одновременно произошло незначительное увеличение численности обучающихся: с 220,1 тысяч человек в учебном году до 223,2 тысяч в учебном году [Мордовская АССР за годы Советской власти, 1967: 156; Народное хозяйство Мордовской АССР за годы девятой пятилетки, 1976: 178].

Отметим, что существовали причины, тормозившие успешное осуществление всеобщего среднего образования в республике. Прежде всего, сказывался низкий уровень теоретической и практической подготовки восьмиклассников для продолжения обучения и получения полного среднего образования. Слабо подготовленные за курс восьмилетки учащиеся, если и поступали в 9 класс, вынуждены были оставлять учебу по причине плохой успеваемости. Так, учебном году из 9-х классов средних школ Мордовской республики выбыло 9,5 % учащихся.

Проблему перехода к всеобщему среднему образованию невозможно было решить без осуществления восьмилетнего всеобуча. В 1967 г. окончили десятый класс 42,3 % учащихся от числа поступивших в первый в 1957 г. [ЦГА РМ Ф. Р. 464, оп. 1, д. 2902: 12, 13]. В учебном году десять классов закончили 56,0 % школьников от числа принятых в первый класс. А всего среднее образование по всем каналам получили более 73,0 % начавших обучение десять лет назад. Некоторые районы республики не выполнили план приема в 9 классы и ПТУ. Особые трудности в развитие среднего образования имелись в сельской местности. Так, в учебном году в городских школах в девятые классы было принято 82 % учащихся, окончивших восьмые классы, а в сельской местности – только 67 %. В отдельных сельских средних школах обучение в девятых классах продолжали лишь 20-30 % восьмиклассников [ЦДНИ РМ Ф. 269, оп. 9, д. 73: 111; Кирдяшкин, 1973: 101].

Еще сложнее обстояло дело в местностях, где проживала мордвины. Там среднее образование развивалось еще более медленными темпами, чем в целом по республике. Например, в учебном году в первых классах обучалось 23 296 человек, в том числе мордвинов – 8 ,0 %). К учебному году доля мордовских детей снизилась до 33,9 %, а в – среди окончивших 10 классов было лишь 33,3 % мордвинов. В учебном году среднее образование получили лишь 32,9 % мордвинов от всего количества окончивших. Причем и эти данные не в полной мере отражали точную картину в решении проблемы. Так, например в пяти районах республики было выявлено, что 100 учащихся администрация не выдала документов об окончании восьмилетней школы, и они были вынуждены учиться в девятом классе [Кирдяшкин, 1973: 102-103].

Серьезным препятствием для реализации всеобщего среднего образования являлось второгодничество. Отдельные учащиеся не получали необходимой общеобразовательной подготовки для дальнейшего обучения в средней школе и, придя в девятый класс, становились неуспевающими и прекращали учебу. Ежегодно большое количество учащихся девятых классов оставались на второй год, затем почти все они выбывали из школы. Например, в учебном году было оставлено на второй год более 530 учащихся девятых классов, из них не явились в школу 477 человека; в учебном году эти показатели составили 370 и 290 человек соответственно. Кроме того, определенное количество детей, в некоторых районах порядка 30 % отказ от продолжения учебы объясняли недостаточным материальным обеспечением, в силу чего они вынуждены были поступить на работу [Кирдяшкин, 1973: 103].

Успешное осуществление всеобщего среднего образования тормозило низкое качество пропаганды среди родителей учащихся, в результате чего окончившие 8 классов не были подготовлены к продолжению учебы с психологической стороны, поскольку достаточно длительное время идея среднего образования рассматривалась как ступень для дальнейшего обучения в вузах, а в тот период большинству выпускников предстояло после окончания школы работать в народном хозяйстве [ЦГА РМ Ф. Р. 464, оп. 1, д. 2902: 11].

Еще одним препятствием была недостаточная работа по созданию современной учебно-материальной базы. За годы восьмой пятилетки (гг.) было введено в эксплуатацию 99 школ: по одним данным за счет государственных капиталовложений было построено 33 школы на 16 772 ученических места, инициативным способом за счет средств колхозов и совхозов - 66 школ на 3 839 мест, за счет местного бюджета – 146 пристроек к школьным зданиям на 24 897 мест [ЦГА РМ Ф. Р. 464, оп. 1, д. 3261: 139 об]. По другим данным, 46 – за счет государственных предприятий и организаций, 53 – за счет колхозов [Народное хозяйство Мордовской АССР за годы десятой пятилетки, 1981: 192]. Как следует из приведенных выше цифр, в эти годы широкий размах получило инициативное строительство, особенно в Атяшевском и Ковылкинском районах.

Увеличение фонда школьных зданий шло также за счет Всесоюзной двухлетки «Комсомол - сельской школе», объявленной в 1968 г. В период двухлетки комсомольско-молодежными бригадами и студенческими строительными отрядами в стране было построено в сельской местности 812 школьных зданий, 313 пришкольных интернатов, 971 дом для учителей [Комсомольская правда, 1971: 6 марта] . В Мордовской республике в ходе этой двухлетки были введены в действие 11 новых типовых школ, 71 жилой дом для учителей, 5 спортзалов, дооборудовано 530 учебных кабинетов [ЦГА РМ Ф. Р. 464, оп. 1, д. 3261: 139 об].

Фонд школьных зданий увеличивался также за счет передачи различными организациями и учреждениями зданий, пригодных для учебных целей. За гг. предприятия, колхозы, совхозы и организации передали школам 22 здания на 2 350 ученических мест, 6 – под школьные интернаты, 313 квартир для учителей, ряд зданий – под учебные мастерские и столовые [Кирдяшкин, 1973: 29]. За гг. в республике построено 16 интернатов с жилой площадью около 4,5 тысяч квадратных километров, число учащихся, размещенных в них, возросло до 11,0 тысяч человек [Кирдяшкин, 1973: 37].

За годы девятой пятилетки (гг.) было введено в действие 124 школы на 49 642 ученических места: из них 78% в сельской местности [Народное хозяйство Мордовской АССР за годы десятой пятилетки, 1981: 192]. Из каждой тысячи школьников республики 267 стали заниматься во вновь построенных школьных зданиях. В таких районах как Дубенский, Ельниковский, Ардатовский, Атяшевский, Чамзинский все средние и восьмилетние школы в основном находились в типовых помещениях. За эти годы было построено 86 интернатов при школах на 4 833 места, учительских квартир на 74 тысячи квадратных метра . В ходе строительства 83,1 % нуждающихся были размещены в интернатах при школах и 33,7 % школьников охвачены группами продленного дня [ЦГА РМ Ф. Р. 464, оп. 1, д. 3677: 121].

Однако этого было недостаточно для того, чтобы ликвидировать двухсменные занятия. На начало учебного года по данным Министерства просвещения в две смены занимались 17,1 % от общего числа учащихся Мордовской республики [ЦГА РМ Ф. Р. 464, оп. 1, д. 3677: 121]. Кроме того, в учебном году около 60 школьных зданий находились в аварийном состоянии [ЦГА РМ Ф. Р. 464, оп. 1, д. 3677: 67].

Одной из главных задач в эти годы было строительство и расширение интернатов при школах. Из-за отсутствия интернатов при средних и восьмилетних школах ежегодно большое количество детей уходило из школы; недостаток интернатов не позволял полностью перевести учащихся четвертых классов некоторых школ на предметное преподавание; расширение сети интернатов позволяло во многом решить проблему повышения качества учебно-воспитательного процесса в малокомплектных сельских школах. В учебном году в Мордовской республике в 158 начальных школах насчитывалось менее 10 учащихся, а в 60 восьмилетних – менее 100 учащихся [Кирдяшкин, 1973: 39]. Из-за отсутствия параллельных классов и необходимой учебной нагрузки учих классов вынуждены были вести уроки по трем-четырем, а иногда и более учебным предметам, то есть работать не по своей специальности. Кроме того, наличие малокомплектных школ повышало стоимость обучения.

Сокращение контингента учащихся в республике привело к тому, что многие школы перешли в разряд малокомплектных. Вследствие укрупнения школ произошло сокращение числа восьмилетних и начальных школ в сельской местности, а учащихся из них были переведены в интернаты, созданные при перспективных школах.

Таблица 16 - Количество общеобразовательных школ в Мордовии в гг.*

1971-72 уч. г.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, труд играет большую роль в формировании личности человека, так как совершенствует его физическое, умственное и нравственное развитие. Именно отношением к работе, к коллективу, вместе с которым он трудится, измеряется нравственная ценность человека.

По мнению А.С. Макаренко, если не воспитана привычка к труду, если нет умения и желания трудиться, гражданские убеждения останутся не реализованными на практике, не воплотятся в конкретных делах. Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. У современных подростков в связи с тем, что трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания, формируются такие качества как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. В исследовании мы попытались изучить участие школьников в трудовой деятельности. Нас заинтересовал период с 1958 по 1964 года, когда дети не только участвовали в общественно-полезном труде, но и могли в течение учебы в школе пройти производственное обучение, получить специальность. На наш взгляд, актуальность данной темы неоспорима, так как нравственная ценность труда в нашем обществе недооценивается, особенно молодым поколением.

Цель - изучить участие школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде в школах Котласа по реформе 1958 года.

В соответствии с целью выдвинули задачи:

1. Изучить нормативные акты, документы, литературу о школьной реформе 1958 года;

2. Изучить краеведческую литературу, публикации местных газет по данной теме за 1958-1964 года;

3. Опросить котлашан, получавших образование в данные годы об особенностях трудового обучения, изучить их семейные архивы, а также архивные материалы школы-интерната №1 ОАО «РЖД»;

4. Проанализировать и обобщить полученный материал.

Предмет исследования - осуществление на практике закона об укреплении связи школы с жизнью в 1958-1964гг. в Котласе.

Объект исследования - Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" от 24 декабря 1958 г.

Изучая краеведческую, в том числе и публицистическую, литературу, сведения о трудовом и производственном обучении мы находим в большей части в статьях газеты «Социалистический Север» и книге «Котлас. Очерки истории» под редакцией В. Титова.

В ходе исследовательской работы мы столкнулись с противоречивыми фактами. С одной стороны широкое освещение внедрения нового закона, с другой - скупые сведения о его изменении и частичном сворачивании реформ, без объяснения каких-либо причин. Эти причины мы находим в работах советских педагогов Ю.П. Аверичева, В.Д. Симоненко, М.В. Рятивых. Мы попытались найти и расспросить котлашан, получивших образование в данные годы. Это Стрекаловская Лилия Константиновна, Копосова Людмила Владимировна, Тельтевская Нина Петровна, Подлубная Зинаида Васильевна. Также мы изучили документы их семейных архивов, архивов школы-интерната № 1 ОАО «РЖД», материалы школьного музея «Наш дом-школа».

Глава 1 Укрепление связи школы с жизнью как главное направление Закона 1958 года

В послевоенные годы усилился контроль над деятельностью школ со стороны государства и партийных органов. Главным направлением стало укрепление связи школы с жизнью. С 1955/56 года в средней школе вводились новые учебные планы и программы, основанные на принципах политехнического обучения. В этих планах увеличивалось время на предметы физико-математического и естественного циклов за счет некоторого сокращения объема гуманитарных дисциплин. Были введены преподавание ручного труда в 1-4 классах, практические занятия в мастерских и на опытных учебных участках в 5-7 классах, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в 8-10 классах. В новых программах определялся минимум политехнических знаний и навыков, которые должна была давать средняя школа в области промышленного и сельскохозяйственного производства.

Новый курс в развитии школы нашел свое воплощение в Законе "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятом 24 декабря 1958 г. Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. По Закону 1958 г. вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Полное среднее образование осуществлялось на основе соединения обучения с производительным трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в школе увеличивался с 10 до 11 лет.

Этот Закон положил начало реформе школы, продолжавшейся до середины 60-х годов. Для подготовки учащихся к жизни, общественно полезному производительному труду в IX, X и XI классах две трети учебного времени в году отводилось на изучение общеобразовательных и политехнических предметов и одна треть - на производственное обучение и производительный труд учащихся; при этом в IX классе учащиеся, как правило, по большинству специальностей получают первоначальную профессиональную подготовку с тем, чтобы в X и XI классах они могли заниматься общественно полезным производительным трудом и продолжать совершенствовать профессиональную подготовку.

Изучение общеобразовательных и политехнических предметов в средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением должно осуществляться на основе тесной связи с жизнью и давать учащимся прочные знания основ наук, широкий общий и политехнический кругозор, научное понимание закономерностей развития природы и общества, умение применять полученные знания на практике.

Изучение физики, химии, биологии, математики, черчения должно быть поставлено так, чтобы оно помогало учащимся понимать естественнонаучные основы техники и технологии производства, в том числе производства, на котором они работают. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

Школьная реформа 1958 г. в значительной степени себя не оправдала, поскольку школы не располагали необходимой материальной базой для организации профессионального обучения. Предприятия-шефы, на которых возлагалась эта обязанность, зачастую не были заинтересованы в работе школьников. В результате профессиональная подготовка нередко носила формальный характер. Слабо велась работа по профессиональной ориентации учащихся. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. Лишь небольшой процент выпускников средних школ работал по специальностям, полученным в школе. В то же время снизилась общеобразовательная подготовка школьников.

В 1964 и 1966 гг. в Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" были внесены некоторые изменения. Школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка была оставлена в тех школах, которые располагали для этого необходимой материальной базой, и проводилась за счет уроков труда и в порядке внеклассных занятий.

Глава 2 Трудовое обучение в школах города Котласа

В связи с переходом школ на новый учебный план школы нашего города были закреплены за производственными предприятиями для прохождения трудовой практики, определены профессии, по которым шли занятия в школах. Так школа №4 работала на базе стройуправления №1 горпромкомбината, горпищекомплекса. Готовили каменщиков, штукатуров, портних. Школа №1 на базе завода Лименда готовила токарей, сварщиков, электриков, школы №91,№ 4 им. Гагарина на базе локомотивного и вагонного депо готовили учащихся к железнодорожным профессиям, школа №6 на базе Болтинской лесобазы-слесарей, плотников. Юноши школы №3 и №76 проходили производственную практику в цехах вагонного депо Котлас . Для занятий в четырех группах: фрезеровщиков, слесарей, токарей и столяров, выделены квалифицированные руководители-производственники. В процессе обучения ребята не только научились обращаться с инструментами и станками, но и изготовили для школ действующие модели полиспаста, динамометра, тали для подъема грузов, инвентарь для работ на пришкольном участке, стенды с набором слесарных инструментов.

По материалам газеты «Социалистический Север» коллективы рабочих Котласа: инженерно-технические работники, служащие предприятий, работники народного образования - обязались к новому учебному 1959-1960 году построить учебные мастерские в школе №1, теплицы в школе №4 и №5, автогаражи в школах №4 и №6, обучить бригаду учащихся школы №6 штукатурному делу с дальнейшим использованием её на строительстве нового школьного здания. В средних школах №3, №6 обязались создать парниковое хозяйство.

Производственное обучение учащихся школы №8 проводилось на базах совхоза «Родина» и школьного учебно-опытного хозяйства учащихся по специальностям животновод, полевод, механизатор. Публикации газеты «Социалистический Север» рассказывают нам о создании в мае 1958 года комсомольско-молодежных лагерей: школа №1 в колхозе «Ленинский путь», школа №4 в колхозе «Заветы Ленина». В школе №3 были созданы три бригады учащихся 8-9 классов по 20 человек каждая, для оказания помощи в летний период колхозу «Сталинский призыв».

По воспоминаниям Подлубной З.В. , выезжали на работу в колхозы и в летние месяцы, и осенью. Размещали по несколько человек по частным домам, колхоз выдавал продукты хозяевам квартиры (крупу, чай, мясо). Летом работали на сенокосах, прополке полей, случалось, сильно сгорали на солнце. Подлубной З.В. запомнилось, что несколько раз возвращались из колхозов со вшами, хозяева редко пускали в бани, мылись на реке. Один раз комсомольский отряд от школы был отправлен на неделю в Сусоловку, засыпать песок между шпалами. Жили в сарае, спали на сене.

Копосова Л. В. тоже рассказала о летней практике в колхозе имени Калинина в деревне Медведка. Их размещали по 5 человек на квартире. Вечером гуляли, жгли костры, прыгали на тарзанке. Осенью копали картошку, как-то уже в октябре вырубали гибрид турнепса размером больше человеческой головы. По окончании 9 класса в 1964 году ездили в Сенгас высаживать саженцы сосны и ели. Ночевали в военной части на двухэтажных нарах. Поместили всех вместе, 8 и 9 класс, всего 50 человек.

Кроме обязательных работ, школьники выполняли различные обязанности по собственной инициативе. На страницах газеты мы можем прочитать о различных обязательствах пионеров и комсомольцев Котласа. Например, комсомольцы школы № 4 дали обязательство в июне 1958 года каждому отработать дополнительно 10 дней в пришкольной теплице, принять участие в озеленении города - посадить по два дерева. Комсомольцы школы №1 обязались в октябре 1959 вывозить навоз на поля подшефного колхоза.

По закону 1958 года были пересмотрены учебно-воспитательные программы школ. Большое внимание уделяется организации кружков, физическому воспитанию, организации групп продленного дня. В 1959-1960 гг. в школах работали более 60 кружков, около 40 технических кружков с охватом свыше 56 процентов учащихся. Работали кружки: столярные, слесарные, юных электриков, кройки и шитья, кружки радиолюбителей, фотокружки, кружок киномехаников. Увеличилось количество выходов в подшефные цеха заводов, детские сады; учащиеся соревновались по сбору макулатуры, металлолома. Изучив газетные статьи, можно сделать выводы о том, что школы нуждались в материальной базе: недостаточно инструмента, не хватало швейных машин, мало пиломатериалов, листового железа, ткани. Материальной базы порой было недостаточно даже для выполнения программы по труду.

Глава 3 Трудовое обучение в железнодорожной школе-интернат

По данным школьного журнала за 1962-1963 учебный год железнодорожной школы-интерната у воспитанников, закончивших 9 классов, среди прочих стоят оценки по общественно полезному труду и трудовому обучению (см. Приложение 1), а в 10-11 классах выставляется оценка по производственному обучению (см. Приложение 2). По воспоминаниям Стрекаловской Лилии Константиновны, обучавшейся в школе-интернате с момента ее открытия, весной 1960 года юноши и девушки проходили производственное обучение вместе в ШЧ (дистанции сигнализации и связи), расположенной в правом крыле этого же здания. Учились отправлять и принимать телеграммы азбукой Морзе, прокладывать кабели, устранять неполадки связи. В новом учебном году для школы были закуплены 10 швейных машин, и девушки стали обучаться кройке, моделированию и шитью. Труд преподавала Ежова Т. А., а экзамены принимали мастера горпромкомбината. Четыре дня старшеклассники изучали учебные дисциплины, два дня в неделю обучались основам профессии. Также весь июнь был посвящён производственному обучению. Юноши 11 класса получали удостоверение монтёра связи. Девочки - удостоверение швеи по пошиву лёгкого платья (см. Приложение 3)

Учащиеся 5-9 классов работали так: мальчики в слесарной и столярной мастерских, девочки в слесарной и кабинете домоводства.

По итогам 1962-1963 учебного года, девочки школы на практических занятиях изготовили: 375 платьев для девочек, 317 рубашек для мальчиков, 150 школьных фартуков, отремонтировали 150 лыжных костюмов и т.д.

За этот же год на практических занятиях мальчики изготовили: 700 вешалок, 70 фанерных лопат, 100 табуреток, 9 столов, построили сарай для пиломатериалов, горку для малышей и т.д.

Стрекаловская Л.К. отмечает что, умение шить было просто необходимо для того времени, так как в магазинах готовой одежды не было большого выбора. Дети школы носили много вещей, сшитых на трудах. Это видно даже на фотографиях из школьного музея. Лилия Константиновна рассказывает, что шила себе платья и в дальнейшем, учась институте, а потом и работая, и даже сшила себе свадебное платье.

Общественно-полезный труд учащихся заключался в уборке пришкольной территории, разделке дров для столовой, подготовке стадиона. За школой убирали мусор, оставленный от стройдвора. Каждую субботу проводилась генеральная уборка всей школы. Дежурные ежедневно выполняли влажную уборку классов и спален. По воспоминаниям выпускников и материалам протоколов педсоветов за 1964-1965 учебный год, воспитанники самостоятельно ежедневно мыли не только классы и спальни, но и коридоры, фойе и раздевалку. Дежурный класс выставлял на линейку нарушителей чистоты и порядка. Кроме того воспитанники ежегодно помогали в уборке урожая в колхозах.

По окончании 11 класса немногие выпускники стали работать по полученной специальности. Четыре девушки из выпуска 1963 года устроились работать швеями в горпромкомбинат. Стрекаловский Н. этого же года выпуска и два его одноклассника пошли работать монтерами в открывшееся отделение связи на улице Ленина.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав и обобщив изученный материал об участии школьников в трудовой деятельности и прежде всего в производительном труде в школах Котласа по реформе 1958 года, мы пришли к следующим выводам:

1.Реформа школы 1958 года не достигла своей цели в полной мере, так как её реализация на практике не была в достаточной мере продумана.

2.В школах Котласа производственное обучение было ориентировано на узкий ряд специальностей, осваиваемый без учета индивидуальных потребностей и способностей.

3.Немногие выпускники средних школ работали по специальностям, полученным в школе, но практические знания и умения, полученные в процессе трудового и производственного обучения, несомненно, пригодились в жизни.

Подводя итог, заметим, что выпускники тех лет отмечают сформированное у их поколения трудолюбие, честность и уважение к общественной собственности, сознательную дисциплину. Привитые с ранних лет трудовые навыки помогли пережить все трудности, связанные и с изменениями экономической системы, и с семейными проблемами.

Приобщение школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к результатам труда позволят не вырастить бездуховного потребителя. Практическое применение данного исследования возможно на уроках Новейшей истории в рамках регионального содержания, уроках обществознания в 5 классе по теме «Труд-основа жизни», классных часах, посвященных воспитанию ответственности, трудолюбия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Документы:

1. Аттестат о среднем образовании Тельтевской Нины Ивановны № 007520

2. Закон СССР от 24.12.1958 "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР"

3. Сводные ведомости учета успеваемости и поведения учащихся за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный

4. Протоколы педсоветов за 1964-1965 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный

5.Постановление Совета Министров СССР « Об утверждении положений о восьмилетней школе, средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе» от 29.12.1959

Интервью:

6. Интервью со Стрекаловской Л. К. от 08.01. 2016

7. Интервью с Копосовой Л. В. от 14.01.2016

8. Интервью с Подлубной З.В. от 09.01.2016

Литература:

9. Аверичев Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников: (из опыта работы) /. - М. : Педагогика, 1976. - 78 с.

10.Катай В. Школьники на практике/ Социалистический Север-1961№78

11. Королев В. Успехи ребят глубоко радуют/ Социалистический Север -1960№56

12. Котлас: Очерки истории / Ред.: Титов В.. — Котлас: Правда Севера, 2001.-295

13.По городу и району (цифры и факты)/Социалистический Север -1959№43

14. Протасов А. Хорошо подготовим школы к новому учебному году/ Социалистический Север-1961№82

15. Пузырева А. Политехническое образование в средней школе №5/Социалистический Север-1959№36

16.Ретивых М.В., Симоненко М.Д.. Профессиональное самоопределение школьников/Издательство Брянского госуниверситета, 2005.- 183 с.

Приложение 1 Сводная ведомость учета успеваемости и поведения учащихся 9 «Б» класса за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный

Приложение 2 Сводная ведомость учета успеваемости и поведения учащихся 10 класса за 1963-1964 учебный год школы - интерната №2 ст. Котлас Северный

Приложение 3 Аттестат о среднем образовании Тельтевской Нины Ивановны № 007520

Федорова Анна Михайловна

студент 4 курса, кафедра истории и методики преподавания истории ГГПИ, РФ, г. Глазов

Касимова Диана Габдулловна

научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ГГПИ, РФ, г. Глазов

Советская школа за годы своего существования подвергалась неоднократному реформированию. Первые шаги по становлению советской системы образования последовали сразу после установления новой власти в 1917 года. Второй период преобразований начинается с 1931 года. Затем последовала «Хрущевская» реформа школы 1958 года. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в СССР» предполагал новую систему трудового обучения, которая основывалась на принципе соединения обучения с производственным трудом учащихся. Целью данного мероприятия была подготовка школьников к квалифицированному труду по востребованным рабочим специальностям.

В 1966 г. вышло постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Это мероприятие, стало своего рода, контрреформой, так как отменяло обязательную профессиональную подготовку и одиннадцатилетний срок обучения.

Причиной отхода от положений 1958 г. стала неподготовленность самой школы к реализации этих мероприятий. Во-первых, финансирование школ было недостаточным, а, следовательно, слабая материально-техническая база для реализации реформ. Во-вторых, перед школой были поставлены требования профессиональной подготовки старшеклассников, и политехнизации учебного процесса. При этом учителя не имели должной подготовки, поэтому возникали трудности при решении поставленных задач. Две эти наиболее острые проблемы стали серьезной преградой на пути воплощения в жизнь школьной реформы 1958 года, но, тем не менее, к концу 60-х гг. советская школа имела вполне оформленный вид. По мнению В. Стражева: «…Если бы советская школа в середине 60-х гг. реально осуществила дифференциацию образования, она заняла бы лидирующие позиции в мире» .

Следующая волна преобразований началась с вступления в силу постановления от 12 апреля 1984 года «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы». В этом документе была определена основная задача советской школы: «…Давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение…» .

Реформа 1984 года - это возврат к курсу, который был взят в 1958 году. Так, снова возобладала тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В области трудового воспитания молодежи реформа ставила следующую задачу: «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи» . Таким образом, на школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки на уровне средних профессионально-технических училищ.

Для решения этой непростой задачи в средней школе вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения. Завершить переход школы на этот учебный план планировалось к 1990 году. В 10-11 классах было организовано трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них региона. Обучение должно было завершиться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

В постановлении «Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы» достаточно подробно описаны механизмы организации трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Школе в этом деле должны были оказывать большую помощь местные производственные предприятия. С этой целью образовательное учреждение в обязательном порядке закреплялось за базовым предприятием. Они обязаны были на правах структурных подразделений создавать школьные и межшкольные мастерские, учебно-производственные кабинеты, учебные цехи и участки, отдельные ученические рабочие места, лагеря труда и отдыха. Базовые предприятия должны были выделять оборудование, технику, землю для пришкольных участков, оплачивать труд школьников, а также направлять специалистов в качестве мастеров для обучения учащихся и организации производственного труда и воспитательной работы .

В Кожильской средней общеобразовательной школе связь с местными предприятиями была налажена еще в конце 1950-х годов. Сотрудничество продолжалось и в 1960-1970-е годы, несмотря на то, что была отменена обязательная профессиональная подготовка старшеклассников. Архивные документы свидетельствуют, что связь с деревообрабатывающим предприятием «Леспромхоз» и колхозом «Им. Мичурина» не была потеряна и в начале 1980-х годов. Тесному сотрудничеству способствовало и то, что на начало 1980-х годов более 60% родителей учеников трудились в Леспромхозе .

Базовое хозяйство оказывало материальную помощь в ходе подготовки школы к новому учебному году, выделяло материалы для проведения уроков технического труда. В летний период ученики трудоустраивались в цеха Леспромхоза. Начиная с 1982/83 учебного года, на предприятии велось трудовое обучение девятых классов. В 1982 г. 23 % выпускников школы было трудоустроено в Леспромхоз. В 1983 г. - уже 34 %. Летом этого же года на базе колхоза «Им. Мичурина» был организован лагерь труда и отдыха по выращиванию овощей и кормовых культур .

В 1981/82 учебном году в Кожильской школе обучали по двум специальностям: «Столяр» и «Слесарь». В 1982/83 - «Слесарь» и «Станочник». Необходимо отметить, что обучение этим профилям для Кожильской школы к 1980-м годам стало традиционным.

В целом по Балезинскому району обучение рабочим специальностям начинается с 1985 г. Например, в 1985/86 учебном году велось обучение школьников следующим профилям: «Трактора и сельскохозяйственные машины», «Основы животноводства», «Полеводство», «Строительство», «Деревообработка», «Швейное дело», «Продавец», «Кулинар», «Токарь», «Автодело». Всего обучалось 412 старшеклассников, из них профессию получили 276 человек. Трудоустроено было 142 выпускника . В соответствии с профилем производственного обучения трудоустроено 77 человек - 18 %, поступило учиться 82 человека - 20 % . В итоге получается, что для 45% выпускников профильное обучение не сыграло никакой роли при поступлении в учебное заведение и трудоустройстве.

В 1986/87 учебном году к имеющимся профилям обучения добавились такие специальности как «Пекарь», «Почтальон», «Мастер холодильного оборудования», «Связист». В 17 средних школах производственное обучение в 10-х классах было организовано по 12 профилям. Из 371 выпускника района 295 учились в сельских школах. 206 выпускников сельских школ изучали профили, связанные с сельским хозяйством. 82 % (304) выпускников в текущем учебном году получили квалификационное удостоверение. Это на 15% больше чем в 1985/86 учебном году. В 1987 г. было трудоустроено 70 человек на промышленные предприятия, в отрасли сельского хозяйства - 59 человек . Следовательно, от общего числа выпускников, которые получали специальность, это всего 36 %.

Совершенно иная картина складывается уже в 1988/89 учебном году. Реализация профессионального обучения практически сворачивается. В этом учебном году в школах района сохранилось всего пять специальностей: «Деревообработка», «Механик», «Медицинская сестра», «Кулинар», «Воспитатель». Профессию получили всего 82 ученика .

В 1987/88 учебном году 16 специалистов базовых предприятий вели производственное обучение в старших классах школ района. Из них 9 специалистов сельского хозяйства. В Балезинском районе было оборудовано 22 комбинированные мастерские для уроков технического труда и организации технического творчества школьников. В 8 школах были организованы кабинеты обслуживающего труда. Было оборудовано 27 кабинетов ручного труда для начальных классов. В июне 1987 г. было создано 17 производственных бригад, которые объединили 965 школьников. 10 лагерей труда и отдыха, в них трудилось в общей сумме 700 человек. В 9 школьных лесничествах работало 270 учащихся. 161 ученик в составе ремонтных бригад оказывали помощь в подготовке школы к новому учебному году .

В соответствии с требованиями реформы в 1986/87 учебном году в школах ввели полезный производственный труд. Ученики работали по благоустройству территорий ферм и школ, занимались колкой дров, оказывали посильную помощь дошкольным учреждениям, ветеранам войны и труда. Старшеклассники выполняли заказы базовых предприятий. Например, ученики Юндинской школы в течение учебного года изготовили 89 ящиков для колхоза «Свобода». Ученики старших классов Люкской школы отремонтировали 4 комбайна, 2 гусеничных трактора. Десятиклассницы Сергинской школы подменяли доярок на ферме .

Школы для реализации трудового и частично производственного обучения имели собственные подсобные хозяйства и учебно-опытные участки. Но в 1986/87 учебном году от развития подсобных хозяйств самоустранились школы № 1,3,4, Кожильская, все восьмилетние школы, кроме Киринской и школы-интерната. Часть из них все же сохранялась, и лучше они были устроены в сельских средних школах. Так, в текущем учебном году силами школьников и персонала учебного заведения было выращено 89 поросят, 30 кроликов, 40 свиней было в Балезинской вспомогательной школе, которая находилась в селе Балезино, 15 - в Андрейшурской.

Общая площадь учебно-опытных участков школ района составляла 24.45 гектара. Но результаты проверок выявили, что в некоторых школах количество учащихся не соответствует площади участка: в школе № 3 поселка Балезино в 1986/87 учебном году училось более 700 детей, а площадь участка составляла всего 0,03 га. В то же время такие школы, как № 1, Кожильская, Эркешевская требовали увеличения земельных участков . Возможно, многое зависело от администрации отдельных школ, от постановки земледельческих работ и учителей, которые ей руководили.

В Кожильской школе ученики работали в лагере труда и отдыха под руководством классных руководителей. Они ежегодно оказывают большую помощь колхозу «Им. Мичурина» и совхозу «Балезинский» в выполнении полевых работ, в уборке сена и урожая. На совместном заседании актива школы: комитета комсомола, совета дружины и ученического комитета было решено из заработанных денег, выделять средства для поощрения ребят, а также выделить из общей суммы заработанных денег по 5 рублей в «копилку класса». Классные руководители могли эти деньги потратить на нужды класса. Например, 10 класс приобрел для своего кабинета шторы. 9 класс под руководством Капитолины Ивановны Корякиной израсходовал деньги на организацию похода. В первый учебный год с начала реализации реформы ученики Кожильской школы, работая в колхозе и лесничестве, заработали 3150 рублей. Доход с пришкольного участка составил 200 рублей, и 250 рублей ученики получили за металлолом и макулатуру .

Кроме выше перечисленных мероприятий, в учебную нагрузку школьников входили уроки обслуживающего труда. В Кожильской школе в 1984 г. была проведена фронтальная проверка, которая обнаружила ряд недостатков оборудования кабинета обслуживающего труда для девочек. По требованиям в школе должно было быть два кабинета. В крайнем случае, допускался один кабинет, но в таком случае он должен был быть просторным, хорошо освещенным и обязательно наличие специальной вентиляционной системы. А также в учебном помещении должно было быть отведено место для проведения работ с тканью и кулинарных работ, которое бы занимало не менее 20-25 % от всей площади. Проверка выявила, что в Кожильской школе кабинет был маленьким, место, отведенное для работ по кулинарии, годилось только для хранения инвентаря. Столы для работ с тканью стояли настолько беспорядочно, что учителю сложно было пройти к ученицам. Кроме того не было отдельного стола для раскроя ткани. Проверка отмечает и положительные моменты: кабинет полностью снабжен наглядными материалами. В большей степени благодаря учителям труда и ученицам .

Уроки обслуживающего труда у девочек вели Галина Вячеславовна Коротаева - учитель удмуртского языка и завуч по учебной части; Светлана Геннадиевна Соколова по основной специальности учитель математики; и только Е.М. Невских имела специальность учителя труда. В школе она работала с 1981 года. Совмещала уроки обслуживающего труда в 4-х,6-х и 7-х классах с работой в группе продленного дня. В мае 1983 г. Е.М. Невских прошла курсы повышения квалификации учителей обслуживающего труда .

В то же время для проведения уроков труда у мальчиков были мастерские по деревообработке и металлообработке и отдельный кабинет для изучения теоретических вопросов. Данные проверки дают возможность сделать вывод о том, что в Кожильской школе лучше были организованы уроки обслуживающего труда у мальчиков. В школе не хватало специалистов по трудовому обучению, поэтому уроки приходилось вести учителям других предметов.

Задачи реформы 1984 года относительно трудового воспитания и производственного обучения в Балезинском районе Удмуртской АССР были реализованы лишь частично. Во-первых, это связано с тем, что реформа действовала небольшой промежуток времени. Уже в 1988 г. приоритеты в системе образования сменились. Можно утверждать, что реально производственное обучение осуществлялось лишь на протяжении трех учебных лет: 1985/86, 1986/87, 1988/89. Как показывает опыт реформы 1958 года, трех лет недостаточно для воплощения реформы столь затратной по людским и материальным ресурсам.

Во-вторых, хотя и было увеличено финансирование образования, этого было недостаточно для того, чтобы обеспечить должные условия для проживания и работы детей. Например, в колхозе «Им. В.И. Ленина» школьники жили в антисанитарных условиях . Не было возможности строить специальные лагеря труда и отдыха. По этой же причине не все учебно-производственные бригады смогли перевести на круглогодичный цикл работы. Многие бригады испытывали проблемы из-за малогабаритной техники.

В-третьих, ни школа, ни базовое предприятие не подходили к профильному обучению с полной ответственностью. Большая часть выпускников, даже если и получала специальность, не связывало себя в своей дальнейшей жизни с этой профессией. Школы района ежегодно не справлялись с народнохозяйственным планом по комплектованию ПТУ. На протяжении 1984-1988 года план не выполняли Кожильская, Исаковская, Люкская, Андрейшурская, Оросовская, Воегуртская школы и Балезинская средняя школа № 1 .

В-четвертых, образовательное учреждение испытывала дефицит в кадрах, которые бы могли на достаточно высоком уровне вести трудовое обучение. На производственных предприятиях этим занимались квалифицированные рабочие, естественно, что они не имели педагогического образования. В школе же не хватало учителей труда, поэтому производственное обучение могли вести учителя всего лишь имеющие навыки той или иной деятельности.

Таким образом, очередной возврат к трудовой политехнической школе с обязательным профессиональным обучением завершился ничем. Произошло это в силу объективных причин. Реформирование школы продолжается и в настоящее время, но идет оно в совершенно ином направлении. Более попыток организации трудовой школы с производственным обучением предпринято не было.

Список литературы:

  1. Архивное отделение администрации муниципального образования «Балезинский район» (Далее - АОАМО «Балезинский район») Ф. 13. Оп. 1. Д. 283.
  2. АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 301.
  3. АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 316.
  4. АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 339.
  5. АОАМО «Балезинский район» Ф. 13. Оп. 1. Д. 348.
  6. Об основных направлениях реформы общеобразовательной школы // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// http://www.libussr.ru . (Дата обращения: 25.10.2014).
  7. Стражев В. Пять реформ советской школы // Альма Матер. Вестник высшей школы. - 2005. - № 5. - С. 3-17.