Самолеты торпедоносцы второй мировой войны ссср. Итальянские торпедоносцы во Второй Мировой войне

Ил-4Т - торпедоносец, созданный в ОКБ С.В. Ильюшина на базе дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф). В авиации Военно-Морского Флота СССР самолеты Ил-4 использовались как бомбардировщики, дальние разведчики, минные заградители, а также как высотные и низковысотные торпедоносцы.


Обладая большой дальностью и относительно высокой для то времени крейсерской скоростью полета, самолеты-разведчики Ил-4 за короткое время обследовали значительные участки поверхности моря и немедленно сообщали командованию об обстановке в заданных районах и обнаруженных целях, вызывали для их уничтожения бомбардировщики или торпедоносцы, сами атаковывали наиболее важные цели. Торпедоносные варианты самолета Ил-4 вооружались, как правило, одной торпедой, но некоторые опытные летчики удваивали боевые возможности своих самолет Ил-4Т, летая на боевые задания с двумя торпедами на борту.

Минные заградители Ил-4 могли нести парашютные авиационные мины различных типов, в том числе массой 500 и 1000 кг, а также беспарашютные якорные мины типа «гейро» диаметром 1,5 м. Мины ставились на морских коммуникациях, в проливах, на фарватерах вблизи вражеских баз и портов, на судоходных реках. Противник нес значительные потери от минных поставок, выполненных самолетами Ил-4. Кроме того, морские модификации самолета Ил-4 вооружались и ракетным - шестью осколочно-фугасными снарядами PC-132, которые подвешивались под крыльями самолета и предназначались для подавления огня зенитных установок торпедируемых кораблей, уничтожения кораблей охранения, торпедных катеров и сидящих на воде гидросамолетов.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение - 1940
Размах крыла - 21,44 м
Длина - 14,76 м
Высота - 4,1 м
Площадь крыла - 66,7 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 5800
- нормальная взлетная - 11570
Тип двигателя - 2 ПД М-88Б
Мощность - 2 х 1100 л.с.
Максимальная скорость - 430 км/ч
Крейсерская скорость - 406 км/ч
Практическая дальность - 3800 км
Максимальная скороподъемность - 1140 м/мин

Практический потолок - 9700 м
Экипаж - 3-4 чел

Вооружение

1 12.7-мм пулемет БТ, 2 7.62-мм пулемета ШКАС, 1-2 940-кг торпед 45-36-АВ или -АН.

Источник : "
Военная Авиация", Media 2000
Авиационная интернет-энциклопедия "Уголок Неба"
Авиация и Время. Иван Родионов. Андрей Совенка. Ил-4: так было
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В. Новожилова)
Шавров В.Б. конструкций самолетов в СССР до 1938 г.

Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками». Широкорад Александр Борисович

Глава 2. ГЕРМАНСКИЕ ТОРПЕДОНОСЦЫ

Глава 2.

ГЕРМАНСКИЕ ТОРПЕДОНОСЦЫ

Согласно Версальскому договору Германия не имела права содержать военную авиацию. Соответственно, у нее до 1933 г. не было ни авиационных торпед, ни их носителей. Кроме того, создание торпедной авиации в известной степени тормозилось отсутствием у кригсмарине собственной авиации. Рейхсмаршал Герман Геринг громогласно заявил: «Всё, что летает, - моё!» - и подчинил все типы авиации командованию ВВС.

Германия в 1934 г. приобрела у Норвегии лицензию на производство 45-см авиаторпед и наладила их выпуск на заводе Шварцкопф в г. Киле. Торпеда выпускалась под индексом F-5b, данные ее приведены в Приложении.

Семнадцать германских торпедоносцев, созданных на базе гидросамолета «Хейнкель» Не-59, принимали участие в испанской войне в составе легиона «Кондор». Им удалось потопить несколько испанских и нейтральных судов, включая датское судно «Эдит» (1566 брт), потопленное 13 августа 1937 г. в Средиземном море.

В 1937 г. начал испытания новый гидросамолет, Не-115, который был уже монопланом и отличался от биплана Не-59 большей скоростью. (Данные Не-115 приведены в Приложении.) К 1 сентября 1939 г. германская поршневая авиация состояла из восьми Не-115 и тридцати одного Не-59. К ним в частях и на складах имелось 76 авиаторпед.

Испытания первого германского колесного торпедоносца начались в 1937 г. Он был создан на базе армейского бомбардировщика Не-111F-4 и получил индекс Не-111J-0. На внешней подвеске Не-111 мог нести две 45-см торпеды. На вооружение такие машины поступили в конце 1939 г.

В 1940 г. немцы приобрели у итальянцев низкие 45-см авиационные торпеды W производства Фиумского завода и SI производства Неаполитанского завода. Высота сброса торпед была до 100 м, а скорость самолета-носителя - до 300 км/ч.

В 1942 г. немцы прибрели у итальянцев высокую 50-см торпеду. Она сбрасывалась с парашютом с высоты от 70 до 200 м. Попав в воду, торпеда циркулировала со скоростью от 13,5 до 3,9 узла. Дальность хода ее составляла 15 км.

Прямоидущие торпеды W и SI получили у немцев индексы F5W и FSI. Однако неаполитанская торпеда FSI распространения в немецких ВВС не получила. Циркулирующая торпеда получила индекс LT350.

Следует заметить, что после войны германские авиационные торпеды подверглись тщательному исследованию в СССР. Так, в 1945 г. из Германии вместе с оборудованием торпедопристрелочной станции с озера Мадюзее заводом № 182 была получена большая партия трофейных авиационных торпед F-5W в хорошем состоянии.

Торпеда F-5W представляла собой модернизацию итальянской фиумской торпеды, что было особенно важно для советских специалистов, поскольку и наша авиационная торпеда 45–36А представляла собой модификацию той же фиумской торпеды, закупленной СССР в 1932 г.

Испытания торпед F-5W проводились на морской пристрелочной станции близ Феодосии. Средняя скорость торпеды на дистанции 3250–3700 м оказалась 42,2 узла. Глубина первоначального «мешка» - в пределах 2,1–5,5 м.

Для определения высоты и скорости сбрасывания при использовании торпед F-5W с отечественных самолетов-торпедоносцев, а также отработки необходимых установок для низкого торпедометания в период с 1 декабря 1945 г. по 1 февраля 1946 г. были проведены морские испытания торпед F-5W в войсковых частях ВВС Черноморского флота. Испытания проводились с самолетов-торпедоносцев типа Ил-4, А-20Ж и Ту-2.

Из общего количества торпед, сброшенных с самолетов, получено 86% удовлетворительных и 14% неудовлетворительных сбрасываний. Неудовлетворительные сбрасывания главным образом произошли за счет большого угла вхождения торпед в воду в начале или при выходе из «мешка», и только два случая - по вине личного состава из-за невнимательности при подготовке торпед к выстрелу.

Из проведенных испытаний были сделаны следующие выводы: материальная часть торпед F-5W работает надежно, прочность корпуса торпед вполне достаточная и дает возможность производить торпедометание на скоростях самолетов-торпедоносцев до 360 км/час. В отчете об испытаниях особо отмечалось: «Материальная часть торпед не требует специального обучения личного состава частей, так как порядок приготовления к выстрелу, в основном, соответствует ПМС № Г-34 изд. 1945 г. и, по существу, не отличается от торпед 45–36АН».

По результатам войсковых испытаний торпед F-5W был сделан вывод, что торпеды могут быть использованы с отечественных самолетов-торпедоносцев при следующих условиях низкого торпедометания: с самолетов типа Ил-4 - при путевой скорости самолета 250–270 км/час, с высоты сбрасывания 25–10 м; с самолетов типа Ту-2 и А-20Ж - при путевой скорости 300–320 км/час, с высоты сбрасывания 25–10 м.

Судя по отчету испытаний в Феодосии, какое-то количество торпед F-5W состояло у нас на вооружении ил и по крайней мере было передано в мобилизационный запас.

Боевой счет во Второй мировой войне немецкие торпедоносцы открыли 26 августа 1940 г. В этот день четыре гидросамолета Не-115 атаковали у м. Кинчардхед английский конвой Нх.65А и потопили транспорты «Remuera» (11 445 брт) и «Саге York» (5027 брт).

Боковые проекции торпедоносцев ДБ-3Ф и Не-111Н: а) ДБ-3Ф; б) He-111Н

К середине 1941 г. у немцев были только две авиагруппы (6/KG26 и 1/KG28), оснащенные колесными торпедоносцами Не-111Н. Они обладали бо льшими скоростями, чем поплавковые торпедоносцы. Среди недостатков Не-111 было то, что процессом сбрасывания торпеды занимался не один, а два человека. Штурман отдавал команду, а бортмеханик осуществлял сброс. Из-за этого часто происходили задержки и промах торпед.

Несколько забегая вперед, скажу, что весной 1942 г. началось формирование авиагруппы Ku.Pl.Gr.506, вскоре переименованной в III/KG26, оснащенной торпедоносцами «Юнкере» Ju-88A. Переоборудование серийного бомбардировщика Ju-88 в торпедоносец осуществлялось довольно просто. Замки для бомб ETC заменялись на замки PVC для подвески торпед. В бомбоотсеке разместили топливные баки, демонтировали ставшие ненужными тормозные решетки и автомат пикирования.

Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

Торпедоносцы, фюрер дал приказ Тем временем в Исландии скопилось много грузов, предназначенных для отправки в Советский Союз. Это было связано с тем, что часть судов возвращалась обратно, и особенно много таких было из состава конвоя PQ-14. Исходя из политических

Из книги Июнь. 1941. Запрограммированное поражение автора Лопуховский Лев Николаевич

Глава 5 ГЕРМАНСКИЕ ПЛАНЫ ВОЙНЫ С СССР РАЗРАБОТКА ПЛАНА ОПЕРАЦИИ «БАРБАРОССА»После разгрома Франции первоочередной целью Гитлера стала Англия. Он очень надеялся, что сокрушительный разгром французской армии и британского экспедиционного корпуса поставит эту страну на

Из книги Ту-16 Ракетно бомбовый ударный комплекс Советских ВВС автора Сергеев П. Н.

Торпедоносцы, постановщики мин и спасательные самолеты С самого начала проектирования Ту-16 его предполагалось использовать не только в ВВС, но и в авиации ВМФ. 12 июля 1954 г. вышло Распоряжение Совета Министров СССР №7501 об оборудовании бомбардировщиков Ту-16

Из книги Мины вчера, сегодня, завтра автора Веремеев Юрий Георгиевич

Германские мины Положение дел с минами в Германии было совсем иным.По Версальскому мирному договору 1919 года Германия могла иметь вооруженные силы численностью до 100 тысяч человек, но без танков, авиации и почти без артиллерии.В то же время военная угроза Германии со

Из книги Прерванный полет «Эдельвейса» [Люфтваффе в наступлении на Кавказ, 1942 г.] автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Торпедоносцы над Волгой В 1942 году кавказская нефть поставлялась в центральные районы СССР только по двум транспортным артериям: нефтеналивными судами по Волге и цистернами по однопутной железной дороге Астрахань – Урбах, проходящей восточнее, по границе Казахстана.

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора

Торпедоносцы 1951 год был богат на доработки Ил-28. 9 января, спустя четыре дня после завершения последних госиспытаний Ту-14Т, В.К. Коккинаки (ведущий инженер - А.П. Виноградов) совершил первый полет на торпедоносце Ил-28Т с грузовым отсеком длиной 4,18 м.20 января того же года

Из книги Savoia Marchetti S.79 Фотоархив автора Иванов С. В.

Торпедоносцы S.79 Хотя Regia Aeronautica использовали торпедоносцы еще во время Первой мировой войны, до самого начала Второй мировой войны она не располагала какими-либо специализированными подразделениями торпедоносцев. Впервые бомбардировщик S. 79 испытывался в качестве

Из книги Войска СС. Кровавый след автора Уорвол Ник

ГЕРМАНСКИЕ СС Я предполагаю сформировать и в ближайшем будущем интегрировать в СС расово полноценных и политически грамотных бойцов-добровольцев из Западной Европы без какого-либо ущерба для кадровой политики вермахта… Гиммлер, из письма главнокомандующему

Из книги Ил-4 автора Иванов С. В.

Германские ДБ-3Ф В начале войны в руки немцев попало несколько неисправных самолетов ДБ-3Ф. Самолеты были брошены отступающими советскими войсками на аэродромах. Самолеты предварительно выводились из строя, но не всегда успешно. Немцы сумели отремонтировать кое-что из

Из книги Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками». автора

Из книги Боевые самолеты Туполева автора Якубович Николай Васильевич

Из книги Кровавый контракт. Магнаты и тиран. Круппы, Боши, Сименсы и Третий рейх автора Лохнер Луи

Из книги Handley Page «Hampden» автора Иванов С. В.

Глава 6 Германские промышленники и профсоюзы На первый взгляд вопрос отношения германской промышленности к профсоюзам может показаться неуместным в книге, посвященной взаимоотношениям магнатов с диктатором. Но как было замечено в предисловии, критики стараются

Из книги Боги войны [«Артиллеристы, Сталин дал приказ!»] автора Широкорад Александр Борисович

Глава 10 Хотели ли войны германские промышленники? До Первой мировой войны, начавшейся в 1914 году, в мире не считали, что война не приносит выгоду. Сэр Норман Энджелл обращался к «глухим», прозорливо утверждая в своей революционной книге «Великая иллюзия», что следующая

Из книги автора

Бомбардировщики-торпедоносцы Ещё при создании «Хэмпдена» рассматривалась возможность использования его в качестве торпедоносца (эти работы проводились по спецификации М. 15/35). В преддверии снятия «Хэмпденов» с вооружения Бомбардировочного Командования, Опытный

Из книги автора

Глава 9 Германские САУ в сражении под Курском и Харьковом Рассказ о Курской битве будет неполным без взгляда «с той стороны». Поэтому стоит рассказать о действиях главной ударной силы германской артиллерии – САУ и реактивных минометов.Рассказ о САУ я начну со штурмовых

Недавно я прочел книгу известного историка Мирослава Морозова «Торпедоносцы в бою. «Смертники» Великой Отечественной». В книге подробно изложена история создания советской минно-торпедной авиации и ее участие в Великой Отечественной войне. Опираясь на документы обеих сторон, Морозов подробно разбирает все основные атаки советских торпедоносцев. Книга снабжена и большим количеством приложений с данными по всем торпедным атакам, данными по наиболее выдающимся пилотами и т. п.


Надо заметить, что при всем интересе, который вызывает эта книга, читать ее невесело. Когда мы читаем о наших поражениях на суше в 41-м году, можно утешаться тем, что в 44-45 годах советские войска точно так же громили немцев. Однако советские торпедоносцы и к концу войны не достигли особо значительных успехов. Активное формирование частей советской торпедоносной авиации началось только в конце 30-х годов. Уровень подготовки ее был весьма невысок (на инспекторской проверке НК ВМФ из трех полков МТА лишь один получил оценку «удовлетворительно», два других получили «неуд»), к тому же в начале войны морские летчики понесли огромные потери при действиях на сухопутном фронте. В результате возник замкнутый круг - слабая подготовка летчиков приводила к высоким потерям и низким результатам, а высокие потери в свою очередь не давали тщательно готовить летчиков. В результате, далеко не всегда удавалось эффективно реализовать даже превосходство в численности (атака сразу нескольких самолетов с разных направлений по одной цели для советских пилотов была практически нереальна).
Еще одной немаловажной причиной неудач стало отсутствие достоверной информации об успехах и неудачах торпедоносцев. Пилоты регулярно отчитывались об очередных победах, а начальство радостно принимало их рапорты на веру, чтобы установить истину. С одной стороны это вполне понятно - победные рапорты летчиков приносили соответствующую порцию наград не только летчикам, но и всей цепочке командования. А начни они разбираться, насколько эти рапорты соответствуют действительности, вместо наград скорее всего последовали бы наказания. Однако при этом командование лишалось практически единственного источника информации о результатах, в результате чего пилоты продолжали практиковать действия, которые не приносили никаких результатов (так, например, пилоты КБФ упорно летали на свободную охоту по ночам, хотя при этом за всю войну им не удалось достичь ни одной победы). В этом смысле нельзя не признать, что сухопутным войскам повезло, у них был вполне объективный критерий побед и поражений - передвижение линии фронта.
В общем, я рекомендовал бы эту книгу всем, кто интересуется историей советского флота.

Выбрал судьбу - 22 июня 1941-го я встретил под Владивостоком на Тихоокеанском флоте, - вспоминает ветеран. - Был выходной, и мы, молодые лётчики, пошли на речку: купались, играли в волейбол, знакомились с девчатами. И вдруг - тревога. Через час-полтора наш аэродром было не узнать. Экипажам выдали бомбы, и мы стали ждать дальнейших распоряжений. Ждали день, неделю, месяц, полгода… Оказалось, в судьбу лейтенантов вмешалась большая политика. База ВВС на Тихом океане нужна была Ставке для защиты от японцев - в Москве боялись, что союзник Германии нападёт с востока. И только когда 7 декабря 1941-го Япония нанесла удар по Пёрл-Харбору, развязав войну с США, Сталин смело перебросил войска на запад, укрепляя фронт. Это решение стало одним из главных в судьбе и Василия Минакова. Командир эскадрильи собрал лётчиков и прочёл приказ: 6 самолётов отправляются на север, 3 - на юг. Но кто - куда? Чтобы всё было по-честному, решили бросить жребий, положив в фуражку несколько скрученных бумажек. Минакову достался южный фронт. Так он попал на Чёрное море в 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк. Дату первого боевого вылета Василий Иванович хорошо помнит до сих пор. 1 июля 1942 года. Ночь. Из Москвы пришло распоряжение - эвакуировать жителей Севастополя. Под покровом темноты тральщики с женщинами, детьми, ранеными должны были выйти в море. С воздуха их прикрывал полк Минакова. - Появились немцы. Наша задача - чтобы они не могли прицельно сбросить бомбы. Что мы только не делали: вклинивались, отгоняли, шли в лоб. Дырок «накрутили» и они нам, и мы им, но главное - все наши три корабля благополучно пришли в порт назначения. Спасла каска Навсегда запомнил он и бой 18 августа 1942-го. Тогда надо было нанести удар по танкам, сосредоточенным у Новороссийска. История в окопах. Как работали археологи в годы Второй Мировой войны - Нам сказали: обязательно возьмите каски, - переносится в прошлое боевой генерал. - А я всегда летал просто в шлеме, каска была неудобной, поэтому обычно болталась возле кресла. Но здесь почему-то я её надел. И только натянул, как начался ад. Три снаряда разорвались рядом с моим самолётом, и большой осколок попал в металл. Всё лицо залило кровью. Если бы не она - конец. Каска спасла, но экипаж оказался на волосок от гибели. От страшного удара Минаков, державший штурвал, потерял сознание и повис на ремнях. Самолёт стал падать с высоты 4 тыс. метров. Казалось, смерть неминуема. И вдруг, когда до земли оставалось 500 м, Василий пришёл в себя. Более того, выровнял Ил, набрал высоту и полетел к своим. Его встречали с двойной радостью: видели, как машина вошла в пике, и думали, что погиб. Осколок он оставил на память и спустя много лет передал в музей, а однополчане подарили ему каску-талисман как напоминание о том времени. За всю войну он совершил 206 боевых вылетов, в том числе 70 ночных, что считалось верной гибелью. Топил вражеские корабли, нападал на конвой противника. Но самой опасной была работа с торпедами. - Ведь что такое торпедоносец? Это значит, что самолёт спускается на 20-30 метров над уровнем воды, преодолевая сумасшедший заградительный огонь, и сбрасывает снаряды, - рассказывает ветеран. - Один против 150-200 зенитных орудий и крупнокалиберных пулемётов. Редко кто выживал. Ошибиться тоже нельзя. Нажмёшь кнопку держателя рано - снаряд может «перепрыгнуть» судно. Поздно - пройдёт под дном. Поэтому надо рассчитать всё точно. Экипаж Минакова действовал ювелирно, уничтожив 32 вражеских корабля разного класса. Именно он в мае 1944-го в группе бомбардировщиков отправил на дно и немецкий транспорт «Тея», на борту которого находились 3500 вражеских солдат и офицеров. За эту операцию наш земляк был награждён орденом Александра Невского. Оказался причастен Василий Минаков и к историческим событиям. В октябре 1944-го Уинстон Черчилль в очередной раз прилетел в Советский Союз для переговоров со Сталиным и союзниками. Среди тех, кто встречал премьер-министра Великобритании в аэропорту Сарабуз под Симферополем, был и Василий Минаков. Ступив на крымскую землю, английский лидер подошёл к советским офицерам, пожал им руки, в том числе и Василию. - Однако мало кто знает, что тогда Черчилль приезжал с дочкой, - раскрывает детали Василий Иванович. - Для высоких гостей рядом с аэродромом подготовили, как сейчас говорят, вип-зону: полы барака устлали коврами, накрыли столы с хорошей едой и шампанским. Дочке Черчилля всё так понравилось, что когда высокопоставленный отец уехал в Массандру, она со своим окружением осталась и с удовольствием танцевала с нашими военными. За лихость его называли «Тёркиным на море», а за живучесть - заговорённым. А как иначе, когда однажды в очередном бою осколок пробил двигатель его самолёта, несколько рядов обшивки, но… запутался в тросе для сбрасывания ракет. Везло и напарникам, летавшим с Василием. За четыре года сражений в его экипаже сменились 10 штурманов и только одного тяжело ранили. И свой верный Ил-4 он ни разу за войну не менял. - Смотрю - весь в дырках, живого места нет, но подремонтировали и летим дальше, - как о живом говорит о боевом друге Василий Минаков. Мистика, но бомбардировщик подбили, когда Василия Ивановича отправили в отпуск, а его машину взял другой офицер… Молитва на листочке Страшно ли было? - Конечно, страшно, - не отрицает ветеран, - но только когда дают задание, готовишься к полёту. А когда сел в машину, поднялся в небо, уже не до страха. Надо маневрировать, уходить от противника. Почему это он должен меня сбить? Нет, я его! Впрочем, была у Василия Ивановича надёжная защита. Невеста Тамара, с которой он дружил с детства, написала ему от руки в ученической тетради молитву. Этот листочек, как и фото любимой, Василий всегда носил на груди. В 1942-м они случайно встретились, и он пообещал: «Если останусь жив, приеду и женюсь». Слово своё сдержал. В 1945-м приехал - Герой Советского Союза, 5 орденов, Золотая звезда. И сказал просто: «Пошли». Ему было 24 года. Вместе они прожили больше 60 лет, отметили бриллиантовую свадьбу. Вырастили сына, дочь, а сейчас радуют внуки. После войны Василий Минаков вернулся на Балтику, руководил ВВС Северного флота, получил звание генерал-майора. А затем 15 лет возглавлял в Ленинграде ЦНИИ авиации и космонавтики, занимался разработкой авиационной техники, новых типов самолётов. И ни на минуту не забывал о том, что пришлось пережить. О буднях и подвигах войны он написал 18 книг, посвящённых военно-морским лётчикам. Сейчас Василию Ивановичу 94, он живёт в Выборгском районе Петербурга. - Когда я рассказываю о своей жизни, многие не верят, - говорит герой. - А ведь всё это было со мной и моими товарищами. Сегодня историю пытаются переписать, подвиг наших солдат унизить - это подло. Мы всё сделали для Победы и никому её не отдадим.

оЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП ФПТРЕДПОПУОБС БЧЙБГЙС УХЭЕУФЧПЧБМБ Ч ччу чнж ууут ЕЭЕ Ч РТЕДЧПЕООЩК РЕТЙПД, РЕТЧЩИ РПВЕД ОБ ЧУЕИ ФТЕИ ЧПААЭЙИ ЖМПФБИ РТЙЫМПУШ ЦДБФШ ДПЧПМШОП ДПМЗП. уЛБЪБМУС Й ОЕДПУФБФПЛ ВПЕЧПЗП ПРЩФБ, Й ФП, ЮФП УБНПМЕФЩ, ПВПТХДПЧБООЩЕ ДМС ФПТРЕДОЩИ БФБЛ (дв-3 Й дв-ъЖ), Ч 1941-42 ЗЗ. ЙУРПМШЪПЧБМЙУШ ЛТБКОЕ ТЕДЛП РП РТСНПНХ ОБЪОБЮЕОЙА.

РЕТЧЩНЙ ХУРЕИБ ДПВЙМЙУШ НПТУЛЙЕ МЕФЮЙЛЙ ъБРПМСТШС. ьЛЙРБЦЙ РБТЩ йМ-4 ЙЪ 2-ЗП УНЕЫБООПЗП зЧ.лбр 9 БЧЗХУФБ 1942 З. РПУМЕ ЧПЪЧТБЭЕОЙС ЙЪ ЛТЕКУЕТУЛПЗП РПМЕФБ Л ВЕТЕЗБН РТПФЙЧОЙЛБ ДПМПЦЙМЙ П РПФПРМЕОЙЙ ОЕРТЙСФЕМШУЛПЗП ФТБОУРПТФБ ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕН Ч 6000 Ф. бФБЛБ ВЩМБ РТПЙЪЧЕДЕОБ Ч ФПЮЛЕ У ЛППТДЙОБФБНЙ 70°58"УЫ. 26°30"ЧД. рП ДПЛХНЕОФБН РТПФЙЧОЙЛБ, РТПФЙЧПМПДПЮОЩК ПФТСД Ч УПУФБЧЕ ФТЕИ УФПТПЦЕЧЩИ ЛПТБВМЕК ЧЕЮЕТПН ЬФПЗП ДОС Ч Т-ОЕуЧЕТИПМШДФБ ВЩМ ЧОЕЪБРОП БФБЛПЧБО УП УФПТПОЩ ВЕТЕЗБ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ ДЧХНС УБНПМЕФБНЙ-ФПТРЕДПОПУГБНЙ, ЛПФПТЩЕ ВЩМЙ ПРТЕДЕМЕОЩ ЛБЛ "вТЙУФПМШ" (?). уФПТПЦЕЧЙЛV6113 "зПФ" Ч 17.16 РПМХЮЙМ РПРБДБОЙЕ ФПТРЕДЩ Ч ГЕОФТБМШОХА ЮБУФШ Й РПФЕТСМ ИПД. чФПТБС ФПТРЕДБ РТПЫМБ НЙНП. дТХЗПНХ УФПТПЦЕЧЙЛХ ЙЪ ЬФПЗП ПФТСДБ -V5905 - ХДБМПУШ ПФВХЛУЙТПЧБФШ БЧБТЙКОЩК ЛПТБВМШ У ЪБФПРМЕООЩН НБЫЙООЩН ПФДЕМЕОЙЕН Ч РПТФ иПООЙОЗУ-ЧББЗ, ОП Ч УФТПК ЕЗП ФБЛ Й ОЕ ЧЧЕМЙ.

ВБМФЙКГЩ ПФЛТЩМЙ УЧПК ВПЕЧПК УЮЕФ РПЮФЙ ЮЕТЕЪ ФТЙ НЕУСГБ РПУМЕ ЬФПК БФБЛЙ. 26 ПЛФСВТС 1942 З. ЬЛЙРБЦЙ ДЧХИ йМ-4 ЙЪ 1 -ЗП зЧ.нфбр, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЙЪ ПДЙОПЮОЩИ ЛТЕКУЕТУЛЙИ РПМЕФПЧ, ДПМПЦЙМЙ П РПФПРМЕОЙЙ ДЧХИ ФТБОУРПТФПЧ, ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕН РП 6000 Ф ЛБЦДЩК (ПДЙО - Ч ФПЮЛЕ У ЛППТДЙОБФБНЙ 59°45" УЫ. 27°17" ЧД., ДТХЗПК - Ч ТБКПОЕ 59°37" УЫ. 27°17" ЧД.). рП ДПЛХНЕОФБН РТПФЙЧОЙЛБ ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП Ч ФПФ ДЕОШ Ч ТБКПОЕ П. вПМШЫПК фАФЕТУ УП ЧУЕН ЬЛЙРБЦЕН ЙЪ 45 ЮЕМПЧЕЛ РПЗЙВ ОЕНЕГЛЙК ПИПФОЙЛ ЪБ РПДЧПДОЩНЙ МПДЛБНЙ UJ1204. еЗП ПВМПНЛЙ ВЩМЙ ПВОБТХЦЕОЩ Ч ФПЮЛЕ У ЛППТДЙОБФБНЙ 59°48 УЫ. 27°11" ЧД. оЕНЕГЛПЕ ЛПНБОДПЧБОЙЕ РПУЮЙФБМП, ЮФП ЛПТБВМШ, ЛПФПТЩК ОЕУ ПДЙОПЮОЩК РТПФЙЧПМПДПЮОЩК ДПЪПТ, РПЗЙВ ОБ НЙОЕ.

РПУМЕДОЙНЙ ЪБРЙУБМЙ ОБ УЧПК УЮЕФ РПВЕДХ ФПТРЕДПОПУГЩ-ЮЕТОПНПТГЩ. рТЙЮЕН НЩ ЙНЕЕН ТЕДЛХА ЧПЪНПЦОПУФШ УТБЧОЙФШ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ЬФПК ХУРЕЫОПК БФБЛЙ РП НБФЕТЙБМБН ПВЕЙИ УФПТПО. 22 СОЧБТС 1943 З. Л-О й.чБУЙМЕОЛП РПДОСМ Ч ЧПЪДХИ УЧПК йМ-4 ЙЪ УПУФБЧБ 5-ЗП зЧ.нфбр ДМС ДБМШОЕЗП ЛТЕКУЕТУЛПЗП РПМЕФБ. ч ФЕЮЕОЙЕ 9 ЮБУПЧ РТЕДУФПСМП РТПКФЙ РП НБТЫТХФХ 2500 ЛН, ПУНПФТЕФШ ЛПННХОЙЛБГЙЙ УЕЧЕТПЪБРБДОПЗП ТБКПОБ юЕТОПЗП НПТС, РПВЩЧБФШ Х уЕЧБУФПРПМС, пЮБЛПЧБ, пДЕУУЩ, уХМЙОЩ. ьЛЙРБЦ УФБТФПЧБМ ТБОП ХФТПН - У ТБУЮЕФПН ЧЩРПМОЙФШ ЪБДБОЙЕ ЪБУЧЕФМП. рПЗПДБ ДМС БФБЛЙ ВЩМБ ВМБЗПРТЙСФОПК, ОП ДМС РЙМПФЙТПЧБОЙС Й ОБЧЙЗБГЙЙ НБЫЙОЩ - ЧЕУШНБ УМПЦОПК. юБУФЩЕ ДПЦДЕЧЩЕ ЪБТСДЩ, ОЙЪЛБС ПВМБЮОПУФШ, УЙМШОЩК ЧЕФЕТ, ВПМФБОЛБ ЙЪНБФЩЧБМЙ БЧЙБФПТПЧ. пВУМЕДПЧБЧ ТБКПО ПФ уЕЧБУФПРПМС ДП НЩУБ фБТИБОЛХФ, ОБРТБЧЙМЙУШ ЮЕТЕЪ лБТЛЙОЙФУЛЙК ЪБМЙЧ Л фЕОДТПЧУЛПК ЛПУЕ, ЪБФЕН Л пДЕУУЕ.

ЧПЛТХЗ - ФПМШЛП ЮЙУФПЕ НПТЕ, ИПФС РПМЕФ ДМЙМУС ХЦЕ ЫЕУФШ ЮБУПЧ. уПМОГЕ НЕДМЕООП ЛМПОЙМПУШ Л ЪБЛБФХ. ъБЛБОЮЙЧБМУС ЧЩДЕМЕООЩК ДМС ЛТЕКУЕТУФЧБ ЪБРБУ ЗПТАЮЕЗП, Й ЫФХТНБО Л-О о.бОДТЙЕОЛП ОБРПНОЙМ ЛПНБОДЙТХ, ЮФП ДП УЧПЕЗП БЬТПДТПНБ ПЛПМП ФТЕИ ЮБУПЧ РПМЕФБ. оП МЕФЮЙЛЙ ЧУЕ ЦЕ ТЕЫЙМЙ ДПКФЙ ДП уХМЙОЩ. й ОЕ ЪТС. оБ РПДИПДБИ Л уХМЙОУЛПНХ ЗЙТМХ дХОБС ПОЙ ПВОБТХЦЙМЙ ЛПОЧПК, ЛПФПТЩК ХЦЕ ОБЮБМ ЧФСЗЙЧБФШУС Ч ХУФШЕ ТЕЛЙ, ОБРТБЧМССУШ Ч РПТФ. нЗОПЧЕООП УОЙЪЙЧЫЙУШ ДП ЧЩУПФЩ 20 Н, ФПТРЕДПОПУЕГ ХУФТЕНЙМУС Л ПДОПНХ ЙЪ ФТБОУРПТФПЧ. жБЫЙУФУЛЙЕ ЛПТБВМЙ ЪБНЕФЙМЙ ЕЗП Й ЧУФТЕФЙМЙ ПЦЕУФПЮЕООЩН ПЗОЕН. чУМЕД ХДБТЙМБ Й ВЕТЕЗПЧБС БТФЙММЕТЙС. уБНПМЕФ ЫЕМ УТЕДЙ ЫБРПЛ ТБЪТЩЧПЧ Й ЧПДСОЩИ УФПМВПЧ. чУЕ ЬФП ЧЩЗМСДЕМП ЛБЛ Ч УФТБЫОПН УОЕ. оП йМ-4 ХЦЕ МЕЗ ОБ ВПЕЧПК ЛХТУ, Й ОЙЮФП ОЕ НПЗМП ЕНХ РПНЕЫБФШ. гЕМШ - Ч ГЕОФТЕ ЧЙЪЙТБ. лПЗДБ ДП ОЕЕ ПУФБМПУШ 500 Н, бОДТЙЕОЛП УВТПУЙМ ФПТРЕДХ. нБОЕЧТЙТПЧБФШ ВЩМП РПЪДОП: ЧПЛТХЗ ЛПТБВМЙ ПИТБОЕОЙС Й РТЙ ТБЪЧПТПФЕ ЧУС РМПУЛПУФШ НБЫЙОЩ ПЛБЪБМБУШ ВЩ РПД РТЙГЕМШОЩН ПЗОЕН. уБНПМЕФ РТПОЕУУС ОБД РТПФЙЧОЙЛПН, РПМЙЧБС ЕЗП УЧЙОГПН ЙЪ ФТЕИ ВПТФПЧЩИ РХМЕНЕФПЧ.

ФПТРЕДБ РПРБМБ Ч ГЕМШ Й ЧЪПТЧБМБУШ. фТБОУРПТФ ЪБЗПТЕМУС Й УФБМ ФПОХФШ. рПДПЫЕДЫБС Л ВПТФХ ДМС ПЛБЪБОЙС РПНПЭЙ ВБТЦБ ФБЛЦЕ ЪБРЩМБМБ - ПЮЕЧЙДОП, ПЗПОШ РЕТЕЛЙОХМУС Й ОБ ОЕЕ. ьЛЙРБЦ МЕЗ ОБ ЛХТУ Л УЧПЕНХ БЬТПДТПНХ, ЪБЖЙЛУЙТПЧБЧ ЧУЕ РТПЙУИПДСЭЕЕ ОБ РМЕОЛХ. пДОБЛП РПВЕДБ ДБМБУШ ОЕМЕЗЛП - ФПТРЕДПОПУЕГ РПМХЮЙМ РПЧТЕЦДЕОЙС: РТПВЙФБ Ч ОЕУЛПМШЛЙИ НЕУФБИ ЫФХТНБОУЛБС ЛБВЙОБ, У РЕТЕВПСНЙ ТБВПФБМ РТБЧЩК НПФПТ. хИХДЫЙМБУШ Й РПЗПДБ - РТСНП РП ЛХТУХ УФПСМБ ОЙЪЛБС ПВМБЮОПУФШ, РТЙЫМПУШ ЙДФЙ Ч РПМПУЕ ДПЦДС РТЙ УЙМШОПК ВПМФБОЛЕ. рПУМЕ ДЧХИ ЮБУПЧ РПМЕФБ УФБМ ИБОДТЙФШ Й МЕЧЩК НПФПТ. мЕФЮЙЛ УФБТБМУС ДПФСОХФШ ДП ДПНБ ОБЙЛТБФЮБКЫЙН РХФЕН. лПЗДБ ДП БЬТПДТПНБ ПУФБЧБМПУШ 20 НЙОХФ РПМЕФБ, РТБЧЩК НПФПТ ПФЛБЪБМ. фПТРЕДПОПУЕГ ОБЮБМ ФЕТСФШ ЧЩУПФХ. оБУФХРЙМБ ОПЮШ, ЧЙДЙНПУФШ ТЕЪЛП ХИХДЫЙМБУШ. чЕУФЙ РПДВЙФХА НБЫЙОХ ЧУМЕРХА ПЛБЪБМПУШ ОЕЧПЪНПЦОЩН, Й ЫФХТНБО РТПМПЦЙМ РХФШ Л ВМЙЦБКЫЕК РПУБДПЮОПК РМПЭБДЛЕ - ОБ НЩУ рЙГХОДБ. дП ВЕТЕЗБ ДПФСОХФШ ХДБМПУШ, Й МЕФЮЙЛ, ЙУРПМШЪХС ФПМШЛП РПУБДПЮОХА ЖБТХ, УХНЕМ ВМБЗПРПМХЮОП РПУБДЙФШ УБНПМЕФ. ъБ ХНЕМПЕ ЧЩРПМОЕОЙЕ ВПЕЧПЗП ЪБДБОЙС, НХЦЕУФЧП Й ЗЕТПЙЪН, РТПСЧМЕООЩЕ Ч ЬФПН РПМЕФЕ, Л-О й.чБУЙМЕОЛП ОБЗТБЦДЕО ПТДЕОПН лТБУОПЗП ъОБНЕОЙ, Б ЫФХТНБО ЪЧЕОБ Л-О о.бОДТЙЕОЛП - ПТДЕОПН пФЕЮЕУФЧЕООПК ЧПКОЩ 1-К УФЕРЕОЙ.

Б ЧПФ ЛБЛ ПРЙУЩЧБЕФ ЬФХ БФБЛХ БЧФПТ НПОПЗТБЖЙЙ "чЕОЗЕТУЛЙК ФПТЗПЧЩК ЖМПФ ЧП ЧФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЕ", ПФУФБЧОПК ЛБРЙФБО ъПМФБО рЕФЕИБЪЙ, РПМШЪПЧБЧЫЙКУС НБДШСТУЛЙНЙ БТИЙЧОЩНЙ ДПЛХНЕОФБНЙ. "22 СОЧБТС ФЕРМПИПД "лПМПЫЧБТ" (Koloszvar) 1030 ВТФ./1200 Ф Ч ПИТБОЕОЙЙ ДЧХИ ОЕНЕГЛЙИ ФТБМШЭЙЛПЧ ФЙРБ "R" РПДПЫЕМ Л уХМЙОУЛПНХ ТЕКДХ, ЗДЕ ОБНЕЮБМПУШ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ВПМШЫПЗП ЛПОЧПС. фТБМШЭЙЛЙ ПУФБЧЙМЙ УХДОП ОБ ТЕКДЕ Й ОБРТБЧЙМЙУШ Л уХМЙОЕ. ч ЬФП ЧТЕНС ОБ УХДОЕ ХУМЩЫБМЙ РТПМЕФ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ ПДЙОПЮОПЗП УБНПМЕФБ, У ЛПФПТПЗП ЮФП-ФП ХРБМП Ч ЧПДХ. ьФП ВЩМБ БЧЙБФПТРЕДБ. у ЛПНБОДЙТУЛПЗП НПУФЙЛБ ЪБНЕФЙМЙ УМЕД ЙЪ ЧПЪДХЫОЩИ РХЪЩТЕК, ОП УБНБ ФПТРЕДБ ВЩМБ УВТПЫЕОБ ОБ ТБУУФПСОЙЙ ЧУЕЗП ПЛПМП 120 НЕФТПЧ. лПНБОДЙТ дЕОЙЫ дПВХЪЙ ОЕНЕДМЕООП ОБЮБМ НБОЕЧТЙТПЧБФШ, ОП ЛБФБУФТПЖЩ ЙЪВЕЦБФШ ХЦЕ ОЕ ХДБМПУШ. фПТРЕДБ РПРБМБ Ч ЛПТНХ УХДОБ Й ЧЪПТЧБМБУШ Ч НБЫЙООПН ПФДЕМЕОЙЙ. рПЗЙВМБ ЧУС НБЫЙООБС ЛПНБОДБ Й 7 ОЕНЕГЛЙИ ЪЕОЙФЮЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ОБИПДЙМЙУШ Х ЛПТНПЧПЗП ПТХДЙС (20-НН ЪЕОЙФОПЗП БЧФПНБФБ). ъБЗПТЕМБУШ ТБЪМЙЧЫБСУС РП ЧПДЕ ОЕЖФШ, Й ЛПТНБ Ч ПДОП НЗОПЧЕОЙЕ ВЩМБ ПИЧБЮЕОБ ПЗОЕН. лБРЙФБО Й УФБТЫЙК РПНПЭОЙЛ УТБЪХ ЪБОСМЙУШ ТБЪНЕЭЕОЙЕН ХГЕМЕЧЫЙИ ЮМЕОПЧ ЬЛЙРБЦБ Ч УРБУБФЕМШОЩИ ЫМАРЛБИ, ЮФПВЩ РПЛЙОХФШ РПМОПУФША ПИЧБЮЕООПЕ ПЗОЕН УХДОП. лПТРХУ ФЕРМПИПДБ ЧЕУШ ЧЩЗПТЕМ. фП, ЮФП ПУФБМПУШ, РПЪЦЕ ВЩМП ПФВХЛУЙТПЧБОП ОБ ЧЕТЖШ "зБОГ дБОХВЙХУ" Ч вХДБРЕЫФЕ. вЩМП ОБКДЕОП ФПМШЛП ФЕМП ЗМБЧОПЗП НЕИБОЙЛБ, ЛПФПТПЕ ВЩМП РПИПТПОЕОП ОБ уХМЙОУЛПН ЛМБДВЙЭЕ. йЪ 34 ЮЕМПЧЕЛ ЬЛЙРБЦБ РПЗЙВМЙ 14-7 ЧЕОЗТПЧ Й 7 ОЕНГЕЧ."

ЛБЛ ЧЙДОП ЙЪ ПРЙУБОЙС ЬФПК НБУФЕТУЛПК БФБЛЙ, ЧУЕ ВЩМП ОЕУЛПМШЛП РТПЭЕ - ОЕ ВЩМП "ЫЛЧБМБ ЪЕОЙФОПЗП ПЗОС" - УФТЕМСМ ФПМШЛП ЛПТНПЧПК ЪЕОЙФОЩК 20-НН БЧФПНБФ "ьТМЙЛПО", ДБ Й ЪБ ВБТЦХ Х ВПТФБ ЗПТСЭЕЗП УХДОБ ВЩМЙ РТЙОСФЩ УРХЭЕООЩЕ УРБУБФЕМШОЩЕ УТЕДУФЧБ. ч МАВПН УМХЮБЕ, РТПФЙЧОЙЛ ВЩМ ЪБУФЙЗОХФ ЧТБУРМПИ Й РПРМБФЙМУС ЪБ ЬФП РПФЕТЕК ГЕООПЗП УХДОБ, ОЕДПУФБФПЛ Ч ЛПФПТЩИ ОЕНГЩ ПУФТП ПЭХЭБМЙ ДП ЛПОГБ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК ОБ юЕТОПН НПТЕ.

рПВЕДЩ УПЧЕФУЛПК БЧЙБГЙЙ ОБ НПТУЛЙИ фчд

фЙР УБНПМЕФБ

жМПФЩ

лвж уж юж чУЕЗП
йМ-2 167 39 127 294
б-20 98 21 41 160
рЕ-2, рЕ-3 68 16 64 148
дв-3, йМ-4 20 14 64 94
рЕ-8 3 - - 3
нвт-2 3 - 18 21
ув 1 3 24 28
бТ-2 1 - - 1
й- 153 1 - 4 5
ндт-6 1 - - 1
мБ-5 1 - - 1
т-40 - 39 - 39
Hampden - 3 - 3
т-39 - 3 - 3
ч-25 - - 5 5
зуф - - 1 1
й-16 - - 2 2
т-10 - - 2 2
сЛ-9 - - 4 4
сЛ-1 - - 1 1

фПТРЕДПОПУГЩ-ФЙИППЛЕБОГЩ ПФЛТЩМЙ УЧПК ВПЕЧПК УЮЕФ ХЦЕ Ч РЕТЧЩК ДЕОШ ВПЕЧЩИ ДЕКУФЧЙК (УЛБЪБМУС ВПЗБФЩК ВПЕЧПК ПРЩФ ЧПЕООЩИ МЕФ). чЩМЕФЕЧЫЙЕ ДМС "УЧПВПДОПК ПИПФЩ" Ч ГЕОФТБМШОПК ЮБУФЙ сРПОУЛПЗП НПТС йМ-4 ЙЪ 2-ЗП нфбр Ч 18.50 ФПТРЕДЙТПЧБМЙ Й РПФПРЙМЙ Ч ФПЮЛЕ У ЛППТДЙОБФБНЙ 40°25" УЫ. 128°18" ЧД. СРПОУЛЙК УХИПЗТХЪ "фЕОЫП нБТХ" (Tensho Maru) ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕН Ч 3035 ВТФ.

УХДШВБ УХДПЧ, УФБЧЫЙИ ЦЕТФЧБНЙ РЕТЧЩИ ХУРЕЫОЩИ БФБЛ УПЧЕФУЛПК ФПТРЕДПОПУОПК БЧЙБГЙЙ, РП-УЧПЕНХ РТЙНЕЮБФЕМШОБ. "ъБРПМСТОЩК" фПФ" ОБЮБМ ЧПКОХ Ч ЛБЮЕУФЧЕ БОЗМЙКУЛПЗП ФТБХМЕТБ онф-263 "Cape Siretolo", ОП ХЦЕ 28 БРТЕМС 1940 З. ВЩМ РПФПРМЕО ОЕНГБНЙ Ч нЕМШДЕ-ЖШПТДЕ. чУЛПТЕ ВЩМ РПДОСФ Й ЧПЫЕМ Ч УПУФБЧ чну зЕТНБОЙЙ. еЗП ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕ ВЩМП ОЕ 6000 Ф (ЛБЛ ДПМПЦЙМЙ ЬЛЙРБЦЙ йМ-4), Б ФПМШЛП 452 ВТФ. (1000 Ф). бОБМПЗЙЮОЩИ ТБЪНЕТПЧ ВЩМ РПФПРМЕООЩК ОБ вБМФЙЛЕ UJ1204 - ВЩЧЫЙК ОЕНЕГЛЙК ТЩВПМПЧОЩК ФТБХМЕТ PG-322 "Bohmen" - 475 ВТФ. рПЮЕНХ ЦЕ Ч ПВПЙИ УМХЮБСИ БЧЙБФПТЩ ДПМПЦЙМЙ П РПФПРМЕОЙЙ УХДПЧ РП 6000 Ф? дЕМП Ч ФПН, ЮФП Ч ЗПДЩ ЧПКОЩ ЬЛЙРБЦБН УПЧЕФУЛЙИ РПДЧПДОЩИ МПДПЛ, ФПТРЕДОЩИ ЛБФЕТПЧ Й ВПЕЧЩИ УБНПМЕФПЧ ЪБ РПДФЧЕТЦДЕООПЕ РПФПРМЕОЙЕ ЧТБЦЕУЛЙИ УХДПЧ Й ЛПТБВМЕК ЧЩРМБЮЙЧБМЙУШ ДЕОЕЦОЩЕ РТЕНЙЙ. тБЪНЕТ ЬФЙИ РТЕНЙК ОБРТСНХА ЪБЧЙУЕМ ПФ ТБЪНЕТПЧ РПФПРМЕООПЗП УХДОБ, РТЙЮЕН ЙОФЕТЕУОП, ЮФП РТЕНЙЙ ДЕМЙМЙУШ РП "ЖМЙВХУФШЕТУЛПНХ РТБЧХ" - РПМПЧЙОБ ЛПНБОДЙТХ, Б ЧФПТБС РПМПЧЙОБ ДЕМЙМБУШ РПТПЧОХ НЕЦДХ ЮМЕОБНЙ ЛПНБОДЩ. лПНБОДПЧБОЙЕ ЖМПФПЧ, ЛПОЕЮОП, ЪОБМП, ЮФП ЬЛЙРБЦЙ РТЙ ДПЛМБДБИ ПВЩЮОП РТЕХЧЕМЙЮЙЧБАФ ТБЪНЕТЩ ХОЙЮФПЦЕООЩИ ГЕМЕК Ч ОЕУЛПМШЛП ТБЪ, ОП ЪБЛТЩЧБМП ОБ ЬФП ЗМБЪБ.

рПВЕДЩ УПЧЕФУЛПК ФПТРЕДПОПУОПК БЧЙБГЙЙ
1БЪЧБОЙЕ ЙМЙ ОПНЕТ фПООБЦ тБКПО лПМ-ЧП У-ФПЧ/ ЮБУФШ
вБМФЙЛБ
1942З.
26.и пИПФОЙЛ Uj 1204 475 П.фЙФБТУББТЙ 2 йМ-4/ 1 нфбр
1943З.
2.V! фт Heinrich von Plauen 1746 Н.дПНЕУОЕУ 1 йМ-4/ 1 нфбр
8.VI ЫИХОБ Gullkrona 476 вПТФОЙЮЕУЛЙКЪБМ. 1 йМ-4/ 1 нфбр
23. VIII фт Herakles 5103 П.хФЕ 1 йМ-4/ 1 нфбр
2. IX РМБЧНБСЛ Rauma 500 тБХНБ 1 йМ-4/ 1 нфбр
2. IX фт SveraerReuther ? рБМБОЗБ 1 йМ-4/ 1 нфбр
16. IX улт Visko 360 П.лЕТЙ 1 йМ-4/ 1 нфбр
26. IX фт Hildegard 1287 чЙОДБЧБ 1 йМ-4/ 1 нфбр
30. IX рв Zulehow-17 396 Н.уФЕКОПТФ 1 йМ-4/ 1 нфбр
1.XI фт Marienburg 1322 Н.уФЕКОПТФ 1 A-20G/ 1 нфбр
1944З.
27.V фт AnniAhrens 895 Н.дПНЕУОЕУ 1 A-20G/ 1 знфбр
15.VII фт Hochsee 2245 Н.уФЕКОПТФ 2 A-20G/ 1 знфбр
25.VII фт Nordwind 376 фБММЙОО 4A-20G/51 нфбр
13. VIII улт TF11 491 лХТЙЫЕ-оЕТХОЗ 4A-20G/1 знфбр
22. IX фт нПЕЗП 6111 57°26"N, 20°18"е 4A-20G/ 1 знфбр
25.IX фт Meyersledge 828 58°03"N, 24°01"N 4A-20G/1 знфбр
10.и фт Inge Christophersen 1353 нЩОФХ 4б-20у/51-к нфбр
7.XII улт V1606 422 Н.уФЕКОПТФ 9
7.XII улт Vs 515 252 Н.уФЕКОПТФ 7
1945З.
14.1 фт MimiHorn-ll 2211 Н.вТАУФЕТПТФ 2A-20G/51 нфбр
15.1 тф Fedinandt 286 Н.тЙЛУЗЕЖФ 4A-20G/51 нфбр
15.1 тф Doggerbank 257 Н.тЙЛУЗЕЖФ 4A-20G/51 нфбр
5.11 рв SAT- 15 322 рЙММБХ 4A-20G/51 нфбр
16.11 фт Emsstrom 2517 аъ нЕНЕМС 2 A-20G/ 1 знфбр
1.111 фт Gerrit Fritzen 1707 ЛПУБиЕМБ 4A-20G/51 нфбр
9. Ill фт Borbek 6002 ЛПУБиЕМБ 4A-20G/51 нфбр
18.111 фт RO-9 Orion 1722 ыФПМШРЕНАОДЕ 9A-20G/1 Й 51 нфбр
18.111 ФЫ, R-227 175 ыФПМШРЕНАОДЕ 9A-20G/1 Й 51 нфбр
22.111 фт Frankfurt 1186 Н-Л уФЙМП 12A-20G/1 Й 51 нфбр
25.111 рв LAT-7 218 ыФПМШРЕНАОДЕ 4A-20G/1-U знфбр
16. IV фт H-11 Cap Gvir 1536 56°23"н, 20°12"е 6б-20у/51-кнфбр
18. IV рв SAT-5 399 рЙММБХ 7б-20у/51-кнфбр*
ъБРПМСТШЕ
1942З.
9.VIII улт V 6113(1) 450 уЧЕТИПМШДФ 2 дв-3/ 2 убр
7.и фт DoraElise 1320 вЕТМЕЧПЗ 2 дв-3/ 2 убр
1943З.
25. IV фт Leesee 2624 лПОЗУ-ЖШПТД 5Hampden/24MTAn
1944З.
23. III улт V 6109 602 чБТДЕ ?
2. IV фт Andenes 883 мЙОЗЕО-ЖШПТД 1 A-20G/ 9 нфбр
11.V улт V 6113(11) 514 лПОЗУ-ЖШПТД 5 A-20G/ 9 нфбр
25.V фт Solvikejn 3502 уАМШФЕ-ЖШПТД 6 йМ-4/9 нфбр
16.VI рв Florianopolis 7419 уФТЙНВЕТЗ 5 A-20G/ 36 нфбр
17.VI фт Dixie 1671 лЙТЛЙОЕУ 2 йМ-1 Й 5 б-20/5 нфбд
23. VIII фт Ruhr 325 чБДУЕ 26 A-20G/ 5 нфбд
19. IX рвб Frieseland 5434 Н.оПТДЛБР 2 A-20G/ 9 нфбд
14.и рн Sudmeer 8133 рПТУБОЗЕТ-ЖШПТД 5 A-20G/ 36 нфбр
16.и ФЭ R-301 175 чБТДЕ 10б-20у/5нфбд
24.и улт V 6111 435 чБДУЕ 4A-20G/36 нфбр
27.и рв MRS-26 4010 рПТУБОЗЕТ-ЖШПТД 9 A-20G/ 36 нфбр
юЕТОПЕ НПТЕ
1943З.
22. 1 фт Koloszvar 1030 уХМЙОБ 1 йМ-4/ 5 нфбр
12. VIII фт Boy Feddersen 6689 Н.фБТФБОЛХФ 5 A-20G/ 36 нфбр
17.и вдв F 41 8C 220 бЛ- нЕЮЕФШ 5 йМ-4/ 5 нфбр
1944З.
19.111 фт Larissa 1819 бЛ-нЕЮЕФШ 9 A-20G/ 36 нфбр
10. IV фт AlbrechtDurer 570 уХМЙОБ 4 йМ-4/ 5 нфбр
5 A-20G/ 36 нфбр
10.V фт Totila 2773 х уЕЧБУФПРПМС A-20G/ 36 нфбр
й М -4/ 5 нфбр
10.V фт Teia 2770 х уЕЧБУФПРПМС A-20G/ 36 нфбр
й М -4/ 5 нфбр
фЙИЙК ПЛЕБО
1945З.
9. VIII фт Tensho Maru 3035 сРПОУЛПЕ НПТЕ 2 йМ-4/ 2 нфбр
22. VIII фт DaitoMaru-49 744 пИПФУЛПЕ НПТЕ 1 йМ-4/ 2 нфбр
* уПЧНЕУФОП У рЕ-2 Й йМ-2.
уПЛТБЭЕОЙС: фт - ФТБОУРПТФ, улт - УФПТПЦЕЧПК ЛПТБВМШ, рв РСБЧВБФБТЕС, тф - ТЩВПМПЧОЩК ФТБХМЕТ.
зэ- ФТ&МШЭЙЛ, рвб - РМБЧВБЪЕ БЧЙБГЙЙ, чдч -ВЩУФТПИПДОБС ДЕУБОФОБС ВБТЦБ, рн - РМБЧНБУФЕТУЛБС.